Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вытегра

Вытегра

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576

Вытегра - краткая историческая справка
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p4996348.htm#pp4996348



Вытегра - истории рассказанные краеведами и ..

Настроение – Моя Вытегра
https://vk.com/nastroenie_vytegra

Вытегорский купец Мездрин и его род
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5030518.htm#pp5030518

Олонецкие стекольные заводы
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5325291.htm#pp5325291
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5032579.htm#pp5032579

Четыре тысячи булочек
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5325290.htm#pp5325290

Вытегра и окрестности
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031823.htm#pp5031823

Старообрядцы в Вытегре
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031820.htm#pp5031820
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031821.htm#pp5031821

Воспоминания Вадима Бардыгина - из истории ВЫТЕГРЫ. 1907-1917
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031823.htm#pp5031823

Из прошлого дореволюционной Вытегры .... ВАСИЛИЙ СОКОЛОВ - Читая уездную повесть... //
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031826.htm#pp5031826

ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ.КАК МЫЛИСЬ В ПЕЧИ
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031829.htm#pp5031829

Докучаев-Басков А. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
(От Каргополя до А.-Свирского монастыря и обратно)
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031831.htm#pp5031831

Интересный очерк о поездке в Вытегру от Алексея Старкова
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5031834.htm#pp5031834



Комментарий модератора:
Открытка - панорама Вологды
https://forum.vgd.ru/post/1067/157581/p5161272.htm#pp5161272

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Вытегра - краткая историческая справка
https://ru.wikipedia.org/wiki/...1%80%D0%B0


Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пути Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году.

На карте Московии от 1706 года (Carte de Moscovie /// Andre Artemonde de Matueoe) уже есть упоминание как 'Vitzgora ou Vitegra', стоящей на реке Вытегра (R. de Vitegra).

С 1710 года, после постройки Вянгинской пристани, известна как деревня Вянги, на месте впадения в реку Вытегру Вянгиручья (карельское vengi «ручей или небольшая речка, соединяющая два озера (ламбы, болота); протока», «бухта, заливчик»)[6]. Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1715 году была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года.

В 1773 указом Екатерины II селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра[4].

В 1776 году Вытегра стала административным центром Вытегорского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества.

С 1784 по 1922 год Вытегра с уездом входила в состав Олонецкой губернии. В XIX веке неоднократно поднимался вопрос о переносе в Вытегру из Петрозаводска центра Олонецкой губернии[7].

В 1806 году было открыто духовное училище, которое действовало до середины 1830-х годов[8].

Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием (1810) Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. В городе находилось Правление Вытегорского округа путей сообщения. Но в конце XIX века с открытием Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и дороги Петербург — Вятка экономический расцвет сменился упадком[9].

В 1875 году была открыта Вытегорская учительская семинария. По сведениям на 1911 год в Вытегре действовали Николаевская женская гимназия и Реальное училище[10].

В начале XX века Вытегра была одним из мест политической ссылки[9].

Советский период
До 1927 года город был уездным в Ленинградской (до 1924 года — Петроградской) губернии, после этого — районный центр Ленинградской области. В 1937 году Вытегорский район отнесён к Вологодской области[9].

В 1940-1941 гг. силами заключённых начато строительство Волго-Балтийского водного пути, в Вытегре создан исправительно-трудовой лагерь. Во время Великой Отечественной войны к Вытегре подходила линия фронта. По водному пути шла эвакуация населения. В 1948-1952 годах вновь действовал Вытегорский исправительно-трудовой лагерь. Волго-Балтийский водный путь был открыт в 1964 году, что привело к новому росту значения города[9].
......


Комментарий модератора:
.....

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Вытегра.

Кого ищу


1. ВЫтегорский купец Мездрин и его род
2. Петр Никитин Скворцов - в 1902 - ПочтТелКонторы сл г.Вытегра


Почему: Пытаюсь понять наш Воскресенский или нет (надо найти родителей)

11 30.10.1902 родилась Валентин у Архивариуса ОЛКП КР Виктора Иванова Воскресенсского и Александры Николаевой.
В: Нач ОлКазПал СС Павел Павлов Сергеев и
дочь Вытегорского купца Павла Дмитриева Мездрина дев Наталья Павлова.
5 04.02.1905 родился Николай у Столоначальника ОлКазПал ГубСек Виктора Иванова Воскресенского и Александры Николаевой
В: ОлКазПал канц чл Леонид Петров Скородумов и
ПочтТелЧин 5 разр Петр Николаев Скворцов и
Вытегор купеч дочь Наталья Павлова Мездрина.

====================
ПОдборка:
Гос. император къ 6-му числу декабря 1901 года, пожаловать, за заслуги но духовному вѣдомству,
медалями, съ над­ писью за -усердіе-, нижеслѣдующихъ лицъ:
1) серебряною для ношенія пн шеѣ на Владимир. ленте
- старосту Выгегор. кладбищенской церкви, Вытегорскаго 2 гиль­діи купца Павла Мездрина;
серебряными для ношенія на груди на Александровской лентѣ
- бывшаго учителя Вытегор. второклассной школы Алексѣя Лебедева и
- учительниц ц.-п. школ Лихошальской Вытегорскаго уѣзда, Марію Бискупскую

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ, по вссно.цаннѣіішсму докладу Оберт,-Прокурора Священного синода, Всемилостивѣй.... соизюлилъ. къ 6 текущаго мая высок.іторже- ственіюму дню Рожденіи Его Имнввлгоі'скдго Ис.іичкства. пожаловать
- орден Св. станислава 2 ст. учителю Петрозаводсннго духовіаго училища надворному совѣтнику Павлу Сперанцеву и
- орден Св. Станислава 3 ст. преподавателю Олонец. духовно# се­минаріи. нс имѣющему инна, Виктору Скворцову, оев1902/10

=====================

1900
11. Мездрин Павел Дмитриевич его
жена Апполинария Иванова 56,
сыновья Константин 32.5, Дмитрий 22 сост на дДВС по призыву 1899г,
дочери Ольга 27, Наталья 25

1903 в 1904 все живы
7. Мездрин Павел Дмитриевич 70г11м его
жена Апполинария Иванова 59,
сыновья Константин 35.5, Дмитрий 25 сост на дДВС по призыву 1899г,
дочери Ольга 30, Наталья 28


В метрической книге за 1876 год запись:
Белозерский мещанин Андрей Дмитриев Мездрин православного исп. вторым браком, 38 лет ;
Белозерского мещанина Фёдора Николаева дочь девица Марья православного испов. первым браком, 27 лет.
( У Андрея было 3 брака. Его брат Иван был женат на сестре моей пра пра бабушки.)


В метрической книги ГАВО г.Вологда есть такие записи;
==. 1894 г. Вытегоск. Собор 24 июля брак
Александр Алексеев Артюшин ~31 г. 1 брак
Девица Антонина Андреева дочь Белозерск. Мещанина Андрея Дмитриева Мездрина ~20 л.
По жениху Вытегорск. Путей сообщения служащий Константин Андреев Фомин и
сын кондуктора правления вытегорск округа Павел Андреев Фомин
По невесте Белоз. Мещан. Андрей Дмитриев Мездрин ,
Вытег. купец Павел Дмитриев Мездрин
по невесте отствн. унтер офицер Дмитрий Дмитриев Мездрин ,
Белоз. Мещан. Иван Николаев Зорин.
== 1895 г. Вытегорск. Собор 3 февраля брак
полицейский надзиратель города Вытегры Владимир Анатольев Гавронский ~2 брак ~38 лет
девица Марья Павлова Мездрина 30 л. дочь Вытегорск. Купца Павла Дмитриева Мездрина
поручители по жениху
регистратор вытегорск. Полицейс. управления Иван Васильев Андропов , ,
Петрозав. Уезд. Шуйской волости д. Сулажгоры Иван Андреев Лейманов



******************** ?????
https://forum.vgd.ru/post/1970/69790/p4278386.htm#pp4278386
karelkanata Тобольск ##24 сентября 2022 13:51
>> Ответ на сообщение пользователя mbul3006 от 8 августа 2020 14:35
Ищу потомков МЕЗДРИНа Дмитрия Павловича ,
жена Александра Ивановна Павлова 1880 г.р. из Петрозаводского уезда д.Климовской.
его дети : Нина Дмитриевна 1906 г.р.,
Мария Дмитриевна 1908 г.р.,
Михаил Дмитриевич 1910 г.р.,
Владимир Дмитриевич 1913-1942 , возможно еще дети были, но нет больше информации,


******ну, и как всегда Яндекс архив
ГА Вологодской области (ГАВО), фонд Р-1712, опись №2, дело №205, стр. 86
Книга записей актов гражданского состояния о рождении Вытегорского уездного отдела Управления Олонецкой губернии 1919
45 04.07.1919 года родилась Ольга Мездрин Дмитрий Александрович 42г и мать (не указана) 34 г 6 ребенок г.Вытегора
https://yandex.ru/archive/cata...757fe8db/2

....


Комментарий модератора:
НАРК ф.9 оп.1 д.1597 Дело о выдаче данной вытегорскому купцу Павлу Мездрину на купленный им дом в городе Вытегре
(III. Гражданское отделение/6) 02.11.1890 - 08.01.1891 17
1911 староста Вытегорской кладбищенской Всехсвятской церкви, 2-й гильдии купец Павел Мездрин.


КУПЕЧЕСТВО вытегорское
https://vk.com/topic-188327797_43573997?offset=60
...
Иван Дмитриев Мездрин примерно 1856 .г.р., его жена Александра Давыдова ,
их дети Иван и Таисия 1881 г.р. близнецы, запись о рождении сделана в Девятинском приходе,
сын Владимир 1886 г.р.
Николай 1888 г. так же в Девятинском приходе записи сделаны.
-----
По моим родным пра пра дедам Федору Иванову Оленеву и его жене Марфе Давыдовой в ГАВО записи о браке не нашли,
но Александра Давыдова Мездрина была восприемницей у их дочери, моей прабабушки 07.10.1878 Анастасии Федоровой Оленевой.
Возможно Александра Давыдова и Марфа Давыдова сестры

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576

ВЫТЕГРА И ОКРЕСТНОСТИ
12 мар 2019 https://ok.ru/vytegraiok/topic/69669585666228
ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ: СТАРООБРЯДЦЫ В ВЫТЕГРЕ К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления царя А.М. Романова под руководством патриарха Никона 1650-1660 г.г была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами.
Цель реформы была: привести обрядовую традицию Русской Церкви в соответствие с греческой, которая считалась более продвинутой. Некоторые историки считают, что Никон таким образом хотел сделать из России «Третий Рим», возвести Алексея Михайловича на трон византийских императоров, а самому стать Вселенским Патриархом. Внешне реформа выглядела так: креститься нужно было тремя пальцами, а не двумя, имя Христа писать с двумя «И» вначале, крестный ход совершать против солнца и во время богослужения трижды, а не дважды провозглашать «алилуйя» (трегубая алилуйя вместо сугубой). Были внесены незначительные изменения в священные тексты и ритуал поклонов. На взгляд современного, далёкого от церковных ссор человека безобидная реформа была по сути попыткой насадить в России западный образец.
В XVIII веке старообрядцы преобладали среди купцов Вытегры и Олонца.
Г.Р. Державин, побывавший на Вытегре в 1785 году, писал: «Граждане, имеющие достаток, почти все староверы. Жители все трудолюбивы, гостеприимны, но корыстолюбивы». Академик Я. Захаров, посетивший Олонец в 1804 году, сделал схожие наблюдения: "...в сем многолюдном городе, наполненном одними почти раскольниками..., кои не отдают детей своих в училище, а учат по старине в домашних школах, коих здесь великое множество... Здешний Олонецкий городской голова Аким Серебряков, человек не бедный, но первой руки раскольник..." Старообрядчество в Олонецкой губернии представляет собой одну секту, известную как Поморская Беспоповщинская. Она делиться на следующие согласия: 1) Даниловское или Монастырское, издавна распространенное и можно сказать господствующее во всей Олонецкой губернии, число последователей 13674* человек; 2) Филипповское, имеющее своих последователей в Повенце, Петрозаводске, Олонце и в Каргопольском, Вытегорском уездах: их в губернии насчитывается около 4429** человек; 3) Федосеевское согласие совмещается вместе с 4*** - Аристовским, последователи, которых немногочисленны и распространены в Повенецком и Петрозаводском уездах. Кроме Поморской секты в Каргопольском уезде также обнаружено секты бегунов. Можно еще сказать, что старообрядцы Даниловского, Филипповского и Федосеевского согласий в то время не находились между собой во вражде, как это было в первые времена образования их толков, когда они представляли собой сильные общины и старались привлечь на свою сторону богатых последователей.
" ...в 1819 г., путешествуя по Европейскому Северу России, в Вытегру заехал император Александр I. Остановившись в доме купца Шалапанова, император «выходил к народу» . К тому моменту Шалапанов владел «лучшим в городе торгом», «значительными пильными мельницами» и являлся руководителем местной старообрядческой общины. Почти весь первый этаж его дома занимала старообрядческая моленная, сокрытая от посторонних глаз . Конструктивно она имела «хоры» и «крылосы». Потолок моленной венчала хрустальная люстра, а в числе многочисленных богослужебных принадлежностей имелись медные лампады «со свечами из белого воска», кадильницы, «налойные покрывала», «подрушники», «пелены» к иконам, рукописные книги. Однако настоящим сокровищем моленной был удивительный по великолепию и масштабу четырехъярусный тябловый иконостас. Для моленных подобного рода сюжетная линия образов была достаточно традиционна: «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Казанская», «Деисус», «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Сретение», «Спас Нерукотворный», «Никола Чудотворец», «Архангел Михаил», «Святые Зосима и Савватий Соловецкие», «Жены–Мироносицы». В центре четвертого яруса располагался образ «Знамение Богоматери», справа и слева от которого находились по восемь пророческих икон. Большинство образов были украшены серебряными и позолоченными венцами. По всей вероятности, состав иконостаса формировался постепенно, ибо иконы жертвовались в разное время и разными «жертвователями». Хотя это предопределило отсутствие четкой структуры иконостаса, однако неоспоримо свидетельствовало о наличии в Вытегре крупной старообрядческой общины. Из 82 образов шалапановской моленной 40 % были пожертвованы купеческими династиями Жаровых, Галашевских, Гавриловых, Рыборецких и Шалапановых. Все иконы третьего и четвертого ярусов были подарены общине Выговской старообрядческой обителью, что доказывало высокий уровень контактов вытегорских староверов с Выгорецией.
За годы существования моленной вытегоры сформировали не только мощный богослужебный, вероисповедный и культурно–просветительский центр. На базе дома Шалапановых община реализовывала обширные социально–экономические функции, ибо отсюда осуществлялась экономическая поддержка многих старообрядцев...."[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
".....С другой стороны, нельзя не учитывать и важного фактора правительственной политики по отношению к старообрядцам: сравнительно терпимое отношение к староверам в правление императора Александра I сменилось открытыми репрессиями николаевской эпохи.
Трудно представить, чтобы местным властям не было известно о существовании моленной в доме купца Шалапанова. Однако «обнаружили» ее они только в 1836 г., когда по всей стране началась активная кампания по ликвидации «очагов раскола». Официальная комиссия осуществила осмотр моленной, составила акт осмотра, но без распоряжения «высокого начальства» не осмелилась ее «запечатать». Пока соответствующие для этого документы курсировали по бюрократическим коридорам власти, старообрядцы попытались спасти свою моленную. К тому моменту Ефим Шалапанов умер. Его «дело» продолжила жена Надежда, а общину возглавил купец Николай Гаврилов. На имя губернатора А.В. Дашкова одиннадцатью купцами-старообрядцами было составлено и отправлено ходатайство с просьбой об оставлении моленной. Нельзя сказать, чтобы эта инициатива была напрасной. Моленная продолжала тайно функционировать еще десять лет, а ее ликвидация совпала с новым витком антистарообрядческих репрессий, фактически уничтоживших скитскую старообрядческую систему.
Ценнейшее по культурной значимости имущество шалапановской моленной власти конфисковали и намеревались переправить в Петрозаводск. Однако известно, что еще несколько лет оно находилось в Вытегре, поскольку ни один «возчик» не соглашался доставить его в епархиальный центр. В этом факте, безусловно, проявился скрытый, но молчаливо-демонстративный протест торгово-промышленной элиты края.
Имеющаяся в нашем распоряжении документальная база не позволяет проследить дальнейшую судьбу конфискованного наследия шалапановского старообрядческого центра. Вполне вероятно, что долгие годы бюрократических проволочек по поводу моленной и высокий материальный уровень местных купцов-старообрядцев позволил им спрятать особо ценную утварь еще до конфискации. Одна часть вывезенного имущества могла попасть в единоверческие храмы, другая - в хранилище Петрозаводского кафедрального собора. Известно, что в 1870 г. его настоятель Ф. Рождественский сделал осмотр кладовых, «помещения которых были устроены без должной прочности», а иконы, сваленные кучей прямо на полу, «обветшали из-за пребывания в сыром, темном и холодном помещении».
Объем и ценность всего имевшегося в доме Шалапановых позволяет утверждать, что здесь располагалась одна из крупнейших домашних старообрядческих моленных на территории Олонецкого края. Однако небрежность и поверхностность при описании властями ее имущества не позволяют реконструировать весь масштаб этого центра духовной культуры. Официальные документы не содержат не только описания икон, но даже элементарных чертежей самого моленного помещения, что существенно затрудняет реконструкцию данного центра духовной культуры Русского Севера."
Хочу напомнить, что вытегорский поэт Н.Клюев тоже был из семьи старообрядцев."..."Клюев никогда не забывал упомянуть, что по матери происходит из старообрядческой семьи (дядя ее был самосожжением), что рос и воспитывался в религиозной атмосфере ревнителей старины и «древнего благочестия», вместе с матерью молился иконам старого, дониконианского письма и был очень охоч до бесед с посещавшими деревенский дом «божьими людьми», странниками...."
Клюев оставался адептом «старой веры», всю жизнь ощущавшим ответственность перед Господом за соблюдение чистоты религиозных убеждений, за сохранение «дедовских» обычаев. Клюев словом и делом стремился внушить своей читательской пастве религиозные идеи «старой веры», ощущал себя посредником между верующими и Богом в окружающем их «чужом» мире, старался по возможности исполнять обязательное в старообрядчестве: крещение, благословение, исповедь и поминовение, а также нормы и правила религиозного поведения. Любовь к поэзии и преданность «старой вере» и определяли в жизни Клюева высший смысл бытия... https://www.booksite.ru/klyuev/4_38.html На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».
Из интернета.

Прикрепленный файл: времСтарообрВытегра.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576

ВЫТЕГРА И ОКРЕСТНОСТИ
12 мар 2019 https://ok.ru/vytegraiok/topic/69669585666228
ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ: СТАРООБРЯДЦЫ В ВЫТЕГРЕ К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления царя А.М. Романова под руководством патриарха Никона 1650-1660 г.г была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами.
Цель реформы была: привести обрядовую традицию Русской Церкви в соответствие с греческой, которая считалась более продвинутой. Некоторые историки считают, что Никон таким образом хотел сделать из России «Третий Рим», возвести Алексея Михайловича на трон византийских императоров, а самому стать Вселенским Патриархом. Внешне реформа выглядела так: креститься нужно было тремя пальцами, а не двумя, имя Христа писать с двумя «И» вначале, крестный ход совершать против солнца и во время богослужения трижды, а не дважды провозглашать «алилуйя» (трегубая алилуйя вместо сугубой). Были внесены незначительные изменения в священные тексты и ритуал поклонов. На взгляд современного, далёкого от церковных ссор человека безобидная реформа была по сути попыткой насадить в России западный образец.
В XVIII веке старообрядцы преобладали среди купцов Вытегры и Олонца.
Г.Р. Державин, побывавший на Вытегре в 1785 году, писал: «Граждане, имеющие достаток, почти все староверы. Жители все трудолюбивы, гостеприимны, но корыстолюбивы». Академик Я. Захаров, посетивший Олонец в 1804 году, сделал схожие наблюдения: "...в сем многолюдном городе, наполненном одними почти раскольниками..., кои не отдают детей своих в училище, а учат по старине в домашних школах, коих здесь великое множество... Здешний Олонецкий городской голова Аким Серебряков, человек не бедный, но первой руки раскольник..." Старообрядчество в Олонецкой губернии представляет собой одну секту, известную как Поморская Беспоповщинская. Она делиться на следующие согласия: 1) Даниловское или Монастырское, издавна распространенное и можно сказать господствующее во всей Олонецкой губернии, число последователей 13674* человек; 2) Филипповское, имеющее своих последователей в Повенце, Петрозаводске, Олонце и в Каргопольском, Вытегорском уездах: их в губернии насчитывается около 4429** человек; 3) Федосеевское согласие совмещается вместе с 4*** - Аристовским, последователи, которых немногочисленны и распространены в Повенецком и Петрозаводском уездах. Кроме Поморской секты в Каргопольском уезде также обнаружено секты бегунов. Можно еще сказать, что старообрядцы Даниловского, Филипповского и Федосеевского согласий в то время не находились между собой во вражде, как это было в первые времена образования их толков, когда они представляли собой сильные общины и старались привлечь на свою сторону богатых последователей.
" ...в 1819 г., путешествуя по Европейскому Северу России, в Вытегру заехал император Александр I. Остановившись в доме купца Шалапанова, император «выходил к народу» . К тому моменту Шалапанов владел «лучшим в городе торгом», «значительными пильными мельницами» и являлся руководителем местной старообрядческой общины. Почти весь первый этаж его дома занимала старообрядческая моленная, сокрытая от посторонних глаз . Конструктивно она имела «хоры» и «крылосы». Потолок моленной венчала хрустальная люстра, а в числе многочисленных богослужебных принадлежностей имелись медные лампады «со свечами из белого воска», кадильницы, «налойные покрывала», «подрушники», «пелены» к иконам, рукописные книги. Однако настоящим сокровищем моленной был удивительный по великолепию и масштабу четырехъярусный тябловый иконостас. Для моленных подобного рода сюжетная линия образов была достаточно традиционна: «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Казанская», «Деисус», «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Сретение», «Спас Нерукотворный», «Никола Чудотворец», «Архангел Михаил», «Святые Зосима и Савватий Соловецкие», «Жены–Мироносицы». В центре четвертого яруса располагался образ «Знамение Богоматери», справа и слева от которого находились по восемь пророческих икон. Большинство образов были украшены серебряными и позолоченными венцами. По всей вероятности, состав иконостаса формировался постепенно, ибо иконы жертвовались в разное время и разными «жертвователями». Хотя это предопределило отсутствие четкой структуры иконостаса, однако неоспоримо свидетельствовало о наличии в Вытегре крупной старообрядческой общины. Из 82 образов шалапановской моленной 40 % были пожертвованы купеческими династиями Жаровых, Галашевских, Гавриловых, Рыборецких и Шалапановых. Все иконы третьего и четвертого ярусов были подарены общине Выговской старообрядческой обителью, что доказывало высокий уровень контактов вытегорских староверов с Выгорецией.
За годы существования моленной вытегоры сформировали не только мощный богослужебный, вероисповедный и культурно–просветительский центр. На базе дома Шалапановых община реализовывала обширные социально–экономические функции, ибо отсюда осуществлялась экономическая поддержка многих старообрядцев...."[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
".....С другой стороны, нельзя не учитывать и важного фактора правительственной политики по отношению к старообрядцам: сравнительно терпимое отношение к староверам в правление императора Александра I сменилось открытыми репрессиями николаевской эпохи.
Трудно представить, чтобы местным властям не было известно о существовании моленной в доме купца Шалапанова. Однако «обнаружили» ее они только в 1836 г., когда по всей стране началась активная кампания по ликвидации «очагов раскола». Официальная комиссия осуществила осмотр моленной, составила акт осмотра, но без распоряжения «высокого начальства» не осмелилась ее «запечатать». Пока соответствующие для этого документы курсировали по бюрократическим коридорам власти, старообрядцы попытались спасти свою моленную. К тому моменту Ефим Шалапанов умер. Его «дело» продолжила жена Надежда, а общину возглавил купец Николай Гаврилов. На имя губернатора А.В. Дашкова одиннадцатью купцами-старообрядцами было составлено и отправлено ходатайство с просьбой об оставлении моленной. Нельзя сказать, чтобы эта инициатива была напрасной. Моленная продолжала тайно функционировать еще десять лет, а ее ликвидация совпала с новым витком антистарообрядческих репрессий, фактически уничтоживших скитскую старообрядческую систему.
Ценнейшее по культурной значимости имущество шалапановской моленной власти конфисковали и намеревались переправить в Петрозаводск. Однако известно, что еще несколько лет оно находилось в Вытегре, поскольку ни один «возчик» не соглашался доставить его в епархиальный центр. В этом факте, безусловно, проявился скрытый, но молчаливо-демонстративный протест торгово-промышленной элиты края.
Имеющаяся в нашем распоряжении документальная база не позволяет проследить дальнейшую судьбу конфискованного наследия шалапановского старообрядческого центра. Вполне вероятно, что долгие годы бюрократических проволочек по поводу моленной и высокий материальный уровень местных купцов-старообрядцев позволил им спрятать особо ценную утварь еще до конфискации. Одна часть вывезенного имущества могла попасть в единоверческие храмы, другая - в хранилище Петрозаводского кафедрального собора. Известно, что в 1870 г. его настоятель Ф. Рождественский сделал осмотр кладовых, «помещения которых были устроены без должной прочности», а иконы, сваленные кучей прямо на полу, «обветшали из-за пребывания в сыром, темном и холодном помещении».
Объем и ценность всего имевшегося в доме Шалапановых позволяет утверждать, что здесь располагалась одна из крупнейших домашних старообрядческих моленных на территории Олонецкого края. Однако небрежность и поверхностность при описании властями ее имущества не позволяют реконструировать весь масштаб этого центра духовной культуры. Официальные документы не содержат не только описания икон, но даже элементарных чертежей самого моленного помещения, что существенно затрудняет реконструкцию данного центра духовной культуры Русского Севера."
Хочу напомнить, что вытегорский поэт Н.Клюев тоже был из семьи старообрядцев."..."Клюев никогда не забывал упомянуть, что по матери происходит из старообрядческой семьи (дядя ее был самосожжением), что рос и воспитывался в религиозной атмосфере ревнителей старины и «древнего благочестия», вместе с матерью молился иконам старого, дониконианского письма и был очень охоч до бесед с посещавшими деревенский дом «божьими людьми», странниками...."
Клюев оставался адептом «старой веры», всю жизнь ощущавшим ответственность перед Господом за соблюдение чистоты религиозных убеждений, за сохранение «дедовских» обычаев. Клюев словом и делом стремился внушить своей читательской пастве религиозные идеи «старой веры», ощущал себя посредником между верующими и Богом в окружающем их «чужом» мире, старался по возможности исполнять обязательное в старообрядчестве: крещение, благословение, исповедь и поминовение, а также нормы и правила религиозного поведения. Любовь к поэзии и преданность «старой вере» и определяли в жизни Клюева высший смысл бытия... https://www.booksite.ru/klyuev/4_38.html На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».
Из интернета.

Прикрепленный файл: времСтарообрВытегра.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
ВЫТЕГРА И ОКРЕСТНОСТИ
ВЫТЕГРА И ОКРЕСТНОСТИ
12 мар 2019
ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ. угол Советского пр. и Урицкого (Екатерининская ул. ), когда то здесь был детский сад, а еще раньше гостиница Букиной. Из воспоминаний Вадима Александровича Бардыгина, уроженца г.Вытегра, 1902 года рождения – «О прошлом города Вытегра в период 1907-1917 г.г.» : "
Напротив почты ( сейчас администрация города .уточнение на 2019г) первое здание был дом Шарова с садом ( сейчас ТЦ КУПЕЧЕСКИЙ.уточнение на 2019г), следующий дом слева двухэтажный, принадлежал Анне Александровне Букиной ( бывшей Абакумовой). В этом доме были меблированные комнаты для приезжих. ( теперь пустырь. уточнение на 2019г) Справа на этом квартале был огороженный церковный сад, примыкавший к Воскресенскому собору. Слева, за Екатерининской улицей, в 1908-10 гг. было построено двухэтажное здание женской гимназии ( уточнение на 2019г.это 2 школа), а справа был сад при здании клуба Коммерческого собрания." Использованы фото мои и Т.Оленевой



---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576

ВЫТЕГРА И ОКРЕСТНОСТИ
https://ok.ru/vytegraiok/topic/69639343816884
Просто это наш город - ВЫТЕГРА!!!
https://vk.com/wall-1939575_50787?w=wall-1939575_50787
Воспоминания Вадима Бардыгина - из истории ВЫТЕГРЫ. 1907-1917

Очень интересное описание жизни в Вытегре в начале 20 века...Морозовы, Грачевы, Леонтьевы, Щербаковы, Паршуковы..эти фамилии и сейчас часто встречаются в Вытегории. И так читаем...

Воспоминания Вадима Александровича Бардыгина, уроженца г.Вытегра, 1902 года рождения – «О прошлом города Вытегра в период 1907-1917 г.г.»
Воспоминания написаны им в 1975 году (по памяти из детских лет). Орфография и пунктуация автора сохранены.
В 1773 году указом императрицы Екатерины Великой посаду Вянгинская пристань присвоено звание уездного города Новгородской губернии.-Вытегра
Районы города: Зарека, Бечевник, Наволоки, Пудожский тракт, Новая деревня, Архангельский тракт, центр города.

ЗАРЕКА, граничит с бечевником в сторону Денисова и к шлюзу Сергия, а также началом Петербургского тракта. Здания, построенные когда-то для ремесленного училища (со стороны от Денисова) были в 1908-10 г.г. переданы под организуемое Вытегорское реальное училище. Дальше, в сторону подъемного моста, были частные жилые дома: Волкова, Гассельгрена (красивна), Шелепина, Вещезерова, Морозовых и Эйхмана.
Ниже от подъемного моста к шлюзу жилых зданий не было. Напротив шлюза – дом Валентина Горина. От подъмного моста вверх, в гору, справа был Сретенский Собор, слева тюрьма. Сразу за домом начальника тюрьмы Щербакова начинался Петербургский тракт.
По тракту слева было кирпичное здание казармы караульной роты, слева жилые дома : Елисеева, Сафонова и др.
С перерывом 150-200 сажен были построены дощатые летнего типа фанерные бараки, которые так и остались неиспользованными. Дальше по тракту вправо отходила дорога на городское кладбище.Бечевник - будем считать от дома Моденова вдоль по
левому берегу реки Вытегры в сторону устья. Следующее здание, после дома Моденова, контора пароходо-владельца Потанина. Из жилых домов помню только дом Ивана Николаевича Скворцова. 2
--НАВОЛОКИ. Само наименование этого участка города подсказывает , что начиная от устья ручья Вянг весь правый берег р. Вытегра когда-то , во времена Гостиного берега, здесь строились или вытаскивались на зимовку торговые суда. По правому берегу реки от устья Вянги были построены деревянные рубленные склады для создания запасов товаров водным путем на зимнее время. Недалеко от устья Вянги было двухэтажное здание конторы Громова. Управляющий Паршуков.
Помню еще одно здание, в конце основной улицы – это жилой дом и торговая лавка Кузьмы Елизаровича Тюрина. Приказчиком у Тюрина служил Иван Николаевич Скворцов. Там же была небольшая часовня, куда от Воскресенского собора раз в год ходил крестный ход. Еще дальше, за жилым домом, была скотобойня.
ПУДОЖСКИЙ ТРАКТ, будем считать от моста через ручей Вянга. Сразу за мостом справа было двухэтажное здание Екатерининской городской четырехклассной школы, директором этой школы был Филарет Онисимович Захаров.
Рядом со школой были небольшая кузница и слесарная мастерская Нюмана. Слева за мостом был двухэтажный дом Рудницких (отец Михаила Алексеевича Рудницкого, адмирала флота, создателя подводной лодки «КА»).
Дальше по тракту был жилой дом и торговые склады зерно-фуража Ильи Крашке. На горе , слева, помню дом Чехониных и рядом с ним на площади дом Сергея Ивановича Блюдохо ( капитан путейского парохода «Андрей Бирюлев».
На площади слева, рядом с богадельной, было здание детского приюта. Справа, в начале площади, был одноэтажный дом купца Александра Федоровича Калиновского, следующим домом справа был двухэтажный дои Ермолина, содержателя ямского извоза почты. Слева, за площадью, были дома Перевозчикова, Обрядина и др. Перевозчиковы , мне кажется, имели хлебопекарню по выпечке кренделей и ситнего. Справа , за Ермолиным, я помню только последний дом, принадлежащий Леонтьеву, члену союза Русского народа Михаила Архангела.
НОВАЯ ДЕРЕВНЯ – будем считать ее от пяти углов в начале Архангельского тракта. Первый дом слева принадлежал Плису, издававшему на прокат всевозможные костюмы для маскарадов, в этом доме помещалась парикмахерская , там же жили Алиса, Зина и Борис Исаковы. -3
В следующем доме слева жил уездный исправник Созыкин. Справа , в небольшом домике, жил акцизный чиновник Ярошевич. Дальше, на углу, было здание меблированных комнат Чудова, а на противоположном углу – жилой дом Чудова. Чудов одновременно снимал и заведовал буфетом в коммерческом собрании.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАКТ- начинался от пяти улов в начале Воскресенского проспекта. Первый дом двухэтажный , дом налево принадлежал купчихе Воробьевой , там же была бакалейная лавка. Напротив его , в двухэтажном доме жила семья Манойм, промышлявшего перепродажей рыбы на рынке. Следующий дом принадлежал Сараевым, а дальше на углу Екатерининской улицы- Серебрякову.
Справа , за Серебряковым, была построена Земская ветеринарная лечебница. Справа , дальше за небольшой площадью , два дома Михаила Ос. Сурина и жилой дом владельца купца Берковича.
Последними по тракту были слева и справа по кузнице, принадлежащие братьям Берковича.
Лева, на перекрестке тракта и Екатерининской улицы, стояла небольшая часовня. Обсаженная тополями, где также иногда служили церковные молебны. Дальше по тракту слева был домик Маровского.
ЦЕНТР ГОРОДА.
Рассмотрим сначала Воскресенский проспект до Наволок. Слева до Разгуляевской улицы были дома: Петрова Аф. Ив., Букиной и Лопарева Ал. Ал. , в доме которого размещалась бакалейная лавка. В этом же доме ( правда после революции) жил поэт Николай Клюев.
Справа от пяти углов , во втором доме жил мелочно торговавший бакалеей некто Митькин. Угол же к Разгуляевской улице был занят зданиями церковно-приходской школы, где, как я помню, всегда репетировал церковных хор собора под управлением Муравьева.
Дальше, на правой стороне было здание , в котором примерно с 1910 года был открыт синематограф «ХХ век» , принадлежавший Парижскому . Электроэнергию для кино давал двухтактный керосиновый движок во дворе.
Следующее двух с половиной этажное кирпичное здание почты. Почта и телеграф размещались на втором этаже. На первом этаже, начиная от угла, размещались: магазин швейных машин «Зингер», частная аптека провизора Эйхмана ( городской голова), и затем небольшой магазин канцелярских и учебных пособий Берковича. 4
Весь квартал слева от Разгуляевской улицы принадлежал купцу Шарову, в угловом каменном здании на втором этаже проживал он, а внизу был бакалейный и винно-гастрономический магазин. Приказчиком был Мездрин, а кассиршей Мария Ивановна Мездрина.
Дальше по проспекту слева был молодой березовый церковный сад и собор Воскресения Христа с отдельно стоящей колокольней. Затем до Сиверсова моста никаких построек не было.
Теперь справа, в продолжении от почты весь квартал был занят ярмарочной площадью с высокой пожарной каланчой, конюшнями и помещениями для повозок с пожарной машиной и пожарными бочками. Наверху каланчи круглосуточно дежурил пожарник и при обнаружении пожара звонил в набатный колокол. Начальником пожарной команды был некий Богданов.
За площадью по проспекту, помнится, было небольшое двухэтажное здание, в полуподвальном помещении которого находилась булочная кондитерская, отличавшаяся отличным качеством продукции.
Следующее здание было магазином А.Ф.Калиновского. торговля была скобяными и строительными материалами.
Еще дальше – двухэтажный дом с винно-гастрономическим магазином Кузнецова. Слева Сиверсов мост через реку Вытегру , который когда то имел подъемную часть, но с прорытием канала и постройкой шлюза св. сергия, а следовательно и другого направления судов , мост был в несколько пролетов на сваях. Непосредственно у моста была кирпичная часовня, а от нее по бровке всего берега до рынка, распоряжением начальника первого технического участка инженера Шульца была посажена липовая аллея, по середине которой была построена специальная веранда для духового оркестра. Справа , дальше от дома Кузнецова, было расположено двухэтажное кирпичное здания Вытегорского округа путей сообщения, где в разное время начальниками были: генерал Меньшиков и генерал Волцев.
Следующий двухэтажный дом принадлежал предводителю дворянства Клементьеву, там же помещался часовой магазин Давыдова. Следующим был ренсковый погреб вин , принадлежащий , по-моему, Смирновым, здесь же был чудесный сад , в котором помню звуки эоловой арфы. Дальше было здание с торговой лавкой бакалеей Льва Крашке. Следующее здание справа было Вытегорское государственное училище (как бы неполная средняя школа). Хорошо помню и знаю следующее кирпичное двухэтажное здание с магазином Ивана Васильевича Полянского. ( управляющий торговым домом Лопарева).
Жилые дома до ручья Вянг, владельцев не помню.
Вернемся к концу липовой аллеи по левую сторону. Здесь, на берегу реки существовала деревянная пристань на сваях с баггаузами для багажа и товаров, прибывающих пассажирским пароходом «Вознесенье» по Прионежскому каналу. Расстояние от Вытегры до Вознесенья около 70 верст пароход проплывал туда и обратно ежедневно. Здесь же напротив пристани, находился рыбный рынок. Рыба, доставлявшаяся рыбаками , скупалась оптом, и в розницу продавалась. В рядах рынка размещалось нечто вроде трактира, владелец Зимин. Тут обычно продавались рыбные пироги и «кислые щи». «Кислыми щами» называли по-особому рецепту приготовленный квас, пенистый и замечательно вкусный напиток. Рецепт изготовления вряд ли известен сейчас кому-либо.
2. Пройдемся теперь от моста ручья Вянг в сторону к Денисово по Советскому проспекту ( как называлась эта улица раньше я не помню). В первом доме налево жил священник Николай Надеждин, второй дом с магазином принадлежал Комарову, дальше была фотография Нюмана, следующий дом с магазином принадлежал Апполону Ивановичу Плоскареву. Здесь же через улицу был дом купца Лейманова.
Следующее здание слева было Дворянское собрание и дом с магазином «Ткани», принадлежащий Панову. Угловое здание занимала почта, о которой писалось уже выше.
Вернемся к мосту через Вянг ручей. В первом доме справа были частные мастерские: переплетная и по пошиву головных уборов Каминера и Мастермана. Дальше на углу Базарной площади находилось двухэтажное здание с лавкой Веретенникова, а дальше в правом углу площади тоже двухэтажный дом купца Петра Яковлевича Савушкина.
3. БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ. Напротив почты была стоянка легковых извозчиков – Струнина, а также нескольких человек, фамилии которых не знаю, из деревни Подгоршево. На Базарной площади, надо думать с очень давних времен, имелось кирпичное здание гостиный двор, где имелись магазины «Ткани», «Галантерея» купцов Ахитина , Лейбановых,Кирьянова и других. Также имелся магазин готового платья и мебельный В.Е.Дикина.
В полуподвальном помещении под магазином Дикина размещалась чайная Ероши. Чай там подавался парами. Ероша торговал также кренделями и дрожжами.
На Базарной площади два раза в год проводились ярмарки: Покровская и Сретенская. На период ярмарки купцами города и уезда открывались временные лавки и магазины в специальных помещениях, собираемых из дощатых легких деревянных конструкций. На ярмарке обычно устанавливалась карусель с деревянными лошадками и специальными лодочками. Карусель приводилась в движение любителями покататься, которые и зарабатывали на это свое право прокатиться. Владелец карусели жил на Пудожском тракте.
На ярмарку из сел и деревень крестьяне пригоняли для продажи свой скот: коров, лошадей, овец и пр. Там же торговал и Лев Кпашке мясом, колбасой.
От Воскресенского проспекта в направлении богодельни слева были построены деревянные ряды магазинов. Первой была лавка, где изготовляли и торговали колбасными изделиями. Здесь же была торговля кренделями и ситним.
Дальше я помню лавку зерно-фуража, а также шорную лавку Титова. Ниже слева были два дома Кирьянова, а затем очень старинный каменный двухэтажный дом генерала Меньшикова. Справа за домом Савушкина была небольшая протестантская кирка. Эта улица упиралась в комплекс зданий общежитий богадельни и деревянной церкви, построенных за счет средств купчихи Матвеевой. Рядом с богадельной было одноэтажное деревянное здание женской прогимназии, которая после строительства большого здания- двухэтажной женской гимназии потеряла свое назначение и была ликвидирована.
Дальше по этой улице было небольшое здание церковно-приходской школы, в основном для воспитанников детского приюта.
4. Продолжим путь по Советскому проспекту от Воскресенского проспекта на запад.
Напротив почты первое здание был дом Шарова с садом, следующий дом слева двухэтажный, принадлежал Анне Александровне Букиной ( бывшей Абакумовой). В этом доме были меблированные комнаты для приезжих. Справа на этом квартале был огороженный церковный сад, примыкавший к Воскресенскому собору. Слева, за Екатерининской улицей, в 1908-10 гг. было построено двухэтажное здание женской гимназии, а справа был сад при здании клуба Коммерческого собрания, в сад от которого выходила большая открытая терраса.
На следующем квартале на углу было двухэтажное здание полицейского управления с канцелярией уездного исправника. Внизу же в полуподвале были камеры для временного содержания пьяниц, а также подследственных.
Больше построек в этом квартале слева не было.
На следующем квартале угловой двухэтажный дом принадлежал Андрею Ивановичу Шолянинову. В следующем доме слева жил путейский инженер в отставке Виницкий с Ольгой Петровной, урожденной Ослоповой. Жизнь этой пары была своеобразной. Оба они были заядлыми охотниками и содержали на периферии уезда несколько свор охотничьих собак. Многие экспонаты фауны уезда в виде чучел животных были сначала в музее реального училища, а сейчас в краеведческом музее бывшего Сретенского собора.
Помню я их также увешенных коробками и сачками для ловли бабочек и насекомых, из которых была составлена чудесная энтомологическая коллекция сначала для музея реального, а сейчас в фондах краеведческого музея.
Следующий дом угловой слева принадлежал Алексею Ивановичу Максимихину. Сейчас там городская поликлиника.
Теперь вернемся к зданиям в этом же квартале справа. Здесь большую территорию занимала земская больница с приемным покоем и отдельным инфекционным изолятором. В первом угловом здании справа размещалась земская аптека. Там же на втором этаже жил провизор Шеффель и небольшое помещение занимала земская библиотека. Следующее здание направо – это база-магазин сельскохозяйственного экономического общества по продаже населению наиболее продуктивных орудий сельского производства, как то : саковские плуги, борона, молотилки, веялки и конные катки, а также конская сбруя.
Продавцом в этом магазине был отец нашего поэта Соколова.
Дальше угловым зданием был съезд мировых судей, где периодически разбирались наиболее важные судебные дела. Здесь же ежегодно проводился призыв новобранцев в армию.
На следующем квартале справа большой сад и дом для жилья начальника Округа путей сообщения генерала Валуева. Слева большой дом, построенный подрядчиком по переустройству Мариинской системы, Иваном Николаевичем Максимихиным.
В 1908-18 гг. И.Н. Максимихин привлекался к судебной ответственности за незаконные махинации в процессе переустройства системы и дом этот был продан с торгов. Приобрел его доктор медицины Николай Анатольевич Казанский. Последний дом слева принадлежал также И.Н. Максимихину и был оставлен его семье.
Дальше , на поляне, примерно до 1910 года Буйвит построил пивоваренный завод. Там же по старым рецептам варился и хмельной мед.

ПУТИ ТРАНСПОРТА.
Город Вытегра с внешним миром имел улучшенную грунтовую дорогу в направлениях:
- Петербургский тракт через Лодейное Поле, Шлиссельбург в Санкт-Петербург;
- Пудожский тракт до города Пудож, примерно 100 верст;
- Архангельский тракт через Каргополь до Архангельска.
После строительства в 1914-15 гг. железной дороги от ст. Званка через Петрозаводск до Мурманска в зимних условиях вытегоры имели возможность проехать в Петербург через ст. Свирь и Токари.
В летних условиях сообщение с внешним миром , в частности с Петербургом, осуществлялось пароходом от г. Вытегры до Вознесенья 70 верст и дальше с пересадкой на озерные пароходы по р. Свирь, по Ладожскому озеру и р. Неве. От Вознесенья пароходами можно было проехать также до г. Петрозаводска.
В восточном направлении вытегоры должны были проехать на лошадях до Андреевской пристани ( шлюз № 26 св. Андрея) , а дальше по р. Вытегре до водораздела, реке Ковжа до Белозерского водного канала и реке Шексна до горо
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
7 мар 2019
Из прошлого дореволюционной Вытегры .... ВАСИЛИЙ СОКОЛОВ -
Читая уездную повесть... //

Красное знамя (Вытегра). – 1990. – 1 сентября.
Вывесок было много. Даже чересчур много для уездного города. Если бы в какую-то ночь вдруг все они исчезли, то вытегоры, проснувшись утром, не знали бы куда пойти по своим надобностям. Не шучу, среди горожан, особенно среди едущих в город крестьян, было порядочно малограмотных и вовсе безграмотных. Отец мой отлично знавший быт и нравы уездной Вытегры, помнил такой потешный случай. Некий мещанин, фамилией Кошель, занялся вдруг мясной торговлей. Лавка его появилась в ряду других деревянных на горке возле пароходной пристани.

Из Питера доставили ему красивую вывеску, на ней слева коровушка-буренка, справа – барашек, такие милые, прямо загляденье! Картинка привлекала покупателей в лавку, Кошель ликовал. Не понравилась она лишь местному художнику-вывесочнику, обозлила даже. Hу как же, не ему Кошель вывеску заказал. Ну, погоди же!

В один непрекрасный день входит в лавку пристав, чин не малый. На плечах погоны в цвет подсолнечников, на глазах зеленые окуляры, на боку — шашка. Спрашивает с издёвочкой:
- Чем торгуешь, господин Кошель?
- Что на вывеске, то и в магазине, ваше благородие. Чего изволите?
- На вывеске бычатина и собачатина. Изволю оштрафовать тебя на десять рублей за то, что торгуешь этим товаром без разрешения полиции.
- Позвольте, ваше бла...

Пристав не дал договорить, взял Кошеля за ворот, потянул на свет божий.
- Гляди, любуйся на свою рекламу.

Мясоторговец обомлел! У буренки и барашка были начисто закрашены рога, что-то сделано с глазами, — корова стала быком, баран - собакой. Такое во сне разве только присниться может.

Сбросили вывеску на панель. Пришлось Кошелю звать здешнего мазилу, платить ему десятку, как и приставу, за то, чтобы вывесочные корова и баран стали вновь на себя похожи. Дело этим не кончилось. Пьянчужка еще не раз принуждал Кошеля раскошелиться.

Говорится с давних пор: реклама — двигатель торговли. А разве технический прогресс обводится без рекламы? A бытовое коловращение?...

Деревянный одноэтажный дом Струниных. В нём квартировала до революции наша семья. Угол дома украшался жестяным овальным щитком, на нем по зеленому полю желтой краской было крупно написано РОССИЯ. Такие щитки, пробегая в в школу видел я на нескольких частновладельческих домах. Отец объяснил:
— Знак страхового общества «Россия». Если сгорит или будет разрушен ураганом или наводнением, то владельцу в таком случае страховое общество выплатит стоимость дома. Менее известным было другое страховое общество «Саламандра». По бедности населения далеко не все дома были застрахованы, а пожары и наводнения случались часто.

Помню, как горел лесопильный завод Брандта в Кривом колене, как огонь в одну ночь уничтожил деревянное здание городского театра, как зимой среди белого дня горел на Зареке только что отстроенный, еще не застрахованный, домик Даши Пуриковой. Мы, мальчишки, стояли на снежной горке, напротив, и плакали, — подойти ближе было невозможно. Бедная Даша в отчаянии кидала на огонь комья снега. Пожарный обоз не мог пробиться на забитую сугробами улицу. Старожилы, наверное, вспомнят многие другие пожары, а половодья заливали заречную сторону чуть не каждой весной.

По вывескам уездного города можно было легко научиться читать, — текст, как в букваре, дополнялся картинкой. Так, над сапожной мастерской красовался блестевший черным лаком великолепный русский сапог с ушками, мастерская по ремонту часов и будильников запомнилась вывешенными на уровне второго этажа круглыми часами с раскрытыми крышками, с золотистой заводной головкой. Над подвальным помещением голубела вывеска, на которой намалеван был велосипед — мечта всех мальчишек. Здесь же ремонтировали швейные машинки. Выше и краше всех реклам сиял бронзовой позолотой, свитый веночком, аппетитный крендель булочной.

Вывесок было много. Даже чересчур много для уездного города. Если бы в какую-то ночь вдруг все они исчезли, то вытегоры, проснувшись утром, не знали бы куда пойти по своим надобностям. Не шучу, среди горожан, особенно среди едущих в город крестьян, было порядочно малограмотных и вовсе безграмотных.

Не нуждались в рекламе только кузницы братьев Заводниковых на Архангельском тракте да Кузьмы Ольшина на Петроградском. Звон молотков и наковален говорил сам за себя. Не нуждались в рекламе и швейные машинки кампании «Зингер». Их продавали врассрочку.

Подобно гоголевскому Петровичу из «Шинели», обходился без вывески и портной Кирзнер. Его приглашали в большесемейный дом и содержали пока он обшивал всю семью - недели две, а то и больше.

И доверчивы же были к рекламе вытегоры! Да только ли они?

«Лодьзинская мануфактура» объявила в одном из журналов: «За пять рублей высылаем сто вещей! Деньги почтовым переводом, адрес такой-то...». Ну, что же, фирма солидная. Пославшие пятерку получали, действительно, сто вещей: десятка два иголок и булавок, две-три катушки ниток, пару наперстков, зеркальце, расческу и тому подобную мелочь общей стоимостью рубль с пересылкой.

Остроумный, предприимчивый человек из Одессы дал объявление в газеты: «За рубль предложу средство двойного сбережения обуви!». Деньги почтовым переводом, адрес такой-то... Кому не хотелось носить сапоги, скажем, не год, а два без починки? Рубли потекли по указанному адресу. Когда остряк набрал на несколько тысяч, то извещал доверчивых провинциалов трехкопеечной открыткой: «Чтобы носить обувь дольше, делайте шаг в два раза больше». Совет вообще-то, не глупый.

В Вытегре на городской площади существовал, свой белокаменный Гостиный двор, обиходно называемый: Торговые ряды. Магазинов в тех рядах было не более десяти; мануфактурный, обувной, посудный, скобяной и прочие. И вот заходят покупатели в обувной; видят, на полу разостлан холст с надписью: «Просьба не смотреть вверх!». - Конечно, все смотрят на потолок, а там другой холст: «Только у нас лучшие в мире калоши «Богатырь»! Реклама действовала, хотя калоши этой марки лучшими в мире не были.

Широко известны строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Александр Блок, любивший посещать пригороды Петербурга. увековечил в своих стихах пресловутый крендель:

Вдали над пылью переулочной.
Над скукой пригородных дач
Чуть золотится крендель булочной
И раздаётся детский плач.

Броско, рекламно поддержал авторитет московской торговли Владимир Маяковский: «Нигде кроме как в Моссельпроме». Не забыто досель!

Слово «Россия» сослужило добру» и долгую службу не только страховому обществу. Его рекламный овальный щиток я видел в пятьдесят пятом году в поселке Комарово Ленинградской области. Говорят, не случайно слово «Россия» стало названием поэмы Александра Прокофьева, проживавшего летами на даче в Комарово. Поэт высоко поднял патриотическое значение и красивое звучание этого слова.

Сколько звезд голубых, сколько синих.
Сколько бурь пронеслось, сколько гроз
Соловьиное горло Россия.
Белоногие кущи берез.

Такие вот мысли, воспоминания навеяло мне прочтение повести «Круг царя Соломона» Николая Кузьмина, опубликованной в сборнике «Отрочество» (издательство «Детская литература» 1990 г.) А даты 1890-1986 свидетельствуют, что художник и писатель Николай Васильевич Кузьмин прожил полный век. Отрочество свое он провел в городе Сердобске Пензенской области среди мастеров портновской мастерской. В ней каких только людей не перевидал, каких разговоров не наслушался! Его уездная повесть цветиста по языку, слог повествования лёгок, свободен и нигде не переходит в болтливость. Автор предисловия В.Васильев справедливо говорит, что закрываешь повесть с таким чувством, словно побывал на уездной ярмарке начала века, на которую съехались люди разных сословий и званий, простодушные русские люди, умеющие хорошо трудиться и дорогое сочувственное слово сказать друг другу.

Читая повесть, я невольно сравнивал быт Сердобска с бытом жителей Вытегры — тоже тогдашней, уездной. И сравнение получалось в пользу Вытегры. Не потому, что родной город ближе к сердцу и глубже в моей памяти.
А вот почему, — приведу только один факт.

Паренек, окончивший городское училище в Сердобске, мог надеяться поступить в телеграфисты или конторщики. На месте получить среднее образование представлялось невозможным. Кузьмин признавался с горечью: не было ни гимназии, ни реального училища, а ехать в губернский город — потрохов не хватало.

В литературе, даже в официальной — справочной, зачастую аттестуют старую Вытегру: глушь, захолустье. Кого как, а лично меня, долгожителя, такое пренебрежение обижает. Были у нас и гимназия, и реальное училище.
Не все в «проклятом» прошлом подлежит проклятию. Когда кто-то обывательски бранит свой родной город, мне вспоминается былая олонецкая частушка:

Говорили, баяли,
Мою милену хаяли...

Уездной Вытегре было чем красоваться, чем гордиться, но это, дорогие читатели, уже другая, тема. Позвольте выступить с ней в другой раз, а всем советую прочесть «Круг царя Соломона», наверное, книга уже появилась в библиотеке.

Любите, благоустраивайте родную милену. Не позволяйте хаять ее легкомысленно.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ.КАК МЫЛИСЬ В ПЕЧИ

В тех краях, где мылись дома, печь отличалась высоким сводом, и внутри неё могли поместиться два взрослых человека. В «чистый день» она протапливалась, как всегда - поутру, но воды нагревалось больше обычного. Горнило хорошенько прочищали, выгребали угли и золу, обметали его от сажи и копоти. Ближе к вечеру, перед тем, как мыться, закрывали трубу, ставили внутрь шайки с водой и устилали под (нижнюю часть горнила) соломой или небольшими досками, чтобы не испачкаться остатками сажи.
Мылом могла служить зола, глина, квасная гуща, травы мыльнянки и «мыльные корни» с содержанием сапонины - вещества, которое растворяясь в жидкости, давало пену. В целебных целях в воду добавляли горчицу либо отвар хрена, дуба, коры, ромашки и других лекарственных растений. В качестве мочалки использовали лыко и пропаренные веники. Иногда крестьяне прежде чем мыться натирали тело целебными травами – зверобоем, полынью, мятой и т.д.
В печь залезали и вылезали только головой вперёд, усаживались ногами к устью, при этом кто-то из других членов семьи закрывал заслонку снаружи. Иногда, во избежание избыточной влажности в жилище, крестьяне в печке только парились, а обмываться уходили на крыльцо, в подпол, сарай или поветь (хозяйственную пристройку в северных избах). Бывало, чтобы защитить голову от перегрева, надевали венок из тонких берёзовых веток, а иногда даже глиняный горшок. Нередко из-за высоких температур и недостатка кислорода банные процедуры в печах заканчивались смертью.
Обычно «чистый день» устраивали в субботу, перед праздником, коим считалось каждое воскресенье. Часто в тёплой печи крестьянские женщины рожали детей. Даже если у семьи была баня, в печи мыли младенцев, усаживая их на лопату или противень, а также стариков и больных - особенно зимой. В некоторых регионах в баню не пускали и незамужних девиц, опасаясь нечистой силы, которая согласно поверьям, там обитала в большом избытке.
Из материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (1898 – 1900 гг.): «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. В печах моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого».
Информация и рисунки из интернета

Прикрепленный файл: времпечка.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Люблю вологодское оканье
И бабушкин дом на краю.
Вернуться бы в детство далекое,
В родную деревню мою.

Душа моя рвется и просится
В бескрайнюю синь васильков!
До самого сердца доносится
Мычанье и запах коров.

И пчел золотистых жужжание,
Медовых цветов аромат.
Мне слышится звонкое ржание,
Бегущих к реке жеребят.

Луга с серебристыми росами,
Петух спозаранку поет.
В июле пора сенокосная
Мне в городе спать не дает.

А поле с колосьями спелыми
Качаясь,шумит и поет.
Меня,городскую,не смелую,
В деревню приехать зовет.

Топленое,с пенкой зажаренной,
Горячее пью молоко.
Деревня мне детством подарена.
А детство ушло далеко.

Из печки пирог вынимается,
Стоит на столе самовар.
И все,что с теплом вспоминается,
Теперь принимаю,как дар.

О,как бы сейчас я поокала
Среди деревенских людей!
Вернуться бы в детство далекое
На родину мамы моей!
(Картинки и стих из интернета)

=============
Как вернуться хотелось мне бы
в те далёкие времена,
где постельное пахло снегом
и хрустело, как снежный наст.

Где в морозных окно узорах.
Где сугроб перьевых перин
под иконкой, а по подзорам
гладью вышиты снегири.

Где с кукушкой часы на кухне.
Где как-будто бы кто живой
по углам то вздохнёт, то ухнет.
Скажет бабушка: "Домовой."

То вдруг стукнет – и снова тихо.
"Чур меня!", прошепчу я, "Чур!"
Где еще я могла, трусиха,
прижиматься к её плечу...

04.01.2015

Светлана Платицина

===================

Я построю свой дом в той деревне заброшенной
Где теперь доживают одни старики,
Где лет 40 назад было столько хорошего
Были школа, и клуб, и гармонь у реки.

Я построю свой дом в той российской глубинке
Что для многих когда- то была центром Земли,
Здесь мечтали, влюблялись, находили свои половинки
Здесь рождались. И вдруг все, куда- то ушли...

Только старость осталась. Молодые лишь в гости
Но когда к нам приходят Пасхальные дни,
Как же много живых вижу я на погосте
Боже правый, село сохрани!

Пусть подрублены корни, но земля раны лечит,
Обмелевшую речку не обходят дожди,
Старый сад за селом, не надеясь на встречу
Но мечтая о чуде, тихо шепчет, приди.

За околицей снова поля зеленеют,
Год назад и мечтать мы об этом не смели.
А весной СОЛОВЬИ нам сердца отогреют,
Соловьи ведь не люди – в город не улетели...

Я построю тут дом и пускай меня судят...
Рядом сад посажу, буду ждать, когда он расцветёт
Я надеждой живу. Я желаю вам, люди,
Пусть надежда на счастье к вам тоже придет.

© Copyright: Мария Булава


Прикрепленный файл: времВологДерКар.jpgвремВологДер.jpg, 79034 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈