Театральная площадь отвоевала часть территории у Верхнего базара, который занимал огромный участок городской земли , ограниченный Цыганской (ныне Кутякова), Никольской (Радищева), Большой Казачьей и Александровской (Горького) улицами.
Отдельного рассказа заслуживают торговые городские места .
Приведу ниже статью
Юлии Шишкиной "Здесь бродит толпами народ", опубликованной в газете "Неделя в Саратове".
Сенной, Губернский, Крытый, Пешка, ряды на 3-й Дачной. Эти названия саратовцам не нужно расшифровывать. Места массовой торговли, рынки, базары — самые большие и яркие ориентиры городской географии. По мере того как рос и развивался Саратов, меняли свой облик и местоположение рынки. Но и сто, и двести лет назад продавцы пытались обвесить и надуть покупателя, мошенники проворачивали свои аферы, а городские власти пытались упорядочить торговлю и притесняли «бедных базарников».Переманивая покупателей
Предшественниками саратовских рынков были ярмарки. До появления железных дорог роль главной торговой артерии страны играла Волга, поэтому ярмарки приурочивали к навигации и торговали прямо с кораблей или на берегу. Две саратовские ярмарки — Введенская (на месте нынешней Музейной площади) и Никольская (около устья Глебучева оврага) — в первой половине ХIХвека даже входили в первую сотню самых крупных в России.
Но появляются новые пути сообщения, железная дорога, и постепенно ярмарки становятся «историческими пережитками». Их начинает вытеснять стационарная торговля. Первый саратовский базар находился на Гостиной площади (ныне Музейная), при старом Гостином дворе.
[ Изображение на стороннем сайте: BVUje3P6.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: o3V6aq4W.jpg ]
Назывался он
Нижний или Пеший.Пеший (Пешка) — потому что до него можно было добраться пешком из большинства кварталов тогдашнего Саратова. По другой версии — потому что пешком доставлялись товары с пристаней. В1869 году на Пешке было 343 лавки и стола: продавали овощи, платья, табачные изделия, тут же размещались цирюльни. Но уже с середины ХIХвека, по мере роста населения и территорий Саратова, эта торговая площадь теряет былую славу.
Зато всё популярнее становится
Верхний базар на Хлебной площади. Последняя занимала прямоугольник между Цыганской (ныне Кутякова), Никольской (Радищева), Большой Казачьей и Александровской (Горького) улицами.
В1842 году саратовский губернатор Фадеев представил министру внутренних дел запрос о дозволении строить вместо существующих деревянных лавок каменные корпуса. Но проект в 200 тысяч рублей оказался городу не по карману, и в 1851 году городская дума продаёт участки земли на Хлебной мещанам и купцам, которые понастроили там лавки,
Так было положено начало нового Гостиного двора — одноэтажного, в форме неправильного четырёхугольника. В его корпусе находилось 46 лавок. Гостиный двор «переманил к себе всех посетителей, потому что лавки в нём тёплые, светлые, да находятся они в центре города. Сюда перешли лавки с красными (мануфактурными) и галантерейными товарами... Сюда передвинулись заведения модисток, портных... Здесь бродит толпами народ», — писала газета «Саратовские губернские ведомости» в 1859 году.
На Верхнем имелись молочный, овощной, обжорный (харчевни), птичий ряды, лавки с москательными, одёжными товарами. Велась торговля со столов. По данным 1869 года, на базаре торговали мясом (55 столов), ржаным хлебом (42 стола), калачами (41 стол), рыбой (40 столов), картузами, шапками и рукавицами (36 столов), книгами (два стола). Владельцы пяти столов занимались даже разменом денег. Расхаживали лотошники, предлагая пирожки, квас, леденцы.
«Обжорка» на Верхнем базаре занимала небольшой клочок земли, который был не замощён и без крыши. Под прилавком были ямы, выбоины, пыль и болото. Туалетов на торговой площади не имелось, поэтому завсегдатаи базара справляли нужду прямо залавочкой.
Особенно оживлён был базар по воскресеньям. Были и своеобразные базарные праздники. Так, весной на Благовещение саратовцы скупали в птичьих рядах сот ни разных мелких птах и отпускали их на волю. Такой же обычай был и в рядах Пешки.
Особенности городской торговли Торговля в Саратове регулировалась городской думой особыми постановлениями. 23 марта 1872 года дума утвердила «Обязательные правила торговли на базарах», которые разрешали продажу сельскохозяйственных продуктов с возов без платы в пользу города. Требовалось также соблюдать чистоту на расстоянии шести саженей от места торговли. Перекуп товаров разрешался только после 12 часов дня, сигналом для перекупа считался спуск базарного флага. Перекупщики должны были получать от управы жестяные знаки «Торговец» или «Торговка» и носить их на груди. Но те неохотно разбирал и жетоны, отказываясь носить поверх одежды «такое позорище», сообщал «Саратовский вестник».
В 90-х годах Х1Хвека за счёт города на Верхнем базаре были построены каменные корпуса по проекту архитектора Тихомирова. Власти собирались впоследствии вернуть в казну эти деньги арендной платой за пользование помещениями. Самыми крупными арендаторами были мануфактурщик
Шерстобитов, рыбники
Курашев и
Гальцев.
[ Изображение на стороннем сайте: RSI3THZS.jpg ]
из огромного количества зданий Верхнего базара сохранилось сегодня совсем немного: ул. Кутякова, слева ряд одноэтажных построек.
[ Изображение на стороннем сайте: Jsw2cosS.jpg ]
Большая скученность на ограниченном пространстве порождала конфликты. Саратовский историк Михаил Булычев описывает, как в 1913 году арендаторы обратились в городскую управу с просьбой перевести в другое место торговок, продававших с рук старое бельё и овощи в корзинах. Мол, живая стена из торговок заслоняет входы лавки, из-за чего их хозяева терпят убытки. «Сделанное недавно распоряжение городской управы разгонять торговок полицейскими ни к чему не приводит, полицейские их гонят в одну сторону, а они, как мухи, взлетят, покружатся и опять все сядут на старое место», — плакались купцы.
Впрочем, и сами продавцы были не без греха. Например, обвешивали покупателей при помощи специально подогнанных весов и неправильных гирь. Так, на пекаря
Беккера было составлено три протокола, но только после угрозы закрыть пекарню он подчинился и увеличил вес калачей.
Неизбежными спутниками базарной жизни были преступность и антисанитария. По пути на рынок и обратно посетители лишались шапок, которые срывали с них ловкачи. Торговцы подделывали пробу золотых изделий, сбывали фальшивые деньги и краденые вещи. Зная это, полиция по горячим следам могла задержать вора. Так, в июне 1913 года на Верхнем базаре был задержан дворник из Аткарского уезда, который продавал никелированный самовар, похищенныйу купца-односельчанина.
Водились на базарах и аферисты. Некий
Уткин в 1888 году на том же Верхнем брал у покупателей задаток и, обещая подвезти товар (пшеницу, подсолнечник), исчезал.
Широкий размах в России и в Саратове в 1890-х годах приобрела фальсификация товаров. По данным местных санитарных врачей, молоко в 80 процентах случаев продавалось «снятым», разбавленным водой с добавлением соды и борной кислоты; квас был «сильно разведённый, прокислый и загрязнённый»; сливочное масло содержало примеси из сала и маргарина; «мясо и битая птица для придания им свежести — надуваются», в октябре 1911 года на Верхнем базаре конфисковали до 100 пудов коровьего масла, разбавленного коковаром (кокосовым маслом), задержали 13 человек. Газета «Саратовский вестник» писала:
«Много ли вы клали на пуд масла коковара? » — спрашивает мировой судья. «Не в масло клали коковар, —отвечает один из обвиняемых, — а в коковар пущали для духа немного коровьего масла». Коковар был уничтожен, а задержанные оштрафованы на 15 рублей каждый. Врачи предлагали открыть в Саратове городскую станцию для анализа пищевых продуктов, но дело не пошло: не было ни специалистов, ни оборудования.
За телегой — на Маминский, за огурцами — на вшивый Всё вышеописанное в той или иной степени происходило на других саратовских базарах. Выше Пешки, по Московской улице, в районе улицы Вознесенской был базарчик на Горянской площади. Впервые десятилетия Х1Х века там появились бедные деревянные лачужки. В них продавались дёготь, смола, решета, сосновые вёдра, липовые кадушки, а ещё сети, неводы, рогожи, сбруя.
На окраине Саратова, по улице Большой Сергиевской (Чернышевского), существовала
Дегтярная площадь, известная в концеХ1Х- начале ХХ веков своим скотопрогонным рынком близ городских боен. Стартом к началу торговли там служило поднятие флага.
В квадрате по улице Московской между Астраханской и Казарменной (Университетская), Большой Казачьей и Цыганской (Кутякова) существовало громадное каре
Московской площади. Там безобразно лепились друг к другу базарные постройки, навесы, заборы. По воскресеньям здесь можно было купить лошадь или корову, а также сено и подсолнухи.
По соседству, в пределах улиц Астраханской, Большой Казачьей, Железнодорожной и нынешней Вавилова, находился
Маминский базар (по имени церкви, построенной купцом
Маминым), где торговали телегами, лошадьми и сеном. Здесь же можно было нанять сельскохозяйственных рабочих. В1910 году этот базарчик перевели па
Казачью площадь (ныне Сенная площадь). Казачьи площадь (пересечение Большой Горной и Астраханской) получила своё название потому, что неподалёку располагалось саратовское казачье станичное управление и вокруг жили городские казаки. После переезда сюда Маминского базара Казачья, а позже Сенная, площадь становится основным центром торговли и фуражом, скотом, лошадьми, а также экипажами и щепным товаром.
Митрофановский базар.
[ Изображение на стороннем сайте: 7i71WSVR.jpg ]