ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Восточная Сибирь

История моего Региона

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: osokina-galina
MelnVA
Новичок

MelnVA

г.Братск Иркутская область
Сообщений: 23
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 17
Вам в копилочку:
16.02.1876г .рожден Тимофей
родители: Бадинск...................... Прокомментируйте ваше сообщение, что это, где вы это взяли.
---
Ищу людей ведущих поиск МИХИЕвых, по Сольвычегодской губернии деревни Нетесовой, Огорельцово, Сузитино......
MelnVA
Новичок

MelnVA

г.Братск Иркутская область
Сообщений: 23
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 17
Все понял, благодарю!
Все может быть...........чтобы уточнить данную информацию, мне надо узнать о родителях своего прадеда. Так?
В ЗАГСе у меня есть возможность получить какие либо данные о Савелие Тимофеевиче.(прадед), например выписку или копию св-ва или акта о рождении(или св-во о заключении союза с Анной Михайловной - пробабушка). Имею ли я право свободно получить данную информацию в архиве ЗАГСа по Братскому р-ону, или мне необходимо подтвердить родство.
Т.е с момента рождения и заключения брака уже прошло - 75 лет, они хранятся в Братском архиве ЗАГСа или уже передано на хранение в ГАИО? confused.gif
Подскажите пожалуйста!!!!!!!!!!!
confuse.gif
---
Ищу людей ведущих поиск МИХИЕвых, по Сольвычегодской губернии деревни Нетесовой, Огорельцово, Сузитино......
Irina_Kuzia
Участник

Хакасия
Сообщений: 62
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 47
MelnVA
о рождении-запрос в ГАИО на выписку из метрической книги о рождении.
в ЗАГСе подтверждение родства.
Советую сделать запрос в Пенсионный фонд Иркутской области на пенсионное дело Анны Михайловны.Запрос можно по электронке.Запрос бесплатный.Информации много в деле.
Можете запросить(сходить) :Администрация г.Братска архивный отдел Ул.Мира 27"а" тел.41-21-95
архивные копии из похозяйственных книг 1935-1945гг(какие года Вас интересуют, данной местности,данной фамилии)
---
Ермаков ,Кузнецов, Распопин, Пнев, Вержбицкий, Иркутская губерния Тулун,Братская волость
Osokina_Galina_Pavlovna

Irina_Kuzia написал:
[q]
Советую сделать запрос в Пенсионный фонд Иркутской области на пенсионное дело
[/q]


Добрый день,Ирина!
Подскажите,сколько лет хранятся личные дела ?
Ответят ли мне,если мои бабушки умерли в 1979 и в 1989 годах?


Osokina_Galina_Pavlovna

MelnVA написал:
[q]
Узнать у родственников нет возможности в силу того что многих нет с нами, а другие относительно молоды и не знают истории семьи.
При чем, есть интересный факт - в Калтуке фамилией Мельников зовемся только Я и мой Брат.
В Большеокинске есть семьи, но они не являются нашими родственниками
[/q]


Валентин,здравствуйте!
Сообщаю Вам,что я созвонилась с подругой,что родом из с.Калтук,
и я спросила про фамилию Мельниковы,но,к сожалению,она не помнит их.
Irina_Kuzia
Участник

Хакасия
Сообщений: 62
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 47
Osokina_Galina_Pavlovna
Ответят в любом случае.Из опыта-ответ на год смерти 1984,1991,1998
---
Ермаков ,Кузнецов, Распопин, Пнев, Вержбицкий, Иркутская губерния Тулун,Братская волость
Osokina_Galina_Pavlovna
Irina_Kuzia

Спасибо i.gif
Osokina_Galina_Pavlovna
http://www.taishet.ru/history/sel5.html
Конспект книги Щеглова Ивана Васильевича
«Хронологический перечень важнейших данных по истории Сибири: 1032-1882»,
Сургут, Издательский концерн «Северный дом», 1993, 463 стр.

Впервые издана в конце минувшего века- 1883-4 год Он же издал « Некоторые исторические сведения об иркутской губернской гимназии» И.,1881г. ( Воробьев ВВ « Формирование населения Восточной Сибири» Новосиб, 1975 стр8; А.Н.Копылов Очерки культурной жизни Сибири 17-нач19 век» Новосиб, 1974;

1593 год
-Начало ссылки в Сибирь: первый из Сибирских городов сделался ссыльным- Пелым, который и был заселен в этом году жителями Углича, сосланными сюда за свидетельство по делу об убиении царевича Дмитрия. В этом же году прибыл в Тобольск сосланный туда, с отсечением уха, в наказание за возсмущение жителей Углича, при кончине царевича Дмитрия ( 15 мая 1591)- Углицкий медный колокол, весом 19 пудов 20 фунтов На колоколе имеется надпись: «Сей колокол, в который били в набат, при убиении царевича Дмитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку, во град Тобольск, к церкви Всемилостивого Спаса, что на торгу, а после на Софийской колокольне был часобительным». По справедливому замечанию Словцова этот первый и неумирающий ссыльный предвозвестил будущую судьбу страны.

1596
Заведыванье Сибирью перешло из Посольского приказа в четь дьяка Вахрамея Иванова под главным начальством боярина Бориса Федоровича Годунова ( где и оставался до 1599)

1598
В сибирских летописях упоминается, что в этом же году был отправлен из Москвы, для проведывания Мангазейской страны- до реки Енисея и для положения в ясак тамошних народов, некто Федор Дьяков, который с отправленными с ним из Тобольска целовальников в тамошних местах был и первый там ясак в государеву казну собрал, с чем и воротился в Москву в 1600 году ( Миллер стр 299);

1599
Первые ссыльные из знати: в Пелым сосланы Б.Годуновым два брата Романовых, Иван и Василий Никитичи, родные братья патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича. Из них Василий умер в темнице в 1601, вероятно, насильственною смертью, а Иван в том же 1601 году возвращен в Москву и до смерти своей в 1640 состоял в важных должностях. Вскоре затем, сверх разных лиц, замешанных в дело бояр Романовых, Черкасских, Сицких и др. и так же сосланных в Сибирь, были сосланы сюда Остафий Михайлович с братьями и Василий Никитич Пушкин, в последствии бывшие воеводами- в Тобольске, второй в якутске. Ссылка не имела значения как способ заселения, а способ избавиться от опасных людей которых не хотели казнить, но есть сведения что уже в 1639 году стали ссылать и людей низких, татей, разбойников. Чаще начали ссылать при Елизавете, а постоянная ссылка и определенная начинается с 19 века.

1600
..Мироном Шаховским и Данилом Хрипуновым заложен Мангазейский острог на р Таз, в следующем году укрепленный князем Василием Масальским и Савлуком Пушкиным. Название якобы происходит от самоедского племени Макасе, или от слова магазин.

1617
В Сибирских городах и острожках впервые открыты кружечные дворы.

1618
Сосланы в Сибирь две запрещенные книги архимандрита Кирилла Транквилиона; и О запрещении табака – такая отписка пришла в Мангазею из Тобольска. Как известно табак в Россию начали привозить англичане. Когда Михаил Федорович в 1634 издал указ о запрещении торговли табаком, они всетаки не переставали тайно продавать его. …Но можно полагать что табак попадал в Россию раньше англичан. Есть предположение, что табак был у китайцев туземным растением. В статье «Табачная промышленность в России» сказано: « Плантации табака в отдаленной Сибири в 1690 годах заставляют думать, что китайцы справедливо приписывают себе разведение табака с незапамятных времен…Многие писатели утверждают что табак в Азии был известен до открытия Америки, китайцы и японцы утверждают что знают траву дамбагу, т.е табак. Табак из Америки был привезен в Индию в 17 веке, а о привозе его в Китай ничего не известно. В Сибири разводят два сорта табака- черкасский и простой. Откуда появился простой как не из Китая еще в 1 пол.17 века. Употребление табака в Сибири известно с давнего времени. Стр 61.

1622
В грамоте патриарха Филарета к Сибирскому и Тобольскому архиепископу говорится о необходимости выслать в Москву качаью привилегию якобы данную атаману Кольцу за подписью дьяка Андреева воровать из городов жен и девиц себе, чем они и пользовались. Патриарх говорит о нравах в Сибири – не носят крестов, не хранят постных дней, живут с некрещенными женами, кумами и сестрами своих жен, закладывают их в срок, и не имея возможности выкупить оставляют их
и женятся на других, в духовные венчаются а уходят снова в мир, крадут девиц и продают.
- Русские впервые познакомились с брацкими ( бурятами), Енисейский воевода Яков Хрипунов узнав что буряты пришли на Кан собирать ясак послал туда казака Козлова, что бы позвать бурят в русское подданство, но об итогах ничего не известно.
- по всей Сибири считалось в 1719 году- 37096 дворов
- в 1766 году по эту сторону Енисея – 257452 души, а по ту сторону – 37599 душ Всего 295051 душа. В 1785 году за Енисейской – 375150 душ, а во всей Сибири- 889850 душ.
По пятой ревизии в Вост.сибири русских податных 78750, ясачных 127366- всего 206116, а во всей Сибири 596573 души.
По шестой ревизии в Иркутской губернии русских податных 110222, ясачных- 157900, всего 770212 душ.

1628
…Вскоре был основан Канский острог, поводом к основанию послужило желание покорить коттов, для этого из Красноярска был послан атаман Ермак Евставьев, поднялся по Кану и выстроил острог, который потом в 1640 перенесен на место нынешнего Канска.
Число женщин в старой Сибири было очень невелико, в сравнении с мужчинами. Завоеватели или отнимали силой или покупали себе наложниц инородок, но это делалось только вследствии крайней необходимости и каждый мужчина при случае не задумываясь менял инородку на русскую женщину. Впрочем у первых колонистов Сибири было многоженство, по возможности присоединыл к инородкам одну или несколько русских женщин, колонист не прогонял инородок, но делал старшей русскую.Так как сибиряк тогда не жил на месте, а странствовал, то и жены его были рассеяны по всей Сибири. Даже в настоящее время можно встретить сибиряков имеющих любовниц в разных местах. Женщин продавали и покупали точно также как и инородных наложниц. Казаки и промышленники уходя в Сибирь сманивали женщин и девушек, обещая жениться или найти хороших мужей, но прибыв в Сибирь продавали как невольниц. Сами женщины продавались тем кто больше давал.Часто отцы семейств продавали, закладывали и закабаляли своих жен, дочерей, родствениц. Распространилось даже возмутительный обычай отдачи своих жен в кортому. Если мужу нужны деньги, а жену мог заменить другой, уходя в поход или уезжал на время в Россию он оставлял желающему свою жену с тем, чтобы тот, за 10-20 рублей пользовался всеми правами мужа и возвратил бы жену в определенное время. Факты продажы жен встречаются даже в 18 веке. Правительство вынуждено было посыласть в Сибирь развратных женщин или из преступниц даже во второй половине 18 века.

1637
Учрежден сибирский приказ.

1638
От Алтын – хана боярский сын Василий Старков впервые привез в Россию чай! Русские при ставке Алтын-хана впервые попробовали чай и посчитали его негодным товаром, но повезли как подарки царю Михаилу Федоровичу. Не хотели брать, но пришлось согласиться с Алтын-ханом так чай насильно оказался на Руси. 200 бах-ча ( бумажные пакетики в 5/4 русских фунта стоили 100 соболей ( соболь- 30 копеек)

1648
- в феврале завели в Сибирь из России до 130 пудов казенного табака по 10 денег за золотник тертого, а сырого по 8 денег, со строжайшим запрещением частной торговли табаком, его привоза и посева в Сибири. От продажи вырученные деньги пустить на закупку соболей. Но в декабре последовало повеление о сожжении не проданного табака с запрещением привозить и разводить это растение. Словцов это объяснил тем, что правительство не смогло пресечь комчество при казенной продаже табака этого, что привело бы к прокуриванию ясачными значительной части пушнины.

Примечание: Употребление табака было запрещено в России повсеместно указом 1634г- под страхом смертной казни и конфискации имущества. Смертную казнь видимо за курение, продажу, даже хранение заменили телесным наказанием. Интересно что при Алексее Михайловиче за убийство сына или дочери положено было только церковное покаяние и тюрьма, а за табак – резать носы, пороть ноздри, ссылать на поселение и конфисковывать имущество.Главнейшей причиной запрещения табака: цена его была раззорительна- пуд по 100 и больше рублей, пьют тот табак вместо вина и пропиваются пуще чем от вина. От этого многие обнищали и попали в долги. Торговын и промышленные люди так запивались табаком что бросали заниматься своим промыслом и в том государева пошлина терпела убытки.. Но государство видело в табаке и безнравственность. Наши предки относили табак к напиткам, а курящих к пропойщикам, во всех актах о запрете табака рядом говориться о запрете пьянства, игры в карты или зернь и о запрещении греха против 7 заповеди. Считалось что табак и вино причина преступлений- воровство, разбой и убийства. Инородцы пристрастившись к табаку меняли на него пушнину и плохо вносили от этого ясак. В Сибири употребление табака было чрезвычайно распространено- его курили, нюхали, жевали, пили.

1653
- указ о наказании воров и разбойников вместо смертной казни- кнутом, отсечением левой руки по персту и ссылка в Сибирь.

1657
- царский указ о запрещении сибирским жителям русским и азиатам торговать ревенем копытчатым и черенковым « для того, что в Московском государстве кореню ревеню похода нет» За нарушение – казнение смертью без всякой пощады.

1660
- Сослан в Сибирь Казанский чернец Иосиф Астомен- раскольник. Раскол в Сибири появился сразу же после появления его в Москве.Его распространяли здесь протопоп Аввакум, сосланный в Сибирь в Тобольск, затем в Ьратский острог в 1656г, чернец Иосиф Истомин 24 года это проповедоал, поп Дометиан, в Верхотурье- атаман Яков Лепехин и Василий Шапошников. В сибири не было места где бы арменоподражатель не вселился, и жены скверные учаху и девы видением так же и скверные блудодеицы. Так сильно раскол распространился в Сибири, что Петр 1 нашел необходимым ссылать их в Рогервик. Но семена уже были брошены. В Сибирь бежали раскольники со всех сторон, особенно после 1682 и 1683 гг. Стремились сюда и миссионеры раскольники особенно из керженских и брынских скитов. Они умели заручитьтся покровительством местной власти, и те докладывали в Москву что раскольников у них нет. В то время, например, на Демидовских заводах Урала практически все были раскольники. Многие попы доносили в Москву что раскола нет. Все это делалось из корысти, иногда духовные и сами превращались в раскольников. Раскольники занимались самосожением- в 1687 г под Тюменью сожгли себя на Пасху в церкви 400 человек. В 1722 в гИшиме сожглось неизвестно сколько человек. В Пышме- в 1724 145 душ, 1751г-150 душ. В Тюмени в 1735 г сожглись до 36 человек ямщиков и других людей, в 1761 в Ишимском округе- 150 душ. Правительство для прекращение раскола ввело штраф за небытие на исповеди по 5 копеек с души. Размеры собранных штрафов от 5 рублей до 415 руб в Соколовской волости Ишимского округа. Сжигалось одновременно до 1000-1700 душ!

1686
– Иркутск острог переименован в город и к нему приписан уезд.

1688
- велено пашенных крестьян прибывших в Сибирь отправлять в количестве 500 чел на водворение в Иркутск.

1689
- учреждена пересылка писем по государственной почте. До этого пересылка производлась с гонцами и нарочными из частных лиц по усмотрению воевод. С этого же года разрешено посылать частную почту за деньгт- От Москвы до Тобольска и Тюмени – 5 алтын; Красноярск и Мангазею – 10 алтын с золотника. Почта ходила в Тобольск и далее в Нерчинск Якутск три раза в лето. Ежемесячная до Тобольска стала ходить в 1724 г.

1691
- повелено воров за три татьбы ссылать в Сибирь с заклеймением.

1692
- наказ дан Верхотурскому таможенному и кабацкому голове всех обыскивать при проезде в Сибирь не взирая на лица- была большая контрабанда в Сибирь вина, пива, меда, твбака для обмена на пушнину. Все прятали в укладях- в платье, в постели, полозьях, хомутах, золото в печеных хлебах.

1693
- введен сбор с товаров по 10%, с рыбы, лошадей и скота натурой или деньгами по 10%, кроме алтына за гриву и 2 рога, с китайских тканей, чая десятый кусок или ящик.
Воеводы на службе от 4 до 6 лет должны быть. Непропускании всех чинов людей из сиб. Городов в Москву сторонними дорогами, мимо Верхотурья без пошлины на пушнину.

1695
- о нечинении казней и пыток ясачным инородцам ни по каким делам без доклада самаму царю! Охранять их от обид, налогов, притеснений, не грабить, запрещенными товарами с ними не торговать, что не курили и вино не пили не покупали.

1696
- Указ о препровождении колодников в Сибирь и дачи им проводников и кормовых денег и о постройке для них жительства на Верхотурьевском остроге

1697
- сосланы в Сибирь с женами и детьми сообщники Ивана Циклера, составившего заговор на жизнь Петра 1.
Послано в Нерчинск беглых крестьян с женами и детьми 624 души, по свидетельству Славцова они не дошли до места так сиб. Начальство не дало пособий этим крестьянам гибнувшим на Оби и в Кети.
Дозволено гостью Мартыну Богданову продавать табак в сиб. Городах, но на деньги но не в коем случае не на мягкую рухлядь, а тех у кого найдут табак бить на торгах нещадно кнутом и бив кнутом посадить в тюрьму на неделю( Тобольский воевода дал указ) а торговля Богданова видимо скоро прекратили.

1698
- запрещали строить монастыри и не давали земли, считалось что их достаточно чтобы постригаться и спасаться- 37, из них существовало 16, упразднили 21.

Ремезов боярский сын создал новый чертеж Сибирской земли в двух экз. Он за это получил по 5 рублев денег В 1701 году закончил атлас Сибири.

О построении казенного винокуренного двора и запрещении частных винокурений, таможенные головы, а не воеводы должны были вводить кабаки и контролировать питейные сборы. О продаже в Сибирских городах на кружечных дворах вина простого по 1р.20 коп., двойного по 2.40 ведро.

1701
- сосланы единомышленники типографщика Григория Талицкого печатавшего воровские письма в которых Петра1 называли антихристом, 7 человек вместе с ними 5 вдов после казни мужей биты кнутом и запятнанные.

1706
- о дозволение сибирским жителям носить платья какое кто пожелает, при верховой езде пользоваться прежними седлами. А до этого был запрет воеводам и другим государевым людям носить богатые одежды парчи, золота и тд.

1708
- учреждена Сибирская губерния с г.Тобольском 26 городов в т.ч. Илимский, Иркутский, Енисейск, Мангазея, Красный ЯР, Сибирский приказ упразднен, введены губернии, а воеводское правление было с 1583 года и продолжалось 127 лет, то есть до 1710г

1719
- дворов в Енисейске-1406, Красноярске-927, Илимске-1302, Иркутске- 1740 всего в Восточной сибири- 6759 дворов в нгородах

Первое ученная экспедиция в Сибири- Даниил Готлиб Мессершмидт 1719-1726 жалование – 500 руб в год. Скромное! И не платили два года!

Пьянство в старинной Сибири быловсеобщим пороком и имело самые огромные размеры. Пили все, старики и молодые, женщины и дети. Пили дома, на кружечных дворах или кабаках, в дороге, в гостях, в поле, куда горожане выезжают по праздникам для гулянья. Вина было много, и сиб.колонисты считали кабак обязательным в каждом селении. Воеводы сами гнали водку и торговали ей, хотя был строжайший запрет, Виноторговля была самой выгодной статьей воеводского дохода: « вином воеводы много корысти себе чинили, а на кружечных дворах государева вина записывали малое число, в год по 10 и по 20, а написано было в продаже всего одно ведро, а иной год ни одного ведра продавать не давали». Государство заводило виноторговлю везде где только можно было.Где не было хлебного вина, гнали из трав, на Камчатке. Паллас писал, что нигде не встречал как в Томске « всеобщего пьянства и в столь высокой степени, в Иркутске, Кяхте тоже. Даже азиаты соседи возмущались пьянством сибиряков. В 18 веке купцы сибирские в Джунгарии часто пропивали все свои товары. И другие непотребные дела творили. Китайцы оджады даже запрещали им въезжать к себе из-за пьянства. Даже миссионеры проматывали церковную казну и свои жалования и чинили обиды китайцам. Священник Филимонов затесался даже во двор богдохана и исколотил китайских министров. Его заковали и выслали в Сеоенгинск. Этот Филимонов позже шлялся по Иркутску и забовлял собутыльников рассказами о своих пекинских похождениях.

1722
- Сибирская дорога составлявшая 1687 верст ( верста 1000 сажен) разделена по верстам в 500 сажен. Постройка первого в Сибири каменного здания!!! В Енисейске, но это не так, енисейцы преувеличивают- каменное зодчество в Сибири с 1680г.

1723
– перепись ямщиков в Сибири.
Предосторожность – каторжники непрестанно на командиров кричат государевы слова, а командиров за это кованных высылают в Москву, речь идет о праве человека в те времена произносить « слово и дело» то есть обвинить в гос.измене, каторжане это делали чтобы избежать виселицы и прочих штрафов, наказаний

1724
- ежемесячная почта до Тобольска Создано три провинции Иркутской, Енисейской во главе с вице-губернаторами и Тобольской с губернатором во главе.

1725
- перепись душ и сбор подушной Возвращение помещикам беглых.

1727 15 января
– учреждена самостоятельная Иркутская епархия во главе с первым епископом Иннокентием Кульчицким Умер 27 нояб 1731, мощи нетленны с 1764. Праздник 26 ноября в память о нем.

Разрешена вольная продажа табака в России Пошлина 1 коп с фунта Продажная цена дороже 30 коп за фунт с 1704 года казенная торговля табаком по 25 коп фунт, а витой- 1 коп за аршин. В половине 18 века тертый табак был по 2 и 2.5 руб за фунт Отменен сбор поголовных и оброчных денег с тех едет в Сибирь. и обратно.

1728
- о выдаче кормовых и прогонных денег колодникам, посылаемым в Сибирь, их тех губерний, из коих отправляются.

1730
- восстановлен Сибирский приказ под управлением генерала Ягужинского ему подчинялись все города и он назначал чиновников. О наказании смертью всех подговорщиков к побегу за границу и о ссылке прочих беглецов в Сиб. На казенные работы.

1731
- об учреждении в сибгородах посты- для гос почты и партикулярных писем

1733
- снаряжена большая си. Экспедиция Камчатская во главе с Берингом.

1734
- о покупке и вымене копыточного ревеня в казну для внутреннего торга и заграничного торга до 1000 пудов и более в год

1735
- о содержание в секрете привезенного в М ревеня; о непривозе его в Тобольск, пока не будет продан С-Петербургский о и посылке в Сенат ведомости о кол-ве привозимого в М. Ревеня. О посылке монахов и монахинь в сиб монастрыи для увещевания раскольников живущих при заводах, а если не исправятся то отправлять на монастырские работы, а беглых и в лесах живущих на заводские работы и чтобы не имели сообщения с другими.

1736
- о выборе и отправке купца и аптекаря в Иркутск для покупки и бракования ревеня и об отсылке его в С-П до 100 пудов в год. О вымене ревеня у иноземцев на Кяхте и снабжении им казенных аптек по 100 пудов О не покупке каменного ревеня без разрешения.
Чукчи издавна слывут народом воинственным и непокорным и состоит лишь в номинальном подданстве России. Они составляют особый разряд инородцев без совершенного подданства Ясак платят произвольно как по качеству так и по количеству и за это их принято отдаривать на что из Кабинета Его Веоичества отпускается 150 руб в год. Оленные чукчи с давних пор имеют отношения с русскими приходят на ярмарки Анадырский острог вносят ясак. Носовые чукчи никогда не имели с русскими непосредственных отношений, по русски не говорят, о России самые смуиные представления и о принадлежности к ней незаметно даже слабого сознания.

1751
- о запрещении партикулярным людям вывозить ревень. О неотправлении в Рогевик женщин, осужденных к смертной казни и об отсылке их в Сибирь на житие.

1752
- об уничтожении внутренних таможен и сборов- торговля сделалась свободной.

1754
- ссылка в Сибирь становится постоянной, с разделением на два главных вида- в работу и на поселение. О тракте – все обязаны были ехать через Верхотурье. Нельзя отправлять посылки с письмами или с курьерами товары- найдут то конфискуют.

1755
- об отправлении впредь колодников при письменных отношениях где указывать вину и меру наказания. Об увольнении гос крестьян и разночинцев от исправления ямской гоньбы и возложение ее на ямщиков. 1756- впервые прибыли в Иркутск старообрядцы из Польши, семейские! Питейный сбор был отдан на откуп в Сибирской губернии

1757
- преступниц после кнута отправлять в Сибирь не вырывая ноздрей и не ставя на лице знаков.

1759
- крестьянам по паспартам идущих в сибирь для работы увеличили для прохода еще 25 верст в день в течение 3 лет паспорт действовал. Из-за нехватки женщин стали поселять на сибирской линии женщин годгых для замужества из числа преступниц. Мужчины подавали прошения о женитьбе и им подбирали женщин Но какие: из 77 – 27 за мужеубийство, 10 за детоубийство, 1 отцеубийство, 1 блуд с отцом остальные за крупные уголов преступления Но их брали казаки, солдаты, разночинцы даже больных сифилисом, чахоткой, цингой

1760
- о приеме в Сибирь на поселение от помещиков, дворцовых, монастырских, архиерейских, купеческих, государственных крестьян с зачетом из за рекрут и о платеже из казны за жен, детей отправляемых крестьян по цене указанной в указе.

При продаже казенного ревеня брали пошлину. Деньги от продажи ревеня шли в каммерц-коллегию, тайно привозимый ревень конфисковываши и брали пошлину. Запрещено Отсзейским городам покупать ревень из-за моря.

1762
Прекратили ссыоку на Колыванские заводы а стали селить на дистанциях от Тобольска до Нерчинска колодникоыв. Паспорта отсрачивали тем кто пришел в Сибирь на столько, сколько они пожелают. Периска всех бежавших крестьян с просроченными паспортами и облложение их подушным окладом.

В 1764 году Сибирь сиали называть Сибирским царством и учреждена Иркут губерния.- первый губернатор – Карл Фрауэндорф

1766
- Палзунов в Барнауле построил первую паравую машину. 1766- в Енисейской правинции проживало 126523 в тч в Енисейске 14185, Красноярске- 11507, Мангазее 625 Иркутск-14506, Илимск- 10917 всего в губернии- 37599 душ. Указ о содержании ревеня растущего в Красноярских и др. губерниях для употребления в казенных аптеках

1775
- Иркутская губ вновь поделена на провинции, воеводства и комиссарства. Колодников слали в Сибирь и в Оренбург в отличии от указа 1773г. Первый опыт пчеловодства в Сибири – 1777, неудачно, привозили из Башкирии улья.

1781
– разрешили свободно торговать ревенем даже за границу. 1783- создано Иркутское наместничество- 375150 чел, с областями Иркутская: Иркутск, уездные города Верхне и Нижне Удински, Киренск; Нерчинская, Якутская, Охотская. Колодников стали лечить в пути, а не отправлять далее до облегчения. Начало пчеловодства в Зап.сибири 1786г.

1796 переименовали наместничества в две губернии Тобольская и Иркутская.

1797 – 6 ревизия:, стали давать колодникам одежду, обувь, правиант, кормовые деньги.

1803
- число уездов уменьшили и раздели их на комиссарства во главе с особых начальников- земских частных комиссаров: В Нижнеудинском округе- Бирюсинское, Тулуеское, Братское комиссарства Хлебные запасные магазины стали создавать

1806
– новое положение для поселений в Сибири Учреждены смотрители поселенцев по усмотрению губернаторов. Селить велено за Байкалом и в Н/Удинском округе где уже было 769 душ, еще 1000 душ. В других местах не селить!

1809
- учрежден Х округ путей сообщения в Сибири- приведение в порядок дорог и водных путей.

1812
- выдавать покормежные поспарта поселенцам; В Сибири вместо рекрут разрешили платить деньгами – 2000 за каждого; Стали отправлять к сосланным на поселние крестьянам жен и детей по их желанию и дозвалению общества. Хотели построить канал в обход Падунских порогов, не стали – судов мало ходит.Стали ссылать в С крестьян виновных в порубке помещичьих лесов. Разрешено в С строить деревянные церкви. Арестантам отправляемым в С стали давать по 12 коп. в сутки на пропитание Поселенцам дали льготу на 5 лет и еще на 3 для возврата казенной ссуды

1820
- наводнение в Н\У – вода залила улицы, оборвала берега. Во время наводнения в Томской и Иркутской губ., Московская дорога размыта, пострадало множество волостей! Усиление этапных команд по тракту Помещикам стали не защитывать в рекрут негодыных и воров крестьян.

1822
- деление С на зап. И восточную, Енисейская губерния появилась с центром Красноярск, Канский округ 22 июля 1822 года издано особое Учреждение для управлений С губерний из 9 уставов и положений: Уставы об управлении инародцами, О Сиб киргизах, о ссыльных, об этапах в С губерниях, о содержании сухопут сообщений с С, О С городовых казаках, Положения: о земских повинностях, о казенных хлебных запасных магазинах, о разборе исков по обязательствам, заключаемым обывателями разных сословий.

1823
- о снабжении жен, детей одеждой, пищей, обувью отправляемых к мужьм осужденных в ссылку в С. В В.С. губ Лавинский стал вводить устав о земских повин и устав о путях сообщений Созданы команды рабочих из 100 человек, но все так и не началось. Стали разрешать отправлять помещ крестьян в Сибирь на поселение без ограничения лет лишь бы помещики давали деньги на пропитание во время пересылки. Кормовые стали давать и женам, детям сосланых если они едут к ним. 1825 году стали брить головы ссыльным арестантам через С этапы.

1825
- о приеме писем от ссыльных на почтах, женщинам ссыльным разрешили замуж со свободными людьми без права выезжать из С.

1827
– отправлены поисковики на Бирюсу, Тагул, но не нашли, позднее найдут богатые месторождения1 1830- Отсюда поднимаясь вверх по Кану и притоку ее Агулу золотоискатели перешли в 1836 году к системе Бирюса и 29 мая, по словам Гагемейстра, поверенными купца Толкачева и Коробкова найдена первая богатая россыпь на р.Хорме. Вслед за ними туда пришли партии Рязанова, Протасова и множества других. Завязались тяжбы и споры, продолжавшиеся до 1837-38 и даже до 1842. Машаров нашел в 1838 россыпи на Удерее Частным лицам не разрешали искать до 1936 года здесь. Разрешили торговлю и промыслы посселенцам Женщинза преступления кроме смертоубийств, грабежа, разбоя, отправлять на Тельминскую казенную суконную фабрику. Евреям не разрежали ехать за женами на поселении отправленными. О нековании лишенных дворянства преступников на поселение в С в железо.

1831
О приселении ссыльных к старожилам. Кто примет ссыльного поселенца или отдаст за него дочь, родственницу тем выдавать по 150 рублей из казны. Таких поселенцев зачислять в крестьяне с льготами. Ссыльный мог потом отделиться от старожила если построит дом и хозяйство, но сам сторожил не мог отделить его в течение 3 лет.

1835
- введен порядок что брак ссыльного с женой пришедшей за ним добровольно расторгается не только по смерти, но если он совершит новое уг преступление и жена имеет полное право вступать в новый брак, остаться в С или вернуться назад.

1837
- евреям запрещено переселяться в С.

С этого времени печатаются сведения о добыче золота в Канском и Н\Уд округах по притокам Ангары: Уде, Бирюсе, Кану: 1838-40- 136п29ф47з; 1841-45- 622п12ф45з; 1846-50- 244п1ф38з; 1851-55- 183п4ф50з; 1856-60- 195п14ф81з1861-65- 153п37ф1з; 1866-70- 116п21ф65з; 1871-73- 47п10ф7з;1874- 16п32ф39з = 1716п3ф88з Число рабочих на приисках было: 1838-605, 1839-2133; 1841-3854; 1856-60- 5054; 1861-65-5839;1866-70-4134; 1871-73- 1526 человек. По всей России добывали в год 2000 пудов в 1870-80гг.

1861
- К этому времени по Х переписи считалось во всей С только 36 помещиков владевших населенными имениями и 70 беспоместных дворян, владевших лишь дворовыми. Общее же число крепостных в С не превышало 3701 чел муж и жен из которых 900 дворовые Из этих на долю восточной С лишь 2 помещика с имениями и 9 без имений, а всех крепостных 297 обоего пола в числе коих 146 дворовых. Дозволен повсеместный ввоз в Россию чая с пошлиной по 30 коп с фунта.

1875
- введено городовое положение 1870 года в городах: Канск- обывателей с правом голоса-174, участвовало в выборах-55 (1\3) в Думы избрано 30 гласных и в управу с Головой- 6 членов; Нижнеудинск- обывателей с голосом 341 участвовало в выборах – 59 в Думу- 30 чел, обязанности городской управы возложили на обного городскую голову. За все годы с открытия и до 1876 года в Канском и Н\У округах добыто 1739пудов 1 фунт 22 золотника 10 долей. А по всей вост С – 41.702 пуда 1 фунт 12 золот 80 долей.

1881
- усилино внимание к самоходам: открываются переселенческая контора в Симбирской губернии в 1883 основан первый в С в Тюмени переселенческий комитет Только за один май месяц прошло через Тюмень до 4000 человек

1882
- открыто жен. одноклассное училище. Канск- муж-1523, жен 1293- всего 2816 а по Суворову- 3547; Н\Удинск- 2202, 1666, 3868 а по Суворову 3605.
Osokina_Galina_Pavlovna
Irina_Kuzia
http://nashbratsk.ru/wiki/?SEC...NT_ID=1910

История Братска 1701 - 1800 гг.
http://nashbratsk.ru/wiki/?SEC...NT_ID=2226[/url]
Первые переселенцы при Братском остроге
Osokina_Galina_Pavlovna

Osokina_Galina_Pavlovna написал:
[q]

История Братска 1701 - 1800 гг.
[/q]



1701 ГОД

В течение всего XVII в. Братский острог был приписан к Енисейскому, имея во главе своего приказчика, поэтому в енисейских книгах Братский острог особо выделялся.
В 1701 г. было "велено енисейские приписные острожки от Енисейска отписать". Приказчику Братского острога в связи с этим указывалось "о всяких делах писать к Москве мимо Енисейска".

Впервые картограф Сибири Семен Ремезов в "Чертежной книге Сибири" на карте обозначил Братский острог. (Рукописная "Чертежная книга Сибири" (1699-1701). Государственная публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, рукописный отдел, Ленинград.)

1702 ГОД

По Братской волости насчитывалось к этому времени 128 дворов, в том числе в Братском остроге - 25. В волости - 15 селений.

1703 ГОД

Декабрь. На допросе девять человек Икинатского рода рассказали, что "они жили в улусах в четырех верстах от Брацкаго острогу и ходе событий не знали. А послыша они де в то время приехали в Брацкой острог и написали на него, Христофора". Свое челобитье они вручили выбранным людям на мирском совете, Василию Бухарову с товарищами, т.к. своих челобитчиков послать не могли "за малолюдством".
"Ясачные иноземцы" не участвовали в выборах ни нового правления, ни челобитчиков.

1705 ГОД

9 марта. По грамоте из Сибирского приказа Братская волость присоединяется к Илимскому воеводству.

Отправлены в Сибирь астраханские стрельцы "с тамошними казаками за бунт, поднятый ими за русскую старину". "Сибирь стрельцов не смирила... они сбивались в шайки и грабили караваны, обозы, торговых людей. Грабежи и разбои прекратились с переселением стрельцов. Например, стрельцов из Братского острога переселили в Яндинскую волость".

1706 - 1707 ГОДЫ

Хотя и было раскрыто боярским сыном боярским сыном Алексеем Галкиным, что в "Брацком бунтовце" виновен Х.Кафтырев, но розыск закончился только через десять лет.
В Сибирь были отправлены из Москвы "сыщики" думный дьяк Полянский и дьяк берестов "с товарищи", наделенные широкими полномочиями по "розыску" о злоупотреблениях воевод, приказных и о народных волнениях, сильно встревоживших царское правительство. По вопросу о событиях в Братском уезде "сыщикам" было приказано: "Против тех челобитен, которые были на Христофора в Енисейск поданы Михаилу Римскому-Корсакову и которые подадут вам, великим государям, во всем ево, Христофора расспросить и в чем учинитца спор, велено дать челобитчики очные СТАВКИ и с очных ставок в тех его делах, в чем учнет запиратца, велено разыскать Брацкого острогу всякого чина накрпеко. И буде по розыску и по расспросным речам ево вина ево, Христофора, в том явится, велено за то ево бить кнутом нещадно и сослать на ево на Лену в казачью службу, а живот его все переписать с понятыми и взять на нас, великих государей, чтобы впредь не повадно было приказчикам так воровать и всякого чина людей обиды и налоги и изгони и грабежи и разоренья и бесчестного ругания чинить…"
По приговору Сибирского приказа было предписано "учинить ему, Христофору, жестокое наказание, бить его кнутом при многих людях нещадно и тсослать в ссылку в Якутской в казачью службу, а животы его взять на великого государя".
"Царские сыщики" не решились применить репрессий против участников братского восстания.

В Братской волости, перешедшей в Илимское воеводство, установлен "платеж по 12 четвертей ржи с десятины".
По ясачным волостям Братского острога "ясачных братских людей и тунгусов с Чадомскими" проживало 247 человек.

1708 ГОД

Случай смертной казни можно установить по челобитной крестьянина Падунской деревни Братской волости А. Тимофеева. Он просит разрешения у илимского воеводы принять тягло жены его соседа Василия Ильина "сына больного Дубынина, который в 1707 г. "за смертное убийство в Братцку скажнен смертью".
На жене казненного Татьяне, у которой было два ребенка, Тимофеев женился в 1708 г.

1709 ГОД

Март. Отчет из Братского острога от Михаила Шагина. Он переправляет в илимские житницы 187 четвертей "осталого" овса, причем сообщает имена крестьян с указанием, какое количество везет каждый из них. А для проверки собирает у целовальника "заручные записные книги", запечатывает их своей печатью и пересылает с илимским служилым человеком Иваном Котовщиком: "...отпущено с Юрьем Московским с ево тягла с полдесятины с осмухой две четверти с осминою" овса. По сей записке Юрей Московский две четверти с осминою овса принял. По его велению Михаиле Безеровский расписался".

1710 ГОД

Тяжелое бремя многочисленных поборов и повинностей вызывало бегство крестьян из Братской волости. Большую часть беглых составляли хлебные "обротчики". Результатом участившихся побегов явилось запустение дворов в селениях вокруг Братского острога: "В прошлых годах бежали из Брацка в Иркуцк пашенные крестьяне и разночинцы". "Против переписи 1710 г. явилось пустовых дворов многое число".

1713 - 1714 ГОДЫ

В пометном списке, где перечисляются недоимщики, называются два женских двора из Братской волости: вдовы Оксиньи, жены Ф. Ускова и Овдотьи, жены М. Назимова.
Итак, существовали дворы женщин, принявших на свои плечи дополнительную тяжесть мужского труда.

Двадцать шведских пленников было сослано в Братскую волость, но ни одна сибирячка не хотела идти замуж "за поганого обливанца". Правительство было вынуждено разъяснять населению посредством Синода, что брак со шведами вовсе безгрешен, и швед не может опоганить православной женщины.
Вообще, положение этих пленников было во всех отношениях жалкое, и вскоре многие из них в сибирских условиях умерли.

1715 ГОД

О положении женщин можно судить по сделанным записям в крепостной книге Братского острога 1715 г.: "4 февраля писана купчая Брацкого острогу ясачному человеку, новокрещену Борису Ивановичу в том, что продал он, Борис, пашенному крестьянину Ивану Ермолину сестру свою родную иноземку Шалтуну. Взял за нея 10 скотин".

"8 февраля писана запись Брацкого острогу крестьянскому сыну Андрею Иванову Поцелуеву в том, что в нынешнем в 715 году февраля в... день, по любовному своему договору женитца он, Андрей, у брацкого служилого человека у Федора Попова на крестьянской дочери Ивана Чюпина, девице Дарье, которую заложил он, Иван, ему, Федору, по кабале в 10 рублях 714-го году до сроку - до Петрова дни святого верховного апостола 714 ж году. И не выкупя он, Иван, тою дочерью своею ему, Федору, поступился вечно. И женясь мне, Андрею, на сей девице Дарье, жить у него, Федора, вечно ж. А ему, Федору, тянуть за него Андрея, тягло - осмину десятины с отсыпным хлебом и с подводною гоньбою вечно ж"88.

1716 ГОД

16 июня. Проездом в брацком остроге останавливался шведский инженер-лейтенант Лоренц Ланге, фигура во всех отношениях колоритная, человек недюжинного ума и большой предприимчивости. Он был послан Петром I в Китай с полномочиями "политического агента": "10 июня мы прибыли в Братский острог, который стоит там, где Ока впадает в Ангару".
В окрестностях острога живут в войлочных юртах брацкие татары. Они очень богаты лошадьми и скотом всякого рода. Считается плохим тот, кто не имеет от 400 до 500 лошадей, не считая остального скота. Когда погибает лошадь, начинается пир, на котором самым крепким напитком является перегнанная из лошадиного молока тарасун...
Кто здесь хочет путешествовать, должен иметь при себе хлеб и табак, все остальное он за несколько трубок может получить мяса в избытке. Они часто в подарок чужим приносят овцу, но требуют, чтобы вернули внутренности, которые варят без особой чистоты и едят как деликатес.
Эта нация, как мужчины, так и женщины, одеты в длинные складчатые кафтаны, а девушки носят заплетенные и украшенные многими латунными побрякушками косы и схожи почти с цыганами.
И все же источником мясного питания бурят Ланге считает не скотоводство, а охоту, которая "доставляет им главный продукт питания".

1718 ГОД

Пашенные крестьяне Братской волости отказываются от платежей налогов и нередко проявляют открытое сопротивление. Учитывая настроение крестьян, отказывались собирать подати и выборные из крестьян - старосты и целовальники.
Например, из сводки 1718 г. по Братской волости надлежало взыскать 1464 рубля, поступило платежей 217, нужно было "донять" еще 1247 рублей, то есть в казну поступило менее 15%.

1719 ГОД

19 марта. По "скаскам" этого года в Братской волости числилось "ясашних тунгусов" мужского пола 545 человек.
Исправляющий воеводскую должность Ф. М. Антипин удовлетворяет просьбу ясачных людей - приказная изба дала справку, что ясачным сборщикам велено "збирать собольми, а у кого в промыслу соболей нет, за соболиное число - лисицами, белками, лосинами и всякою мягкою рухлядью и деньгами, по рублю за соболя".

1721 ГОД

Было страшное наводнение от разлития Ангары.

9-10 июля. Из Пекина в Москву по Ангаре возвращались два путешественника: англичанин Джон Белл и немец Иоган Унферцаг. Оба принимали участие в посольстве 1719 г. в Китае.
Джон Белл в своем дорожном дневнике напишет о Падунском пороге: "В следующий день (т.е. 10 июля - В.Г.) мы достигли большого порога, называемого Падуном из-за крутизны падения воды. По этому порогу мы проплыли благополучно, так как для наших судов уровень воды над скалами был достаточно высок".

В Иркутск из Братского острога ежегодно доставляли хлеб, масло животное, гнали скот, но в доношении 1721 г. указывается: "В Брацкий острог, приезжая из Иркуцка и Иркутцкаго уезду, люди, хлебные запасы купи дорогою ценою, в Иркуцк и за Байкал-море увозят и ныне де в Брацком на хлеб цену подняли высоку, а в Илимск хлебных запасов крестьяне за тем не возят".

1722 ГОД

Указом Петра Великого от 24 октября 1722 г. вменялось в обязанность инспектору таможен: "собрать сведения, нельзя ли устроить водное сообщение в Сибири и осведомиться, можно ли расчистить ангарские пороги"

В Братский острог были посланы Гавриил Рыбников и Алексей Ознобихин, чтобы они "правили доимки", но отчетов от них в Илимск не поступило. Служилому человеку Ивану Хромцову воевода поручает держать "оных Рыбникова и Ознобихина в тех зборах самих на правеже и бить их босых без всякие пощады, не норовя им ни в чем... А ежели ты на правеже держать не станешь за то тебе самому учинено будет жестокое наказание".

1723 ГОД

В Братской волости: 34 деревни (193 двора), служилых людей 147 посадских 96, пашенных крестьян 806, церковников 6, гулящих 27 прочих 190. Всего 1272 человека мужского пола.

В Братском остроге насчитывалось 25 дворов с населением 125 душ мужского пола, в том числе 9 пашенных крестьян, 10 хлебных обротчи-ков, 14 бобылей, один бездворный крестьянин, 9 душ детей боярских, 9 детей казачьих, 39 служилых, 9 отставных служилых, 5 дворовых людей, 6 богательщиков, 3 присыльных, 2 жителя, 6 гулящих и 3 нищих.

В Братском лишь один Иван Дьячков показывает: сеет ржи 8 пудов, овса 6 пудов, засеивает земли всего 1,2 десятины. Дьячков платил одну четверть ржи и одну четверть овса, но в 1722 г. он не заплатил хлебный оброк государству.

1724 ГОД

Сухого пути от Красноярска до Иркутска не существовало даже зимой.
Обычно в летний период добирались от Красноярска до Иркутск. водным путем: от Красноярска до Енисейска - 392 версты, от Енисей ска до Братского острога - 1020 верст, от Братского острога до Иркут ска - 561 верста.

1725 ГОД

30 июня. Братский острог посетил Даниил Готлиб Мессершмидт первый ученый, осуществивший по приказу Петра 1 научное исследование Сибири.
Главное внимание ученого за время путешествия по Ангаре было сосредоточено на географическом описании реки и на фиксировании направления ее течения.
В результате кропотливых измерений Мессершмидт первым определили длину Ангары в размере 20209 новых верст.

1727 ГОД

Русский посол в Китай С.В. Рагузинский отметил, что буряты "служат верою России, не уступая природным россиянам; своим оружием и кочеванием границу распространили… На границе с великим чаянием были добродушны и доброконны… Прикрытием границ и разъездами служили без жалования".
Много служило бурят и из "Брацкаго уезда".

1729 ГОД

В это время по податным спискам значилось: "В Брацком остроге и в деревнех разночинцев сто восемьдесят одна душа, крестьян семьсот восемьдесят восемь душ, помещиков пять оклад каких на 728 год на генварскую треть по двадцати по три копейки с души итого 224 рубля 2 копейки.
Да выше писанных разночинцев кроме помещиков по тридцати копеек з души итого 23 рубли 53 копейки.

1731 - 1734 ГОДЫ

Для развития земледелия в Якутии в бассейне р. Амги по просьбе якутского воеводы переведено 50 крестьянских семей из Илимского уезда и четыре из "Брацкаго острогу".

1736 ГОД

Широкие организационные работы по устранению почтовых станов развернулись с приездом из Иркутска сына боярского Чемесова. Он налаживает гоньбу в Братской волости, где крестьяне выбирают "для отправления подвод" односельчанина.
Оказалось, что на Черной речке, где предполагали поставить станок, никаких построек не было: "жилья никакого не имеется, стало быть пустое место". Объявляются торги на постройку там зимовья.
На каждой станции должно было находиться по 24 лошади, но администрация предлагала создать станции "по согласию тамошних жителей, не токмо из ближних, но и из дальних всех мест", так, чтобы при станциях имелись пашни, сенокосы и "способная вода". Поселяющиеся крестьяне освобождались от оброков за выделяемую для них землю.

Первые известия о писаных скалах на Оке: "В расстоянии от Брацкаго острогу 32 версты, на утесе каменном написаны звери, дикие козы и люди..."

Февраль. Через Братский острог проследовала экспедиция И. Г. Гмелина. Путешественник подробно описывает Братский острог "Острог лежит на левом берегу Ангары Ангара течет здесь на запад и принимает реку Оку, притекающую с юго-востока и примерно в 6 верстах повыше острога разделяющуюся на два рукава, из которых каждый имеет свое устье, именуемые Верхней и Нижней протоками. Нижний рукав впадает в Ангару повыше Острога, верхний еще на несколько верст повыше. От нижнего рукава немного выше его устья отходит другой малый рукав прямо в Ангару, называемый Кровавой протокой, следовательно, верхним, нижним и малым рукавами Оки и Ангары создается большой, а затем нижним и малым рукавами Оки и Ангары маленький остров.
Братский острог имеет в квадрате 30 саженей, на стороне к Оке он имеет большой, на стороне ангарской малый вход. Приказная изба находится справа от большого входа. На стороне противоположной Оке, в каждом углу острога - башня, и под ними - старые, полуразвалившиеся черные избы, когда то построенные служивыми при закладке острога. При остроге несколько церквей, несколько складов, а также пороховой и водочный погреба. Вне острога стоят 50 жилых домов
Острог подчинен Илимску, но он, так же как и Енисейский, получает приказчика из Иркутска, ибо вице-губернатор счел для себя более выгодным не предоставлять эту власть Илимскому управлению.
Буряты почти все отсюда уехали, но тунгусы в довольно большом количестве населяют это место"

Из "Ведомости" составленной историком Герардом Фридрихом Миллером, современником М В Ломоносова "Брацкой острог стоит над рекою Кругом того острогу мерою 105 сажен - 2 аршина - 2 четверти, в том остроге проезжая башня. А от Илимска до Брацкаго острогу расстояния пятисотных 238 верст 450 сажен. Во оном Брацком остроге и того острогу в уезде леса имеетца сосняк, елник, листвяг, березник, осина, пихта, талник, а иного лесу и вперед к поселению под пахоту угодных мест не имеетца. Угодья имеютца зверинные, а именно козьи. Ныне десятинной пахотной земле сеятца в год хлеба на мерную десятину ржи по одной четверти с четвериком, ячмени по четыре четверика, ярицы по полторы четверти, пшеницы по полторы четверти, овса по полторы четверти, пшеницы по полторы четверти, овса по полторы четверти с восмипудную меру. А десятиной пашни в оном Брацком присудствии по окладу имеетца тридцать десятин полторы осмины"

1738 ГОД

9-11 августа. Второе пребывание Гмелина в остроге при возвращении из Китая . Он сообщает: "в остроге содержится под стражей около 50 человек бурят и эвенков за то, что они замышляли восстание против Братского острогу 1-го августа. Двое из заговорщиков, как зачинщики, были заключены в тюрьму и посажены в одну колодку, повесились в тюрьме..."

1744 ГОД

С этого года оброчный хлеб и "провиантскую доимку" разрешается братским жителям "собирать самим", в провиантмейстеры выбирать "погодно" из братских служилых людей. Дается разрешение построить в Братском остроге винокуренный завод за счет средств местных жителей, а для его управления выбирать своих ларешных и целовальников. Жалование служилым людям было ведено выдавать из братской приказной избы из средств, выручаемых от винной продажи. Откупные и оброчные деньги с 1744 г. должна была принимать братская приказная изба. Ясак и деньги, собираемые в Братской волости, с этого времени отсылаются прямо в Иркутск.
За Илимском сохранилось право контроля над деятельностью братской приказной избы и право использовать только тех братских служилых людей, которые не были заняты на месте.

1745 - 1760 ГОДЫ

Заявление местных казаков о разрешении построить силами жителей винокуренный завод в Братском остроге было подписано в 1737 г. Иркутская провинциальная канцелярия ответила через 8 лет. В ноябре 1745 г. новый завод начал работу и дал до конца года 176 ведер вина, то есть на каждую мужскую душу (1672 душ мужского пола) пришлось в среднем по 3,98 л водки.

Первые известия, что неподалеку от Братского острога залегают железные руды: "От Брацкаго острогу де до деревни Большой Окинской мерных 30 верст, а от оной Большой деревни переехав реку Оку, едучи на восток бором, пустым местом через речки Харой, Хорохая до озера Сурухая и до горы Антифея верст с 30 же имеется железная руда..."

Еще не было сухого пути между Иркутском и Красноярском. Ангара при всех неудобствах служила единственным сообщением между Иркутской губернией с Западной Сибирью.

"Тараканов в Сибири долго не было, они стали распространяться по ней с середины XVIII столетия, через южную границу Западной Сибири из Средней Азии, и через Кяхту из Китая. Они распространялись посредством перевозимых из места на место вещей, по городам же и селам тараканы путешествовали сами. Переходы тараканов из дома в дом породили в тогдашней Сибири верование, что тараканы одарены замечательным предчувствием, и лишь только зачуют в известном доме пожар, тотчас переселяются из него в другой".

Приказчик А Березовский составляет ведомость недоимок за 1744-1760 гг. окладного хлеба надлежало взыскать за это время 22 643 пуда, собрано 5866. С крестьян, вышедших на станции, удалось взыскать 608 пудов, а в недоимке числилось 10 128 пудов. С оброчных пашен и сенокосов сбор в казну хлеба должен был составить 3395,5 пуда, собрано 327,5. Недоимки во всем этим платежам достигли 29 972 пудов.

1769 ГОД

По ведомости 1769 г в Братском заказе грамотных 4, необученных - 7, а один был "отрешен за малоучением", когда по ревизским скаскам только в Братском остроге проживало 189 посадских и 148 разночинцев мужского пола.

Только 20 семей, в составе которых было 58 душ мужского пола, имели какое-то ремесло, и то из этого числа лишь 27 человек: 14 - кожевенно-обувное, 2 - посуднооконное, 4 - обработку металла, 3 - рыболовное дело и вязание сетей, 4 - прочие ремесла.

НАЧАЛО 70-х ГОДОВ

Швейцарец Ренье в течение нескольких лет был учителем детей иркутского губернатора. Впоследствии он опубликовал свои заметки а сборнике "Статьи, служащие к обогащению исторической науки" (Аугсбург, 1780). Вот что пишет Ренье о бурятах: "Брацкие рассказывают, что они происходят от двух братьев - Мунгала и Бурята, потомство которых впоследствии разделилось. Мунгал вместе со своим потомством расселился в сторону калганских, Бурят же по направлению к северу. Брацкие рассказывают далее, что бурят после разделения со своим братом взял с собою письменные известия и, засунув, будучи в нетрезвом виде, на лужайке, выронил это писание из своей сумки, так что съела его овца, таким образом, ничего не осталось от этого писания, и они жили, как два совершенно самостоятельных народа. Убежденные в этом, сжигают буряты еще и теперь, перед началом колдования, клок овечьей шерсти...".

1792 ГОД

На карте Приангарья из "Русского атласа" 1792 г. нанесены почти все современные ангарские деревни, но ведущая роль тогда все еще сохранялась за Братской волостью.

На Ангаре воробей появился в конце XVIII века.

1797 ГОД

22-23 февраля. При возвращении из ссылки через Братский острог проехал А. Н. Радищев. Из "Дневника путешествий из Сибири":

"22-е. Братский острог стоит на месте, где Ока впадает в Ангару. Пределы Оки суть отроги гранитных гор, которые пересекают Ангару, и в пяти верстах от Брацкаго начинают составлять пороги числом пять, из которых Падун есть самой большой. Тут суда разгружаются и проходят порожние в ворота шириною менее 10 сажень. Всю реку можно перейти пешком, если бы (водяной - В. Г.) вал не препятствовал.

23-е. От Брацкаго дорога идет к реке до деревни Долгаго луга 25 верст, потом берегом до Большой деревни - 10, до Шамановой - 30. До сей деревни дорога идет возвышенным местом, поросшим редким берязняком, а местами берег Оки, хотя низкой, являет гранит, что побуждает думать, что и вся подстилка сего возвышения суть гранит. Берега Оки ведут за собой сосновой лес. От Шамановой в 10 или 14 верст в Оку впадает Ия. Дорога удаляется от течения Оки и идет перелесками до Коби - 44 верст. По дороге есть селения хорошие. Хлеб у них продают по 12 копеек, нынешний год не покупают дощаники для плавки по Тунгуске до Кежмы. В Брацком ночевали у попа Ильи, которого я лечил от лихорадки. Она будто за ним ходила и не давала покоя. Болезнь его была чрезмерное движение нервов. Причины не мог узнать. Из благодарности он нас угостил, велел сделать починку и не велел брать прогонов. Кажется, что он у прихожан в почтении. Так бы и должно. О сем рассуждение. Прогонов не брали до Шамановой. В Брацком живут мещане, крестьяне и пашные".


Прикрепленный файл: angder2.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: osokina-galina
Вверх ⇈