Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   Керенский А.Ф.
RSS


Керенский А.Ф.

Происхождение


<<Назад  Вперед>>Модератор: TatianaLGNN
vam
Долгожитель форума

vam

Москва
Сообщений: 3707
Регистрация: 5 авг. 2003
Рейтинг: 1362 


№ 438 Пензенские корни Александра Керенского

4 мая по новому стилю – день рождения Александра Керенского, председателя Временного правительства России в 1917 г. «Улица Московская» предлагает вниманию читателей статью директора Государственного архива Пензенской области Татьяны Евневич, посвященную пензенским корням Керенского.

В современном обществе резко возрос интерес к генеалогическим исследованиям. И это понятно. До определённого момента в нашей истории многие предпочитали скрывать своё социальное происхождение. В частности, это относилось к тем, у кого в роду были священно- и церковнослужители.
Между тем изучение родословных священно- и церковнослужителей является, на наш взгляд, одним из наиболее интересных направлений в нашей генеалогии, т. к. это сословие не было замкнутым, имело свои традиции, одной из которых являлось получение образования их детьми.
Не все дети являлись последователями своих отцов и дедов. Многие, получив духовное образование, переходили на статскую службу, где достигали определённой известности, иногда даже общероссийского или мирового уровня.
Личность последнего правителя России Александра Фёдоровича Керенского не обойдена вниманием ни российской, ни мировой историографии. Затрагивается в этих исследованиях и его происхождение.
Однако создаётся впечатление, что ни один из авторов при этом не обращался к архивам, т. е. к документам, которые способны уточнить многие факты любой биографии.
Большинство биографов род А. Ф. Керенского ведет от Иосифа Дмитриева, назначенного в 1808 г. священником в Покровскую церковь г. Керенска. Об этом говорится и в одной из последних книг о Керенском Владимира Федюка «Керенский», вышедшей в серии ЖЗЛ в 2009 г.
По утверждению автора, у Иосифа Дмитриевича было четверо сыновей: Дмитрий, Павел, Михаил, Николай и дочь Евпраксия. Третий по старшинству его сын Михаил
(1804 г. р.) был сначала дьяконом, потом священником Троицкой церкви в с. Керенки Городищенского уезда той же Пензенской губернии. Он, в свою очередь, был отцом трех сыновей: Григория, Александра и Федора (отца А. Ф. Керенского).
Однако данное утверждение не соответствует действительности. В клировой ведомости Покровской церкви г. Керенска за
1809 г. у священника этой церкви Иосифа Дмитриева указаны дети: Капитолина, 9 лет, Петр, 6 лет, Евпраксия, 4 лет, Дмитрий, 2 лет .
Как видим, никакого сына Михаила, 1804 года рождения, у Иосифа Дмитриева в 1809 г. не было. Да если бы и был сын Михаил, то писался бы он впоследствии Михаил Иосифов (или Осипов).
Другая группа авторов родословную
А. Ф. Керенского начинает со священника (крайне редко его называют дьяконом) Троицкой церкви с. Керенки Городищенского уезда Пензенской губернии Михаила Иванова. Они более близки к истине, правда, священником Михаил Иванов никогда не был.
В клировой ведомости Троицкой церкви с. Керенки Городищенского уезда за 1842 г. о Михаиле Иванове имеются следующие сведения: «дьяконский сын, в семинарии не учился, 1822 года генваря 29 дня был определён Преосвященным Амвросием в с. Пестровку дьячком…. В 1830 году рукоположен….к сей церкви во диакона. Читает по нотам, поет очень порядочно, катехизис на память знает изрядно. Судим и штрафован не был» .
Документы государственного архива Пензенской области позволяют узнать более подробные сведения о Михаиле Иванове и его происхождении.
В клировой ведомости церкви с. Пестровки Городищенского уезда, где он служил до назначение в Керенку, за 1825 г. среди причта церкви значится: «Второй дьячок Михаил Иванов, 21 года, из великороссиян, онаго ж села диакона Ивана сын, определён к сей церкви во дьячка в 1822 году вместо умершего дьячка Петра Иванова; жена его Елена Михайлова, оной же округи села Шкафту священника Михаилы дочь».
Есть в этих документах и сведения о родителях Михаила Иванова: «Дьякон Иван Петров, 39 лет, из великороссиян, онаго ж села умершаго дьячка Петра сын, жена его Марфа Гаврилова, оной же округи с. Никольскаго Лапуховки умершаго диакона Гаврилы дочь».
Кроме Михаила у них были дети Захар, 18 лет, Василий, 14 лет, Стефанида, 12 лет, Ольга, 6 лет, Марья, 1 года.
Если копнуть глубже, то в документах архива можно найти сведения и о родителях Ивана Петрова.
В ревизской сказке Пензенского наместничества Городищенской округи села Пёстровки, Вырган тож, церкви Николая Чудотворца за 1795 год значится:
«Дьячок Пётр Иванов, 31 , у него жена Настасья Максимова дочь, 29 лет, у них дети рождённые после ревизии: Василий, 11 лет, Иван, 7 лет, Марья 5 лет, Акилина, 3 лет».
Жена Михаила Иванова Елена Михайлова умерла в феврале 1842 г. в возрасте 35 лет. Михаил Иванов остался вдовцом с 7 детьми: сыновьями Григорием, Александром и Фёдором и дочерьми Евдокией, Марьей, Татьяной и Екатериной. Старшему, Григорию, было около 16 лет, младшей, Екатерине, чуть больше двух лет.


В 1861 г. Михаил Иванов был уволен в заштат и до самой своей смерти жил в семье своего зятя, дьячка этой же церкви Григория Архангельского, мужа младшей дочери Екатерины.
В метрической книге Троицкой церкви с. Керенки имеется запись о смерти 17 ноября 1882 г. «от горячки» заштатного дьякона Михаила Иванова. Похоронен он был в ограде приходской церкви, где прослужил почти всю жизнь.
Старший сын Михаила Иванова, Григорий, родился около 1826 г., средний, Александр, в 1835 г. В имеющейся литературе нет единства в указании даты рождения третьего сына, Фёдора, отца А. Ф. Керенского. Указывают и 1837 г., и 1842 г. и 1841 г.
В клировой ведомости Троицкой церкви с. Керенки за 1842 г. у дьякона Михаила Иванова указан сын Фёдор 4 лет . Значит, наиболее вероятный год рождения Фёдора – 1838. Подтверждение этому мы находим в метрической книге этой церкви за 1838 г.: «В феврале. У кого кто родился: второго числа села Керенки диакона Михаила Иванова сын Феодор».
Фамилия Керенские впервые появляется у детей Михаила Иванова, когда они начинают свою учёбу в духовном училище. Своё образование все трое продолжили в Пензенской духовной семинарии. Старший, Григорий, окончил её в 1850 г., средний Александр в 1856 г., и младший Фёдор в 1858 г.
Фёдор и Александр учились на собственные средства, Григорий содержался на «окладе хора его Преосвященства».
До эпохи Петра I духовенство, как и большая часть простых русских людей, фамилий не имело. В марте 1852 г. Пензенской духовной консисторией был получен из Синода указ «…дабы лица духовного звания… во всех подаваемых прошениях и других бумагах непременно означали свои фамилии, а одними именами и отчествами себя не именовали, причём изъяснить, что по общему порядку жёны и вдовы должны употреблять фамилии мужей своих, а дети, согласно указу Святейшего Синода 18 ноября 1846 г., сохранять фамилии своих отцов…» .
Хотелось бы отметить, что среди выпускников Пензенской духовной семинарии за первые 100 лет встречается около десятка семинаристов, носивших фамилию Керенский, и далеко не все они являются родственниками.
Очевидно, духовному начальству мысль дать фамилию по месту службы родителей пришла в голову не только в отношении сыновей Михаила Ивановича.
Фёдор Керенский был самым способным из братьев. Среди семинаристов своего отделения он считался одним из лучших учеников. .
Наиболее часто встречающиеся отзывы о нём наставников: «… хорошего прилежания и успехов очень хороших», «…мысли изложены связно, выражены ясно», «…очень внимателен,… отмечен трудолюбием».
Единственные неудовлетворительные отметки, встречающиеся у Фёдора, – по еврейскому языку.
Успехи Григория в семинарии были значительно скромнее. Педагоги оценивали его как «…способностей порядочных», а прилежание и успехи Александра оценивались как посредственные.
После окончания семинарии пути братьев расходятся. Александр в 1857 г. выбывает в Симбирскую губернию. Григорий в 1852 г. направляется дьяконом в Петропавловскую церковь г. Пензы.
Фёдор же, прослужив учителем в духовных училищах Пензенской губернии, в
1865 г. поступает в Казанский университет.
Поступив в Казанский университет, Фёдор не прекращает связи с Пензенским краем. Свидетельства о посещении Ф. М. Керенским родных мест мы находим в письмах известного историка В. О. Ключевского, покинувшего Пензенскую духовную семинарию в 1861 г.
Василий Осипович неоднократно упоминал о Ф. М. Керенском в своих письмах к
П. П. Гвоздеву, своему однокласснику по Пензенской духовной семинарии. В письме от 15 сентября 1869 г. он пишет: «В письме своём ты сообщаешь мне пречувствительное известие: это поездка Ф. М. Керенского в нашу губернию и свидание его с моей сестрой…». Речь идёт о Елизавете Осиповне Ключевской.
Связь Ключевского с сестрой Елизаветой прервалась за 2 года до этого письма, от
П. П. Гвоздева он, видимо, узнаёт, что его сестра проживает в Пестровке Городищенского уезда Пензенской губернии.


Далее Ключевский пишет: «Впервые узнаю, что мы с Ф. М. некоторым образом свойственники» . Действительно, Ф. М. Керенский и В. О. Ключевский оказались родственниками: родная сестра Ключевского Елизавета вышла замуж за Ивана Васильевича Вирганского (иногда в документах – Вырганского), двоюродного брата А. Ф. Керенского.
К сожалению, в некоторых изданиях его фамилия несколько искажена, он назван Виргинским. Отцом Ивана Васильевича Вирганского был дьякон Воскресенской церкви
с. Пестровки Василий Иванов, родной брат отца Фёдора – Михаила Иванова.
В клировой ведомости за 1855 г. названной церкви среди заштатных числятся «диакон Иоанн Петров, вдов, 69 лет, дьяческий сын, в семинарии не обучался. 1805 года определён был к сей церкви пономарём с посвящением в стихарь. 1811 года указом Консистории перемещён к сей церкви во дьячка, 1821 г. …во дьякона. 1843 г. по собственному своему желанию и слабости здоровья уволен в заштатные. Живет и пропитывается у сына своего диакона Василия Вырганского…».
У дьякона Василий Ивановича Вырганского, 43 лет, среди детей указан сын «Иоанн Вырганский, обучается в Пензенском духовном училище, 12 лет».
Как видим, у детей двух родных братьев были разные фамилии: Керенские и Вырганские. Вторая фамилия так же, как и первая, была образована от названия реки, на которой стояла церковь – Вырган, да иногда и в ранних документах встречается название Пестровка, Вырган тож.
Не вдаваясь в подробности образования фамилий священно- и церковнослужителей, отметим следующее: процесс «фамильного творчества» в Пензенских учебных заведениях духовного ведомства продолжался довольно длительное время.
И только в ноябре 1846 г. был издан уже упоминаемый выше указ Синода, запретивший изменять фамилии семинаристам: «В некоторых семинариях существует обычай переменять воспитанникам духовных заведений фамилии их отцов… Таковой обычай, которому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет должное уважение к поколениям…».
Посему предписывалось «по всему духовному Ведомству, чтобы впредь в сем ведомстве не усвоялись фамилии произвольные».
Фёдор Михайлович Керенский женился на своей бывшей ученице, дочери подполковника А. А. Адлера Надежде, потсдамского немца по происхождению. Будучи по отцу потомственной дворянкой, с материнской стороны она была внучкой богатого купца, бывшего крепостного, сумевшего выбиться в люди.
В 1879 г. Фёдор Михайлович был назначен директором Симбирской мужской гимназии, где преподавал историю и словесность. В Симбирске в 1881 г. у супругов появляется сын Александр, будущий правитель России.
В различных изданиях неоднократно поднимался вопрос о происхождении А. Ф. Керенского. Так бывший дворцовый комендант императора Николая II, генерал В. Н. Воейков в своих воспоминаниях писал: «…Фёдор Керенский в молодости женился на особе, у которой был сын Аарон Кирбиц. Фёдор Керенский, происходивший из русской православной семьи, усыновил Аарона Кирбица, который и превратился в Александра Фёдоровича Керенского».
Версия не выдерживает критики, так как в Симбирск Керенский приехал уже женатым на Надежде Александровне и с тремя дочерьми, старшей исполнилось четыре года, младшей было четыре месяца.
Бытует также мнение, что будущий глава Временного правительства родился у женщины, которая в это время отбывала каторжный срок. И что женщина эта была еврейкой. Если это и так, то Александр был усыновлен в младенческом возрасте.
Британский посол в России сэр Дж. Бьюкенен писал о том, что у Керенского была еврейская мать. О «полуеврее» Керенском писал и английский военный атташе А. Нокс.
Последних понять можно. Вряд ли они были осведомлены о происхождении А. Ф. Керенского и называли его так скорее всего из-за его репутации борца с антисемитизмом.
Хотя, конечно, содержание записи о рождении А. Ф. Керенского в метрической книге Тихвинской церкви г. Симбирска за 1881 г. вызывает некоторое недоумение: родившись 22 апреля (ст. стиля), Александр был крещён только через полтора месяца – 6 июня.
Это, конечно, не противоречит церковным канонам, но несколько выбивается из общепринятого: как следует из метрических записей, сохранившихся в архивах, в дореволюционной России крещение проходило, как правило, через 1-5 дней после рождения ребёнка и включало в себя имянаречение.
Итак, как следует из архивных документов, предки А. Ф. Керенского никакого отношение к г. Керенску (сейчас Вадинску) не имеют. Село Керенка, где родился Ф. М. Керенский, также, как и город Керенск, своё первоначальное имя получили от речки Керенки. Правда, речки хоть и назывались одинаково, были разные.
Одна протекает на северо-западе области и является притоком р. Вад, другая – на северо-востоке области и является притоком р. Веж-Айвы.
А более глубокие корни последнего правителя России находятся в нынешнем г. Никольске Пензенской области, в состав которого территориально вошла бывшая Пёстровка Городищенского уезда, принадлежавшая семейству Бахметьевых-Оболенских, владевших знаменитым Николо-Пестровским хрустальным заводом.
Хотелось бы отметить, что описываемый род Керенских известен не только благодаря А. Ф. Керенскому. В определённых кругах не меньшую известность имеют и двоюродные братья Александра Фёдоровича – Владимир и Сергей Александровичи Керенские. Правда, их жизненный путь уже не был тесно связан с Пензенской губернией.
Как уже упоминалось, их отец, Александр Михайлович Керенский, был назначен священником в Симбирскую губернию, где в 1868 г. у него родился сын Владимир.
Владимир в 1883 г. окончил Симбирское духовное училище, в июне 1889 г. – Симбирскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Приказом товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода 28 сентября 1894 г. он был определён преподавателем по кафедре обличительного раскола в Пензенскую духовную семинарию, где одновременно являлся заведующим фундаментальной библиотекой, позднее был главным библиотекарем Иннокентьевского Просветительного братства. В 1904 г. он утверждается в степени доктора богословия, а в
1908 г. становится штатным ординарным профессором Казанской духовной академии.
В июле 1917 г. Владимир Александрович был избран представителем на Поместный собор Православной Всероссийской Церкви.
После октября 1917 г. он являлся преподавателем по кафедре истории Церкви историко-филологического факультета Казанского университета.
Однако в начале 20-х годов эти факультеты в университетах были ликвидированы, и в начале 1922 года В. А. Керенский из университета был исключён. Дальнейшая его судьба автору статьи неизвестна.
Докторская диссертация В. А. Керенского была посвящена сравнительному анализу православной и старокатолической традициям. Старокатолицизм являлся предметом исследования и ряда других работ богослова.
О брате Владимира Александровича, Сергее, известно меньше. По окончании Казанской духовной академии в 1902 г. он был удостоен степени кандидата богословия, преподавал в Симбирском епархиальном училище, затем в Алатыре, являлся автором трудов по педагогике.
К пензенскому роду церковно- и священнослужителей Керенских принадлежит скульптор и художник, член Союза художников Василий Николаевич Керенский. Хотя предки Василия Николаевича, также как и
А. Ф. Керенского, служили в Городищенском уезде, общие корни у них не обнаружены.
Отец В. Н. Керенского, Николай Павлович, сын дьячка Павла Тимофеевича, служил псаломщиком в с. Шуты Наровчатского уезда, а затем в сёлах Карамалы и Юлово Городищенского уезда. Василий Николаевич добровольцем ушёл на фронт, его карикатуры в годы Великой Отечественной войны тиражировались и забрасывались на вражеские позиции.
В 1954 г. он окончил Московский художественный институт им. Сурикова, является автором скульптурных памятников, бюстов адмиралу Нахимову, основателю картинной галереи П. М. Третьякову, многим героям Советского Союза, передовикам производства и др.
Изучение истории любого рода, на наш взгляд, имеет большое воспитательное значение, ведь формирование человека начинается в семье. Из-за незнания истории своего рода идёт ослабление внутриродовых связей, что ведёт к равнодушию и духовно-нравственному кризису как семьи, так и общества в целом.
Татьяна Евневич, директор ГБУ «Государственный архив Пензенской области»

http://penza.bezformata.ru/lis...o/4203846/
vam
Долгожитель форума

vam

Москва
Сообщений: 3707
Регистрация: 5 авг. 2003
Рейтинг: 1362 

ПЁСТРОВКА (Малая Пестровка), бывшая деревня на левом берегу реки Вырган, вошла в черту города Никольска (его северная окраина). Основано в 1680-х годах помещиком Пестрово, отсюда название деревни. Малая Пестровка – в отличие от «большой», т.е. села Николо-Пестровки. С 1780 года входило в состав Городищенского уезда. В 1864 году здесь свеклосахарный завод. Численность населения: в 1864 – 824, 1897 – 969, 1926 – 1290 жителей.

http://inpenza.ru/nikolsk/settlements-joined.php
vam
Долгожитель форума

vam

Москва
Сообщений: 3707
Регистрация: 5 авг. 2003
Рейтинг: 1362 

Откуда есть пошла никольская земля...
О происхождении Никольска, нашей Малой Родины, известно одновременно и много, и мало. До 17 века территория Никольского района была частью Засурского Стана - так называлась эта местность в то время. И только жалованная грамота царя Алексея Михайловича 1668 года открывает период истории края, который носит документально обоснованный характер.
Именно в 1668 году стряпчий Иван Юрьевич Бахметьев за похвальную службу и воинскую доблесть в русско-польской войне 1654-1667 годы был пожалован землями в Засурском Стане с селением Никольское. Было в этом селении пять улиц. Вскоре, через 13 лет, в 1681 году, земли по левому берегу реки Вырган царь Федор Алексеевич пожаловал другому дворянину – Калистрату Богдановичу Пестрову, который основал здесь деревеньку Пёстровку. В новом населенном пункте было всего 3 улицы: Сидоровка, Карамальский и Буров порядки. В жалованной грамоте царя Федора Алексеевича говорится, что Калистрату даруют «... поместную землю в Пензенском уезде в урочищах за Сурою-рекою, на речке Маисе, да на речке Выргане», неподалеку от Бахметевых.
Далее известно, что внучка дворянина Пестрова Анна Даниловна вышла замуж за сына Бахметьева. От этого брака родились двое сыновей Иван и Алексей, которые разделили имение родителей. В 1761 году Алексей купил принадлежащую брату Пёстровку, и стало селение иметь одно название — сельцо Никольское, Пёстровка тож, и одного хозяина - Алексея Ивановича Бахметьева.
Предыстория
Массовое заселение территории района во второй половине 17 века началось ясачной мордвой Засурского стана Пензенского уезда, которую привлекали сравнительная безопасность, защищенность лесами от набегов степных племен. В этот период возникли крупные мордовские деревни Алово, Большое Пермиево. Вполне вероятно, что они существовали и раньше, еще в составе Казанского ханства.
Правительству было выгодно заселение Засурья в связи с основанием в середине 17 века таких крупных городов, как Симбирск и Пенза. Прослеживается четыре канала, по которым в Засурье поступало население из центральных и других уездов, освоенных после завоевания Казанского ханства. Это – мордовские мурзы, вероятно, издавна знакомые с этими местами, уездные дворяне (служилые люди «по отечеству»), ясачные крестьяне (мордва и русские) и дворяне «московского чину».
Своеобразие в том, что главным контингентом служилых людей явились здесь мордовские мурзы, а не русские станичники. Их задача сводилась к охране дорог, связывавших Пензу и Самарскую луку, район Сызрани, где находились древнейшие переправы через Волгу, а также сопровождение должностных лиц и ценных грузов. Со временем мордовские мурзы крестились, переводились в новые южные города и слободы, а на их месте получало земли уездное и московское дворянство (Ильмино, Казарка, Серман). Ясачная мордва основала деревни Карамалы, Коржевку, Старую Селю.
Иссинские господа
В числе первых на засурскую, пензенскую, землю перевел своих крестьян Пестрово (предположительно, это был Калистрат Пестрово), основатель современного Никольска. Бедные почвы Иссы не позволяли заниматься интенсивным земледелием и скотоводством. Более значительный доход помещичьему хозяйству приносили вырубка и сплав леса.
В 1673-1674 годах в нынешнем Иссинском районе Пензенской области несколько сел были пожалованы братьям Пестровым: Максиму, Якову, Калистрату, Карпу. Сейчас эту территорию занимают сёла Никифоровка (бывшая Пёстровка Первая), Никольская Пёстровка (бывшая Средняя Пёстровка), Знаменская Пёстровка (бывшая Пёстровка Третья). Таким образом, первое название села Пёстровка произошло от фамилии его владельца.
Пестровы были людьми православными, поэтому не представляли себе жизни без храма. В 1758 году на правом берегу реки Пелетьмы на месте старого кладбища была построена небольшая каменная церковь во имя Знаменья Пресвятой Богородицы. Отсюда к названию села Пёстровка было добавлено слово Знаменская. Так и появилось современное название – Знаменская Пёстровка вместо Пёстровки Третьей.
Помещик Пестров
Пестров был стольником, это - начальный придворный чин, в котором служили и представители незнатных московских фамилий, заслужившие эту честь. Несколько сотен стольников обслуживали царские пиры и приемы, разнося яства и напитки. Со временем первоначальная функция стольников отступала на второй план и этот чин (с соответствующим поместным и денежным окладом) определял в основном место человека «Табеля о рангах». Так, в регулярной армии стольники служили полковниками и ротмистрами, в городах и посольствах наместниками и послами или их помощниками («товарищами»), в приказах — судьями.
За особое старание в службе дворянин Пестров был «пожалован землями», и стал помещиком, что в 17 веке, хотя и было достаточным для пропитания, но всегда оказывалось рискованным и опасным делом. Усиление эксплуатации, увеличение государственных налогов и повинностей, многочисленные войны тяжелым бременем ложились на плечи крестьян. Это вызывало протесты широких масс населения. Именно в 17 веке проходили самые мощные выступления крестьян и горожан: Соляной бунт 1648 года, Медный бунт 1662 года, выступление под руководством Степана Разина 1670-1671 годов и многие другие. Современники назвали свое столетие "бунташным".
Стольник, намучавшись на иссинских плохих землях, азартно принялся за сельское хозяйство, справедливо полагая, что никольские земли более плодородны. Кроме того, земледелие было единственно возможным в наших местах занятием. Использовалась трехпольная система земледелия. Основными культурами были рожь, овес, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох. Из технических культур возделывались лен, конопля. Активно развивалось садоводство и огородничество. В садах разводили вишню, красную смородину, крыжовник, малину, клубнику, яблони, груши, сливы. Из огородных культур сажали репу, огурцы, капусту, морковь, редьку, свеклу, лук, чеснок, тыкву. Основными орудиями труда оставались соха, бороны, серпы, косы, медленно вводился плуг. Урожайность культур была невысокой. Частыми бедами были засуха, частые дожди, ранние заморозки.
Негромкий быт провинциального дворянства
Дом вчерашнего офицера стоял у пруда. К нему примыкали фруктовый сад с конопляником. Назвать его в полном смысле усадебным домом постеснялся бы и сам владелец. Ветхое строение крайне невзрачного вида, одноэтажное, без фундамента, наполовину вросло в землю. Чтобы закрывать ставни на крохотных оконцах, нужно было нагибаться чуть ли не до земли. Как и у приятеля Пестрова, офицера Болотова, состояло оно всего из трех помещений, причем из этих трех одна большая зала была необитаема, потому что была холодной и не отапливалась. Она была скудно меблирована. Вдоль тесовых стен, уже почерневших от времени, тянулись скамьи, а в переднем углу, украшенном множеством таких же почерневших икон, стоял стол, покрытый ковром. Две другие небольшие комнаты были жилыми. В светлой угловой громадная, выложенная разноцветными изразцами печь распространяла тепло.
На стенах - множество икон, и в переднем углу висел киот с мощами, перед которыми теплилась неугасимая лампада. В этой комнате стояло несколько стульев, комод и кровать. Третья, сообщавшаяся с сенями, совсем уже маленькая комната служила в одно и то же время детской, девичьей и лакейской.
Бунт и разбой
Восстание 1705 года в Астрахани, а затем на Дону, отозвалось в Засурском крае всплеском насилия и разбоя. Совершенно по характеристике А.С.Пушкина, русский бунт был бессмысленным и беспощадным. К причинам восстания историки относят усиление произвола и насилия со стороны местной администрации, введение новых налогов и жестокость астраханского воеводы Тимофея Ржевского. Поводом для восстания послужил царский указ, запрещавший носить бороды и русское платье.
Спустя год после подавления астраханского бунта вспыхнуло еще более мощное движение на Дону. Коренное население Дона не знало крепостного права, что привлекало сюда массы крестьян. Казачество пользовалось автономией, имело самоуправление во главе с выборным атаманом, ему было предоставлено право не выдавать беглых. Возглавил бунт Кондратий Булавин. Партизанские действия против правительственных войск продолжались до 1710 года, затем войска, принесшие присягу Петру Первому, жестоко разгромили повстанцев.
Разрозненные отряды повстанцев наводили ужас на поместных дворян всей россии. Как повествуют отказные книги Саранского приказа за 1709 год, в 1706 году «вор и изменник беглый солдат Василий Чюренок со товарищи дом помещика Калистрата Пестрова разбили и всякие выписки для владения земли побрали».
Однако страдания Калистрата еще какое-то время продолжались. Он то ли жестоко заболел после нападения Чюренка и долго мучался, то ли пережил еще один разбой, но дни его уже точно были сочтены. Нам удалось найти в «Боярском списке» 1708 года (РГАДА, Ф. 210, Оп. 2, ед. хр. 55, л. 1-229) последнее упоминание о «Калистрате Богданове сыне Пестром», там в листе №221 написано: «Убит от воровских людей».
Поминальник
Происхождение имени Калистрат греческое, оно означает «хороший воин». Не знаю, каким воином был наш Калистрат Пестров, но битву за то, чтобы остаться в истории, он проиграл. Никольчане чтят и помнят Бахметевых и Оболенских, прославивших наш район хрустально-стекольным производством, но напрочь забыли Калистрата Богдановича Пестрова. Немногие молодые люди знают даже прежнее название Никольска — Николо-Пестровка, не говоря уж о том, что пра-Никольском было все же не село Никольское, а именно Пестровка, и основателем нашего населенного пункта является Калистрат Пестров. Впрочем, даже фамилия этого человека в исторических источниках пишется по-разному: и Пестрый, и Пестрой, и Пестрово, и Пестров. Пусть же он останется в нашей памяти Калистратом.

http://o-in1.livejournal.com/32439.html
<<Назад  Вперед>>Модератор: TatianaLGNN
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   Керенский А.Ф.
RSS

Реклама от YouDo