ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
ГААК. Анкеты Всероссийских переписей 1917 года https://altarchives.ru/census1917

ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

От городов до старинных деревень
▶ Дневник Tasha56

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27 28 * 29 30 31 32 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.
28473806.png
razdelitelnaya-liniya-animatsionnaya-kartinka-0190.gif
Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (8)
KarLa

KarLa

Барнаул
Сообщений: 10089
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 21229
Село Ново-Кытманово Кытмановского района Алтайского края

Публикация в газете "Свободный курс" от 27 октября 2012г.

"Виктор Александрович Ремизов из Барнаула прислал написанную им историю жителей села Новокытманова – вещь, достойную издания отдельной книгой. Мы публикуем фрагмент этого увлекательнейшего повествования."

читать здесь
---
Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Консультирую по вопросам поиска в ГААК (Барнаул). Все вопросы в личку.
Мой дневник
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1173
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 859
Tasha56 velev70
Спасибо, в моем понимании должна быть Александровка (Александровская) более ранняя.
Предистория следующая. Не найдя в списках Солонешенского района (там две Александровки), семьи бабушки, стала мыслить дальше, может бабушка назвала мне то село, из которого пришли ее предки, а в Туманова она уже родилась. Но в ее рассказе была точная связь АЛЕКСАНДРОВКИ с местом проживания семьи. Значит село могло быть старообрядческим.
Наташа, почему с.Шемонаиха центр Александровского района?
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
РОДАСИ
Оля, по Государственному архиву Восточно-Казахстанской области проходит информация, что Шемонаиха являлась центром Александровской волости, входившей в Змеиногорский уезд Томской губернии. Эта волость включала такие крупнейшие теперь районы как Шемонаихинский, Бородулихинский и ряд сел Алтайского края.

Когда образовался Змеиногорский уезд (6 июня 1894 г.) центром уезда было село Змеиногорское. В то время Шемонаиха стала центром Александровской волости.

693C70B5.jpeg
ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 709. Л. 714–716.

Оля, загляни сюда и сюда
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
ovperova
Начинающий

Алтайский край, Бийск
Сообщений: 33
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12
Продолжая тему https://forum.vgd.ru/post/602/31287/p1340143.htm#pp1340143
По книге Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул:
Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003/

ц. ЗОНАЛЬНОЕ

Село получило название по хозяйственному признаку. Это была зона обслуживания селекционной станции. Первое отделение свеклосовхода разместили на территории 53 разъезда Томской железной дороги.В 1932г. начинается строительство пункта ъЗаготзерноъ, строится нефтебаза, свеклопункт. Поселок при станции Зональная относился к Новочемровскому сельскому Совету. Собственный поселковый совет образован решением от 20 сентября 1940г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 619/15 об образовании Зонального с/с издан только 26 сентября 1941г.

В 1932-1933гг. В Зональной школе в начальных классах уроки вели Людмила Ивановна Воронкова, Александра Константиновна Хабарова, Клавдия Ивановна Карпова, директором был Георгий Петрович Воронков.В 1935-1936 уч.г. в школу пришли работать Анастасия Ивановна Мадонова, Матрена Павловна Машинская. В 1959г. директором стал А.Н. Пригородов. В школе учились дети не только Зонального, но и Михайловки, Урожайного, Свекловичного, Октябрьского, Плешково, Луговского и несколько человек из Чемровки.
---
Ищу фамилии: Писаревы, Некрасовы, Баранчуковы, Мусатовы (Новосибирская область); Малышевы, Сурчиловы, Дедюшины, Кротовские, Лопатины, Перовы, Козловы (Алтайский край). Малышевы (Оренбургская область), Сурчиловы, Дедюшевы (Ульяновская область)
Шилова, Тро
ovperova
Начинающий

Алтайский край, Бийск
Сообщений: 33
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12
По книге Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул:
Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003.


Начало https://forum.vgd.ru/post/602/31287/p1340852.htm#pp1340852
С. БУЛАНИХА

Большим уважением в селе пользовались сказочники. В первые годы после революции славился своими рассказами Карп Казанин. В 1913г. был открыт храм. Священником был Влас Карнаушенко.
В 1917г. крестьяне-революционеры расправились со священником и торговцем Бушковским. В 1918-1919г. В село пришли колчаковцы.
Сельчанин Александр Тимофеевич Кубарев во время революции служил в эскадре военно-морского флота, принимал участие в Петроградском восстании. Он стал одним из первых председателей Совета коестьянских депутатов Бийской волости. первый волостной съезд крестьянских депутатов состоялся в Буланихе 15 января 1918г.
Федора Ивановича Недорезова февральская революция застала на румынском фронте, под Яссами.
Никита Сергеевич Кучин после военного госпиталя попал в 1915г. в немецкий плен. Вернулся в Буланиху только в декабре 1918г.
В мая 1919г. в селе была создана подпольная организация РКП (б), ее главой был избран Василий Никитич Пошевнев. В ячейке также состояли Василий Иванович Костенков, Григорий Павлович Алилуев, Петр Андреевич Березиков, Иван Тимофеевич Кубарев, Анна Антоновна Кубарева, Никита Сергеевич Кучин, Федор Иванович Недорезов, Александр Тимофеевич Кубарев.
В Буланихе был расстрелян Пантелей Поваров, сбежавший из колчаковской армии.
Большевиков в селе поддерживали Пошевнев Василий Никитич и Шемонаев Николай Васильевич.
---
Ищу фамилии: Писаревы, Некрасовы, Баранчуковы, Мусатовы (Новосибирская область); Малышевы, Сурчиловы, Дедюшины, Кротовские, Лопатины, Перовы, Козловы (Алтайский край). Малышевы (Оренбургская область), Сурчиловы, Дедюшевы (Ульяновская область)
Шилова, Тро
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Кускунская Петро-Павловская церковь – отражение судьбы села
Красноярский край, Манский район...

Заселение села Кускунское

Село Кускун зафиксировано ещё в 1762 г. среди первых деревень вдоль Московско-Сибирского тракта (Московский Столбовой). Таким образом, по нашим предположениям, село образовано примерно в одно время с селом Тертеж, а, значит, является одним из старейших сёл нашего района. Само название говорит о его древности, так как Кускун в переводе с языка коренных племён, когда-то населявших эти места, означает «набережная».

Год образования церкви не известен, самые ранние «Метрические книги», сохранившиеся в Манском архиве, датируются 1879 годом. Приход перестал действовать (исходя из записей) со второй половины 1920 г. Официально, по документам из фондов Государственного архива Красноярского края (ф.р. 1386.оп.1д.609.лл.171, 174, 179), 16 января 1938 г. церковь была закрыта, и здание передано в распоряжение сельского Совета. Далее в помещении церкви были клуб, ясли, зернохранилище. В 1984 г. церковное здание сгорело.

Активно заселяться село Кускунское (так пишется в книге) начало с переселением сюда людей из центральной России, Белоруссии и т.д. Вошло в состав Манского района при его образовании. Мы проанализировали «Метрические книги… из Енисейской Духовной Консистории причту Кускунской Петро-Павловской церкви», взяв несколько лет: 1879, 1900, 1915, 1918, 1919-1920.

Так, например, записи 1879 г., когда село относилось ещё к Вознесенской губернии, в главе «О родившихся», среди записей о родителях новорожденного, мы читаем: «Кускунской конвойной команды фельдфебель Василий Никитич Злобин». Встречается это звание и в записях о крёстных родителях (воспреемников), родителях-отце: «Кускунской конвойной команды рядовой», «отставной унтер-офицер». Также среди брачующихся, поручителях в записях упоминаются рядовые и офицеры Конвойной команды: Чанчиков, Егоров, Пантюшев, Сухоруков, Сильверстов, Потылицын, Толстиков, Гагаркин, Бажакин, Зыков и другие.

В Сибирь – за «землёй и волей»

От старожилов данного села, из топонимики деревни мы знали о том, что в селе, на горе, которая называется Этапная, находились казармы, где останавливались группы каторжных. Как известно, наряду с вольным переселением тех, кто стремился обрести в Сибири «землю и волю», значительное место занимали ссылка и каторга осуждённых за различные преступления (в том числе политические) в городах и селениях Европейской России. Большинство из них отправлялись на местожительства в специальные поселения ссыльных, многих размещали в старожильческих селениях. В Кускуне, как и во многих селениях вдоль Московско-Сибирского тракта, была сформирована конвойная команда из местных жителей, которые сопровождали на определённом участке дороги этап каторжан. Далее он передавался в сопровождение следующей конвойной команде.

В сёлах вдоль Московского тракта ссыльные каторжане часто останавливались на постоянное место жительства. В 30-40-ые годы 19 века в нашем крае поселили около пяти тысяч польских повстанцев (имеется в виду польское восстание 1830-1831 г.г. в Королевстве Польском, Литве, части Белоруссии, Правобережной Украины против царизма. Подавив восстание, царизм отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 году). Прибыли они сюда и после восстания 1863-1864 г.г. (январское восстание 1863 г., январь 1863 – май 1864 г.г., в Королевстве Польском, Литве, части Белоруссии, Правобережной Украины против царизма. Подготовлено Центральным национальным комитетом. В поддержку восставших выступили А. И. Герцен, Комитет русских офицеров в Польше. Подавив восстание, царизм был вынужден провести в Королевстве Польском аграрную и другие реформы). Этот факт нашёл отражение в истории Кускуна – дед одной из старожилок по национальности был поляком и остался здесь со своей семьёй по причине начала родов у его жены. Ряд польских фамилий отмечен и в книгах Новоникольска, Шалинского.

«Посельга»

Среди прихожан наиболее частым является звание «крестьянин», что можно опять же отметить в книгах Новоникольска, Шалинского. Звание «мещанин» встречается редко, что не удивительно: основным родом деятельности жителей нашего района являлось земледелие, животноводство; в таёжных местах – добыча пушнины, орехов, а возле реки Маны часть населения занималась заготовкой и сплавом леса.

Небольшое количество жителей, упомянутых в «Метрической книге Кускунской церкви», имеют воинское звание, неоднократно упоминается «поселенец» (ссыльный), среди них -Рысьев, Романов, Михайлов, Харченко, Кирилов, Клаповский, Непомнющий, 1 раз – спецпоселенец Вокосинский. Это жители либо Кускуна, либо соседних поселений (из Шалинского, Емельяновой и т.д.).

Некоторые записи в книге кажутся забавными: «Села Кускунского поселенец из евреев Моисей Самуилов Булатовский», «поселенец Стефан без отчества и прозванный Бродяга».

Сибиряки с радушием принимали всех, единственное, что требовалось от поселенца, — это быть положительной личностью. В селе Кускун их, по воспоминаниям старожилов, называли «посельга». Они считались дешёвой рабочей силой, их нанимали на работу до Михайлова дня осенью, после уборки урожая. В основном же (на 1879 г.), судя по записям книги, среди упоминаний о родившихся, брачующихся, умерших – уроженцы села Кускунского, Тертежского, Батойского и других близ лежащих.

В 15 лет – под венец

Основной род деятельности жителей того времени – сельское хозяйство. Богатая земля давала возможность неплохих жизненных условий, в 1879 г. в Петро-Павловской церкви крестили 46 младенцев мужского пола, 32 – женского. В большинстве своём это были жители села Кускунского. Тем не менее, была высокой смертность, преимущественно, среди маленьких детей. Так, в 1879 г. умерло 33 человека мужского пола, 29 – женского. Единичны случаи смертей взрослых: от чахотки, тифа, водянки, «апоплексии мозга и лёгких», младенцев (более 30 случаев смерти) – от родимца, болей в горле. Как мы выяснили, родимец – это судороги, удушье до посинения у младенцев и детей первых лет жизни. В настоящее время малыши ещё в роддоме получают необходимые прививки от различных заболеваний, поэтому в наше время этой болезни практически нет. Профессиональный лекарь был один на несколько деревень, не все болезни в то время могли лечить. Применяемые методы лечения часто заканчивались смертью больного.

В 1879 г. венчаны 17 пар молодожёнов. Средний возраст невест – 20 лет, женихов – 22 года. Часто невеста – среднего возраста, и указано: «солдатская вдова». Большого возрастного разрыва среди брачующихся не наблюдается, кроме редких случаев: жениху – 26, невесте – 15; жениху – 26, невесте – 32. Для брака с совсем юной (15 лет) получено разрешение, видимо, от более высокого священнослужителя («есть разрешение его «Преосвященства»).

Так записи «Метрической книги» позволяют составить картину жизни наших земляков в конце 19 века. Проследим, как нашли отражение в «Метрической книге» события истории начала 20 века.

Большой приток прибалтов

Столыпинская реформа – важнейшее событие в жизни сибиряков. В наши окрестности приехало много переселенцев для освоения новых земель. Фамилии во всех главах «Метрической книги» начала 20 века (1914-1919 г.г.) – прямое тому свидетельство (кроме того, в книге указывается, уроженцем какой губернии, села является человек): Иванюта, Цурган, Матвиенко, Борисенко, Сухорукий, Юрко, Янко, Радкевич, Бочек, Ипатко, Склют, Кацевич (Сорокино) и т.д. Кстати, Трофим Борисенко был псаломщиком Петро-Павловской церкви. Даже если фамилия русская, указаны губернии: Саратовская, Черниговская, Витебская, Тверская, Оренбургская, что свидетельствует о том, что люди эти не являются уроженцами этих мест, а приехали издалека. В 1919 г. мы читаем в книге имена: «Адам Станиславов Тышко», «Филипп Францов Шамай», «Иоанн Феликсов Станкевич» — имена немецкого, прибалтийского характера. Но упоминание имён немецких и балтийских довольно редко. Имея католическую веру, они не крестили детей, не венчались и не отпевали умерших в православной церкви. Хотя общеизвестно о большом притоке прибалтов в Сибирь и до Столыпинской реформы, и во время её проведения.

На территории нашего района – множество поселений, где ранее жили в большом количестве латыши, эстонцы, литовцы. В книге за 1918 г. мы обратили внимание на высокую рождаемость в этот год (родилось 72 девочки, 56 мальчиков, 82 младенца – только в селе Кускунском) и сделали вывод, что причиной тому как раз и является появление в селе и его округе новых жителей – переселенцев. Правда, в этот года наблюдается и высокая смертность: умерших – 54 мужчины и 35 женщин. Тяжёлые условия дороги, неустройство первых лет жизни в Сибири способствовали болезням переселенцев, возникновению среди них эпидемий. Кроме того, болезни имели инфекционный характер, поэтому болели не только переселенцы, но и коренные жители.

Отголоски «колчаковских» времён

Год 1917-ый был переломным в нашей стране. События того времени нашли отражение и в наших местах. Так, в записях о родителях родившихся, брачующихся появляется слово «гражданин». Упоминается посёлок Самарский, участок Правый и т.д. Год образования этих деревень, видимо, близок к этой дате. 1917-1919-ые годы – годы высокой смертности среди жителей села и близ лежащих сёл и деревень. Так, в 1919 г. в книге зарегистрировано 57 смертей мужчин, 57 смертей женщин (в том числе и дети). Причины – «от кори», «тифа», несколько случаев оспы. В день умирало по несколько человек, что также зафиксировано в «Метрической книге».

Крещено в церкви в этот год 78 младенцев обоего пола.

В книге за 1919 год мы нашли записи, вызвавшие у нас особый интерес. Жених – «порутчик 49 Сибирского полка, прикомандированный к штабу уполномоченного Верховного правителя и Верховного Главнокомандующего Василий Васильевич Гранов (?). Именно в этом году в наших местах, как известно, стояли войска адмирала А. А. Колчака – «Верховного Главнокомандующего Российского государства» (Верховный правитель Российского государства). По свидетельству рассказов старожилов, часть его полка стояла в селе Кускунском. Ещё долгие годы спустя жители находили в огородах патроны, оружие, так как, по воспоминаниям, в селе находился склад оружия. В музее хранится ствол ружья «Бердана», подкова с офицерского сапога, найденные жителями данного села.

Записи продолжают нас поражать, как факт, свидетельство далёкого интереснейшего прошлого. Так, читаем: поручители брачующихся – «начальник штаба Егерьского отряда 8 Сибирской дивизии порутчик»; в этой же книге – «порутчик 3 отдельного офицерского батальона Никон Фомич Андреянов». Нас заинтересовала принадлежность, политическая ориентация данных дивизии, батальона, в результате мы нашли следующие сведения.

1919 год был решающим в противостояниях белых и красных на всех фронтах гражданской войны. В начале марта колчаковская армия предприняла наступление против советских войск Восточного фронта. Успех наступления и последующих боевых операций в значительной степени зависел от способности былого командования обеспечить бесперебойное пополнение действующей армии. Для решения этой задачи в течение 1919 г. в Омском, Иркутском и Приамурском военных округах проводился призыв на военную службу некоторых категорий населения, в результате чего был сформирован ряд войсковых соединений.

Адмирал Колчак 23 марта 1919 г. приказал сформировать пять стрелковых дивизий: три (11, 12 и 13-я) – на территории Омского военного округа и две (8 и 14-я) – на территории Иркутского военного округа. Каждая из дивизий имела в своём составе по четыре стрелковых полка, а также по одному егерскому батальону, артиллерийскому и инженерному дивизиону.

Год двадцатый… жизнь продолжается

Война войной, а жизнь продолжается. И в те тяжёлые, напряжённые годы люди любили, женились, рожали детей, значит, думали о будущем. В записях этого года мы встретили и имя нашего бывшего земляка: поручитель браком сочетающихся – «начальник станции Камарчаги Томской железной дороги Карл Александров Шмахетко (…сын Александров)».

Записи церковнослужителей прекращаются в апреле 1920 г. С 1920 г. в книге пишется уже не Вознесенская, а Кускунская волость. До конца года сохраняются записи рождения, браков, смертей, но уже как гражданская регистрация («Книга записей актов гражданского состояния при Кускунском волостном совете Депутатов Красноярского уезда Енисейской губернии»), что является свидетельством того, что в 1920 г. произошло установление Советской власти в Манском районе.

Записи до апреля ведутся церковнослужителями, и мы определяем, что этот год был тяжёлым для жителей не только в плане политическом. В здешних местах бушевала эпидемия тифа (52 смерти), люди умирали и от оспы (6 смертей). Тиф свирепствует почти до июня, к концу года упоминаний о смерти от тифа почти нет. Всего в этот год зарегистрировано 112 смертей. И это только те, кто занесён в «Метрическую книгу». Рождённых в этот год отмечено 63 младенца.

Последним священником Кускунской Петро-Павловской церкви, судя по записям, был Иоанн Карнаушевский, псаломщиком при церкви до последнего времени был Антон Каранушевский. Пусть их имена останутся в нашей памяти.

В документах исполкома Манского районного Совета народных депутатов за 1972 год имеются сведения о сохранности и использовании бывших религиозных зданий: Кускун, Петропавловская церковь: здание деревянное, построено в 1861 г. Богослужения не проводятся в здании с 1930 г. Церковный вид не сохранён.

По материалам районного архива.


Источник информации
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1173
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 859
Tasha56 velev70
Просмотрев литературу по Змеиногорскому округу, нашла д.Александровскую Владимировской волости, в которую отселились старообрядцы "поляки" из с.Быструха, которая в свое время отселена из с.СЕКИСОВКА.
Наташа, нет ли у Вас информации по истории этих трех сел?
Вот что прислал мне по Александровке Ширков В.П. местный краевед, автор исторических очерков.
"Вот некоторые сведения по уже не существующей деревни Александровка. Основанная она примерно в 60-е годы XIX века староверами из Быструхи. Располагалась она в 22 км, от села Быструхи. В 1897 г. согласно Первой Всероссийской переписи населения в Александровке числилось мужиков 321чел., женщин 334 чел., всего 655 душ. К 1928 году в селе Александровке проживало мужиков 889 чел., женщин 949 чел., всего 1838 душ. Хозяйств (дворов) числилось 328."
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Славгородской уезд, Орловская волость, село Орлово


[
Изображение на стороннем сайте: 06cc5d5ea659.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 89e8c841ff04.jpg ]


КНИГА
Название книги: История села Орлово
Автор: Шеленберг И.

Ответственность за издание: Междунар. союз нем. культ.
Место издания: М.
Издатель: Готика
Типография: Политех-4
Год издания: 1996
Число страниц: 144
Наличие иллюстраций: да
ISSN/ISBN: 5-7834-0013-0
Тираж: 1000
Серия: История и этнография российских немцев
Комментарии: Из содерж.: На просторах Сибири; Орловская волость; Октяборьская революция и гражданская война; НЭП и кооперативное движение; Эмиграционное движение и раскулачивание; Новь села Орлово и др.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
РОДАСИ
[q]
старообрядцы "поляки" из с.Быструха, которая в свое время отселена из с.СЕКИСОВКА.
[/q]

Тут дело такое. Отдельных статей по указанным населенным местам не нашла (точнее: пока не успела все просмотреть).
Складывается картина такая. Оля, На Вашем сайте "РОДАСИ" есть ссылка на работу М.Швецовой http://rodasi.ucoz.ru/load/2
Исходя из текста и хронографа Осерчевой О.Н. по важнейшим датам Убинского старообрядчества XVIII – начала XXI вв.
Хронограф

1747 г. – русская императрица Елизавета издала указ о том, чтобы отныне рудники и демидовские заводы на Алтае переданы были в ведение «Кабинета ея императорского величества»;

1760 г. – Сенат издал указ, разрешавший государственным крестьянам селиться с семьями по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и по прочим, впадающим в них и в Иртыш;


1762 г. – на основании Манифеста Екатерины II Сенат издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в Россию русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследований, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай;

1763 г. – 22 января был послан другой указ всем начальникам пограничных с Польшей городов и крепостей, а также «всем губернаторам и воеводам тех мест, куда пойдут раскольники», чтобы последним ни от кого никакого препятствия чинено не было», но чтобы им оказывали возможную помощь при поселении их; 13 мая был вновь оглашен указ 1762 г., после чего в этих местах появились первые поселения «поляков»;

1763-1769 гг. – период заселения Алтая «поляками», образование первых старообрядческих поселений Змеиногорского округа на Убе: Верх-Убинское (Лосиха) и Секисовское Владимирской волости, Шемонаевское и Екатерининская Александровской волости, Бобровское – Бобровской и Староалейское – Алейской волости, т.к. по словам «поляков», эти селения принадлежат к числу «самых старинных, коренных селений, куда еще наши деды пришли»;

1765 г. – Сенат вновь издал указ, приглашающий беглецов возвращаться в Россию «без всякого опасения и страха», при чем подтверждались обещанные ранее льготы, но с оговоркою, что этими льготами могут воспользоваться только добровольно возвратившиеся;

1779 г. – ввиду расширения горного дела на Алтае и увеличения контингента рабочих сил на основании манифеста от 21 мая «поляки» переведены были из разряда государственных крестьян в приписные к заводам, что оказало огромное влияние на их жизнь;

1786 г. – образовался рабочий поселок Риддерск из заводских крестьян различных селений Алтайского округа, которые были приписаны к открытым в этой местности рудникам для исполнения необходимых работ;

1787-1790 гг. – из-за нежелания «мирщиться», быть в общении с никонианами, раскольники, оглядевшись на новых местах, вскоре начали расселяться по окрестностям и образовывали новые селения, состоявшие исключительно из «своих», таким образом, были основаны деревни Владимирской волости Змеиногорского округа, большей частью как выселки села Секисовского: Малая Убинка (1787) и Быструха (1790);

Весь текст можно посмотреть по указанной выше ссылке.



Все работы ориентированы на исследованиях историй освоения населенных мест на территории Бухтарминской долины вокруг Риддерска (Риддерская волость)... В 1760-е гг. были основаны все коренные селения "поляков" в Змеиногорском округе (территория Бухтарминской долины) : Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка (Секисовское) Владимирской волости; Бобровка Бобровской волости.

В 1799 году коренное польское селение Секисовское уже не могло, в тех границах, обеспечить жителей свободными землями для земледелия и хозяйства. Происходит присоединение земель "рождение" новых населенных мест. Секисовское стало "пращуром" для шести поселений Змеиногорского округа Риддерской волости (тогдашней Владимирской волости): Черемшанка, Бутакова, Поперечная, Стрежная, Пихтовка и Орловка.


1790 г. – крестьянин села Убинка по фамилии Рулин по течению реки Таловки основал свое поселение Рулиха в том месте, где в 1965 г. находилась пасека колхоза «Аврора». Первые поселенцы: Илья и Николай Афанасьевы, Алешины и др. Позднее появились переселенцы из Самары, Воронежа: Бунеевы, Сериковы, Пивоваровы, Макагоновы, Ковалевы, из Петрограда: Крицко и др.;

1798 г. – «поляки» впервые были привлечены к отбыванию заводских повинностей наряду с соседними селениями;

1799-1867 гг. – выходцами из с. Секисовки основаны шесть поселений «поляков» Риддерской волости Змеиногорского округа: Черемшанка (1799), Бутакова (1805), Поперечная (1832), Стрежная (1850), Орловка (1858), Пихтовка (1867);

1820 г. – основание федосеевской моленной в с. Выдриха;

1831 г. – в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен";


1836 г. – основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости;

1837 г. – до этого года все население села Секисовского Владимирской волости было беспоповское, а с назначением священника Симеона Вавилова из Барнаула, было положено начало единоверию17, здание беспоповской моленной передано единоверцам;

1856 г. – основание д. Волчиха Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой проживали староверы-"поляки";


Подборка источников (по сети)

Опись статистических материалов сельскохозяйственной переписи 1916 г. по Владимировской волости Змеиногорского уезда. Змеиногорский уезд.
Фонд: 239
Опись: 16
Дело: 195
В данном фонде содержатся материалы Сельскохозяйственной переписи 1916 года (включая оригинальные переписные листы) по бывшей Томской губернии В переписных листах (анкетах) этой переписи имеются данные по имени домохозяина, губернии выхода и году поселения в Сибири (для переселенцев), составе его семьи (без имён), количестве сельскохозяйственного инвентаря, скота и посевов.
Архив
Государственный архив Томской области
634050, Томская область, г. Томск, ул. К.Маркса, д. 26
gato@post.tomica.ru
http://gato.tomica.ru

***
Махова Л. П. Поселения старообрядцев-«поляков» на Алтае: картографирование географического ареала традиции // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии: Материалы науч. конф. / Ред.-сост. Е. В. Битерякова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — С. 190-229.
ISBN 978-5-89598-207-5
http://new.hist.asu.ru/biblio/borod2/B.html
***
Шитова Н.И. Этническая история старообрядцев Уймонской долины Горного Алтая в старообрядческих нарративных источниках
(по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева)*
*Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 11–11–04003 а/Т
Шитова Наталья Ивановна, к.и.н., Горно-Алтайский государственный университет
http://www.borovskold.ru/conte...amp;id=104
***
История русскоязычных названий сел Восточного Казахстана
http://pedagog21wek1.ucoz.ru/l...17-1-0-582
***
Л.Н. Мукаева
(Горно-Алтайский государственный университет)
ИЗ ОПЫТА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЮЖНОГО АЛТАЯ В ХVIII-ХIХ вв.
http://new.hist.asu.ru/biblio/borod2/18-105.html
***
На правах рукописи
Лысенко Юлия Александровна
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В КАЗАХСТАНЕ
(вторая половина XIX - начало XX в.)
Специальность 07.00.02 - отечественная история
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора исторических наук
Барнаул-2011
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istoriya/a53.php
***
О.Н. Осерчева | Рубрика: Старообрядчество в регионах
Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.)
http://www.anti-raskol.ru/pages/1132
***
По сообщению староверки А. Исаковой из с. Чендек Усть-Коксинского района, раньше стариковская церковь была в Катанде. Она рассказала, что старообрядцы Коксы общались с бухтарминцами, а также кержаками Бийска и Барнаула. В настоящее время центром коксинской стариковщины является д. Мульта. Сюда на большие праздники приезжают стариковцы из Чендека, Верхнего и Нижнего Уймона, Тихонькой…

Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др.
Старообрядцы Алтая
http://krotov.info/lib_sec/11_k/kaz/anzeva.htm
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1173
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 859
Tasha56
Наташа, спасибо за такую большую подборку по теме. Статьи эти я уже читала, многие базируются на очерках первых исследователей этой местности.
Не удивительно, что о д.Александровке мало упоминаний, по данным приведенным Швецовой М.В. год создания 1880. Очень позднее для основания "польских" селений. А моя бабушка уже родилась через 15 лет в д.ТУМАНОВО Ануйской волости.

Прикрепленный файл: Александровка в табл основания.jpg
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27 28 * 29 30 31 32 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈