Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник PElena »   Копилка »   город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор
RSS


город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор

Небольшой шахтерский поселок - моё место рождения - малая Родина. Краеведческие изыскания окрестностей.


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 [ >>>>>> ]
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Описание Екатеринославского наместничества. 1787 год.

Донецкий уезд



Вот отчего Мануиловка - Мануйловка - Манойловка так называется!

Деревня Отлучная капитана Манойлова!!!

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Железная дорога Дебальцево - Луганск


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Червоный Прапор — поселок, центр сельского Совета. Расположен в 22 км от районного центра, в 1,5 км от железнодорожной станции Ломоватка на линии Попасная — Дебальцево, в 6 км от автодороги Ворошиловград — Дебальцево. Население — 2343 человека. Сельсовету подчинены села Веселогоровка, Еленовка, Надаровка, Полевое, Степановка, поселок Новый.

В поселке Червоный Прапор размещены центральные усадьбы Червонопрапорной птицефабрики (годовое производство — 57 млн. яиц), Ломоватского питомпиководческого совхоза, специализирующегося на выращивании саженцев декоративных, плодовых деревьев и роз. За трудовые достижения 28 жителей поселка награждены орденами и медалями, в т. ч. орденом Октябрьской Революции — тракторист Червонопрапорной птицефабрики И. И. Онищенко, директор питомниководческого совхоза В. М. Ануров. Как победитель предсъездовского соревнования коллектив Червонопрапорной птицефабрики был удостоен права подписать трудовой рапорт Ворошиловградской области XXV съезду КПСС.

Работают в поселке средняя школа, где 20 учителей обучают 287 детей, 2 клуба со зрительными залами на 320 мест, 2 библиотеки с книжным фондом 25,3 тыс. экземпляров, детский комбинат на 90 мест, 2 фельдшерско-акушерских пункта, швейная мастерская, 4 магазина, столовая, отделение связи, сберкасса. В двух партийных организациях насчитывается 120 коммунистов, в двух комсомольских — 144 члена ВЛКСМ. Первые партийная и комсомольская организации созданы в Червоном Прапоре в 1930 году.

Поселок Червоный Прапор возник в 1930 году. 270 жителей его сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны, из них 172 погибли, 133 награждены орденами и медалями. В поселке установлены памятники В. И. Ленину, советским воинам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

На окраине Еленовки есть курганы эпохи меди-бронзы.

Феодосий Макаревский:

Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии:
Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880.

СЛОБОДА СТАРАЯ БОЖЕДАРОВКА, НЫНЪ СЕЛО ЕЛЕНОВКА.


Слобода Старая Божедаровка, нынѣ село Еленовка, при рѣчкѣ Лозовой, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.
Мѣстность эту, живописную и богатую,—древнейшее запорожское займище, старожитную казацкую маетность, въ 1760 году пріобрѣлъ себѣ въ собственность одинъ изъ перешедшихъ въ Россію на жительство православныхъ иностранцевъ,—маіоръ Божедаровичъ.

Основавъ здѣсь, въ память своего рода, слободу Божедаровку и, по возможности, заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, маіоръ Божедаровичъ, по распоряженію своего начальства и по долгу службы, обязанъ былъ перейти на жительство на новое мѣсто—къ Сѣверному Донцу. На новомъ мѣстѣ жительства и службы пріобрѣвъ себѣ въ соб-ственность новый участокъ земли и основавъ тамъ новую слободу, Новую Божедаровку, маіоръ Божедаровичъ вынужденнымъ нашелъ себя свою слободу на прежнемъ старомъ мѣстѣ, Старую Божедаровку продать другому владѣльцу,—помѣщику Раевскому.

Сынъ старика Раевскаго, поручикъ Николай Михайловичъ Раевскій, по праву наслѣдства, вступивъ въ управленіе своею вотчиною, первою заботою для себя поставилъ въ отцовской наслѣдственной слободѣ своей,— въ Старой Божедаровкѣ, устроить, въ память отца своего, церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого заготовивъ потребное количество строительныхъ матеріаловъ, помѣщикъ Раевскій формальною бумагою просилъ Новороссійскаго гражданскаго губернатора Ивана Яковлевича Селецкаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Гавріила разрѣшеніе и благословеніе устроить въ Старой Божедаровкѣ означенную церковь и сдѣлать надлежащее распоряженіе объ отмежеваніи изъ дачи его положеннаго количества десятинъ земли для причта будущей церкви.

По поводу сей просьбы губернаторъ И. Я. Селецкій, въ сообщеніи отъ 17-го февраля 1799 года, писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "По прошенію ко мнѣ Бахмутскаго уѣзда помѣщика Раевскаго о исходатайствованіи ему дозволенія на сооруженіе въ деревнѣ его Старой Божедаровкѣ, купленной отцомъ его у помѣщика маіора Божедаровича, церкви во имя святаго Архистратига Михаила и объ отмежеваніи подъ оную для будущихъ при ней священно и церковнослужителей подлежащаго числа десятинъ земли,

въ которой деревнѣ состоитъ по послѣдней пятой ревизіи муж. пола 180 душъ, да не въ отдаль другой его деревнѣ Калиновской 35 душъ, предписывалъ я губернскому землемѣру коллежскому ассессору Чуйку, отмежевать для помянутой церкви и будущихъ при ней священно и церковнослужителей подлежащаго числа десятинъ земли, которой донесъ мнѣ нынѣ, что исполненіе таковаго предпи-санія моего было возложено отъ него на уѣзднаго землемѣра, но за нахожденіемъ онаго чрезъ все прошедшее лѣто при межеваніи земель казенныхъ селеній и къ онымъ прикосновенныхъ владѣльческихъ, выполненіе еще имъ не учиненно.

Помѣщикъ же Раевскій къ сооруженію церкви приготовилъ нужные матеріалы, убѣдительно проситъ исходатайствовать ему дозволеніе къ построенію упоминаемой церкви, обязываясь до отмежеванія земли содержать по надлежащему церковь и долженствующихъ быть при ней служителей. Уважая таковой его просьбѣ, Вашего Высокопреосвященства покорнѣйше прошу, согласно оной, преподать архипастырское Ваше благословеніе на сооруженіе просимой имъ церкви; земля же при удобномъ случаѣ подъ нея будетъ отмежевана и планъ отъ меня доставленъ будетъ Вашему Высокопреосвященству".

По сему дѣлу Новороссійская Консисторія 8-го марта 1799 года постановила: "Какъ послѣдовавшимъ изъ Святѣйшаго Синода отъ 6-го сентября прошлаго 798 года, къ Его Высокопреосвященству указомъ, между прочаго, повелѣно, впредь по вступающимъ о построеніи вновь церквей просьбамъ представлять въ Святѣйшій Синодъ подлинныя слѣдственныя дѣла съ подлежащими при нихъ краткими выписками: для того въ Бахмутское духовное Правленіе послать указъ и велѣть учинить подробнѣйшее изслѣдованіе:

1) въ какихъ именно означенныя—слобода Старая Божедаровка и деревня Калиновская— приходахъ нынѣ состоятъ; сколько въ каждой порознь находится на лицо муж. и жен. пола душъ;
2) въ какомъ разстояніи оныя—слобода и деревня—отъ нынѣшнихъ приходскихъ своихъ церквей и отъ другихъ околичныхъ и какихъ именно приходовъ, а также и между собою находятся;
3) заотчисленіемъ сихъ слободъ отъ нынѣшнихъ ихъ приходовъ, не будутъ ли оные малы къ содержанію своихъ церквей, и сколько въ нихъ останется обоего пола душъ, и могутъ ли священно и церковнослужители тѣхъ приходовъ имѣть неоскудное продовольствіе, о чемъ отъ нихъ и отзывы истребовать;
4) тѣхъ слободы Старой Божедаровки и деревни Калиновской—помѣщикъ Раевскій и жители въ состояніи ли своимъ коштомъ построить церковь вновь и содержать какъ оную въ приличномъ благолѣпіи, такъ и будущихъ при ней священно и церковнослужителей въ неоскудномъ положеніи, и какое содержаніе имъ назначается, въ чемъ того Раевскаго и подпискою обязать;
5) какія причины лобуждаютъ просителя Раевскаго къ устроенію церкви, и настоитъ ли въ томъ необходимая надобность; и все сіе слѣдствіе представить, для отсылки въ Святѣйшій Синодъ, въ сію Консисторію безъ замедленія".

Изъ обстоятельнаго разслѣдованія сего дѣла на мѣстѣ, во всей точности, уяснилось, что желаніе помѣщика, поручика Николая Михайловича Раевскаго устроить въ слободѣ своей—Старой Божедаровкѣ церковь, было искреннее и чистосердечное и вызывалось его христіанскимъ сознаніемъ и благочестивымъ убѣжденіемъ - чаще и чаще удовлетворять духовныя нужды и религіозныя потребности свои, семейства своего и своихъ поселянъ.

"Какъ зелень въ полѣ безъ воды вянетъ и сохнетъ; какъ человѣкъ безъ души гибнетъ и умираетъ: такъ село безъ церкви процвѣтать не можетъ", писалъ Раевскій въ письмѣ къ Бахмутскому протоіерею Расевскому.
По учиненному на основаніи предписанія Консисторіи Бахмутскимъ духовнымъ Правленіемъ ислѣдованію открылось:
1) жителей въ означенной деревнѣ Старой Божедаровкѣ состоитъ нынѣ на лицо муж. пола 218 душъ, а въ другоіі того же помѣщика Раевскаго деревнѣ, переселяемой въ сію Божедаровку, Калиновкѣ 43 души, да желающихъ по способности причислиться къ составленію сего новаго при-хода въ помѣщечьихъ деревняхъ—маіорши Анны Вуичевой въ Манойловкѣ 123 души, поручика Андрея Вергелева въ Георгіевкѣ 103 души, коллежскаго ассессора Долинскаго въ Комиссаровкѣ 49 душъ и подполковницы Маріи Ивановой въ Малой Ивановкѣ 148, а всего 684 души, да жен. во всѣхъ сихъ деревняхъ 592 души, а дворовъ, полагая въ каждый по четыре души мужеска пола, причитается 171;

2) изъ сихъ деревень Божедаровка и Манойловка состоятъ въ приходѣ села Аннинскаго Покровской церкви, а Малая Ивановка—села Павловскаго Аннинской церкви, Калиновка же, Георгіевка и Комиссаровка ни къ какому приходу еще не причислены; всѣ же они разстояніемъ находятся отъ Аннинскаго и Павловскаго. а такъже и села Чернухина отъ Николаевскаго приходовъ отъ 6-ти до 15-ти верстъ, отъ деревни Божедаровки отъ полуверсты до пяти верстъ;

3) за исключеніемъ оныхъ деревень Божедаровки и Манойловки отъ села Аннинскаго, а Малой Ивановки отъ Павловскаго приходовъ, останется при нихъ муж. пола, не считая женскаго, при первомъ 429, а при второмъ 675 душъ, которыми тамошніе священно и церковнослужители остаются довольны, о чемъ и письменные отъ себя отзывы дали;

4) помянутый помѣщикъ Раевскій ту новую церковь въ деревнѣ Божедаровкѣ построить и всѣмъ нужнымъ украсить и впредь во всякомъ благолѣпіи содержать, а также и будущихъ при ней священно и церковнослужителей довольствовать во всемъ по указанному положенію, равно и домы для нихъ построить собственнымъ своимъ иждивеніемъ обязался, о чемъ и подписку далъ".

По надлежащемъ разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла Новороссійская духовная Консисторія постановленіемъ своимъ отъ 7-го декабря 1799 года опредѣлила дозволить помѣщику Раевскому въ слободѣ его Старой Божедаровкѣ, устроить церковь во имя Архистратига Михаила. Святѣйшій Синодъ утвердилъ это опредѣленіе и указомъ отъ 23-го апрѣля 1800 года далъ знать объ этомъ Епархіальному Начальству къ дальнѣйшему распоряженію и надлежащему исполненію.

6-го іюля 1800 года выдана храмозданная благословительная грамота и отправленъ изъ Новороссійской Консисторіи въ Бахмутское духовное Правленіе указъ, съ разрѣшеніемъ въ слободѣ Старой Божедаровкѣ заложить и устроить церковь во имя Архистратига Михаила.


Автор Qypchak


Из истории с Еленовка.

Когда из перешедших в Россию на постоянное жительство иностранцев одни из православных сербов, под предводительством Хорвата, в 1751 и 1752 годах заняли западную часть запорожских земель, а другие под начальством Шевича и Прерадовича в 1753 году заселили восточную часть от Бахмута до Лугани, тогда, при водворившемся спокойствии, ввиду верной защиты от татар, - восточная часть запорожских земель наполнялась и населялась пришлым православным народом.

И местность, где ныне село Еленовское, по достоверному преданию, по речке Лозовой между горами и лесами населилась такими же пришлыми православными людьми из Изюма и Валуек и других мест. Земля же, где ныне село Еленовское досталась в ранговую дачу отставному чиновнику нижних шансов Божедару - родом сербу. По фамилии землевладельца и самое село названо Божедаровкою. В 1790 году Божедаровка куплена с землею и людьми около 500 душ обоего пола отставным поручиком Николаем Михайловичем Раевским, на имя его жены Елены, отчего и село переименовано в 1810 году: вместо старой Божедаровки - Еленовское.

До построения церкви в селе Еленовском, божедаровские жители принадлежали к приходу Ломоватскому /ныне село Аннинское/ Покровской церкви. А как около села Еленовскаго, по той же речке Лозовой, были и другие частые поселки, населены такими же пришлыми люди, в числе коих были отставные начальники сербских шансов или рот, получивших ранговые дачи подобно Божедару, именно: Сабо, Вергель, Павлович, Голуб и другие, в недальнем расстоянии поселок от поселка, то приход Божедаровский мог иметь порядочное количество душ, если бы кто-либо из землевладельцев решился построить церковь.



Хранимая Богом и... именем Пушкина.
13.06.11

Если верить народной молве, то до сороковых годов прошлого века в этой церкви висела табличка, на которой значилось, что в 1822 году здесь молился Александр Сергеевич Пушкин со своими друзьями - братьями Раевскими, заехав в эти места по дороге на Кавказ. Говорят, что благодаря этой табличке церковь не снесли в 30-50-х годах.

Очаровательная легенда, отзвуки которой нет-нет да промелькнут в местной прессе.

Церковь с первого взгляда не впечатляет - может быть, потому, что реальность не совпадает с услужливо нарисованным воображением храмом с двухсотлетней историей, где склонял кудрявую голову перед иконами двадцатичетырехлетний гений. Ограда из дикого камня, низенькие постройки во дворе: трапезная, сараюшка… Храм неожиданный по форме: вроде как немного скособоченный. Отец Александр, настоятель, «заступается»: «форма самая обычная – малый крест, храмы по традиции строятся или в форме креста, или похожими на корабль, или круглыми».
Однако авторы Еленовской летописи тоже отмечают, что церковь, мягко говоря, не поражала архитектурным совершенством. Возможно, потому, что ее проектантом выступил сам помещик, инициировавший и финансировавший строительство. «Храм построен из дикого камня на звездке с таковою же колокольнею без соблюдения архитектурного чертежа (плана) весьма неправильно, но зато вся постройка храма и колокольни очень прочная, из собственного храмоздателя материала. Работы по сооружению церкви производились крепостными людьми помещика Раевского, без всякой посторонней помощи. И единственный храмосоздатель считается Раевский Николай Михайлович», - читаем в летописи.

Табличка с упоминанием Пушкина, конечно, могла защитить церковь от разрушения в годы воинствующего безбожия, однако есть у церкви защитники и посильней.

Когда из храма в тридцатые годы сделали клуб, окрестная молодежь посещала его крайне неохотно, говорили, что приходившие в клуб серьезно заболевали. Может быть, поэтому просуществовал он очень недолго и большого ущерба зданию церкви не нанес.

Главный врач Стахановского роддома А.А.Черных:

Меня привлекают старинные, «намоленные» церкви. Посещаю храм Святого Архистратига Божия Михаила в селе Еленовка Перевальского района.

В семидесятые годы на перевальской шахте «Комиссаровская» директором был Владимир Остапенко. Он рассказывал:

- Идем мы скоростной лавой в сторону села Еленовка. Пласт отличный, «хлебный». Добыча прет валом. Шахта при плане 2300 тонн дает в сутки 3000 и более. Никаких проблем на ближайшую перспективу не вижу. А впереди на пути лавы - Михайловская церковь, сооруженная в 1808 году. Подходим к ней все ближе и ближе, ломаем голову: как быть? Ведь если пойдем выработками под ней - храм может просесть, разрушиться. А по преданию, Еленовку и храм в ней вроде посещал Александр Сергеевич Пушкин, друг Раевских, которым принадлежало это сельцо. Когда он ехал вместе с семьей на Кавказ, молился здесь. И вот остается всего метров сто до церкви, и пласт вдруг исчезает полностью - стена сплошной породы. До этого сроду не было такого сброса пласта в границах нашего шахтного поля. Как тут не перекреститься, не поверить во Всевышнего?

Незадолго до этого случая коллектив стал победителем Всесоюзного соревнования, завоевал юбилейный знак в честь памятной годовщины СССР. Знак вручал секретарь обкома партии Олег Руденко, всеми уважаемый человек. Знак был тяжелый, наверное, с пуд весом. Принимал я. Что-то в этот момент было сказано насчет связки: уголь-церковь-Бог. Скорее всего, случайные слова были брошены, а обернулось-то как, хоть верь, хоть не верь!

Как с горечью говорит настоятель храма о.Александр, в Еленовке 100 дворов и 94 вдовы. В храм мало ходит местных. Но зато, что странно, в храм едут помолиться из окрестных мест – Стаханова, Брянки, Луганска, Зоринска, близлежащих посёлков, соседней Донецкой области. Объяснения этому только два – необычайно намоленное место и личность настоятеля.

Более десяти лет назад о.Александр начал служить в этом храме. Принял приход в плачевном состоянии – последний ремонт делался здесь ещё до войны. Это в городах полно желающих пожертвовать на храм, да и суммы несопоставимые жертвуются. Необычайная энергия, упорство о.Алесандра начали давать свои плоды. Сказалось и экономическое образование, полученное в своё время в Луганском пединституте. Священником о.Александр стал после большой трагедии – гибели жены. Такого строгого соблюдения всех церковных канонов я не встречал нигде. Приехавшие впервые на его богослужения удивлялись – как долго ведётся здесь служба по сравнению с другими священниками. На что мы с гордостью отвечаем: «А у нас всё по канону». Принципиально не употребляет мясо, строжайшее соблюдение постов (что требует и от своих прихожан). Постепенно о силе его молитвы стали узнавать в округе и потянулись в маленькое село со всех сторон желающие пообщаться с настоятелем храма, получить совет и оказать помощь. Все полученные средства о,Александр направляет на нужды прихода: отремонтирован храм снаружи, почти закончен ремонт внутри, в Воронеже изготовлены колокола, начал строить на местном источнике, у церкви, купель. Многие помогают своим трудом, кто средствами. На себя же о.Александр не тратит практически ничего – только минимальные потребности в одежде, еда – что пожертвуют прихожане. Показателен один случай, который произошёл после празднования Пасхи, когда он только принял приход: сзади крестного хода, как правило, идёт человек, которому прихожане на блюдо ложат пожертвования – деньги. Когда утром собравший пожертвования занёс о.Александру собранные деньги со словами: «А это вам», он велел положить их в жертвенник на храм. «Так бывший настоятель оставлял их себе», - удивился принесший. «Положи на храм, я сказал. А тебе за непослушание 50 поклонов иконе.» Вот такой он наш о.Александр - с пронзительным взглядом, сухощавый, как настоящий монах, требовательный в вопросах веры. Все постоянные прихожане искренне желают ему как можно дольше остаться настоятелем храма Свято Архангела Михаила.

«К пустому колодцу за водой не ходят», - сказал отец Александр Устименко, Благочинный Алчевского округа, в своем поздравительном слове 21 ноября 2008 по случаю 200-т летия храма, а так как храм был наполнен молящимися, то это свидетельствовало о том, что люди обрели в этом храме источник Божественной Благодати, которая может утолить всякую жажду человеческой души.

Неказистый на первый взгляд еленовский храм обладает особым обаянием, а темные иконы без окладов, такие непохожие на те, что можно увидеть в наших храмах, приковывают взгляд.

21-го ноября 2008 г. церковь Архистратига Михаила отпраздновала свой престольный праздник и двухсотлетие. Для тех, кто приехал на торжество, блеснули в луче солнца еленовские купола-маячки, настойчиво приглашая прочесть заново еленовские летописи и вдохнуть жизнь в старые легенды.









название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город с. Еленовка
адрес ул. 1 Мая
описание На могиле - памятник: на постаменте пирамидальной формы - скульптура советского воина в рост с автоматом на груди. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска, на могиле - надгробная плита о погибших. Постамент и надгробная плита - из железобетона. Постамент из кирпича и цемента.
скульптор Мухин В. И.
архитектор
дата 1956
история создания В братской могиле похоронены 42 воина Юго-Западного фронта, павшие в боях с врагом в 1941-1942 годах.

Фото, к сожаленью, нет.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов и памятный знак односельчанам
город пос. Червоный прапор
адрес ул. Нижняя
описание У могилы - памятник: на постаменте пирамидальной формы - скульптура советского воина в рост в шинели с автоматом на груди. На могиле - надгробная плита с именами погибших. Скульптура и надгробная плита - из железобетона. Постамент - кирпич, цемент. Высота скульптуры - 2,3 м. Постамент - 2.8*1,3*1,3 м. Надгробная плита - 0,8*1,1 м. Могила - 1,75*4 м.
скульптор Мухин В. И.
архитектор
дата 1956 г.
история создания В братской могиле похоронены воины Советской Армии, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в феврале 1942 г. в период активных боевых действий советских войск Юго-Западного фронта. Всего похоронено 9 человек. Имена семи - известны.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Мергелева гряда под Алчевском

Как и на любой территории, на Луганщине есть свои достопримечательности, свои «чудеса», которыми мы можем гордиться. В Луганской области находятся 12 археологических памятников национального значения (самые известные из них — курган «Могила Мечетная», Петрово-Донецкое поселение-крепость). В последнее время археологи заговорили еще об одном открытии на территории Луганской области (под Перевальском, село Степановка), по мнению некоторых из них, Европейского значения — «Мергелевой гряде».



История открытия

Наверное, это символично, «Мергелеву гряду» в 2004 году открыли школьники из Алчевска. Все они — члены городского клуба любителей археологии центра досуга населения отдела культуры Алчевского городского совета (то есть, клуб находится на балансе местного бюджета). Руководитель клуба — Владимир Парамонов, школьный учитель истории. В 1976 году он зафиксировал курганы на «Мергелевой гряде», но тогда еще были сомнения, рукотворные они или нет. С 1995 года Владимир Аркадьевич постоянно организовывал на гряду экспедиции школьников. В 2004 году была произведена первая шурфовка на гряде. И с 2005 года начаты активные исследования памятника.

Исследования проводили все те же члены клуба любителей археологии, но уже под руководством квалифицированных специалистов (по законодательству, школьники не имеют права вести раскопки самостоятельно). По-сути, два года финансовой основой исследований были средства клуба. Теперь же (точнее со следующего года), когда государственные мужи убедились, что «Мергелева гряда» — это не простые природные образования, исследования будет финансировать и государство.

«Мергелева гряда»

Внешне «Мергелева гряда» представляет собой целостный комплекс каменных и земляных сооружений (курганов, различных «дорог» и «лучей», выложенных из каменных плит), на площади 1,3 кв. км. Пока исследователи раскопали небольшой участок гряды. На этом участке расположены круги правильной формы, выложенные из камня. Здесь археологи уже обнаружили жертвенники, места погребений. «Добыча» исследователей — свыше десятка различного рода сосудов и столько же человеческих останков.



Археологи пришли к выводу, что «Мергелева гряда» (все 1,3 кв. км.) — это древнее святилище. При помощи радиоуглеродных анализов был установлен и минимальный возраст святилища — 5 тыс. лет. То есть в 3 тыс. году до н.э. оно уже существовало, а когда оно было построено еще неизвестно. В любом случае, по утверждению специалистов, этот памятник, по крайней мере, на 300 лет старше самой древней египетской пирамиды и лет на 500 старше первого строительного горизонта — Стоунхендж.

«По оценкам бывших здесь специалистов и археологов, это открытие европейского масштаба, — подчеркнул заместитель директора по науке НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины, штатный профессор кафедры археологии Гданьского университета (Польша) Виктор Клочко. — Это первое открытое в Восточной Европе святилище солярного культа (поклонение некоему богу солнца)».



Святилище использовали несколько культур. То есть последовательно приходили разные племена, народы и достраивали в святилище что-либо свое. Сейчас археологи обнаружили следы четырех культур. Не исключают, что потом будет больше. «Святилище использовала донецкая катакомбная культура, срубная культура, — отметил Виктор Клочко. — Я так подозреваю, что вплоть до раннего Средневековья использовали его в качестве святилища. Почему такое длительное использование? Потому что это самое высокое место в округе. Именно здесь можно встретить первые лучи солнца. Поклонение солнцу осуществлять проще именно здесь. А поклонение солнцу — это основа всех языческих религий до христианства».

Археологи уже подумывают и о том, чтобы найти поселение людей, которые использовали это святилище. По мнению Виктора Клочко, такое поселение могло быть в районе долины реки Белой, протекавшей вблизи. Однако сейчас долина залита Исаковским водохранилищем.

«Вторая Китайская стена»

Именно такую предварительную оценку дают некоторые ученые известковой стене, располагающейся там же, рядом с «грядой». Стена поражает своей длиной. Над этим объектом будет работать не один десяток ученых. Впрочем, даже, если геологи докажут, что над ландшафтом работала природа, без человеческого вмешательство, уже сейчас наверняка известно, что известковая стена — явление уникальное.



Известняк в качестве строительного материала используется уже в течение сотен тысяч лет. Камни, которые выложены неподалеку от Алчевска, природой или человеком, поразили ученых. Одни называют стену второй Китайской, другие говорят, что для Донецкого кряжа такие затеи природы достаточно типичны.



С одной стороны, ученые утверждают, что в известковой стене несомненно уже можно увидеть определенные строительные приемы, указывающие на глубокую старину. И осторожно строят предположения, что строительство напоминает старинную Трою. С другой стороны, ученые указывают, что гряда идет по системе закономерного формирования Донецкого кряжа. Примирить в споре археологов способны геологи. Именно они будут определять природу происхождения известковой стены.

Между тем уже сейчас учёные единогласно заявляют, что находка имеет безоговорочную уникальность.

Авторы

По оценкам археологов, объем работ, выполненных при строительстве (транспортировка, обработка, укладка каменных плит) можно сравнить со строительством египетской пирамиды. Но в Египте было государство. А что было здесь? Что за общество позволило себе такие грандиозные работы? На эти вопросы специалисты пока не могут дать однозначного ответа.

Святилище строилось в эпоху раннего Бронзового века — то есть, по сути, основные орудия труда были еще каменными. Владимир Парамонов и его любители археологи установили и способ строительства святилища. «Сначала снимался дерн. Потом делали „бетон“ — из глины и мелкой щебенки, — рассказывает он. — Затем все заливалось бетоном. Далее эти гигантские блоки укладывались по типу кирпичной кладки. И опять заливалось бетоном».

По мнению Виктора Клочко, святилище могли построить представители донецкой катакомбной культуры. «Но даже для донецкой катакомбной культуры это строительство слишком грандиозное, и оно нас озадачило, — „признался“ Виктор Иванович. — Возможно, нам придется пересмотреть наши представления об уровне ее развития».

Возможные перспективы

В настоящее время подготовлены все документы для того, чтобы «Мергелева гряда» была внесена в список объектов культурного наследия национального значения. Специалисты уверены, что в ближайшее время гряда получит такой статус — мол, это уже «дело техники». Далее соответственно планируют, что памятник войдет и в культурное наследие мира. Как отметил Владимир Парамонов, предполагается, что в будущем на «Мергелевой гряде» будет отрабатываться международная методика музефикации памятников с привлечением сил ЮНЕСКО.

По словам Виктора Клочко, НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины планирует инициировать создание в Луганской области археологического парка. Окончательное решение по этому парку будет принимать Кабинет министров.

«Археологический парк — это новое явление для Украины, — объяснил Виктор Иванович. — Сейчас еще в Херсонесе планируем организовать такой парк. Это место, куда приезжают желающие участвовать в археологических раскопках. В Европе, например, это явление — форма отдыха. Она развита довольно неплохо. Думаю, и здесь мы сможем это со временем организовать. Будем пытаться со следующего года».
Для организации археологического парка необходимо решить вопрос с его обслуживающей инфраструктурой. Это дороги, гостиницы и т.п. Виктор Клочко подчеркнул, что основные усилия для организации парка, соответствующей инфраструктуры должны приложить местные власти. По его мнению, желание у местных властей есть, и возможности для организации такой инфраструктуры также можно изыскать. К примеру, под гостиницы можно переделать базы отдыха, расположенные вблизи Исаковского водохранилища.

Положение дел на данный момент (взгляд человека постороннего)

Откровенно говоря, вникая в планы по дальнейшему развитию «Мергелевой гряды», как не специалист в археологии, невольно задаешься вопросом: «А, действительно ли, гряда — такой уникальный памятник, или наши археологи просто пытаются на голом месте „раскрутить“ Луганскую область, а вместе с ней и Украину». Лично мои сомнения развеял Виктор Клочко. Он — довольно авторитетная личность в кругах археологов. Если бы Виктор Иванович стал «рекламировать» ничего не стоящий памятник, он бы потерял свой авторитет, который формировался годами. Виктор Клочко подчеркнул, что проверял «Мергелеву гряду» в течение года прежде, чем заявить о ней.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Скалы под Новосёловкой.










---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Фащевка — поселок городского типа, центр поселкового Совета, железнодорожная станция Донецкой железной дороги. Расположена в 65 км от райцентра, на автодороге Харьков — Ростов. Население — 6670 человек. В поселке размещаются шахтоучасток «Фащевский» шахты им. С. В. Косиора (пущен в 1935 г.); центральная обогатительная фабрика «Комендантская» (пущена в 1969 г.); ватный цех Перевальской фабрики «Спортизделия» (построен в 1972 г.); автоколонна № 4 Никаноровского автотранспортного предприятия № 12664 (создана в 1957 г.). За трудовые достижения удостоены правительственных наград 340 жителей поселка, в т. ч. ордена Ленина — Г. Г. Дорошенко, И. М. Анненко, В. К. Аверьянов, И. П. Шевченко. В Фащевке работают две средние школы, в которых 63 учителя обучают 1364 учащихся, городское профессионально-техническое училище № 80 (310 учащихся, 6 преподавателей), два детсада, детясли, два клуба со зрительными залами на 400 мест, две библиотеки с книжным фондом 3,5 тыс. экземпляров, больница на 125 коек, поликлиника, 2 здравпункта, 8 магазинов, 3 столовые, кафе, дом быта, 2 почтовых отделения, 2 сберкассы.

4 партийные организации (первая партийная организация создана в 1935 г.) объединяют 160 коммунистов, 5 комсомольских — 894 члена ВЛКСМ. Первая комсомольская ячей ка образована в 1921 году.

Возникла Фащевка как пристанционный поселок в 1893 году, во время строительства Донецкой железной дороги. Советская власть установлена в феврале 1918 года. В 1919 году здесь был организован и действовал отряд, которым командовал Е. Г. Мамонов. На фронтах Великой Отечественной войны сражались с врагом 308 человек, 105 погибли, 229 награждены орденами и медалями. В поселке установлены памятник В. И. Лонину, на братской могиле — памятник 57 советским воинам, павшим в боях за освобождение Фащевки от немецко-фашистских захватчиков. Возле Фащевки найдено половецкое изваяние.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Фащевка
адрес железнодорожная станция
описание На могиле - памятник: на постаменте пирамидальной формы - скульптура советского воина в рост с автоматом на груди. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска с именами погибших. Скульптура и мемориальная доска - из железобетона, постамент - кирпич, цемент. Высота скульптуры 2,3 м. Постамент - 1,3*1,3*2,5 м. Могила - 4*4 м.
скульптор Мухин В. И.
архитектор
дата 1956
история создания В братской могиле похоронены советские воины Юго-Западного фронта, павшие в боях с врагом зимой и весной 1942 года и воины 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, павшие смертью храбрых во время рейда по тылам противника в феврале 1943 года. Всего похоронено 57 человек. Имена 21 известны.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Городище — поселок городского типа (с 1964 г.), центр поселкового Совета. Расположено на реке Белой (правом притоке Лугани), в 20 км от районного центра, в 6 км от автодороги Ростов — Харьков. Население — 4574 человека.

В поселке находится центральная усадьба Городищенского птицесовхоза, созданного в 1960 году на базе/510/ колхозов «Знамя труда», им. Калинина, им. Кирова. За совхозом закреплено 7373 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 5206 га пахотной земли. За высокие производственные показатели 78 тружеников совхоза награждены орденами и медалями, в т. ч. орденом Ленина — бывший председатель колхоза И. И. Корпиенко, бригадир-полевод Е. З. Балакин, бригадир тракторной бригады Р. П. Смирнов, орденом Октябрьской Революции — тракторист М. Е. Малинников и животновод Л. И. Кулага.

В Городище есть средняя школа, в которой 36 учителей обучают 648 детей, клуб со зрительным залом на 350 мест. Хору поселка, в котором принимают участие 28 жителей 60— 70-летнего возраста, присвоено звание народного. Работают также три библиотеки с книжным фондом 29,4 тыс. экземпляров, детские ясли, амбулатория, ателье индпошива, мастерская по ремонту обуви, 11 магазинов, столовая, отделение связи, сберегательная касса.

Две партийные организации объединяют 77 коммунистов, две комсомольские— 198 членов ВЛКСМ. Первая партийная ячейка создана в 1919, первая комсомольская — в 1920 году.

Возникновение Городища относится в началу XVIII в. Первыми поселенцами его были выходцы из села Хомутовки Курской губернии. Место их поселения и сейчас называют в поселке «Русской стороной». В 1915 году женщины-солдатки поселка выступили с протестом против выделения на отруба. Советская власть установлена в феврале 1918 года. В годы гражданской войны жители Городища принимали активное участие в борьбе против белогвардейцев. В 1919 году они образовали партизанский отряд в составе 66 человек, который вскоре соединился с партизанским отрядом села Фащевки. Во время немецко-фашистской оккупации, с июля 1942 года по сентябрь 1943 года, на территории поселка действовал партизанский отряд (41 человек), которым командовал А. А. Пискунов. 16 человек отряда, в т. ч. А. А. Пискунов, пали в боях с оккупантами. 798 жителей поселка сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 331 из них погиб в боях, 481 награжден орденами и медалями. В 1955 году на братских могилах, в которых похоронены советские воины и партизаны, павшие смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны, установлены два памятника-монумента и два обелиска Славы.

В окрестностях Городища обнаружены скифское поселение (VI—III. в. до н. э.), остатки железоплавильных печей VIII—X в. нашей эры.







название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Городище
адрес перекресток ул. Ленина и ул. Калинина
описание На могиле - памятник: на постаменте пирамидальной формы - скульптура воина в рост с автоматом на груди. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска с именами погибших. Сукльптура и мемориальная доска - из железобетона, постамент из кирпича и цемента. Высота скульптуры - 2,3 м. Постамент - 1,3*1,3*3 м. Мемориальная доска - 0,8*1,3 м.
скульптор Мухин В. И.
архитектор
дата 1956
история создания В братской могиле похоронены советские воины Юго-Западного фронта, павшие в боях с врагом в январе 1942 года и воины 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, павшие смертью храбрых во время отважного рейда по тылам противника в 1943 году. Имена 12-ти воинов известны.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Городище
адрес ул. Ленина, у школы
описание На прямоугольном постаменте - обелиск пирамидальной формы, увенчанный звездой. На мемориальной доске - надпись: 'Здесь похоронены воины Советской армии, павшие в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.' Под надписью две фамилии: 'Младший лейтенант Митягин И. П. Погиб 16.02.1943 г. Военфельдшер Оборин А. М. Погиб 18.02.1943 г.'
скульптор
архитектор
дата 1965
история создания В братской могиле похоронены воины 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, павшие смертью храбрых во время героического рейда по тылам противника в феврале 1943 года.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Городище
адрес пер. Пролетарский
описание На могиле - памятник: четырехгранный обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска с надписью: 'Здесь похоронены 4 неизвестных воина Советской Армии, павшие в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.' Обелиск и мемориальная доска - из железобетона.
скульптор
архитектор
дата 1965
история создания В братской могиле похоронены 4 советских воина Юго-Западного фронта, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году. В 1965 году воины были перезахоронены.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Городище
адрес ул. 1 Мая
описание На могиле - памятник: скульптура воина в рост с каской в правой руке, у его ног - венок. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска с именами погибших. Скульптура, мемориальная доска - из железобетона. Постамент - кирпич, цемент. Высота скульптуры - 2,3 м. Постамент - 1,4*1,4*1,3 м. Мемориалная доска - 0,8*1,3 м.
скульптор
архитектор
дата 1957
история создания В братской могиле похоронены советские воины, павшие в боях с врагом зимой 1942 года в период активных боевых действий советских войск Юго-Западного фронта и воины 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, павшие во время отважного рейда по тылам противника в феврале 1943 года.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5650
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4346 

Окрестности.



Ящиково — поселок городского типа (с 1938), центр поселкового Совета. Расположено на левом берегу реки Белой, в 16 км от районного центра, в 7 км от станции Кипучая на линии Ворошиловград — Дебальцево, в 6 км от автодороги Ворошиловград — Дебальцево. Население — 5475 человек. На территории поселка размещены шахтоучасток № 9-бис шахты «Украина», третье отделение Коммунарского племптицесовхоза-репродуктора, специализирующееся на производстве мяса, молока, яиц; фабрика спортизделий (открыта в 1970 г.). За трудовые достижения награждены 140 жителей поселка, в т. ч. орденом Ленина — 25 человек.

В Ящикове работают средняя школа, где 40 учителей обучают 740 детей, дом культуры и клуб с залами на 550 мест, 2 библиотеки, в которых насчитывается 60 тыс. книг, детские сад и ясли, амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт (3 врача, 7 медсестер), швейная и сапожная мастерские, 7 магазинов, столовая, отделение связи, сберегательная касса.

4 партийные (первая ячейка создана в конце 1918 года) и 5 комсомольских организаций (первая ячейка создана в феврале 1920 г.) объединяют 129 коммунистов и 263 члена ВЛКСМ.

Возникновение Ящикова датируется 1724 годом, когда здесь расположилась экспедиция, изучавшая месторождения угля. На базе поселения экспедиции, а также за счет беглых крестьян выросло село.

Советская власть в Ящикове установлена в декабре 1917 года. Председателем первого сельского Совета был И. И. Ковалев (погиб в 1919 г.). В 1919 году в селе был создан комбед во главе с М. М. Величко. В том же году комбед получил от государства трактор «Фордзон». В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 528 жителей села, из них 103 погибли, 448 награждены орденами и медалями. В поселке установлены два памятника и обелиск Славы в честь советских воинов, павших в боях за его освобождение от фашистских захватчиков.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Ящиково
адрес кладбище
описание На могиле советских воинов установлен памятник: на прямоугольном постаменте - скульптура воина в рост с автоматом на груди. Скульптура и мемориальная доска - из железобетона. Постамент из кирпича и цемента. Высота скульптуры - 2,3 м. Размеры постамента: нижнее основание - 1,25*1,26 м., верхнее основание - 1*1 м. Высота постамента - 2,5 м. Размер мемориальных плит - 0,8*1,3 м.
скульптор Мухин В. И.
архитектор
дата 1957
история создания В братской могиле похоронены советские воины, погибшие в оборонительных боях с немецко-фашистскими захватчиками зимой 1941-1942 годов и при освобождении Перевальского района от фашистских оккупантов в феврале 1943 года. В 1955 и 1967 годах солдаты были перезахоронены.





название архитектурного строения Братская могила советских воинов
город пгт Ящиково
адрес ул. Кирова
описание На могиле - памятник: на прямоугольном постаменте - скульптурная композиция воина со знаменем и коленопреклоненного воина с венком. На лицевой стороне постамента - мемориальная доска с именами погибших. Скульптура и мемориальная доска - из железобетона. Постамент из кирпича и цемента. Высота скульптуры - 3 м. Постамент - 3*2*2 м. Мемориальная доска - 0,75*1 м. Могила - 3*5 м.
скульптор
архитектор
дата 1956
история создания В братской могиле похоронены советские воины, павшие в боях с врагом в декабре 1941 года и январе 1942 года в период активных боевых действий советских войск Юго-Западного фронта. Всего похоронено 7 человек. Имена трех - известны.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 [ >>>>>> ]
Модератор: PElena
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник PElena »   Копилка »   город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор
RSS

Реклама от YouDo
Смотрите: уборка в квартире без химии, рекомендуем!
Здесь заказать торт и цветы с доставкой - быстро и недорого.