ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

"На войне музы могли жить по совместительству"

Северо-Западный фронт

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Стаднюк Иван Фотиевич
file.php?fid=777030&key=1055519010
Родился 8 марта 1920 года в селе Кордышевка (ныне Винницкий район, Винницкая область, Украина) в крестьянской семье.
В 1939 году поступил в Украинский институт журналистики, но в этом же году призван в армию. В 1941 году окончил военно-политическое училище. Во время Великой Отечественной войны — сотрудник фронтовых газет. В 1957 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института.
Печатался с 1940 года. Член СП СССР с 1954 года. Член правления СП РСФСР (1965) и СП СССР (1971).

Задуманное Стаднюком огромное эпическое произведение, роман «Война» доведён лишь до июля 1941 года (в 3-й книге).
Был заместителем главного редактора журнала «Огонёк» в 1965—1972 годах. В 1970-х гг. являлся членом редакционной коллегии журнала «Советский воин».
В 1980-х годах входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг». Был секретарём Московской писательской организации.

В 1993 году опубликовал мемуары «Исповедь сталиниста».

Член ВКП(б) с 1940 года.

Умер 30 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Из наградного листа на старшего политрука Стаднюка Ивана Фотиевича, при присвоении ему ордена Красной Звезды: "В боях в Западной Белоруссии, будучи в окружении организовал 36 красноармейцев и действовал с ними, как партизанский отряд. В стычках с фашистами группа уничтожила до сотни фашистов, сожгла 8 автомашин с различным немецким грузом. Товарищ Стаднюк лично вынес из-под огня раненого капитана тов.Киляшкина из 209-й мотострелковой дивизии и этим спас его жизнь. Всю группу вывел из окружения и сдал на сборный пункт в городе Могилёве в конце июля 1941 года."
Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями и Государственной премией СССР (1983) — за роман «Война».

Автор романов "Война", "Москва 41-й", сборников рассказов, повестей и киносценариев, в том числе "Максим Перепелица", "Ключи от неба", "Служу Советскому Союзу", "Меж высоких хлебов", "Война на западном направлении".
22.jpg

Из воспоминаний командира 182 сд В.М.Шатилова "А до Берлина было так далеко"

Человеческая память не всегда прочна в фиксации времени: когда именно, в какой день и час происходило то или иное событие... Но само событие и причастные к нему люди запечатляются в воспоминаниях куда надежнее. Батальонный комиссар Иван Стаднюк хорошо запомнился мне по Северо-Западному фронту. Первое наше знакомство состоялось на командном пункте 27-й армии, кажется, тогда, когда после отъезда командарма генерала Озерова прибыл новый командарм генерал Трофименко и стал приглашать нас, командиров дивизий, для совместной оценки оперативной обстановки на разных участках в полосе армии.

Я. сидел в "предбаннике" землянки начальника штаба армии генерала Лукьянченко, дожидаясь приглашения к начальству. В это время из бревенчатого кабинета генерала стремительно вышел чем-то расстроенный батальонный комиссар лет двадцати двух, веснушчатый, с курчавой рыжеватой шевелюрой и с боевым орденом на груди. Пряча в планшетку блокнот, он, ни к кому не обращаясь, сетовал: "Я один представляю в армии три газеты - "Комсомолку", фронтовую "За Родину" и нашу армейскую -' "Мужество", где нахожусь в штате. А у начальства не хватает времени растолковать корреспонденту, что происходит в полках дивизий и к чему надо призывать печатным словом фронтовиков. Топай, мол, в землянки к оперативщикам и разведчикам, они растолкуют все в подробностях. А когда наведываются журналисты из Москвы, то с ними находится время и чаи гонять!.."

Меня, признаюсь, развеселила запальчивость корреспондента и его столь глубокая уверенность в значимости тех обязанностей, которые он выполняет в действующей армии. Но молодость есть молодость, и, щадя самолюбие батальонного комиссара, я предложил ему: "А ты почаще бывай в моей 182-й дивизии, да и ко мне на наблюдательный пункт заглядывай, Я покажу тебе в деталях передний край немецкой обороны - сам многое поймешь".

"Ха-ха, - не очень учтиво засмеялся корреспондент. - Да я уже почти во всех ваших полках бывал. Первая моя корреспонденция из вашей дивизии - о Гене Дроздове, юном разведчике. Читайте в первом номере газеты "Мужество".

И тем не менее я вновь пригласил батальонного комиссара в нашу дивизию, понимая, что от газетчиков часто и во многом зависит известность героев, отличившихся в боях, тем более, что мне вспомнились корреспонденции Ивана Стаднюка в "Комсомольской правде" о том, как зенитчики и бойцы переднего края, ведя огонь по "юнкерсам", снабжавшим окруженную 16-ю немецкую армию фон Буша в районе Демянска, наносили воздушным транспортникам немалые потери.

И вот батальонный комиссар И. Стаднюк подробно описал и подвиг командира танкового десанта старшего лейтенанта Петра Шлюйкова из нашей дивизии. За этот подвиг Петр Шлюйков, как я уже рассказывал, был удостоен звания Героя Советского Союза.

И еще мне хочется заметить, что в своих ранних военных повестях и рассказах, как я убедился после войны, Иван Стаднюк изобразил немало боевых ситуаций, происшедших на Северо-Западном фронте в полосе нашей 27-й армии, в том числе и 182-й дивизии.

http://litlife.club/br/?b=39154&p=60

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
http://kinoart.ru/archive/2000/05/n5-article27

Они снимали «За Родину!»

Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов, -- это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки, 400 "Союзкиножурналов", 65 выпусков "Новостей дня", 24 событийных спецвыпуска, 67 короткометражных документальных фильмов и 34 полнометражных. Фонд был организован и снят Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ), единственной киностудией, награжденной боевым орденом Красного Знамени. С первого дня войны ЦСДФ начала создавать мобильные фронтовые киногруппы. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый четвертый, ранен или контужен каждый второй.
В сущности, фронтовые операторы были добровольцами. На фронт шли, отбиваясь правдами и неправдами от брони. В тылу тоже очень нужные материалы по теме "Все для фронта, все для победы" снимали комиссованные по состоянию здоровья, но большинство считали необходимым работать именно на передовой. В боях каждый шаг требовал героизма, но сплоченная фронтовым братством операторская каста не любит такие разговоры. Они просто честно исполняли свой профессиональный долг.

Анатолий Михайлович Рубанович 19 марта (по другим данным – 11 апреля) 1909, Ново-Николаевск (ныне — Новосибирск) — 9 февраля 2004, Москва. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член ВКП(б) с 1940 года. Член СК СССР с 1980 года.
В 1927 — 1931 — инструктор в школе рабочей молодёжи.
В кино с 1934 года. В 1936 окончил операторский факультет ГИКа.
В июле 1936 — октябрь 1937 — служба в РККА.
С 22 октября 1937 года на Московской (затем Центральной) студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Работал в группе Романа Кармена, снимавшего фильм о летчиках Северо-Западного фронта, участвовал в боевых вылетах, снимал Черняховского, получившего тогда звание генерал-майора, снимал московский парад 7 ноября 1941 года. Позже работал в Китае, потом в Карелии.
На 2-м Украинском фронте были отсняты сюжеты об освобождении Черновиц, Львова, Кишинева, Бухареста, Будапешта, часть которых вошла в фильм "Победа на Юге". Далее был Забайкальский фронт и сюжеты о пленении японского генерала Ямадо, о разоружении японской армии и об освобождении Харбина.
С июля 1941 — оператор киногрупп Северо-Западного, Северо-Кавказского фронтов.
С 22 мая 1943 года находился в командировке в Китае.
С марта 1944 — оператор киногруппы Карельского фронта; киногруппы ВВС РККА.
С июля 1944 — оператор киногруппы 2-го Украинского, Забайкальского фронтов.
С ноября 1945 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С февраля 1946 — оператор Закавказской студии кинохроники.
Позже работал в ЦНИИ экономики и информации цветной металлургии.
1944 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1944 — Орден Красной Звезды
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды
1945 — Орден Отечественной войны II степени
1985 — Орден Отечественной войны II степени
file.php?fid=403284&key=52064426 file.php?fid=773756&key=1127810047
На фото: А.Рубанович
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

file.php?fid=487537&key=1365317171
http://csdfmuseum.ru/names/242...0%98%D0%A7

Константин Ильич Широнин, советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 27 декабря 1912 года. В 1936 году окончил ГИК. Работал на Иркутской и Свердловской студиях кинохроники, кинофабрике «Москинохроника».
Фронтовой оператор. В 1942-1945 годах - на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском, 2-м Белорусском фронтах. Тяжелое ранение на Одере сделало его инвалидом войны. У него два ордена Отечественной войны -- 1-й и 2-й степени и 8 медалей.
После войны - оператор Центральной студии документальных фильмов. Член ВКП(б) с 1948 года. Скончался в 2003 году.
file.php?fid=485783&key=276574774
На фото: К.Широнин, СЗФ, 1943
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

Фролов Александр Иванович
Родился 1 (14) августа 1904 года. В 1929 году окончил ГТК, после чего начал работу в кино.
С 1941 года оператор Северо-Западного фронта, оперативной группы ЦСДФ и 2-го Украинского фронта. Снимал в партизанских отрядах.
В 1946—1949 годах — оператор Ташкентской киностудии, с 1950 года — на Алма-Атинской киностудии. Снимал также научно-популярные фильмы. Умер 25 июля 1962 года.
Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Разгром Японии» (1945).
Сталинская премия третьей степени (1952) — за фильм «Советский Казахстан» (1951).
орден Отечественной войны I степени (11.5.1945)
орден Красной Звезды (18.2.1944)
медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
Умер 25 июля 1962 года.
file.php?fid=773761&key=1334493730
На фото: А.И.Фролов
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

file.php?fid=487536&key=1537028764
Фронтовой кинооператор А.И. Фролов во время проведения киносъемки на одной из улиц г. Будапешта

Борис Маркович Эйберг, советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1904 - 1995.
Фронтовой оператор, инженер-капитан кино-корреспондент-оператор киногруппы Политуправления Северо-Западного и других фронтов. За съемки обороны Севастополя, боевых действий, бойцов и командиров Северо-Западного фронта, боевых действий партизанских отрядов награжден орденом "Красная Звезда" и медалью "За боевые заслуги".
[6545058.jpg
Командующий Приморской армией генерал-майор И.Е.Петров и командир 345-й стрелковой дивизии полковник Н.О.Гузь на переднем крае обороны, 1942. Фото Бориса Эйберга.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/group/operator/
https://goskatalog.ru/portal/#...xists=true
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Блинков Александр Александрович - художник 2-й Партизанской бригады и Северо-Западного фронта

264px-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

Александр Александрович Блинков родился 12 января 1911 года в станице Лозовая Харьковской губернии на Украине. В 1932—1939 учился на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В 1939 окончил институт по мастерской батальной живописи Р. Р. Френца с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Первая Конная под Воронежем» (музей Академии художеств в Петербурге).

Участвовал в выставках с 1939 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

С началом советско-финляндской войны художник был командирован политуправлением Ленинградского Военного округа для сбора художественного материала на Карельский перешеек, в действующую армию, где провел четыре месяца. Свой первый «художественный бой» Блинков принял зимой 1940 года. Итогом зарисовок финской войны стала картина «Взятие Выборга Советскими войсками 12 марта 1940 года», ставшая очень популярной и растиражированная на почтовых открытках. Тогда же, в 1940 году, Александр Блинков был принят в Ленинградский союз художников (ЛОСХ).
regnum_picture_14484991622829946_small.jpg
«Взятие Выборга Советскими войсками 12 марта 1940 года»

23 июня 1941 года, на следующий день после известия о начале Великой Отечественной войны, Александр Блинков добровольцем вступил в народное ополчение и несколько месяцев был на передовой, командиром батареи под Павловском. Но вскоре из-за травмы руки, полученной еще в детстве, его отправили в тыл, в распоряжение Ленинградского Союза художников.
file.php?fid=487550&key=168973554
"Переход из Таллина в Кронштадт"

Многие ленинградские художники ушли на фронт, а негодные к строевой остались в блокадном городе не у дел. По специальности «художник» на фронт взяли единицы – самыми востребованными творческими профессиями были писатели, журналисты и кинематографисты, разъехавшиеся по фронтам в качестве военкоров и операторов кинохроник. И если в первые дни войны в ЛОСХе активно работали творческие бригады по созданию актуальных и мобильных жанров – плакатов, политических карикатур, то начавшаяся с сентября 41-го блокада постепенно стала рассеивать эти «творческие бригады»: силы у людей таяли. По привычке, художники еще какое-то время собирались в холодном, нетопленом здании ЛОСХа, что на ул. Герцена; многие приходили сюда умирать…

Александр Блинков пережил первую, самую страшную блокадную зиму 1941-42 гг. День 18 марта 1942 года он запомнил на всю жизнь: его вызвали в Смольный – предложить работу. Сказать, что он обрадовался – значит, ничего не сказать: это был хлеб. В приемной его провели прямо в кабинет Михаила Никитича Никитина, первого секретаря Ленинградского обкома партии, с начала войны возглавлявшего областной штаб партизанского движения (его не только партизаны, но и ленинградские художники долго помнили – многие из них были обязаны ему жизнью в самом прямом смысле).

– У партизанского штаба возникла необходимость в оперативном сборе художественного материала, нам нужен профессиональный художник-баталист с опытом работы в экстремальных, боевых условиях, поэтому руководство ЛОСХа и предложило вашу кандидатуру – участника финской войны, мастера спорта по стендовой стрельбе.

К началу 1942 г. партизанское движение на ближних подступах к Ленинграду было ослаблено тяжелой обстановкой в полосе Ленинградского и Волховского фронтов, и главным районом действий партизан стали южные районы Новгородской области. Летом 1941 г. была создана 2-я Ленинградская партизанская бригада под командованием бывшего начальника новгородского Дома Красной Армии старшего политрука Н.Г. Васильева, объединившая разрозненные отряды. В конце июля бригада перешла линию фронта и начала борьбу в тылу врага под Старой Руссой. К концу 1941 г. бригада Васильева в жесточайших боях освободила от оккупантов местность к юго-западу от Старой Руссы (новгородские и псковские земли - Белебелковский, Поддорский, Дедовичский, Дновский районы). Благодаря освобождению этих районов был создан первый в истории войны обширный Партизанский край. Эта «незамиренная» территория» площадью в 11 тыс кв. км. простиралась на 120 километров вдоль линии фронта и до 90 километров вглубь. На военных картах Край обозначался как «квадрат 28-31». В крае была ликвидирована фашистская администрация и оккупационный режим – в более чем 400 населенных пунктах в тылу вражеских войск действовали советские законы, работали органы Советской власти, школы, госпитали, издавались газеты. В марте 1942 г. жители Края совершили невозможное: через линию фронта они доставили в осажденный Ленинград обоз из 200 подвод с продовольствием.
28877?originalName=3367719.jpg
Художник Блинков отправился в Партизанский край с делегатами этого знаменитого Продовольственного обоза. Обратно делегаты везли партизанам подарки от ленинградцев – оружие, бинокли, патефоны, музыкальные инструменты – гитары и баяны, звуковую кинопередвижку и фильмы – «Разгром немцев под Москвой», «Чапаев», «Александр Невский».

Блинков, как и все, кто в первый раз приезжал в Партизанский край, был поражен размахом развернувшегося здесь партизанского движения. 2-я Ленинградская партизанская бригада четко содействовала фронту, проводившему Демянскую наступательную операцию, и держала под контролем Чихачевское шоссе – дорогу от Старой Руссы к Рамушевскому коридору, пробитому гитлеровцами для своей армии, окруженной в Демянском котле. Чихачевское шоссе так и не стало транспортной магистралью – оно была местом ожесточенных боев.

Художник Александр Блинков рисовал жадно все, что видел. Чтобы быть ближе к своим героям, Блинков выходил на боевые задания, принимал самолеты с Большой земли, участвовал в засадах, в подрыве немецких эшелонов и в налетах на железной дороге. Основные наброски Блинков делал на ходу, а по возвращении в лагерь дописывал увиденное: разбитые вражеские эшелоны, сожженные карателями деревни, маленьких детей-разведчиков, партизанскую типографию, медчасть, веселых летчиков с Большой земли, угощавших всех папиросами…
file.php?fid=487539&key=412510753
"Штабная изба"

И конечно – портреты, запечатлевшие героев-партизан и жителей Партизанского края: знаменитого подрывника Владимира Доценко, помощника комбрига Александра Афанасьева, «советскую власть» д.Беседки – председателя сельсовета Дмитрия Павловича Павлова и секретаря Леню Ефимова, летчика Дмитрия Жителева и еще многих и многих. Существовал уговор: авторскую подпись художник ставил, если изображаемому портрет понравится. Как правило, работы Блинкова нравились всем, и художник даже расстраивался – может быть, это они из вежливости? Слегка недоволен, правда, был находившийся здесь уполномоченный штаба партизанского движения В.П.Гордин – в его представлении, картины партизанской жизни должны были быть не набросками в карандаше, а большими живописными полотнами – и уже в золоченых рамах. «И мне такого хочется, чтобы в рамках! – писал тогда в своем дневнике художник. – Но пока у меня другая задача – собирать материал. Живой, настоящий. Впитывать все увиденное и пережитое. А картины? Будем живы – будут и картины!».
154_1451_big.jpg

Краски, бумагу, карандаши и кисти присылал из Ленинграда М.Н.Никитин. Когда случались перебои – Блинков рисовал черной тушью для ресниц, выпрошенной у девчат из д.Беседки, где он квартировал.

И еще бесценное свидетельство оставил для истории художник Александр Блинков – дневник, который он вел с момента своего прибытия в Партизанский край. На страницах дневника – летопись великой беды и героического народного сопротивления захватчикам, впечатления художника о своей жизни в Партизанском крае и о людях, ставших ему боевыми товарищами. Очень человечный портрет легендарного комбрига Васильева – внешность, манера разговаривать, отношение к бойцам, выдающее в нем большого и умного военачальника. Немало трогательных страниц посвящено маленькому отважному разведчику Васильку Орлову и его горестной взрослой судьбе.
154_1446_big.jpg

Из дневника А. Блинкова: «На песчаном холме за Дубовкой – маленькое кладбище. Среди могил – несколько партизанских. На столбиках пятиконечные звездочки. «На этом месте похоронен партизанский боец 2-й партизанской бригады, безвременно погибший от фашистской пули…»; «Мой сыночек Лёничка. Умер за правое дело. Господь да благослови его». И сколько бы лет не отпустила мне жизнь, я запомню песчаный холм не припеке, сожженную Дубовку, которую никогда не видел живой, песню жаворонка в бездонном небе да две корявые сосны над партизанскими могилами».

Гитлеровцы прилагали огромные усилия для уничтожения партизанской республики. Против Края были предприняты 4 карательные экспедиции. В августе 1942-го по приказу Ленинградского штаба партизанского движения Партизанский край прекратил существование. Население было эвакуировано, партизанские бригады, понеся тяжелые потери, сумели выйти из окружения и продолжили борьбу. Отход прикрывал штаб 2-й партизанской бригады во главе с комбригом Н.Г. Васильевым...

Художник Партизанского края Александр Блинков, до конца бывший со своими товарищами, вернулся в Ленинград в августе 1942 года. Собранный им за время пребывания в Партизанской республике большой художественный материал стал основой двух больших выставок.

А уже в ноябре 1942 года с группой радистов художник Блинков был снова направлен на новгородскую землю, в партизанскую оперативную группу Волховского и Северо-Западного фронтов в поселок Хвойная, где проработал более года.
file.php?fid=487551&key=1626551913
А.А.Блинков (справа) на базе в п.Хвойная, 1943

Сразу же после снятия блокады Ленинграда, в январе 1944 года, художник был отозван из Хвойной для оформления партизанского зала в Музее Обороны Ленинграда, создававшемся во время войны, буквально по горячим следам. Здесь им были выполнены две большие пятиметровые батальные диорамы «Бой на реке Сороть» и «Разгром железнодорожной станции Мшинская», над которыми он начал трудиться еще в Партизанском крае.
1298047752_5-440.jpg
"Залп гвардейских миномётчиков"
154_1449_big.jpg
"Трофейная пушка"

После войны Александр Александрович Блинков много работал, сотрудничал с военно-историческими музеями Ленинграда, принимал участие в создании музейных панорам и диорам: «Оборона Петрограда», «Штурм Зимнего дворца», «Сталинградская битва» и др. Более тридцати лет преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной.

Был постоянным участником художественных выставок. Страстный охотник и знаток природы, Александр Александрович не мог в своем творчестве обойти «охотничью» тему – она была одной из его любимых. В произведениях этого цикла художник предстает перед нами как великолепный мастер реалистического пейзажа, замечательный анималист, тонкий лиричный живописец. Ведь охота для него, это еще и «неожиданные встречи, это галерея портретов, характеров, это запах земли, это крик отлетающих журавлей и прозрачные белые ночи…».
file.php?fid=487543&key=346357507

Но все же главное место в художественном наследии А. А. Блинкова занимает тема Великой Отечественной войны, прежде всего – партизанская. В своих воспоминаниях он писал: «Требовались иные темы, иные жанры. Жизнь шла… И как это ни парадоксально, но многие ленинградские художники, пережившие блокаду, страдают ностальгией по тем незабываемым героическим дням. И многие в первые послевоенные годы возвращались к теме войны и блокады. Вот и я на протяжении многих лет снова и снова возвращаюсь к партизанской теме».
154_1448_big.jpg
"Мои товарищи" 1975
file.php?fid=395472&key=1879048587
"Хлеб Ленинграду" 1965

Александр Александрович Блинков был одним из организаторов большого монументального проекта – Кургана партизанской славы под Лугой. В 1970-е гг. появились самые известные его картины «Мои товарищи. Вторая партизанская», «Дороги Партизанского края», «Партизанский край. Хлеб Ленинграду». Вновь и вновь обращается художник к своей большой живописной работе 1943-го года «Конный портрет командира 2-й партизанской бригады Николая Григорьевича Васильева», делая с нее репродукции.
Одна из его самых пронзительных картин – «Русские люди» (1979). Как будто мирная сцена – присели отдохнуть на скамеечку пожилая женщина и старик, лица спокойные, полные достоинства. И не сразу разглядишь, что на груди у каждого – табличка с надписью «Партизан». Они не отдохнуть присели – они ждут казни…
file.php?fid=487520&key=1063992127
"Русские люди" 1979

Жизнь и творчество Александра Александровича Блинкова – подтверждение тому, что сражаться за Родину можно не только с автоматом в руках, но и другим оружием – словом и кистью художника. Его участие в Великой Отечественной войне отмечено множеством наград:
Орден «Знак почета» 2 марта 1943 год
Медаль «За оборону Ленинграда» 22 июня 1943
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-945гг.» 28 апреля 1946
Медаль «Партизану отечественной войны» I степени 24 июня 1947 года
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» 28 июня 1947 г.
6 Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной Войне» 1965 г.
Медаль «50 лет Вооруженных сил СССР» 17 февраля 1970г.
Медаль за участие в 4-й Республиканской выставке «Советская Россия»
1970 г.
Знак «Народное ополчение Ленинграда» 15 марта 1973 г.
Почетный знак СКВВ (Сов. Комитет ветеранов Войны) 17 января 1974
Знак «Ленинградских партизан» 27 января 1974
Памятная медаль в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1975 г.
Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной Войне» 19 января 1976 г.
Медаль «Ветеран труда» 28 апреля 1977 г.
Знак «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1945» 27 октября 1977 г.
Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» 17 июня 1978 г.
Памятная медаль в честь тридцатипятилетия победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1980
Медаль за доблесть и отвагу в Великой Отечественной Войне
Орден «Отечественной Войны» II степени 11 марта 1985
Медаль «40 лет победы в Великой Отечественной Войне» 17 апреля 1985
Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР» 23 февраля 1988 г
Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной Войне» 22 марта 1995.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Японии, Франции, Украины, Германии и других стран. В достойных народного подвига «золоченых рамах», о которых мечтали его товарищи в старорусских лесах, в далеком 1942 году…

Блинков Александр Александрович скончался 21 июня 1995 года в Петербурге на восемьдесят пятом году жизни.
http://ant53.ru/article/60/
https://goskatalog.ru/portal/#...xists=true
https://vk.com/@53ant-budem-zhivy-budut-i-kartiny
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Герцик Владимир Борисович, фронтовой "небесный диктор"
file.php?fid=773745&key=8134554 file.php?fid=773746&key=1890523072
Герцик Владимир Борисович – диктор Всесоюзного радио, заслуженный артист России, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Родился 1 декабря 1908 года в Белостоке Гродненской губернии Российской империи, ныне Польши. В 1932 г. закончил военно-химическую Академию (ныне МВТУ им. Баумана).
В 1933 г. выдержал конкурс на диктора радио и до 1993 г. (с перерывом на войну) работал диктором Всесоюзного радио. Лауреат Всесоюзного конкурса чтецов (1936).

8 августа 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях под Москвой. До 1943 г. был командиром отдельной химической роты 201-ой Латышской стрелковой дивизии Северо-Западного фронта.

С декабря 1943 г. работал в качестве "воздушного диктора", совершал полеты на самолете У-2 над позициями противника на передовой и в тылу врага с агитацией о сдаче в плен и сообщением для немецких войск о положении на фронтах, за что получил прозвище "небесный диктор". Сделал 100 боевых вылетов.

Понятно, что от качества чтения во многом зависит сила воздействия таких обращений. Надо было убедить немецких солдат в необходимости сложить оружие и сдаться в плен. Убеждать приходилось ночью, на немецком языке, с небесных высот, в условиях возможного зенитного обстрела. Много раз летал с Герциком на такие задания Герой Советского Союза Николай Шмелёв.
Полёты проходили в два этапа. Вёл самолёт опытный лётчик, а на месте штурмана сидел с патефоном, пластинками и микрофоном Владимир Борисович. Над нашими войсками пилот давал команду к началу передачи, и Герцик ставил любимые песни: «Катюшу», «Варяг» и т.п. После музыкального вступления Герцик передавал свежую сводку Совинформбюро, поздравлял с успехами на фронтах, с наградами и праздниками от имени Военного совета. Такие передачи с неба имели фантастический успех у наших бойцов.
Самолёт летел дальше, через линию фронта, и над немецкими войсками среди ночи, с неба вдруг раздавался вальс Штрауса «Сказки Венского леса». От неожиданности и удивления замолкала стрельба, и с небесных высот чистый и ясный голос Герцика на немецком языке рассказывал об успехах советских войск и гибельной политике фашистских главарей. Немцы приходили в себя только к концу передачи и открывали зенитный огонь. Пилот уходил от обстрела, непрерывно меняя курс, а Герцик по прежнему спокойно и чётко заканчивал передачу.

С апреля 1945 г. был отозван на гражданскую профессию – диктора Всесоюзного радио. Работал до 1993 года. Снимался в кино и работал в спектаклях; выступал с чтением стихов на эстраде, вел симфонические концерты, читал дикторский текст в фильме «Нюрнбергский процесс», исполнил роль Дон-Кихота в инсценировке одноименного романа М. Сервантеса, читал «Отцов и детей» И.С. Тургенева и др. Передачи с его участием о А.С. Пушкине, А.А. Блоке, Л. Бетховене, радиопьеса о А. Тосканини и других вошли в золотой фонд радио. В.И. Качалов назвал Герцика «диктором-художником».

Награжден орденами и медалями: двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Владимир Борисович ушел из жизни 7 мая 1997 года – в День радио, которому он отдал 60 лет из 89 прожитых. Похоронен в Москве на Донском кладбище
http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6366&pg=1

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Михаил Матусовский

Из книги воспоминаний "Семейный альбом" (Избранные произведения в двух томах. Том второй. Москва, "Художественная литература", 1982, с.204-210).

file.php?fid=776265&key=145976406

Командиру роты капитану Владимиру Герцику почти не приходилось вспоминать в первые месяцы войны о том, что он был диктором Всесоюзного радио. Правда, его политрук, присутствовавший по долгу службы на занятиях по боевому уставу пехоты, восхищенно говорил: "Здорово, комроты, ты устав зачитывал, прямо как "Анну Каренину". Как дошел до второго раздела, так, понимаешь, за душу и берет".

И еще был случай в совершенно белом лесу под деревней Шапкино, в двухстах метрах от противника. В низенькой землянке, срубленной на скорую руку - все равно через несколько дней покидать ее, - офицеры латышской дивизии отмечали какой-то свой праздник. На столе было обычное угощение: розовый дальневосточный лосось в собственном соку - до сих пор недоумеваю, сколько же его ловили в те годы, ведь его получали в пайке все офицеры в тылу и на фронте, - и неочищенный спирт-сырец, пить который мог только человек, отличавшийся незаурядной храбростью. Именно об этом напитке майор Балодис сказал: "Ты мне больше не наливай этого горючего, я сегодня работаю на малых оборотах".

Когда собравшиеся выпили, как полагается, и за победу и в память тех, кто остался навсегда под деревней Шапкино, майор обратился к нему: "Слушай, Герцик, у тебя голос всесоюзного значения. Будь добр, не в службу, а в дружбу, прочти приказ, как будто Рига уже наша". И Владимир Борисович, побледнев от волнения и закрыв глаза, начал читать, как по писаному: "Говорит Москва. В последний час. От Советского информбюро. Сегодня наши части, разгромив крупную группировку противника, штурмом овладели столицей Советской Латвии, городом и портом Ригой. Трофеи наших войск..." Сейчас это может показаться наивной и почти детской затеей, но в тем минуты седые латышские стрелки, не получавшие по почте никаких вестей из дому и не знавшие, осталась ли у них хоть одна живая родная душа на свете, отодвинув в сторону жестяные кружки с недопитым спиртом, слушали голос диктора и тайком утирали слезы.

Но все это тоже не в счет. По-настоящему пришлось вспомнить о своей профессии Владимиру Борисовичу, когда его вызвали в Политуправление фронта. Немолодой полковник, давно забывший, когда он в последний раз беспробудно спал всю ночь, не взглянув на вошедшего, кричал в телефонную трубку: "Я послал тебе двести экземпляров Эренбурга, "Советы снайперу" сто штук "Фомы Смыслова". У других и этого нет. А тебе, Засухин, все мало. Ты мне лучше скажи, почему у тебя политдонесения всегда запаздывают? С меня ежедневно начальник стружку снимает",- и сразу же без пауз и переходов обратился к посетителю.6 "Немецкий знаете?" - "Немного учил в школе", - "На самолетах летали?" - "Ни разу в жизни". - "Ничего, к этому можно привыкнуть, Вы будете воздушным диктором. Знаете, с чем это едят? Будете летать в тыл противника и говорить людям правду о войне. У Вас, товарищ Герцик, такой авторитетный голос, что, я думаю, немцы пачками начнут сдаваться в плен, - тут полковой позволил себе улыбнуться, - вопросов больше нет? Тогда у меня все."...

"Воздушный агитатор" был самым обычным У-2, только оборудованным для прямых радиопередач патефонным устройством, микрофоном и мощным динамиком, пристроенным в днище самолета...
025666.jpg
Первый полет, ночью, над линией фронта - такое запоминается на всю жизнь, конечно, если посчастливится вернуться из этого полета. Все небо в шаровых молниях, в багровых вспышках, прерывистых огненных линиях, как бы намечающих пунктиром очертания завтрашнего боя; сильно разогретые края облаков тронуты алой окалиной; белые столбы прожекторов, перекрещиваясь, образуют высотные сооружения, но держатся они недолго и тут же рассыпаются в прах, чтобы появиться снова в других сочетаниях. Но Владимиру Борисовичу было сейчас не до фронтовой иллюминации...

Теперь начинается привычная работа, хорошо знакомая еще по Путинковскому переулку в Москве. Воздушный диктор забывает, что все это происходит в морозном зимнем небе, в расположении войск генерала фон Буша. Он включает микрофон и обращается ко всем немцам, сидящим сейчас в траншеях, блиндажах, эскарпах и долговременных огневых точках, ко всем рядовым и офицерам, думающим и не научившимся пока еще думать. Впервые ему выпадает случай побеседовать с ними лично, с глазу на глаз. И Герцик старается говорить как можно спокойнее и увереннее, - это должно заставить немцев прислушаться к нему.

Диктор доволен: сегодня он звучит хорошо. Многократно усиленный динамиком, на несколько километров над ильменской землей раскатывается его внушительный голос. Немцы настолько ошарашены этой передачей, что не решаются даже открыть огонь по "рус-фанер" - так называется у них наш У-2. Оставшиеся под сиденьем последние пачки листовок диктор отправляет за борт, немцам на закуску, и самолет ложится на обратный курс...

С тех пор воздушный диктор не один раз летал над валдайскими, новгородскими и демянскими лесами, включал свой мощный динамик и откуда-то прямо из-за туч обращался к слушателям, как пророк: "Ахтунг, ахтунг, дойче зольдатен унд официрен", и сообщал о положении дел на фронтах, и разъяснял, что лучше всего им сложить оружие, и затем возвращался на аэродром, где его переставали уже ждать, и получал вместе с боевыми пилотами благодарность перед строем.

Но настоящее удовлетворение от своей работы он испытал тогда, когда в штабе стрелкового полка объявился фриц, ободранный, весь исцарапанный ветками, перевязанный поверх высокой тульи форменной фуражки бабьим платком и беспрестанно дующий на отмороженные, бесчувственные пальцы. На вопрос, что его побудило решиться перейти линию фронта и сдаться в плен, он поглядел куда-то вверх на бревенчатый заиндевевший потолок землянки и ответил: "Голос с неба!"

Прошло более трех десятков лет со дня первого полета. как вдруг московский диктор, читающий и сегодня последние известия по московскому радио, получает письмо. Вот оно, я привожу его полностью:
"Привет, тов.Герцог, а по тому времени: здравствуйте, товарищ капитан! Пишет вам летчик, который вас увез с площадки местечка Добывалова.
33.jpg
Я часто вспоминаю этот вечер, когда вы мне ответили пароль и сказали, что летите в первый раз на самолете. Мы пересекли два раза передовую на высоте 1200 метров и приземлились в местечке Заборович (Заборовье ? - Е.Н.). Тов.Герцог, вспоминаете ли вы или нет тот вылет? Я вам тогда не сказал, что жизнь была на волоске, в какой мы попали зенитный огонь. Тогда повредили мотор и пробили плоскость. Вы были закрыты и не видели, что делается, и как машина тогда падала беспорядочно, приближалась темная земля. и вдали виднелась река Ловать. Это благодаря конструктору Поликарпову машина, хоть и подбита, вышла из такого положения, и мы добрались до Заборович. Да еще вы дали красную ракету, и фрицы усилили огонь.
Тов.Герцог, я давно собирался вам написать, да все не было времени, а вот сейчас на пенсии, старый стал, глаза плохо видят, и здоровье не блещет, и долго вас не слыхал по радио. Но один раз видел по телевизору, а вот 21.1.75 года вы вели репортаж, я и вспомнил и решил написать. Это произошло 32 года назад...
Я, когда от вас отозвали, попал в бомбардировочный полк, летал ночью и днем и сделал 539 бомбежек. Последний полет 26.4.45, сбросил бомбы на рейхстаг, и для меня война закончилась. В 1947 демобилизовался, устроился работать на фабрику и работал до пенсии.
Бывший летчик агитэскадрильи ПУ СЗФ Третьяков Михаил Иванович. Крепко жму руку другу по борьбе с фашизмом. Жду ответа."



Редактирование фотопортрета: И.А.Булатова (Кучерявая)
Лайк (1)
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7355
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3982
Большое спасибо за эту тему!


Комментарий модератора:
Спасибо за добрый отзыв! Будем продолжать! Заходите почаще!

С уважением, Елена

Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Мельник Тимофей Николаевич (01.03.1911 - 13.04.1985)
file.php?fid=401347&key=460934463 file.php?fid=776020&key=1148787170

Мельник Тимофей Николаевич родился 1 марта 1911 г. в селе Касоржа Щигровского района Курской области в крестьянской семье.
После революции семья переехала в г. Харьков, где отец стал работать в издательстве газеты «Коммунист» в типографии. Семья жила в доме редакции, и с детства Т.Н.Мельник заинтересовался искусством фотографии, работой редакционных фотографов. После пятого класса школы он стал работать учеником фотолаборанта в газете «Коммунист». Затем без отрыва от работы в 1931 г. закончил рабфак при Харьковском полиграфическом институте и начал самостоятельную работу фотокорреспондентом в газете «Коммунист». По путевке ЦК комсомола Украины закончил вечерний кинофакультет Харьковского института «Кинорабмол». Несмотря на полученную специальность кинооператора, Т.Н.Мельник отдал предпочтение фотографии, которой и посвятил всю свою жизнь. На Всесоюзной выставке фотоискусства 1937г. в Москве были показаны четыре его снимка, один из которых был особо отмечен организаторами выставки. Когда столицей Украины стал Киев, он переехал туда вместе с редакцией газеты и вскоре стал одним из ведущих фотокорреспондентов Украины.

В 1938 году Т.Н.Мельник был призван на военную службу. Окончил полковую авиационную школу. По окончании службы был зачислен в кадры Вооруженных сил СССР и отправлен на службу в г. Рига в редакцию газеты Прибалтийского военного округа. Именно в Риге и началась для него Великая Отечественная война. С первых ее дней Т.Н.Мельник был фронтовым корреспондентом газеты «За Родину» Северо-Западного фронта, затем армейской газеты «Знамя Советов».
file.php?fid=487553&key=71853019
На фото: Т.Мельник. Красноармейцы и местные жители у брошенных немецких мотоциклов в освобожденном после контрудара советских частей городе Сольцы Ленинградской области. http://waralbum.ru/288506/
file.php?fid=487548&key=1150334462
На фото: Т.Мельник. Немецкие солдаты, сдавшиеся в плен на Северо-Западном фронте.1942.

1 марта 1942 г. был тяжело ранен в боях под Старой Руссой. С того времени и до конца жизни у него в груди около сердца оставался осколок снаряда.


После выздоровления Т.Н.Мельник вернулся на фронт военным корреспондентом армейской газеты «Знамя Родины» 11 армии Северо-Западного фронта. Летом 1943 г. делал снимки на Курской дуге. В 1943 г. был награжден, первым из фронтовых корреспондентов, медалью «За боевые заслуги». В декабре 1943 г. награжден орденом «Красная звезда». Тогда же приказом Главного Политуправления назначен фронтовым корреспондентом открывшейся в Москве редакции газеты военно-воздушных сил «Сталинский сокол». Будучи фронтовым корреспондентом, он летал на боевые задания, фотографировал таких известных летчиков-героев Советского Союза, как А.Покрышкин, И.Кожедуб и многих других. В 1944 г. за военные снимки Т.Н.Мельник был награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Его военные фотографии печатались в газетах «Правда», «Красная звезда», «Известия» и др. В 1945 г. он снимает такие исторические события, как сражение за Берлин, подписание капитуляции Германии, парад советских войск в Берлине, Парад Победы в Москве.
0_1e19c6_da31ac56_orig.jpg
Автор фотографии «Лётчики - Герои Советского Союза - участники Парада Победы» фронтовой корреспондент Тимофей Николаевич Мельник, дата съемки 24 июня 1945 года. Пятый справа - гвардии капитан Виталий Иванович Попков, комэск 5-го гвардейского истребительного авиаполка, дважды Герой Советского Союза (лично сбил 41 самолет противника и 6 самолётов в группе). Пока на его груди только одна Золотая Звезда, вторая появится через три дня (указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года). Как дважды Герою Советского Союза, Виталию Ивановичу Попкову установлен бронзовый бюст в 1953 году в Москве на Самотечной площади. Факты из его биографии легли в основу фильма «В бой идут одни старики» (прообраз комэска Титаренко (Маэстро) и Кузнечика). Шестой справа - генерал-полковник, командующий 17-й воздушной армией Владимир Александрович Судец. http://leonovvaleri.livejournal.com/161179.html
file.php?fid=777024&key=175452412
После войны работал в редакции газеты «Сталинский сокол», а с 1953 г. в редакции газеты «Красная Звезда» начальником отдела. В 1960 г. в чине полковника уволен в запас по болезни. Инвалид Великой Отечественной войны. После увольнения в запас работал фотокорреспондентом газеты «Правда». Принимал участие в фотовыставках. В 1970 г. в числе журналистов, присутствовавших при подписании капитуляции Германии, был приглашен мэром Берлина на юбилейные мероприятия. В 1975 г. на фотовыставке в Москве, посвященной 30-летию Победы, был удостоен 1 премии и золотой медали. Неоднократно печатался и участвовал в выставках за рубежом и получал награды. С 1983 г. и до конца жизни работал художником-ретушером в редакции газеты «Московские новости».

Умер он 13 апреля 1985 г. совсем немного не дожив до празднования очередного юбилея Победы. В 1998 г. в Берлине, в музее подписания капитуляции Германии состоялась выставка фотографий Т.Н.Мельника, был напечатан большой каталог.

http://fotki.yandex.ru/next/us...431?page=0
http://www.polkmoskva.ru/people/1000613/
http://stsokol.ru/stsokol/02.1...2_2-3.html

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)

file.php?fid=433757&key=1631457318

Прикрепленный файл: Мельник фото 4.jpg
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Всеволод Сергеевич Тарасевич 1919-1998

file.php?fid=778236&key=1798361648

Всеволод Сергеевич Тарасевич начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года — фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС. С начала войны — фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Наиболее значительная работа военного периода — серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941—1943 гг).
file.php?fid=487535&key=864427317
Дом № 13 на улице Глазовской (в настоящее время ул. Константина Заслонова) Ленинграда после окончания немецкого артобстрела. Справа от разрушенного дома - магазин №57 Фрунзенского района. Жертвы этого артобстрела. Сентябрь 1941.
file.php?fid=487538&key=2119949249
Бойцы выносят раненного с поля боя на Невской Дубровке. Октябрь 1941.

file.php?fid=487527&key=163969034
Ленинград. Весна 1942 г. Прощание со сверстником. http://waralbum.ru/1950/

file.php?fid=487546&key=1949729055p10403021.ah2vlyme07k8skc04kg0wcw48.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
Советские солдаты в атаке под Ленинградом, во время операции по прорыву блокады Ленинграда. январь 1943.
http://waralbum.ru/42375/

Редактирование фотопортрета: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Жанис Спуре (1901-1943)
file.php?fid=774777&key=1675293874
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

Родился в Риге 23.09.1901. Чл.ВКП(б) с 1920. С 1920 по 1940 на подпольной работе.
Провозгласил в Латвии Советскую власть. Секретарь ЦК КП Латвии, член Бюро ЦК КП(б) Латвии, секретарь ЦК КП(б) Латвии по пропаганде и агитации. Член Верховного Совета СССР и Латвийской ССР.
Член Правления Союза писателей СССР, член Организационного комитета Союза писателей Латвийской ССР.
Участник Отечественной войны с первого дня. Организатор двух латышских партизанских отрядов. Старший батальонный комиссар / Подполковник. Редактор фронтовой газеты "За Советскую Латвию" при 201 латышской стрелковой дивизии СЗФ. Приказом войскам СЗФ "№113 от 10.09.1942 награжден орденом Красного Знамени.
Погиб под Валдаем 20.05.1943, перезахоронен в Риге на кладбище Райниса.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6335
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12287
Николай Николаевич Кружков
file.php?fid=776255&key=247316377
file.php?fid=487552&key=1170924083
На фото: второй справа - Н.Н.Кружков

Николай Николаевич Кружков родился в 1900 году в городе Калуге. С молодых лет увлёкся журналистикой, работал в редакциях газет «Рабочая Москва», «Гудок», а позже в «Правде», где, печатая очерки, фельетоны и рассказы, к концу 1930-х годов вырос до заведующего отделом литературы и искусства, стал членом Союза писателей СССР.

С началом событий на Халхин-Голе, а затем в финскую кампанию ему, числившемуся в кадрах Главного политического управления Красной Армии, пришлось временно «переквалифицироваться» в заместителя редактора фронтовых газет с вытекающими отсюда обстоятельствами. И там, по отзывам начальства, он показал себя «человеком мужественным, почти все дни проводил в боевых частях, каждое его выступление в этих газетах было интересным для читателя».

Поэтому, когда грянула Великая Отечественная война, его снова в качестве замредактора фронтовой газеты направили в действующую армию. Теперь на Южный фронт, да, как всегда, не одного, а с группой писателей. На этот раз с Сергеем Михалковым, Константином Паустовским, Юрием Олешей и другими.

Затем Николая Кружкова назначают редактором газеты Северо-Западного фронта "За Родину". И здесь, по мнению коллег, он тоже не только умел быстро ориентироваться в обстановке и живо откликаться на все требования Военного совета фронта, но и, будучи на редкость трудолюбивым и оперативным журналистом, сам много писал. Поэт Михаил Матусовский на подаренном спустя годы своем сборнике песен и стихов оставил автограф: «Полковнику Кружкову, редактору фронтовой газеты «За Родину», от майора административной службы Матусовского с точным соблюдением субординации и любовью».
IMG_1733-27.jpg

И последняя его должность в те сороковые-роковые – заместитель редактора главной военной газеты страны «Красная звезда».

И вот такой поистине роковой поворот в судьбе этого человека. Из мемуаров другого «краснозвездовца», писателя Ильи Эренбурга: «В «Красной звезде» работал полковник Кружков. Я запомнил ночь на 11 ноября 1943 года – в редакцию пришли сотрудники госбезопасности, срезали с груди полковника ленточки орденов и увезли его».

Что же произошло? Был обычный разговор, или, как говорят, трёп во время перекура в редакции, по ходу которого Кружков обронил фразу:
– У нас рабочему человеку всё равно – социализм или коммунизм. Важно, чтобы хорошо жилось…
Поодаль стоял доносчик – известный журналист, и в НКВД СССР при допросе фраза обрела более зловещий вид. Следователь:
– Не врите! Вы говорили: «У нас рабочему человеку всё равно – капитализм или социализм». Лучше расскажите, кто ещё входит в вашу организацию, готовящую покушение на товарища Сталина?…
Следующий вопрос следователя:
– У вас при обыске рабочего кабинета изъяты фашистские газеты на русском языке «Кубань», «Армавирская жизнь»… Кому они принадлежат?
– Предъявленные мне фашистские газеты принадлежат «Красной звезде». Действительно, они изъяты в моём рабочем кабинете и хранились мною в несгораемом шкафу для служебного пользования, так как редакция предполагала сделать обзор памфлетного характера, используя эти газеты.

Апрель 1944 года. Особое совещание при НКВД выносит постановление: «Кружкова Николая Николаевича за антисоветскую агитацию заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет». И после этого – Бескудниковский исправительно-трудовой лагерь под Москвой, где ему определяют место чернорабочего экспериментального завода НКВД. Через четыре года за отказ дать компромат на одного из заключённых его этапируют на Дальний Восток – в Амурлаг, где он работает на строительстве дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

В 1953 году – ровно через десять лет – Николай Николаевич снова на свободе, но без реабилитации. Возвращаться в Москву нельзя, как и во все другие крупные города. И он выбирает Ангарск – новый, «полузакрытый» город, которого ещё не было на карте страны. Устраивается плановиком в автоколонну управления строительства, находит и жильё. Конечно, одного этого ему мало, и он едет в Иркутск – в редакцию «Восточно-Сибирской правды». Там кое-кто помнил его довоенные очерки и фельетоны в «Правде», но поначалу, учитывая его статус «пораженца в правах», больше, чем сочувственных слов, он не услышал…

Между тем к нему в Ангарск из Москвы приезжают родные – сын, а потом брат. Кружков пишет заявление в Военную прокуратуру. Заявление большое – на нескольких страницах. И просит брата обратиться в Союз писателей СССР, лично к Сергею Михалкову, показать ему написанное и передать просьбу «помочь в хлопотах». Просьба услышана, Михалков прочёл заявление от начала до конца и, решительно сказав: «Не годится, длинно и расплывчато», сам переписал заявление, уместив его на одной странице.

24 декабря 1954 года Военной коллегией Верховного суда СССР Николай Николаевич был реабилитирован. Первую половину следующего, 1955 года он – активный автор нашей газеты. Кроме «Земля ждёт» он на её страницах публикует ещё один очерк – «Друзья-товарищи», фельетон «Удивительная география», рассказ «Старик».

Наконец ему можно вернуться в Москву, где разрешена прописка, его восстанавливают в партии и в Союзе писателей. Он начинает работать в редакции журнала «Огонёк», возглавляет в нём отдел литературы, пишет блестящие статьи, например, о солженицинском «Одном дне Ивана Денисовича», о коллеге Сергее Смирнове, воздавшем хвалу героям Бреста, побывавшим в плену у фашистов и выдержавшим муки послевоенных проверок и лагерной жизни. Одна за другой издаются его книги: сборник фельетонов «Суровый ревизор», очерков – «Моя родная сторона», «Рассказы о художниках», «Мой друг Иван Титов», «Литературные этюды»…

Но я хочу вернуться в тот роковой для Кружкова 1943 год. Тогда в издательстве «Искусство» отдельной книгой вышла пьеса в трёх действиях, пяти картинах с прологом под названием «Пропавший без вести». Её авторы – Сергей Михалков и Николай Кружков. Приведу заключительный монолог – обращение к находящимся на фронте бойцам и командирам жены героя пьесы:
«Друзья мои дорогие!.. Знайте – вас ждут так, как я ждала. Я жила, верила, работала. И я дождалась. Я очень, очень счастлива. Пусть вы далеко от нас, наши любимые! Мы всегда с вами. Наши глаза устремлены на запад, а наши сердца бьются вместе с вашими сердцами… Нет на свете более преданных и верных женщин, чем в нашей стране. Много горя принесли нам немцы, очень много ещё придётся нам пережить. Но мы верим в наши силы, в ваше оружие и нашу любовь! И какая же чудесная жизнь будет после нашей победы!»

Кружков умер в 1979 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
http://www.vsp.ru/2017/06/20/slovo-o-nikolae-kruzhkove/

Редактирование фотопортрета: И.А.Булатова (Кучерявая)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Вверх ⇈