Вытегра
Вытегра
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 5:10 7 мар 2019 Из прошлого дореволюционной Вытегры .... ВАСИЛИЙ СОКОЛОВ - Читая уездную повесть... // Красное знамя (Вытегра). – 1990. – 1 сентября. Вывесок было много. Даже чересчур много для уездного города. Если бы в какую-то ночь вдруг все они исчезли, то вытегоры, проснувшись утром, не знали бы куда пойти по своим надобностям. Не шучу, среди горожан, особенно среди едущих в город крестьян, было порядочно малограмотных и вовсе безграмотных. Отец мой отлично знавший быт и нравы уездной Вытегры, помнил такой потешный случай. Некий мещанин, фамилией Кошель, занялся вдруг мясной торговлей. Лавка его появилась в ряду других деревянных на горке возле пароходной пристани.
Из Питера доставили ему красивую вывеску, на ней слева коровушка-буренка, справа – барашек, такие милые, прямо загляденье! Картинка привлекала покупателей в лавку, Кошель ликовал. Не понравилась она лишь местному художнику-вывесочнику, обозлила даже. Hу как же, не ему Кошель вывеску заказал. Ну, погоди же!
В один непрекрасный день входит в лавку пристав, чин не малый. На плечах погоны в цвет подсолнечников, на глазах зеленые окуляры, на боку — шашка. Спрашивает с издёвочкой: - Чем торгуешь, господин Кошель? - Что на вывеске, то и в магазине, ваше благородие. Чего изволите? - На вывеске бычатина и собачатина. Изволю оштрафовать тебя на десять рублей за то, что торгуешь этим товаром без разрешения полиции. - Позвольте, ваше бла...
Пристав не дал договорить, взял Кошеля за ворот, потянул на свет божий. - Гляди, любуйся на свою рекламу.
Мясоторговец обомлел! У буренки и барашка были начисто закрашены рога, что-то сделано с глазами, — корова стала быком, баран - собакой. Такое во сне разве только присниться может.
Сбросили вывеску на панель. Пришлось Кошелю звать здешнего мазилу, платить ему десятку, как и приставу, за то, чтобы вывесочные корова и баран стали вновь на себя похожи. Дело этим не кончилось. Пьянчужка еще не раз принуждал Кошеля раскошелиться.
Говорится с давних пор: реклама — двигатель торговли. А разве технический прогресс обводится без рекламы? A бытовое коловращение?...
Деревянный одноэтажный дом Струниных. В нём квартировала до революции наша семья. Угол дома украшался жестяным овальным щитком, на нем по зеленому полю желтой краской было крупно написано РОССИЯ. Такие щитки, пробегая в в школу видел я на нескольких частновладельческих домах. Отец объяснил: — Знак страхового общества «Россия». Если сгорит или будет разрушен ураганом или наводнением, то владельцу в таком случае страховое общество выплатит стоимость дома. Менее известным было другое страховое общество «Саламандра». По бедности населения далеко не все дома были застрахованы, а пожары и наводнения случались часто.
Помню, как горел лесопильный завод Брандта в Кривом колене, как огонь в одну ночь уничтожил деревянное здание городского театра, как зимой среди белого дня горел на Зареке только что отстроенный, еще не застрахованный, домик Даши Пуриковой. Мы, мальчишки, стояли на снежной горке, напротив, и плакали, — подойти ближе было невозможно. Бедная Даша в отчаянии кидала на огонь комья снега. Пожарный обоз не мог пробиться на забитую сугробами улицу. Старожилы, наверное, вспомнят многие другие пожары, а половодья заливали заречную сторону чуть не каждой весной.
По вывескам уездного города можно было легко научиться читать, — текст, как в букваре, дополнялся картинкой. Так, над сапожной мастерской красовался блестевший черным лаком великолепный русский сапог с ушками, мастерская по ремонту часов и будильников запомнилась вывешенными на уровне второго этажа круглыми часами с раскрытыми крышками, с золотистой заводной головкой. Над подвальным помещением голубела вывеска, на которой намалеван был велосипед — мечта всех мальчишек. Здесь же ремонтировали швейные машинки. Выше и краше всех реклам сиял бронзовой позолотой, свитый веночком, аппетитный крендель булочной.
Вывесок было много. Даже чересчур много для уездного города. Если бы в какую-то ночь вдруг все они исчезли, то вытегоры, проснувшись утром, не знали бы куда пойти по своим надобностям. Не шучу, среди горожан, особенно среди едущих в город крестьян, было порядочно малограмотных и вовсе безграмотных.
Не нуждались в рекламе только кузницы братьев Заводниковых на Архангельском тракте да Кузьмы Ольшина на Петроградском. Звон молотков и наковален говорил сам за себя. Не нуждались в рекламе и швейные машинки кампании «Зингер». Их продавали врассрочку.
Подобно гоголевскому Петровичу из «Шинели», обходился без вывески и портной Кирзнер. Его приглашали в большесемейный дом и содержали пока он обшивал всю семью - недели две, а то и больше.
И доверчивы же были к рекламе вытегоры! Да только ли они?
«Лодьзинская мануфактура» объявила в одном из журналов: «За пять рублей высылаем сто вещей! Деньги почтовым переводом, адрес такой-то...». Ну, что же, фирма солидная. Пославшие пятерку получали, действительно, сто вещей: десятка два иголок и булавок, две-три катушки ниток, пару наперстков, зеркальце, расческу и тому подобную мелочь общей стоимостью рубль с пересылкой.
Остроумный, предприимчивый человек из Одессы дал объявление в газеты: «За рубль предложу средство двойного сбережения обуви!». Деньги почтовым переводом, адрес такой-то... Кому не хотелось носить сапоги, скажем, не год, а два без починки? Рубли потекли по указанному адресу. Когда остряк набрал на несколько тысяч, то извещал доверчивых провинциалов трехкопеечной открыткой: «Чтобы носить обувь дольше, делайте шаг в два раза больше». Совет вообще-то, не глупый.
В Вытегре на городской площади существовал, свой белокаменный Гостиный двор, обиходно называемый: Торговые ряды. Магазинов в тех рядах было не более десяти; мануфактурный, обувной, посудный, скобяной и прочие. И вот заходят покупатели в обувной; видят, на полу разостлан холст с надписью: «Просьба не смотреть вверх!». - Конечно, все смотрят на потолок, а там другой холст: «Только у нас лучшие в мире калоши «Богатырь»! Реклама действовала, хотя калоши этой марки лучшими в мире не были.
Широко известны строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Александр Блок, любивший посещать пригороды Петербурга. увековечил в своих стихах пресловутый крендель:
Вдали над пылью переулочной. Над скукой пригородных дач Чуть золотится крендель булочной И раздаётся детский плач.
Броско, рекламно поддержал авторитет московской торговли Владимир Маяковский: «Нигде кроме как в Моссельпроме». Не забыто досель!
Слово «Россия» сослужило добру» и долгую службу не только страховому обществу. Его рекламный овальный щиток я видел в пятьдесят пятом году в поселке Комарово Ленинградской области. Говорят, не случайно слово «Россия» стало названием поэмы Александра Прокофьева, проживавшего летами на даче в Комарово. Поэт высоко поднял патриотическое значение и красивое звучание этого слова.
Сколько звезд голубых, сколько синих. Сколько бурь пронеслось, сколько гроз Соловьиное горло Россия. Белоногие кущи берез.
Такие вот мысли, воспоминания навеяло мне прочтение повести «Круг царя Соломона» Николая Кузьмина, опубликованной в сборнике «Отрочество» (издательство «Детская литература» 1990 г.) А даты 1890-1986 свидетельствуют, что художник и писатель Николай Васильевич Кузьмин прожил полный век. Отрочество свое он провел в городе Сердобске Пензенской области среди мастеров портновской мастерской. В ней каких только людей не перевидал, каких разговоров не наслушался! Его уездная повесть цветиста по языку, слог повествования лёгок, свободен и нигде не переходит в болтливость. Автор предисловия В.Васильев справедливо говорит, что закрываешь повесть с таким чувством, словно побывал на уездной ярмарке начала века, на которую съехались люди разных сословий и званий, простодушные русские люди, умеющие хорошо трудиться и дорогое сочувственное слово сказать друг другу.
Читая повесть, я невольно сравнивал быт Сердобска с бытом жителей Вытегры — тоже тогдашней, уездной. И сравнение получалось в пользу Вытегры. Не потому, что родной город ближе к сердцу и глубже в моей памяти. А вот почему, — приведу только один факт.
Паренек, окончивший городское училище в Сердобске, мог надеяться поступить в телеграфисты или конторщики. На месте получить среднее образование представлялось невозможным. Кузьмин признавался с горечью: не было ни гимназии, ни реального училища, а ехать в губернский город — потрохов не хватало.
В литературе, даже в официальной — справочной, зачастую аттестуют старую Вытегру: глушь, захолустье. Кого как, а лично меня, долгожителя, такое пренебрежение обижает. Были у нас и гимназия, и реальное училище. Не все в «проклятом» прошлом подлежит проклятию. Когда кто-то обывательски бранит свой родной город, мне вспоминается былая олонецкая частушка:
Говорили, баяли, Мою милену хаяли...
Уездной Вытегре было чем красоваться, чем гордиться, но это, дорогие читатели, уже другая, тема. Позвольте выступить с ней в другой раз, а всем советую прочесть «Круг царя Соломона», наверное, книга уже появилась в библиотеке.
Любите, благоустраивайте родную милену. Не позволяйте хаять ее легкомысленно. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 5:16 ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ.КАК МЫЛИСЬ В ПЕЧИ
В тех краях, где мылись дома, печь отличалась высоким сводом, и внутри неё могли поместиться два взрослых человека. В «чистый день» она протапливалась, как всегда - поутру, но воды нагревалось больше обычного. Горнило хорошенько прочищали, выгребали угли и золу, обметали его от сажи и копоти. Ближе к вечеру, перед тем, как мыться, закрывали трубу, ставили внутрь шайки с водой и устилали под (нижнюю часть горнила) соломой или небольшими досками, чтобы не испачкаться остатками сажи. Мылом могла служить зола, глина, квасная гуща, травы мыльнянки и «мыльные корни» с содержанием сапонины - вещества, которое растворяясь в жидкости, давало пену. В целебных целях в воду добавляли горчицу либо отвар хрена, дуба, коры, ромашки и других лекарственных растений. В качестве мочалки использовали лыко и пропаренные веники. Иногда крестьяне прежде чем мыться натирали тело целебными травами – зверобоем, полынью, мятой и т.д. В печь залезали и вылезали только головой вперёд, усаживались ногами к устью, при этом кто-то из других членов семьи закрывал заслонку снаружи. Иногда, во избежание избыточной влажности в жилище, крестьяне в печке только парились, а обмываться уходили на крыльцо, в подпол, сарай или поветь (хозяйственную пристройку в северных избах). Бывало, чтобы защитить голову от перегрева, надевали венок из тонких берёзовых веток, а иногда даже глиняный горшок. Нередко из-за высоких температур и недостатка кислорода банные процедуры в печах заканчивались смертью. Обычно «чистый день» устраивали в субботу, перед праздником, коим считалось каждое воскресенье. Часто в тёплой печи крестьянские женщины рожали детей. Даже если у семьи была баня, в печи мыли младенцев, усаживая их на лопату или противень, а также стариков и больных - особенно зимой. В некоторых регионах в баню не пускали и незамужних девиц, опасаясь нечистой силы, которая согласно поверьям, там обитала в большом избытке. Из материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (1898 – 1900 гг.): «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. В печах моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого». Информация и рисунки из интернета
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 5:19 19 августа 2024 5:33 Люблю вологодское оканье И бабушкин дом на краю. Вернуться бы в детство далекое, В родную деревню мою.
Душа моя рвется и просится В бескрайнюю синь васильков! До самого сердца доносится Мычанье и запах коров.
И пчел золотистых жужжание, Медовых цветов аромат. Мне слышится звонкое ржание, Бегущих к реке жеребят.
Луга с серебристыми росами, Петух спозаранку поет. В июле пора сенокосная Мне в городе спать не дает.
А поле с колосьями спелыми Качаясь,шумит и поет. Меня,городскую,не смелую, В деревню приехать зовет.
Топленое,с пенкой зажаренной, Горячее пью молоко. Деревня мне детством подарена. А детство ушло далеко.
Из печки пирог вынимается, Стоит на столе самовар. И все,что с теплом вспоминается, Теперь принимаю,как дар.
О,как бы сейчас я поокала Среди деревенских людей! Вернуться бы в детство далекое На родину мамы моей! (Картинки и стих из интернета)
============= Как вернуться хотелось мне бы в те далёкие времена, где постельное пахло снегом и хрустело, как снежный наст.
Где в морозных окно узорах. Где сугроб перьевых перин под иконкой, а по подзорам гладью вышиты снегири.
Где с кукушкой часы на кухне. Где как-будто бы кто живой по углам то вздохнёт, то ухнет. Скажет бабушка: "Домовой."
То вдруг стукнет – и снова тихо. "Чур меня!", прошепчу я, "Чур!" Где еще я могла, трусиха, прижиматься к её плечу...
04.01.2015
Светлана Платицина
===================
Я построю свой дом в той деревне заброшенной Где теперь доживают одни старики, Где лет 40 назад было столько хорошего Были школа, и клуб, и гармонь у реки.
Я построю свой дом в той российской глубинке Что для многих когда- то была центром Земли, Здесь мечтали, влюблялись, находили свои половинки Здесь рождались. И вдруг все, куда- то ушли...
Только старость осталась. Молодые лишь в гости Но когда к нам приходят Пасхальные дни, Как же много живых вижу я на погосте Боже правый, село сохрани!
Пусть подрублены корни, но земля раны лечит, Обмелевшую речку не обходят дожди, Старый сад за селом, не надеясь на встречу Но мечтая о чуде, тихо шепчет, приди.
За околицей снова поля зеленеют, Год назад и мечтать мы об этом не смели. А весной СОЛОВЬИ нам сердца отогреют, Соловьи ведь не люди – в город не улетели...
Я построю тут дом и пускай меня судят... Рядом сад посажу, буду ждать, когда он расцветёт Я надеждой живу. Я желаю вам, люди, Пусть надежда на счастье к вам тоже придет.
© Copyright: Мария Булава
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 5:28 Докучаев-Басков А. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ (От Каргополя до А.-Свирского монастыря и обратно) // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1914. – № 2. – С. 49–58; № 3. – С. 84–91; № 4. – С. 107–122; № 5. – С. 139–146; № 7. – С. 198–205.https://www.booksite.ru/reise/dokuchaev/index.htm.... Время шло в различных разговорах, самовар, угощая – кланялся все ниже и ниже до тех пор, пока содержимое его живота не переместилось в наши животы. Дернули стаканов по семи – вспоминая мужицкую пословицу: – Лучше с брюхом расстаться, нежели чаю остаться! Притом закусили, и отправились осмотреть погост. Пошли, немножко хромая и пошатываясь, с чувством неловкости в ногах – согласно мужицкому же произношению: – Не ел – не мог, поел – стал без ног https://www.booksite.ru/reise/dokuchaev/index.htm --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 5:37 19 августа 2024 5:42 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 августа 2024 23:45 https://synthesizer.livejourna...1270063020 Вообще с промышленностью на первых порах в Пудожском крае не заладилось. В восьмидесятые годы в устьях реки Водлы и Черной двумя петербургскими и одним вытегорским купцом были устроены три стекольных завода. Четвертый завод в том же месте завел губернский секретарь Захар Щербаков. Производили на этих заводах разных размеров бутылки и банки. Самые обычные – ни тебе узоров на них, ни позолоты. Готовую продукцию на судах увозили в столицу. Все четыре завода умерли уже в начале девятнадцатого века. Может, потому, что глина для печей была привозная, а может по какой-нибудь другой причине. От заводов осталось только название поселка Стеклянное на берегу Водлы, да осколки старинных бутылок, которые время от времени находят местные жители в своих огородах. В семьсот восемьдесят пятом году Пудожский погост по указу Екатерины Второй превратился в уездный город Пудож. И город и уезд стали по царскому указу частью Олонецкого наместничества. Указ предписывал: «Из отдаленных частей Вытегорского и Каргопольского округов составить особый уезд, устроив уездным городом Пудожский погост под именем Пудож».14 Указ датирован шестнадцатым мая, а уже четвертого июля в новорожденный город приехал генерал-губернатор Архангельской и Олонецкой губерний генерал-поручик Тимофей Иванович Тутолмин. Военного парада, фейерверка и бала в дворянском собрании по сему случаю предусмотрено не было за отсутствием военного гарнизона, достаточного количества дворян и дворянского собрания. Ограничились зачитыванием указа Екатерины, литургией, благодарственным молебном и крестным ходом по… теперь уже городу. Да, городу, хоть и было в этом городе всего две улицы и ни одного каменного дома. За девять лет до объявления городом Пудожский погост сгорел практически дотла от очередного пожара и потому все полсотни домов были новыми. «Жителей в оных до ста двадцати человек»15 пишет Олонецкий гражданский губернатор Гавриил Романович Державин в своей «Поденной записке, учиненной во время обозрения губернии». (В скобках заметим, что генерал-губернатор Тутолмин, желая приукрасить положение дел во вверенных ему губерниях, количество домов в Пудоже умножил на два.) Он приехал в Пудож через три недели после визита Тутолмина и пробыл в городе целую неделю. «Город Пудож… расположен на хребте идущей полукружием горы, внизу коей лежит прекрасный дол, пересекаемый многими глухими и прохладными разливами. По одной стороне обтекает его река Водла, текущая из Водлозера и впадающая в Онего, с прочих же окружен полянами и лугами».16 Как хорошо было бы повесить памятную доску с этим красивым описанием на дом, в котором останавливался поэт в Пудоже. Увы, здания этого не сохранилось. И вообще в городе не осталось ни одного здания восемнадцатого века. Если честно, то и зданий девятнадцатого века осталось очень мало. Державин оставил нам довольно подробное описание Пудожа и его жителей, а также их занятий, отметив, что «главный торг граждан и поселян уезда состоит в продаже льна, оного вывозят на гальотах в Санкт-Петербург, гужем через Юшкозеро в Швецию и во все уезды Олонецкой губернии».17 Всего в год вывозилось двадцать пять тысяч пудов льна. Надо сказать, что весь пудожский лен скупали купцы соседней Вытегры, завозили его на свои фабрики, где очищали волокна от кострики – одревесневших частей стеблей. Лен помещен и на герб Пудожа «в знак того, что сей город славится льном, которым снабжаются все уезды наместничества, и отпускается заграницу» ...... =================== --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
14 января 10:42
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
22 мая 4:41 22 мая 4:46 Михаил Бару Четыре тысячи булочек Опубликовано в журнале Волга, номер 5, 2024 https://magazines.gorky.media/...ochek.html О народе Вытегорского края должно сказать, что он чрезвычайно смешлив и на все досуж. Павел Львов. Город Вытегра. Отечественные записки 1823 г. Если подходить к рассказу о Вытегре формально, то начинать нужно с восемнадцатого века, с 1773 года, когда указом Екатерины Второй небольшое поселение у Вянгинской пристани было преобразовано в уездный город. Можно начать с 1710-го – с того самого момента, когда у места впадения Вянгиручья в реку Вытегру по указу Петра Первого была построена пристань и возле нее мало-помалу выросла деревня, которая так и называлась – Вянгинская пристань, хотя, как утверждают краеведы, пристань была и до царского указа, а по нему лишь построили амбары для хранения казенных товаров, но указ Петра точно был, потому как без него ничего начаться не могло, даже если и началось где-то само по себе, то есть, по недосмотру. Можно отодвинуть начало рассказа еще на четыре года, в 1706 год, когда на французской карте Московии Гийома Делиля то самое или почти то самое место, на котором потом появился город, обозначено как Vitzgora ou Vitegra, но французская карта нам, конечно, не указ, потому как в наших собственных, написанных русским языком источниках Вытегорский погост, а точнее, село Анхимово в этом погосте, упоминается еще в конце пятнадцатого века, в 1496 году. Если же подходить к истории Вытегры неформально, то лучше всего начать с времен доисторических. Точно сказать, когда человек появился в этих местах, трудно. Первые стоянки охотников, рыболовов и собирателей всего того, что можно употребить в пищу, не рискуя отправиться на тот свет, появились в мезолите, то есть в каменном веке. Ледник отступил, потеплело, Онежское озеро уже существовало, рыбы в нем было по теперешним меркам на два или даже на три озера, в лесу бродили лоси, олени, на ветках сидели упитанные глухари и тетерева, росла черника, голубика, морошка, ежевика, клюква, брусника… Правда, все эти звери, птицы, ягоды названий еще не имели, но уже были вполне съедобными. Неутомимые археологи к настоящему времени на территории Вытегорского района раскопали девятнадцать мезолитических стоянок. Первые находки были сделаны на южном берегу Онежского озера в устьях небольших рек Ошты, Мегры, протекающих по территории Вытегорского района, и на берегах Тудозера еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века зоологом и этнографом Иваном Семеновичем Поляковым. Пока охотились с помощью лука и стрел, пока били рыбу острогами, пока переходили с места на место, осваивая новые территории, наступил неолит. Неолитических стоянок в этих местах нашли в три раза больше мезолитических. В неолите были заселены берега практически всех местных крупных озер, которых здесь, исключая Онежское озеро, больше похожее на море, превеликое множество – больших, небольших, маленьких и совсем крошечных. Еще в двадцатых годах прошлого века на берегах реки Вытегры стали находить керамику, различные каменные и костяные орудия. Все тридцатые годы на территории Вытегорского района советскими археологами велись раскопки. В 1930 году, на острове Илекс, расположенном посреди Куштозера, в семи десятках километров к юго-западу от нынешней Вытегры, нашли двухлезвийный сверленый каменный топор, и с тех пор раскопки на этом месте велись с перерывами еще семнадцать лет. Нашли тысячи фрагментов керамики, глиняные фигурки уточек, более двухсот каменных орудий, среди которых скребки, сверла, проколки, тесла, лезвия-вставки топоров, полировальные и шлифовальные плиты. Часть найденного хранится в краеведческом музее Вытегры. Читатель, должно быть, представляет себе скучные обломки глиняных кувшинов, интересные только тем, кто пишет о них научные статьи и диссертации, а зря. Люди неолита были довольно изобретательными в способах нанесения узоров на свою глиняную посуду. Чем они только их не делали – и краями раковин плеченогих моллюсков, и рыбьими позвонками, и даже прочерчивали челюстями щуки. Были у них и специальные приспособления для нанесения орнаментов – ямочного и гребенчатого. Потому и керамика того периода называется ямочно-гребенчатой. По виду обломки этой керамики напоминают венские вафли, только без меда, шоколада и несъедобные. Есть в музее и рыболовные снасти того времени – пешни, каменные грузила от сетей и лесок, миниатюрный каменный стержень размером меньше мизинца с крошечной выемкой, к которой привязывался костяной крючок. В сорока километрах к северо-востоку от Вытегры, не берегах Тудозера в восьмидесятых годах прошлого века археологи обнаружили групповой могильник времен позднего неолита. Тут нашлись не только кремниевые наконечники копий и обломки глиняных кувшинов, но и многочисленные украшения из янтаря – бусины, подвески, кольца и пуговицы. Одних только пуговиц было найдено больше сотни1. Вслед за каменным веком во втором тысячелетии до нашей эры пришел в эти края век бронзовый, а еще через тысячу лет – железный. Жители этих дремучих лесов освоили выплавку железа из местных болотных руд. Неподалеку от неолитической стоянки на берегах Тудозера оказалась стоянка раннего железного века, на которой рядом с железными рыболовными крючками, шильями, ножами и наконечниками стрел археологи нашли глиняные ковшики для разливки металла, тигли, формы для отливки игл, сделанные из сланца, плиту-наковальню, железный шлак, куски необработанного железа, угли и все то, что можно найти в доисторической железоделательной мастерской. Обычно мимо музейных витрин с кремниевыми скребками, наконечниками стрел, проколками, с примитивными костяными или железными рыболовными крючками и ножами посетитель проходит не задерживаясь, но стоит только представить себе, что тебе дали в руки кусок камня и велели сделать из него наконечник стрелы или сверло, или отлить из железа рыболовный крючок… Железный век на территории Вытегорского района продолжался до середины первого тысячелетия нашей эры – как раз до того времени, когда славяне-земледельцы стали проникать в Восточную Европу, но… до южных берегов Онежского озера так и не дошли. Тут по-прежнему жили и не тужили финно-угры – племена вепсов, лопарей, которых мы теперь называем саамами, чуди заволоцкой. К концу первого тысячелетия здесь появились карелы. Только в тринадцатом веке началась активная колонизация этих мест новгородцами и псковичами. Надо сказать, что поначалу колонизаторы освоили эти территории скорее как промысловые угодья, а не как земли, пригодные для земледелия. Тут было что промышлять – белки, куницы, горностаи, рыси, медведи, не говоря о зайцах. Мехом Великий Новгород и Псков расплачивались за европейские и азиатские товары. Меха, дикий мед, пчелиный воск новгородцы везли не только в Европу, но и по Великому Волжскому пути, который являлся частью Великого Шелкового пути, в Азию. Как раз на территории современного Вытегорского района между рекой Вытегра, текущей на Север и впадающей в Онежское озеро, и рекой Ковжа, текущей на юг и впадающей в Белое озеро, был устроен волок, по которому купцы, перетаскивали свои ладьи, чтобы плыть дальше, на юг. Впрочем, к волоку мы еще вернемся, и не один раз. Как бы там ни было, а пятнадцатый век вытегорская земля встретила уже в составе Обонежской пятины – пятой части всех новгородских земель2. Стоит отметить, что входили эти земли в состав Новгородской республики, в то время как Вологда, Пермь и Заволочье, то есть земли за волоками, связывавшими Онежское озеро с Белым, тогда имели статус новгородских колоний. Обонежской пятиной управлял наместник, живший в Новгороде. К тому времени на южных берегах Онежского озера существовало несколько новгородских погостов. Одним из таких погостов, включавшим в себя несколько деревень, был погост Покровский на реке Вытегре. Он и был, среди прочих, подробно описан в самой старой, дошедшей до нас в отрывках, писцовой книге по Обонежской пятине, относящейся к самому концу пятнадцатого века – к 1495 году. Писцы под руководством окольничего Юрия Сабурова описывали все тщательно – каждый двор, каждую копну сена, каждую овцу, сколько платят оброка, сколько земли пашут, а сколько не вспахано, сколько ржи сеют, сколько овса, сколько ячменя, сколько пустой земли лесом поросло, какой урожай собирают, в какие амбары складывают, сколько дохода имеют, сколько рыбы ловят и сколько за это платят, кто работает, кто милостыню просит… «Да в Вытегорском же погосте великого князя волок Гостин Немецкой, а возят хрестьяне Вытегрене изо всех боярщин, да и монастырскые изо всего погоста на том волоце соль и иной товар, а опричь Вытегрен на том волоце не вести никому. А положено на них великого князя оброку за тот волок два рубля». Право поставлять рабочую силу на волок обходилось им в большие по тем временам деньги. Привилегия эта благополучно дожила до начала семнадцатого века. Кроме новгородских бояр в Вытегорском погосте землями владел новгородский Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Крестьяне в монастырских деревнях тоже переписаны все до единого – их пашни, их пустоши, их копны сена, их урожаи, их доходы… Как правило, новгородские бояре в своих заонежских деревнях не жили. На местах распоряжались управляющие или, как их тогда называли, посельские и ключники, ведавшие всеми продовольственными запасами и ключами от мест их хранения. Содержать ключников и посельских тоже приходилось крестьянам. Ключникам и посельским деньгами платили редко, обычно ограничивались рожью, овсом и беличьими шкурками. Деньги, уж если и давали, то не больше одной московки со двора – так тогда называли московскую деньгу или половину копейки. Порой не давали ни ржи, ни овса, ни денег, а только одну белку или даже половину, чтобы с двух дворов выходила одна3. Кстати, о пушнине. В вытегорских поместьях Марфы Борецкой, известной нам всем как Марфа-посадница, крестьяне платили оброк деньгами и белками. Только за рыбную ловлю нужно было отдать кроме денег два сорока белок4. В имениях новгородского боярина Захария Морозова, которые тоже находились в Вытегорском погосте, крестьянское хозяйство некоего Волоско Данилова, кроме хлеба и денег, отдавало в качестве оброка: «три сыры, ставец масла, полбарана, полполти мяса, коробья ржы, полторы коробьи овса»5. Уплатить оброк могли и лисицей. Некоторые деревни платили рыбой. Не плотвой, конечно, и не ершами, а лососями и сигами. Впрочем, все эти сиги, лососи, белки и половины баранов и свиней были в ходу тогда, когда Великий Новгород был самостоятельным, а как попал под руку Москвы, так оброк стали взимать исключительно деньгами и хлебом – рожью, овсом и ячменем. Было и еще одно изменение. Куда более существенное, чем переход на денежный оброк. Ко времени следующей переписи в 1563 году большая часть владений новгородских бояр поменяла хозяев – теперь они стали принадлежать московскому царю и великому князю. О боярщине Захария Морозова так и сказано: «В Вытегорском же погосте царевы великого князя деревни, что бывали Захарьинские Морозова». К середине шестнадцатого века Вытегорский погост занимал не только земли по берегам Вытегры, но и часть местности по реке Ковжа – как раз до того места, где находилась Бадожская пристань, а теперь деревня Бадожский погост. По территории Вытегорского погоста и проходил волок, длина которого составляла около сорока верст. Что касается деревень, то они были маленькие и большей частью однодворные. В среднем на одну деревню по данным переписи конца пятнадцатого века приходилось по одной целой и одной десятой двора, но в шестидесятых годах шестнадцатого века уже по полтора. Бурным ростом это не назвать, но все же… к восьмидесятым годам семнадцатого века количество дворов на одну деревню выросло в три раза и составило по четыре с половиной двора на деревню. В среднем в каждом дворе жило около семи человек. По нынешним меркам… Впрочем, по нынешним меркам и четыре с половиной живых двора на деревню выглядят не так уж и плохо. Особенно если в них постоянно живет около тридцати человек, а не приезжает только на лето. Все это, однако, было уже к концу семнадцатого века, а мы вернемся в шестидесятые годы шестнадцатого века.
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | ************************************* Олонецкие стекольные заводы « : 05 Февраль 2021, 09:40:57 » http://lensteklotrest.ru/index...s398950894 В процессе определения клейма-оттиска одного из заводов обнаружилась информация, которая может быть интересна не только мне, делюсь ею. Название, конечно, условное. Я бы с радостью назвал "Стекольные заводы Олонецкой губернии", но "есть нюансы", исходя из того, какое важное место в повествовании занимает город Вытегра и вытегорские купцы. Причина условности легко излагается "в столбик": 1. По указу Екатерины II от 20 декабря 1773 года селение Вянгинская пристань (Вянга), находящееся в Олонецком уезде Новгородской губернии, получило статус города. Новый город назвали Вытегрой по названию реки, на которой находился. 2. В 1776 году Вытегра стала уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества. 3. 11 декабря 1781 года Вытегра отошла к Санкт-Петербургской губернии. 4. В 1784 году Вытегорский уезд вошёл в состав новообразованной Олонецкой губернии. 5. В 1796 году Олонецкая губерния упразднена, Вытегра присоединена к Новгородской губернии. 6. В 1801 году Вытегра вошла в состав восстановленной Олонецкой губернии. Сначала цитата из книги "Подённая записка, учинённая во время обозрения Губернии Правителем Олонецкого Наместничества Державиным", относящаяся к концу июля 1875 года: "Из Кижского погоста отправились Онегом в устье Шалы реки и ввечеру приехали к стеклянным заводам С.-Петербургского купца Козлова, стоящих при устье Водлы реки. В заводе сем делают разного рода и величины банки, бутылки и прочую стеклянную посуду; работа оная следующим образом производится: в большую печь, покрытую каменным сводом, в коем находится шесть отверстий, поставляется шесть раскалённых муравленых горшков; сии наполняют доверха битыми стеклами или сделанным из песка и сосновой золы составом и, когда оный вскипит или поспеет, надувают дутельною трубкою раскалённого состава сего, помачивают водою и вытягивают щипцами род лопатки, снимают несколько раз пену и каменье, плавающие по верху состава, набирают после дутельною трубкою несколько оного, выдувают пузырём, омочают, вертят дабы длиннее вытянулся, ставят в политые водою деревянные формы, показывающие ширину дна бутылки, дуют вторично, поставляют для размягчения на огонь, выдувают бутылки, обрезывают горлышко нарочно сделанными для сего ножницами, вдавливают вострым концом лопатки дно и ставят в другую раскаленную печь, сию по малу охлаждая, придают бутылкам надлежащую крепость, после, вынув из огня, относят сотнями в анбар. Бутылок в год выделывают до 40.000, кроме многого количества разных банок, продают на 10.000 рублей и получают 3.000 барыша. Далее выдержка из книги с длинным названием, обычно сокращаемым до "Путешествия по озерам, Ладожскому и Онежскому" Н. Озерецковского, оказавшегося в тех же местах в сентябре: "Верстах в семи от устья Водлы неподалеку от берега лежат острова Кладовый и Дедовец, подавшиеся от озера к небольшому заливу, Казачья Кара называемому, возле которого в 1785 году строился стеклянный завод с.-петербургского купца Тимофея Козлова, который имеет уже подобный завод близ устья реки Шалы, сливающейся с Водлою в двух верстах от Онежского озера; но как лес на дрова, потребный при сём последнем заводе, повывелся, то сие и подало причину к построению нового завода. Старый стеклянный завод лежит на правом берегу реки Шалы, где она втекает в Водлу, но вода её отделённо течет от воды реки Водлы до самого Онежского озера, и весною шальская сторона ранее вскрывается, нежели сторона реки Водлы, которая протекает возле левого берега. Шала, со стороны втекая в Водлу, делает мыс, на коем лежит Шальский погост в одной версте от стеклянного завода, от которого в 9 верстах вверх по Водле находится ещё такой же завод с.-петербургского купца Ивана Долгого и вытегорского купца Анкудина Мартьянова. На обоих сих заводах делаются большие стеклянные бутылки, обыкновенные бутылки, также большие и мелкие банки. Глину на печи, в коих плавят стекло, и на плавильные горшки достают с реки Андомы. К глине сей примешивают толчёный голыш, который обжигают сперва в печах, потом толкут и просевают. На стекло употребляют береговой жёлтый и белый песок, перемешивая оный с осиновою и других дерев золою, которой кладут десять долей на шесть долей песку. Дрова, употребляемые на плавку стекла, как бы они сухи ни были, прежде сушат в особливых печах и потом уже жгут их в плавильных печах. Сделанную из стекла посуду, еще раскалённую, немедленно кладут в каленишные печи, кои беспрестанно топятся; из них вынимают стеклянные вещи в третий день, давая им простывать исподволь, дабы после не трескались. Вся сия посуда отправляется в С.-Петербург водою на галиотах, и заводчики знатную получают от неё прибыль. Река Водла судоходна от устья своего вверх на 15 только верст до деревни Подпорожья, за которою находится порог, которым судовой ход кончится. От сего порога в 10 верстах лежит новый город Пудога, до которого водою подниматься не можно". Последний абзац оставил для иллюстрации того, как всего два рассказчика являют две противоположные версии по поводу судоходности реки Водла в тех же местах в один год. Здесь, на мой взгляд, великолепно простое и ясное объяснение переноса завода на 7 вёрст от устья реки - "лес повывелся". Вышеизложенное имеет археологическое подтверждение, цитирую "Археологические памятники в районе Онежских петроглифов", авторы: Н. Лобанова, В. Филатова: "На поселении Чёрная Речка IIа Н.В. Лобановой в 1990г. в верхних слоях зафиксированы остатки промышленного производства: кованые железные гвозди, осколки стеклянной посуды, горновая яма со шлаками. Их можно соотнести с немногочисленными упоминаниями о существовании здесь в 80-ых гг. XVIII века "стекольной фабрики" губернского секретаря Захария Игнатьевича Щербакова. Стекольная промышленность с середины XVIII в. переживала подъём в связи с возросшим спросом на стеклянную посуду хрусталь. Так, в окрестностях Шалы в 1874 году существовало два таких завода: около погоста при впадении реки Шалы в реку Водлу санкт-петербургского купца Тимофея Козлова и в 9 км вверх по реке компаньонов санкт-петербургского и вытегорского купцов Ивана Долгова и Анкудина Мартемьянова. Известно, что оборудование стекольного завода не требовало больших капиталовложений, но в значительных количествах необходимы были песок, глина, зола и лес. Поэтому расположение таких заводов во многом диктовалось близостью к источникам сырья. В этом отношении восточное побережье Онежского озера с песчаными дюнами, большими массивами лесов и месторождением андомской глины как нельзя более соответствовало этим условиям. Однако фабрика З.И. Щербакова просуществовала недолго и к 1804 году уже бездействовала". Добавился, как заводчик, З.И. Щербаков. В других источниках поминается, как "Щербачёв", возможно, так и писалось во время его жизни, что, по-видимому, верно и для фамилии Долгов (Долгий). Пример со Щербачёвым от Николая Кораблёва, г. Петрозаводск, "Пудожье – древний край за онежским озером": "В 80-90-е годы XVIII века в устьях рек Водлы и Чёрной возникло четыре стекольных завода, владельцами которых являлись купцы Козлов и Александров, а также петрозаводский чиновник Щербачёв. В качестве сырья для производства стекла использовался песок с побережья Онежского озера. Заводы производили бутылки, банки, стеклянные блюда. Однако в первой четверти ХIХ века прекратилась деятельность и этих предприятий". Кроме "Щербачёва", встречаем Александрова, которого отыскал ещё в паре современных текстов. Источники упоминаний и хоть какую-то информацию об Александрове навскидку не нашёл. ===================== О стеклянных заводах, бывших в Пудожском уезде Просмотров: 1898 Карелия: Пудожский уезд, Водла, Шала В конце XVIII столетия, в Пудожском уезде, на реках Шале и Водле, было несколько стеклянных заводов. Академик Озерецковский, в описании своего путешествия по Ладожскому и Онежскому озерам , в 1785 году, упоминает о трех стекляных заводах : 1 и 2, С.-Петербургского купца Козлова, на рр. Шале и Водле, и 3. С.-Петербургскаго купца Долгаго и Вытегорского купца Мартьянова, на реке Водле. Из представленного в губернский статистический комитет дела упраздненного уездного суда видно, что по указу Пудожского нижнего земского суда, 19 октября 1788 года, разрешено было губернскому секретарю Захару Игнатьеву Щербакову построить стеклянную фабрику Нигижемской волости на Бесовом устье. В 1795 году Щербаков пригласил к компаньоны по фабрике С.-Петербургского купца Василья Борисова Александрова. В заключенном ими по сему предмету условии показано, что постройка фабрики обошлась в 3,322 р. 78 коп.; разных материалов находилось при ней на 1,723 р. 50 к.; на четырех мастерах числилось в долгу, выданных им в счет заработка, 1,413 р. 70 к. Стекляной посуды привезено было с фабрики на трех судах и сдано Александрову на 3,491 р. В 1804 году, по ходатайству конкурса над делами Александрова на принадлежащую ему половину фабрики был наложен арест , но уездный суд нашел , что он право на половину фабрики потерял . В это время владельца фабрики Щербакова не было уже в живых , фабрика не действовала и находилась в заведывании опеки. Озерецковский следующим образом описывает производство упомянутых стеклянных заводов . „На них – говорит он – делаются большия стекляные бутылки, обыкновенные бутылки, также большие и мелкие банки. Глину на печи, в коих плавят стекло, и на плавильные горшки достают с реки Андомы. К глине сей примешивают толченый голыш , который обжигают сперва в печах , потом толкут и просевают . На стекло употребляют береговой желтой и белой песок , перемешивая оный с осиновою и других дерев золою, которой кладут десять долей на шесть долей песку. Дрова, употребляемые на плавку стекла, как бы они сухи ни были, прежде сушат в особливых печах , и потом уже жгут их в плавильных печах . Сделанную из стекла посуду, еще раскаленную, немедленно кладут в каленишные печи, кои беспрестанно топятся; из них вынимают вещи в третий день, давая им простывать исподволь, дабы после не трескались. Вся сия посуда отправляется в С.-Петербург водою на гальотах , и заводчики знатную получают от нея прибыль“. О стеклянных заводах, бывших в Пудожском уезде // Олонецкие губернские ведомости. 1870. № 12. С. 146 – 147. http://karel.su/475-o-steklyan...uezde.html========================= Вытегра. Краеведческий альманах №3 https://www.booksite.ru/fulltext/3vy/teg/ra/(https://www.booksite.ru/fulltext/3vy/teg/ra/1.htm), ... СОДЕРЖАНИЕ Климов И. М. Вступительная статья к 230-летию города Вытегры ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА Слащев К. Р. Демографическая ситуация в городе Вытегре и Вытегорском уезде в начале XIX века. Терехова В. А. Купеческое богатство на общее благо. КазариноваЛ. К. Установление Советской власти в Вытегорском уезде (1917-1918 гг.). Соболев А. И. Вепсские имена и географические названия Вытегры в XV-XVI веках. Исаков В. Я. Белоручейский леспромхоз. Кузьминых А. Л. Из истории Вытегорского лагеря МВД № 211 (1948-1949 гг.). Терехова В. А. Развитие торгово-промышленной деятельности вытегорского купечества в XVIII—XIX веках. ЭТНОГРАФИЯ Желтов А. А. Этноэкологические традиции населения Вытегорского района. Севрин Д. Е. Вытегорская любительская охота. ЯЗЫК ЗЕМЛИ-ЯЗЫК НАРОДА Алешина-Матюшина К. Т. Обонежская рапсода Алешина-Матюшина К. Т. Овсяник. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ Мейкин М. «Вытегорский» сборник Николая Клюева «Львиный хлеб». КНИГА В КНИГЕ Дементьев В. В. Олонецкий ведун. Житие Николая Клюева. ПРИРОДА КРАЯ Соколова Е. Н. Волго-Балт: природное и историко-культурное наследие Воробьев Г. А. Шимозерье: тридцать лет спустя. Левашов А. Н. Зеленый мир в краю голубых озер. Лабардина Е.А. Охрана ландшафтного разнообразия Вытегорья. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
6 июня 12:34 6 июня 13:16 🖊 Трижды Громовы (г.СПб, г. Вытегра) Недавно я работала в фондах ЦГА (г. СПб) и в одном изучаемом деле увидела знакомую фамилию- Громовы. Вспомнила, что я уже слышала об обществе Громовых в своих краеведческих "похождениях". Открываю следующее дело- и там опять Громовы. Решила собрать эти три упоминания в одном месте. I. В первый раз фамилия Громовых фигурировала в обсуждении истории одного старого вытегорского дома. На чердаке дома в Вытегре сравнительно недавно, в канун пандемии, был найден большой плакат, вызвавший много вопросов как у местных жителей, так и у краеведов. На плакате был вид этого дома, фотографии учеников и преподавателей. Интрига была в том, что на плакате отсутствовали какие бы то ни было буквы: ни названия учебного заведения, ни годов обучения, ни фамилий изображенных. Только фото. Удалось установить только то, что в этом доме когда-то заседало общество Громовых. II. Второе упоминание Громовых было в ходатайстве Катайкова Д.М. Дмитрий Михайлович в тексте прошения упоминает дом в Вытегре, который он сдаёт петербургскому обществу Громовых. По результатам проверки Катайкова обязали оплатить огромный штраф за имущество, якобы скрываемое в этом доме. И это несмотря на то, что ранее Катайков лично показывал проверяющему это имущество и уведомлял, что оно "принадлежит обществу Громовых, снимающему у него этот дом". III. Третье упоминание Громовых- в деле Максимихина. Алексей Иванович в своем прошении упоминает, что его судна в числе прочих стоят "на берегу Невы у торгового дома купцов Громовых". 🖊 Кто такие эти Громовы и какую деятельность они вели в олонецких землях? Про эту династию не мало материала в открытом доступе. Приведу лишь общие сведения. Наследник богатой компании Громовых- Илья Федулович Громов. Частью наследства стал лесозавод в Вытегорском уезде Олонецкой губернии. Громовыми было завершено строительство Констаниновского лесозавода в Вытегре, основан паровой лесозавод в селе Соломенное, на котором к 1900 году рабочих достигло 110 человек. В рамках благотворительных проектов Громовых было открытие начальной народной школы (Соломенское училище), постройка здания для школы «Громовского училищя». Илья Федулович являлся блюстителем этого училища и многие годы оказывал ему благотворительную помощь. Также жертвовал денежные средства в пользу церкви во имя Сретения Господня, церкви Петра и Павла в селе Соломенном, был меценатом Пименовского (Николаевского) детского приюта, Алексеевской библиотеки (ныне – Национальная библиотека республики Карелия), Олонецкого губернского музея (ныне – Национальный музей Республики Карелия) в городе Петрозаводске. Он оказал помощь при строительстве церкви во имя Святой великомученицы Екатерины, Петровской площади, ограды вокруг памятника Петру I в городе Петрозаводске. Был удостоен званий «Почётный гражданин города Петрозаводска», "Почётный гражданин города Вытегры". По теме m.ok.ru/group/5194... rkna.ru/index.php/... #громов #вытегра #петрозаводск #пудож #катайков #максимихин #староефото #олонецкаягуберния #архивыспб https://vk.com/id1843700ОТ Вероники ПЕТРОВОЙ ******************************************** https://www.rusbibliophile.ru/Book/Fedul_Grigorevich_Gromov_ *********************** прим мое: и мне попадался Громов с его заводами. Надо посмотреть где.
    --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
|
Комментарий модератора:
продолжение см в источнике
https://magazines.gorky.media/...ochek.html - ссылка битая
https://magazines.gorky.media/volga/2021/11.html
нет журналов с 2001 по 2007 увы
Все течет, все изменяется