ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_16c1e7_ffe89db8_L.png

🌲 ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и Новогодние "Елки"

Здесь живет Детство

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 100 101 102 103 104 105 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tasha56, dimarex
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
file.php?fid=629934&key=653328863

ny1.png ny10.png ny8.png ny7.pngny9.png ny2.png

Бог великодушен, он дает человеку детство: золотое, солнечное, волшебное! Когда все в первый раз. Когда сквозь тучи и ненастье видно радугу на небе, на далекой звезде выращивает Розу Маленький Принц, и ученый Кот рассказывает сказки про Лукоморье…Наверное, только в детстве нам позволено быть по-настоящему счастливыми, ибо радость еще не омрачена неудачами, а вера торжествует над опытом, и ребенок знает то, о чем успели позабыть мы, взрослые.
Пролистывая страницы историй елочных украшений, истории празднования Нового года и Рождества, вспоминаешь о самом сокровенном, что хранится в глубинах нашей души, нашей памяти: о детстве, беззаботных играх, любимых игрушках, о маме, когда она еще была молодой, о строгом, но чаще добром отце, о теплых объятиях бабушек и смешных морщинках дедов…
Эта тема – привет из глубин детства, из «рая детского житья», как написала вслед уходящей беззаботности шестнадцатилетняя Марина Цветаева.
Приглашаю всех в ней поучаствовать!


ВЫБЕРИ СЕБЕ ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД (Лотерея 2023 г.) >>>
ВЫБЕРИ СЕБЕ ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД >>>> (Лотерея 2024 г.)
file.php?fid=663887&key=285990419
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (9)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Сегодня мы вспомним еще один сказочный персонаж...

В любой библиотеке, в любой семье обязательно есть книги одного из самых любимых детских писателей Корнея Ивановича Чуковского. Кто не знает его сказок "Мойдодыр", "Крокодил", "Федорино горе", "Айболит" и многих других! Взрослые люди - мамы, папы и даже некоторые бабушки с детства помнят задорные строчки: "Одеяло убежало, улетела простыня..."

Чуковский не только писал сам, но и много переводил с английского языка. И не одни лишь сказки и стихи для малышей привлекали внимание Чуковского-переводчика. Он пересказал, например, такие популярные и любимые детьми всего мира книги, как "Приключения Мюнхаузена" Р. Э. Распе, "Робинзон Крузо" Д. Дефо, перевел "Тома Сойера" Марка Твена, сказки Р. Киплинга...

Корней Иванович не только нес детям радость своими книгами, он сам был тем редким и необходимым в жизни детей человеком, которого, говоря словами Белинского, можно назвать "детским праздником". Трудно представить себе жизнь Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами. Не перечислить детских садов, школ, домов, где появление "Дяди Чукоши" не вызывало бы радость. "Он, как никто другой, знал, как жизненно необходимы ребенку радость, веселье, смех -- вообще счастье, и умел с великой щедростью дарить эту радость - детям", - вспоминает о Чуковском писательница Вера Смирнова.

biggrin1.gif Уверена, что многие уже догадались о том, что речь пойдет о серии елочных украшений - " Доктор Айболит".

Завод стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий (г.Москва) - 1950-е годы.
Свыше 200 наименований ёлочных игрушек — таков ассортимент изделий завода. В продажу они поступают поштучно и в красиво оформленных коробках с затянутым целлофаном окошком. И почти каждый месяц появляются все новые и новые виды украшений. В этом большая заслуга художника завода Т. И. Сергеевой. По её эскизам создаются формы и ведётся раскраска игрушек. Только в последнее время появились интересные наборы «Доктор Айболит», «Фигурный», «Колокольчики», «Серая шейка», «Серебряное копытце», «Дружба народов» и др. Среди ёлочных игрушек — знакомые детям по рассказам, стихам и сказкам персонажи: Доктор Айболит, дед Кокованя, Дарёнка, Дед Мороз, Снегурочка, Красная Шапочка, зверюшки и птицы — заяц, утка, лиса, пингвин...

Заглянем в каталог "Елочные украшения" -

В него вошли только четыре игрушки -
1. Доктор Айболит (в руках держит стетоскоп)
2. Попугай Карудо (с ватой)
3. Утка Кика (с гоголем-моголем)
4. Сова Бумба (с йодом)

А сколько всего было игрушек в наборе?
Ответ на этот вопрос находим на сайте коллекционеров - Форум коллекционеров
Автор набора – Кузьмина Ю.Н., год разработки – 1956.
В состав разработанного набора входило 6 игрушек: «Доктор Айболит», «Утка с лекарством», «Попугай с ватой», «Сова с лекарством», «Обезьянка с термометром», «Зайчик на костылях».
На первом этапе образцы этих игрушек были одобрены.
На втором этапе набор (6 игрушек) был раскритикован и фигурки отклонены «потому что они слабы по образу и скульптурной форме». Только одна игрушка «Утка с рыбьим жиром» была утверждена.
Через месяц на утверждение был повторно представлен и утвержден набор «Доктор Айболит» уже из 5 фигурок: «Доктор Айболит», «Попугай с ватой», «Сова с лекарством», «Утка с рыбьим жиром» и «Зайчик».




Желающие могут вспомнить детство и пройтись по страницам этой книги.
Инсценировка В. Коростылева
Музыка М. Мееровича


Действующие лица и исполнители:

Доктор Айболит, Ведущий - Н. Литвинов
Собака Авва - Е. Васильев
Попугай Каррудо - ф. Тобиас
Обезьяна Чичи - Ю. Юльская
Робинзон, Бармалей - М. Названов
Ласточка, Обезьянка - Г. Иванова
Тянитолкай - Ю. Андреев

ОРКЕСТР ПОД УПРАВЛЕНИЕМ
Г. РОЖДЕСТВЕНСКОГО
Скачать


Сказка про доктора Айболита написана в двух версиях. Для самых маленьких - в стихах, для взрослых - в прозе.

Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"


Корней Чуковский. Стихи и сказки.
От двух до пяти.
Всемирная детская библиотека.
Москва: Планета детства, 1999.




Дополнение от 08.01.2013 г.
[q]
Через месяц на утверждение был повторно представлен и утвержден набор «Доктор Айболит» уже из 5 фигурок: «Доктор Айболит», «Попугай с ватой», «Сова с лекарством», «Утка с рыбьим жиром» и «Зайчик».
[/q]

Выловила в сети такой набор. Все игрушки с каким-то медицинским предметом, кроме зайчика в жилетке..


Прикрепленный файл: а1.jpgа2.jpg, 52823 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
stan6670
На сообщение
У меня было время проконсультироваться по шару (елочное украшение), которое Вы прикрепили в своем сообщении.
Речь идет не о цене, а о первой партии таких шаров. Маркировка "шар №5" расшифровывается как шар диаметром 85 мм в индивидуальной упаковке. Шар имеет название - "Кленовый лист" ( у Вас указано название - "Ягодка").
Несмотря на невзрачные краски, этот шар ручной росписи (1950 г.), имеет ценность для коллекционеров.


При каждой действующей фабрики елочной игрушки есть свой музей со стендами образцов елочных украшений, которые
выпускались в стенах предприятия в разные годы. На каждой игрушке есть маркировка (автор рисунка и год выпуска)...



История новогодней игрушки
Видеорассказ
Дарья Радченко - кандидат культурологии
http://postnauka.ru/video/7068
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Alina_S

Alina_S

Санкт-Петербург
Сообщений: 1255
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 3944
Замечательные раньше делали книги!
"Детство Никиты" - настолько проникновенная, что прямо чувствуешь себя на месте героев blink.gif
А какие иллюстрации! Сейчас вот мне лично страшно брать в руки детские книжки, хотя они вроде бы яркие, со множеством картинок... Но то ли художники не в ладу с детством, то ли еще что...
Я тоже стараюсь своей непоседе читать либо долежавшие до сего дня свои, либо если покупаю новую, то стараюсь,чтоб это было переиздание. Иногда даже беру книги на букинистических сайтах/в магазинах.



Комментарий модератора:
[q]
тоже стараюсь своей непоседе читать либо долежавшие до сего дня свои, либо если покупаю новую, то стараюсь,чтоб это было переиздание. Иногда даже беру книги на букинистических сайтах/в магазинах.
[/q]

Да, книжка с хорошими старыми иллюстрациями и читается легко и содержание запоминается лучше. Компьютерная графика какая-то угловатая, не живая...слишком кукольная
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
И снова сказки А.С.Пушкина...

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ
И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ




Персонажи из "Сказки о царе Салтане " в виде стеклянных елочных игрушек на прищепке появились к 150-летнему юбилею А.С.Пушкина (1949 год). В честь этой знаменательной даты была выпущена целая серия елочных игрушек, изображавших героев пушкинских сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане и царевне лебеди», «Сказка о Руслане и Людмиле», «Сказка о золотом петушке». В истории советской елки началась целая эпоха под названьем «В гостях у сказки»!

Чуть позже, в 50-х годах, появилась серия «Доктор Айболит», "Красная Шапочка" и "Кот в Сапогах", "Алладин", "Буратино", "Колобок", "Конек-Горбунок", "Избушки на курьих ножках", бабки-ежки в ступах и без. В конце 60-х, начале 70-х все они порядком видоизменились и потеснились, чтоб дать место новым любимцам – Карлсону, Чебурашке с крокодилом Геной, Умке, Вини Пуху и прочим героям наших любимых мультфильмов.

По каталогу из серии елочных игрушек "Сказка о царе Салтане и царевне лебеди" (1949-1950) проходят персонажи -

1. Царь Салтан
2. Царица
3. Баба Бабариха
4. Повариха
5.Ткачиха
6. Чудный остров
7. Князь Гвидон
8. Царевна Лебедь
9. Дядька Черномор
10. Богатырь (Витязь)

Позже появляются новые персонажи и игрушки с верхним креплением - бочка, белочка, домик с белочкой...

Чудный остров
Царевна Лебедь
Домик с белочкой



Царь Салтан
Царь Салтан
Царица


Дядька Черномор
Витязь
Князь Гвидон



Сказка о царе Салтане
Год выпуска: 1984
Жанр: МУЛЬТФИЛЬМ , сказка, детский, семейный
Продолжительность: 00:53:08
Режиссёры: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин


Художественный фильм Александра Птушко
СССР. 1966 г.
Актеры: Владимир Андреев, Лариса Голубкина,
Борис Битюков, Нина Беляева, Анатолий Дегтярь, Юрий Чекулаев
Фильм


Прикрепленный файл: с1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
24453125.jpg
Е.И.Лосева, «Портрет Николая Дмитриевича Бартрама»; 1920-е гг.

Зимой 1919 года москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трех чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Н. Д. Бартрам и его друзья - народные мастера-игрушечники А. Я. Чушкин и И. И. Овешков... Путь был неблизкий - от магазина Мюра и Мерилиза (теперешнего ЦУМа) по Петровке, Бульварному кольцу до Смоленского бульвара, дом 8, где тогда жил Н. Д. Бартрам. Этот небольшой особняк, теперь уже не существующий, был передан правительством под организуемый в Москве Музей игрушки.


Думается, что получить такое решение было непросто. Несомненно, что свою роль сыграл тот факт, что Бартрам всегда лояльно относился к большевикам, а после революции даже стал членом коллегии по делам музеев Народного комиссариата по просвещению.

Многочисленные игрушки разместили в четырех больших комнатах особняка. Коллекция самого Бартрама дополнилась конфискованными из игрушечных магазинов, привезенными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций игрушками, старинными реликвиями, хранившимися в семьях.


"Игрушки буквально ломились в дверь музея", - пишет в своих воспоминаниях дочь Н. Д. Бартрама А. Н. Изергина(1). Она же замечает: "Сама идея создания Музея игрушки в России была нова. Игрушке крайне мало уделялось внимания. Не существовало ничего, что могло бы послужить отправной точкой для организации музея. Была только глубокая вера в правое свое начинание и большая к нему любовь"(2).

От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далеких лет, редкие фотографии. Особо дорога нам первая музейная афиша, выполненная известным художником И. С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней, навсегда стала девизом: "Дети, идите в свой музей!".

В 1925 году музей переехал в новое просторное здание - дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне Литературный музей им. А. С. Пушкина). В том же году Бартрам представлял свое искусство и свой музей на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Диплом, полученный там, - свидетельство большого успеха художника и музейщика. Расширялись экспозиции, устраивались новые выставки; музей завоевывал все большую популярность среди столичных зрителей. Еще в 1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки.

В новом же здании начали работать курсы художественной игрушки, а в 1929 году открылась производственная мастерская, которой до конца своей жизни руководил Бартрам. Здесь по эскизам художников создавались игрушки, которые продавались здесь же в музейном киоске. "Умение привлекать к работе людей, зажигать их своим энтузиазмом" - такие отличительные черты характера Бартрама отмечали многие его коллеги(3). "Николай Дмитриевич обладал неиссякаемой энергией, был очень добрым, отзывчивым человеком. Его мягкий юмор часто поддерживал в трудные минуты и его самого, и близких ему людей. Особо следует отметить умение Бартрама подойти к детям, пошутить с ними и сразу же завоевать их симпатии. Среди детей он был необычайно популярен и любим; музей в их представлении был неотделим от личности Николая Дмитриевича: они так и прозвали его - "Дядя Музей"(4).

Но над музеем сгущались тучи. Так называемая "разгрузочная комиссия", "очищавшая" столицу от "лишних" организаций, к таковым отнесла и уникальный детский музей. Впрочем, с ним поступили еще гуманно: не уничтожили , а лишь перевели в Загорск (современный Сергиев Посад).


Оправиться после этого перемещения музей смог лишь в 1980-е годы. Подумать только, полвека практически вычеркнуто из жизни... Грустный каламбур: "перемещенное лицо" - "перемещенный музей". А еще более определенное - "репрессированный музей". Исчезли инвентарные книги времени Бартрама, поредели архив и библиотека...

И все же возрожденный на новой земле, Музей игрушки и по сей день сохраняет научные и художественные традиции, заложенные Бартрамом и его сподвижниками: Е. С. Овчинниковой, А. Я. Чушкиным, И. И. Овешковым, И. С. Ефимовым, Р. Я. Симонович-Ефимовой, Е. М. Беляковой, Э. С. Розенталь, Н. А. Леманом, Б. Н. Ланге и многими другими. В конце ХХ века, не в самые благополучные для русской культуры годы, музей продолжает свою кропотливую повседневную работу среди детей и их родителей - рассказывает, показывает, учит, воспитывает.


Музей работает ЕЖЕДНЕВНО,
кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца.
Часы работы: с 10.00 до 17.00.
Проезд: с Ярославского вокзала.
Адрес музея: г. Сергиев Посад, ул. Красной Армии, д. 123.



1. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М. 1979. С. 124.
2. Там же.
3. Овчинникова Е. С. Николай Дмитриевич Бартрам//Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. Вып. 3. М. 1972. С. 71.
4. Там же.
5. Греков А. У. "Дети, идите в свой музей!"//Народное творчество. 1997. С. 8, 47; Т. С. Бартрам - создатель первого музея игрушки//Вперед (Сергиев Посад). 17 сентября 1998 г. С. 102.
6. Журнал "Родина" №3 от 2000 г.


Продолжение следует


Прикрепленный файл: 159632_original.jpg159992_original.jpg, 319274 байтhsWiXX_LGtRVLpaIbWWnjq9U0weFG7j3hXg-dwRYV2rmxMCUHCPxtNJSULzbo7KRyxl5A3EwGSphXqa6UfBzwWzRtiGoYceVZ4EIlBw5yMM.jpg, 45692 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Продолжение...

БАРТРАМ Николай Дмитриевич
(1873–1931)


Архив 2009 года. Фильм.

Художник, искусствовед, редкий специалист по истории народной игрушки, включая курские традиции её кустарного производства. Член Государственной Академии художественных наук.

Родился в д. Семёновке Льговского уезда (усадьба сохранилась до настоящего времени). Его дед — Эрнест Иванович Бартрам (1798 г. рождения), уланский полковник — основатель этого поместья. Отец — Дмитрий Эрнестович Бартрам, выпускник Академии Художеств, талантливый акварелист, ученик и сотрудник архитектора В.О. Шервуда (периода его работы над зданием Исторического музея в Москве). Дворянский род Бартрамов уходит корнями в Шотландию.

Получил домашнее образование под руководством отца. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1891). Учился там у В.Н. Бакшеева и Н.А. Мартынова. Совершая на каникулах этнографические экскурсии по курским деревням, собрал значительную коллекцию предметов народного быта, изделий кустарного ремесла, передав её в музей Курской учёной архивной комиссии.

В 1893–1907 гг. в Семёновской усадьбе под руководством Н.Д. Бартрама работала учебная мастерская для юных столяров по производству деревянных игрушек, бытовых украшений, штучной мебели. В их эскизах воплощались народные традиции игрушечного ремесла, начиная с древней Руси; образы русского фольклора (Аника-воин, кутафья, волчок, щелкунчик, баба-яга, «земля на трех китах», богатырь на лошади, дьяк, боярыня, боярин, лисица, волк, петух и т.д.). Исторические предпосылки этой культурной традиции глубоки: глиняные статуэтки и макеты вещей встречаются при раскопках курских поселений ещё славянской (северянской) и древнерусской эпох. Работы Семёновской мастерской неоднократно демонстрировались на музейно-художественных выставках, получали их награды и дипломы.

Изучал историю игрушки и традиции её кустарного производства, примитивное искусство вообще в фондах Российского Исторического музея, по частным коллекциям и у мастеров-игрушечников в разных губерниях России, а также в музеях Парижа, Берлина, Нюрнберга (1893–1903). В 1900-х гг. занимался иллюстрированием детских книг и журналов («Светлячок», «Шут» и др.), выполнял серии эскизов различных изделий из дерева (в особенности игрушек) и ткани для кустарно-художественных мастерских России.

С 1903 г. живёт в Москве. Преподавал в ряде учебных заведений — Учебных мастерских кустарного дела при Московском губернском земстве (1907–1916); на курсах художественной игрушки при Московском техникуме кустарной промышленности (1926–1931). Сотрудничал с кустарями-игрушечниками Богородского уезда, снабжая их эскизами новых деревянных изделий. В 1907 г. основал и возглавил отдел образцов при Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства).

В 1918 г. создал и возглавил (до 1923 г.) московский музей игрушки (теперь он находится в Сергиевом Посаде как Художественно-педагогический музей игрушки при Российской Академии образования; экспозиция начинается работами мастера и фотографиями его курской мастерской; демонстрируется также его живописный портрет, выполненный женой — Е.И. Лосевой). Участвовал в создании ряда новых московских музеев — мебели; Бытового; квартиры Л.Н. Толстого в Хамовниках. Продолжал работу над эскизами художественных поделок из дерева, уже на советские темы («Колхоз», «Днепрострой» и др.). Иллюстрировал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и др. книги. Участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины. Его авторские изделия удостоены двух золотых медалей Международной выставки декоративных искусств и современной художественной промышленности (Париж, 1925), по классам «Роспись» и «Игры и игрушки».
Автор нескольких исследований по истории народной игрушки, крестьянского искусства России.
Умер 16 июля 1831 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (2 участок 7 ряд. Рядом с ним похоронена дочь Мария Николаевна 1902-1979 гг.) Источник

Воспоминания дочери художника А.Н. Изергиной «О моем отце Н.Д. Бартраме» опубликованы.
. Изергина А. Н. О моем отце, художнике Н. Д. Бартраме. - В кн.: Н. Д. Бартрам. М., 1979, с. 61 - 143, ил.
Др. публ. (с сокр.). - ДВ, 1969, с. 7 - 12; 1970, № 1.
Изергина Анастасия Николаевна (1898 - 1973), художник игрушки.
1873 - 1931. Частично по рассказам, письмам и записям отца. Родословная Н. Д. Бартрама. Влияние на формирование художника его отца - художника Д. Э. Бартрама, историка И. Е. Забелина и художника Н. А. Мартынова. Быт семьи Бартрама в Москве. Организация в деревне Семеновка (Льговского уезда Курской губернии) учебно - столярной мастерской и преподавание в учебных мастерских Кустарного отдела Московского губернского земства. Работа в Кустарном музее. Организация выставок. Создание панно на народные темы и моделей игрушек. Художественное руководство работой кустарей Сергиева Посада и села Богородское Александровского уезда Владимирской губернии. Знакомство с кустарными промыслами и производством игрушек за границей. Бартрам как иллюстратор и автор научных работ. Этнограф В. Н. Харузина. Художники: А. А. Арапов, К. К. Первухин. Сотрудница Кустарного музея Ф. Н. Сухова, руководитель художественной школы В. И. Боруцкий.


Трудами Н.Д. Бартрама заложена традиция изучения и музеефикации уникальных образцов ремесленного, промыслового творчества курян.

Скачать книгу можно здесь

Сочинения: Об игрушке. М., 1904; Игрушка — радость детей. М., 1912; Николай Дмитриевич Бартрам (Избранные статьи. Воспоминания о художнике). М., 1979.
Литература: Художники народов СССР. Библиографический словарь. Т. 1. М., 1970; Полунина Н.М., Фролов А.Н. Основатели. Российские просветители. М., 1990; Спесивцев Ю. Находка необычной глиняной куклы на берегу Псла // Живая старина. 1996. № 3; Холодова Е. Усадьбы Курской губернии. Курск, 1997 («Семёновка»).



Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. / Сост. под ред. А.В Прахова, при участии В.Т. Георгиевского, Н.Д. Бартрама, А.Н. Доливо-Добровольской и др. - Пг.: Главное управление землеустройства и земледелия, 1914. - [2], VI, [2], 85 с., 88 л. ил.; 35,1х27,2 см.

Продолжение следует....


Прикрепленный файл: 158511_900.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Продолжение....

Московское производственное объединение "Иней"

22533-s.gif

История производственной компании «Иней» также восходит к дореволюционным артелям, которые на дому занимались кустарным изготовлением мишуры, картонных фигур, выдували и расписывали гирлянды и бусы. В 1937 году на основе такой артели в Москве была создана фабрика «Спортигрушка», а после войны начал работать филиал в деревне Данилово Павлово-Посадского района. Центральные же цеха размещались в Москве недалеко от станции метро «Семеновская» ("Игрушка" № 11 1938г). Первые новогодние шары фабрики поражали покупателей изображениями героев былинного эпоса, народных сказок, персонажей произведений Пушкина, Маршака и Чуковского.

В 50—60-е годы прошлого века одним из художников фабрики работала М.Н. Бартрам – дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Н.Д. Бартрама. Название «Иней» производство получило в 1990 году. После акционирования директор фабрики Михаил Свердлик создал при производстве магазин «Страна детства» с широким ассортиментом отечественной, не только новогодней, игрушки. Кстати, нынешний гендиректор Людмила Невструева пришла в компанию на должность директора магазина, оставив заведование обувным отделом в центральном «Детском мире». Покупателям и корпоративным заказчикам в фабричный магазин практически в центре Москвы добраться было проще, чем до деревни Данилово под Павловским Посадом.

Среди клиентов, по словам наших собеседников, было немало европейцев, восхищавшихся продукцией «Инея», ее дешевизной. «Пять лет назад в последний раз к нам на Семеновскую приезжал заказчик из Кремля подбирать украшения для кремлевской елки», — рассказывает начальник производственного цеха Валентина Добровольская. О том, как фабрика потеряла здание в Москве, в «Инее» не разъясняют. Так или иначе, но компании пришлось развиваться в деревне Данилово, благо повезло с новыми акционерами. «Они фактически не дали нам разориться », — говорит Людмила Невструева, но о ком идет речь, не раскрывает. По нашим данным, акционер «Инея» — торговая группа «Инвент». В Данилово построили новые помещения для производства, отремонтировали, переделали и переоснастили строение, возведенное 70 лет назад, а также здания для музея и магазина, где цены по сравнению с широкой розницей ниже на 50—100 руб. Строительство, к слову, еще продолжается.

Хрупкая красота http://sberbank.ru/common/img/...62-067.PDF
Сайт производственного объединения "Иней"
Шары произв. объед. "Иней"





Корнилович, Александр Осипович (1800-1834).
Новый год, в 1724 году. - Санктпетербург : В типографии Н. Греча, 1824. - 10 с. ; 8° (19 см). - В конце посвящения С. К. Темировой (с. 3) : В знак глубочайшаго уважения, А. Корнилович. - На с. 10 : 1 января, 1824. Село Лобаново. - Ценз.: А. И. Красовский, 15 янв. 1824 г.


А. Корнилович к Новому 1824 году делает Софии Казимировне Темировой подарок по ее просьбе. Он дарит ей небольшой рассказ о пышном праздновании в Петербурге Нового года сто лет назад, в 1724 году, при Петре Первом.
Читать
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Продолжение..

У русского художника Серова Валентина Александровича (1865 - 1911) есть портрет Лосевой Евдокии Ивановны (в девичестве Чижовой). До недавнего времени (для меня), биография этой женщины была короткой. Знала, что она была художницей и ученицей Серова В.А.

24453272.jpg
1903 г. Портрет Лосевой Е.И. Художник Серов В.А. Источник

И вот биография этой женщины стала "обрастать" новыми подробностями.


[
Изображение на стороннем сайте: E6jpg_6088188_15298893.jpg ]


Лосева (Чижова) Евдокия Ивановна (1880 - 1936) была второй женой (гражданской или законной?) Николая Дмитриевича Бартрама.
Ученица В.Серова. С 1905 сотрудничала с художником и коллекционером народного прикладного искусства Николаем Бартрамом. С 1921 одна из организаторов (с Бартрамом) и сотрудников Московского музея игрушки (с 1930 в Загорске Моск. обл.). Работала в области декоративно-прикладного искусства.

«Я ни разу в своей жизни не встречал
человека, который бы обладал такой
бездной вкуса, такой неисчерпаемой
творческой инициативой и доскональным
знанием ремесел».


Напишет учитель Евдокии Ивановны о Бартраме. Серов В.А. всегда с теплотой отзывался о своих друзьях.


Источники:
http://www.tez-rus.net/ViewGood21501.html
http://www.old.kurskcity.ru/#
http://artchive.ru/artists/chizhova_evdokiya_ivanovna_loseva



Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя....
Сайт

О портрете
Евдокия Ивановна Лосева, одна из основательниц музея истории и этнографии игрушки. Она проводила экскурсии с иностранными посетителями и готовила к изданию путеводитель по музею, слыла образованным и одаренным человеком, собрала неплохую коллекцию живописи, часть которой была передана ею в 1920 г. в Государственный Русский музей. В Государственной Третьяковской галерее хранится ее портрет, выполненный в 1903 г. Валентином Серовым и приобретенный еще в 1946 г. у ее дочери Марины.
Источник

Две дочери Бартрама
У Николая Дмитриевича от первого брака было две дочери - Анастасия и Мария, обе художницы.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
В продолжение сообщения https://forum.vgd.ru/post/792/46172/p1340195.htm#pp1340195
Листая воспоминания дочери Николая Дмитриевича...


Родословная Бартрама Н.Д. (см. выше) начиналась в деревеньке Семеновка Льговского уезда Курской губернии.

Его дед, Эрнест Иванович Бартрам , выходец из Шотландии, дослужившись в русской армии до полковника, вышел в отставку и приобрел во Льговском уезде две деревеньки - Семеновку и Анастасьевку. Трудно теперь сказать, чем они ему приглянулись. Его жена умерла рано. В селе Нижние Деревеньки, у стены Успенской церкви стоит памятник из черного мрамора. На нем надпись:

«Здесь покоится земной прах полковницы Анастасии Николаевны Бартрам . Родившейся 20 февраля 1812 года. Скончавшейся 11 марта 1839 года. Память о ней навсегда будет незабвенна всем ее любимым оставленным же ею на земле сей. Мужа и двух малолетних сыновей, невозвратимая потеря кроткой, обожаемой подруги и матери преисполнимо на всю жизнь глубочайшей скорби».

Их сын Дмитрий пристрастился еще в раннем возрасте к живописи и, несмотря на протесты отца, после долгих споров, все же поступил в Академию художеств. Рос он упрямым, молчаливым, серьезным и отец нередко говорил: «Это моя кровь, нормандская».

Домой приезжал летом, а зиму проводил в Москве, где работал в мастерских художников Стрелкова и Рыбникова, затем у архитектора Шервуда при строительстве Исторического музея . Его привлекала перемена мест, новые разнообразные впечатления. Из каждого путешествия он возвращался с чемоданами, набитыми эскизами и готовыми акварелями, на которых были изображены пейзажи других стран, но ближе его сердцу все же оставались села, леса, поля родной России.

Но самой родной и любимой для него так и осталась деревня Семеновка, где отдыхали тело и душа, где краски сами просились на холст, находя нужные мотивы. Так прошла молодость, а на исходе ее, уже в зрелом возрасте, он женился на дочери соседних помещиков Анастасии Михайловне Кусаковой. По семейным преданиям близким родственником у них был декабрист Басаргин.

В противоположность своему мужу она отличалась легким общительным характером. Соседи шутили, что сошлись лед и пламя. Уже взрослой, она вспоминала, как благословила черта. Об этом она поспорила с братом и сестрами. В те времена это был чрезвычайно дерзкий поступок, который мог повлечь нешуточное наказание. Все дети ужаснулись от одной только мысли об этом. А Настенька написала на ладошке слово «черт», зажала ее и подошла к батюшке на благословение. Получив его, она радостно, на одной ножке поскакала к своим друзьям. Все ждали, что сейчас раздастся гром и молния поразит проказницу, но ничего не произошло.

Из их четверых детей выжил только младший Коленька, родившийся в 1873 году. Любимец семьи рос болезненным, часто пропускал школьные занятия и его пришлось забрать домой. Его учителем стал отец, к тому времени окончательно осевший в Семеновке. Впоследствии Николай Дмитриевич вспоминал свой кирпичный с зелеными ставнями дом, старинный парк, раскинувшийся вокруг, а дальше все поля, поля. От матери он унаследовал жизнерадостность и общительность. Но главным, кто повлиял на его жизнь, был, несомненно, отец. Сдвинув густые брови, он все время чем-то занимался, что-то мастерил на своих любимых верстаке и токарном станке. Он сам делал рамки для своих акварелей безвоздместно раздариваемых, разнообразные шкатулки, скамеечки, столики, альбомы.

Самые ранние детские впечатления у Николая Дмитриевича были связаны с запахами свежего дерева, лаков, красок. Дома в различных местах лежали дуб и липа, яблоня и груша, можевельник и даже такие редкости, как пальма и полисандр. Кабинет и мастерская отца были сказочно волшебными местами для мальчика. В них он впервые увидел чудо творчества, чудо появления красоты и гармонии, созданных руками человека. И этот детский восторг, преклонение перед творениями рук человеческих остались на всю жизнь.

Вопроса кем быть для него никогда не существовало. В шестнадцать лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже на следующий год получает приглашение иллюстрировать книги, выполнять рисунки производственных образцов для мебельных мастерских. В издательстве И. Сытина иллюстрирует сказки Пушкина и Аксакова, оформляет журналы «Путеводный огонек», «Светлячок», «Потеха и дело». Он первым придумал к журналам в виде приложения плотные листы с картинками, вырезая и склеивая которые, дети могли получать сказочные дворцы, деревни папуасов или заснеженные юрты эскимосов. В это же время он увлекается массовым и демократичным народным изобразительным искусством.

Приезжая на лето в Семеновку, Николай Дмитриевич не прекращает работу и регулярно отправляет в Москву свои эскизы мебели, гобеленов, панно. В перерывах, между делом, в отцовской мастерской вырезает игрушки на сказочные темы и раздает их крестьянским детям. Постепенно созрела мысль, из нескольких талантливых мальчишек организовать мастерскую. Зимой они на печи валяются, да ждут набора в солдаты, так пускай лучше к ремеслу привыкают, а если дело на лад пойдет, то и деньги в семье не помешают.

В 1893 году Н . Д . Бартрам создает для крестьянских детей учебную мастерскую игрушечно - столярного дела. Навыки работы с деревом помогли ему создавать собственные, ранее никогда не появлявшиеся образцы. Первыми в мастерской стали работать Шепелев Ваня, Стрекалов Антон, Асадчих Паша. Особым старанием отличался Деменко Константин, ставший впоследствии старшим мастером.


Из воспоминаний Павла Никитича Асадчих:

«Первые месяцы учебы денег получали мало, но на второй год зарабатывать стали прилично. Слух о мастерской быстро распространился и потянулись в нее уже и из дальних сел Льговского уезда. Учеников стало столько, что, как выйдем гулять на бугор, так весь и займем. Пришлось при мастерской открывать столовую. Николай Дмитриевич зайдет, одних похвалит, кто хорошо работает, другим покажет и разъяснит, как надо делать. Никогда никого не ругал».

Еще в конце сороковых, начале пятидесятых годов были целы верстак, инструменты, мебель, сделанная руками ребят, некоторые книги из библиотеки Бартрамов . Учитель Овчаров Стефан Федорович, сохранявший память о Николае Дмитриевиче, упоминает об увлечении его фотографией и о том, что в Семеновской школе, расположенной в здании бывшей усадьбы и мастерской, сохранялись негативы на стекле. На них сельские виды, дети, несущие в


Из рассказа дочери Константина Деменко, Анны:

«Моей ровесницей была дочь Николая Дмитриевича Анастасия, но все звали ее Стана. Мы с деревенскими девочками устраивали в саду вокруг дома игры, качались на огромных качелях, сделанных для нас. Часто нас звал в кабинет отец Станы. Угощал конфетами, шутил и смеялся вместе с нами. Или даст нам новые игрушки, принесенные из мастерской, сядет в сторонке и тихо наблюдает, во что мы играем, а на что не обращаем внимание. Я хорошо запомнила его простоту и ласковость в обращении с детьми и взрослыми».

Мастерская стала приобретать известность не только в Курской губернии, ее изделия появлялись на выставках в Киеве и Москве. В Семеновку стали приходить похвальные грамоты, дипломы, золотые и серебряные медали. Только Деменко имел их более пятнадцати.

В 1904 году в Москве вышла книжечка «Маленькое дело маленьких людей» с рисунками Н . Д . Бартрама . В ней рассказывалось о работе Семеновской мастерской. В этот период проявляется склонность Бартрама к педагогике. Он не просто дает задания, а старается выработать у ребят наблюдательность и умение творчески мыслить, гордость за свой труд. Основным увлечением Николая Дмитриевича становится игрушка, ярко украшенная, пестро расписанная в народном духе.

Бартрам обратил внимание, что на ярмарках в Льгове большим спросом пользуются лепные, расписные игрушки, чаще всего свистульки. Глиняные изделия курских, в том числе и льговских крестьян были представлены на Всероссийской археолого-этнографической выставке в 1902 году. Историк Н . И. Златоверховников записал, что зрители «… удивлялись обилию и разнообразию выставленных предметов, начиная с более или менее имеющих серьезное значение для домашней и трудовой жизни крестьянского населения и кончая самой немудрой глиняной детской игрушкой».


Бартрам освоил нехитрые «секреты» этого мастерства. И вот дети сами стали лепить дам и кавалеров с румянцем во всю щеку, кошек с котятами, гордых петухов и круторогих баранов. И все это яркое, свистящее. Казалось бы, все одинаковое, но двух одинаковых найти было невозможно.

Вот Паша Асадчих берет в руки кисточку. Черные точки-глазки, ниточка бровей, три оранжевых пятнышка - щеки и рот. И вот лицо молодца ожило. От расположения этих пятнышек и точек зависит то, как этот молодец на вас посмотрит - сердито или добродушно, задорно или глуповато. Особенно своеобразны фигурки зверей и птиц - здесь все условно. Лошадь в «яблоках» - это значит, что на боках сверкают зеленые, синие, желтые кружки. Остается только покрыть фигурки взбитым белком.

Но все чаще Николай Дмитриевич посещает Москву, все реже бывает в Семеновке. Ведь у него столько планов и еще не реализованных замыслов. С целью изучения организации игрушечного дела за рубежом посещает музеи Франции и Германии. Ну, а мастерская в Семеновке уже достаточно окрепла, стала известной, имеет заказы на многие годы вперед. С 1904 года Бартрам работает художником Московского губернского земства, живет с семьей на Арбате. Все вокруг дышит приближающимися революционными событиями. Большинство деятелей искусства мечтали о свержении самодержавия. В квартире Бартрамов организуется столовая для рабочих. Одновременно Николай Дмитриевич, вместе с женой М. Горького Е. П. Пешковой увлекается организацией воскресных школ. Теперь в их квартире постоянно бывают разные люди, которые живут по несколько дней, а потом внезапно исчезают.

В этот период Бартрам в последний раз посетил Семеновку и на крестьянском сходе предложил селянам взять у него землю. Но такой поступок был пока преждевременным, крестьяне боялись непредвиденных последствий. Порешили на том, что земля будет распродана за символическую плату по отрезкам, в таком случае и крестьяне будут довольны, и закон соблюсти удастся. Об одном просил Бартрам . Сохранить мастерскую для подростающей молодежи, чтобы выходила она в жизнь, приученная к ремеслам, влюбленная в творения рук своих, понимающая искусство. А в своем доме открыть просил школу. Сам же обязался, пока жив, помогать всемерно.

И сейчас еще, в сохранившемся доме расположена школа, а ученики знают, что жил тут какой-то помещик. О мастерской же вспоминают одни старики.

События 1905 года потрясли Николая Дмитриевича. Он создает набор игрушек «Война грибов». В нем, под видом разных пород грибов, выведены представители различных общественных классов. Это было настолько явно, что набор был запрещен.

Эти годы стали временем подьема национального искусства, его признания. Репин с Поленовым положили начало Абрамцевскому собранию народного искусства. Художница М. Н . Тешенова основала Талашкинский музей


Н . Д . Бартрам активно включился в это движение, заняв в нем бесспорно лидирующее место. Его привлекает Курская губерния, где на стыке русской и украинской культур возникло оригинальное смешение разных стилей и методов народного творчества. Путешествуя по селам и деревням, он собрал богатую коллекцию старинной одежды, головных уборов, вышивок, предметов быта. Особый интерес представляли поселения старообрядцев. Они считали грехом носить одежду фабричную, поэтому было распространено домашнее ткачество. Вышивки Льговского уезда отличались большим разнообразием, как по расцветке, так и по технике исполнения. Особенно Николаю Дмитриевичу понравились изделия села Борисовка Льговского уезда, он отмечал, что они «… так хороши, что скупщики продают их далеко на севере, на западе добрались до Австрии, а на юге до Закавказья». Всю собранную богатейшую коллекцию головных уборов Бартрам подарил археологической комиссии Курской губернии.

В Москве Бартрам начинает активную пропаганду народной игрушки. В 1906 году организует выставку «Как делают игрушки». Она вызвала большой интерес общественности. В витринах стояли привезенные свистульки, сделанные в его мастерской резные деревянные игрушки, висели рисунки обьясняющие принципы производственного процесса. Тут же сидели его помошники и на глазах у всех кусок дерева превращали в сказочных персонажей. Николай Дмитриевич выступал в роли экскурсовода и давал пояснения.

Слухи о необыкновенной выставке долетели до столицы. В 1908 году в Петербурге открывается следующая выставка «Искусство в жизни ребенка». Бартрам говорит, что «… детская игра-это зеркало, отражающее жизнь взрослых, мы сейчас только намечаем пути художественного воспитания ребенка и значение искусства для детей вопрос совершенно новый». Одновременно с выставкой он читает курс лекций «Игрушка в связи с художественным воспитанием», на которых призывает художников прийти на помощь кустарям и энтузиастам. В журнале «Огонек» за 1908 год в статье, посвященной этой выставке, говорится: «Подьем современного русского искусства не мог не захватить столь важной отрасли, как духовный мир ребенка… коллекция художника Н . Д . Бартрама целиком просится в музей ».

В следующем году в Москве открывается новая выставка « Русская игрушка прошлого». В статьях этого периода Бартрам пишет: «Игрушка-­радость ребенка, не умеющего еще читать, она развивает его творчество, наблюдательность, приучает к образам и формам… Пройдет немного времени и от народной игрушки не останется и следа. Наша задача - сохранить и помочь в развитии этого дела».


Бартрам решительно выступает против заполнивших магазины заграничных фабричных игрушек, о них он пишет: «Форма их искажена до неузнаваемости, продают страшных, с огромными головами на тоненьких ножках «марсиан», или куклы с перекошенными глазами и раздутыми точно от водянки головами. Такие игрушки давать детям нельзя».

Николай Дмитриевич приходит к мысли о необходимости создания национального центра отечественной игрушки, где была бы возможна и научная работа. Все его время заполняется организацией выставок, учебных мастерских, консультациями и редактированием научных трудов по народному творчеству, а квартира уже полностью заполнена экспонатами.

Наступил ноябрь 1917 года. Дочь Бартрама Анастасия вспоминает, как однажды не вернулся с работы отец: «Ждать больше не было сил, вышли на улицу, постояли в подьезде и вдруг видим, идет вдали по середине дороги отец. Кинулись к нему. А он смеется, рассказывает, как задержал его солдатский патруль, хотели арестовать. Вдруг красноармеец спрашивает: «Не помните, мол, меня? Шуригин я, в 1905 году в вашей столовой питался». Всякое добро добром откликается, закончил отец».

С приходом Советской власти наступило время энтузиазма и созидания. Это соответствовало духу Н . Д . Бартрама . Все вокруг пришло в движение. Он добивается организации профессионального союза работников прикладных и декоративных искусств, обьединяющее художников, мастеров, музейных деятелей, учащихся профессиональных училищ. 27 апреля 1918 года единогласно председателем союза избирается Н . Бартрам . Основной целью союза было способствовать развитию и внедрению прикладного и декоративного искусства в промышленность. Одновременно Николая Дмитриевича выдвигают в комиссию по делам музеев Народного Комиссариата просвещения, где он работает в контакте с Крупской и Луначарским. А также в комиссии по выработке новой формы бойцам Красной Армии. Именно благодаря его рекомендациям были введены легендарная «буденовка» и шинель до пят, придававшая бойцам былинный вид. При активном участии Бартрама создаются новые музеи , в том числе музей ­-квартира Л. Н . Толстого, музей мебели и фарфора.

Наконец-то он приблизился к осуществлению мечты своей молодости -­ из собранной коллекции создать Государственный музей игрушки. В конце 1918 года решение о создании его было принято. Просто удивительно, холодный и голодный 1919 год. До игрушек ли тут было? Как говорится, быть бы живу. Но Бартрам , вместе с такими же энтузиастами по всей Москве собирает экспонаты для музея . Сначала он был открыт в квартире Николая Дмитриевича. Когда все комнаты были заполнены, хозяин стал жить в своем кабинете.

С 1920 года Бартрам работает деканом факультета художественной игрушки в Московском техникуме кустарной промышленности. Первом в мире, специализирующимся на изготовлении детских игрушек. Он сам разработал программу преподавания - история игрушки, скульптура, формовка из папье­-маше, роспись, игрушки резные, игрушки из ткани. Николай Дмитриевич учил студентов: «Вы должны себе ясно представлять для какого возраста предназначена игрушка, она должна подойти внутреннему миру, психике ребенка и по форме, и по цвету, и по содержанию».

В 1920 году Н . Д . Бартрам становится действительным членом Академии художеств. В этом же году музей переезжает в новое помещение. Целый зал был отдан кукольному театру. Это был первый Государственный театр кукол. О необходимости такого театра Бартрам говорил в своей книге «От игрушки к детскому театру». В своем письме к С. В .Лагутичу С. В . Образцов рассказывал о роли Бартрама в его биографии.

Новый вид искусства вторгается в жизнь - кинематограф. Николай Дмитриевич решает, что и он должен служить детям. По его сценарию режиссер Г . Л. Рошаль снимает один из первых кукольных фильмов «Приключения Болвашки». Взрослую роль в нем исполнил сам Бартрам . Эта лента сохранилась в архивах, и мы можем увидеть самого художника.

Окружающая действительность вся в коллективном труде, вся в движении и Бартрам понимает, что совместная игра для детей гораздо интереснее. Его мастерская начинает выпускать наборы игрушек по определенным темам. Приходиться приступать к механизированному производству.

Но постепенно страна вступает в трудный период своей истории. Все меньше понимания и доброжелательности встречает Бартрам . Начинается обострение классовой борьбы и открыто признается порочная роль сказки в воспитании ребенка, якобы уводящая его от энтузиазма реальных буден. Не рекомендуется производство традиционных кукол, кроме «пионера», «колхозницы», «рабочего». Празднование Нового года с елками также оказыватся моральным разложением. Но, несмотря ни на что, популярность музея росла с каждым днем. Скоро по посещаемости он занял второе место после Третьяковской галлереи.

В 1931 году принимается решение о выселении Музея игрушки в провинциальный Загорск. Художник Михаил Нестеров написал: «Уничтожают Музей игрушки». Николай Дмитриевич тяжело переживает все это. «Планов много, а сил уже нет», - говорит он. Воспитана целая плеяда учеников и последователей. Написаны ценные руководства, намечены новые направления в педагогике. Но судьба уже подводила черту. 16 июля 1931 года перестало биться его сердце.

Но имя Бартрама не забыто. Музей игрушки под руководством Академии педагогических наук стал художественно-педагогическим . В 1973 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения Николая Дмитриевича. Во многих изданиях о нем были опубликованы статьи. В музее в течение полутора лет действовала выставка, посвященная этой дате. Она включала следующие разделы: «Литература о жизни и деятельности Н . Д . Бартрама », «Образцы игрушек, созданных Н . Д . Бартрамом », «Образцы игрушек, созданных под влиянием творчества Н . Д . Бартрама », «Игрушки, созданные под его руководством», «Уникальные игрушки русского и зарубежного производства, поступившие в музей по инициативе Н . Д . Бартрама ».

Такую жизнь прожил бывший помещик Льговского уезда Николай Дмитриевич Бартрам о котором помнят, к сожалению, только специалисты.

Воспоминания о нем учеников Семеновской мастерской переданы в Льговский краеведческий музей .

Основные даты жизни Н . Д . Бартрама :
1.Родился 24 августа 1873 года.
2. В конце 80-х, начале 90-х гг. учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Работал в мастерских художников В .М.Бакшеева и Н .А.Мартынова.
3.1893-1905. Открыл учебную мастерскую в д. Семеновке Льговского уезда и в течение 10 лет руководил ею.
1.1893-1913. Создавал эскизы и предметы декоративно - прикладного назначения , участвовал в международных художественно-промышленных выставках в России и за рубежом. Оформлял детские журналы, иллюстрировал книги для детей.
5.1904-1906. Работал художником в кустарном музее Московского Губернского земства.
6.1905. Принимал участие в организации «Дома свободного ребенка» в Москве.
7.1906-1917. Занимал должность заведующего художественной частью Кустарного музея Московского Губернского земства. Сотрудничал в качестве автора и редактора по народному искусству, кустарному делу и вопросам художественного воспитания детей в различных издательствах. Изучал музейное дело, историю игрушки и художественную промышленность за границей.
8. Инициатор и председатель Профессионального Союза Декоративного искусства и Художественной промышленности.
9. 1918-1920. Принимал участие в работе комиссии по охране памятников искусства и старины Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Заведовал художественной секцией отдела одежды народного ополчения, комиссии по выработке форм обмундирования РККА при Народном комиссариате по военным делам. Возглавлял комиссию декоративного искусства коллегии Глав. музея Наркомпроса. Сотрудничал в отделе дошкольного воспитания того же ведомства. Организовал Бытовой музей 40-х годов и Музей игрушки.
10. 1920-1931. Заведовал Государственным музеем игрушки и одновременно как педагог-общественник работал в комиссии Наркомпроса и в комиссии по детскому художественному воспитанию.
11.1920- 1927 . Декан факультета научных пособий и художественной игрушки Московского техникума кустарной промышленности.
12. 1929- 1931 . Действительный член государственной Академии художников . Заведующий секцией крестьянского и коллективного искусства секции декоративного искусства ГАХН.
13 . 1925. Входил в состав коллегии по устройству выставки отдела СССР на международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже в 1925 г. Получил две золотые медали по классу «Роспись» и по классу «Игры и игрушки» за представленные на указанной выставке экспонаты.
14. 1930-1931. Принимал участие в организации и работе художественного совета по игрушке, а так же в подготовке издания журнала «Советская игрушка» (Издавался с 1935 по 1939 г.)

Основные работы Н.Д.Бартрама:
1.Игрушечный промысел в Московской губернии. Сб. Кустарные промыслы России. - СПб. 1913.
2.О путях новой игрушки.\\ Красная нива. №15-1930.
3.Игрушка и начатки ручного труда. Сб. игрушка, ее история и значение. - М. 1912.
4.Игрушка.\\ Печать и революция. №5-1926.
5.Музей игрушки. - М. 1928.
6.От игрушки к детскому театру. - Л. 1925
7.Игрушка- радость детей. - М. 1912.
8.Игры с масками и уборами. - М. 1926
9.Игрушечное производство. Новый энциклопедический словарь Брокгауза. Т.19.
10.Игрушечный промысел в дерене Богородское Владимирской губернии. \\Кустарные промыслы России. СПб. 1913.
11.Как делают игрушки. Выставка и демонстрирование работ кустарей. - М. 1910.
12.Об игрушках. По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском кустарном музее. 1909.
13.О возможности возрождения в игрушке народного творчества.- М. 1912.
14.Маленькое дело маленьких людей. (О мастерской в Семеновке).\\ Путеводный огонек. 1904.



Источник
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32777
Сборник «Веселая мастерская», М., 1958; Сборник «Умелые руки», М., 1953.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства


ЁЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. Для украшения праздничной ёлки в продаже имеются отдельные готовые изделия и целые комплекты из них. Украшения изготовляются из стекла (шары, верхушки или шпили, бусы, фигурки и др.), из картона (штампованные, клеёные фонарики, корзиночки, хлопушки, флажки и пр.), из мишуры и фольги (гирлянды, звёзды, цветы), из ваты (деды-морозы, фрукты, грибы), фигурки людей и животных — из папье-маше. Украшения могут быть изготовлены и самими детьми с помощью взрослых. Для этого используются бумага, щепа, фанера, картон, фольга, канитель, шишки, жёлуди, орехи,фрукты и пр.

Окрашенные грецкие орехи. Орехи, окрашенные нитрокрасками: бронзовой (под золото) или алюминиевой (под серебро). Для окраски лучше брать орехи, освобождённые от ядра, что значительно уменьшает вес ореха. Перочинным ножом разъединить орех на 2 половинки, извлечь ножом ядро, а затем склеить скорлупки столярным клеем, закрепив внутри ореха цветную нитку. Окрашенные орехи повесить для просушки так, чтобы они не касались друг друга.


[
Изображение на стороннем сайте: f70a54fe904c.jpg ]


Картонажи. Картонажные украшения можно делать не только из имеющихся в продаже картонажных листов. Многие украшения легко сделать, изготовив самостоятельно необходимые части из плотной бумаги. Вот пример изготовления игрушки страус (рис. 1,а, б). Выкройку увеличить так, чтобы ее ширина была равна 10 — 12 см. Для увеличения надо пользоваться способом квадратов, этот способ описан в статье Аппликация (см.). По выкройке вырезать такой же рисунок из плотной белой бумаги. Расчертить бумагу по выкройке в книге и окрасить её. Белые веера крыльев и хвоста прорезать по контурам до чёрных. Завить концы белых перьев на круглую палочку, согнуть игрушку: по пунктиру на спине и ногах — во внутрь, а по поперечному пунктиру на ногах и по белому пунктиру на крыльях — наружу. Заштрихованные на ногах клапаны намазать клеем и приклеить к картонке-основанию, согнув предварительно по контуру.


[
Изображение на стороннем сайте: 9682159c1117.jpg ]


Так же изготовляется игрушка зайчик (рис. 2, а, б, в). Отдельно приготовить головку (в) и туловяще(б). Головку с внутренней стороны намазать клеем (уши не намазывать). Обе стороны головки соединить, наклеить её на плечики туловища там, где закрашено серым цветом. Окрасить зайца в серый цвет.

Буратино (рис. 3). Туловище и головку без колпачка вырезать из картона 2 раза. Затем оклеить картон цветной бумагой (штанишки в один цвет, а курточку — в другой) и склеить обе сторонки картона. На головку надеть колпачок, изготовленный из чёрной ткани или бумаги, а затем наклеить волосы (несколько щетинок). Между картоном вставить спички — шею, руки и ноги. Затем надеть белый бумажный воротничок. Туфельки — орешки арахиса.


[
Изображение на стороннем сайте: 6feb5d4819fd.jpg ]


Лисёнок-коробочка (рис. 4, а,б). Перевести выкройку на кальку, а потом, соответственно увеличив по способу квадратов,— на плотную бумагу. Покрасить в рыжий цвет. Согнуть по пунктирам и склеить половинки головы и хвоста. Вместо усов приклеить тонкие полоски бумаги. Отогнуть лапки. Получится коробочка с головой лисёнка.

Украшения из яблок и скорлупок ореха. На ёлку часто вешают яблоки и другие фрукты. Часть яблок можно использовать для изготовления занятных головок (рис. 5). Чепчик для головки ребёнка (рис. 5, а) сделать из бумаги, глаза и нос — из приклеенных (расплавленным стеарином) половинок горошин, подкрашенных тушью и краской.
Для головки «буки» (рис. 5,6) нос сделать из бумаги или дерева, на яблоко наклеить (или надеть на завязках - нитках) бумажную маску с нарисованными глазами. Косынку у матрёшки (рис. 5, в) сделать из пестрой ткани, косу — из мочалки пли бечёвки, глаза — из половинок горошин, нос — из спички.
Для парусного ботика из ореховой скорлупы (рис. 5,г) мачтой служит деревянная палочка; парус и флажки — бумажные.

Игрушки из яичной скорлупы. Проколоть сырое яйцо с 2 сторон иголкой и, прижав губы к одной из дырочек, выдуть белок и желток в чашку. Туловище сороки — пустое яйцо (рис. 6,б). Хвост (ж), ноги(з), крылья и голова (и) вырезаны из цветной бумаги, глаза нарисованы. Голову склеить из 2 листков бумаги и прикрепить к яйцу отвёрнутыми в сторону зубчиками. На голову наклеить пёрышки.
На рис. 6,а изображён павлин, сделанный из яичной скорлупы. Голову павлина (г) и крыло (е) вырезать из бумаги. Хвост из птичьих перышек (в) прикрепить расплавленным стеарином, наклеить на перышки синие или серебряные блёстки.

Фонарик (рис. 7). Отрезать полосу цветной или белой бумаги размером 42 см х 15 см. Согнуть пополам по длине, разгладить сгиб, расправить бумагу. По верхнему и нижнему краям бумаги наметить равные расстояния по 2 см, а затем сложить бумагу гармошкой так, чтобы каждая складка была равна 2 см. По рисунку выкройки приготовить из плотной бумаги шаблон (в) размером 2 см Х 15 см. Взять сложенную гармошку и на первую складку наложить шаблон так, чтобы углы гармошки и шаблона совпадали. Обвести карандашом контуры шаблона на гармошке. Затем ножницами обрезать гармошку по шаблону. Растянуть гармошку. Если она белая — раскрасить её. Подправить сгибы складок и поперечный сгиб и склеить крайние полосы складок, наложив их. одна на другую. Сверху и снизу каждую складку надо проколоть иглой. Продеть внизу прочную нитку и, стянув её, завязать внизу фонарика. Надеть фонарик на ёлочную электрическую лампочку. Протянуть нитку вверху и, затянув, завязать её.

Источник


О елочных игрушках можно прочитать в "Домоводстве" 1960 г.

[
Изображение на стороннем сайте: 4c8bfe9158c9.jpg ]

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 100 101 102 103 104 105 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tasha56, dimarex
Генеалогический форум » Разговоры » Салон друзей » 🌲 ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и Новогодние "Елки" [тема №46172]
Вверх ⇈