Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК

им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965

сайт http://sochived.info/aerodromyi-sochi/
....А вот еще эпизод. В июне сорок третьего летел к крым­ским партизанам впервые молодой летчик Владимир Булга­ков. Его ведущим был Виктор Царевский, хорошо освоивший эту трассу. Ночь стояла темная. Чтобы не потерять само­лет ведущего, Булгаков подтянул свой ПО-2 к нему побли­же. Ориентиром ему служило голубоватое пламя, вырывав­шееся из выхлопного патруб­ка самолета Царевского.
Прошли Новороссийск, Ана­пу. Погода по всей трассе от­личная. И вдруг, на тебе - под Феодосией море затянула сплошная мгла. Сбившись с курса, летчики не заметили, как оказались над сушей. Опомнились, когда небо во­круг заполыхало взрывами зенитных снарядов. Владимир Булгаков круто повернул свой самолет в сторону моря и по­терял из поля зрения товари­ща.
Выручила находчивость. Пе­ред рейсом Булгакова предупредили, что на Керченском полуострове, где находились причалы немецких кораблей, постоянно действуют «мигалки» — небольшие маяки. Молодой летчик воспользовался ими, чтобы уточнить свое местона­хождение и выйти на нужный курс. Вскоре он увидел пять костров, расположенных «кон­вертом». Это был условный сигнал: внизу свои.
Булгаков сел довольно удачно. Уже на земле он увидел, как к самолету с двух сторон бросились люди. Они догнали самолет, который катился ку­да-то вниз, и буквально по­висли на его плоскостях, по­могая остановиться. Потом ему объяснили: в десяти метрах - обрыв. В это время над лаге­рем появился и самолет Ца­ревского.
Редко какой рейс проходил без трудностей, без риска. По данным штаба Крымского партизанского движения, время с ноября 1941 по апрель 1944 года к партизанам окку­пированного фашистами полу­острова было совершено 711 самолето-вылетов, доставлено 725 тонн грузов, заброшено в отряды народных мстителей и вражеские тылы свыше 500 военных специалистов, развед­чиков, радистов, вывезено на Большую землю свыше 1300 раненых и больных партизан, 545 человек гражданского на­селения, скрывавшихся от ре­прессий гитлеровцев. Добрая половина всего этого сделана в ту пору, когда на крымские партизанские базы наши са­молеты летали из Сочи.
Начальником Сочинского аэродрома в военные годы был Сурен Суренович Демерчян, который ещё в 1930 году по призыву «Комсомол – на самолёты!» окончил Одесскую школу военных пилотов и стал лётчиком-инструктором.

- Каких трудов, какого мужества стоили нашим летчикам ночные рейсы к партизанам Крыма! - вспоминал Сурен Суренович, - летали почти вслепую. Ничего, кроме магнитного компаса, у пилота не было. Никакой радионавигационной аппаратуры. В воздухе на ПО-2, этих фанерных тихоходах, приходилось находиться почти восемь часов. И всё время над морем.

Самолёты По-2, второе название - У-2 («учебный второй») были созданы ещё в 1928 году для о обучения в аэроклубах и лётных школах. Это был биплан из сосны и фанеры, для его обшивки использовался перкаль – хлопчатобумажное полотно, пропитанное авиалаком. Весил порожний самолёт 650-750 кг, а его скорость была 100-120 км/ч. Самолёты имели две открытые кабины, во вторую кабину ухитрялись помещать двух раненых, а ещё самолёт мог перевозить двух человек в подвесных гондолах под крыльями
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Иногда, будучи на партизанских аэродромах, летчики по стечению обстоятельств вынуждены были сражаться против врага плечом к плечу с партизанами. И в этом случае они проявляли себя как герои.

В ночь на 28 декабря 1943 года старший лейтенант Царевский с бортмехаником техником лейтенантом Тютеревой на самолете По-2 вылетел к партизанам в район Симферополя. Пройдя по маршруту Старотитаровская, Крымская, мыс Чауда, Симферополь, он через 3 часа 30 минут был уже над заданным районом, опознал посадочную площадку и, когда на ней появился условный сигнал, приземлился.

Здесь летчик получил от командира партизанского отряда новое задание. Выполняя его уже перед рассветом, он вылетел на другую точку. Произведя посадку и тщательно замаскировав самолет в лесу, он сдал его под охрану двух партизан.

Несколько раньше, в период с 10 по 20 декабря, народные мстители провели ряд боев, во время которых нанесли большой урон противнику. Решив покончить с партизанами одним сильным ударом, оккупанты 22 декабря в 6 утра большими силами пехоты при поддержке артиллерии и авиации перешли в наступление в районе Северного и Южного соединений, там, где находился экипаж Царевского. Вначале гитлеровцы блокировали, а потом заняли этот район и вплотную подошли к площадке, где находился замаскированный самолет. Центральный штаб партизан приказал по радио во что бы то ни стало не допускать противника к аэродрому. [341] Бой шел в течение всего дня. Зная о находящемся здесь самолете, фашисты били из минометов и пулеметов. Девятка «юнкерсов» беспрерывно висела над районом расположения партизанских отрядов, и бомбы нередко попадали и на площадку.

Партизаны дрались самоотверженно. Старший лейтенант Царевский, вооружившись автоматом, тоже участвовал в бою. Техник-лейтенант Тютерева, отведя партизанских лошадей в балку, охраняла их там, а когда фашисты стали приближаться к площадке, подносила бойцам мины и пулеметные ленты. В 15 часов противник подошел к самолету так близко, что экипаж вынужден был подготовить его к уничтожению.

С наступлением темноты противник занял балку, но на площадку его не допустили. Тогда гитлеровцы подожгли траву и кустарник. Периодически, опасаясь неожиданного нападения, они освещали местность ракетами.

Зная, что враг не рискнет атаковать ночью, старший лейтенант Царевский решил взлететь в темноте и под ее покровом уйти из района, занятого карателями. В направлении самолета противник вел огонь из пулеметов и автоматов во время прогрева мотора при взлете и наборе высоты. Но Царевский сумел вырваться из ущелья и, взяв курс 90 градусов, пошел через море. К рассвету экипаж возвратился на свой аэродром.

материал: http://militera.lib.ru/memo/russian/vershinin/17.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
http://grafskaya.com/?p=5299
7.03.1942 лётчик 80-й эскадрильи 6-го гв. истребительного авиаполка ВВС ЧФ Ш. Л. Агегьян на самолёте У-2 обнаружил место расположения отрядов 5-го района, сбросил продукты и рацию.

Продовольственная помощь помогла истощённым партизанам совершить легендарный «ледовый переход» в район заповедника и спасти основную часть личного состава 5-го района.......Первым лётчиком, разыскавшим партизанские отряды, был Ш. Л. Агегьян. С Большой земли партизаны стали получать продовольственную, медицинскую помощь, проводили эвакуацию раненых и больных партизан.


Оставшиеся в живых партизаны рассказывали, что лётчики летали на крыльях мужества, вселяли в нас веру в победу. Чувства партизан словами не передать. Прилетит, бывало, маленькая «уточка», привезёт пару мешков сухариков, а по лесу слух идёт: «Опять прилетели!» Как это поднимало дух партизан, их боевой дух! Это лучше любой пламенной речи влияло на людей.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
о самолетах и летчиках летающих на партизанские площадки в Крым
http://readr.ru/stepan-viskubo...l?page=39#

29 октября 1942 года на партизанском аэродроме впервые приземлился тяжелый самолет ТБ-3. Правда, при посадке он наскочил на камень, и на правом колесе сорвало покрышку. Поэтому машина стояла накренившись, и партизаны, приготовившиеся к отправке на Большую землю, не решались садиться в самолет.
Но размышлять было некогда - могли нагрянуть каратели, и командир корабля Георгий Васильевич Помазков стал торопить с посадкой. Наконец двадцать два тяжело раненных и больных партизана погрузили в машину. Среди них были Саша Иванов, Анатолий Шишкин, Василий Федотов, Рая Диденко. Провожали их все парашютисты. Нагрузка в самолете была выровнена, и в 23 часа 30 минут, взревев моторами, ТБ-3 пробежал по ухабистой площадке и оторвался от земли.
На другой день мы получили радиограмму, где сообщалось, что самолет благополучно совершил посадку В Адлерском аэропорту и все пассажиры уже доставлены в Сочинений госпиталь No 2120


И о кинооператоре,находящемся в лесу с партизанами:
...Поджидая противника, партизаны лежали, притаившись, в укрытии. Лишь один человек, в форменном бушлате и фуражке с крабом, перебегал от дерева к дереву вдоль линии обороны. Он не стрелял, но и не прятался, и не подставлял себя пуле-дуре. Вместо автомата в его руках без конца строчила кинокамера. То там, то здесь ему кричали из-за камней-валунов:
- Стой! Куда лезешь? Не видишь, там немцы?
А человек в морской фуражке с кинокамерой в руках будто не слышал ни этих слов, ни свиста пуль, ни воя мин и снарядов. Он был увлечен своей работой, поглощен лишь одним стремлением: запечатлеть ход боя. Другого такого случая, думал он, не подвернется. А их потом было...
Никто из партизан его пока не знал: немногие видели, как он прилетел прошлой ночью с Большой земли. Кто этот человек, с какой целью прибыл, никому не было ведомо. Политотдел фронта радировал, чтобы мы со всей серьезностью отнеслись к кинооператору и оказывали ему действенную помощь в создании документального фильма о народных мстителях Крыма.
В свою очередь, Петр Романович Ямпольский предупредил кинооператора:
- Прошу не забывать, где вы находитесь. Обстановка у нас неспокойная. Часто вступаем в бой. И лезть на рожон, в самое пекло не рекомендую.
- А как же я буду снимать настоящий бой? - забеспокоился кинооператор.
- Снимайте, но не на виду у немцев, - спокойно ответил Ямпольский.
- Простите, но мне нужны не только панорамные куски, но и отдельные детали, крупный план. Надо заснять бой без фальши!
- Пожалуйста, но не нарушая наших условий
А теперь вот кинооператор делал свое: снимал так, как ему было нужно.
Гитлеровцы упорно продолжали лезть на высоту. Но скоро их наступательный порыв кончился. Партизанские отряды пошли в атаку. Немцы дрогнули. Вот назад повернул один, другой, третий... Бегут! Кинооператор выскочил из-за дерева и, обгоняя партизан, ринулся за немцами со стрекочущей камерой в руках. Впереди него спины вражеских солдат, широкие и узкие, прямые и сутулые. Все ближе, ближе...
Вот впереди упал немецкий солдат, подкошенный партизанской пулей. Кинооператор на миг остановился перед лежащим гитлеровцем, смахнул со лба пот и нацелил на него камеру. Солдат, выпучив глаза, потянулся здоровой рукой к автомату. Сейчас он выпустит очередь.
Подбежавший Алексей Ваднев выбил из рук немца автомат, который все-таки выстрелил. Но пули лишь подняли фонтанчики пыли у ног кинооператора.
- Куда же тебя, парень, несет со своей камерой?! - возмутился Алексей. - И дался тебе этот...
- Вот это кадрик! Очень нужный кадрик! - с воодушевлением произнес кинооператор. Он расстегнул ворот гимнастерки, обнажив тельняшку. По его лицу я шее лился пот, но он его не вытирал - некогда.
Бой закончился только вечером, и партизанские отряды вернулись в лагерь. Приплелся и кинооператор, вымотанный, но довольный своей работой. У костра познакомились. Это был капитан Иван Андреевич Запорожский. Мы обменялись с ним головными уборами: он отдал мне свою видавшую виды фуражку с крабом, а я ему - замызганную простреленную пилотку. В знак дружбы он подарил мне книгу Николая Островского "Как закалялась сталь", и я в часы отдыха читал ее партизанам.

Первые Летчики на партизанских аэродромах
http://readr.ru/ilya-vergasov-v-gorah-tavrii.html?page=79#

.....Но вот однажды утром над лесом появился самолет-истребитель.
Сначала никто не обратил на него внимания, но - странно! - летчик упорно кружил над одним местом, то взмывая ввысь, то падал к самым верхушкам сосен. Следя за смельчаком, мы разглядели на крыльях красные звезды. Самолет - наш!
Мгновенно зажглись костры. Часовые на постах, дежурные санземлянок, партизаны, отправляющиеся на боевые операции и возвращающиеся с них, - все сигналили огнем:
"Мы - здесь... Мы - здесь!"
А самолет покачивал крыльями, посылая нам привет от Советской Армии, от советского народа.
Над поляной Верхний Аппалах машина долго кружилась. Вдруг, набрав высоту, начала быстро снижаться.
Мы с горы наблюдали тройную петлю, проделанную машиной над Аппалахом. Потом, сделав прощальный круг над лесом и еще раз покачав крыльями, летчик взял курс на Севастополь.
- Ну, Захар Федосеевич, что ты думаешь насчет истребителя? - спросил я комиссара.
- Думаю, что связные, посланные третьим районом, перешли линию и благополучно добрались в Севастополь. Надо ждать самолетов.
Партизаны оживленно обсуждали появление истребителя, строили различные предположения, но всем было ясно одно: севастопольцы нас ищут.Лес зашумел в ожидании новых событий.
И события не заставили себя долго ждать. В одиннадцать часов дня, находясь в штабе Северского, мы услышали шум. Все выскочили из землянок. Кто-то кричал:
- Товарищи! Над нами "У-2". Наш!
Через несколько минут, почти касаясь верхушек деревьев, над нами промчался самолет с красными звездами на крыльях и фюзеляже.
Все бросились на поляну к Симферопольскому отряду, куда, как нам показалось, летел самолет. Да не только мы. Со всех концов леса партизаны бежали встречать вестника из Севастополя.
Посадочная площадка с подъемом по северному склону хребта была совершенно не приспособлена для приема самолетов. Неоткуда было сделать заход. В центре площадки - котлован с ровной, но очень маленькой полянкой.
Летчик все-таки сделал заход... Самолет - ниже, ниже... Вот колеса коснулись земли - самолет бежит по котловану, но - площадка мала. Машина, пробежав ее, клюнула носом. Раздался треск... и наступила тишина. На мгновение все замерли, потом бросились со всех сторон к машине...
Над полуразбитым самолетом стоял юноша в форме морского летчика, широко улыбаясь, сияя синими глазами.
В аккуратно пригнанной форме каким нарядным показался он нам! При виде этого молодого летчика в форме советского офицера всех нас охватило чувство огромной радости: это же наш летчик, из нашего Севастополя, с нашей Большой земли! Все тянулись к летчику, всем хотелось пожать ему руку, поговорить с ним, прикоснуться к его одежде.
Из второй кабины показалась голова, а затем появилась и фигура еще одного гостя в форме сержанта. Но страшно взволнованное, виноватое лицо его говорило о каком-то несчастье. Оказалось, что во время посадки радист, желая сохранить рацию, взял ее на руки и - разбил о борт фюзеляжа.
Опять терпели мы неудачу со связью. Но в эту минуту никто из нас не мог думать о рации. Все были охвачены общим порывом радости.
На поляне собралось несколько сот партизан. Вот они, эти люди, перенесшие тяжелую зиму 1941 - 1942 годов. Одежда немецкая, румынская, гражданская, наша армейская, пилотки, папахи, шлемы, сапоги, ботинки всевозможных фасонов, постолы. Такое же разнообразное вооружение.
Конечно, за месяцы, проведенные в лесу, каждый много думал о судьбе Родины, Севастополя, армии, людей, о своей судьбе и каждый по-своему переживал трудности этих дней. Но я не ошибусь, если скажу, что вера большая вера - всегда была с нами, иначе мы не могли бы быть теми, кем были в этих нечеловеческих условиях.
Сержант достал из самолета пачку газет и брошюр. Все бросились к газетам: "Правда", "Известия", "Маяк коммуны", "Красный Крым".
- Ребята, а ведь и правда, газета "Правда". Смотрите, вот она! - я размахивал над головой газетой месячной давности.
Это была наша родная газета, и, конечно, в данном случае свежесть ее определялась не датой выпуска. Партизаны расхватывали газеты, тут же читали. Некоторые просто держали их в руках, у многих в глазах стояли слезы. Только поздно вечером партизаны разошлись по своим местам.
Северский пригласил летчика и радиста к себе в штаб. Крепко пожимая нам руки, летчик отрекомендовался:
-Младший лейтенант Герасимов. Из его рассказа мы узнали, что после того, как в начале марта 1942 года в районе Чайного домика нам были сброшены продукты и была установлена радиосвязь, в Севастополе долго ждали наших сигналов, и... напрасно. Молчали мы по известной причине - умер наш радист.
Нас ждали в эфире до первых чисел апреля. Потом послали самолеты на поиски, но погода была нелетной, горная цепь покрылась молочно-белой пеленой.
- Несколько дней назад в Севастополь прибыли ваши связные - Кобрин и другие, - рассказывал Герасимов. - Во время бомбежки станции Альма я, прикрывая наших бомбардировщиков, делал большие круги, попал в район леса и заметил несколько костров. Подумал: а не партизаны ли их жгут? Место совпадало с данными Кобрина.
Прилетев на базу, я доложил командованию свои наблюдения. Через два дня получил приказ лететь и искать вас. Летал дважды, кружил над лесом, но... никаких признаков партизан. Эх, думаю, - неудача! Наверное, ушли партизаны в новые районы. Решил пофигурять над лесом... Обратят же внимание, черт возьми, на красные звезды! Так и вышло. Смотрю, зажегся один костер... второй... третий... Сердце забилось от радости. Хотел сесть, но не нашел поляны для посадки. На всякий случай присмотрелся тогда к одной площадке, на которой горело несколько костров. Та самая, куда я сегодня так неудачно сел.
- Как же вы рискнули днем лететь в тыл к немцам на "У-2"? Ведь любая пуля - ваша, - спросил Никаноров.
Летчик помолчал. Мы закурили привезенные им московские папиросы с длинными мундштуками.
- Дело было так, - затягиваясь нашим партизанским самосадом и задыхаясь от его крепости, продолжал летчик. - Обрадованный успехом, прилетел я в Севастополь и прямо с самолета побежал к командиру части. Доложил обо всем виденном. Командир приказал отдыхать. В землянке меня окружили товарищи-летчики. Я рассказал им, что лес-то партизанский - сотни костров!
- Так уж сотни, - улыбнулся комиссар.
- Не знаю, но мне показалось, что весь лес был в партизанских огнях. После моего рассказа подходит ко мне Виктор, мой однокашник, и говорит: "А если днем, на фанерке - др... др... др... - и в лесок? Как ты думаешь, разрешат?" Я промолчал, а сам снова к командиру. Ему и выложил все: "Разрешите полететь на "У-2" с радистом к партизанам". Командир усмехнулся и показал мне двенадцать таких же рапортов. Но к вечеру все же вызвали меня в штабную землянку и сказали:
- Лети, тебе предоставлена такая честь.
- Вот, собственно, и все. Дали радиста, и мы полетели, но, видите, неудачно - рацию поломали, а Севастополь ждет, - закончил летчик свой рассказ.
Было ему всего девятнадцать лет.
Хотя практически в жизни нашей ничего не изменилось, так как связи с Севастополем по-прежнему не было, все же прибытие летчика придало людям силы.
Герасимов досадовал на свою неудачную посадку. Радист часами бесцельно вертел в руках миниатюрную рацию.
Оба они, разумеется, были готовы рискнуть сделать еще рейс в Севастополь и обратно, но машина капотировала, разлетелся винт самолета... Были и другие поломки, но главное - винт. Где его взять?
Кто-то вспомнил, что в районе Чайного домика, еще в период декабрьских боев, не совсем удачно приземлился прижатый вражескими истребителями "У-2". Эта "Уточка" неоднократно попадалась партизанам на глаза, и, кажется, винт у нее был цел. Я начал выяснять. Действительно винт машины, как утверждали все, был в полном порядке. Посоветовались с Северским.
- Другого выхода, товарищи, нет. Надо посылать людей.
Надо посылать! Но как это трудно!
Мы с Амелиновым пошли в отряды снаряжать людей. Было решено посылать только добровольцев. Все понимали, что пройти за минимальное время сто двадцать километров, да еще с грузом, - значит отдать последние силы, слечь в санземлянку или просто умереть при выполнении задания. А ведь на пути можно еще встретить и противника. И все-таки желающих оказалось много. Мы отобрали по два человека от отряда. Всего набралось десять человек, из них восемь коммунистов, в том числе сорокапятилетняя учительница из Симферополя Анна Михайловна Василькова.
Кто должен возглавить эту группу? Мы долго размышляли. И тут пришел в штаб Поздняков, тот самый комиссар, с которым я когда-то еще осенью был в истребительном батальоне. Поздняков последнее время очень болел, не участвовал в походах, больше находился в санземлянке. Правда он и в таком состоянии старался приносить пользу отряду. Подбадривал партизан, рассказывал им интересные случаи из своей богатой жизни партийного работника, часто своим тихим, приятным, грустноватым голосом пел старые революционные песни.
- Давайте мне группу, я пойду с ней за винтом, - сказал он, явившись в штаб.
- Ты же слаб, пропадешь и дело погубишь, - не соглашался комиссар. Я знал Позднякова, знал, что он так просто не будет напрашиваться. Наверно, много раз взвесил, передумал, прежде чем решился на такой шаг.
- А дойдешь? Может, это не твое дело, - спросил я.
- Дойду, обязательно дойду. А дело - мое. Каждый человек, а тем более коммунист должен в борьбе найти свое место. Этот поход - мое дело. Посылайте, товарищи. Не согласиться с ним было нельзя. Мы назначили Позднякова старшим группы.
Потянулись дни ожидания. Партизаны, уверенные, что самолет обязательно взлетит, уже писали домой письма. Бумаги у нас не было, писали кто на чем мог: собрали все блокноты, записные книжки, календари, обрывки газет. Устанавливали очередь на карандаши. Ведь это были первые письма родным за долгие, долгие месяцы! В отрядах проходили партийные собрания, лучшие партизаны вступали в ряды коммунистов, политработники подготавливали документацию, писали политдонесения. Лес, жаждущий связи с севастопольским гарнизоном, с частями Советской Армии, всерьез готовился к этому. Раненые и больные в санземлянках с новой надеждой ждали эвакуации, мечтая о том, как их будут лечить в госпиталях там, на Большой советской земле. Вот почему с таким нетерпением ждали люди возвращения группы Позднякова, ушедшей за винтом; вот почему так тщательно охраняли самолет, чтобы в случае нападения фашистов отвлечь их в другом направлении.
На пятые сутки партизаны вернулись с винтом. Вернулись не все. Не было с ними Позднякова.
Мы не ошиблись. Это был тяжелый переход. Это была еще одна славная страница в летописи героизма севастопольских партизан.
О том, как они почти без инструментов отвернули заржавленные гайки, говорили их израненные руки.
- Товарищи, спасите Позднякова, он остался в пути! - были первые слова учительницы Анны Михаиловны Васильковой, возглавлявшей теперь группу. По следам пришедших сейчас же были посланы партизаны. Участники перехода рассказали, что они шли без остановки дни и ночи: Поздняков торопил людей, не давал им отдыха, сам проявлял редкую выносливость. Все видели, что одна тень осталась от человека.
Когда Позднякову стало плохо и партизаны, не желавшие бросить своего командира, взяли его на руки, он приказал:
- Несите винт... Я доползу. Ни одной минуты задержки. Вперед, и только вперед!
И вот они пришли с винтом. Они не жалели себя, как не пожалел себя коммунист Поздняков, мертвое тело которого принесли партизаны. Многие товарищи прославили свое имя героическими боевыми делами, и слава о них гремела в крымских лесах. Позднякова мало кто знал. Он не совершал громких подвигов, был тих, молчалив, физически крайне слаб. Но когда потребовалось, он напряг все свои силы и не остановился перед выбором: жизнь или смерть. Пошел на смерть во имя жизни. Винт был доставлен.
Летчик и партизаны возились с самолетом. Пригоняли винт, клеили обрывки плоскостей. Площадка для взлета расчищалась, но машину все равно поднять было трудно. Никакими силами мы не могли раздвинуть горы, сжимавшие с обеих сторон узкую, неровную Аппалахскую поляну.
Наконец, самолет к полету готов. Уложены письма и донесения. Летчик с взволнованным лицом оглядывается назад, понимая всю значительность наступающей минуты. Вот он попрощался со всеми и дал команду:
- От винта! Винт задрожал... Мертвая точка... Обратный полуоборот - круг первый, второй, третий, и в лесу раздалось чихание заведенного мотора. Летчик вывел машину на дорожку, если можно так назвать площадку, расчищенную партизанами.
Мы услышали ровные ритмичные обороты. Самолет тронулся с места, пошел все быстрее, быстрее, поднялся хвост машины... Уже на самом краю поляны оторвались от земли колеса. Вот самолет набирает высоту. Но его тянет вправо - ущелье засасывает. Мотор не в силах преодолеть эту тягу. Самолет забирает правее, правее, и... машина рухнула в лесистую шапку горы. Раздался треск.
Партизаны прибежали к разбитой машине. На этот раз самолет навсегда закончил свою воздушную жизнь. Герасимов, растрепанный, в крови, возился у мотора, стараясь предотвратить пожар.
Итак, с полетом все было покончено. Летчик виновато смотрел на разбитую машину и молча покусывал губы. Никто не утешал пилота, но он знал, что все делят с ним его горе.
Никаноров подбирал разлетевшиеся при падении машины партизанские письма.
- Ничего, товарищи, скоро мы их отправим по назначению. Все равно на днях связь будет. Весна за нас, - ободрял комиссар летчика и окружающих его партизан.
- Правильно, Василий Иванович! Связь будет, и установлю ее я, даю вам свое комсомольское слово, - решительно заявил летчик.
- Каким образом? - спросило сразу несколько голосов.
- Каким образом, спрашиваете? - Герасимов минуту помолчал. - Я думаю, в вашей среде найдутся желающие перейти со мной линию фронта под Балаклавой. Я хорошо знаю район. Сотни раз летал над ним. Я хочу лично установить связь. Я начал - я должен и кончить.
Не знаю, как другие, но я ему поверил. Раз этот парень говорит, он сделает.
В ту же ночь Герасимов с тремя партизанами покинули лагерь.........
........
Однажды ранним утром мы опять увидели желанную вестницу Севастополя "уточку", делавшую круги над лесом.
Самолет кружился над Тарьерской поляной, заранее приготовленной нами, но почему-то долго не шел на посадку, как будто ожидая сбегавшихся к заветной поляне партизан. Я, едва переводя дыхание, очень быстро добежал до поляны из района шахт, где ночевал в Красноармейском отряде.
Самолет, снижаясь, действительно пошел на посадку. На этот раз машина уверенно остановилась в конце поляны, у опушки леса.
Летчик в легком синем комбинезоне выскочил из кабины и стал снимать шлем. Его тотчас окружили.
Обнимая и целуя пилота, партизаны передавали его из рук в руки.
На этот раз в лес прилетел уже не Герасимов, знакомый нам, а младший лейтенант Битюцкий, - но все равно наш севастополец.....

Через три часа после прилета Битюцкого штаб Северского установил радиосвязь сначала с Севастополем, а потом с Керчью. С тех пор ежедневная радиосвязь с Большой землей не прерывалась. ....

.....Начался митинг. В круг вышел комиссар Никаноров, рядом с ним севастопольский летчик Битюцкий, который теперь чуть ли не каждый день садится на наш партизанский аэродром.......
....
В последнее время отдыхавшие и больные партизаны привыкли собираться у костра Евпаторийского отряда, где ночевали, а иногда и дневали летчики, прилетавшие из Севастополя. Из летчиков особым почетом у партизан пользовались Битюцкий и Мордовец. Если Герасимов открыл в лес летную дорогу, то Битюцкий и Мордовец проторили ее. Для нас они были не просто летчиками, а представителями севастопольского гарнизона. Возвращаясь с успешной операции, партизаны в тесном кругу рассказывали о своих успехах севастопольцам, как бы отчитывались перед самим городом.
В последний прилет Битюцкого у костра героем был дед Кравец
Читать полностью: http://readr.ru/ilya-vergasov-...z1d9tPJ1bC







натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html
.....Да, много отваги и мудрой выдержки довелось проявить нашим летчикам в дни и месяцы, опасные для Грузии. Но они защитили эту прекрасную страну и удивительно ли, что многие из них навсегда после этого остались здесь жить. Остался и Петр Александрович Савельев, летчик, о мастерстве которого рассказывал нам Тарасенко — он одно время летал с ним в горах в качестве радиста.Проживает Петр Александрович сейчас в Тбилиси, работает, если можно применить столь заземленное слово к возвышенной профессии, командиром пассажирского корабля ТУ-104, стало быть, не изменяет конструктору. Те кому доводилось летать на линиях Тбилиси — Москва - Ленинград — Свердловск, наверняка могли видеть этом крепкого еще, пятидесятилетнего летчика с многочисленными орденскими планками, знаком заслуженного пилота гражданского Аэрофлота СССР и значком, означающим, что Савельев не только первоклассный пилот, но и то, что он является первым в стране человеком, налетавшим восемь миллионов километров.
Как часто бывает с людьми, одержимыми одной страстью, Савельев в авиацию попал не сразу же. Словно испытывая его, судьба вначале послала комсомольца Савельева в одно из ленинградских ФЗУ, окончив которое, он два года работал печатником. Но мечта о небе не проходила никогда, и, поняв это, товарищи по работе отправили его как лучшего производственника в Тамбовскую авиашколу. В 1938 году он закончил летное училище, летал на самолетах гражданских, а с первых дней войны стал летчиком военным.
В доме его, не без помощи, вероятно, жены, Марии Александровны, сохранились некоторые интересные документы, в том числе ветхие от времени экземпляры газет за 1941 и 1943 годы. В первой из них, которая называлась “Боевые резервы”, в номере от 13 декабря есть заметка, подписанная пилотом П. Савельевым. Называлась заметка коротко и просто: “Высокая честь”. Вот о чем в ней говорилось сдержанным языком газет военного времени:“Недавно я получил специальное поручение перебросить из пункта 3 в пункт А ответственный груз. В связи с плохой погодой полет осложнялся, но тщательно подготовившись к рейсу, сделав аэронавигационные расчеты, я в сроки, назначенные командованием, доставил груз к месту назначения. На обратном пути пришлось в вечерней темноте пройти над одним из горных перевалов. Внимательно следя за приборами, бдительно наблюдая за ночными ориентирами, мы благополучно долетели до базового аэродрома. Ответственное задание было выполнено
....“Младший лейтенант П. Савельев — мастер ночных полетов в тыл врага. Только за два месяца отважный летчик совершил сорок таких полетов. За самоотверженное выполнение специальных заданий командования и проявленный при этом героизм, тов. Савельев награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды”....

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html

— Не всегда благополучно заканчивались паши поле ты. Вот хотя бы случай с тем же Васей Кучавой, моим со седом нынешним. Летел он как-то с грузом газет. Неподалеку от Геленджика немцы обстреляли его самолет, и тот загорелся. Пришлось садиться в партизанском районе. Газеты достались партизанам, а Вася пешком вернулся домой. Или вот еще случай. Болтыхов Василий летел однажды на Геленджик на своем ПО-2. Два фрица пристроились за ним на “мессершмиттах” и начали поливать из пулеметов. Болтыхов решил провести испытанный маневр — кинулся в ущелье. Однако немцы не отставали, вошли, что называется, в раж. Болтыхов из одного ущелья ныряет в другое, дело для всех нас привычное еще по Маруху, немцы за ним, и один все-таки нашел свою смерть — в скалу врезался, не успев развернуться за Василием. А Василию уже осталось пролететь одно ущелье, и начнется ровное место, где уже не скроешься. Вот и море завиднелось. Болтыхов тянет к берегу, чуть колесами землю не цепляет. Тут немец и резанул его. Все же он посадил самолет. Немец развернулся, пошел к своим, но тут его зенитки паши сняли. Василий погиб, но позже, на Кубани...

Петр Александрович назвал имена тех, кто был неизвестен нам. В частности, и фамилии летчиков, которые летали на перевалы в самые снегопады, — Владимира Ивановича Булгакова, Ивана Васильевича Тарелкина, Дмитрия Тихоновича Тупалова, бывшего заместителя начальника политотдела по комсомолу Закавказской особой авиагруппы, — теперь он работает начальником цеха обслуживания пассажиров в Тбилисском аэропорту. Григория Гогашидзе, летавшего на перевалы очень много. Сейчас он один из лучших работников Тбилисского аэропорта, диспетчер. Память сохранила и других товарищей по боевым дням, хотя и не о каждом сейчас скажешь в точности, где он и кто. Летчики Ф. Н. Пантелеев, Василий Бочаров, Д. М. Кириленко, Виктор Суриков — этот тоже работает диспетчером, как и Гогашпдзе. Тер-Петросян — инженер... Алексей Коврыгин и Николай Томадзе — они и сейчас летают...

Особенно тепло отзывался Петр Александрович о своем боевом отважном летчике Анатолии Федоровиче Вихрове.

— Это настоящий ас, — улыбаясь говорит Савельев. — С первых дней войны он сражался на Западном фронте под Вязьмой, защищал Москву, был постоянным гостем партизан в районе Старой Руссы. Во время одного ночного полета к партизанам получил ранение обеих ног, но все же привел свой самолет на аэродром... В бессознательном состоянии его доставили в госпиталь. Там после излечения врачи вынесли ему “смертный” приговор — запретили летать. И все же он добился от врачей сначала первой уступки — службы в учреждениях тыла, а затем, надежно припрятав медицинскую справку, появился в нашей части. Ему была оказана высокая честь — обеспечивать правительственные полеты во время работы Ялтинской конференции великих держав.
.....А. Ф. Вихров — высокий, стройный, подтянутый, с завидной поенной выправкой. На летнем кителе в три ряда широкие орденские планки. Выглядит Анатолий Федорович молодо, хотя чуть тронутые белизной виски выдают его возраст.
Он до мельчайших деталей помнит события на перевалах. Подробно рассказывает о своих небесных побратимах П. Кванчуке, Н. Ляпине, В. С. Симонянце. О себе же говорит неохотно. И все же под воздействием и при участии Савельева он поведал нам историю лишь одного из четырехсот полетов над перевалами.
— Однажды представитель Ставки Верховного главнокомандования поручил моему экипажу особо тяжелое и важное разведывательное заданно. Мы выполняли его на самолете Р-5 вместе с бортмехаником Степаном Шандрыгиным.
— Сергеем,— поправил Савельев.— Да, ты прав, Сергеем. Мы должны были на бреющем полете пройти над перевалами Марухский, Адзапш, Анчха, Чмахара и сделать визуальное определение — чьи там находятся войска, так как связь в это время отсутствовала. Нам выдали на этот раз парашюты, автоматы, ящики с патронами и гранаты. Нам было приказано: если подобьют — выброситься на парашютах и пробираться к своим войскам. Перевалы Кавказа я знал хорошо, так как летал там с 1938 года и до самого начала войны. И вот вышли на перевал Чмахара. С бреющего полета определили — там находятся фашисты. Они были захвачены врасплох. Пока они собрались открывать огонь, мы сбросили несколько десятков гранат — и скрылись в глубоком ущелье. Взяли курс на перевал Анчха...
Анатолий Федорович на мгновение умолк, посмотрел на Савельева и, как бы ободрившись ответным взглядом Соевого друга, продолжал:
— Здесь было другое. Немецкие егеря неожиданно встретили нас таким дружным и сильным огнем, что даже на бреющем полете проскочить было невозможно. Стреляли с гор, с ущелий, стреляли из всех видов оружия. Трассирующие пули, словно огненная цепочка, приближались к самолету. И вдруг — резкий рывок и... взрыв... Штурвал рванулся из рук. Самолет бросило вверх, и едкий дым полез в кабину. Запахло бензином. Я успел заметить, что стрелка, определяющая температуру воды, поползла вверх к 90°, а затем мгновенно упала до начала шкалы. Все ясно — нет воды, а значит, нет мотора.Чтобы не вспыхнул где-то льющийся бензин, выключаю мотор совсем. На какое-то мгновение стало тихо, будто мы попали в безвоздушное пространство. Душит гарь, И снова разрывы у бортов, вокруг свистят пули. Кричу:
— Сергей, жив?
— Жив.
— Не прыгай, уйдем без мотора.
— Понял.
Резким рывком бросаю самолет в облака и тут же меняю курс к солнечной стороне. На восходящем потоке самолет идет без мотора. От немцев скрылись за горой.
— Только бы дотянуть до селения Псху,— не напрягая голоса, говорю Сергею. Он хорошо слышит меня:
— Но как ты там сядешь?
— Надо сесть,— ответил я как можно спокойнее, хотя сам очень сомневался. Я не раз садился в Псху на крошечном аэродроме. Но тогда был самолет ПО-2, а сейчас Р-5, к тому же без мотора.
“Посажу ли”,— мысленно спрашиваю сам себя. И смотрю вниз. Проплывают горы, лес, ущелья, пропасти.“Надо, надо, надо...”— сверлит мысль в голове.На восходящем потоке без мотора самолет прошел пятнадцать километров. И вот — наш спаситель — крохотный пятачок. Псху. Сели точно: от начала площадки в обрез и до конца площадки перед самым обрывом. Целуемся. Сергей от радости душит меня:
— Молодец, Толя!!!
К нам подбегают наши бойцы. Обнимают и целуют нас. Осматриваем самолет: снаряд попал в маслобак, пробиты передний бензобак, радиатор, шасси, винт, на плоскостях — строки дыр от пуль...
Встречаемся с начальником войск Санчарского направления полковником И. И. Пияшевым. Докладываем подробно о результатах разведки. Он сердечно поблагодарил нас за ценные сведения и представил меня к ордену Боевого Красного Знамени, Шандрыгина — к ордену Красной Звезды....
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html
.....Мы тут же созвонились с Григорием Моисеевичем Любаревым, и он пригласил зайти в любое время. Не откладывая посещения, мы отправились па юго-запад столицы, в один из новых микрорайонов, и там в маленькой квартире встретил нас невысокого роста седой человек с усталым лицом. Болезнь сердца — о ней мы услышали от Вартана Семеновича — сильно подкосила когда-то неутомимую энергию бывшего комиссара, но, как мы тут же убедились, не сделала его равнодушным ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему. Три инфаркта перенес этот нестарый еще человек, врачи запретили ему выходить даже из квартиры. По глубокому его дыханию можно было догадаться о том, как нелегко ему предаваться воспоминаниям тех тяжелых дней и лет...
— Если говорить об истории полка,— начал свой разговор Григорий Моисеевич,— то следует вспомнить горькие дни нашего отступления и до Ростова и дальше, на Кубань. В той трудной обстановке, в какой оказался Северо-Кавказский фронт, наше командование прилагало все силы для восстановления порядка и боеспособности как на фронте в целом, так и в отдельных частях. Неся огромные потери в технике и людях, мы откатывались псе Дальше на юг, и вот в таких условиях на территории Краснодарского края была создана авиагруппа, в которую я был назначен редактором многотиражки. Создавалась эта группа на базе Ростовского управления Гражданского воздушного флота и командовал ею начальник этого управления Хальнов.Отступая дальше, мы находились в различных местах, пока не осели, в буквальном для авиации смысле, в Тбилиси. Вскоре туда прилетел бригадный комиссар Антонов. заместитель начальника главного управления Гражданского воздушного флота маршала Астахова. Он непосредственно занялся формированием 8-го Отдельного авиаполка. Происходило это в 1942 году.Полк был составлен из ростовчан, тех, кто воевали на Кубани, п из тбилисцев. Командование полком поручили Чачапидзе, комиссаром у него был Пруидзе. Многих из нас, отступавших с Кубани, направили в другие части. Меня, например, Антонов хотел отправить в Куйбышев, чтобы я занялся там редактированием многотиражки Гражданского воздушного флота...
Но Любарову хотелось воевать с врагом непосредственно, и потому он решился зайти к Антонову с просьбой оставить его в полку. Характер у заместителя маршала Астахова был нелегкий. Любаров знал, что он не любит изменять собственные решения, но тем не менее решил просить оставить его в полку в любой должности.
Трудно сказать, чем закончился бы их разговор, если б в кабинете Антонова не находился замполит полковник Иван Поюряев, человек, имевший определенной влияние на Антонова. Григория Моисеевича назначили комиссаром в эскадрилью Брюховецкого.

С той поры он и сам непосредственно участвовал в создании полка, и вспоминает теперь, что состоял полк из пяти Отдельных эскадрилий, находившихся по существу на положении полков. У каждой из них был свой собственный тыл, командиры эскадрилий имели право принимать самостоятельные решения и часто получали задания тоже самостоятельно.
..Летчики, летавшие на перевалы,— с ними часто летая и комиссар — видели сверху, как торопливо двигались туда войска. Опережая их, они понимали, какие трудности ждут их там, у хребтов. Ведь войска шли в летнем обмундировании, а здесь, куда уже подходили немцы, стояла настоящая зима.
Работа летчиков началась с того, что они возили в горы сено для ишаков транспортных рот. Догоняли войска и, отыскав глазами такую роту, сбрасывали тюки где-нибудь совсем рядом. Бойцы потом смеялись, рассказывая, что ишаки так привыкли к самолетам, привозящим им пищу, что, проголодавшись, задирали морды к небу и оглашали ущелье печальными криками.
Вскоре, однако, пришлось подумать и о продуктах для самих бойцов. Тут дело усложнилось. Тюк сена если и разобьется при падении, то ничего страшного не произойдет: клочья его собрать не так уж сложно. А как быть с мешками муки? Или со стеклянными баллонами водки, которую при подходе к перевалам командование распорядилось выдавать бойцам. Думали над этим недолго. Кто-то из летчиков предложил простой план: сбрасывать надо не полные мешки, а насыпанные на одну треть. При ударе о землю такой мешок оставался целым, лишь часть муки, пробиваясь сквозь ячейки мешковины, вспыхивала белым облачком, медленно оседая на ближайших камнях. Водку стали перевозить в автомобильных камерах, заполняя их наполовину, а то и меньше. Сброшенная сверху, камера начинала кружиться под действием циркуляции жидкости и, падая на землю, получала достаточную амортизацию, чтобы не прорваться. По такому же методу придумали и способы доставки других продуктов, а потом и боеприпасов. И сбрасывали до тех пор, пока в разных местах не были построены посадочные площадки.Но когда в ущельях были построены взлетно-посадочные площадки, начались новые сложности. Как уже известно, большинство личного состава эскадрильи было из ростовчан, людей, которые до того не летали в горах, а тем более не садились там и не взлетали. Обучались в ходе боевых действий.Туда возили военные и продовольственные грузы, оттуда вывозили раненых и одновременно много орехов я прочих лесных продуктов, которыми в изобилии снабжали летчиков местные жители.
На месте дислокации у летчиков были неплохие бытовые условия. Размещались они на квартирах у местных жителей и так с ними сдружились, что часто являлись как бы членами их семей.
Исключительно опасными и ответственными были полеты наших летчиков в тыл врага — к партизанам Крыма. Туда доставляли боеприпасы, а оттуда вывозили раненых и больных. К партизанам всегда надо было летать только ночью, ориентируясь на костры, из которых слагались определенные геометрические фигуры, каждый раз новые, чтобы немцы не смогли устроить ложные посадочные площадки.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ПТУ №24.Бахчисарай. музейная экспозиция посвященная Бешуйскому бою

[
Изображение на стороннем сайте: dd636d4a9f7ft.jpg ]

ТБ-З
[
Изображение на стороннем сайте: 05431a51ed63t.jpg ]

ПАРТИЗАНЫ учавствовавшие в охране площадок
[
Изображение на стороннем сайте: a860d3fb079et.jpg ]
на фото Котельников Н.К.,Клемпарский Н.А.

[
Изображение на стороннем сайте: 17baf700c990t.jpg ]
НА ФОТО : В Крым летом 1942-го из Сочи были посланы военно-транспорт.самолеты ТБ-3 из 325 -го ТБАП.28-29 СЕНТ1942г. на площадке в БАКСАНЕ сел самолет ТБ-3ФРН, он вывез 25 партизан. Помазков Г.В.,Маляров Н.П.,Фетисов н.с.,Невежин ВГ,;
14 тяжелобомбардировочный авиаполк он же 11 гвард.Сталинский авиаполк дальнего действия выделил для полета к Крымским партизанам 2 ЛИ-2,ЭКИПАЖ МОСКАЛИНЫ А.Л. ,Поперека Ф.В.-стрелок -радист, летал в Крым с 25 июня по 26 окт.1943г. Сделал 32 посадки,40 сбросов, освоил площадку на Иваненковской казарме , привез из Сочи новый комсостав, оружие.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ПТУ №24.Бахчисарай. музейная экспозиция посвященная Бешуйскому бою

[
Изображение на стороннем сайте: 6e0b34d9ac68t.jpg ]
на фото звено выпускников Астраханского аэроклуба активно работавшие в 1942г. на Крымских партизан в составе 764 НЛБАП Крымского фронта(10-7-1942) 5 -й ВА С-К Фронта(07.-11.1942г),5й эскадр.8-го АП ГВФ (09,1942Г), СОВЕРШИЛИ БОЛЕЕ 150 ВЫЛЕТОВ. Молчанов И.И.(лично вывез Б.Городовика), Фадеев Я.М.(полеты на все площадки Крыма.мастер фигурных полетов.прекрасный ремонтник), Калмыков В.П.(37 вылетов в Крым,20-в Белоруссию,72б/вылета),Свинов С.В.(МАСТЕР ПАРАШЮТНОГО СПОРТА умер 26.07.1942г), последнее фото :ЛЕТЧИКИ аСТРАХАНСКОГО АЭРОКЛУБА Свинов С. и Попов Т. у САМОЛЕТА у-2,1941г.

2 ряд фото:
В 1942-1943гг в Сочи базировалась 5-я эскадрилья 8-го авиаполка ГВФ(САМОЛЕТЫ У-2,С-2,ПР-5), которая работала на партизан Крыма. В этой эскадрильи летало звено Нижника И.Я.,сюда же было переведено с Кубани звено И.И.Молчанова.
Звено Нижника И.Я. в 1942г.летало на БАКСАН,16 апр.1943г совершило посадку на Лесной поляне с-з Судака,вывезло ГСС П.Кашубу и его экипаж, потерпевший аварию.
Летали и в Белоруссию.
Нижник И.И.(командир звена), Огарков Н.-пилот,Краснов Л.-пилот.
последнее фото: Аэродром в Сочи.Комэск И.Ф.Исаев(лежит справа) обсуждает с летчиками полет в Крым.

от себя добавлю! на фото справа (сидит)второй- Фадеев Я.М.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
УРААА!!! получила письма от военного комиссара Астраханской обл!!!!!
Появились новые данные о Фадееве Якове Михайловиче!!:
Призван в 1932г.Сталинским райвоенкоматом Астрахани.
-с 10.10.1932г-01.1933г - в каваллерийском дивизионе войск НКВД г.Кировобад, уволен по болезни. - Что-то новенькое!!!
- вторично призван в 1941г
- с 16.11.1941-18.10.1942гг. -в 764-м легкобомбардировочном авиаполке 5 возд.армии Юж.фронта- командир звена
- с 19.10.1942-22.03.1943гг в 8-м отд.авиаполке ГВФ 5 возд.армии Закавказского фронта - пилот.
- 23.03.1943-16.09.1944гг в 13 отд.авиаполке ГВФ 15 возд.армии Центр.фронта - пилот.
- 17.09.1944-28.07.1945 гг - в 97 отд. авиаполке ГВФ 15 возд.армии -, 2-го Прибалт.фронта- командир корабля!!!!!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈