Отправлено: 2 августа 2010 16:28
Отредактировано: 2 августа 2010 16:30
Да я в принципе уже нашел прадеда. С помощью вашего сайта и некоторых других. За что всем кто помогал большое спасибо. И обстоятельства гибели, и лагерь в котором он был и успел съездить туда (Гродно). Но коль увидел на СМ, то и решил попробовать. Я отправил в электронном виде письмо. Так что и сам думаю, что особо надеяться не на что. Ну все равно. Теперь буду искать второго прадеда. Кстати он тоже в списках по моему есть.
Но вам спасибо все равно. Удачи.
Уважаемые пользователи. Хочу поделиться с Вами впечатлениями по итогам поиска.
К удовлетворению всей нашей семьи (внуки, правнуки) поиски завершились можно сказать успехом.
Вкратце. Мой прадед записался добровольцем на фронт 17-ю дивизию народного ополчения Москворецкого р-на г.Москвы 8 июля 1941г. В ЭТОТ ДЕНЬ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 50 ЛЕТ (!!!). Представляете себе, в день своего юбилея уйти на фронт. Дома осталась жена, старшая дочь и маленький сын (мой дед). Дочка Лида умерла в Москве в 1941 от туберкулеза, но отец об этом не узнал. В первых же боях, у г. Спас-Деменска (Калужская обл.) дивизия погибла и выходила к Москве мелкими группами. Пережив бои на позициях, мой прадед выйти из окружения не смог. После долгого изучения тех боев выяснилось, что он был захвачен в плен 6 октября в момент последнего решающего, но успешного прорыва оставшейся трети дивизии к линии фронта в болотистой местности реки Малая Ворона. Через несколько дней был доставлен в немецкий шталаг №324 (район Фолюш, Лососно за чертой г.Гродно, БССР). Там Прокопий Константинович умер от тифа 9 декабря 1941г., не пережив первую зиму войны. Захоронен рядом с лагерем (Новый лагерь, как его назвали немцы). А ведь был, видимо, физически очень здоровым человеком, всю жизнь кузнецом проработал.
Отец мне всегда говорил, что оба его деда были на войне и не вернулись. Каждый год с отцом вспоминали их, а где погибли, когда…? Мама говорила, что оба ее деда были на войне (один вернулся). Но ни про одного из трех погибших ничего не было известно. Теперь известно про всех кроме одного. Это огромное удовлетворение и радость, когда спустя 5 лет с начала работы, не имея опыта в поисках, спрашивая советов, приставая на сайтах и форумах к экспертам и знатокам, путаясь и иногда отчаиваясь, выясняешь все-таки судьбу своего деда, прадеда. Радуешься каждой новости, контакту, версии, найденному документы.
А потом хочется большего. Хочется, чтобы было место, куда можно приехать, положить цветы, постоять, подумать. Найти и выяснить судьбу родственника, мало. Прокопий Константинович умер в шталаге, а захоронен в немецкой лагерной яме. В 2010г. летом, я, отец и дядя поехали в Гродно. Поехали сразу, как только узнали место гибели, ни секунды не раздумывали. Описать чувства, которые меня лично посетили на месте захоронения очень трудно. Чувство удовлетворения от того, что все у нас получилось, чувство скорби и одновременно гордости, чувство горечи от того что… Тут позволю себе рассказать впечатления от поездки на место лагеря.
Дальше, не навязывая свое мнение и не настаивая на своей правоте, выражу исключительно свое мнение, которое может показаться кому-то не верным или не совсем объективным..
Лагерь находился за рамками Гродно в местечке Фолюш, Лососно (станция), позже можно встретить названия Ке(о)лбасино, “Лагерь смерти №324”, “Neues Lager” (Новый лагерь), “Lososna-Grodno” . Все это примерно одно место. В лагере не было надземные построек, только земляные бараки рядами. Сейчас в микрорайоне на Фолюше, который очень близко к городу, ведется строительство. Там есть стела в память 14000 погибших и замученных, расположенная на краю бывшей территории лагеря. И хотя непосредственно под стелой захоронений нет, но она является символическим местом, обозначающим это страшное место. Символическим для руководства части, которое шефствует над ней, для таких как мы, приехавших почтить память дедов, для таких как Вы, что читаете это сообщение. Благодаря военным, территория мемориала содержится в пристойном, достойном виде. Стаканы, грязь и мусор, оставленный молодёжью, бестолковыми местными и приезжими, убирается. Чуть дальше находится воинская часть, которая поставлена как раз на месте лагеря.
Казармы, дорожки, забор, все стоит на месте могил. Может я и не прав и бывают более вопиющие случаи, но ведь вся часть стоит на костях. Земля под плац закатана в асфальт. Знаете, я шел там и слушал рассказы о лагере. Когда в землянке заболевали тифом, то их не изолировали. Просто подрубали опоры землянки и хоронили заживо несколько сотен людей, и больных и здоровых. Я не очень обращал внимание, где именно я иду, до тех пор, пока меня не попросили посмотреть вдоль земли. Земля не ровная, волнообразная. Я сообразил, что стою в продолговатой низинке, метра 3 шириной, а параллельно еще одна и еще, еще. Стоял я в районе одной из траншей или землянок. И быть может именно под моими ногами, на глубине 2 штыка лопаты, лежат останки моего прадеда. Ямы видно даже летом, несмотря на траву, которая несколько сглаживает поверхность. Как нам было сказано, при снежном покрове все это еще заметнее. Мы все трое, люди не очень сентиментальные и вполне здравомыслящие, но потом вечером, когда перед обратной дорогой в Москву сели в кафе, дружно сошлись во мнении, что находиться на этом месте тяжело, у всех у нас остались крайне тяжелое впечатление от увиденного.
И ведь искать могилы, останки не нужно, опрашивать местных не надо. Вот они все здесь, везде, вокруг, куда не копни. Ямы, землянки и так видно (в каждой не по одной сотне человек находилось). Простой пример. Знаю, что некоторое время назад, нескольких солдат из части направили за территорию, для того чтобы выкопать яму для хоз. нужд (для чего именно я не знаю). На заросшем пустыре, в 2 минуте ходьбе от забора, копнув землю, они наткнулись на останки кажется 6-ти австрийских солдат ПМВ (идентифицировали по форме). Сейчас там скромная могила, вокруг которой иногда выкашиваю траву.
Более 65 лет прошло с тех времен, но земля на месте землянок не заровнялась, останки солдат, как лежали, так и лежат там. В 200-х годах силами 52-го отдельного поискового батальона вооруженных сил республики Белоруссия после того, как случайно у КПП части прокладывали коммуникации, подняли и перезахоронили с Фолюша несколько сотен останков, выяснили несколько фамилий. В 2011г. работы были продолжены, еще 190 останков перезахоронили на городское кладбище Аульс. Церемония состоялась 30 ноября 2011г. Это замечательно, прекрасно, но меня не покидает ощущение, что можно сделать больше. На сколько я понимаю и видел сам, там ведь примерно ясно, где нужно копать? Вопрос риторический, поскольку понимаю, что существует много объективных причин и не менее необъективных отговорок. Недостаток средств, статус объекта мешает проводить работы, некому, нет времени, не приоритет и т.д. и т.п.
*
Примечание. На конец 2011г - начало 2012г. раскопки в р-не лагеря постоянно идут. Фамилии выявляются, а поднятые останки солдат перезахораниваются на Аульсе регулярно. Сейчас есть надежда, что постепенно эта благородная работа по перезахоронению солдат будет продолжена, и у всех ответственных лиц, добровольцев-поисковиков хватит сил и желания завершить ее.
С Фолюша мы с тяжелым ощущением поехали на городского кладбище Аульс, на котором и перезахоранивают останки всех найденных на месте шталага. Гранитный валун, гранитные тумбы с досками, на которых выбиты фамилии известных солдат, заготовлена запасная тумба под новые фамилии (воинское захоронение №6225). Все чистое, аккуратное, новое, цветы, венки. Фамилии моего прадеда на досках не было, но мы очень и не надеялись, что среди останков что перезахоронили будут идентифицированные останки моего прадеда. Скорее всего и не найдут ни когда. Мы приняли между собой решение считать местом упокоения его останков мемориал на кладбище Аульс и территорию части на Фолюше. На том поиски и закончились. Знаете, теперь несколько спокойнее стало что ли. Как вроде отдал, сделал то, что и должен был.
Приехав в Москву, переписывался с Управлением по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн ВС РБ, получил заверение, что на основании найденных документов, фамилию Рязанцева Прокофия Константиновича внесут на воинское захоронение кладбища Аульс. Но прошел год…
За год на Фолюше и Аульсе изменений нет. Мы ждем. По сведениям приехавших оттуда (лето 2011г.) Фолюш застраивается, город растет, и дома подбираются к стеле.
Хочется сказать всем, кто только решил начал искать своих предков. Ищите обязательно, пусть на это понадобится много времени, пусть сначала не будет получаться и неясно куда двигаться в процессе. Делайте перерывы и снова начинайте.
Спасибо большое всем поисковикам за помощь. Виктору Черновалову – с его совета все и началось, Александру Дударенку за консультации, всем кто помог на ВГД, Ella, US, знатоки, помогавшие в определении фотографий на ВГД, Ивановой Евгении Андреевне – руководителю Международной ассоциации общественных поисковых объединений, участникам форумов других сайтов и многим др. Отдельное спасибо Александру Севенко.
С уважением, Кирилл.
P.S. В сообщении изложена исключительно моя точка зрения и мои впечатления от процесса поиска и увиденного в Белоруссии, и может показаться субьективной.
Списки, захороненных на кладбище Аульс (2010):
https://forum.vgd.ru/102/16382/20.htm?a=stdforum_view&o=Фото плит с фамилиями на кладбище Аульс:
http://poiskpeople.ru/forum/viewtopic.php?t=3397Краткий очерк истории района Фолюш и др. материалы о г.Гродно:
http://www.proza.ru/avtor/sevenkoФорум г.Гродно:
http://forum.grodno.netДокументальная повесть “Расскажи живым”. Давид Захарович Каган-врач, кандидат медицинских наук, инвалид Отечественной войны, узник шталага №324 Гродно. Издание второе, дополненное. Издательство “Туркменистан”, Ашхабад.; Туркменистан, 1986. – 208 с. (Первое издание вышло в том же издательстве, но в 1980 г., аналогично по содержанию, кроме главы о партизанском отряде на западе Белоруссии).
Документальная повесть “Собой заслонили Москву”. Виктор Климанов. Москва. ООО “Абелия Издательский дом”, 2005.-312 с. Подвиг 17-й стрелковой дивизии народного ополчения. Народное ополчение на защите Москвы.