На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Выложить фото технически не могу, но расшифровка точная. Такую приписку в ревизских сказках встречал еще один раз по отношению к другому человеку. Речь о сословной принадлежности этих людей. Может быть, посоветуете что-то почитать?
--- Быковы - Астраханская область, Шехиревы - Уватский район Тюменской области
Неоднократно встречал в 4 ревизии (в т.ч. по отношению к своим "двоюродным" ветвям) надпись поверх сведении о семье другим пером "дворянской", или "по дворянской" (правда без "сельской"). После этого данная семья пропадает из дальнейших ревизий... Рискну предположить, что это те, кто воспользовался возможностью восстановить дворянство. Тем более что обычно как раз у этих семей помимо домочадцев были и крестьяне (порой довольно много).
Здесь, наверное, не тот случай. В дворянстве эта семья Шехиревых "не замечена" - восстанавливать нечего, крестьян у них тоже не было. Склоняюсь к версии, что определение "дворянский, сельский" все-таки относится к однодворцам. Возможно, сам Артемий Ермолаев Шехирев, о котором идет речь, или его отец за службу, за какие-то заслуги получили надел земли. Таких на окраинных землях Центральной России и называли однодворцами, но поскольку в Сибири это не было распространенным явлением, то их и "обозвали" дворянами, но сельскими. Шехиревы при этом как были в предшествующих поколениях ямщиками, так ими и оставались до перевода в государственные крестьяне. В имеющейся литературе о таком определении ничего не нашел, может быть, оно существовало только на бытовом уровне.
--- Быковы - Астраханская область, Шехиревы - Уватский район Тюменской области
Хочу еще немного добавить про известных потомков однодворческих родов.
Нил Валерьевич Ушако́в (латыш. Nils Ušakovs; род. 8 июня 1976, Рига, Латвийская ССР, СССР) — латвийский политик, мэр города Рига с 1 июля 2009 года. В 2006—2009 гг. был депутатом парламента. Председатель политического объединения «Центр согласия».
так называемый " ...налог кровью ..." наложенный на служилых людей ( в том числе и однодворцев ) 16 , 17 и 18 веков -- сделал небольшой анализ некоторых семей и получил интересные данные
Плавск Тульской обл. Сообщений: 1915 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2466
Наверх##29 декабря 2016 13:1029 декабря 2016 17:56
три поколения семьи дипломатов КАРЛОВЫХ -- так же возможно потомки известного однодворческого рода КАРЛОВЫХ ( фамлия однодворцев и детей боярских КАРЛОВЫХ встречались мне по Ливенскому , Елецкому , Мценскому , Ефремовскому , Землянскому и Мещерскому и другим уездам ( по Ельцу например в 17 веке служил сын боярский - САВЕЛИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ сын КАРЛОВЪ его отец елецкий сын боярский ЕМЕЛЬЯН МАРКОВ сын КАРЛОВ помещик Елецкого уезда в 1626 году ) -- про елецких однодворцев КАРЛОВЫХ в своей работе " .Кризис служилого землевладения Московского государства 17 в." упоминал липецкий историк Д. Ляпин ..... Показательна судьба помещика Е.М. Карлова, на земле которого в 1628 г. проживало четверо крестьян. В Переписной книге 1646 г. он проживает в том же селе, но уже с одним бобылем. Еще очень много фактов свидетельствуют в пользу того, что многие мелкие помещики постепенно теряли своих крестьян. Однако нет сомнений, что до середины XVII столетия однодворческое состояние для помещиков было временным....... А в Землянском уезде в в селе Калабино 1795 году проживало целых 18 семей однодворцев КАРЛОВЫХ ( ПЕТР ФИЛИППОВ сын КАРЛОВЪ , ФЕДОР ЯКОВЛЕВ сын КАРЛОВ , АНДРЕЙ ЗАХАРОВ сын КАРЛОВ ......и другие ) -- видимо они потомки ЗАХАРА КОНДРАТЬЕВА сына КАРЛОВА сына боярского и помещика Землянского уезда в 1684 году .
В подписанном главой государства Указе — такие строки: «За проявленные стойкость и мужество на посту Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике, большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации присвоить звание Героя Российской Федерации КАРЛОВУ АНДРЕЮ ГЕННАДЬЕВИЧУ (посмертно)».
Карлов Андрей Геннадьевич родился 4 февраля 1954 года в Москве. По собственному признанию: «Я представитель третьего поколения в нашей семье, которое работает на дипломатической службе. Мой дед пришёл на работу в МИД в январе 1922 года. Я рос в семье дипломата, и пример моих родителей имел для меня большое значение». Карлов в МГИМО упорно изучал Корею, её историю и язык. В 1976 году окончил факультет международных экономических отношений МГИМО МИД СССР и с того же года - на дипломатической службе. В 1976—1981 и в 1984—1990 годы — работал в Посольстве СССР в КНДР. Владел корейским и английским языками. В 1992 году окончил Дипломатическую академию МИД России. С 1992 по 1997 годы работал в Посольстве России в Республике Корея (Южная Корея). С 9 июля 2001 по 20 декабря 2006 года — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике. Содействовал строительству православного Троицкого храма в Пхеньяне. 13 августа 2006 года в день освящения храма митрополитом Кирилл (Гундяевым) награждён орденом преподобного Серафима Саровского III степени. В 2007—2009 годах — заместитель директора консульского департамента МИД России. С 26 января 2009 по 12 июля 2013 года — директор консульского департамента МИД России. С 12 июля 2013 года до конца жизни — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Турецкой Республике.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, лично знавший покойного, отметил в интервью РИА Новости, что «Андрей Геннадиевич был высокопрофессиональный дипломат, прекрасный, очень отзывчивый человек и православный христианин. Думаю, все верующие, знавшие его, будут молиться о его упокоении. Святейший Патриарх Кирилл его лично хорошо знал и ценил». Он рассказал о венчании Андрея Карлова, который в 2001-2006 годах был послом РФ в КНДР, десять лет назад в Пхеньяне, в Троицкой церкви, тогда только что освященной митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. «Андрей Геннадиевич звонил мне, когда Ким Чен Ир впервые высказал идею построить в Пхеньяне православный храм (в 2001 году во время поездки по России лидер КНДР посетил православный храм в Хабаровске и дал указание возвести похожий в столице Северной Кореи – РИА Новости). Потом Андрей Геннадиевич очень много сделал, чтобы этот храм в Пхеньяне появился. И после того, как летом 2006 года он был освящен, в нем состоялось венчание посла и его супруги Марины Михайловны. Помню, как трогательно они заботились тогда о митрополите Кирилле, о делегации Русской Православной Церкви в Пхеньяне. И дома у них была очень теплая атмосфера. И после он продолжал заботиться о храме. Чтобы храм был украшен, чтобы верующие приходили в него, сам ходил на службы, приглашал сотрудников посольства, дипломатов из других православных стран в Пхеньяне. Чтобы в Троицком храме в столице атеистического государства была жизнь», — отметил отец Николай Балашов. По его словам, Андрей Карлов взаимодействовал с Церковью и после, когда был директором консульского департамента МИД, и став послом России в Анкаре. «Он заботился о духовных нуждах наших соотечественников. В марте 2014 года он организовал встречу соотечественников с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На ней обсуждались, в том числе, вопросы сохранения русского исторического наследия в Турции. Знаю, что Андрей Геннадиевич обращался к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой содействовать в духовном окормлении русских православных верующих, которые проживают в столице Турции. Я лично с ним неоднократно обсуждал эту тему», — добавил отец Николай. На вопрос о самом факте убийства посла России собеседник агентства ответил: «Думаю, это напоминание о том, что служба русского дипломата не только ответственна, но и опасна». По его словам, Николай Карлов «закончил свою жизнь, стараясь служить лучшему взаимопониманию между нашими народами» — рассказывая о выставке, на которой была представлена Россия глазами ее турецких гостей. «Понятно, что это совершено теми, кто хотел бы раздора между Россией и миром ислама. Мы уверены, что им не удастся достигнуть этой цели», — заключил отец Николай Балашов.
Некоторые эксперты считают, что теракт организован спецслужбами Саудовской Аравии, за которыми торчат уши Обамы и других «штатовских демократов», кому наши успехи в Сирии и деловое сближение с Турцией — смерти подобны. Владимир Путин заявил, что наш ответ — еще более эффективное уничтожение террористических формирований, поддерживаемых «демократической администрацией» США. Глава Турции заверил, что он не поддастся давлению и только усилит курс на сближение с Россией.
20 декабря 2016 года глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что улица в Анкаре, на которой находится посольство России, будет названа именем погибшего. Мэрия Анкары приняла решение назвать выставочный зал в Центре современного искусства, в котором был застрелен Андрей Карлов, в его честь. Учёный совет МГИМО учредил именные стипендии и премии им. А. Г. Карлова для студентов и преподавателей университета, занимающихся восточной проблематикой. Кроме того, имя посла будет также присвоено дипломатическому клубу МГИМО.
еще один представитель однодворческого рода КАРЛОВЫХ -- это уроженец Ефремовского уезда , Старо- Казачей волости деревни Уродока ( ныне Заречье Ефремовского района Тульской обл. ) -- герой Советского Союза . генерал- майор ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ КАРЛОВ [ Изображение на стороннем сайте: 9b9bebfc2edc.jpg ]
герой Советского Союза генерал-майор Ф. В. Карлов из деревни Заречье (Уродовка Староказачей волости Ефремовского уезда Тульской губ)), уже в гражданскую командовал партизанским отрядом. А в годы Великой Отечественной стоял во главе отличившихся стрелковых соединений. Так, он командовал 163-й стрелковой дивизией, получившей после освобождения Киева наименование Ромненско-Киевской и награжденной четырьмя орденами.
Откуда сведения Виктор? Среди однодворцев старообрядцев было немного.
[/q]
Но и немало. У меня например ветка ММЖМ Михайловых-Тарасовых такая. Причём их целое село и ещё в 7-ми сёлах ответвления. А по Белгородскому и Корочанскому уезду было более 20-ти таких семей-кланов старообрядцев. Причём "поморского согласия".
Правда, это не означает что Нил автоматом из однодворцев, хотелось бы подтверждение увидеть, а то Ушаковы -- достаточно распространённая фамилия, в том числе и не среди однодворцев.
три поколения семьи дипломатов КАРЛОВЫХ — так же потомки известного однодворческого рода КАРЛОВЫХ
[/q]
Андрей, а есть подтверждение этому в виде родословной или это пока гипотеза на основании совпадения фамилий посла и детей боярских Карловых из Мценска, Ливен и Ельца?
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.