ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры

Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Циркуляр магометанской метрической книги на русском языке.

Для всех заинтересованных исследователей, в данной статье, мы представляем копию циркуляра метрической книги Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, переведенного с татарского на русский язык.

Представлены три части магометанской метрической книги:

часть первая о родившихся
часть вторая отделение первое о бракосочетавшихся
часть вторая отделение второе о расторжении браков
часть третья об умерших

http://www.bastanovo.ru/2014/0...m-yazyike/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Ногай-курган – первый татарский аул в Узбекистане

Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.
Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента, который входил в состав Кокандского ханства. Татарский аул располагался на берегу реки Салар. Когда-то Салар был полноводным. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие.
Сохранился архивный документ, в котором говорится, что предки ногай-курганцев были выходцами из Волго-Уральского региона России. В 1827 году они обратились с прошением к кокандскому правителю Мадали-хану, в котором извещали, «что по мере заселения Ногай-Кургана отведенной земли для потребностей его населения стало мало, и в связи с тем, что хозяйства развились, просили отвести дополнительно земли, необходимые для посевов, посадок, выгонов». Мадали-хан велел прирезать к аулу Ногай-Курган до 600 десятин земли, выдав на это документ с приложением своей печати... http://www.bastanovo.ru/2016/0...bekistane/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Таинственная местность «Туглицы» и хмель в Егорьевском уезде

Михайлов С.С.

От автора

Мещёрский край, его история, культура, самобытность, представляет собой огромное «белое пятно». Можно констатировать, что мы крайне мало знаем даже официальную историю этого региона, а также то, что нам практически ничего не известно об истории и особенностях микрорегионов, которые составляют Мещёру. Исследователи прошлого упоминали мещёрские субэтносы куршаков, мамаев, парахинцев, баляков и др., но ничего не написали о том, что тот или иной из них себя представляет, а это были свои сообщества со своими говорами, менталитетом, культурой. Сейчас, вначале XXI столетия старые границы, которые отчетливо фиксировались сто лет назад, исчезли. Порой, в настоящий период, невозможно узнать у потомков как называлась мещерская группа, к которой принадлежали прадеды и прапрадеды. Мещёрская традиционная культура во всех ее проявлениях практически утрачена. Нам остается только по отдельным моментам в старых публикациях, а также в обрывках исторической памяти старожилов того или иного мещерского уголка, пытаться искать отдельные моменты, чудом зафиксированные в свое время кем-то из авторов прошлого, или застрявшие в чьей-то памяти, а потом поведенные выходцем из какого-то населенного пункта.
Сейчас, также опираясь на старые публикации, нам хочется поговорить об одном, давно забытом уголке западной части Мещёры, в бывшем Егорьевском уезде Рязанской губернии, имя которого еще столетие тому назад было известно и даже часто попадало на страницы периодики.

http://www.bastanovo.ru/2016/0...kom-uezde/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Исследование и публикация метрических книг мусульман Российской империи

Метрические книги были введены для мусульман «внутренней» России в 1828 г. На протяжении 90 лет метрические книги велись махаллинскими (приходскими) имамами на татарском языке арабским письмом. Благодаря стараниям казыя, а впоследствии муфтия Ризаэддина Фахреддина значительная часть метрических книг сохранилась и в настоящее время хранится в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295) в Центральном госархиве Башкортостана (ЦГИА РБ, г. Уфа). Это в равной мере относится и к метрикам мусульман Тамбовской губернии. В преддверии публикации метрических книг мусульман Шацкого уезда Тамбовской губернии на современной кириллической графике татарского языка, а также аналитических статей на их основе, автор данной статьи ниже публикует метрическую книгу мечети деревни Молочной Горы Темниковского уезда Тамбовской губернии 1902 года. Данного населенного пункта уже нет на карте, а 100-летний срок прошел 10 лет назад.

Полный текст статьи читайте тут:http://www.bastanovo.ru/2013/0...y-imperii/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Фатима-Султан и предания старого Касимова

Касимовская ханша Фатима-Султан… Прожившая большую часть XVII века, она осталась в исторической памяти татарского народа заслоненной трагическим образом казанской Сююмбике, но сколь зеркальны их судьбы…

Личность Фатимы-Султан интересовала меня с детства — впервые, еще благодаря замечательным работам краеведа Николая Александровича Родина (1924-2013), где ханша упоминалась. Потом, краевед Адиль Беляев, долгие годы, собирающие татарские родословные, показал мне копию шеджере сеидов Шакуловых, к которым принадлежала Фатима-Султан. Уже позднее, из работ Фарита Батыргареева довелось узнать о преданиях, бытовавших среди нижегородских татар и посвященных потомкам Фатимы-Султан. Наконец несколько лет назад я опубликовал небольшой материал о Фатиме-Султан в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (М.: Издательский дом Медина, 2009). Хотелось продолжить изучение её загадочной жизни, до сих пор памятной в мифологии Касимова.
Язык русской допетровской старины, архаичный стиль часто цитируемой и поныне писцовой книги, составленной Петром Воейковым н Посником Раковым в 1627 году:
«Слобода татарская, а в ней мизгит или мечеть...http://www.bastanovo.ru/2016/0...-kasimova/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Выпись поименная кадомских мурз и татар

http://www.bastanovo.ru/2016/1...z-i-tatar/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Село Биктимерово

Вахитова Г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Это издание следует рассматривать в контексте с книгой моего отца, Ва-
хитова Гарифьяна Ибрагимовича, «Село Биктимерово (очерки о малой роди-
не)», изданной в 2004 году агентством «Информреклама», г. Уфа. Эта работа,
содержащая ценную и уникальную информацию по истории развития села,
колхоза, образования, здравоохранения и т. д., на протяжении уже 10 лет яв-
ляется настольной книгой для проведения всевозможных мероприятий. Сайт
Биктимеровской школы, где представлена книга отца, один из лучших порта-
лов образовательных учреждений Саракташского района.
Мысль заняться изучением документов, касающихся истории Биктиме-
рова (современный Саракташский район Оренбургской области), родного села
моего отца, возникла не случайно. В 2004 году, когда отцу стало известно о его
неизлечимой болезни, он ускорил издание своей книги и сказал мне с сожале-
нием о том, что не успел побывать в Центральном историческом архиве Респуб-
лики Башкортостан (далее ЦИА РБ). Там он собирался исследовать метрические
книги по селу Биктимерово (по-арабски читать умел) и просмотреть другие до-
кументы о селе. Помня об этом, решила заняться изучением дел, содержащих
сведения о Биктимерове. Работа была начата в октябре 2010 года и продолжи-
лась до июня 2015 года. С каждым разом посещение читального зала ЦИА РБ
меня затягивало все больше. Удалось раздобыть большой материал, говорящий
о разных периодах развития села, о людях, которые некогда жили в нем.
Как-то я спросила отца, знает ли он о наших дальних родственниках. Ведь
у моего прапрапрадедушки, Ягафара Байгильдина (1800–1859), было три стар-
ших брата. У них наверняка остались потомки. На что отец сказал, что ничего
не знает. В ходе исследований мне удалось найти четвероюродного брата моего
дедушки Ибрагима. Это Габделмуталлип Якупов (1884 г. р.) – правнук Якупа
Байгильдина, родного брата моего прапрапрадедушки Ягафара. Сыновья Габ-
делмуталлипа Якупова – Тимерхан и Тимербай – уроженцы Биктимерова.
В ЦИА РБ я обнаружила спорные дела о земле башкир деревень Бикти-
мерово и Кабаново с помещиками Тимашевыми, формулярные списки о служ-
бе чиновников и офицеров, картографические сведения о кочевках башкир,
дела об утверждении мусульман в духовных званиях и т. д. Из более поздних
документов найдены сельскохозяйственная перепись 1920 года, список первых
учащихся Биктимеровской единой трудовой школы (1920 г.), сведения о продо-
вольственном положении, голоде (1921–1922 гг.) и т. д.
В Государственном архиве Оренбургской области (далее ГАОО) сохра-
нились дела о мечетях и духовных лицах, о дореволюционном образовании,
о фронтовиках Первой мировой войны, о сборах на содержание волостно-
го правления, похозяйственные переписи 1939–1954 гг. В архивном отделе
МО Саракташский район – похозяйственные книги 1959–1962 годов, протоколы
заседаний сельсовета, собрания колхозников, списки учащихся школы и т. д.
В книге также использованы дела из фондов Российского государственного
архива древних актов (РГАДА, г. Москва), Российского государственного военно-
исторического архива (РГВИА, г. Москва), Центрального архива Министерства
обороны РФ (ЦАМО, г. Подольск).
На основании метрических книг (1832–1895 гг.), ревизских сказок (1816,
1834, 1850 и 1859 гг.) и сведений, предоставленных биктимеровцами, мною были
идентифицированы более 2000 лиц, составлены родословные 37 семей, когда-ли-
бо проживавших и проживающих в селе. В книге также отражены документы, ка-
сающиеся истории башкирских деревень, соседствующих с Биктимерово: Кабан-
кино, Райманово, Кульчумово, Карагузино Саракташского района Оренбуржья.
Составлена сводная таблица по количеству хозяйств и жителей этих деревень,
охватывающая период с 1795 по 1939 год. Затрагивается проблема ассимиляции
башкирского народа, исстари проживающего на этих территориях. Были изуче-
ны тамги наших односельчан. На основании генетического исследования удалось
установить происхождение моего рода, начиная приблизительно с 1000-х годов.
Огромную благодарность хочу выразить председателю СПК «Рассвет»
Саракташского района Оренбургской области Сагитову Равилю Асхатовичу за
оказанную спонсорскую помощь в издании книги, мулле Биктимировской ме-
чети Ишкуватову Галимьяну Бахтияровичу за материальную помощь, главному
редактору Саракташской районной газеты «Пульс дня» Гаврильцу Владимиру
Борисовичу, специалисту архивного отдела МО Саракташский район Шариповой
Рамиле Габдрахимовне за оказанную помощь в поиске материалов, рецензенту –
профессору БГУ Кузбекову Фанилю Тимерьяновичу за дельные советы и добрые
подсказки. Также благодарна переводчикам документов со старотюркского язы-
ка, которые, несмотря на свою занятость, нашли время на переводы метрических
книг по Биктимерово. Это Атнагулов Руслан Мунирович (г. Ташкент), Васильев
Илья Михайлович (г. Уфа), Валетдинов Раиль Шарифуллович (д. Тепериш Чиш-
минского района Республики Башкортостан).
Надеюсь, читатель найдет в этой книге новую интересную информацию
о селе, о своих предках, дополнит свои знания об истории родного края. Книга
будет познавательна не только жителям, выходцам из села Биктимерово, но и
другим читателям, так как здесь нашли отражение многие исторические собы-
тия, происходившие в нашей стране в разное время.

СКАЧАТЬ http://www.bastanovo.ru/2016/11/selo-biktimerovo/
---
http://www.bastanovo.ru
Jauni

Jauni

Siauliai,Lithuania .
Сообщений: 2910
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 745
Меня интересует...есть ли среди татар Шабаны ?
---
Ищу Фирант /Firantas и Vonder из Visusti manor Estonia,Шабаны,дворяне Фиранты. Юргелис Доминик служил 1914-1921 в Петербурге Царское Село.
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Jauni, Шабаны это фамилия?
Есть старинное имя, встречается в документах 16-17 веках.
Там есть имя Шабан.
Да и предок у меня был Шабан.
жил 1672-1749

не могу с точностью сказать, могла ли с тех времен фамилия сохраниться,
ну, т.е. придти к нашему времени не изменившись.
хотя... может быть и были единичные случаи.
но, имя тюркское.
правильнее было бы Шагбан.
но, Г, при чтении в русской транскрипции могла опускаться....

Татарское имя Шагбан означает Название восьмого месяца мусульманского лунного года. Давалось мальчикам, родившимся в этом месяце.

---
http://www.bastanovo.ru
SergeyAn

SergeyAn

Москва
Сообщений: 1167
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2941
А про фамилии Шевалеев,Черевчеев ничего не подскажите?
---
Если ты не знаешь прошлого, что ты делаешь в настоящем и зачем тебе будущее?
https://www.ok.ru/sasovo.1
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Генеалогический форум » Библиотека » Каталог ссылок, полезных генеалогу » Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры [тема №45890]
Вверх ⇈