На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Леснов Михаил Петрович
1938 - 2010
Капитан 3 ранга
Родился 14 декабря 1938 г. 1946—1956 гг. окончил среднюю школу в с.Карамышево (Козловский район, Чувашия). После окончания средней школы по комсомольской путевке с одноклассниками уехал строить железную дорогу в Архангельскую область, через год оттуда был призван в армию в погранвойска. Через год поступил в ВВМУ им. Фрунзе в Ленинграде, но вскоре был перенаправлен в Каспийское ВВМУ в г. Баку.
1959—1965 гг. - Каспийское Военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова. Служба проходила в погранвойсках в Архангельске, в Мурманской области, в Прибалтике. 1970—1980 гг. - ПСКР Жемчуг. За время службы поступил и окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, Высшее пограничную политучебу в Подмосковье. И был политработником на погранкатерах. В 1984 г. после ВТОРОГО инфаркта ушел в отставку.
Сестра Тамара Леснова написала: «Своей службой он был доволен, может со стороны кому-то кажется, что он неудачник. А он говорил: "МОЯ ЖИЗНЬ СЛОЖИЛАСЬ УДАЧНО, ВСЕ МОИ ПОДЧИНЕННЫЕ УВОЛИЛИСЬ В ЗАПАС В ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ. ЗА ГОДЫ СЛУЖБЫ ОНИ НЕ ПОВРЕДИЛИ ДАЖЕ ПАЛЬЦА". Да, многие моряки и их родители писали ему благодарственные письма, разыскивали его. ЭТО ОЧЕНЬ ЦЕННО. После службы работал освобожденным секретарем парткома в научно-производственном объединении в Ленинграде . Потом в администрации Калининского района Санкт-Петербурга. Инженером ОАО "ЛОМО" - до своей смерти - 8 ноября 2010 г . Болел много лет. У него было онкология легких, но курил до самой смерти. Являлся участником литературного общества "ПАРАЛЛЕЛИ", систематически печатался в альманахе "ЛЕСТНИЦА в НЕБО". Семья. Жена. Два сына – Игорь и Михаил, дочь Ольга».
Публикации
Леснов, М. Мой питерский друг из ЧувашИсенева [Текст] : [о писателе, краеведе Михаиле Медякове] / М. Леснов // Знамя (Козловский рн). 2005. 11 февраля. Имеется параллельный текст на чувашском языке.
О нем
Михаил Леснов в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть. – Режим доступа: http://ok.ru/profile/486590015 . – Дата доступа: 28.06.2015.
Краткая история чувашей-питерцев ( с 1991 по наст. время) // ЧУВАШСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. – Режим доступа: http://chnkaspb.narod.ru/business332.html . – Дата доступа: 29.06.2015. Упоминание. В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века отдельные национальные диаспоры (например: татарская, башкирская, армянская, эстонская и др.) юридически оформились в национально-культурные объединения, имели свои уставы, печати и другие юридические реквизиты. Они нас приглашали на свои культурно-массовые мероприятия и у нас, чувашей, проживающих в Ленинграде, зрело твердое желание объединиться в своей диаспоре. В то время в городе и области численность земляков составляла около 16 тысяч. Мы понимали, что, только объединившись в единую организацию, можно добиться решения культурных задач и социальных проблем, а также возрождения тесных связей с нашей малой Родиной – Чувашской Республикой. С этой целью в феврале 1992 года было проведено первое собрание энтузиастов, которое проходило в Зоологическом институте РАН на Университетской набережной. На этом собрании присутствовали (упоминаю по-алфавиту): Алякин Леонид Николаевич – доктор медицинских наук, профессор; Васильев Николай Гурьевич – врач; Езюков Алексей Павлович – кандидат технических наук; Золотов Виталий Арсентьевич – капитан 1 ранга, доцент; Иванов – Ехвет Алексей Иванович – кандидат исторических наук; Иезуитов Андрей Николаевич - доктор филологических наук, профессор; Козлов Михаил Алексеевич – доктор биологических наук, профессор; Леснов Михаил Петрович – капитан 2 ранга; Микушкин Геннадий Климентьевич – журналист; Павлов Семен Павлович – полковник запаса, кандидат философских наук; Хураськин Леонид Яковлевич – журналист-переводчик. Наше заседание проходило на антресолях одного из залов Зоологического музея. Хотя мы были знакомы друг с другом, но каждый при выступлении представлялся и сообщал свои краткие биографические сведения, конечно же, высказывал свое мнение по организации чувашского национально-культурного объединения в Ленинграде и области. В результате обсуждений было решено: - организовать национально - культурный центр чувашского землячества; - разработать устав центра.
Чувашскому землячеству в Питере 80 лет [Текст] : [краткий исторический очерк] // Янташ. - 2005. - 26 февраля (№ 2). - С. 2
Огромной спасибо сестре Михаила Петровича - Тамаре за дополнительные сведения о своем брате. Здоровья Вам, Тамара, крепитесь!
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Баскаков Геннадий Сергеевич
Капитан 1 ранга
Кандидат военно-морских наук
Выпускник Каспийского ВВМУ 1949 г.
Слева направо: Георгий Виноградов, Геннадий Баскаков, Александр Корьев, Юрий Дьяконов, Анатолий Покровский, Геннадий Алтабаев, Борис Мигунов, Евгений Угольков, Виктор Чайкин, Игорь Герасимов, Александр Петров, Герман Рынков, Юрий Козлихин. 2009 г. https://forum.vgd.ru/post/189/30075/p1414690.htm
Публикации
Баскаков, Г.С. Радиоэлектронные средства освещения надводной и воздушной обстановки // Центральный Военно-Морской Портал. - 1998-2015. – Режим доступа: http://flot.com/science/rv1.htm . – Дата доступа: 15.04.2015. От ВМФ существенный вклад в создание современных РЛС обнаружения внесли А.И. Адамов, Ю.Н. Букашко, Г.С. Баскаков, Ю.В. Белянин, В.А. Генкин, К.С. Данчул, А.Н. Дубенский, Ю.Н. Иванов, Ф.В. Иванов, О.Н. Косач, М.Ф. Крученецкий, Г.И. Максимов, А.А. Мешков, Ю.В. Никольский, С.Н. Репин, В.М. Савин, И.А. Савченко, В.И. Стороженко, Г.В. Степанов, В.В. Тимошенко, В.В. Томановский. А.Р. Турченко, Ю.В. Устинов, А.Ф. Ушаков, Е.С. Федоров, А.Б. Цезаревич, Г.А. Шушков. Многие из них входят в состав авторских коллективов на изобретения, которыми защищены новые средства, удостоены государственных наград родины, а А.Ф. Ушаков стал лауреатом Государственной премии.
История создания и развития радиолокации ВМФ (до 1955 г.) / Бакаленко Ю.А, Баскаков Г.С. и др. – М.: Воениздат, 1990. – 118 с. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4233892 Описание: В настоящей работе, написанной коллективом авторов (Бакаленко Ю.А, Баскаков Г.С., Полонский С.И., Романовский А.С.), рассматриваются пути создания научных основ и результаты развития отечественного радиолокационного вооружения Военно-Морского Флота до 1955 г. В первом разделе определены понятие «радиолокация» и ее основные принципы. В следующем - сформулированы основные предпосылки, предшествовавшие созданию радиолокации. Далее говорится об истории создания первых радиолокационных средств для ВМФ в предвоенный период, об оснащении ВМФ радиолокационной техникой и об опыте ее применения в годы Великой Отечественной войны, а также о совершенствовании радиолокационной техники ВМФ в первое послевоенное десятилетие. Приведенный материал охватывает историю создания и развития всех основных видов радиолокационного вооружения ВМФ, относившегося к номенклатуре организованных в ходе Великой Отечественной войны Отдела спецприборов ВМФ и Научно-исследовательского Mopскoгo радиолокационного института (НИМРИ) ВМФ. Исключением являются средства радиотехнической разведки надводных кораблей и средства радиолокационного подавления. Предназначена для читателей, интересующихся историей развития радиолокации.
Баскаков, Г. С. Первые радиолокационные станции ВМФ : научное издание / Г. С. Баскаков // История науки и техники. - 2006. - №8. - С. 45-50.
О нем
Курзенев, Владимир Анатольевич. Трудиться для страны, честно служить Отечеству - этому учила школа и малая родина: Записки. Выборочные воспоминания из моей жизни и не только. Санкт-Петербург 2009 г. // Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кикнур Кировской области. – Режим доступа: http://kiknur-school.ru/index....Itemid=101 . – Дата доступа: 15.04.2015.
Упоминание. … Во Втором Управлении в 1978 году начальником был капитан 1 ранга кандидат военно-морских наук Баскаков Геннадий Сергеевич, а заместителем полковник, кандидат технических наук Максимов Геннадий Иванович. Геннадий Сергеевич был открытым и понятным человеком. Вполне доброжелательным и приятным в общении. Он был хороший флотский офицер, соблюдающий все традиции, на высокую науку не претендовал, хотя ее приложения оценить был способен, его эрудиция в большей степени относилась к военно-морским вопросам, он не старался показать себя выше, чем есть на самом деле. Геннадий Иванович был себе на уме. Манеры у него были мягкие, но все же производил впечатление скрытного и коварного человека с большим честолюбием, очень старался показать свою значимость, любил «надувать щеки». Технически был достаточно грамотный, но не ученый, а чистый администратор.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Есть много профессий, красивых, полезных. Но штурман на флоте военно-морском Сегодня мужчина особенно ценный. Себя мы поздравим вот этим стихом. Нам очень знакомо понятие долга, Отчизне служить - видим дело свое. Дорогу осилит идущий, но только Когда ему штурман укажет ее. А Штурман – мужчина особой формации, Корабль без него никуда не пойдет. Известно любому, что без навигации Без точной, добавлю, заблудится флот. Да, штурман на флоте – профессия важная . И даже царь Петр это все понимал. Делами своими он это доказывал И Навигацкую школу для нас основал. Хоть царь и нелестно о нас отзывался: Нельзя в кабаки Штурманов мол пускать. Мол, штурман всегда зельем там упивался, Потом мол дебош. Ну и что от них взять? Мол, вид у них гнусный. И будто баталию Способны расстроить мы видом одним. Но, чтоб бороздить океанские дали – Вот тут уже штурман необходим. Да штурман на флоте - особая должность. По волнам он бьет «жестяным кулаком». А качества наши: расчет и надежность – Уж боле трехсот лет мы гордо несем. Что нам пожелать? Пожелания разные. Семь футов под килем – мы все моряки. И чтобы всегда расходились с опасностью На Д-безопасном. За нас, мужики!
"Дбезопасная" - безопасная дистанция (расстояние) ближе которой корабли не приближаются к навигационным опасностям, к другим кораблям. Является показателем навигационной безопасности плавания.
Автор стихов Ольга Баскова (Это ее литературный псевдоним), внучка и дочка моряка. Друг штурманской службы Черноморского флота. Автор 18 детективных романов.
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Фотографии из личного архива полковника Спиридонова Евгения Александровича .
Курсант Каспийского ВМУ
Боец сводного отряда Каспийского ВМУ в битве за Кавказ
Спиридонов Евгений Александрович Полковник Участник Великой Отечественной войны Родился 6 февраля 1925 года в деревне Петрищево Калининской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1936 году вместе с семьёй переехал в г.Ташкент, где в 1941 году окончил среднюю школу № 7 им. Коммунистического Интернационала Молодежи. В декабре 1941 года по комсомольскому набору Кировским райвоенкоматом был направлен на учёбу в Каспийское Высшее Военно-Морское училище. Присягу принял 23 февраля 1942 года. В связи с необходимостью высвобождения рядового и младшего начсостава для комплектования сухопутных частей, приказом наркома ВМФ от 30 июля 1942 года училище было закрыто. После участия в боевых действиях по обороне Кавказа в районе Сумгаита, он был зачислен курсантом Ивановского училища ПВО ВМФ.
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Абрамов Юрий Валентинович
Родился 23 августа 1930 г. в селе Калабино Задонского района Липецкой области. В 1952 г. с отличием окончил Каспийское высшее военно-морское училище в г. Баку и прибыл служить на Черноморский флот в Севастополь. Начал службу командиром башни главного калибра линкора "Новороссийск", а закончил ее в 1965 г. командиром большого противолодочного корабля "Проворный". В 1967 г., после окончания Одесского высшего инженерного училища поступил на работу в СУОР третьим помощником капитана. С 1976 г. по 1990 г. Юрий Валентинович возглавлял экипаж транспортного рефрижератора "Шквал", затем был назначен капитаном-наставником службы безопасности мореплавания. В 2004 г. Ю.В. Абрамов вышел на пенсию. Имеет ряд государственных наград. В том числе орден Трудового Красного Знамени (1981 г.) и орден Октябрьской Революции (1985 г.). В 1986 г. Указом президента Украины Ю.В. Абрамову было присвоено звание Заслуженного работника транспорта Украины.
О нем
Абрамов Юрий Валентинович: личный состав // Линкор "Новороссийск". – Режим доступа: http://www.linkor-novorossiysk.ru/spisok/show/6/ . – Дата доступа: 28.07.2015. Подразделение: 2-я башня ГК 1АД Должность: командир башни Звание: старший лейтенант Во время взрыва был в увольнении. Сейчас проживает в Севастополе.
Родился 23 августа 1930 года в селе Калабино Задонского района Липецкой области. В 1952 году с отличием окончил Каспийское высшее военно-морское училище в г. Баку и прибыл служить на Черноморский флот в Севастополь. Начал службу командиром башни главного калибра линкора "Новороссийск", а закончил ее в 1965 г. командиром большого противолодочного корабля "Проворный". В 1967 году, после окончания Одесского высшего инженерного училища поступил на работу в СУОР третьим помощником капитана. С 1976 года по 1990 Юрий Валентинович возглавлял экипаж транспортного рефрижератора "Шквал", затем был назначен капитаном-наставником службы безопасности мореплавания. В 2004 году Ю.В. Абрамов вышел на пенсию. Имеет ряд государственных наград. В том числе орден Трудового Красного Знамени (1981 г.) и орден Октябрьской Революции (1985 г.). В 1986 году Указом президента Украины Ю.В. Абрамову было присвоено звание Заслуженного работника транспорта Украины.
Записки деда. Жизнь на пенсии. 1986 - 95 : Мемуары / [Автор капитан 1 ранга Гаранин Владимир Константинович. Опубликовано 20.12. 2010] // Изба-читальня - литературный портал для современных русскоязычных литераторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chitalnya.ru/work/259684/ . – Дата доступа: 10.01.2011.
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Ганиев Рафаил Фаритович
1955 - 2015
Капитан 1 ранга
Родился 9 декабря 1955 г. Окончил в 1978 г. штурманский факультет Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова в Баку. После выпуска служил на кораблях и частях МЧПВ на Балтике, Камчатке, командир бригады. После увольнения в запас работал в системе МЧС Башкирии. С марта 2012 г. возглавлял отдел ГИМС МЧС России по Республике Башкортостан. Скоропостижно скончался 14 августа 2015 г. от сердечного приступа. Похоронен в г. Уфе 16.08.2015 г.
Публикации
Начальник отдела ГУ МЧС РФ по Башкирии Р.Ганиев: "Безопасность на водоемах республики этим летом обеспечат более 900 спасателей" [Интервью] // Интерфакс Россия. – 2015. – 18 мая. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/...?id=612508 . – Дата доступа: 23.08.2015.
В начале июня в Башкирии открывается летний купальный сезон, который продлится до конца лета. О готовности пляжей и обеспечении безопасности отдыхающих на воде агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал начальник отдела безопасности на водных объектах Главного управления МЧС России по республике Башкортостан Рафаил Ганиев. - Рафаил Фаритович, сколько пляжей и мест отдыха подготовлено в Башкирии к купальному сезону этого года? - Планируется, что в 2015 году в период купального сезона в республике будет функционировать более 80 пляжей, в том числе 12 пляжей в Уфе. В целом в республике сложилась неплохая тенденция ежегодного увеличения количества пляжей. Если сравнивать с субъектами Приволжского федерального округа, то по данному показателю Башкортостан занимает второе место после Саратовской области. Оборудованных пляжей вполне достаточно для безопасного летнего отдыха. - В преддверии открытия купального сезона в республике ежегодно проводится комплексная проверка пляжей и зон отдыха. Какие серьезные нарушения требований безопасности выявляются в ходе проверок и меняются ли они с годами? - Надо отметить, что ежегодно в преддверии освидетельствования пляжей инспекторами государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) республиканского МЧС проводятся инструктивно-методические занятия с владельцами пляжей, что создает условия для более качественной их подготовки к проверке, тем самым исключаются систематические ошибки и замечания. Тесный контакт ГИМС и руководителей организаций, имеющих пляжи, исключает наличие серьезных нарушений, выявляемых в ходе освидетельствования и дальнейшей эксплуатации. - Исходя из опыта прошлых лет, каковы главные причины гибели людей на воде? - Из года в год главными причинами гибели людей на воде остается купание в неорганизованных местах, купание в состоянии алкогольного опьянения, оставление детей без присмотра взрослых. - Одна из основных причин гибели людей в водоемах, как Вы отметили, это купание на необорудованных пляжах. Есть ли какие-либо способы обезопасить людей на так называемых "диких" пляжах? - В целях обеспечения безопасности людей при купании в необорудованных местах отдел безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по РБ рекомендовал руководителям муниципалитетов в купальный сезон создать мобильные группы водных спасателей. Кроме того, планируется привлекать представителей общественных организаций, в том числе, членов Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД), представителей органов внутренних дел. - Два года назад в регионе в необорудованных для купания местах начали создаваться общественные посты спасателей. Будет ли продолжена эта практика, и как Вы оцениваете эффективность таких постов? - Должен отметить, что в республике действует долгосрочная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2017 года". В нее входит подпрограмма "Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде", которой предусматривается обеспечение к 2017 году на территории республики функционирование 12 общественных спасательных постов. Определено, что данные посты будут функционировать в наиболее опасных местах, где население предпочитает отдыхать у воды летом. По состоянию на конец купального сезона 2014 года в республике действовало 5 таких общественных спасательных постов, и практика их деятельности свидетельствует об эффективности работы. - К сожалению, в водоемах региона ежегодно гибнут дети. Какие меры по предупреждению несчастных случаев с детьми на воде принимаются? - Статистика свидетельствует, что большая часть случаев гибели детей на водных объектах происходит в сельской местности. Основная причина – отсутствие контроля со стороны взрослых. Мы регулярно проводим профилактические мероприятия: выступления в СМИ, занятия в школах с участием государственных инспекторов ГИМС, под особым контролем пляжи в детских оздоровительных лагерях. - Какие водные объекты будут находиться под особым контролем спасателей? - Особое внимание будет уделяться тем водным объектам, где купается наибольшее количество людей. Это, прежде всего, река Белая, Павловское, Нугушское, Кармановское водохранилища, озера Кандры-Куль, Аслы-Куль и другие крупные водные объекты. - В летнее время также актуальна тема сплавов по рекам. Как обеспечивается безопасность туристов на водных маршрутах? - Для обеспечения безопасности групп водных туристов, осуществляющих сплавы на горных реках, функционирует группировка сил и средств Аварийно-спасательной службы республики (АСС). Надо отметить, что основными причинами происшествий на водных объектах в период сплавов являются слабая подготовленность групп, игнорирование необходимости регистрации группы в АСС республики Башкортостан. Особенно это относится к группам, прибывающим в республику из других субъектов. - В последние годы набирает популярность подводная охота. Проводят ли сотрудники ведомства какую-либо работу с любителями рыбной ловли на глубине? Случались в Башкирии несчастные случаи, связанные с подводной охотой? - Со всеми категориями любителей лова рыбы проводятся профилактические мероприятия. Это и беседы, и распространение различных брошюр и другие меры. За последние годы произошло 2 случая гибели на глубине: на Павловском водохранилище и на реке Дема. Незнание местных условий и подводной обстановки привело к тому, что "подводные рыболовы" зацепились под водой за сучья, что привело к их гибели. - Сколько спасателей – профессиональных и "добровольцев" – будут обеспечивать безопасность на водных объектах Башкирии летом 2015 года? - Будет привлечено более 300 профессиональных спасателей - работников аварийно-спасательной службы, спасателей муниципальных образований, Уфимского филиала Приволжского спасательного отряда. Кроме того, ожидается привлечение более 600 добровольных спасателей.
Главный Государственный инспектор Республики Башкортостан по маломерным судам Рафаил Ганиев о безопасности на водных объектах [Интервью] // Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. – Режим доступа: http://02.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/2682066/ . – Дата доступа: 23.08.2015.
Рафаил Фаритович, какова готовность государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан к паводку 2015 года?
- В готовности к реагированию в период весеннего половодья сформирована группировка сил и средств территориальной подсистемы РСЧС в составе более 10 тысяч человек, свыше 2 тысяч техники и более 100 единиц плавсредств. В эту группировку входят и подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Башкортостан», в которых планируется использовать в половодье 24 государственных инспектора, 8 автомобилей и 18 плавсредств. Кроме того, в готовности находятся 35 внештатных инспекторов ГИМС со своими плавсредствами. Состояние техники отвечает требованиям. Инспекторский состав ГИМС имеет большой опыт эксплуатации маломерных судов, благодаря участию в рейдах и патрулированиях. В ходе контрольно-надзорной деятельности хорошо изучены особенности различных участков водных объектов республики, подразделения ГИМС обладают высокой мобильностью и имеют большой практический опыт участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поиске и спасении людей. Все вышеуказанное можно считать основанием утверждать, что мы готовы к действиям по обеспечению безопасности людей в период весеннего половодья.
Какая проводится работа с любителями подледного лова рыбы в предпаводковый период?
- В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 в числе функций государственной инспекции по маломерным судам входят мероприятия по разъяснительной и профилактической работе среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах. В связи с этим, профилактической работе мы придаем одно из приоритетных направлений. Надо отметить, что нам удается ежегодно повышать количество и качество проведенных профилактических мероприятий. Так, если в 2014 году по состоянию на 1 апреля с начала года было проведено 50 мероприятий через средства массовой информации и 332 беседы с различными категориями граждан, в 2015 году - 73 мероприятия через средства массовой информации и 773 беседы с различными категориями граждан.
Большая часть этих мероприятий так или иначе связана с профилактикой несчастных случаев с рыбаками. Особому контролю со стороны инспекторского состава ГИМС подлежат места массового выхода на лед, где наблюдается скопление большого числа рыбаков. Таких мест в республике 12. Обязательное условие при планировании рейдов и патрулирований инспекторов ГИМС – прохождение маршрутов движения через эти места, осуществление контроля за обеспечением безопасности рыбаков. В соответствии с рекомендациями Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в этих рейдах и патрулированиях принимают участие представители администраций муниципальных образований, органов внутренних дел, аварийно-спасательных формирований. За период с 1 января по 1 апреля 2015 года инспекторами ГИМС проведено 305 рейдов и патрулирований, за аналогичный период прошлого года 259 рейдов и патрулирований.
К сожалению, впервые в республике произошли несчастные случаи с гибелью людей, связанные с эксплуатацией снегоходов при передвижении на водных объектах. Причинами происшествий явились незнание ледовой обстановки, передвижение в условиях ограниченной видимости (темное время суток, снегопад), то есть потеря ориентирования. Информация об этих происшествиях подробно доведена до населения через СМИ.
Какие планируются мероприятия по обеспечению безопасности людей при осуществлении сплава туристами на реках в восточной части республики?
- Как показывает анализ тех происшествий, которые произошли в прошлые годы с туристами при осуществлении сплава на горных реках, основными причинами несчастных случаев являются неподготовленность, отсутствие достаточных навыков и опыта членов туристических групп, отсутствие или недостаточное количество индивидуальных спасательных средств. Большая часть туристических групп, с которыми произошла беда, а это, как правило, представители других субъектов страны, даже не были зарегистрированы в аварийно-спасательной службе Республики Башкортостан, то есть не были проверены, не проинструктированы, не имели связи с аварийно-спасательными подразделениями. Поэтому как государственная инспекция по маломерным судам, так и спасатели, совместно с администрациями муниципальных образований будут проводить работу по доведению информации об обязательной регистрации туристических групп. Кроме того, планируется усиление групп спасателей на тех водных объектах, где проводятся сплавы туристов.
А главный совет туристам – реально оценивать свои возможности, способности и навыки каждого члена туристической группы. Особая просьба и родителям – не привлекайте к сплаву детей, не подвергайте их жизни опасности. Горная река – не место удовлетворения желания «получить адреналин».
Главный госинспектор по маломерным судам ГУ МЧС по Башкирии Р.Ганиев: «Характер нарушений с годами не меняется» [Интервью] // Спас. – 2014. - Режим доступа: http://spasufa.ru/2014/08/glav...enyaetsya/ . – Дата доступа: 23.08.2015.
Главный госинспектор по маломерным судам башкирского ГУ МЧС Рафаил Ганиев в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" поделился мнением по проблеме обеспечения безопасности людей на реках и водоемах региона в период летнего купального сезона и рассказал об итогах профилактических мероприятий, предпринятых спецслужбами и планах на будущее.
- Рафаил Фаритович, сколько маломерных судов зарегистрировано в Башкирии? Сократилось ли их количество по сравнению с прошлым годом, повлияло ли на это обмеление рек? Сколько рек остались судоходными в зоне вашего контроля?
— По состоянию на 27 августа 2014 года в государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Башкирия на учете стоят 19475 маломерных судов, из них 576 судов зарегистрированы в 2014 году против 591 в 2013 году, то есть существенного изменения в количестве регистрируемых ежегодно судов у нас нет.
Должен отметить, что существующее постепенное обмеление рек, протекающих по территории республики, незначительно влияет на сокращение количества эксплуатируемых маломерных судов, так как по-прежнему большая часть этих водоемов по своим характеристикам остается доступной для эксплуатации маломерных судов.
- Какие нарушения, связанные с обеспечением безопасности людей, чаще всего фиксируются на маломерных судах, меняется ли их характер по сравнению с предыдущими годами?
— Характер нарушений с годами не меняется. В основном выявляются нарушения правил эксплуатации судов, а также управление ими лицами, не имеющими на это соответствующего права. Чаще всего фиксируются факты управления судном, не зарегистрированным в установленном порядке (33 случая), а также управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном (47 случаев).
- Как вы оцениваете техническое состояние прогулочных судов, осуществляющих деятельность на наиболее популярных у населения водоемах, в частности, на Нугушском водохранилище, и выполнение их экипажами правил безопасности?
— Оценка состояния маломерных судов подразделениями ГИМС производится на основе требований административного регламента министерства МЧС России о предоставлении госуслуги по освидетельствованию поднадзорных ведомству маломерных судов, утвержденным соответствующими приказами нашего министерства и постановлениями и актами правительства РФ. В соответствии с требованиями указанных нормативных документов, маломерные суда проходят освидетельствование при регистрации и затем — один раз в 5 лет после последнего освидетельствования. В целом данное требование принято к строгому исполнению госинспекторами ГИМС. Анализ проведенных первичных и периодических освидетельствований показывает, что подавляющее большинство маломерных судов на водных объектах Башкирии отвечает требованиям безопасности.
При этом имеются свои особенности по маломерным судам на Нугушском водохранилище. Здесь имеется большое количество судов типа КС, которые эксплуатируются уже более 20 лет. Все они находятся под нашим контролем, были освидетельствованы, но не все были допущены к эксплуатации в связи с техническим состоянием подводной части корпуса. Соответственно, при проведении рейдов и патрулирований на Нугушском водохранилище государственными инспекторами ГИМС ведется контроль за тем, чтобы судовладельцы не прошедших освидетельствование судов не эксплуатировали данные суда, не катали на них отдыхающих.
- Представляют ли опасность для отдыхающих на воде маломерные суда, рассекающие водную гладь? Зафиксированы ли в республике случаи неумышленных наездов на купающихся?
— Маломерные суда действительно представляют огромную опасность при условии их безграмотной эксплуатации на водных объектах. Поэтому судоводители должны строго выполнять утвержденные нормативные требования правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, особенно в части, касающейся вопросов превышения скорости при передвижении по водной акватории, приближения к местам массового отдыха людей на воде, передвижения в пределах судового хода, расхождения с другими судами.
К сожалению, в купальный сезон 2014 года в республике произошло одно происшествие с маломерным судном, в результате которого погибла молодая женщина. В конце июня в Мелеузовском районе на реке Нугуш женщина управляла гидроциклом, не имея на то права — у нее не было удостоверения на право управления маломерным судном, — не справилась с управлением и на большой скорости столкнулась с берегом, в результате чего погибла. Несколько лет назад гидроцикл на реке в Уфимском районе наехал на мужчину, отдыхавшего на водном матрасе, купальщик погиб.
- Налажено ли эффективное взаимодействие между ГИМС и другими надзорными органами, органами исполнительной власти?
— Да, налажено. Штат инспекторского состава ГИМС в Башкирии составляет всего 27 человек, и этого, по моему мнению, недостаточно для обеспечения эффективной контрольно-надзорной деятельности на водных объектах, если работать только самостоятельно, без взаимодействия с другими контролирующими органами. Поэтому ежегодно до начала купального сезона согласовываются планы совместных мероприятий ГИМС с подразделениями республиканских МВД, Уфимской и Стерлитамакской транспортными прокуратурами по осуществлению контрольно-надзорной деятельности на водных объектах республики. Также организовано совместное патрулирование инспекторов ГИМС с госинспекторами федерального агентства по рыболовству.
- Как поступать людям, которые самостоятельно конструируют самодельные парусные яхты? Какие условия необходимы, чтобы своими руками построенную яхту можно было зарегистрировать в ведомстве без проблем?
— Этот вопрос касается судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют указанным в техническом формуляре (паспорте). При первичном освидетельствовании подобных судов дополнительно проводятся испытания мореходных качеств — плавучести, остойчивости и непотопляемости. При постройке судна необходимо руководствоваться требованиями к безопасности маломерных судов, изложенными в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов".
- Необходимо ли получать права на вождение маломерных судов? Сколько стоит ежегодный техосмотр для судовладельцев?
— Начнем с определения понятия "маломерное судно". В соответствии с ФЗ от 23 апреля 2012 года N36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна" под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12.
Все маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов в ГИМС МЧС России, за исключением шлюпок и иных плавучих средств, которые являются принадлежностями судна, — суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Таким образом, если маломерное судно используется в некоммерческих целях, имеет массу более 200 килограмм и мощность двигателя более 8 киловатт, то необходимо иметь соответствующее удостоверение на право управления маломерным судном.
В части, касающейся второй половины вопроса, могу сказать, что сейчас отменено понятие "технический осмотр", а введено понятие "освидетельствование", о котором я подробно говорил выше. Данное мероприятие проводится бесплатно.
- Распространены ли в Башкирии водные "такси" на небольших катерах и лодках? Выдается ли какое-то специальное разрешение на перевозку пассажиров? Как контролируется работа таких перевозчиков, ведь не секрет, что в большинстве случаев попросту нарушаются элементарные правила безопасности, в частности, допускается перегруз?
— Перевозка людей на маломерных судах, как правило, осуществляется на коммерческой основе, и суда подобного рода не входят в компетенцию ГИМС МЧС России. Данные суда занимаются перевозкой пассажиров, поэтому они должны регистрироваться в российском Речном регистре, там же проходить соответствующее освидетельствование.
Конечно же, мы ведем соответствующий контроль за подобными судами в целях обеспечения безопасности людей, перевозимых на этих судах, информируем соответствующие надзорные органы об их деятельности, пресекаем случаи перегруза.
- Как вы оцениваете организацию зимней переправы по рекам республики в прошедшем сезоне? Планируется ли что-либо улучшить в приближающемся зимнем сезоне, ведь, как говорится, готовь сани с лета?
— Традиционно на территории Башкирии в зимний период функционируют 4 ледовые переправы: на реке Белой в городе Бирске в деревне Староянзигитово Краснокамского района, на реке Уфе в селе Караидель, на реке Каме в селе Никола-Березовка Краснокамского района. Перед началом эксплуатации все ледовые переправы проходят обязательное освидетельствование ГИМС. Безопасность переправы будет обеспечена на все 100 процентов.
О нем
Ханкаев, Дульфат Мирхатович. [Некролог: Ганиев Рафаил Фаритович] // Система.RU [Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова]. – Режим доступа: http://kvvmku.ru/forum/viewtopic.php?p=179789#179789 . – Дата доступа: 23.08.2015.
Текст некролога: 14 августа 2015 года от сердечного приступа скоропостижно скончался выпускник штурманского факультета 1978 года капитан 1 ранга в запасе Ганиев Рафаил Фаритович... После выпуска служил на кораблях и частях МЧПВ на Балтике, Камчатке, командир бригады. После увольнения в запас работал в системе МЧС Башкирии, начальник отдела ГИМС. Похоронен в г. Уфе 16.08.2015 года. Светлая память нашему товарищу... http://kvvmku.ru/forum/viewtopic.php?p=179789#179789
Нургалеева, Айгуль. МЧС Башкирии сорвало массовый сплав по Белой // Медиахолдинг «Уфа-пресс». - 2014. - 18 апреля. – Режим доступа: http://u7a.ru/articles/society/7123 . – Дата доступа: 23.08.2015.
Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции главный государственный инспектор по маломерным судам ГУ МЧС по РБ Рафаил Ганиев. Пока ещё в Башкирии не открыта навигация, это запрещено. - Навигация открывается 25 апреля, - рассказал Рафаил Фаритович. - 23 апреля на реке Белой выставят навигационные знаки. Как сложится в реальности, пока не знаем. На 19 апреля планировался сплав по Белой от Монумента Дружбы до Черниковки с большим количеством маломерных судов. Через Министерство молодежной политики и спорта его хотели организовать общественные организации, собрав две тысячи человек. Но мы это дело сорвали, грубо говоря. Направили письмо в министерство, разъяснив, что нельзя это делать до открытия навигации. Сплав на неделю перенесли. В республике зарегистрировано более 19 тысяч маломерных судов. Фактически их около 30 тысяч. Но не все регистрируем – в соответствии с 36 федеральным законом маломерным является судно длиной до 20 метров, а регистрируются только те, у которых масса составляет 200 кг и мощность двигателя более 10 лошадиных сил. Более 12 тысяч судовладельцев получили удостоверения на право управления ими. По словам Рафаила Ганиева, в прошлом году происшествий с маломерными судами у нас не было, а в 2012 даже дети погибали. Основные причины – неумелое управление, алкоголь в крови, перегруз. - Самым опасным местом считаем Калининский район, ДОК, когда начинается садовый период, все начинают переправляться на другой берег – приходят «маломерщики», - подчеркнул он. - Там и бабки, и маленькие дети. Попади пожилой человек в холодную апрельскую-майскую воду, и счёт пойдёт на секунды! Контроль ведём, даже подключили к этому транспортную полицию. Это социальная проблема. Людям надо как-то в сады добираться… Наша задача летом – патрулирование, рейды особенно в тех местах, где нет пляжей. Активно помогает в этом Аварийно-спасательная служба РБ. У нас на вооружении 19 судов, 8 автомобилей, 24 государственных инспектора, оказывают помощь общественные организации. Ведём создание общественных спасательных постов. Мы поставили задачу, чтобы на озёрах Кандрыкуль, Аслыкуль они были обязательно. Это парковая зона, много туристов. В прошлом году четверо утонули в Кандрыкуле - девушек с Татарстана унесло с северного берега. Также большой наплыв людей, в том числе с других областей, на Павловском, Нугушском, Кармановском водохранилищах. Айгуль НУРГАЛЕЕВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Россияне готовятся встретить один из наиболее древних христианских праздников - Крещение Господне. О том, как будет организован традиционный обряд зимнего омовения, журналистам вчера рассказали заместитель начальника Управления по надзорной деятельности ГУ МЧС России по РБ Владимир Горин, главный государственный инспектор по маломерным судам ГУ МЧС России по РБ Рафаил Ганиев и настоятель Сергиевского храма столицы Евгений Шерышев. Пресс-конференция прошла в агентстве "Башинформ".
Рафаил Ганиев рассказал, что популярность зимних обрядовых купаний растет с каждым годом. Так, если в 2012-м спасателям пришлось оборудовать 27 купелей, то в 2013-м коллеги Рафаила Ганиева дежурили близ 47 Иорданей, а в прошлом году - около 66. И нынешний праздник обещает быть многолюдным. Требования к оборудованным местам обрядового купания остаются прежними. Окунающийся в Иордань должен ощущать под ногами твердое дно, спуск в купель - с перилами и лестницей, если место купания оборудовано на реке, то необходимо ограждение, препятствующее затягиванию человека течением под лед. На берегу обязательно присутствие медиков "скорой помощи", спасателей МЧС и сотрудников правоохранительных органов. Также должны быть созданы условия для переодевания людей, с возможностью согреться стаканом горячего чая. А вот попытки погрузиться в прорубь в состоянии алкогольного опьянения надо решительно пресекать, равно как не должна создаваться толчея близ Иордани. Все-таки, каким бы прочным ни был лед, всегда есть опасность его разрушения, как это имело место в Нижегородской области, когда толпа оказалась в воде и лишь по счастливой случайности, а точнее, благодаря умелым действиям спасателей никто не пострадал. Рафаил Ганиев напомнил, что несколько лет назад произошел несчастный случай у монумента Дружбы, когда от переохлаждения погибла женщина, - это должно стать предостережением для тех, кто не готов к суровому испытанию зимней водой. Спасатели подготовят две традиционные Иордани - одна будет вырезана близ монумента Дружбы, вторая - в Нижегородке. Еще два места пока под вопросом, но, скорее всего, купели появятся и на озере Кашкадан, и на Солдатском озере в детском парке имени Ивана Якутова, пообещал Рафаил Фаритович. Настоятель Сергиевского храма Евгений Шерышев дополнил выступления спасателей рассказом о роли праздника Крещения Господня в жизни православных христиан, ставшего для Русской Православной церкви столь же значимым, как Рождество и Пасха. По мнению настоятеля, и участие нехристиан в обрядовом купании не возбраняется церковью. Будем всегда помнить, что Россия является традиционно веротерпимой страной, и когда в нашей республике отмечаются мусульманские праздники, то православные люди поздравляют с ними своих правоверных соседей, и наоборот, мусульмане Башкортостана, в свою очередь, поздравляют православных с христианскими. В заключение Евгений Александрович напомнил журналистам, что крестный ход из Сергиевской церкви к Иордани состоится в 10.30, а представители Главного управления МЧС России по РБ попросили предостеречь людей через средства массовой информации от купания в необорудованных местах - это может быть опасным для жизни. Также напоминаем, что по любым вопросам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности, можно круглосуточно обращаться в Главное управление МЧС по "телефону доверия" 8(347) 233-99-99, по единым телефонам спасения 01 и 112. Подготовил Сергей ШУШПАНОВ.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Данилян Валерий Аршакович
1947 - 2002
Капитан 1 ранга
Ветеран подразделений особого риска.
Окончил в 1970 г. химический факультет Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова в Баку. Радиохимик. Служил на К-447 «Кисловодск» — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Был начальником службы радиационной, химической и биологической защиты Тихоокеанского флота. По выслуге лет ушел в отставку. Работал в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» (ранее Институт атомной энергии (ИАЭ) имени И.В. Курчатова). Защитил диссертацию. Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Публикации
Данилян, В.А. Оценка возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в районах расположения ядерно и радиационно опасных объектов Тихоокеанского флота / Данилян В. А., Высоцкий В. Л., Максимов А. А. // Атомная энергия. - Т. 84. - Вып. 2. – 1998. - С. 149-150.
Данилян, В.А. Дозовые нагрузки на гидробионты и население в районах эксплуатации кораблей с ЯЭУ / Данилян, В.А., Высоцкий В.Л., Крышев И.И. и др. // Атомная энергия - Т. 92. - Вып. 2. - 2002. - С. 158-168.
Данилян, В.А. Влияние утилизации атомных подводных лодок на радиоэкологическую обстановку Северодвинска / Данилян В. А., Высоцкий В.Л., Никитин В.С. и др. // Атомная энергия. - Т 92. - Вып. 5. - 2002. - С. 396-414.
Анализ и оценка радиоэкологических последствий ядерной аварии в бухте Чажма / Арутюнян Р.В., Данилян В.А., Высоцкий В.В.. - М., 1998. - 63 с.: ил. - (Препринт; N98-09). - На рус. яз. - Российская Федерация.
Сивинцев Ю.В., Высоцкий В.Л., Данилян В.А. Радиоэкологические последствия тяжелой радиационной аварии на атомной подводной лодке в бухте Чажма. Доклад 1.1.20 Р на 4-й ежегодной научно-техн. конф. Ядерного общества "Ядерная энергия и безопасность человека" (28 июня—2 июля 1993, Нижний Новгород). Рефераты статей, 1993, ч. 1, с. 181.
Радиоэкологические последствия радиационной аварии на атомной подводной лодке в бухте Чажме / Сивинцев Ю.В., Высоцкий В.Л., Данилян В.А. // Атомная энергия. – 1994. - Т. 76. - Вып. 2. - С. 158—160.
Современный взгляд на радиационное состояние водной среды северной части Японского моря [Текст] = Current view on the radiation situation in water medium in the northern part of the Sea of Japan / В. Н. Сойфер, В. А. Данилян, С. Д. Малкин, Э. Л. Чайковская ; Тихоокеанский океанологический институт ДВО РАН (Владивосток) // Вестн. ДВО РАН. 1997. N 4. С. 86104 : ил., табл. Библиогр.: 24 назв. Рез. рус., англ.
Техногенные радионуклиды в морях, омывающих Россию : Радиоэкол. последствия удаления радиоактив. отходов в Аркт. и Дальневост. морях ("Белая кн.-2000") / Сивинцев Ю.В., Вакуловский С.М., Васильев А.П., Высоцкий В.Л., Губин А.Т., Данилян В.А., Кобзев В.И., Крышев И.И., Лавковский С.А., Мазокин В.А., Никитин А.И., Петров О.И. Пологих Б.Г., Скорик Ю.И. — М. : ИздАТ, 2005. — 624 с., 16 л. ил., карт. : ил. — Библиогр. : с. 348-366.
В Баренцевом море терпит бедствие многоцелевая атомная подводная лодка Северного Флота «Курск» // Первый канал: Новости. – 2000. – 14 августа. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/social/105043 . – Дата доступа: 25.08.2015.
Она лежит на дне восточнее Североморска на глубине ста семи метров. Местоположение лодки определено и с ней поддерживается связь. На борту субмарины может находиться экипаж до 130 человек. Атомный подводный крейсер "Курск" - флагманский корабль дивизии многоцелевых атомных подводных лодок Северного флота. Эти лодки предназначены для уничтожения авианосцев противника. Субмарины этого класса составляют основу антиавианосной системы флота. Подводные лодки класса Антей, или по-американски Оскар, называют "убийцами авианосцев". Всего двух таких лодок 949 серии достаточно для того, чтобы с расстояния в 500 километров гарантированно уничтожить состоящую из десятков кораблей авианосную группу кораблей НАТО. Главное оружие подводной лодки "Курск" - она, кстати, участвовала в последних учениях северного флота, это 24 сверхзвуковые крылатые ракеты, каждая из которых весит 7 тонн. Спастись от залпа этих ракет невозможно. Во-первых, они практически не сбиваются, летят со скоростью, в 2 с половиной раза превышающей скорость звука, маневрируют и атакуют цель с самого непредсказуемого направления. Во-вторых, у ракеты "Гранит" есть искусственный интеллект, они держат в памяти контуры всех кораблей противника и при подлете узнают. Ситуация, когда вместо авианосца будет подбит катер невозможна. Крылатые ракеты "Гранит" обмениваются друг с другом информацией и если летящая на авианосец ракета сбита, атаку продолжат другие. Атомная подводная лодка "Курск" вошла в строй в 1995 году. Размером она со стадион - ее длина 150 метров. 2 атомных реактора, 10 отсеков, скорость 30 узлов - это около 60 км/ч. Командир лодки К-141 "Курск" капитан 1-ого ранга Геннадий Лячин характеризуется как "профессионал высокого класса". Служит на Северном флоте с 1978 года, награжден медалью "За службу в Вооруженных силах РФ". Наш корреспондент встретился с бывшим подводником, который плавал на кораблях подобного класса более 9 лет. Он попытался спрогнозировать возможное развитие ситуации. ВАЛЕРИЙ ДАНЕЛЯН, бывший подводник, капитан первого ранга запаса: "Любая подводная лодка - а эта лодка одна из наших новых, она имеет несколько степеней защиты. Вот такие, как прочный корпус, легкий корпус, реакторные отсеки, переборки, то есть, чтобы радиоактивность вышла, преодолела все эти степени защиты, вот, которые предусмотрены проектом, это практически невозможно, для этого она должна быть просто разрушена. Но и при том, раз эта лодка была в море, значит, первый контур у нее был герметичен, то есть радиоактивность, она практически не имеет возможность выйти в окружающую среду и нанести какой-то ущерб. КОРР.: "По каким причинам, поступает команда лечь на дно и заглушить реактор?" ДАНЕЛЯН: "Любой атомоход практически на дно никогда не ложится". КОРР.: "То есть, эта экстренная какая-то ситуация?" ДАНЕЛЯН: "Это произошла какая-то аварийная ситуация, которая будет выяснена после того, как лодку сумеют поднять и разобраться". КОРР.: "По вашим данным, большая глубина там, где она лежит?" ДАНЕЛЯН: "Да, вроде бы на глубине 110 метров. Если на глубине 110 метров, так эта глубина небольшая. Нормальная рабочая глубина для подводной лодки. И в принципе там ничего страшного не должно произойти. Ну, вот, если там не было пожара, там или еще каких-то загазованностей отсеков, то с личным составом тоже в принципе ничего не должно произойти. Потому что она оснащена специальными системами живучести и специальными системами жизнеобеспечения личного состава. Поэтому есть химическая система регенерации воздуха, которая способна обеспечить в зависимости от количества запасов этих веществ, ну вплоть там до месяца, до двух".
О нем
Имена людей принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС // Чернобыль и Припять. – Режим доступа: http://pripyt-chaes.ucoz.ru/ne...-06-13-218 . – Дата доступа: 25.08.2015. Ликвидаторы-добровольцы принимавшие участие в ликвидации последствий аварии: Список В списке: Данилян Валерий Аршакович – г. Химки
Роль химического факультета в деле подготовки офицерских кадров Военно-Морского Флота (к 60-летию создания факультета радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Военно-Морского инженерного института (ВМИИ)) / А.А. Аникин, Е.А. Константинов и др.; Журналистская обработка В.Г. Кондратьев // Экология и ядерная энергетика: Научно-технический сборник. – 2004. - № 1 (14). - С. 91 – 101.
Штефанов, Д.Б. Умер Валерий Аршакович Данилян - выпускник 1970 года - класс радиохимиков: [Некролог] // К-460 : форум ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-460. – 2011. – Режим доступа: http://k460.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=210 . – Дата доступа: 25.08.2015. Умер Валерий Аршакович Данилян - выпускник 1970 года - класс радиохимиков. Служил на К-447 у Каленича. После событий 1975 года с носовой швартовной командой планировался с нами на первую боевую службу, ходил на контрольный выход. Я также служил с Валерой Даниляном в Беломорской вмб. Очень жаль! Выражаем самые искренние соболезнования родным и близким! Вечная ему память!
Джамалдинов, Тимур Зиятович. Валерий Аршакович Данилян - выпускник 1970 года - класс радиохимиков: [Некролог] // Система.RU [Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова]. – 2011. – Режим доступа:http://www.kvvmku.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=9550&sid=8d3046511679af61332fd8cd9885f57e . – Дата доступа: 25.08.2015. Валерий Аршакович Данилян - выпускник 1970 года - класс радиохимиков. Не в этом конечно суть. Очень жаль. Скорблю. Служили вместе в 41 дипл КСФ. Он на "К-447". Мне пришлось несколько раз его заменять. Потому знаю - в экипаже его очень уважали. Радовался когда он в академию поступил и когда успешно служил в штабах. Конечно, сильно подорвало его здоровье - это все события в Баку.
Опасны ли реакторы на дне? // Российский сайт ядерного нераспространения: Гражданский Центр ядерного нераспространения. – Режим доступа: http://nuclearno.ru/text.asp?6727 . – Дата доступа: 25.08.2015.
Ответить на этот вопрос можно, только рассекретив все аварии атомных подводных лодок По данным, опубликованным в открытой печати, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, без учета затонувшей недавно К-159, в заливах Новой Земли и Карском море захоронены 10 реакторов с невыгруженным ядерным топливом (ОЯТ) и одна экранная сборка ледокола "Ленин".
Сегодня о радиологической обстановке в районе затопления очередной АПЛ вряд ли можно сказать что-нибудь конкретное. Во-первых, необходимо взять пробы грунта и воды в районе затопления АПЛ. Во-вторых, исследовать герметичность как первого контура реактора, так и лодки в целом.
Опыт исследований в районе затопления "Комсомольца" показывает, что суммарная скорость выхода активности составляет примерно 20 кюри в год - это ниже теоретически предсказанной. Из этих данных специалисты сделали вывод о том, что сопротивляемость оболочек ТВЭЛов коррозии в морской воде достаточно высока.
Точку зрения тех, кто не склонен драматизировать ситуацию, поддержал в свое время и специалист Института безопасности и развития атомной энергетики РАН РФ, бывший начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Тихоокеанского флота Валерий Данилян. Незадолго до своей смерти он написал статью, в которой на основании результатов многих исследований сделал следующие выводы: 1. Утечки радионуклидов от затопленных объектов малы и локализованы в непосредственной близости от мест размещения этих объектов. 2. Обусловленные искусственными радионуклидами дозы незначительны по сравнению с дозами от природных источников. 3. Отсутствует необходимость сооружения дополнительных защитных барьеров около затопленных объектов с радиоактивными отходами.
Вряд ли с таким мнением согласятся независимые экологи. По мнению специалистов экологической организации "Беллона" (доклад от 1996 года), исследования АПЛ, которые находятся в отстое 5 лет после выгрузки активной зоны, показывают, что интегральная активность элементов оборудования ЯЭУ достаточно высока. При этом 90% долгоживущих радионуклидов сосредоточено внутри реактора. Обследования трехотсечных блоков с выгруженными активными зонами показали превышение допустимых значений уровней гамма-излучений.
Напомним, что на К-159 активная зона и отработавшее ядерное топливо НЕ выгружены, что само по себе представляет потенциальную опасность для окружающей среды.
Наверняка специалисты в ближайшее время решат, что делать с затонувшей АПЛ. Возможно, придут к выводу о необходимости ее подъема. (Хотя не исключено, что ближе к лету от этой идеи ввиду ее дороговизны придется отказаться.) Или предложат способ герметизации АПЛ (закачка геля с хитозаном - активным поглотителем солей тяжелых металлов).
Как бы там ни было, есть вещи, совершенно очевидные. Во-первых, необходимо навести порядок в Военно-морском флоте, в частности в вопросах, касающихся подготовки АПЛ к утилизации. Во-вторых, немедленно рассекретить ВСЕ аварии с АПЛ, чтобы каждый офицер и матрос знали, к чему может привести небрежное отношение к технике.
Хорошо бы, конечно, и руководству страны вспоминать о проблемах флота (который по своим боевым качествам уже давно не флот, а "фуфлот") не только в минуты вручения наград адмиралам и не только в часы катания на лодках в предвыборный период.
Ткачев, Юрий. Флот это не только байки // Проза.Ру . – Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/03/15/1623 . – Дата доступа: 25.08.2015. Упоминание. К слову сказать, я удостоверение ветерана подразделений особого риска получил случайно. В 1992 году, я был в командировке во Владивостоке (к тому времени я служил в бригаде охраны водного района на Сахалине) и, прибыв в химическую службу флота, увидел у нового начхима флота капитана 1 ранга Даниляна, других офицеров управления такое вот удостоверение.
Теракт на атомной субмарине: миф или реальность? Потенциальные объекты для теракта // Блог-дайджест Vyacheslavа Mazurenko. – Режим доступа: http://vnmazurenko.blogspot.com/2011/06/blog-post_3623.html . – Дата доступа: 25.08.2015. Упоминание.
Все атомоходы с невыгруженными активными зонами несут реальную угрозу людям и окружающей среде. Даже без происков злоумышленников. Но особую опасность имеют три аварийных атомохода, которые стоят в бухте Павловского. Уровни гамма-излучения и бетта-загрязнений на них значительно превышают предельно допустимые нормы. К тому же в последние годы проржавевшие, сгнившие корпуса субмарин стали давать течь, и эти атомоходы периодически пытаются затонуть. Как свидетельствовал в одном из интервью бывший начальник службы радиационной, химической и биологической защиты ТОФ капитан 1-го ранга Валерий Данилян: «...Никто не знает, как их (активные зоны из аварийных АПЛ. — Прим. авт.) выгрузить. Там большие уровни радиации. Идет процесс окисления корпусов. Самое страшное, если одна из таких бандур затонет здесь. Вот где нам придется раскошелиться — в тысячу раз больше, чем сейчас. Активная зона в процессе нахождения в ядерном реакторе разбухает, ее потом трудно вытащить». Из этого можно заключить, что и без террористов мы уже «заминированы», сидим на ядерной бочке. Осталось лишь поднести фитиль...
ДОПОЛНЕНИЕ 3.02.2024 г.
Евгений Малков : "Галя! Может тебе это интересно - фото выпускников-штурманов 1971 года. Братья - Шмельковы Юрий Иванович (слева) и Николай Иванович. В центре выпускник 1970 г. Данилян Валера (химик). Они вместе учились в школе на Баилове. Юра в 90-х преподавал в КВВМУ."
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Кукушкин Евгений Дмитриевич
Капитан 1 ранга Ветеран подразделений особого риска*
Родился 14 февраля 1953 г. в Казани.
Окончил: - 7 школа 1961—1969 гг. п. Курорт Боровое, Казахстан. - 11 школа 1969—1970 гг. г. Зеленодольск. - Каспийское Высшее Военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова (КВВМКУ имени С.М.Кирова) г. Баку. Инженер химик. 1971—1976 гг. - ВУНЦ ВМФ ВМА им. Н. Г. Кузнецова, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (бывш. МНА, ВМА им. А.А. Гречко) 1985 -1987 гг.
Служба: - КРС ВМФ при ВМА 1994 г. - РКР "Владивосток" 10 ОпЭск ТОФ 1976—1983 гг. - Ф/Х 79 Бсрк КТОФ 1983 – 1985 гг. - Ст. офицер РХБЗ КТОФ 1987 – 1988 гг. - Начальник службы РЗБЗ Пр. Фл. рс КТОФ, г. Фокино 1988 – 1998 гг.
- Начальник бюро маркетинга, ОАО "ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПКБ" 1999 – 2001 гг. - Начальник отдела экспорта, ФГУП "ПО "Завод имени Серго" (POZIS) г. Зеленодольск 2000 - 2006 гг. - Зам. нач. управления по маркетингу экспортных кораблей и судов. ССЗ им. А.М. Горького г. Зеленодольск 2006 – 2007 г. - Менеджер, сервис менеджер а/ц "Хонда" ООО ТАТТРАНСКОМавто" (Сапсан) г. Казань 2007 – 2011 гг. - Полностью пенсионер с 2011 г.
*Ветеран ПОР Удостоверение серии: ОРЦ № 006780 от 31. 03. 1995 г.
О нем
Ульянич, В.А. В кругах «Минска». — Радужный: Владимирская офсетная типография, 2005. — 304 с. С. 283. Стихотворения, посвященные Евгению Кукушкину.
4. “Д А Т С К О Е“, Ш У Т Е Й Н О Е. Всегда возмущало, когда близкие друзья вдруг начинали произносить пожелания штампами служебных и партий/ных характеристик: снискал уважение…, добросовестно способствовал…, любое из порученных дел… и т.д. Когда на представлении у начальника химической службы флотилии, моего друга, Евгения Кукушкина полилась мутная река сло/вословий, за минут двадцать пять родилось вот это.
КУКУШКИН – КАПРАЗ! (Диалог тихасских подружек). – Вы слыхали, подружки? Вот те на, вот те раз! Говорят, что Кукушкин Не мужик, а капраз. Я смутилась, в натуре! Слёзы прямо из глаз. Объяcните, мне – дуре, Что такое – капраз? – Дура, Манька, ты – честно, Хоть под блузкой – вагон. А капраз – это, если Три звезды на погон. Ну, ещё там петлицы, Кепка с ручкой могёт, Ну, морщины на лицах И, конечно – живот. – Про петлицы не помню (Кабы раньше-то знать!). Приходил ровно в полночь, Сразу лез на кровать. Вроде были все зубы, И спина – без морщин. Говорил, крепко любит, Что, вообще – дворянин. Говорил, что в пампасах * Начинал свою жизнь. Да! На плавках лампасы Точно были, кажись. – Рассмешила, зараза. Я от смеха рожу. Что такое капразы, Я тебе расскажу. Мне – и нежной, и слабой – Снять сподобились стресс Два капраза из штаба, Из ПрФл РС.* Позвонили нежданно (Ну, и что ж – не жульё), А сама – прямо в ванну И меняю бельё. Я от неги застыла, Затуманился мозг… Эти ж гады за “шилом“ Посылают в киоск. Принесла, наливаю (Пить помногу – постой!) И призывно моргаю: Ну, орлы, кто же мой? А они ещё круче (Ну, ни дать и ни взять!): Клинтон – сидор вонючий! Тэтчер – страшно сказать!.. Улеглись на рассвете Там же, где кто и пил. Через форточку ветер Седину шевелил. – Ну, спасибо, подружка! Успокоила враз. Знаю точно: Кукушкин Мой – совсем не капраз. Рада я непомерно. Всем по полной налей! Мой Евгений, наверно, Ещё только – старлей!
Е. КУКУШКИНУ – 50. Пусть не все участки тела Подозрительно висят, Не боись, вступая смело, В возраст, типа, пятьдесят. Пусть не виснут руки. Это… Ну, хотя бы, иногда, Чтоб шевроны к эполетам Поднимались без труда. Чтоб росли в зарплате числа И стояли – О#ГО#ГО!!! Чтоб рентабельность не висла В фирме имени Серго. Не на то даны нам мысли, Чтобы падать от проблем, В них вопрос стоит, как дышло: Где, когда, почём и с кем? В сотый раз сказав: Налейте! – Падать незачем под стол. Это значит – личный рейтинг Есть устойчивый, как кол. Это, в общем, знает каждый, И забыть нам – не судьба, Что живот висит – не страшно, Даже пусть висит губа! Ведь не зря тогда подружки Твой отметили талант, Что Евгений-свет Кукушкин – Вечный старший лейтенант. Будь здоров и крепок духом. Знай, надейся, не грусти: Флот воскреснет, словно муха, То#есть, Феникс, ну прости. Знаешь, как#то я заметил: В слове этом – ВЕТЕРан – Корень, вроде как, от ВЕТЕР И, конечно, не от РАН. С наших лет мы снимем стружку За столом не за одним. И, конечно, Е.Кукушкин, От души поговорим. А сейчас отсюда слышу, Как гудит от танцев пол, Как пульсирует и дышит, И поёт Зелёный Дол!
Евгений Кукушкин в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть. – Режим доступа: http://ok.ru/yevgeny.kukushkin . – Дата доступа: 26.08.2015. Родился 14 февраля. Родной город – г. Казань, Россия. Город проживания – г. Зеленодольск (Зеленодольский район), Россия. В браке с Еленой Кукушкиной. 7 школа 1961—1970 11 школа 1969—1970 ВУНЦ ВМФ ВМА им. Н. Г. Кузнецова, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (бывш. МНА, ВМА им. А.А. Гречко), аКОС 1985—1987 Каспийское Военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова (КВВМКУ имени С.М.Кирова) 1971—1976 10 ОпЭск ТОФ 1976—1984 РКР "Владивосток" 1976—1984 81259 1987—1989 20885 1988—1998 Ст. офицер РХБЗ ТОФ, штаб КТОФ с 1977 Нач. бюро маркетинга, ОАО "ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПКБ" 1999—2001 Начальник отдела экспорта, ФГУП "ПО "Завод имени Серго" (POZIS) 2000—2005.
Евгений Кукушкин в Контакте // В Контакте. – Режим доступа: http://vk.com/kukued . – Дата доступа: 26.08.2015. День рождения:14 февраля 1953 г. Родной город:Казань, Зеленодольск Семейное положение:женат Образование:AAHM (АВВУ им. Алиева (бывш. БВОКУ, КВВМКУ им. Кирова)) '76
Киселев, В.А. Служба особого риска (К 90–летию службы РХБ защиты Тихоокеанского флота). - Санкт-Петербург : Супер Издательство, 2023. - 276 с. цв. фото.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ!
Благодарю капитана 1 ранга Кукушкина Евгения Дмитриевича за предоставленную информацию.
На 80-летие Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. 7 декабря 2019 г. Санкт-Петербург.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Шапошников Николай Викторович
Капитан 2 ранга Ветеран подразделений особого риска.
Родился 3 марта 1959 г. Окончил в 1981 г. химический факультет Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. После окончания училища, назначен командиром взвода дозиметрического контроля и связи в 5-ю отдельную роту химической защиты 55-й дивизии морской пехоты КТОФ. 10 августа 1985 г. у причала 30-го военного судоремонтного завода при ведении плановой перезагрузки активной зоны ядерного реактора ПЛ К-431 произошла ядерная авария. Николай Викторович принимал непосредственное участие в составе двух расчетов специальных машин химических войск АРС-14 в ликвидации ядерной аварии в бухте Чажма на подводной лодке К-431, причале и территории 30-го военного судоремонтного завода. 1986 – 1988 гг. - назначен в Химическую службу ТОФ - офицером по эксплуатации и ремонту средств химического вооружения. 1988 - 1990 гг. - начальник химической лаборатории на 2022 центрального склада Вис РХБЗ ВМФ (г. Ульяновск). 1990 г. - командир в/части 27022 Тихоокеанский флот (Шкотово-17). 1993 г. – заместитель НХС Приморской флотилии РС ТОФ. 1996 г. - командир в/ч 95138 ( 2022 Центральный склад Вис РХБЗ ВМФ). В 2004 г. уволился в запас. Далее работал инженером, потом начальником отдела утилизации ВиС РХБЗ, начальником отдела учёта и хранения имущества(РХБЗ) гражданской обороны Службы гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области, директором ООО " Симбирск Спецзащита" и "Передвижная химическая лаборатория". Федеральный эксперт по вопросам ГО и ЧС.
Награды. Орден Мужества, девять медалей, грамоты Главнокомандующего и начальника Главного штаба ВМФ. Памятный знак «Защитнику отечества от радиационных катастроф».
Семья. Жена Ольга. Два сына (1980 и 1984 г.р.).
О нем
Книга памяти участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф: Ульяновская область. – Ульяновск, 2011. – 256 с. ПОСВЯЩЕННАЯ МУЖЕСТВУ ГЕРОИЗМУ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ Редакционная коллегич: Васильев Анатолий Александрович, министр труда и социального развития Ульяновской области; Барышов Евгений Александрович, Бурмистров Владимир Борисович, Жибитенко Валерий Яковлевич, Кудинова Зинаида Алексеевна, Овсянникова Лариса Юрьевна, Пряхин Николай Витальевич. С. 98. Шапошников Николай Викторович. Капитан 2-го ранга запаса, ветеран Вооруженных Сил, ветеран подразделений особого риска, кавалер ордена Мужества, награжден 9 медалями, грамотами главнокомандующего и начальника Главного штаба ВМФ. В 1985 году в должности командира взвода 5-й отдельной роты химической защиты 55-й дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота принимал непосредственное участие в составе двух расчетов специальных машин химических войск АРС-14 в ликвидации ядерной аварии в бухте Чажма на подводной лодке К-431, причале и территории 30-го военного судоремонтного завода. 10 августа 1985 года у причала 30-го военного судоремонтного завода при проведении плановой перезагрузки активной зоны ядерного реактора подводной лодки К-431 произошла ядерная авария. Взрыв на К-431 считается самой тяжелой ядерной аварией нашего флота.
Аварийная К-431 в бухте Павловского.
Николай Шапошников в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть. – Режим доступа: http://ok.ru/nikolay.shaposhnikovykvasyuk . – Дата доступа: 28.08.2015. Родился 3 марта. Родной город – г. Петровск, Россия. Город проживания – Ульяновск, Россия. В браке с Ольгой Шапошниковой. 3 школа 1966—1976 6 школа 1976—1976 55 дивизия морской пехоты 1981—1986 30926 55дмп 1981—1986 81259 1986—1988 30860 Штаб флотилии 1990—1996 27022 1990—1993 20885-А 1991—1996 штаб КТОФ 1986—1988
Николай Викторович, спасибо Вам большое за присланную биографию!
ДОПОЛНЕНИЕ 14.11.2023 г.
Передвижная химическая лаборатория в Ульяновске. Днем рождения передвижной химической лаборатории ИП Шапошников Николай Викторович является 13 июля 2005 года. Лаборатория создана выпускником 1981 года химического факультета КВВМКУ им. С.М. Кирова, прослужившего в частях РХБЗ ТОФ, и центрального подчинения – 28 лет. После увольнения в запас , проработавшего начальником отдела утилизации ВиС РХБЗ в части ВМФ центрального подчинения и начальником отдела РХБЗ областной региональной структуры МЧС РФ. Мы не стоим на месте и развиваемся. Являемся официальным дилером АО «Сорбент», АО «Тамбовмаш», ООО «Технологии охраны и здоровья». Нашими постоянными клиентами стали подразделения АО «Росатом», АО «Газпром», АО « Роснефть», Минпромторг РФ, Минздрав, Росавиации, Министерства образования и науки и многие др. Мы работаем по безналичному расчёту. Во избежание закупок изделий контрафактного происхождения рекомендуем сотрудничать с заводами – производителями, или их официальными дилерами , т. е с нами. С уважением Николай Шапошников. 29 ноября 2020 г.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане