Пращуры
Краткая история Вологодского края X - XVIII в. Реконструкция истории пращуров
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
26 марта 2015 11:50 29 марта 2015 11:12 8. Чтобы выстроить цепочку пращуров, нужно понимать порядок назначения клира в 16-18 веках.
Привожу выдержки из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Вологодской епархии в 1674 - 1675 годах». …В постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. изложены требования нравственного характера, предъявляемые к кандидатам в священный сан и на пост настоятеля монастыря,— они должны быть «беспорочны, ненапрасно не гневливы, не пияницы, не убийцы, не скверностяжательны, страннолюбцы и боголюбцы, целомудрены, праведны, воздръжательны от всякого зла и от упиваниа, добре сведуща истинный закон»... …В 25-й главе этого памятника оговариваются также формальные требования к ставленникам: «И святителем избирати по священным правилом: в попы ставити 30 лет, а в диаконы – 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных, православных христиан, управити могли по священным правилом»[1]. Более подробно требования к священнослужителям изложены в Кормчей 1650 г. в главе 60 «О хиротонии, сиречь, о рукоположении святительском, на новопоставленом иереи, выписано из правил святых апостол и святых отец»[2]. Канонист И. С. Бередников писал о поставлении на Руси священнослужителей: « Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения»[3]. Публикуемые документы иллюстрируют эту процедуру. В 1674–1675 гг. к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону (1664–1684 гг.) обращались насельники Кириллова Белозерского, Дионисиева Глушицкого, Горнего Успенского, Николо-Коряжемского, Спасо-Каменного монастырей (см. публикацию, доку¬менты № 2–4, 6, 8, 12, 15, 17, 18) и прихожане церквей как вологодских («изнутри города храма Знамения Пречистыя Богородицы и благоверных князей Бориса и Глеба» — документ № 5), так и из отдаленных мест («усть-вымского приходу крестьянинишка» — документ № 7) с просьбами о назначении новых клириков… Причины подачи челобитных были разными: в Кирилловом Белозерском монастыре было «свещенниками скудно», в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» вдовому священнику Игнатию Логинову было запрещено служить, требовалось назначить нового иерея, диакон Феодор, служивший в усть-вымском приходе, «во 183-м году фев¬раля в 2 день судом Божиим… преставися», нужен был новый диакон. Особо отметим челобитную иерея Антипы, который после конфликта с помещиками Ушаковыми «от церкви отшел за волость» и просил о назначении в какой-либо храм. По словам Антипы, «без земли мне кормитца нечем, семьишка у меня на хлебе десять душ». Этот священник 21 июня 1675 г. получил перехожую грамоту «к церкви Рождеству Пречистой Богородицы на вымершее порожное место» в вотчине Кириллова Белозерского монастыря (документ № 9). Выбор кандидата проводился всей общиной. Так, прихожане усть-вымской церкви Бла¬говещения Пресвятой Богородицы «выбрали, излюбили… крестьянина во дьяконы Алексея Григорьева сына Иконникова» (документ № 7). В челобитных находим многочисленные имена крестьян и «людей разных чинов», на обороте документов — подписи авторов челобитных или священников, которые удостоверили документ «вместо детей духовных» (например, документы № 5, 13, 14). При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата. В одной из челобитных находим характеристику церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова, которого просили поставить во иереи: «Он человек доброй, в грамоте умеет и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле» (документ № 13). На решение архиерея челобитчики пытались влиять, сообщая о кандидате, который был неугоден большинству прихожан, дискредитирующие сведения. Например, про Илью, сына покойного священника, сообщалось, что «дед ево и отец бывали боярские Дорофея Ельчанинова крестьяне, а сказывают у себя отпускную, а отпускные не кажут. А буде, го¬сударь, и отпускная есть, отцу их покойному попу Григорью, а детям ево отпускные нет, и та отпускная им не крепка. И тебе бы, государь великий святитель, про то про все было ведомо» (документ № 19). В нескольких челобитных повторяются аргументы в пользу скорейшего поставления: «У нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения»; «а боли и родильницы у нас без причастия и без молитвы помирают»; «а у нас, государь, церковь Божия стоит без пения, а в приходе боли лежат и помирают бес покаяния и бес причастия, а родильницы лежат без молитов»; «нынечи, государь, у нас в приходе церкви Божии стоят без пения, и роженицы лежат без молитв во многое время, и без причастия помирают многие, и усопшия лежат поверх земли подолгу во многие времяна, а иные приходы у нас удалели, и попы к нам не ездят, потому что время работное». Эти аргументы соотносятся с размышлениями отцов Стоглавого Собора о необходимости скорейшего назначения в храмы священнослужителей: «О ставленикех, хотящим в диаконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставити — ино сопротивно священным правилом, а не поставити — ино святыа церкви без пения будут, а православныа хрестьяне учнут без покаяния умирати»[4]. Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа Симона. Так, иеродиакону Савве из Кириллова Белозерского монастыря «не дана грамота» (документ № 2), а прихожане «Сянжемской трети Белтяивы слободы Воскресенского приходу» (в этом приходе служили мои предки) просили вместо не получившего благословения Григория Ларионова сына Попова поставить Василия Емельянова сына «прозванием» Хмеленина (документ № 16). Ранее 21 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с просьбой о служении в храме священника Антипы Иосифова (Л. 12) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом Белозерского уезду Кирилова монастыря вотчины Запогосныя волости церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и Рождества Иисуса Христа старостишко Никифорко Микин, Артемко Митрофанов, Ивашко Тарасов, Гришка Ансифоров, Моисейко Микин, Левка Трефилов, Ивашко Трефяков, Ивашко Якимов, Сысойко Леонтьив, Гав¬рилко Мишин, Феодорко Трофимов, Ивашко Тихонов, Федотко Минин, Симеонко Ансифиров, Гришка Анфиногенов, Давыдко Трефилов, Васка Алферов, Петрушка Пантелеив, Исачко Поликарпов, Деокимко Трофимов, Матюшка Симеонов, Ивашко Дементьив, Павличко Афонасиив, Стефанко Пантелеив и все прихоцкие крестьянце. В прошлом, госу¬дарь, во 182-м году маия в 26 день у нашия Божии церкви Рождества Богородицы свяще¬ник Андрей Аверкиив судом Божиим помер. И у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозер¬ский, пожалуй нас, прихоцких крестьянец, благослови к нашей Божией церкви служить священника Антипу Иосифова[n] и к нам жить. Нам он к Божии церкви годен, и во всем смирен, и всем нам, прихоцким крестьяном, люб. А преже сего, государь, дед ево Григо¬рей Гаврилов, и отец, и брат ево служили bу нас[o] в попех и померли ныне. Он нам, священик Антипа Иосифов, к Божии церквы[p] служить годен и всем нам люб. Великий святитель, государь, смилуйся пожалуй [q] ... Таким образом, публикуемые документы отражают как правовые аспекты избрания на церковные должности, так и различные обстоятельства, и бытовые ситуации, сопутствовавшие поставлению в 1675 г...
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
26 марта 2015 12:07 26 марта 2015 13:05 9. На основе требований Стоглавого собора 1551г, анализа ревизских сказок 1834г и исповедных ведомостей за 1724, 1745, 1760 и 1810гг делаю предположения и выводы по пращурам Сиземским.
Привожу выписки.
ГАВО. Исповедные ведомости церкви Рождества Богородицы, что на Сизме за 1724г. Выписка Дмитрия Пшеницына. «Вологодского уезду Тошенской трети церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что в вотчине Кириллова монастыря села Сизмы…»
ГАВО. Исповедные ведомости Вологодского уезда церкви Рождества Богородицы, что на Сизьме за 1745 год. Выписка Дмитрия Пшеницына: «…Роспись Вологодской епархии Вологодского уезду церкви Рождества Богородицы, что на Сизме священника Аврама Прохорова о обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людем с изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую четырехдесятницу у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо а не причастился в 1745 году…»
Аврам (Аврамий) записан, как податель ведомости.
1. вышеозначенной церкви дьячек №1 двора Андрей Прохоров 53 года Жена ево Акилина Петрова 48 Дети их: Петр 15 Федор 12.
2. тояж церкви пономарь Илия Аврамов 23. Родные ево братья Дмитрий 17 Иван 8 Сестра Ульяна Аврамова 11. у Илии жена Марья Иванова 21
3. вдова Акилина Титова 43 ее дети: Иван 8, Акилина, 15 Пелагея 11.
Аврама в ведомости нет, так как он исповедовался в другой церкви. Это было обычной практикой.
ГАВО. Ф496. Оп19. Д172. Исповедные ведомости Вологодского уезда. Бого¬родицерождественской, что на Сизме. церкви священника Дмитрия Аврамова за 1760г. Выписка Дмитрия Пшеницына.
1. дьячек Пётр Андреев 31 1729, жена ево Наталья Афанасьева 29 1731 сын их Филипп 3 1757.
2. пономарь тояж церкви Илия Аврамов 38 1722. Дети их Дмитрий 11 1749, Евдокия 3 1757.
3. тояж церкви умершего попа Авраама сын Иван 24 1722, жена ево Феодосия Андреева 35 1735. Родные ево племянники Иван 11 1749, Михаил 9 1751, Евдокия 10 1750, Ефим Дмитриевы 3 1757.
4. тояж церкви дьячек Андрей Прохоров 71 1689, жена ево Акилина Петрова 61 1699, их дочь Агафия 16 1744.
5. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме, дьячек Федор Иванов 85 1675. Пономарь Иван Петров 31 1729.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 263. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1810 год. Состояние хорошее, на 1257 листах. Выписка Дмитрия Пшеницына.
1. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме священник Пётр Сиземский 40. Жена ево Варвара Семёнова 39, её сестра Дарья Семёнова 22.
2. церкви Рождества Богородицы, что на Малой Сизме, священника Василья Дмитриева с причётниками…на 1810г пономарь Никифор Алексеев (фамилия Сиземский в документе не указана, но его все дети далее носят фамилию Сиземские) 37. Жена ево Ирина Ивановна 37, дети их Агафия 15, Николай 14, Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6, Афана¬сий 3, Иван 2, Марфа полугода.
Списки священников г.Вологды, Вологодского, Тотемского и Никольского уездов 1813 ( 1818) г. ГАВО. Фонд 49.6 Опись 1. Дело 6746. Выписка Светланы Лопатиной.
... Вологодского уезда 79. Николаевской на Большой Сизьме Петр Сиземский с 1791 г. 80. Богородской на Малой Сизьме Василий Сиземский с 1788 г.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 3. Д. 271. Ревизская скаска за 1834 год Вологда и Вологодский уезд. На 668 листах, состояние хорошее. Выписка составлена 21 мая 2013 Д.А.Пшеницыным.
Л. 155об.-156. Ревизская скаска 1834 года февраля 19 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Владимирской церкви, что у бывшей пороховой башни. Дьячек Лев Никитин Сиземский перемещен во дьячка в 1824 году, 30 лет в 1834г. Жена Марья Иванова 30. Дети их: Николай 9, Иван 6, Дмитрий 3.
Л. 449об.-450. Ревизская скаска 1834 года генваря дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Николаевской церкви что на Большой Сизме. Духовные: 1. Священник Петр Иоаннов Сиземский 46-64. Жена Петра - Варвара Семенова 63. 2. Диакон Никита Иванов Селиванов 41 вдов, выбыл в 18.. году в Глушицкий монастырь в число братства. Дети его: Лев 12 , выбыл в 1824 г к Вологодской градской Владимирской церкви во дьячка, Николай 8, выбыл в 1833 г во священника в Сольвычегодский уезд к Христорождественской Вешкурской церкви.
3. Дьячек Михаил Иванов Суслов 60, умер в 1828г.
4. Диакон Иоанн Алексеев Преображенский – в 1824г к сей церкви произведен – 30 лет (1834г). У диакона жена Сосипатра Петрова 26, его ж дочери: Серафима 5, Марья 2.
5. Дьячек Василий Васильев Сиземский – в 1818 г определен – 34 г в 1834 году по ревизии. Жена Василия Марфа Семенова 27. Дети их: Филадельф 9, Магистриан 6, дочери: Калерия 4, Наталья 1.
Заштатные: 1. Л. 451. умершего пономаря Ивана Иванова дети: Василий 24 – выбыл в 1816г в священника в Кадниковский уезд к Ильинской Грибцовской церкви, Михаил 8 – выбыл в 1826г к Троицкой церкви что на Малышеве в пономаря. 2. Умершего диакона Алексея Никитина сын Иван Сиземский 14 лет в 1834 г. 3. Умершего диакона Алексея Никитина Сиземского Жена Дарья Федорова 35, дочери ее: Марья 12, Пиама 9.
Л. 488об.-489. Ревизская скаска 1834 года февраля 3 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Рождественской Богородской церкви, что на Сизме Малой.
Священик Василий Димитриев Сиземский 49 (по ревизии 1816г), умер в 1835 году, У него сын Василий Сиземский 14 лет* – определен в 1817г к Вологодского уезда Николаевской церкви что на Большой Сизме во дьячка.
Выводы.
1. Из представленных выписок документов вижу два рода Сиземских.
1-й род Андрея Прохорова. Прохор (до 1669)-- Андрей (1689)--Пётр (1729)--Филипп (1757)--Никита (до 1780). От Никиты пошли Сиземские: Васильевичи, Львовичи, Филадельфы, Всеволод, Лев.
2-й род Авраама Прохорова. Прохор (1669)-- Аврам (1690)-- сыновья его Илия (1722), Дмитрий (1728), Иван (1736)-- Алексей(1743). Связь пращура Алексея (до 1743), отца Никифора (1763) - родоначальников "моих Сиземских" - с Илиёй Аврамовым. Другие братья Аврамовы и сыновья Андрея Прохорова не подходят по возрасту. От Алексея пошли Сиземские: Никифор, Николай, Ираклион. Отцом Алексея мог быть Илия (1722) или Дмитрий (1726) Аврамовы. Других «кандидатов» в отцы с учётом традиции наследования клиром церковных «должностей», строго соблюдавшейся в 18, начале 19 веков, не просматривается. Наша линия - от внука Авраама, Алексея Ильина (документально отчество пока не подтверждено).
2. Есть общий предок у двух родоначальников Сиземских попа Аврама и дьячка Андрея, у двух родов Селивановых - Сиземских. Этот предок - Прохор родился до 1660 при Богородицкой Малосиземской церкви. При ней он и служил. Фамилии Сиземский ещё не было. Скорее всего, Прохор был попом. Именно так в 17 веке называли священников.
Прослеживаю четыре линии, ведущие от Прохора в 20-21века.
1). Никиты Филиппова (до 1780 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Филиппа Петрова. 2). Никиты Иоаннова (1775 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Ивана Аврамова. 3). Алексея Ильина (до 1743 - ?), пономаря Малосиземской церкви, сына Илии Аврамова. 4). Дмитрия Ильина (1740 -?), сына Илии Аврамова, пономаря Малосиземской церкви.
3. Первоначальная фамилия в линии Никиты Иоаннова была - Селиванов. Не исключаю, что и в других линиях Аврама была фамилия Селиванов.
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | Лайк (1) |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
26 марта 2015 17:37 26 марта 2015 18:15 10. Пращуры Каменские
Фамилия Каменские - семинарская. Считаю, что дана по Спасо-Каменному монастырю. Пращуры были послушниками или монахами-расстригами. Поселились в селе Вознесение, вотчине монастыря. К селу приписан Каменский погост.
В сети имеется книга ."Писцовые описания 17 века. Сторожев В.Н."
В «Писцовых описаниях 17 века…» есть запись за1625г., относящееся к причётникам Каменским... До первого выявленного предка из рода Каменских, Фёдора Семёнова (1717-1782), - 100 лет. Мне известно, что пять поколений причётников от Фёдора Семёнова в 18 -19веках служили в Каменской Крестовоздвиженской церкви. Есть основания полагать, что и в 17 веке пращуры служили при этой церкви или были в монастырских детёнышах. Выписка: ..№3. В Засодимской волости Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображенскаго Каменного монастыря вотчина. Село Воздвиженское а в нём храм холодной во имя всемирное Воздвижение чеснаго и живородящего креста господня, другая церковь тёплая с трапезою во имя светлого чюдотворца Николы, строение монастырское и мирское тутошных приходских людей. Да в селе же двор монастырский, двор коровей, во дворе попъ Екимъ, во дворе церковный дьячек Десятко Сергеев, во дворе трапезник Данилко Васильев, - да монастырских детёнышей: во дв. Петунка Ильин, во дв. Оверка Степанов. Пашни паханные церковные середние земли 6 ч., да монастырские 11 ч., да перелогом 7 ч., да лесом поросло 3 ч. И всего пашни и перелогу и лесом поросло середние земли 27 ч. В поле, а в дву по тому жъ. Сена по заполью и отхожева у озера церковного 14 к. да монастырского 40 к. Лесу чёрного в длину на 3 в., а поперёг тожъ. Да к тому же селу деревень:....
Монастырские детеныши — любопытная категорий лиц, живших на монастырских землях. Эта категория часто упоминается в монастырских документах, но у нее не было четко очерченных границ. В исторической литературе нет отчетливой характеристики этой группы лиц, не прослежено ни ее возникновение, ни история ее становления. В в документах о монастырских детенышах говорится по-разному: то они фигурируют в одном ряду с монастырскими слугами, и значит, выполняют такие же работы для монастыря, как и слуги. То детеныши оказываются крестьянами, работающими на земле. Жили они и внутри монастырских стен, и в монастырских слободах, иногда у них были даже свои дворы в монастырских вотчинных деревнях. Работали они и как ремесленники — можно сказать, во 2-й половине 17 века они были заняты ли почти во всех ветвях монастырского хозяйства. Источники упоминают монастырских детенышей с середины XVI столетия. Их появление и рост числа, очевидно, связано с увеличением размеров монастырских пахотных земель. Это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли. Они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. Как и монахи, монастырские детеныши освобождались от податей и оброков, свою повинность монастырю они исполняли работой. Большая часть детенышей происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей. Крестьяне, и в особенности бобыли, с радостью отдавали своих детей-мальчиков в монастырь. Вначале они выполняли легкую работу, потом женились на крестьянских девушках, обзаводились собственными дворами, работали на монастырских полях, но в монастырских документах продолжали числиться монастырскими детенышами — по традиции и по фискальным соображениям. В XVII в. обнаруживаются уже договоры (в этом случае они обычно назывались не порядной, а жилецкой записью) между монастырем и его взрослыми детенышами, в договорах перечислялись взаимные обязанности сторон. В писцовых книгах XVII в. содержится много сведений об этой группе лиц, зависимых от монастырей, и о дворах детенышей.
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
26 марта 2015 18:40 26 марта 2015 18:48 11. Пращуры Устьрецкие.
Фамилия Устьрецкие - семинарская, дана по приходу.
Усть- Рецкий приход Село Усть-Река, Вологодский и Кадниковский уезд, Во¬логодской губернии. Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сямжены реки, в Сямженской трети Вологод¬ского уезда по преданиям существовала с 16-го века. Она упомянута в ок¬ладной книге 1618 года. Усть-Рецкая Николаевская (Богородицереждественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырех¬угольная, пятиглавая, с вызоло¬ченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Пре¬столы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирли¬кийского - главный, Рожде¬ства Пресвятой Богородицы, Всех Святых. К настоящему времени церковь сгорела от удара молнии.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 94. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1724 г, состояние хорошее, на 967 листах. Выписка Дмитрия Пшеницына. Л. 515. Вологодского уезду храма Николая Чудотворца, что на усть реки Сямжемы попа Ивана (не указ. Белого)… Деревни поповской церковные причетники: Карп Иванов, жена Пелагея Дементьева дочь, сын Иван Карпов, Борис Киров, Федор Киров, Сидор Киров, Иван Андреев, Борисова жена Дарья Федорова дочь, Фёдорова жена Мавра Никитина дочь исповедывались и святых христовых таин причащались. Л. 610. Сентября 18 храма Николая Чудотворца, что на усть реки Сямжены поп Иван Белой по священству сказал о детях духовных: книги подал он поп в духовный приказ помянутого храма, был вторым поп Иев, которой таковые книги с прошлого 718 году по означенный 724 год подавал или нет, того он поп сказать не знает, потому что никакого оправдания в приеме после ево попа Иева не осталось, а ежели он поп в сей скаске сказал что лож и за то повинен платежа штрафу и истязания. К сей скаске поп Иван Белой руку приложил.
Основываясь на исповедных ведомостях, делаю вывод: досеминарская фамилия рода была Белой. --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
27 марта 2015 12:13 29 марта 2015 17:33 12. Пращуры Поповы - Мальцевы
Поколениями предки служили в Тотемского уезда Николаевской церкви что на Реже. Носили фамилию Поповы. Стали Мальцевыми после 1811г. Названия села: "Лукав(н)ино", "Монастырское". В ревизии 1811г написано "Николаевская церковь , что на Реже." Церковь была изначально в составе Левонидовой или Николаевской Режской пустыни. Сохранялось два наименования деревни/села: официальное Монастырская, неофициальное Лукавино. Деревня Монастырская располагалось по р. Реже, состояла в начале 17-го века из 11 дворов. Поблизости находилась Леонидова пустынь Угрешского монастыря. В писцовой книге 1623 г. отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне призваны в них из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Официальное название отражало принадлежность деревни - вотчины монастыря. Неофициальное восходит к прозвищу Лукава, отмеченному в новгородских документах XII – XIII вв.
Леонидова пустынь ведёт начало с 1560г., Построена на слиянии рек Режа и Вага. Состояла во владении Спасо-суморина монастыря, затем, с начала 17 века, - Угрешского монастыря. В 1613г Спасо - Суморин монастырь был разорён поляками, и пустынь становится вотчиной Угрешского монастыря. Пустынь упразднена в 1764г.
В 1763г в пустыни было две церкви: каменная, тёплая Преображенская и дерев холодная Николаевская. После упразднения пустыни Николаевская церковь стала приходской. В 1800г взамен обветшавшей деревянной церкви была построена каменная. Что стало с каменной Преображенской, я не знаю. В начале 20-го века построена новая каменная Преображенская церковь, которая хорошо сохранилась. Леонидовская пустынь
Пустынь находилась в Вологодской губернии в Тотемском уезде в Режской волости, расстоянием от уездного города в 70 или 80 верстах, от губернского в 150 и в 700 верстах от Угрешского монастыря, к которому была приписана. Она известна была также под именем Леванидовской ибо находилась в урочище по прозванию Леванидовское Займище при слиянии двух рек Режи и Ваги, отчего и волость получила название Режской.
Во всех писцовых книгах XVII века, начиная с 1620 г. и по 1688 г., Режская Спасо-Николаевская пустынь, иначе "Леонидова пустынь в Важской верхотине, Тотемского уезда", уже записана вотчиной Угрешского монастыря. Пустынь эта была основана в начале XVI века (1520г) неким старцем, преподобным Ефремом, по дозволительной грамоте Московского великого князя Василия Иоанновича и по благословению архиепископа Ростовского, так как в его епархии состоял тогда Тотемский округ. Вскоре пустынь опустела. Пришедшая в упадок, она впоследствии была восстановлена преподобным Феодосием Тотемским. В 1560 г пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю. Мужской, заштатный, в полуверсте от г. Тотьмы. Основан преподобным Феодосием, по фамилии Сумориным, вологодским чудотворцем в 1554 году. Настоятельство первоначально было строительское и архимадритское. Крестьян было 48 душ. С начала 17 века пустынь - вотчина Угрешского монастыря.
Из описи 1763 года видно, что в пустыне находились две церкви: соборная каменная во имя Преображения Господня, теплая; и другая — деревянная во имя Святителя Николая, холоднаяю Обе церкви были крыты тесом. Келии братские деревянные, возле них находился скотный двор с избою. Пустынь эта от двух храмов и по имени основателя называлась еще Спасо - Николаевским - Ефремовым монастырем.
В 1763 году монашествующих там показано 4 человека: строитель Сергий; иеродиакон 1 и монахов 2. На свое содержание от Угрешской обители они получали 20 рублей денег, 20 четвертей ржи, 5 пудов трески и 4 четверика снетков. В 1764 году обитель упразднена и обращена в приходскую Николаевскую церковь, которая существует еще и ныне. В 1800 г деревянная Николаевская церковь заменена новой каменной, тёплой. Режская Николаевская церковь располагалась на берегу р. Режа. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Вторая церковь прихода - Режская Преображенская церковь, 1886 года, каменная, холодная. Престол в честь Преображения Господня. Из описания Угрешского монастыря (источники 18-19вв)
Леонидовская пустынь зависела от Угрешского монастыря, к которому была приписана. Поэтому представляет интерес историческое описание Угрешского монастыря, в большой степени определяющего жизнь Леонидовской пустыни . Находясь к югу-востоку от Москвы, вблизи дороги на Коломну и Рязань — одном из самых опасных направлений вражеских вторжений, Угрешский монастырь в XVI—начале XVII вв. неоднократно подвергался разорению. В 1521 г. отряд крымских татар Магмет-Гирея внезапно появился под стенами монастыря, разграбил и сжег его дотла. Ровно через полвека, в 1571 г. во время нашествия хана Девлет-Гирея монастырь вновь подвергся разорению, после чего несколько лет стоял «в пусте». В начале XVII в. Николо-Угрешский монастырь часто оказывался в эпицентре событий Смутного времени. В 1606 г. здесь стоял отряд И. Болотникова5, а в 1610 г. обитель была занята шайками Лжедмитрия II, который превратил монастырь в ставку Марины Мнишек. XVII в. был наиболее благоприятным для Угрешского монастыря за всю историю его существования. Прекращение набегов и польско-литовской интервенции, покровительство новой династии, способствовало интенсивному росту хозяйственной деятельности и возросшему благосостоянию. Архивы монастыря утрачены.
Что касается внутренней духовной жизни Угрешской обители, сведений о ней не сохранилось и только по некоторым внешним общим признакам можно угадывать настроение ее в различные времена и делать выводы и заключения. Рассматривая помянник новопреставившейся братии в 1655 году, и общий братский помянник, и отдельно вписанные роды игуменов и старцев, мы находим великое множество имен схимонашеских, названия схимонаха, схимонахини, схиеромонаха. Они повторяются много раз почти на каждой странице, как в помяннике знатного рода, так и простого простолюдина. Из чего заключаем, что подвижничеством обитель не оскудевала.
Раскрываем помянники знатных вельмож. В памяннике Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, под 24 июня 1625 года, читаем имена: князя Фотия (Тимофея), во иноцех схимонаха Феодорита, княгиню Ксению, во иноцех Капетелину и т. д. В помяннике князя Алексея Никитича Трубецкого, под 1663 годом читаем: князя Феодора, во иноцех Феодосия, князя Никиту, во иноцех Иону, княгиню Евдокию, во иноцех Евфимию, княжну Марию, во иноцех Марфу и т. д. Станем ли читать помянник князя Бельского, князя Козловского, стольника Юшкова и т. п., везде почти через строку вписано имя инока, или инокини, или схимонаха, и видно, что это имена не чуждых старцев или стариц, но близких кровных их, все презревших, все оставивших при жизни еще, заживо умерших, или, если и в предсмертный час пожелавших облечься в одежды иноческие, то потому именно, что считали их твердым оплотом от врагов воздушных, светлою брачною ризою, достойною невестника Христова. Все это служит доказательство сильного нравственного влияния, которое монашество имело на все слои общества вообще, а на высшее в особенности. Таковое влияние монашество могло стяжать не иначе как своею строгою подвижническою жизнию, внушавшей уважение как простолюдину, так и знатному вельможе
Угрешский монастырь в различные времена был избираем как место жительства святителями и настоятелями, отходившими на покой. Так, в числе преставившейся в 1655 году угрешской братии, записанной в синодик, находим имя митрополита Сильвестра и трех архимандритов Ферапонта, Илии и Серапиона. Из митрополитов с именем Сильвестра в то время был только один - Крутицкий. Из архимандритов находим Ферапонта в Чудове монастыре, где он упоминается в 1653 году, и Илию в Симоновом монастыре с 1643 по 1654 год. Они ли это или другие жительствовали на Угреше на покое и опочили с братиею в 1655 году, неизвестно. Но в 1681 году 29 июля преставился на Угреше жительствовавший на покое бывший архиепископ Коломенский Иосиф IV, хиротонисанный из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря в 1672 году и находившийся на епархии до 1679 года. Он восприял схиму на Угреше, куда удалился на покой, преставился там и был положен против Николаевского собора к юго–востоку от алтаря. Род его вписан в синодик, вклады его 500 рублей. В 1713 году, как видно из ландратных книг, в Угрешском монастыре жительствовал архимандрит Феофан, бывший прежде в Лужецком Можайском монастыре. Известно, что ему тогда было 75 лет. В 1771 году 14 марта уволенный на покой от епархии Крутицкий епископ Сильвестр Страгородский поселился в Николо–Угрешском монастыре. Он был сыном придворного священника и крестник императрицы Елизаветы Петровны, обучался в Невской семинарии, где после того был префектом и ректором. Предпочтение, оказываемое Угрешской обители в различные времена святителями, оставлявшими свои престолы, и настоятелями, слагавшими с себя бремя правления чтобы жительствовать в ней на покое, есть свидетельство о благоустройстве обители.
В Угрешский синодик вписаны роды людей всяких званий и изо всех концов православной Руси. Так, за родом знатного боярина следует иногда род какого - нибудь крестьянина Вознесенского монастыря, или род дьяка Ивана Горохова, род торгового человека Пушного ряда, род старицы Каптелины Предтеченского монастыря, род кадашевца Ивана Булыгина, род дьяка Казенного приказа Максимова, род думного дьяка Дурова, и чашниковского священника, и государева духовника, и иконника-ярославца и прочая и прочая. Все и каждый несли свою лепту в обитель, вписывали имена своих усопших в ее синодик и желали молить ее об упокоении душ преставившихся.
Вспоминая о бывших на Угреше братиях, упомянем о двух тяжелых железных веригах и поясах с толстыми крестами, хранившихся и находящихся в монастырской рухлядной палате. Они были найдены, как рассказывали старожилы, от старожилов про то слышавших, в подполии келий при разборке прежних ветхих монастырских построек. Эти орудия добровольного мученичества и самоумерщвления действительно могут свидетельствовать и о крепости телесной и бодрости духовной прежде почивших отцов и братьев наших, возбуждая в нас более удивление, чем желание подражать их подвигам, сделавшихся для нас недоступными и немыслимыми при ослаблении нашего немощного тела и еще немощнейшего духа, скованного бессилием воли и пораженного маловерием. Таково было состояние Угреши в 17 - 18 столетиях. В 19-м обитель живет еще воспоминанием прошлого, но к середине 19 века здание уже потрясено и зыблется и заметно разложение монашеского общества. Обитель, оскудевшая во всех отношениях, и внутреннею жизнью и внешнею обстановкой приходит в совершенный упадок. Здания рассыпаются, кровли обрушиваются, окна без рам, келии без печей, и нет средств исправить ветхости. В 1833 году в числе братии собственно монашествующих только 6 человек.
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
27 марта 2015 12:19 27 марта 2015 12:31 Пращуры носили фамилию Поповы. Это - самая распространённая на Севере фамилия. Её носили дети духовенства и монастырские крестьяне и детёныши. Поповы - коми и русская фамилия. С начала 18 века фамилия была изменена на семинарскую Мальцовы/Мальцевы. Мне кажется, что каким-то неведомым образом пращуры издавна связаны с этой фамилией.
Несколько старинных деревень, связаны с фамилией Мальцев/Мальцов. Обычно такое название даётся по основателю деревни.
Деревня Мальцево, Тотемский район, Погореловское сельское поселение. Нежилая. Раньше была в Тотемском у, Погореловская волость, до 1917г - Тиксенская волость.
Расположена на левом берегу реки Тиксна. Местность называется Тиксненская Кулига. Здесь находится обособленная группа деревень, объединённых общим названием Кулига. Кулига - финно-угорское слово. Финское Kyla - деревня, вепское kula - чужая деревня. Кулига - деревни располагаются по обеим берегам реки. Изначально земли Тотьмы населяла чудь заволоцкая. Поэтому считаю вероятным, что на тиксненской Кулиге жили зыряне. В тиксненскую Кулигу входит и д. Мальцево или другое её название - Верхотина. Она расположена выше других деревень Кулиги по реке. В начале 17 века Мальцево имела 5 дворов. Район тиксненской Кулиги в 1614г подвергся нападению Литвы. Деревни горели. Основным занятием было земледелие. Сеяли рожь, овёс, ячмень, лён, коноплю.
Деревня Мальцевгрезд, сейчас - Сыктывдинский район республики Коми. 2км от Ыб, 47 км от Выльгорт. На реке Сысола. Топоним происходит, возможно, от фамилии Мальцев и коми-слова "грезд" - группа домов. В Ыбе: Серафимовский женский монастырь, церковь Иверской иконы Божией Матери, церковь Вознесения Господня.
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
28 марта 2015 11:52 24 июля 2018 15:44 12. Пращуры Спасские
Пономарь Иван Семёнович Спасский, родился до 1796г при Имоченском приходе, Лодейно-Польский уезд С.-Пб. губернии, предположительно в д.Имоченицы или Имоченском погосте. Фамилия указана условно, её могло ещё и не быть.
Гос.арх. Новгор. обл.: Дело 1958а за 1800г (Выписка из перечня дел с форума ВГД) "Дело о посылке Имоченского прихода пономарского сына Ивана Семёнова в семинарию для обучения чтению и пению". Дьяческий сын Иван Семёнов после окончания Кирилловского духовного училища переведён на Кирюгский приход в 1808г. Служил он при Спасской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии (остров Спасский) .
Судя по церковному атласу, Спасская церковь не что иное, как Спасская Вожеозерская деревянная церковь 1680 года находившаяся на острове Спасский, что на озере Воже. Место святое и во всех отношениях интересное. Здесь был мужской монастырь. Вожегодский (Вожеозёрский) Спасский мужской монастырь (пустынь) находился на острове Спасском, озеро Воже. Другое название озера - Чарондское, а монастыря - Чарондский Вознесенский. Монастырь основан преподобным Мартинианом в 15 в. Долгое время монастырь состоял приписанным к новгородскому архиерейскому дому, а в 1764г был упразднён Екатериной 2-й по бедности. Спасская церковь относилась к Новгородской епархии, а о.Спасс - к Кирилловскому уезду Новгородской губернии. В настоящее время остров Спасский (Спас) относится к Кирилловскому р-ну Вологодской области. Сейчас остров пуст. Родина пращуров - Имоченский погост на Ояти Обонежской пятины. Имоченский погост находился в Лодейнопольском уезде, а его приход - в Новоладожском уезде, 4-й благочинный округ. Правый берег Ояти - Олонецкая губерния, левый - С.-Пб. губерния. Имоченский погост знаменит с 14 века явлением Тихвинской иконы Божией матери. Две церкви были в Имоченском погосте - Никольская С.-Пб епархии и Преображенская Олонецкой епархии. Деревня Имоченицы находится в 20-ти км от монастыря вверх по течению реки Оять. Несомненно, побуждением к укреплению религиозной жизни, и к возникновению монастыря стало явление в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Имоченицы. В Имоченицах из поколения в поколение передавалось предание о том, как местный переозчик-лодочник слышал с противоположного берега Ояти женский голос с просьбой перевезти чеез реку. Но когда он переезжал, никого там не оказывалось. Лишь на третий раз увидел перевозчик в своей лодке икону, которая после чудесным образом объявилась на речке Тихвинке.
Имоченицкая церковь Рождества Богородицы на месте явления Тихвинской иконы (конечно, в перестроенном виде) сохранялась до времен лихолетья XX века. Еще в 1960-х годах можно было прийти на ее развалины. А сейчас только единицы из местных жителей помнят это удивительно красивое место, где стояла церковь на высоком, обрывистом берегу Ояти. А на реке Паше в деревне Горка и сегодня стоит каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы на месте явления иконы.
Действительно ли дьячок Семён Спасский здесь служил и отсюда посылал своего сынишку Ивана учиться служебной мудрости? Пока доказательная база невелика.
Хрущов И. Заметки о русских жителях берегов реки Ояти // Записки Имп. Русского географического общества по отделению этнографии. 1868. Т. II. С. 51 – 75.
Имоченскій погостъ. Съ нимъ связано воспоминанiе о явленiи Тихвинской Божiей Матери. Самое событiе явления случилось въ 1383 году, то есть въ послѣднiе годы княженiя Димитpiя Донскаго. Короткое извѣстiе о явленiи этой иконы находится въ «Древнемъ лѣтописцѣ» (часть II, стр. 92), а болѣе подробное въ особомъ «Сказанiи о явленiи чудотворныя Пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Тихфинскiя въ предѣлѣхъ Великаго Новаграда». Кромѣ того мнѣ удалось найти отдельную краткую статью о явленiи Тихвинской Богоматери, съ упоминанiемъ Имоченицъ, въ одномъ сборникѣ XV столѣтiя, въ библiотекѣ Московской духовной академiи, № 414. Такимъ образомъ еще задолго до появленiя полнаго «сказанiя» существовали краткiя письменныя замѣтки о Тихвинской иконѣ. По современному мѣстному прѣданiю, икона прежде всего явилась въ Ширничахъ, 7 верстъ ниже Имоченскаго погоста. На мѣстѣ, освященномъ этимъ воспоминанiемъ, стоитъ часовня, и ежегодно, въ Успеньевъ день, бываетъ въ нее изъ Имоченскаго погоста крестный ходъ . Уже въ другой разъ явилась икона на томъ
мѣстѣ, гдѣ въ XIV вѣкѣ была церковь Рождества Богородицы и келiи. Теперь тутъ двѣ церкви: одна Рождественская, другая Николая Чудотворца. Oбѣ стоятъ рядомъ, одна возлѣ другой; первая причислена къ олонецкой eпaрхiи, вторая къ петербургской. Прихожане последней живутъ на противоположномъ берегу Ояти, то есть въ Петербургской губернiи. Настоящая церковь Рождества Богородицы, разумеется, несовременна древнему извѣстiю; она перестроена изъ прежней, обветшавшей, въ семидесятыхъ годахъ прошлаго столетiя. Отъ прежней церкви сохранились многiя иконы очень древняго письма; въ числѣ ихъ большая икона Тихвинская. Въ церкви Николая Чудотворца сохраняется водосвятная чаша; на ней вычеканена вязью надпись: «лѣта 7108 Maiя въ 8 здѣлана бысть ciя чаша при благовѣрномъ цари и великомъ князи Борисе Федоровичи всея Руси, при митрополите Исидоре великаго Новаграда и великихъ Лукъ въ честную обитель пречистые Богоро¬дицы, честнаго и славнаго ея рождества, въ Вымоченицы». Къ этимъ историческимъ свѣдѣнiямъ и по поводу ихъ, прибавлю еще, что на Ояти много кургановъ; въ нихъ часто находятъ кости. Мѣстные жители говорятъ, что тутъ съ Литвою бились. Историко-статистические сведения о Санкт-петербургской епархии. Выпуск девятый 1884г. Деревенские святыни северо-запада России. Новоладожский уезд. Церкви четвёртого благочиннического округа. (countrysite.spb.ru//ISS/Ladoga4.htm). 1884г. 51) Никольская церковь в Имоченском погосте. (Запись была сделана с рукописного источника с многочисленными ошибками. Я внёс исправления и убрал записи на латыни) Имоченский погостъ находится въ Лодейнопольскомъ уѣздѣ, а ириходъ его - въ Новоладожскомъ, въ 280 вер. отъ Петербурга, и въ 90 вер. отъ Новой Ладоги, при р. Ояти, на возвышепіи, въ видѣ сопки. Можетъ быть обиліе воды дало названіе погосту, который прежде назывался „Вымоченицкимъ". На мѣстѣ, гдѣ устроенъ храмъ, нѣсколько времени стояла чудотворная икона Тихвинской Божіей Матери, когда шествовала въ Тихвинъ. Въ память этого, по преданію „создаша людіе малъ храмъ молитвенный, идѣже нослѣди бысть церковь во имя Преч. Богородицы, честнаго и славнаго Ея рождества". Церковь эта и нынѣ существуетъ, въ одной оградѣ съ Никольской церковію, принадлежа къ Олонецкой епархіи. Приходская Имоченская, деревянная церковь, во имя св. Николая, существуетъ издавна. Изъ надписи на древнемъ антиминсѣ, видно, что церковь была здѣсь ранѣе 1616 года. Въ писцовыхъ книгахъ 1582 - 83 г., при описаніи церкви Рождества Богородицы въ Имоченицкомъ погостѣ, упоминается о „церковиомъ мѣстѣ" Николая Чудотворца, гдѣ была церковь или разоренпая шведами, или разобранная за ветхостію. Тутъ же, послѣ исчисленія дворовъ причта, говорится: „да десять келей, а въ пихъ живутъ 12 братовъ чернцовъ, да пять келей, а въ пихъ живутъ бѣльцы, старцы и старицы". Слѣдовательно тутъ была какая то, на общинныхъ началахъ устроснная, церковная усадьба или - монастырь, гдѣ, по старинному, жили совмѣстно монахи и монахини. Въ Никольской церкви антиминсъ освященъ еписк. Христофоромъ въ 1853 году. По надписи на сохранившемся старинномъ антиминсѣ, видно, что церковь освящена „при Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, всея Россіи Самодержцѣ, приосвященномъ (преосвященномъ?) митрополитѣ Ѳиларетѣ, а церковь святилъ того же храма священникъ Прокопій Григорь¬евъ лѣта 7124 (1616), мая въ 16 деньа. Въ церкви замѣчательны: 1) Серебряное кадило, съ надписью: „Лѣта 7171 (1663) приложилъ сіе кадило къ Рождеству Пресвятой Богородицы и Николаю Чудотворцу, въ Обонежскую пятину, въ Вымочинскій погостъ Тихонь Андреевъ, сынъ Вындомской, по своей души и своихъ родителей. Вѣсу полтретья фунта 33 золотника". 2) Напрестольный, сребропозлаіценный крест, по жертвованный имъ же 1661 г. марта 1. Серебра въ немъ 73 зол. 3) Колоколъ съ надписью: іп ехсеlsis Deo glогіа. Потомъ по латинѣ написано, что колоколъ слитъ по приказу Анисима Исакова, въ маѣ 1727 г. Стокгольмъ". Далѣе по латинѣ: „мы проповѣдуемъ Христа Распятаго, 1 Кор. 1. 23. Меня сдѣлалъ Эрикъ Насманъ». На колоколѣ изображены: Господь Вседержигель, Ап. Петръ и Павелъ, Всевилящее око и св. Евангелисты. ІІри церкви находятся два плана на церковную землю, составленные въ 1784 году. Причтъ состоитъ изъ священника, дьячка и пономаря. Изъ прежнихъ священниковъ извѣстны: Иаковъ Іоанновъ, умершій въ 1824 г.; Іоаннъ Яковлевъ Смолъяниновъ, уволен¬ный, по старости лѣтъ, за штатъ, въ 1852 году. Съ 1853 года священствовалъ Іоаннъ Яков¬левъ Разумовскій (4 марта 1876 г.); послѣ него служилъ Стефанъ Петровъ Соколовъ | (1 мая 1881 г.); нынѣ служитъ Николай Николаевъ Соколовъ. Съ 1843 года причтъ, по пятому классу получаетъ 320 р. Руги собирается, на долю священника 5 четвериковъ ржи и 10 четвериковъ овса, осеньчины - 10 фунт. льну, петровщины—150 яицъ и 1 пудъ масла. Земли церковной 33 дес. 1,144 саж. Изъ нихъ пахатной 10 дсс., сѣнокосной 2 дес. 500 саж.; по суходолу и по болоту мелкаго дровянаго лѣса 21 дес. 644 саж. Сѣна ссбирается мало и причтъ, ежегодпо, покупаетъ сѣна почти на 100 р. с. ІІричт иомѣщается въ собственныхъ домахъ. ІІриходъ граничитъ: съ запада и сѣвера - Рождество-Богородицкимъ приходомъ, Лодсйнопольскаго уѣзда, съ юга - Никольскимъ Верхо-Оятскимъ, съ востока - приходомъ села Городка. Всѣхъ прихожанъ м. п. 558, жен. 555. Приходъ составляютъ слѣдующія деревни: Яровщина (24 двора) - въ верстѣ отъ церкви, Лопотово (8 дв.) - въ 2 вер., Кургино (15 дв.), Гуиницы (14 дв ) и сельцо Николаевское (14 дв. - въ 3 вер., Земскій Островъ (14 дв.) и Пахтовичи (6 дв.) - въ 4 вер., Омурино (8 дв.) и Мергино (14 дв,) - въ 5 вер., По такарово (6 дв.) и Трошево (11 дв.) - въ 6 вер., Каменка (9 дв.) - въ 7 вер., Вагукиницы (14 дв.), Кидебра (9 дв.), Новинка (15 дв.) и Иальчино (14 дв.) - въ 8 вер. отъ церкви. Сообщеніе деревень съ ІІогостомъ, весною и осенью, затрудняется рѣкою Оятью. Въ приходѣ много озеръ, напр.: Борисовское, Вездоиное, Заводское, Углянское, Новинское, ІІальчинское, Люговское, Пойго, Ветчинское, Падолецъ, Качинское, Ладожское озеро, Красуха и Гагадрица. Рѣки, Оять, большая Рыбешка, Тихга; рѣчки, Пудасъ, Шуньга, Викшенга. . ІІрихожане, кромѣ земледѣлія, занимаются заготовкой лѣса. Кладбище одно - при церкви. Часовень 5: въ Потакаровѣ, Мергинѣ, Пальчинѣ, Лопотовѣ и въ упраздненной деревнѣ Моягиничахъ.
Территория деревни в 16 в. входила в Имоченский погост на Ояти Обонежской пя¬тины. Деревня имело и второе название – Сельцо Николаевское. В 1838 г. оно входило в Новоладожский уезд, 3 стан. Располагалось в 87 верстах от столицы, в 33 от местопребывания пристава и принадлежало графине Орловой. В деревне проживало 15 мужчин, 15 женщин.
--- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
24 апреля 2015 11:39 24 апреля 2015 11:44 Список использованных источников
1. Повесть временных лет. Летопись Нестора. С.-Пб «Наука». 1999.
2. Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Яренский уезд: Переписная книга города Яренска с уездом переписи стольника и воеводы Ивана Ивановича Немтинова (РГАДА. ф 350. оп. 1. д. 478. л. 5-291). Составители: В.Могильников, Д.Панов.
3. Пономарев И. Сборник материа¬лов для истории г. Лальска Вологодской губ. В. Устюг, 1887. Т. 1. (1570-1800 гг.). с.103-114. Выписка из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (Архангельская пустынь и Лальский погост, л. 490-517). 4. Перепись 1710 года: Архангелогородская губерния: Переписная книга города Соли¬Вычегодска переписи стольника Ивана Романовича Цымерманова. Составители: В.Могильников, М.Кондаков 6. Писцовые и переписные книги Вологды XVII века.1904. Записки Российской академии наук. Материалы для истории делопроизводства поместного приказа по Вологодскому уезду в 17 веке, собранные В.Н.Сторожевым. Вып. 2. Петроград.1918 7. Из списка с писцовых книг Тотемского уезда 7138 года (1630 г.) писцов Фоки Дурова да подъячего Остафья Колюпанова. Тотемский уезд, Стрелицкие храмы.
8. Описание Спасо-Суморина монастыря, составленное И.Савваитовым. Вологда. 1896
9. Попов К.А. Зыряне и зырянский край. М. 1874. с 5-9, 9–12, 61–62, 65
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. 1956–1959, т.1, с 296, 300-301, 303–304 [http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/]
11. Кандинский В.В. Истоки. Путешествие к зырянам 1889. Верования пермяков и зырян. Под ред. И.Л. Жеребцов. Сыктывкар 2013. с 102.
12. Иваницкий Н.А. Харузин Н.Н. Материалы по этнографии Вологодской губернии. 1890. 13. И.К. Степановский. Вологодская старина (историко-археологический сборник). 1890. [http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan/ovs/kyv/olo/gda/]
14. Н.И.Надеждин. Вологодская губерния. Изд. «Лексикон Н. Греча». 1838г.
15. И.Л.Жеребцов. Этнический состав населения Коми края первой половины XIX века глазами губернских властей [материалы IV конференции «Материальная и духовная культура населения Европейского Севера России в XIX - XX вв.» Яренск, 18 - 19.09.2003] 16. Л. Н. Жеребцов. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX вв. М., 1972.
17. Жеребцов И.Л., 1996; Жеребцов Л.Н Участие коми в освоении Сибири и Дальнего Востока в конце XV - XVII вв. 1982, с. 97–116.
18. П. В. Кокшаров. Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века.
19. М.Б.Рогачев. Приходское духовенство Коми края в конце ХIХ - начале ХХ вв.
20. П.А.Колесников. Миграция северного крестьянства в XVI - начале XVII в. Доклад. 1969
21. П.А.Абрамов. В зырянском крае. Москва. 1914
22. М. С. Черкасова. Архивы вологодских монастырей и церквей ХV–ХVII вв. Исследование и опыт реконструкции. Вологодский гоударственный историко-археологический и художественный музей заповедник. Вологда. «Древности Севера». 2012
23. М. С. Черкасова Кубено-Заозёрский край в XIV-XVI веках. Историческая панорама. Вологодский гоударственный историко-археологический и художественный музей заповедник. Вологда. «Древности Севера». 2012
24. Суворов Н.И. "Историческая справка об упразднении бывшей Великоустюжской епархии и присоединении ее к Вологодской". Вологодские епархиальные ведомости, 1888, № 7, 121-124.
25. Вологодский сборник. Вологда. Суворов Н.И. Исторические сведения. 1860, 204 с.
27. И.Пушкарев. Описание Вологодской губернии. С.-Пб, отдел II, с. 35.1846г.
28. И. М. Строев. Отчет Императорской Академии наук. 1829. В кн. Степановский И.К. Вологодская старина. --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ВладимирМММодератор раздела  Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1815 | Наверх ##
24 апреля 2015 12:09 29 апреля 2015 10:40 Пращуры Сиземские
Архивные источники по церкви Рождества Богородицы в волости Масляне. 1. 1683 г., декабря 5. – Мирской выбор и излюб на Ивана Иванова священником храмов Рождества Богородицы и Зачатия Иоанна Предтечи в с. Сизма Оночистской воости. «К сему излюбу николской поп Артемей Авксентьев вместо рождественских прихожан по их челобитью руку приложил» [31]. 2. 1683 г. – Челобитная священника Ивана Иванова архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Тимофею, келарю Александру и братии о его поставлении в Оночистский при-ход [31]. 3. 1685 г., февраля. – Челобитная архиепископу Гавриилу дьячка Василия, получившего благословение на священство к той церкви, о допущении его к исповеди [32]. Вполне возможно, упомянутые поп Иван Иванов и дьячек Василий являются пращурами. Самыми дальними на настоящий момент. Поп Иван Иванов, вероятно, - отец попа Прохора, родоначальника Сиземских.
31. Вологодский гоударственный историко-археологический и художественный музей за-поведник. ф. 1. оп. 1. № 57. Описание свитков. Вып 7. с 60. --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
opel45 казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
25 апреля 2015 20:02 Володя, восхищаюсь глубиной изучения. И вообще удивляюсь, как можно из непонятных фраз старых книг извлечь необходимую инфо. В Богородицкой Маслянской ц. служили и наши. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
|
Версия о происхождении из Имочениц ошибочна