http://tavrika.io.ua/s24983/po_sledam_narodnogo_podvigaЧитатель уже знает, что в этом месте, где заканчивается Беште-рекская балка, располагалась застава 19-го партизанского отряда. Сам отряд дислоцировался километрах в 3,5—4 от нее, на живописной поляне у Шамулинского хребта.
У этого партизанского формирования славная история. Отряд создан 1 ноября 1943 года. Вначале он носил боевой номер, а затем ему было присвоено название «За Советский Крым». Командовал отрядом уже упоминавшийся нами Я. М. Сакович, комиссарами были в разное время А. И. Кущенко (погиб в бою), И. И. Гончаров, В. Ф. Лапкии, А. У. Ибрагимов. Для полноты характеристики — несколько цифр: численность личного состава — 165 человек, в партийной организации состояло 19, в комсомольской — 41 человек. Данные приводим максимальные: количество бойцов в отряде непрерывно возростало. Например, комсомольская организация, поначалу немногочисленная (14 человек), увеличилась со временем втрое.
Отряд провел 22 крупные боевые операции и выдержал 7 боев с карательными экспедициями противника. Его особая заслуга — участие в решающих боях за освобождение Крыма.
С высоты Коль-Баир наш путь к партизанскому аэродрому.
Слово «аэродром» звучит, пожалуй, слишком значительно, если учесть, что представлял он собой сравнительно небольшую ровную-площадку. Да и ровную-то с большой натяжкой...
Как-то много лет спустя после окончания войны в гости к партизанам приехали летчики, совершавшие полеты в лес. Их повели туда, где они приземлялись. Долго шли, разговаривали и кто-то из летчиков спросил: «А где же аэродром?» Бывший командир партизанской бригады Н. Котельников ответил: «А мы уже минут двадцать идем по его полю». Летчики остановились в неудоумении. «Как, на-этом месте?— вырвалось у одного из них.— И вот тут мы совершали посадку, да еще ночью? Если бы мне сказали, чтобы я сел сейчас,, днем, в прекрасную погоду,— ни за что!»
Да, действительно, в годы войны каждый воин совершал невозможное!..
С благодарностью и любовью вспоминают партизаны своих «крылатых друзей», которые с величайшим мужеством прокладывали воздушные трассы в крымские леса. Летали только ночью, взлетали и садились на примитивных, неосвещенных аэродромах. Пробивались сквозь заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии... Доставляли в лес пушки и пулеметы, снаряды и патроны, медикаменты и перевязочные материалы. Отвозили на Большую землю информацию о героической борьбе крымских партизан и подпольщиков. А сколько раненых и больных, сколько женщин, детей, стариков обязаны жизнью замечательным советским пилотам!..
За весь период деятельности партизан к ним было совершено 711 вылетов. Воздушным путем доставлено 725 тонн боеприпасов, медикаментов, обмундирования, литературы... Самолетами прибывали спецгруппы, командные кадры, политработники — всего 521 человек. Из партизанского леса вывезено 1311 раненых и больных и более 450 детей, женщин, стариков.
Вот имена некоторых замечательных асов, особенно много сделавших для помощи партизанскому лесу: Герой Советского Союза Ф. Ф. Герасимов, Д. С. Езерский, П. Т. Кашуба, Г. П. Мордовец, Г. А. Таран, летчики Н. А. Агарков, Г. И. Герус, А. С. Даниленков,С. И. Морозов (он первым посадил свой самолет в зуйских лесах), А. Л. Москалина, И. Я. Нижний, Ш. Л. Огегьян, Г. В. Помазков, Д. В. Самарский, Я. М. Фадеев... 65 летчиков удостоены орденов и медалей за полеты в Крым, 82 награждены медалью «ПартизануОтечественной войны».
Помощь Большой земли способствовала дальнейшему усилению партизанских действий.
Там, где был аэродром, установлен в наши дни памятник. Он прост и лаконичен: макет самолета, 'покоящийся на широкой и крепкой ладони руки,— символ всенародной поддержки партизанскогодвижения.