Я хочу посвятить эту страницу городу, в котором я родилась, городу ясному и светлому, ласковому и гостеприимному, веселому и жизнерадостному. МОЕЙ ОДЕССЕ.
Одесса для меня та самая малая родина, которая как бы ты не был далек манит к себе. Это город, который относится к тому периоду жизни, «когда деревья были большими».
«В Одессе была и есть душа, чуткая, поэтическая душа.
Город традиций, легенд и воспоминаний, город духов, при¬зраков и привидений, город мин, катакомб и подземелий — это ли бездушный город!?
А море, Черное море!.. Разве бывает бездушное море!
Ведь это море — вечный любовник красавицы Одессы. И ког¬да в осеннюю ночь оно разыгрывается и седые его волны со стоном и ревом разметаются на просторе, вся Одесса, в глу¬боких своих недрах, откликается с вздохом и трепетом на его страстные призывы.»
Мне посчастливилось жить в той части, которая является самым сердцем Одессы, которая впитала в себя ее дух и историю. Рассказывать я буду о местах, связанных с моей жизнью и жизнью моей семьи.
Театральный переулок, Переулок Чайковского , а теперь снова Театральный.
Теперь он стал задворками нового Театра, выходящего сюда задней частью и служебным входом. С удивлением видишь, что Театр многоэтажен, --- это его рабочая и совсем не парадная сторона. Когда-то переулок был широким, был улицей, наполненной напряженной жизнью, в разные времена в его домах помещались различные театры, подолгу жили известные актеры. С возведением нового, послепожарного, театра жить осталась только противоположная театру сторона этой улицы, каждый дом которой особый, лицом и историей. Это одно из лучших мест Города, дома эти, спина и становой хребет нашего Бульвара, они есть наша гордость, архитектурой и жившими здесь в разное время знаменитыми людьми. И они все сохранились, пусть перестроенные и в утратах времени. Когда-то вид этого переулка помещали среди нескольких лучших гравированных видов Города.

Дома так старятся и разрушаются, когда уходят соответствовавшие им люди. Эти дома осиротели и сиротами живут среди нынешних своих обитателей
Название переулку дал театр, который по словам Ю.Олеши, "возвышается над ним".
История дома
№ 14 прелестна. Некогда тут был цирк - огни, львы, хохот... Позже здание перестроили под театр, наименованный Мариинским, где что ни вечер, то зажигательный танцевальный бал или искрометная оперетта. Мариинский был очень популяре но в тени нового Оперного театра поникла слава Мариинского и сам он постепенно сошли на нет и снова его перестроили, на этот раз в обычный жилой дом. В 1900-х годах здесь жил ювелир Михаил Хомицер, который вечерами аккомпанировал на пианино скрипачу Сашке в пивном заведении "Гамбринус" на Преображенской улице. Перед вечерней игрой Сашка захаживал к аккомпаниатору, а однажды пришел с А.И.Куприным. Хомицер, видимо, догадывался, чем могут обернуться посещения Куприным "Гамбринуса" да его дружба с Сашкой. И он попросил писателя "в случае чего" не расшифровывать аккомпаниатора, так как его дети учатся музыке и не хочется, чтобы потом узнали, где играл их отец. Куприн запомнил это и в рассказе "Гамбринус" лишь проходным персонажем появляется "аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее дневное занятие у портного или часовщика", что никак не сказалось на карьере его внука Михаила, талантливого виолончелиста... В 1902 году тут поселился вконец проигравшийся в Елисаветграде польский помещик Карл Антонович Олеша, для трехлетнего сына которого, Юрия, будущего писателя, Одесса начиналась этим переулком.
В Доме
№12 располагалась гостиница "Северная" и одноименный театр-варьете во дворе. Репертуар варьете был изысканным, кухня отменная, а о посетителях и говорить нечего: Сергей Уточкин - слава и легенда Одессы, А.И.Куприн, К.Бальмонт. А в 1924 году, когда здесь уже был заурядный театр, последней знаменитостью выступил В.Маяковский. Театр-варьете галереей соединялся с гостиницей, стены которой слышали и легкие шаги А.П.Чехова, и фортепьянные аккорды, только что родившиеся под пальцами П.И.Чайковского, чье имя теперь носит переулок.
Во времена моего детства здесь располагался ТЮЗ .Не помню сколько раз я смотрела тут Легенду О Трех Апельсинах. А летом с балкона наблюдала за жизнью городского лагеря, располагавшегося в его дворе. Когда я приезжала в Одессу в последний раз ворота тома были заколочены….
А лет через сорок музыка в набиравшем виртуозность исполнении все чаще звучала из окон дома
№4, где поселили вундеркинда с Молдаванки Эмиля Гилельса,.
На месте дома
№4, где жил Гилельс, и соседнего с ним
№6 были встарь дома банкира Игнация Ефрусси, сердечно откливавшегося, как написал о нем А.М. де Рибас в книге "Старая Одесса", на все добрые дела.
Дом
№8 Принадлежал и сооружен был архитектором Францем Боффо, коему Одесса обязана Воронцовским дворцом, лестницей на Приморском бульваре да множеством зданий например домом
№2 .
Дом 2 на фоне Биржевой площади. Мы долгие годы жили в дома
№ 10. Это был трехэтажный дом с высоким подвальным этажом. Внутри был большой двор со стоявшей в ней огромной акацией. Весной , когда она цвела, город наполнялся каким-то пьянящим ароматом. Дом был постороен как меблированные комнаты, хотя внутри располагался еще один, более комфортабельный дом .
Городского архитектора, академика Ф.И.Моранди нужно числить за славным племенем жителей Театрального переулка, поскольку квартировал он тут в доме, что был на месте нынешнего
№10.
Из менее именитых, но более близких по времени жителей этого дома хочется упомянуть Юзефа Басова, старого музыканта, служившего еще тапером в немом кино, знатока музыкальной и театральной Одессы давних лет.Многие годы на первом этаже дома жили его потомки. Они кажется руководили известным на всю страну цирком лилипутов . В крайнем случае их детей воспитывали уже в мое время муж и жена , работавшие когда-то у Басовый , да так и оставшиеся с ними.
Конечно, многое сейчас изменилось. Многие дома обветшали, многие подвальчики в нашем некогда очень живом дворе и вовсе заколочены и смотрят на нас своими пустыми глазницами, но радует то , что кто-то живет в нашей комнате, и даже заботливо обтянул наш балкончик( на 3-м этаже).