ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кайдаловы

Москва

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Хочу собрать информацию по Кайдаловым. Соединив информацию из Интернета я попробовала выделить всех Кайдаловых на 1600 год (от этих имен потом пошли разные ветки Кайдаловых и они более-менее прослеживаются по архивам):
амурские-читинские-енисейские-сургутские Кайдаловы https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2665.0
ростовские https://www.rostmuseum.ru/uplo...1a9a28.pdf
Хотелось бы расширить информацию по Кайдаловым на начало 17 века (вдруг у кого-то еще есть?) и попробовать поискать сведения за более ранний период. Понять от кого все Кайдаловы ведут род - от татарина ли 14 века? какого? или же 16 век? Что означает фамилия?
Соберем сведения на 1600 г:
1. Сургут. Иван Кайдалов — 1609 г. (годы жизни приб 1580 -1616).стрелец, десятник
Дети Иван, Дмитрий, Федор - родились 1600-1616.
2. Томск . Федор Кайдалов (1580?-?) мог быть и в Сургуте— есть данные только по сыну- Кайдалов Григорий Федоров конный казак , активно занимался коммерцией 1625, женат 1630 г. Томск
3. Чердынь. Соликамск. Пермь великая. Яков Кайдалов (1580 -?) Крестьяне, монаст-ие.
Иван (1600) (Данил Иванович)
4. Ростов Великий. Некий Кайдалов (1580? -?), у которого пять детей-сыновей, среди которых Пятунька(Демид) и Третьяк(Терентий)?? возможно пушкарь.
5. деревня Кайдалово Сосновского района Нижегородской области. https://forum.vgd.ru/post/1859...#pp3189231
РГАДА ф.1209 оп.1 кн.292
1621-1623гг. Писцовая книга ... Закудемского стана Нижегородского уезда.
(из сборника : “Материалы по истории Нижегородского края конца 16 – первой четверти 17 века” часть первая , изд. Древлехранилище, Москва , 2015г)
с.Княинино
двор задворных и деловых людей:
Федор КАЙДАЛОв (1590гр ?)
Поскольку, село Княгинино было вотчина за кн. Иваном Алексеевичем Воротынским , то сюда можно и
Кайдалов Сем. Сем., послуживец” бояр кн. И. А. Воротынского (1658 г) . Тогда по Нижегородской области - Федор -Семен- Семен. Пока других имен нет, можно связать с ними основание деревни Кайдалово.
"Во второй половине XVI века поместное жалование на территории Нижегородского уезда отводилось многим служилым людям, несшим службу в городах среднего Поволжья. Некоторым из них отводились земли из дворцовых владений, другим – старые помещичьи, владельцев которых уже не было в живых."

6. Белгород . Григорий Кайдалов (1590?- ?)— атаман: « 5 июня 1631 г. белгородский воевода Яков Дашков сообщал в Москву о разгроме черкасами сторожи атамана Григория Кайдалова.» Появился в 1615 г по словам с форума, боярские дети. 1658 г дети боярские Койдалов https://forum.vgd.ru/post/2160...#pp3645644
Кайдалов Григорей Иванов Десятня 1621 г. денежной раздачи станичным детям боярским, атаманам, ездокам и вожам, раздачи в Белгороде стольника и воеводы Измайлова (РГАДА, ф.210, оп.4, д.218. - 105 л.) https://forum.vgd.ru/2160/7431...iew&o=

1675г там же - Васка Иванов снъ КОЙДАЛОв. (Иван - Григорий-Иван - Василий, встречался Михаил)

7. Возможно, кто-то из Кайдаловых в начале 17 века-1600 г - появился в Кольском остроге (1583 г построен).
1659 - служка Богдашка Кайдалов (упоминается в статье)
1674–1682 гг Сергий Кайдалов - строитель Троицкого Печенгского монастыря -
https://www.sedmitza.ru/lib/text/9941231/
цель его поездки в Москву в 1675 г состояла в получении жалованной грамоты, которая должна была подтвердить имевшиеся у монастыря привилегии и вотчинные права
1698 г -колский стрелец Влас Кайдалов и его сыновья стрельцы Дмитрий и Даниил Власовы

8. Терек - Дмитрий Кайдалов , (1610?)
(1638 г.)/л. 302/...июля в 19 де послы с Терка пошли в Грузи 1. А в провожатых воеводы послали конных стрельцов, голову Артемья Шишмарева, да ево приказу сотников Ивана Неустроева, да Романа Лихачева, да Дмитрея Кайдалова с стрельцы и с новокрещены и с окочены https://www.vostlit.info/Texts...-60/58.htm
принимал участие в сопровождении посольства. возможно, был в числе служилых людей терского городка? там недалеко от Терека есть Кайдальская балка, неспроста?
фамилия Кайдалов у донских казаков. Возможно именно от Дмитрия Кайдалова они и пошли. Встречалось поселение Кайдал. И "кайда́л
"хутор в степи, при котором есть земля и скот", астрах. (РФВ 63, 130)" - тоже может быть именно как поселение Кайдал (основанное Кайдалом-Кайдаловым)

9. Кайдалов Сем. Сем., послуживец” бояр кн. И. А. Воротынского (1658 г). Встречается в
ф. 371 Опись 2 Преображенский и Семеновский приказы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ДРЕВНИХ АКТОВ

10. Кайдалов Северга , приказный человек у боярина Морозова, 1643 г

11? Кайдал Семен (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)
Кайдал Васил (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)
Кайдан Петро (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)

Получается, что на начало 17 века было много Кайдаловых. Многие были определены на службу на границу — север, юг, запад, восток.

Если предположить , что фамилия Кайдалов возникла в 17 веке, тогда она произошла от имени Кайдал. Есть данные о людях с таким именем - это атаман Кайдал Матчин (1613 г), Кайдал Степанович Кренев(Новгород), чердынец Кайдалко Михайлов, 1579 г, Кайдал Головин, житель села Красного Угличского уезда (1605). (а может Кайдал здесь и фамилия, в тексте " 1605 ) года « Село Красное, от которого вся округа носила название Красноселья, было родовым имением Катырева, старая его род* вотчина, как выразилась писцовая книга. Эта вотчина почиталась от предел града Углеча , и в первое же время появления чудотворных мощей князя Романа из Коасного бывали богомольцы у мощей. Марта в 9 день (1605)года "по вечернемъ пѣніи отъ предѣлъ града Углеча вотчины князя Михаила Петровича Катырева ( отца дукса Ивана ) села Краснаго Кайдала Головина человѣкъ нѣкій Фоків именемъ » получилъ исцѣленіе отъ мощей князя Романа ' https://www.google.ru/books/ed...B%D0%B0%20
https://www.google.ru/books/ed...7%D0%B0%20
тут не поймешь кто чей человек и как зовут, пока буду считать , что в селе Красное под Углечем был Кайдал Головин
Достаточно много примеров, чтобы принять, что такое имя было и оно могло дать фамилию.




name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
https://books.google.ru/books?...mp;f=false
Кайдал Федька Иванов сын Вознесенский дьяк писал отписной список в 1551 г - опись по Корельскому Николаевскому монастырю. В описи перечень имущеста монастыря.
Николаевский-Корельский мужской монастырь находился в 34 верстах к западу от Архангельска, в устье Двины, недалеко от Белого моря.
Кто же такой Вознесенский дьяк ? Дьяк это не писарь, в монастыре были свои писари и приезжие, которые писали книги. Там не было Вознесенской церкви. В 16 в. среди многочисленных хозяйственных построек было два основных храма: Церковь Святителя и Чудотворца Николая (трёхшатровая) и Церковь Успения Богородицы с трапезной и келарской. Между ними возвышалась шатровая колокольня. Окружала монастырь деревянная ограда с пятью башнями, что говорит о его оборонно-стратегическом назначении.
Была Воснесенская пустынь.
"Дьяки и подьячие составляли основную часть писцов, которые занимались перепиской и составлением документов." https://imwerden.de/pdf/kukush...7__ocr.pdf Дьяки, которые жили при монастырях, вели монастырское
делопроизводство37 и по мере надобности «по повелению» монастырского
начальства привлекались к переписке рукописных книг. Это прослеживается как в северных, так и в центральных монастырях. Известный
в Сийском монастыре писец Трофим Кузнецов был, например, подьячим,
выдающийся книжник Соловецкого монастыря Сергий Шелонин — бывший московский подьячий. Одна из тетрадей в рукописи АлександроСвирского монастыря переписана подьячим новгородской чети Борисом
Протопоповым38 и т. д. В северных монастырях даже образованные
книжники, такие как сийские игумен Феодосий и архимандрит Никодим,
обучались грамоте в местных монастырях по системе: при одном старце —
один-два ученика. Подобная практика продолжалась на протяжении
двух веков. К сожалению, точных сведений о грамотности среди монашества у нас нет, но можно предполагать, что все, кто был связан
с выполнением культовых обязанностей, умели читать."


https://www.booksite.ru/fulltext/kuznez_al/text.pdf
Ермолка Никитин сын Каидал, Варзужская вол. Двин. уезда. // Сотн. 1563 [СГКЭ1: стл.165]
Кандалов [ДАВВ: 75], Важ. уезд (1636) там же
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466. После падения самостоятельности Новгородской республики (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчинённой двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах. Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчётливо видны в описи села, проведённой в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья». - это могло стать причиной переселения части Кайдаловых в другие места?

https://ebin.pub/xvi-xvii-u-5028524.html
Борис Кайдал, 1574 г Кемская волость. "вкла де Никифора Севрюка (2,25 лука в Кеми и деревня со всем угодьем)..эти владения называются соб ственностью Савелия Глазуня, отца вкладчика, а в купчей владельцем значится сам вкладчик. Во вкладной книге, кроме отца, по душе которого сделан вклад, упомянут еще и брат Борис Кайдал." Как вариант трактовки текста - Савелий -отец, у него дети Никифор и Борис. ( это если Кайдал фамилия, а Севрюк -угрюмый и Глазуня - это прозвища, или же слова Кайдал имело тогда какое-то конкретное значение и служило прозвищем тоже)

Если фамилия Кайдалов (В Сибире, Белгороде и др) пошла от Кайдалов с Кольского полуострова и возникла в 16 веке, то она могла означать что-то, за что давали прозвище. Вопрос что же она тогда означала? Или же она имеет другое происхождение, например, связана с местом.Там есть такие населенные пункты как Койда, Койдакурье.
И еше есть
1547 г. послух Кайдал Фефилов сын Пурина, Клин ( тут имя, могло ли дать фамилию остальным? вряд ли . тот же Федька Иванов сын Кайдал 1551 г явно не от него взял фамилию)
1552 г. писец Кайдал, Никола- Корельский монастырь (возможно речь о дьяке Федьке Иванове, или же там был помимо дьяка , еще и писец Кайдал, пример что человек мог быть записан то по имени , то по фамилии)
В сведениях города Любеч - ремесленник Ферапонт Кайдала (1458). (документа, подтверждающего эту запись, не нашла)
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
В 16 веке если рассматривать немного измененное написание фамилии есть еще такие данные:
http://rgada.info/poisk/db.php...1%82%D0%B8
1577/78 г г. Дмитров "Данная Анны Андреевой дочери Койдарова, вдовы Ивана Гаврилова сына Обобурова, по приказу мужа, арх. Тр. Серг. м-ря Ионе на д. Дмитровка в Кузьмодемьянском ст. Дмитровского у. с условием пожизненного проживания и погребения в м-ре."
Если в 16 веке фамилия встречалась не только на севере, но и в центре, то может она не северного происхождени? Койдалов /Кайдалов часто встречаются одновременно - и в Белгороде, и в Чите , например, в 1721 г. При этом еще ударения в самой фамилии разные - есть и КАйдалов, и КайдАлов, и КайдалОв.
Фамилию обычно связывают с кандалами, и при этом пишут , что "кайда́лы мн. "оковы, кандалы, цепи", кайда́ны – то же, южн., зап. (Даль), укр. кайда́ни, польск. kajdany. Вероятно, через тюрк. (тур. kajd) из араб. qajdāni–дв. ч. от qajd "завязка, пута"; см. Мi. ТЕl. 1, 322. Ср. также кандалы́." Тут интересно, хорошо бы по годам посмотреть, что раньше возникло слово кандалы в значении оковы, или фамилия Кайдал http://www.orientalstudies.ru/...mirnov.pdf

https://forum.vgd.ru/post/1065...#pp1877049
2) Прибалтийско-финские топоосновы =
* В истории округи Толвуи прибалтийско-финская страница была значительной. Прибрежная Толвуя обладала для прибалтийских финнов периода ранней экспансии привлекательностью. Прибалтийско-финские следы особенно ощутимы в наименованиях заливов, мысов, островов, озерных тоней и мелей.
Кайд-: ск. kaita, kaida, люд. kaid, kaide, вепс. kaid ‘узкий’. - КАЙДА луда (Толв),
(Kaid/jatv, kaid 'узкий' —> Кайдозеро https://cheloveknauka.com/topo...tirovaniya

Название «Койданово», с точки зрения топонимики, является притяжательным прилагательным от имени Койдан («принадлежащее Койдану»). После смерти Тохтамыша в 1406-м году, многие его приближенные получили от Витовта наделы и остались жить в Литве, бросив свои земли в Золотой Орде. Имя Койдан на русский язык как раз переводится как «Бросивший земли».Впервые поселение под названием Койданово упоминается около 1439 года, когда тут был основан один из первых костёлов на территории современной Белоруссии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/...%82%D1%8C)

Есть еще Кайданово в Литве (ныне Кедайняй) - Первое упоминание в письменных источниках (в хронике Германа Вартбергского) относится к 1372 году.
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Надо попробовать связать Кайдалов 16 века с Кайдаловыми 17 века.
" Подавляющее большинство переселенцев в Сибирь на начальном этапе освоения были выходцами из северных поморских уездов". Если Кайдалы жили возле Белого моря, то можно представить, что кто-то из них оказался в Чердыне, Соликамске, Ростове, Нижнем Новгороде.

Чердынь - по торговому потоку в Вычегду по Колве и через Немский волок можно попасть к Архангельску
Тут можно провести такую линию. Деревня Кайдалы (Илюшинский), Фалевский район. Форма Кайдалы самая близкая к Кайдалам Поморья. По истории деревни - в 1615 г . ее еще нет ( По переписи 1615 в починке на Яровых горах стояли дворы крестьян: Ивашки Лыскова, Гаврилки Мастюгина и пустой двор сбежавшего Куземки Поздеева.https://www.falenki.ru/category/derevni-sela-poseleniya-raiona/yarovye). Перепись 1646 г есть деревня Илюшинская над Чепцею рекою https://rodnaya-vyatka.ru/places/104142 (Потом то есть одна деревня , то другая, но интересно, что там среди жителей встречается фамилия Кайдалов - " В 1788 г. уже наоборот – нет д. Кайдалы, зато есть д. Яровская. В ней 7 дворов: 1)Иван Лукин Катаев, 2)Иван Елисеев Кайдалов, 3)Сидор Иванов Кайдалов, 4)Иов Егоров Смолеников, 5)Лаврентий Егоров Смолеников, 6)Агап Афанасьев Мастюгин, 7)Кирило Афанасьев Мастюгин." Возможно, она же упоминается рядом с владениями Строгановых (по крайней мере те же места) - "1678: перепись князя Бельского, вотчины Строгановых) ... во 180 году. Починок на Шалашах на речке Березовке а в нем крестьян: Во дворе Евтюшка Евтихиев сын Глухово. У него сын Афонка полупяти года. Из деревни Кайдаловы[4] переведен во 180 году. Во
↑ В списке населенных пунктов этой деревни нет, возможно она и не относилась к вотчине Строгановых."
Т.е. была маленькая деревенька, возможно основанная в промежутке с 1615-1646 г , название которой дали Кайдалы, и котороая со временем называлась Кайдаловы.
У меня есть идея, что это мог быть Илья Кайдалов (поэтому Илюшинская). Был такой чердынец Илюшка Яковлев сын Кайдалов, 1623 гр. У меня пполучалась связка
Яков(?1590гр) — Иван и Илья (1620-1625гр) — Демка и Семен дети у Ильи и Иван у Ивана и тд. Мне сейчас еще кажется , что Кайдалко Михайлов 1579 г мог быть отцом Якова, просто имя не указывалось, а он назывался по фамилии. Но это так, предположение, тем более, что там помимо линии Яков-Илья, есть и другие линии Кайдаловых в той же местности:
Кунгур: Иван (1600)- Данило (1630) -Ронька 1655
Невьянской слободе: Карп 1640 — Кондратий1660 и Сысой 1665
Одна ли это семья или нет, непонятно. У Якова - дети Иван и Илья, Илья разобран, а у Ивана -дети Данило и Карп? тогда да, одна семья, а прародитель тот самый Кайдалко Михайлов.
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2665.285 тут некоторые промежуточные данные Чердынь-Соликамск-Верхотурье Т.е. приплыли сюда Кайдалы в 1579 г или раньше.

Если представить что житель Углеча Кайдал Головин это "наш человек", тогда из Архангельска можно было наверное водным путем, по Волге попасть и сюда. А из Улеча - в Ростов. По времени - Кайдал приб 1550 гр - его дети годы рождения 1570-1585 - Пятунька упомянут в 1619 году, его дети в 1624 г. Исходя из этого приплыл Кайдал в Углеч около 1585 года. Там фразу "села Краснаго Кайдала Головина человѣкъ нѣкій Фоків именем" можно понять как человек Кайдала Головина некий Фокив, ну т.е. был Головин в его отряде или под его начальством был Фокив.


Если плывущие разделились, и один поплыл в Углеч, а другой через Ярославль и Кострому в Нижний Новгород то мы приходим к Федору.
Деревня Кайдалово Сосновского района Нижегородской области, не знаю год образования
1621-1623гг. Писцовая книга ... Закудемского стана Нижегородского уезда.
с.Княинино
двор задворных и деловых людей:
Федор КАЙДАЛОв
Поскольку, село Княгинино  было  вотчина за кн. Иваном Алексеевичем Воротынским , то сюда можно и
 Кайдалов Сем. Сем., послуживец” бояр кн. И. А. Воротынского (1658 г) . Тогда по Нижегородской области - Федор -Семен- Семен. Пока других имен нет, можно связать с ними основание деревни Кайдалово.
можно пока сюда же
Кайдал Семен (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)
Кайдал Васил (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)
Кайдан Петро (сотня Веницкая)Кальницкий полк ( 1649 г.)
И еще наверное сюда - поскольку у Морозова были нижегородские владения - Кайдалов Северга (1610? род ) , приказный человек у боярина Морозова, 1643 г


Но есть и другие. У них похожесть имен, более-меннее близкие даты рождения, они служилые, и их распределили на границы в разные части страны. могут они быть ближайщими родственниками
Сургут. Иван Кайдалов — 1609 г. (приб 1580 -1616).стрелец, десятник (дети Федор, Дмитрий, Иван - предположительно Дмитрий в Енисейске был мастером по дощаникам, м.б. связь с тем что путешествовали по рекам)
Томск . Федор Кайдалов (1580?-?) , сын Григорий, есть упоминание именно Григория Федорова в 30егг 17 в.
Белгород . Григорий Кайдалов (1590?- ?)— атаман, его отец Иван Кайдалов 1570г?
Терек -  Дмитрий Кайдалов , (1610?гр)(1638 г. принимал участие в сопровождении посольства.
Есть атаман Кайдал Матчин. Если следовать логике Кайдалко Михайлов, Кайдал Головин - что указывалось Кайдал как имя-фамилия, то и тут может быть также. https://www.vostlit.info/Texts.../text3.htm если получится его связать с Нихегородской областью, тогда получится вот так: Иван Матчин (1560 гр) - дети Иван 1580гр (дети 1600-1616гр), Федор 1582 гр(сам он остался в Княгинино, а его сын Григорий упомянут в Томске, он примерно 1600 гр), Григорий 1590 гр (белгородский), Дмитрий 1600 гр (терековский). Село Кайдалово могли дать Кайдалу за службу в 1613 году. Но это только версия. Тут Матчин явно связан с казаками, мог ли приплывший с севера в 1585 году Кайдал записаться в казаки в районе высадки по поберегам рек, и так быстро продвинуться по службе и судьбу детей-внуков тоже связать с военной службой?



name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
https://forum.vgd.ru/post/2676...0#pp488243 вот еще была озвучена версия. Кай - в значении мстить, карать, ну и вторая чать слова - дана кому то.
и другие версии https://forum.vgd.ru/post/2676...#pp1410060
"По одной из версий, фамилия КАЙДА восходит к украинскому слову «КАЙДАни» - «кандалы». Соответственно, прозвище КАЙДА мог получить заключенный, каторжник.Согласно другой, менее правдоподобной версии, в основе этой фамилии лежит рязанское слово «кай» - «обет, зарок, договор». В этом случае Кайдой могли прозвать одного из участников коллективной сделки, торговца.Также маловероятно, что прозвище КАЙДА образовано от турецкого слова «kayde» - «летний дождь» или от «kayac» - «скала, утес». , со временем получил фамилию КАЙДА"
"фамилим от ранее распространённого католического имени Кайдан, Кайдаш"

Версий много, попробую найти родоначальников фамилий Кайда, Койда,Кайдаш, Кайдан, Кайданов, Кайдак и тп на 1600 г. и посмотреть абсолютно разные это фамилии, или их можно свести к одному предку Кайда, или же к одной местности.
1. Осадный список 1618 года Койдашев (Кайдашее)Афанасий Иванов, (из списка лиц, получивших в Смуту выслуженные вотчины)
Койдашев Томило Иванов ,https://forum.vgd.ru/406/84787/0.htm?a=stdforum_view&o=
Пятого Тихомир Койданов с. — Галичский у., Чухломская Окологородная вол (Кострома)....


буду потом добавлять информацию.
"КОЙДАново Название связывают с тюркским антропонимом КОЙДАн. В то же время название сопоставимо и с финноязычным койд." https://forum.vgd.ru/post/2676...#pp1552541
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Койда, Койдакурье (в тех местах, где упоминаются Кайдалы в середине и второй половине 16 века).
Койда— село в Мезенском районе Архангельской области. Не очень далеко от монастыря. « Что касается Зимнего берега, то уже в 15 веке здесь промышляли поморы-зверобои.
Наметились центры их промысла: о. Моржовец, мыс Конушин, к которым они ходили из Койды,
Упоминаемой в документах 1471 года.
К.П.Гемп. В кн. Леонтьева А.И. «Зимняя сторона». http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=123&t=46649
И отсюда https://filling-form.ru/turizm/115950/index.html?page=4 Есть и река Койда. В XIX в. Койда входила в состав Золотицкой волости, в дальнейшем была образована Койденская волость .В Койде были сильны старообрядческие традиции...Койда была центром вылова белька (детеныша тюленя).....Жители Койды занимались промыслом зверя (тюленя, белухи, моржа) и ловом рыбы (семги, сельди, трески, последней – на Мурманском берегу) и подледным ловом наваги. Койда была центром тюленьего промысла..... оценке подвергается поведение местных сообществ (Койдена – в людях гости, П.Е. Малыгина, 1927), так как жители Койды были негостеприимными, у них не было своего съезжего праздника....
Койдакурье - "село, как говорят крестьяне, получило свое название от первого поселившегося в тамошней местности Чудина по прозванию Койда , или Койка. Откуда пришел Койда и когда поселился, предание умалчивает, но оно сообщает, что поколение Койда было мужественно, великоросло и чрезвычайно сильно Члены его поколения могли разговаривать между собой на 6ти верстном расстоянии или иметь перекличку. Один из тех Чудинов был столь силен, что однажды, когда он вышел по утру из ворот и затем чихнул, то своим чохом до того испугал барана, что тот бросился в огород и убился до смерти" https://www.google.ru/books/ed...frontcover
https://viewer.rusneb.ru/ru/00...heme=white
еще немного "История села интересна и многогранна. Первое упоминание о тюленьем промысле на Белом море имеется в грамоте 1450 г., а на карте 1471 г. впервые появилось название Койда. Первыми поселенцами Койды стали крестьяне деревни Куя, вынужденные оставить свои родные места из-за набегов шведов. В 1701 году шведы сожгли в Куе все крестьянские дворы, варницы, часовню. Уцелевшие жители бежали в более безопасные места, так в Койде появились первые поселенцы, крестьяне из Куи, Иван Малыгин и Семён Корельский. Так возникло здесь постоянное поселение, получившее название от существовавшей когда-то Койдокурской волости, названной по имени чудина Койдо, жившего, по преданиям, в селе Койдокурье." http://www.sevmeteo.ru/press/news/749/

Река Кайдашка (вепс, kaidasti «узко») вытекает из болота Узкий Мох [Гусельникова, 1999, 16]. В целом соглашаясь с этимологией,необходимо отметить, что в основе названия все же лежит вепс, kaid или кар. kaida «узкий», оформленное русским суффиксом-шк(а) . https://www.booksite.ru/fullte...onimii.pdf Лодейнопольский район. А может от Кайдаш?


Т.о. фамилия Кайдал, которая встречается в середине и второй половине 16 века на севере (территория Архангельской губернии, Кольского полуостова) могла означать прозвище (что означало пока не известно -пример Борис Кайдал) либо была связана с местом Койда (и тогда это слово Чудского происхождения, было бы простое объяснение, но тут противоречие, что Чудь были некрещенные туземцы, так пишут в вышеуказанной книге, при этом многие населенные пункты названы именно в честь некоторых представителей этого народа. но суть противоречия, что Кайдалы были грамотными дьяками или писцами в монастыре, что как-то не вяжется с принадлежностью к Чуди.) Ну или с 1471 г прошло много времени и потомки чуди стали писцами в православном монастрыре. Если на этом остановиться, то других версий нет. А если попробовать связать с Кайданово и литовским городом Кедайняй (Название имеет форму множественного числа: русск. Кедайняй, Кейданы, лит. Kėdainiai, польск. Kiejdany.По легенде произошло от имени богатого купца Кеидангено (Keidangeno), приехавшего сюда из Курляндии и основавшего небольшую рыбацкую деревушку (в1372 году). В исторических источниках встречаются разные варианты названия городка: Keidaini, Keidany, И есть еще населенный пункт Keidai, Литва, правда нет истории названия. Тут тоже сложновато увязать с происхождением фамилии, но пусть будет пока так - Кайдал, Кайда, Койда на нашем севере, Кайдановы, Кайденовы и похожие - на территории современных Белоруссии и Литвы. Общий корень фамилии из финских языков, могли принадлежать к какому-то одному роду Кайд, населенные пункты образовали в середине 15 века , с тех пор соответстующие фамилии
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
село Шереховичи Любытинского р-на
ШЕРЕХОВИЧСКАЯ ВОЛОСТЬ В XVI ВЕКЕ: ПОЭМА ИМЁН И НАЗВАНИЙ (продолжение)
Год 1564-й.
«Николской Шереховской на Белой погост. За Савином Корытковым: д. Сежнѣе (живут сам Совин + братья его Третьячко, Пятой, Койдал, Прокопей), д. Бологая, д. Калита, д. Черная Горка (среди жильцов: Огурко Тарасов). https://vk.com/wall-75646142_1590 Там же "примечательно то, что во 2-й пол. XVI в. начинают преобладать некрестильные имена, возможно связанные с именословными традициями, привнесёнными переселенцами из московских земель: Огурко, Пятой, Койдал, Утеш, Тугарин, Резвой, Нехош, Недаш, Неустрой, Сулеш, Коромыш, Весна, Жук, Зык, Докука, Руда, Чюдин, Худяк, Малюта, Ташлык, Урак, Кудаш, Немир, Нечяй, Ших, Ширяй, Шемяка.!

¹² «За Савином за Корытковым. Дер. Сежнѣе вопчѣ с царем и великим князем: дв. сам Совин, дв. брат его Третьячко, дв. брат его Пятой, дв. брат его Койдал, дв. брат его Прокопей, дв. бобыль Панко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому-ж, сена 40 копен, 3 обжы, а доходу нет, пашут на собя» (там же, столбец 877) https://vk.com/topic-75646142_...p;scroll=1

Значит, просто имя? Может было в ходу в древнем Новгороде?
Эстонская деревня Койдула вот попалась, пока рассматривала карту )Псков -Новгород). Вот просто имя или нет?


1743-1747 гг. г. Пензы и уезд https://forum.vgd.ru/post/252/...#pp2630013
д. КОЙДАЛи Если следовать версии, что Койдалы/Кайдалы плыли с севера, то там тоже река недалеко, версию не опровергает.
Если я правильно угадала,и Кайдал Матчин с семьей "моих" Кайдаловых был в реале, то можно предложить такую историю - в 1570 г по какой-то причине Кайдалы уехали с севера, водным путем на юг. В районе будущей Самары вышли, соединились с казаками, жили там какое-то время, основали лет за тридцать поселение Койдали (интересно реально ли деревня Койдали могла быть основана в то время). Обзавелись семьями. Ближе к Смутному времени хорошо себя проявили, за что получили наделы земли от государства. Головин в районе Углича, Матчин после 1613 года в Нижегородской области. Дети Матчина остались на военной службе. Все я себе хорошо объяснила)) Только вот непонятно, если все таки было имя Койдал и оно было популярным, тогда все Кайдаловы просто от имени могли быть.
https://www.google.ru/books/ed...frontcover на карте Саратовской губернии 1898 года населенный пункт Койдал где-то юго западнее Кузнецка.
Сурские казаки? там река Сура близко. Но это около 1570 г . А где были кайдалы до этого сто лет?
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Еще одно имя (не особо вписывающееся в мою теорию) по Белгороду:
Кайдалов (Коидалов) Федот Иванов, похоже брат Григория http://rusfolklor.ru/uploads/otkaz.pdf
" 10 марта 1628 года.
.....Григорий Koiдалов ездил в Белгородский уезд в Коренский стан на речку Корень в деревню Устинку ..." 15-16 страницы
"20 февраля 1632 .... отделил станичному атаману Федоту Иванову сыну Кайдалову..." 19-20 страницы.
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Деревня Сур-Кайдала ((в 7 верстах от Лемболово) Ленинградская область. упоминание в 1919 г. https://terijoki.spb.ru/books/SovFinBorder_1918-1938.pdf
name2017
Участник

Сообщений: 68
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 32
Склоняюсь к мысли, что истоки фамилии надо искать в Великом Новгороде. Оттуда и шло распространение фамилии - и на север в том числе.
Кайдал Семенович Кренев [см. Крен], 1582 г., Новгород (, у него еще брат Ташлык)
Кайдаш Глухов городовой приказчик в Торжке, 1539 г

Кайдал Савельев сын Гладунов , купчая, 1566 г (в говорах Гладун - толстый, тучный человек или животное) https://www.google.ru/books/ed...0%B0%D0%BB
Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв
Что значит имя Кайдал я так и не понимаю. А должно что -то означать

У меня выше в сообщении : "Борис Кайдал, 1574 г Кемская волость. "вкла де Никифора Севрюка (2,25 лука в Кеми и деревня со всем угодьем)..эти владения называются соб ственностью Савелия Глазуня, отца вкладчика, а в купчей владельцем значится сам вкладчик. Во вкладной книге, кроме отца, по душе которого сделан вклад, упомянут еще и брат Борис Кайдал." Как вариант трактовки текста - Савелий -отец, у него дети Никифор и Борис. ( это если Кайдал фамилия, а Севрюк -угрюмый и Глазуня - это прозвища, или же слова Кайдал имело тогда какое-то конкретное значение и служило прозвищем тоже)"
Если речь об одном и том же человеке,тогда Кайдал Борис Савельев сын Гла (д)зунов. Тогда может Кайдал что-то типа профессии было? А что тогда означало Кайдаш, Кайдан?
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈