На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Знаменитый русский этнограф. Д. К. Зеленен одним из первых обратил внимание на особенности быта однодворцев., на взаимоотношения социального и этнического факторов. Этой теме у него посвящена статья "Талаган( щелкнуты) и цукаты." В ней- характеристика этнических слагаемых южнорусских групп потомков древнейших русских переселенцев- однодворцев.
--- Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Зеленин здесь не только историк и этнограф, но и диалект. Он отмечает особую мягкость " к " в южнорусских говорах потомков военно служилых людей, однодворцев, в результате одинаковых условий жизни, общности исторических судеб " в степи" , на окраине государств. Одно дворцы образовали, в итоге особый этнографический тип. Культура их сложная и испытывали три разных влияния: московское, главным образом дворянское, старое степное и западное. Автор использовал переедания самих однодворцев, исторические документы, данные топонимики, антропонимики, диалекты( так называемые " присловья") , ранние списки населенных пунктов. Выяснилось , что локальные группы носителей мягкого "к" различны по происхождению, однако переживали сходные судьбы и подвергались сходным воздействиям. Зеленин рассматривает особенности одежды однодворцев, их жилых и хозяйственных построек, духовную культуру и даже шире- психический тип( наследственная дворянская гордость и при этом большая склонность к переселениям). В то же время при всей общности быта и условий, отмечаются различия по губерниям. В Курской, Ярославской, Тульской, Тамбовской однодворцы выделялись среди крестьян особенностями одежды, а в Курской - и типом жилища. В Воронежской и Рязанской большинство однодворцев носили такие же костюмы, как и соседние крестьяне, что автор объясняет отсутствием аристократических корней, преобладание иной социальной среды и влиянием окружающих соседей- монастырских крестьян, цуканов.
Опубликована статья не была, но ее можно взять и прочесть в РГБ, также как и другую очень содержательную работу Зеленина, где однодворцам посвящаемся целая глава:" Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации" это исследование стало его магистерской диссертацией в Петербурге в 1913г. Поскольку в университетах факультетов этнографии не было, все самые потрясающие работы, на которые в наше время ссылаются наши ученые , были созданы вопреки обстоятельствам в ссылках(, как например работы Д. А. Каменна, П. С. Ефименко, В. Г. Богораза, А. А. Макаренко и издавались на деньги Московского этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии проф. В. Ф. Миллера. Еще раз прошу прощения за убийственную корректуру. IPada. В предыдущих постах.
Зеленин Д.К. - Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг. М.: Индрик, 1994
Формат: DJVU. Размер: 7.50 МБ
Предлагаемый читателю первый том избранных трудов крупнейшего русского этнографа и филолога XX в. Дмитрия Константиновича Зеленина (1878—1954) объединяет наиболее известные его статьи дореволюционного периода.
Содержание:
От издательства Н. И. Толстой. Труды Д. К. Зеленина по духовной культуре 1. Новые веяния в народной поэзии 2. Великорусские народные присловья как материал для этнографа 3. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк) 4. Троецыплятница (Этнографическое исследование) 5. К вопросу о ходе древнейшей русской колонизации в Вятский край 6. Народный обычай «греть покойников 7. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских 8. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы (Русские народные обычаи) 9. Русские народные обряды со старою обувью 10. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов) 11. Приложения Комментарии. Указатель литературы. Составила Т. А. Агапкина Предметно-тематический указатель. Составила Т. А. Агапкина Указатель слов и выражений. Составила Т. А. Агапкина Указатель присловий-прозвищ к статьям Д. К. Зеленина «Великорусские народные присловья как материал для этнографии» и «Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии». Составила Т. А. Агапкина Список сокращений СКАЧАТЬ
--- Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Зеленин Д.К. - Восточнославянская этнография М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 511 е.: ил. (Этнографическая библиотека)
Формат: DJVU. Размер: 18.3 МБ
Работа крупнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина (1878 — 1954), члена-корреспондента АН СССР с 1925 г. Монография была впервые опубликована в 1927 году в Германии, на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов. Послесловие характеризует историю книги и ее значение для современной этнографии. В книге много иллюстраций.
Длн этнографов, а также читателей, интересующихся историей этнографической науки. Специалистам по религиоведению рекомендуем обратить внимание на главы XI (389 стр.) и XII (410 стр.)
Содержание:
От редколлегии От редакции Предисловие История восточнославянской этнографии § I. Общие сведения по истории восточнославянской этнографии 10 § II. Сбор этнографических материалов о восточных славянах в целом § III. Работы мифологической школы § IV. Последующие труды, посвященные духовной культуре восточных славян § V. Исследовании в области материальной культуры восточных славнн § VI. Украинская этнография § VII. Белорусская этнография § VIII. Современная русская этнография § IX. К истории русской этнографии § X. Литература Введение. Четыре восточнославянских народности § 1. Неточность обычного деления восточных славян на три группы § 2. Две русских народности: южнорусские (акающий говор)и северно¬русские (окающий говор § 3. Условия объединения двух русских народностей § 4. Возникновение четырех восточнославянских народностей § 5. Русские и финны § 6. Литература I. Земледелие § 7. Системы земледелиия § 8. Рало § 9. Плуг § 10. Соха с перекладной полицей § 11. Соха с неподвижной полицей § 12. История сохи § 13. Косуля § 14. Борона § 15. Полевые работы и связанные с ними обряды § 16. Зажинки. Косьба и жатва § 17. Укладка и сушка снопов § 18. Дожинки § 19. Заломы § 20. Овины § 21. Молотьба § 22. Литература II. Скотоводство, рыболовство и пчеловодство § 23. Положение пастуха (взгляды на пастухов) § 24. Первый выгон скота на пастбище весной § 25. Пастух и его снаряжение (труба и рожок) § 26. Обрядовое очищение коров после отела. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителим § 27. Куриный бог § 28. Обряды при покупке и продаже скота § 29. Защита скота от эпизоотий: опахивание § 30. Захоронение живого скота; земляные рвы; обыденное полотенце § 31. Рыболовство. Ловля рыбы руками; черпающие, бьющие и колю¬щие орудия рыбной ловли; крючок § 32. Ловушки для рыбы. Заколы. Сети и плетение сетей § 33. Обряды рыбаков § 34. Пчеловодство § 35. Литература III. Приготовление пищи § 36. Ступа § 37. Ручная мельница § 38. Водяные и ветряные мельницы § 39. Маслобойка § 40. Добывание огня: огниво § 41. Добывание огня трением § 42. Сохранение огня. Особые способы пользования огнем § 43. Пережитки древнего культа огня § 44. Изготовление посуды: гончарный круг § 45. Другие орудия и гончарные работы § 46. Виды посуды: глиняная, деревянная, металлическая § 47. Печение хлеба § 48. Способы приготовления пищи и хранение продуктов питания § 49. Приправы. Запретная еда § 50. Национальные блюда. Дикие растения, которые едят сырыми § 51. Прием нищи § 52. Напитки: квас из березового сока и зерна; солод; брага и пиво § 53. Напитки из меда и ягод, чай, водка § 54. Масло § 55. Литература IV. Рабочий скот, сбруя, транспортные средства § 56. Рабочий скот; упряжка и конская сбруя § 57. Ярмо § 58. Волокуши, сани, лыжи § 59. Колесные повозки, чумачество § 60. Смазка телег § 61. Водный транспорт § 62. Бурлаки § 63. Переноска грузов § 64. Литература V. Изготовление одежды и обуви § 65. Конопля § 66. Лен § 67. Прядение: самопрялка и прялка § 68. Веретено. Прядение § 69. Мотовило. Единицы измерения при счете нитей § 70. Подготовка основы и утка § 71. Упрощенные ткацкие станки § 72. Виды обычных ткацких станков § 73. Терминология ручного ткачества § 74. Беление холста § 75. Битье шерсти § 76. Валяние шерсти и изготовление сукна § 77. Ковры и их орнаменты § 78. Плетение обуви из древесной коры § 79. Плетение шляп из соломы § 80. Вязание из пряденной шерсти и из другого материала § 81. Вышивка § 82. Крашение ткани и ниток § 83. Набивка тканей § 84. Обработка кожи: сыромять § 85. Обработка шкур квашением § 86. Дубление. Терминология кожевенного дела § 87. Литература VI. Одежда и обувь § 88. Мужская рубаха § 89. Женская рубаха. Старинный «летник» § 90. Штаны § 91. Понева, запаска и плахта § 92. Юбка и сарафан § 93. верхняя одежда ралличиого покроя: плащ, свита, кафтан, тулуп и т. д § 94. Пояс § 95. Головные уборы мужчин § 96—97. Головные уборы женщин § 98-99. Обувь § 100. Литература VII. Личная гигиена § 101. Мужские прически § 102. Девичьи прически § 103. Прически замужних женщин § 104. Гребни и уховертки § 105. Женская косметика § 106. Представление о чистоте § 107. Мытье. Колодец § 108. Баня § 109. Народная медицина § 110. Литература VIII. Жилище § 111. Плотницкий инструмент. Общие особенности восточнославянской деревянной архитектуры § 112. Типы восточнославянского жилища § 113. Крыша § 114. Печь § 115. Общий план жилища. Украшения на домах и на мебели § 116. Освещение § 117. Развитие восточнославянского жилища § 118. Обычаи и суеверия, связанные с жилищем § 119. Литература IX. Семейная жизнь § 120. Роды § 121. Крещение § 122. Обряд очищения роженицы и повивальной бабки § 123. Колыбель § 124. Воспитание ребенка § 125. Подстригание волос § 126. Свадебный обряд: наслоения, относящиеся к разным эпохам, и их бытование у отдельных народностей § 127. Украинская свадьба § 128. Ритуальный свадебвый каравай и украшенное деревце § 129. Ритуальное мытье новобрачных § 130. Русская свадьба § 131. Тайные браки § 132-133. Похороны § 134. Захоронение без гроба (выбрасывание трупа) § 135. Траур и оплакивание § 136. Поминки § 137. Литература X. Общественная жизнь § 138. Коллективные работы (толока) § 139. Собрания молодежи для совместной работы и увеселений (поси¬делки, доевггки); взаимоотношения полов § 140. Хороводы, танцы § 141. Музыкальные инструменты §142. Кулачные бои, качели, катанье на санях, игры с яйцами, ряженые (маскарады), игры мужчин § 143. Общественные угощения § 144. Братские свечи § 145. Литература XI. Календарная обрядность Введение § 146. Заклинание весны в марте § 147. Чистый четверг § 148. Пасха; волочебники, вьюнишннк § 149. Семик и Троица § 150. Обряды в ночь на Ивана Купала § 151. Осенние обряды § 152. Рождество § 153. Гадания § 154. Масленица § 155. Литература XII. Народные верования § 156. Общая характеристика § 157. Домовой § 138. Леший § 159. Водяной § 160. Вихрь § 161. Метеор огненный змей § 162. Полуденник § 163. Русалки § 164. Вампиры § 165. Ведьмы § 166. Колдуны § 167. Оборотни § 168. Черт § 109. Народная космогонии § 170. Литература Приложение. К В. Чистов. «Восточнославянская этнография» Д. К. Зеленина Примечания Терминологический указатель Список сокращении Список иллюстрации СКАЧАТЬ
--- Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
--- Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Наказы публиковали и в других монографиях. В частности подробно изложен весь ход заседаний здесь: Поленов Д.В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. - СПб: типография Императорской академии наук, 1869-1875. (в 3 частях).
Также содержание докладов публиковалось в Сборниках Императорского русского исторического общества.
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.