Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли

Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
https://vk.com/wall-138529195_39014
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПАДЕЖИ РУССКОГО ЯЗЫКА

В старину в русском языке использовалось 15 падежей.
Из них на данный момент сохранились только 6, их изучают в школе. Остальные девять хоть и забыты, но их формы мы используем до сих пор, иногда даже не подозревая об этом, употребляя устойчивые выражения в нашей речи.

1. ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».

От церковно-славянского звательного падежа нам остались слова боже, отче, наставниче, друже, жено, братие, господине, владыко, княже, старче, а также архаичное склонение имен – Амвросие, Пантелеймоне.

Однако полностью звательный падеж не исчез, а трансформировался в ново-звательную форму. Сегодня к нему относятся сокращенные собственные имена, произносимые со звательной интонацией: мам, пап, дядь, теть Ань, Ванюш, Коль, Кать, Федь, Лен. Помимо того, в данном падеже могут употребляться два слова-исключения во множественном числе «девчат» и «ребят».

2. КОЛИЧЕСТВЕННО-ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Иначе он именуется как партитив, и указывает на количество предмета, а не на его принадлежность. Обозначает часть от целого или неопределенное количество чего-либо. Он похож на родительный падеж, но имеет отличия в окончании. Иногда его можно заменить родительным, но часто это звучит коряво.

Например: выпить кефиру, съесть чесноку, напиться чаю, прибавить ходу, отлить бензину, огоньку не найдется?, задать жару.
Сравните: вариант «задать жара» вместо «задать жару» режет слух, хотя по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра.

3. ЖДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Он же родительно-винительный падеж:

ждать (кого? чего?) письма (не письмо), но ждать (кого? что?) маму.

Попытаемся понять разницу между выражениями «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждем доставки письма – письмо играет пассивную роль. Но когда мы ждем маму, мы знаем, что она идет к нам сама, ее роль активна.

Если объект может влиять на собственное появление, то мы его ждем в форме винительного падежа (он будет «виноват», если опоздает), а если объект сам по себе ничего сделать не может, то мы его ждем уже в форме родительного. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.

(Сюда же: ждать у моря погоды (не погоду).

4. СЧЁТНЫЙ ПАДЕЖ

Встречается в словосочетаниях с числительным: десять грамм, сто килобайт, пятнадцать минут

Примечательно, что с цифрами от двух до четырех используется не счетный падеж, а остатки двойственного числа. Но ударение переходит с корня на окончание. Такую разновидность счетного падежа языковеды называют паукальной:

два часа́ (сравним: не прошло и ча́са), сделать три шага́ (не ша́га).

Отдельная группа - существительные, образованные от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две мастерских. Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти.

5. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Является разновидностью родительного падежа, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Применяется разделительный падеж для обозначения какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность. Этот падеж не применяется к одушевленным предметам.

Выпить кофейку - это разделительный падеж, как и съесть мёду, отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»).

6. ПРЕВРАТИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Ещё один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день: баллотируется в депутаты, не берут в жёны, годится в сыновья.
Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.

Является производным от винительного падежа (в кого? во что?).

Если, анализируя фразу «таких не берут в космонавты», мы посчитаем, что «космонавты» – это множественное число, тогда нам надо поставить это слово в винительный падеж, получится, таких не берут в (кого? что?) космонавтов». Но так не говорят. Однако это и не именительный падеж по трем причинам:

1) перед «космонавтами» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа

2) слово «космонавты» не является подлежащим

3) слово «космонавты» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?) – не скажешь же «в кто он пошел?», только «в кого он пошел?».

Следовательно, имеем отдельный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.

7. ЛИШИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Используется с глаголами отрицания:

-не знаем правды (гораздо реже говорят «не знаем правду»)
-не имеете права («не имеете право» – скажет только иностранец, и выдаст себя)
-не пью вина и водки (тут уже равноправная форма: не пью водку)
-не вожу машины (звучит архаично, но применяется)
-ни шагу назад
-не пью ни капли
-не отдадим ни пяди земли
-они не познают истины
-не делать полезного дела
-не видеть толку

8. МЕСТНЫЙ ПАДЕЖ (ЛОКАТИВ)

Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.

Местный падеж отвечает на характеризующие вопросы где? на чём? при чём? и обязательно употребляется с предлогами «при», «в» и «на».

В лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку (не при полке), а также на Святой Руси, на белом свете, при долине, на свету (выгорает).

Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу, думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно сколько угодно гулять в лесу.

9. ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Определяет исходную точку передвижения: и́з лесу, и́з дому. Существительное становится безударным:

-Я и́з лесу вышел, был сильный мороз.
-Ты тут без году неделя.

Автор: Екатерина Белая

#оРусскомЯзыке@det_literatura #статьи@det_literatura #школа@det_literatura
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578



💻 Электронные ресурсы БАН 💻
.
Библиотека Российской академии наук (БАН) https://vk.com/rasl_media

Рукописи старообрядцев-скрытников из Каргопольского собрания

Каргопольское собрание рукописей

В фонде Библиотеки Российской академии наук (БАН) хранятся рукописи и документы, привезенные из археографических экспедиций в Каргопольский район Архангельской области. Здесь с конца XVII в. проживало население, придерживающиеся "древлеправославных" взглядов на вероисповедание и сохранившее особый образ жизни и традиции, в том числе книгописание. Среди других старообрядческих согласий было особенно много скрытников (или бегунов). Сотрудники Отдела рукописей БАН с середины XX в. смогли наладить контакт со скрытниками, совершили целый ряд экспедиций, из которых привозили сотни рукописных книг. Каргопольское собрание представляет собой комплекс из 404 рукописных книг и документов, относящихся к периоду с XV до середины XX в. В настоящее время на европейской части России согласие бегунов-скрытников почти полностью исчезло, значительная информация о них сосредоточена в рукописном наследии. Эти материалы ранее выдавались исследователям только в Читальном зале Отдела рукописей БАН. Благодаря грантовой поддержке ENDANGERED ARCHIVES PROGRAMME, проект EAP1017 в БАН были описаны и оцифрованы 150 рукописных документов и изготовлено 21259 электронных файлов. Проведенная оцифровка вводит в научный оборот значительный объем уникального рукописного материала.

💻 ecatalog.rasl.ru:8080/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=KARS&P21DBN=KARS&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=&S21CNR=

http://ecatalog.rasl.ru:8080/c...D=&S21CNR=

Прикрепленный файл: БАН стпрооб.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
Что-то сбилось, не удалось скопировать ссылку. Запись от 1 или 2 июля 2025
Есть приложения - сканы из МК


МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ СТАРООБРЯДЦЕВ В ФОНДАХ ЦГИА СПб

Продолжая тему о метрических книгах, сегодня мы расскажем о книгах старообрядческих общин, сохранившихся в фондах ЦГИА СПб. Кто же такие эти старообрядцы, они же староверы, они же раскольники, они же ревнители «древлего благочестия» и почему их генеалогические записи велись отдельно от православных?

📖Старообрядцы – приверженцы религиозного течения в рамках русского православия, отвергающие церковную реформу, предпринятую в середине XVII века московским патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Они не составляют единой организации и делятся на множество направлений или «согласий», которые по разному трактуют вопросы догматики, церковных обрядов, отношения к светской и церковной властям, наличия собственной иерархии и т.д. Политика государства к раскольникам не была постоянной – бывали периоды смягчения (при Екатерине II или Александре II), или ужесточения преследований (при Петре I или Николае I), но в целом она оставалась репрессивной вплоть до начала XX в.

📖В 1834 г. был введен запрет на ведение раскольниками метрических книг. Их браки не признавались, а дети считались незаконнорожденными. Учет «отпавших от православной веры» раскольников велся по ревизским сказкам. «Правилами о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников», принятыми 19 апреля 1874 г., ведение метрических книг для раскольников было вновь разрешено и установлен формуляр документа. Метрикация приверженцев раскола возлагалась на полицию: в столице – на участковых приставов, в городах и уездах – на помощников уездных исправников под наблюдением последних, в городских поселениях вне ведения уездной полиции – на полицмейстеров или их помощников по форме, утвержденной министром внутренних дел.

📖Согласно высочайше утвержденному положению Комитета министров «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. приверженцев «древлеправославия» перестали преследовать. Официальное название «раскольники» заменялось на «старообрядцы». Сложившиеся к тому времени религиозные организации старообрядцев были легализованы, им присваивалось наименование «община». Ведение метрических книг для записей рождений, браков и смерти старообрядцев возлагалось на их духовных лиц под наблюдением правительственных или общественных учреждений по особым правилам. Также старообрядцам официально разрешалось иметь свои особые кладбища для погребения умерших.

📖17 октября 1906 г. было высочайше утверждено положение Совета министров «Об утверждении книг гражданского состояния старообрядцев и отделившихся от православия сектантов», которым вводился печатный формуляр книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядцах. Вплоть до 1917 г. он не претерпел изменений.
Староверы, проживавшие в Санкт-Петербурге (Петрограде), делились на два основных течения – поповцы (Белокриницкого согласия и беглопоповцы) и беспоповцы (Поморского, Федосеевского и Филипповского согласий). Приверженцы Белокриницкого согласия имели в столице шесть церквей. Их центром было Громовское кладбище, где в 1844 г. была сооружена Успенская церковь, а в 1912-1915 гг. – Покровская церковь. Беглопоповцы имели домовой храм св. Николая (устроен в 1903 г.), церковь св. Петра митрополита при Чубыкинской богадельне (устроена в 1905 г.). Члены общины Поморского согласия к 1917 г. имели три молельных дома. В 1906-1907 гг. была построена Знаменская церковь, в 1911 г. – Успенская моленная. Федосеевцы имели три моленных: с 1780-х гг. при Волковском старообрядческом кладбище, с 1876 г. – в женском скиту на Волковской ул., 19, с 1911 г. – на Коломенской ул., 12.
Филипповцы основали первую моленную еще в 1767 г. на наб. реки Фонтанки, которая была закрыта в 1848 г.; затем устроили новую моленную на Песках (официально разрешена в 1883 г.).

📖В связи политикой царского правительства по преследованию раскольников, продолжавшейся вплоть до начала XX в., метрические книги старообрядцев сохранились плохо и имеют значительные хронологические лакуны. Основная их масса сосредоточена в коллекции метрических книг старообрядческих церквей (ф. 2295) и в фонде Петроградского губернского правления (ф. 254).

📖В коллекции из 209 метрических книг к старообрядческим общинам относится 167. Они охватывают хронологический период с 1901 по 1919 гг. В коллекции представлены метрические книги 11 общин: Лиговской, Никольской, Ротковской, Христианской общины Поморского согласия, общины Федосеевского согласия при Волковской молельне, Михалкинской Покровской общины Поморского согласия, Покровской общины в Федоровском посаде Царскосельского уезда, Святоуспенской общины брачного согласия, Большеохтинской общины Белокриницкой иерархии, Лавнийской общины Новоладожского уезда, общины Красногорского волостного правления Опочецкого уезда Псковской губернии.

📖В документах описи 1 фонда Петроградского губернского правления содержится незначительное количество копий метрических записей о рождении, бракосочетании и смерти старообрядцев по Лужскому, Новоладожскому, Петербургскому, Шлиссельбургскому, Ямбургскому, Царскосельскому уездам Санкт-Петербургской губернии за 1908-1910 гг. В 6-й описи этого же фонда имеются метрические книги старообрядческих общин Новоладожского и Царскосельского уездов за 1915-1918 гг.

📖Для успешного поиска записи о рождении, браке, смерти старообрядцев необходимо знать название общины, к которой принадлежало разыскиваемое лицо. Практически все метрические книги старообрядческих общин оцифрованы и доступны для изучения через портал «Архивы Санкт-Петербурга».

Документы:

1. ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 6. Д. 15. Л. 1, 2 об.-3. Метрическая книга Морозовской старообрядческой общины Великомученика Георгия Победоносца Новоладожского уезда с записями о родившихся за 1916 г.
2. ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 6. Д. 20. Л. 1, 2 об.-3. Метрическая книга Велецкой старообрядческой общины Св. Николая Чудотворца Новоладожского уезда с записями об умерших за 1915 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 6. Д. 23. Л. 1-2. Метрическая книга Маршагинской старообрядческой общины Новоладожского уезда с записями о бракосочетавшихся за 1915 г.
4. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 1068. Л. 25-30. Проект молельного дома Петроградской общины старообрядцев Белокриницкой иерархии в Александро-Невской части по Чубарову пер., 5 за 1915 г.
5. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп.101. Д. 640. Л.1-2, 4. Фрагмент плана Волковского старообрядческого кладбища на 1903 г.

#spbarchives #архивыспб #ЦГИА старообрядцы# староверы #метрические_книги

Оценили 11 человек
Показать список поделившихся
8 ч назад
На чемоданах / клуб авторских путешествий
На чемоданах / к
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
ОЛОНЕЦКОЕ КУПЕЧЕСТВО

Город-крепость Олонец появился в 1649 году. В 1670-е годы в городе уже проживали около 60 семей (Гуттоевы, Игумновы, Лергоевы, Распутины, Рухтоевы, Свечниковы и другие). В это же время в городе формируется купеческий люд, прежде всего из посадских жителей. Среди первых купцов можно назвать имена торговца солью Григория Игумнова, торговцев железом и медью – Семена Горбова и Петра Сиверикова, поставщика рыбы и сельхозинвентаря (сохи, лемеха) – Андрея Чусова.

В XVIII веке среди олонецких купцов появляются именитые люди, которые начинают торговать в столице. Одним из таких купцов был посадский человек Яков Кононов. В 1730-е годы он совместно с Василием Ольхиным стал поставлять в «град Петров» продукцию олонецких заводов. Вскоре его компаньоном становится родной брат жены Степаниды – Корнил Мурашев. В 1750-е годы Яков вместе с Корнилом становится владельцем Вохтозерского железоделательного завода. Совладельцы ведут поставки заводской продукции уже не только в Санкт-Петербург, но и за границу. Завод просуществовал до 1780 года.

Наследники Якова Кононова – его сыновья Михаил и Илья продолжили дело отца. В 1763 году Михаил Яковлевич Кононов организовал в столице контору по поставкам товаров за рубеж. У него появились собственные торговые суда. Привозили: атлас, тафты, бомское стекло, мебель, саксонский фарфор, серебро, часы, картины. Вывозили: полосовое железо, олонецкие и кижские топоры, деревянную посуду, камень, холсты и нитки.

В 1764 году Михаил Кононов вместе с Феопеном Поповым вошли в состав Государственной комиссии по коммерции (по Указу Екатерины II в нее вошли 18 крупнейших российских купцов).

Еще один из олонецких купцов – Иван Степанович Бармин был судовладельцем и лесопромышленником. Иван Бармин являлся владельцем двух железоделательных заводов. В 1761 году он возглавил компанию олонецких купцов по учреждению нового Туломозерского железоделательного завода. Также Иван Бармин был одним из учредителей Тивдийского завода. Сталь его заводов конкурировала с ведущими производителями Любика, Штетина и Амстердама. Барминская сталь поставлялась на петербургский монетный двор, а также являлась сырьем для изготовления различного рода инструментов. У Ивана Степановича был сын Емельян, который вскоре продолжил дело отца. Емельян был женат на купеческой дочери Марфе Ананьевне Шараповой. У них было 8 детей. Двух своих дочерей он выдал замуж за олонецких купцов: Авдотью – за Галактионова, а Анну – за Калашникова.

Сыновья же Петр, Дмитрий, Александр и Илья продолжили поставку железа за рубеж. У каждого из них было по собственному торговому судну.

О влиятельности семьи Барминых говорит и тот факт, что их дом располагался в престижном районе Сантк-Петербурга на Невском проспекте, рядом с Александро-Невской Лаврой.

В 1760-е годы в Олонецком уезде были и другие купеческие фамилии. Среди них был и Алексей Дмитриевич Пиккиев. Он являлся почетным гражданином Санкт-Петербурга. Алексей Пиккиеев был владельцем Железоковательного и Колоколивного заводов на реке Обжа. Продукцию своих заводов купец Пиккиев поставлял в столицу. Алексей Дмитриевич построил на свои средства здание Ильинского земского училища в деревне Горки и передал ему 99 десятин земли. После кончины купца его дело продолжила супруга.

В конце XVIII века в г. Олонце на средства петербургского купца Якова Фомина - уроженца города шло активное строительство мостов. В это же время в уезде работали железоделательные заводы на реке Олонка (петербургского купца Кирилла Филиппова) и на реке Тулома (купцов Ивана Бармина и Матвея Чогина). Жители уезда Федор Кухнов и Андрей Рыжкин владели пильной мельницей в деревне Усланка, мельницу эту вскоре выкупил купец Иван Шелапанов. Он перепродал ее в 1771 году англичанину Тимофею Рексу. Так в уезде появился первый иностранный купец.

В XVIII веке в Олонецком уезде активно начинает развиваться лесная отрасль. Только в одной Видлице располагались четыре лесопильных завода. Два из них принадлежали Конону Гуттоеву, а остальные – Аверкиеву и Королькову. В Тулоксе также были два подобных завода купцов Ивана Попова и Рухтоева. Конон Гуттоев был известен еще и тем, что оказывал помощь местному иконописцу Ивану Красильникову.

Среди петербургских купцов – выходцев из г. Олонца упоминается имя Якова Валикова. Дело купца Валикова в столице не удалось, и он вскоре разорился. Тогда же Яков Валиков устроился воспитателем детей князя Ивана Бецкого.

Многие из олонецких купцов в 1760-80-е годы имели собственные торговые лавки в г. Санкт-Петербурге. Вот их имена:

▪ Емельян Бармин

▪ Игнатий Гуттуев

▪ Петр Галактионов (женат на Авдотье Емельяновне Барминой)

▪ Яков Кузнецов

▪ Семен Калашников (женат на Анне Емельяновне Барминой)

▪ Федор Свешников (женат на дочери Якова Кузнецова, имел совместное дело с купцом П. Галактионовым)

▪ Григорий Мекентьев

▪ Петр Лукин

▪ Степан Шапошников

▪ Анциферовы

Кроме того, некоторые из купцов были городскими головами г. Олонца: Свешников, Кухнов, Чусов и др.

В начале XIX века появляются новые купеческие имена. Так, например, купец 2-й гильдии Аким Иванович Серебряков владел в 1815 году двумя лесопильными заводами на реке Мегрега. На свои деньги купец Серебряков построил в первой трети XIX века каналы: озеро Кукас – река Кукас – Река Инема – река Мегрега – река Олонка и озеро Долгое – река Свирь. Первый канал был закончен и открыт в 1830 году. Длина второго канала составляла 2 км, ширина – 2 км и глубина 1,2 м. Эти каналы позволили увеличить объемы поставок продукции олонецких производителей в г. Санкт-Петербург.

Портреты А.М. и А.И. Серебряковых работы художника Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823) хранятся в Третьяковской галерее.



Вскоре после кончины супруга Анна Серебрякова не смогла вести его дела должным образом и разорилась. После ее смерти (в 1855 году) осталось состояние в 262 рубля 25 копеек. Все эти деньги и имущество пошли на уплату по векселю купца Василия Кузнецова. В конце XIX века дело Акима Серебрякова продолжили его потомки. Купцы 3-й гильдии Владимир Петрович и Николай Петрович Серебряковы являлись владельцами Куйтежского железоделательного завода. В 1864 году Николай Петрович стал первым председателем Олонецкой уездной земской управы. Другой купец – Андрей Сергеевич Сергеев (Редуев, 1776-1837) – уроженец д. Юргелицы – принадлежал к 1-й гильдии и известен тем, что в 1820-30-е годы был ратманом и бургомистром г. Санкт-Петербурга. В 1817 году на свои доходы (выделил 9 тысяч рублей) Андрей Сергеев вел строительство Анрусовой пустыни.

Еще одним купцом 2-й гильдии известным в столице был Олонецкий городской голова Филимон Максимович Метлинский (1786-1840). При нем в городе начинает создаваться больница. За свою преданность он был награжден императором Николаем I золотой медалью. После смерти купцу Метлинскому был установлен надгробный памятник.

В середине XIX века одним из самых влиятельных купцов города был Василий Федорович Кузнецов. Василий Кузнецов четырежды избирался городским головой в 1838-1847, 1868-1871 годах. В 1861 году он открыл городскую библиотеку. Купец Кузнецов был известным в городе благотворителем. В 1852-1865 годы был попечителем Олонецкой больницы (выделяя по 100 рублей ежегодно). Василий Федорович на свои деньги также провел реконструкцию храма Николая Угодника (1856 г.) и церкви Успения Пресвятой Богородицы (1862 г.). Также он выделял средства на содержание Олонецкой городской тюрьмы. Состояние Василия Федоровича Кузнецова на 1866 год оценивается в 6 тысяч 350 рублей серебром. За свои дела Василий Кузнецов был награжден Александром II серебряной медалью на аннинской ленте.

Олонецкие купцы 2-й гильдии в 1840-60-е годы:

▪ Василий Федорович Кузнецов

▪ Федор Иванович Богатенков

▪ Василий Иванович Прилукин

▪ Владимир Иванович Жданов

Купец Федор Иванович Богатенков содержал в городе лавку со штучными и бакалейными товарами и имел состояние в 10 тысяч рублей. В 1865-1868 годах он избирался городским головой. Купец Василий Иванович Прилукин и его сын Иван Васильевич имели лавку в городе, где продавали бакалейные, колониальные товары и хлебобулочные изделия. Лавка располагалась близ Гостиного двора. Доход семьи в конце XIX века составлял 8 тысяч рублей.

Олонецкие купцы 3-й гильдии в 1840-60-е годы:

▪ Александр Иванович Богатенков

▪ Антон Тимофеевич Павров

▪ Андрей Федорович Рышкальский

▪ Петр Афанасьев

▪ Иван Федорович Фролов

▪ Иван Кондратьевич Родионов

▪ Ирина Васильевна Пастухова

▪ Михаил Петрович Жуков

Среди купцов в 1850-е годы были и свои благотворители, так в прессе тех лет упоминаются имена Василия Романова, Александра и Ефима Редуевых, Елены Анисимовны Скрябиной.

Во второй половине XIX века в уезде свое дело имели вдова титулярного советника Якова Иудовича Воронова (один из олонецких благотворителей) – Анна Акимовна, Гаврила Москвин, поручик Дмитрий Бернардаки.

Анна Акимовна Воронова владела железоделательным заводом в с.Усляге на р. Мегреге. Потомственный почетный гражданин г. Олонца Гаврила Гаврилович Москвин имел в своей собственности железоделательный механический завод в Усланках. Отставной же поручик Дмитрий Егорович Бернардаки являлся не владельцем, а арендатором. Он арендовал у надворного советника Федорова и почетной гражданки Поповой 3 лесопильных завода на реках Видлица и Тюккуля. Помимо местных купцов в уезде были и иногородние. Например, Царскосельский купец 1-й гильдии Петр Прокопьевич Лулаков арендовал у вдовы купца Редуева 2 лесопильных завода в с.Федоров-наволок и с.Геркелицах. Петр Лулаков выделил в 1858 году денежные средства на реконструкцию церкви пророка Илии в Ильинском погосте.

I) Купцами-лавочниками во второй половине XIX века являлись:

▪ Семен Егорович Аникеев

▪ Иван Кондратьевич Родионов

▪ Федор Константинович Рухтоев

Купец Иван Кондратьевич Родионов помимо торговли занимался пчеловодством. В начале XX века его доход составлял около 300 рублей. Иван Кондратьевич содержал в своем хозяйстве показательные участки и принимал все из передовых веяний своего времени.

II) Купцы, торгующие сеном и рыбой:

▪ крестьянин Никита Антонович Антонов

III) Купцы, торгующие дровами:

▪ мещанин Алексей Семенович Четчуев

▪ Федор Емельянович Фешкин

▪ Степан Ануфриевич Ануфриев

▪ Иван Яковлевич Гилкуев

▪ Дмитрий Иванович Куттуев

Дмитрий Иванович Куттуев является основателем целой купеческой династии.



Сын крестьянина Дмитрий Куттуев начинает поставлять дрова в г.Санкт-Петербург. У его сына Егора Дмитриевича (18..-1890) появляется своя лавка в Тулмозере. На торговые доходы Егор Дмитриевич построил в городе 2-х этажный дом. Второй сын Дмитрия Куттуева – Алексей работал подрядчиком на Видлицком лесопильном заводе Михаила Федорова. Вскоре у Алексея Дмитриевича появилась своя лавка в Больших Горах. Внук Дмитрия Ивановича – Василий Егорович (1852-1903) продолжил купеческую династию. Он выкупил у купца Николая Петровича Серебрякова Куйтежский железоделательный завод.



Василий Егорович активно занимался благотворительностью. Супруга Василия Куттуева – Анна Степановна являлась попечительницей Екатерининского двухклассного женского приходского училища. Георгий Васильевич Куттуев после смерти отца занялся производством и реализацией инструментов. Позже, во время Гражданской войны (в 1919 году), Григорий Васильевич возглавил Олонецкую директорию, а затем эмигрировал с семьей в Финляндию.

Еще одной семьей, сделавшей много хорошего для города и уезда в целом, являются купцы Холопанины. Дом Холопаниных располагался на улице Садовой (ныне ул. Пролетарская, здание Олонецкой милиции).



Иван Герасимович Холопанин (18..-1898) имел в городе свою лавку и 3 склада. Холопанин жертвовал средства на содержание уездной больницы. Доход Ивана Герасимовича составил около 35 тысяч рублей. Дом купца до сих пор стоит в Олонце. После смерти купца дело продолжила его супруга Надежда Холопанина. Сын Ивана Холопанина – Петр Иванович стал приемником отца, как в торговле, так и в благотворительности. Он являлся почетным смотрителем четырехклассного Олонецкого городского училища.

Купец 2-й гильдии Михаил Федорович Тухкин имел в городе лавку и 4 склада. Его доход составлял около 40 тысяч рублей. Михаил Федорович вошел в состав попечительского совета народного училища в 1894 году. В 1889-1892 годах Михаила Тухкина выбрали городским головой. Его брат Николай Федорович также избирался городским головой в 1880 году.

Немец Юлий Юльевич Тейфель в 1894 году открыл в д. Усланках древесномассную и картонную фабрику. Фабрика просуществовала до 1915 года перерывом в 1906-1907 годах. Помогали Тейфелю на фабрике иностранные специалисты: прусский служащий по фамилии Арнгольд, родственник Юлия Юльевича – Кнауф, штейнгер (горный мастер рудных работ) общества «Сталь» Герман Ленс. Тейфель являлся личным почетным гражданином города.

В конце XIX века среди торгового люда г. Олонца упоминаются еще несколько фамилий. Филипп Михайлович Звездин имел лавку с мануфактурными и колониальными товарами. Серафима Петровна Лапина владела лавкой с мучными и колониальными товарами. Также Серафима Лапина была среди акционеров Куйтежского железоковательного завода и получала ежегодный доход в 420 рублей. При заводе у Серафимы Петровны была своя ветряная мельница и столярные, слесарные мастерские. Состояние ее достигало 7 тысяч рублей.

В городе также была лавка мещанина Петра Михайловича Прилукина (1853-1935). Ее доход на 1895 год оценивался в 8 тысяч рублей. Петр Прилукин являлся уполномоченным Олонецкого городского упрощенного управления и входил в состав сиротского суда. Еще один торговец – Петр Васильевич Никитин имел винную лавку в д. Лисий берег (у него в продаже в 1894 году было 500 ведер вина, одно такое ведро стоило 6 рублей 20 копеек). Были в г. Олонце и частные пекарни. Одна из таких пекарен принадлежала Петру Васильевичу Нюппиеву (1866-1932). Его дом и пекарня располагались в центре города. Петра Васильевича даже избирали на должность городского старосты.

В 1914 году в городе располагались лавки М.М. Ибраимова, В.И. Меньшакова (лавка), И.М. Тухкина (лавка), Куттуевых (лавка), П.И. Холопанина (мельница), Ивана Федоровича Лопского (лавка мануфактурных и галантерейных товаров), Петра Михайловича Прилукина (лавка). Продолжает работать Усланская картонная фабрика Юлия Юльевича Тейфеля. Хлеботорговлей и речной перевозкой занимались братья Василий Петрович и Яков Петрович Митрохины. В совместном пользовании у них было более 60 судов. Яков Митрохин также являлся заведующим Важинской низшей ремесленной школой.

В XX веке в России появляются первые акционерные общества, Олонецкий уезд в этом смысле не стал исключением. В уезде были созданы АО «Сталь» и АО «Общество Путиловских заводов». Главными акционерами являлись Громов и Иван Ильич Хозяинов. В состав АО «Сталь» входил Видлицкий завод. Иван Хозяинов также занимался лесосплавом. Свое дело он продолжил и в годы советской власти – при НЭПе.

В 1917 году в г. Олонце функционировали торговые дома Русанова, Громова и Белякова. Промышленным производством занимались Тухкины, Митрохины и Никитин.

В годы Гражданской войны Олонецкое купечество исчезает. Многие из представителей торговых фамилий были репрессированы, эмигрировали. Их имущество подлежало национализации. В районе появляются государственные предприятия и магазины. И только лишь в конце 1980-х – начале 1990-х вновь стали появляться частные магазины и предприятия.

«назад

https://acp.karelia.ru/Kraevedenie/n_site30/
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
Старообрядчество Олонецкой губернии в конце XVIII - середине XIX века: численность, расселение и состав
тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ружинская, Ирина Николаевна


кандидат исторических наук

2002, Петрозаводск

https://www.dissercat.com/cont...t-rasselen
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв о старообрядцах: "Это удивительный слой населения России — и очень богатый, и очень щедрый Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей — они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере — все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности".

В своих «Воспоминаниях» Дмитрий Сергеевич писал: «Моя мать была из купеческой среды. По отцу она была Коняева (говорили, что первоначально фамилия семьи была Канаевы и неправильно записана в паспорт кому-то из предков в середине XIX века). По матери она была из Поспеевых, имевших старообрядческую молельню на Расстанной улице у Раскольничьего моста близ Волкова кладбища: там жили старообрядцы федосеевского согласия. Поспеевские традиции и были самыми сильными в нашей семье. У нас по старообрядческой традиции никогда не было собак в квартире, но зато мы все любили птиц».

На фото: Д.С. Лихачев и Предстоятель РПсЦ Архиепископ Алимпий (Гусев), 1987 г.

Записки о старообрядчестве
https://vk.com/russianoldbelievers


Комментарий модератора:
"Старовер не курил, не пил вина, строго соблюдал посты и был морально устойчив, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. <...>Со временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку, каждый звук старой национальной фигуры, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос". В.Г. Распутин, "Смысл давнего прошлого" (1993).


Прикрепленный файл: rANdGFjUybrgKh4W0YUQ1pQKUdwxda9a-a7urcDF2yG1sPaBuR-Qk_nmzSBGnualj9gZQp-shZnDlhLqhJJIpI9d.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8693
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
Это не Олонецкая губерния, но думаю, и в ней д.б. похожее дело-то


ЦГА Москвы, фонд №16, опись №110, стр. 34
Опись №110 1 января 1848 — 31 декабря 1908
О рассмотрении вопроса о записи раскольников в ревизские сказки по ИO народной переписи. 24 ноября 1856 г. О переходе в раскол крестьянина Д. Дмитриева.

1133 О нежелании крестьянина-раскольника Гончарова А. Балакина воспитывать детей своих в православии. 9 ноября 1856 г.24 августа 1859 г.
1134 О проведении дознания по делу об объявлении мещанки Ф. Меншутиной о принадлежности ее мужа и купца С. Копылова к скопческой секте.
4 декабря 1856 г.17 января 1858 г. - 22 октября г.2 января 1858 г.
1135 О непризнании домом Московского городского общества свидетельства об исповеди и св. причастии купца С. Васильева законным на основании неисполнения его женой христианских обязанностей. II-20 декабря 1856 г.
1136 О погребении на Рогожском кладбище без христианского отпевания сына купца А. Сергеева. 7 декабря 1856 г.II мая 1857 г.
1137 О запрещении выдавать раскольникам разрешений на производство медного церковного мастерства. 4 декабря 1854 г.
1138 О проведении дознания по делу о мнимом присоединении к православию или единоверию некоторых купцов-раскольников. 14 декабря 1856 г.15 мая 1861 г.
1139 О самовольной отлучке с Рогожского кладбища священника Морозова. 26 ноября 1856 г.8 января 1857 г.
1140 О проведении дознания по делу о найденных у купца И. Князева мах, свидетельствующих о сношениях с заграничными раскольниками 29 ноября -1856 г.28 февраля 1858 г.
1141 О рассмотрении вопроса о записи раскольников в ревизские сказки по 10 народной переписи. 24 ноября 1856 г.
......
1144 О просьбе разных лиц, записанных в купечество, об избавлении их от платежа мещанских податей. 27 ноября 1856 г.13 мая 1857 г.
....
1146 О задержании полицией Москвы крестьянки Воейкова А. Максимовой по обвинению в оскоплении. 11 декабря 1856 г. -23 августа 1858 г.
1147 О перевозе тела умершего купца-раскольника Ф. Гучкова из Петрозаводска в Москву. 23 января - 3 апреля 1857 г.
1148 О просьбе раскольников Т. Фомина и Г. Макарова разрешить им иметь священнослужителей, подчиненных гражданскому начальству. 5 февраля - 5 апреля
1149 О переходе в раскол крестьянина М. Гурьянова. 30 января - 5 декабря
.....
1151 О выдаче мещанину В. Расторгуеву свидетельства о возрасте выдаваемой им замуж дочери.
1152 О высылке в Соловецкий монастырь ямщика-раскольника Д. Крынина за выполнение раскольнических треб. 31 марта 1857 г. - 8 апреля 1867 г.


****************************** из Яндекс-Архив Периодика по запросу Раскол, Петрозаводск
Вестн.» сообщает, что для противодействия расколу в Петрозаводске, по мысли преосвященного Палладия, открыто православное церковное братство с св...
Епархиальные ведомости, Московские церковные ведомости. М., 1880–1918, 1880, выпуск № 34

Стрельбицкого Одесса 1889 г,-3. Руководство по обличению русского раскола, К. Плотникова Петрозаводск 1889 г.).
Епархиальные ведомости, Курские епархиальные ведомости. Курск, 1871–1918, 1890, выпуск № 2

К. Плотников. Руководство по обличению русск. раскола. Петрозаводск. 1900, стр. 8 <. unk>) Макарий, митроп.
Епархиальные ведомости, Псковские епархиальные ведомости. Псков, 1894–1917, 1913, выпуск № 3

По приезде в г. Петрозаводск, Архипастырь Аркадий обратил всё свое внимание на духовенство и на состояние раскола.
Епархиальные ведомости, Олонецкие епархиальные ведомости. Петрозаводск, 1898–1918, 1903, выпуск № 18

Петрозаводск 1889 г. 28) Стрельбицкий. Обличение раскола, известного под именем старообрядчества... 29) Н. И. Ивановский.
Епархиальные ведомости, Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866–1917, 1899, выпуск № 2

В тех же видах предохранения православных от увлечения в раскол некоторыя братства (напр. братство Петро-Павловское в Петрозаводске)...
Епархиальные ведомости, Черниговские епархиальные известия. Чернигов, 1861–1911, 1888, выпуск № 10

Петрозаводск. 1900 г. Наша епархия в сильной степени заражена расколом. Над ослаблением его трудятся два миссионера при помощи Братства св. вел.-муч.
Епархиальные ведомости, Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882–1919, 1902, выпуск № 8

1105. Руководство к обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. Петрозаводск. 1889. Тип.
Епархиальные ведомости, Саратовский духовный вестник. Саратов, 1905–1913, 1908, выпуск № 19

Олонецкой семин., К. Плотникову, в г. Петрозаводск. Там же продается Руководство по обличению раскола. Цена р. 50 к. с перес.
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918, 1892, выпуск № 3

Начавшись в нынешних повенецком и петрозаводском уездах, он распространился по всей губернии и в лице Выговского общежития имел большое значение в расколе не...
Епархиальные ведомости, Олонецкие епархиальные ведомости. Петрозаводск, 1898–1918, 1898, выпуск № 12

Извещая его о состоянии в олонецкой епархии раскола и о действиях своих по расколу, и упоминая о Лумбушской раскольничьей часовне...
Епархиальные ведомости, Оренбургские епархиальные ведомости. Оренбург, 1873–1917, 1873, выпуск № 14

В Петрозаводском округе, по словам миссионера, прот. Ржановского, трудно встретить семейство, сплошь состоящее из старообрядцев. Кроме привычки раскол в крае...
Епархиальные ведомости, Олонецкие епархиальные ведомости. Петрозаводск, 1898–1918, 1913, выпуск № 25

Раскол особенно силен в Повенецком уезде. Поэтому и предположено было открыть три округа особых благочиний; два в...
Епархиальные ведомости, Олонецкие епархиальные ведомости. Петрозаводск, 1898–1918, 1900, выпуск № 16

(И. Происхождение раскола, раскол в первыя два десятилетия после собора 1667 г. Ц. 60 к. П. Меры правительства по отнош. к расколу.
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918, 1892, выпуск № 39

Число расколоучителей около 300, которые действуют на пользу раскола. Духовенство само, отчасти, сочувствует расколу, а отчасти...
Епархиальные ведомости, Олонецкие епархиальные ведомости. Петрозаводск, 1898–1918, 1900, выпуск № 18

2) "История русскаго раскола" преосвящ. Макария (продается во всех книжных магазинах С.-Петербурга, а равно у издателей.
Епархиальные ведомости, Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875–1918, 1894, выпуск № 19

и т.д.



Памятная книжка Олонецкой губернии на 1911 год
1 января 1911 — 31 декабря 1911
И на самомъ дѣлѣ Данилово, въ теченіи 160 лѣтъ, имѣвшее громадное значеніе, какъ я сказалъ, не только въ исторіи нашего, но и всероссійскаго раскола...
Национальная электронная библиотека, Памятная книжка Олонецкой губернии, Памятная книжка Олонецкой губернии на 1911 год, стр. 99

Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868-1869 гг.
1 января 1869 — 31 декабря 1869
- Николаевский детский приют в г. Петрозаводске. ... Уложение братьев Денисовых. Материалы для истории Поморского раскола. Е. В. Барсова.
Национальная электронная библиотека, Памятная книжка Олонецкой губернии, Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868-1869 гг., стр. 4

....
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: balabolka
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Balabolki » Сундучок » Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли [тема №101180]
Вверх ⇈