1.Волынский Александр. Воспитанник 3-й роты Морского Училища. Переведен в воздушную бригаду пр. № 60 от 30.04.1917 (вместе с Борисом Аничковым).
2.ВИКТОР КОНЕЦКИЙ
«Прошлой осенью был у меня в Комарово его одногодок Борис Борисович Лобач-Жученко, внук Марко Вовчок. В прошлом авиационный штурман и авиационный приборостроитель, литературовед и… яхтенный капитан….
Я интересуюсь:
— Где это вы получили такую закалку и закваску?
— В Морском корпусе.
— Это в каком же году вы его кончали?
— В семнадцатом. …
— А как вас занесло в небеса, в авиацию?
— — Сразу после корпуса соблазнили туда Борис Чухновский и Волынский — этот потом разбился в Севастополе…И Васька Лавров — этот потом командовал воздушными силами республики…»
3.Иванов П.Н. - Крылья над морем 1
«1 декабря 1919 г. Реввоенсовет 11-й армии направил ЦК РКП (б) на имя В. И. Ленина
телеграмму, в которой сообщил о полной ликвидации контрреволюционных войск в
районе устья Волги. В течение 10 дней наступления было захвачено 5 тыс. пленных,
большие трофеи, в том числе 6 гидросамолетов{56}. 3 января 1920 г. войска Красной
Армии вступили в Царицын. Начался окончательный разгром армий Деникина.
За 1918 - 1919 гг. Каспийским воздушным дивизионом было налетано 435 боевых часов, сброшено 250 пудов бомб{57}. За активную боевую деятельность в открытом море и под Царицыном морские летчики Каспийского воздушного дивизиона А. С. Демченко, А. А. Волынский, П. Т. Полозенко, С. Г. Козлов и другие были награждены орденом Красного Знамени».
4.
http://www.severavia.sferacom.ru/history01.htmВ 1928г. организован новый перелет по маршруту Владивосток-Ленинград вдоль побережья Северного ледовитого океана. Экспедиция в составе командир самолета Волынский А.А.., летчик-механик Кошелев Е.М., наблюдатель Родзевич Н.Н. и бортмеханик Борисенко С.И.провела изучение навигационных условий, производство некоторых географических исследований, условия организации авиационных баз.
5. Доброхотов С.В. МАИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
http://www.5ballov.ru/referats/preview/16789/1 Район применения авиации передвинулся на крайний северо-восток. На о.Врангеля было создано поселение. Здесь от мыса Северного двумя гидросамолетами были совершены смелые полеты. Затем самолеты погрузили на пароход, следовавший в Тикси. Далее в 1928 году на мощном гидросамолете "Советский Север" /на самом деле - "Дорнье-Валь"/ летчик Г.Д.Кра- синский совершил трансполярный перелет вдоль северных побережий СССР. Летчик А.А.Волынский /с экипажем/ совершил выдающийся полет из Владивостока через Охотское море и далее вдоль Камчатки и западных берегов Берингова моря к мысу Дежнева. К сожалению, самолет при дальнейшем полете совершил крушение на стоянке в Ключинской губе.
6.
Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989
Воздушная экспедиция "Советский Север"
Для советской трансарктической экспедиции был выбран гидросамолет той же марки «Дорнье-Валь», получивший название «Советский Север». В экипаж его вошли первый пилот А. А. Волынский, второй пилот Е. М. Кошелев, летчик-наблюдатель Н. Н. Родзевич, старший механик С. И. Борисенко. Предполагалось, что самолет будет стартовать из Владивостока (туда его доставят из Севастополя на пароходе), пройдет над Чукоткой и, следуя вдоль берега Северного Ледовитого океана, посетит Колыму, Лену, побывает в Хатанге, на Таймыре, откуда совершит полет на Северную Землю с геологом на борту, затем проследует в Архангельск и финиширует в Ленинграде. Для заправки самолета в ряде точек арктического побережья были устроены базы с запасами горючего: в Уэлене, на мысе Северном, в устье Колымы, на Новосибирских островах, в дельте Лены, устье Хатангского залива, на Таймыре, в Мезени и других местах. Главной же целью экспедиции являлось выяснение местных условий для организации северных воздушных путей. По согласованию с Совторгфлотом самолету предстояло посетить остров Врангеля и оказать помощь зимующей группе Г. А. Ушакова, а также совершить полет к северо-востоку от Медвежьих островов в район Земли Андреева.
25 июня «Советский Север» пароходом был доставлен во Владивосток. 16 июля утром с рейда Владивостока гидросамолет экспедиции поднялся в воздух. Он благополучно перелетел над бурным Охотским морем, пересек Чукотский полуостров и совершил посадку в бухте Уэлен, где пробыли несколько дней — взлету мешали льды и туман. К неприятностям погоды добавилось еще и сообщение о том, что местные жители могут принять машину за злого духа и стрелять по ней из охотничьих ружей
Только 18 августа «Советский Север» смог улететь из Уэлена.
Среди льдов с воздуха обнаружили «Ставрополь», направляющийся к острову Врангеля. Экипаж гидросамолета засомневался: сможет ли пароход туда пробиться — очень уж сложная была ледовая обстановка. Сделали над пароходом круг на высоте семьсот метров. И вдруг, по какой-то причине прекратилась подача бензина в двигатели. Самолет сразу пошел на посадку, а внизу — льды ...
Сразу же стали качать топливо ручными помпами и на едва работающих двигателях стали «тянуть» к спокойной воде Колючинской Губы. А тут еще с севера наплывала белая стена тумана ... Мягкая посадка, и через сорок минут, исправив бензиновую помпу, взяли курс на остров Врангеля.
Туман закрыл путь лодке по курсу, а вскоре окутал ее со всех сторон. ...Пришлось садиться. Кругом никого, только любопытные нерпы подплывают к самолету.
19 августа ветер усилился до десяти баллов, а затем начался и шторм с туманом и снегом. Ничего не видно. Через каждые два часа откачивали из лодки воду, а она все прибывает. Окоченевшие и мокрые, летчики пробовали запустить моторы, но безрезультатно. Тут еще обнаружилось, что мощные порывы ветра и жестокие волны гонят летающую лодку к берегу. Самолет стал обрастать коркой льда ...
20 августа. Третьи сутки машина носится по воле волн. Якоря не могут держать самолет (глубина более ста метров!). Крен достигает 25°, машину заливает водой. В конце концов волны ломают левый элерон и конец левого крыла.
Попытки летчиков рулями поставить самолет против ветра оказались тщетными. Экипаж летающей лодки уже начал изнемогать в борьбе со стихией, как вдруг Ефим Кошелев закричал: «Справа земля!»
В самом деле, на востоке на расстоянии пяти—шести километров показались из тумана высокие, покрытые снегом скалы, окаймленные белой полосой прибоя. Попадет туда самолет — гибель неизбежна.
... В шесть часов утра машину выбросило левым бортом на песчаный берег. Это было 22 августа ...
Через двадцать шесть дней после аварии летчики добрались к месту нахождения «Ставрополя». Их уже считали пропавшими без вести.
«Советский Север» пролетел 6500 км. Экспедиция выявила условия полета над Японским морем, Татарским проливом, Охотским морем и вдоль всего побережья Берингова моря. Были установлены места возможных посадок от Владивостока до места аварии и, кроме того, внесены исправления в неточные карты Берингова моря и Северной Чукотки.
Несмотря на неудачу, советская общественность высоко оценила значение первой попытки советских летчиков совершить трансарктический перелет на летающей лодке. На заседании комиссии Осоавиахима по изучению опыта перелета «Советского Севера», состоявшемся 17 ноября 1928 года, были отмечены «особые трудности этого перелета и настойчивость всего состава экспедиции, что дает право ставить этот перелет в один ряд с полетами, произведенными летчиками экспедиций на «Красине» и «Малыгине» (речь идет о полетах Б. В. Чухновского и М. С. Бабушкина в районе Шпицбергена по спасению экипажа погибшего итальянского дирижабля «Италия»). Вместе с тем, по мнению комиссии, следовало бы временно, до создания соответствующих условий (постройки аэродромов и др.), отказаться от эпизодических полетов по северным маршрутам, взяв на себя задачу в первую очередь методического освоения всех условий полета по этому пути.
Эта неудача не изменила отношения советских исследователей к идее освоения неба Арктики самолетами. К этому времени летчики доказали их необходимость для ведения ледовой разведки и изыскательских работ.
7.
http://www.airwar.ru/enc/sww2/mdr4.htmlВо всех последующих полетах АНТ-27 пилотировал А.А.Волынский. В испытаниях принял участие И.И.Погосский, неоднократно лично поднимавшийся в воздух. В целом полеты проходили нормально, летчики лишь жаловались на поведение самолета при взлете, т.к. он непривычно реагировал на принятый в то время разбег с раскачкой. 16 апреля как раз на такие нервюры обматывали тесьмой, а к ней шпагатом пришивали полотно. Шов потом заклеивался лентой. Установка новых моторов несколько увеличила нагрузки, и, возможно, проявились незамеченные дефекты прошивки.
8.
http://www.testpilots.ru/tp/memo/30/pogosskiy.htmИ.И.Погосский
(1896-1934)
Параллельно с МК-1, но с небольшим сдвигом во времени, Туполев работал над дальним разведчиком МДР-4 (АНТ-27). История этого самолета была несколько необычна. В 1932 году шли испытания морского самолета МДР-3 конструкции И.В.Четверикова. Самолет оказался аэродинамически неудовлетворительным, заявленных скорости и высоты не достиг и был признан для эксплуатации непригодным. Объяснялось это несовершенным крылом и неудачными сдвоенными мотоустановками. Учитывая острую нужду флота в самолетах этого класса, Наркомвоенмор и Наркомтяжпром приняли совместное решение передать это задание А.Н.Туполеву.
Обсудив с И.И.Погосским, как быстрее всего выпустить этот самолет, они решили вместо крыла с подкосами использовать для МДР-4 свободнонесущее цаговское, хорошо проверенное на самолетах ТБ-1 и АНТ-9; четыре двигателя М-17 заменить на три более мощных М-34, каждый в отдельной мотогондоле, и разработать новое хвостовое оперение. Практически оставив без изменений только обводы лодки, Туполев уже в марте 1934 года начал летные испытания в сущности нового самолета.
Погиб 15 апреля 1934 года в испытательном полете на МДР-4 (АНТ-27).
- Хотя полеты и шли успешно, но летчикам не нравился взлет самолета, и Погосский вызвал меня на базу, - вспоминает Андрей Николаевич. - Наутро погода была отличная, назначили полет. Иван Иванович решил слетать сам, проверить взлет. С моря шла небольшая накатная волна, но в нашей бухте она не чувствовалась. Мы на катере пошли вперед к месту отрыва, хотелось взглянуть, как машина будет выходить на редан. На МДР запустили двигатели, и лодка начала разгоняться. А надо сказать, в те годы многие пилоты летали на тяжелых морских самолетах «Дорнье-Валь». И была у них одна особенность - тяжело отрывались от воды. Чтобы облегчить взлет, морлеты придумали раскачивать машину, вроде она легче отрывается. Гляжу, они уже у выхода из бухты начали раскачивать и МДР. Я вскочил, кричу, руками размахиваю - прекратите! Да разве услышат? Когда машина с хорошей скоростью вышла из бухты, ее стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились, он рухнул на кабину и убил обоих летчиков.
В катастрофе кроме И.И. Погосского, погибли летчик А.А. Волынский, инженер ЗОК ЦАГИ Г.С. Носков и инженер ЦИАМ К.К. Синельников.
9.
http://www.testpilots.ru/tp/memo/30/index.htmМемориал испытателей
1930-1939
15.04.1934 А.А.Волынский МДР-4 (АНТ-27) летчик-испытатель
И.И.Погосский инженер-пилот, рук.конструкт.бриг.
Г.С.Носков инженер ЗОК ЦАГИ
К.К.Синельников инженер ЦИАМ