На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Географический раздел по Орловской губернии разбит по уездам / волостям Большая просьба - придерживаться (выбранной участниками форума) схемы при открытии новых тем в этом разделе.
Мценск - столица кружевного промысла Орловской губернии
Город Мценск, Орловской губернии, находится у самой линии Московско-Курской железной дороги. Исторические данные, касающиеся основания его, указывают, что город этот принадлежите к числу древнейших в крае. Он был известен с 1147 г. и состоял в Черниговском княжестве. О древнем населении Мценска достоверно неизвестно, но судя потому, что город содержал охранное войско в крепости и в уезде на Пафнутьевской дороге (что ныне Курская большая дорога), можно заключить, что Мценск с уездом были многолюдны.
В 1880 г., согласно сведениям, полученным официальным путем, всех жителей в Мценске насчитываюсь до 18,713 человек обоего пола. Местоположение города довольно живописно, блогодаря реке Зуше, которая, выделывая тут крутой заворот, разделяете город на две части. Правый берег реки низменный, застроенный большими и малыми зданиями и домами, видимо несет на себе отпечаток центра, где сосредоточивалась издавна вся деятельность жителей города. Здесь и присутственный места, и школы и многочисленные магазины, и лавки и амбары, вытянувшиеся вдоль прямо прорезанных улиц, наконец общественный сад и острог. За этим первым планом поднимаются летя возвышенности.
Последил, охватывая далеко весь горизонта, одним размашистым штрихом обрисовываюсь на синем небосклоне свой незатейливый и однообразный силуэт. Зато левый берета реки, крутой и гористый, сталь городом можно сказать только с той минуты, когда здесь были заложены пассажирская и товарная станции Московско-Курской железной дороги. Вокруг них то и начали отстраиваться большие двухэтажные, сложенные из камня, гостиницы, и красивейшие деревянные дома. Резные украшения, появившиеся на фронтонах и карнизах новых жилищ свидетельствуют о явном желании подражать модным постройкам в "русском стиле". Обе части города соединены деревянным мостом.
В недавнее еще время, именно в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов настоящего столетия, г. Мценск пользовался особенно цветущим положением. Находясь у судоходной реки, он служил для окрестных уездов местом сбыта разных сельских продуктов. Сила зимой, преимущественно по санному пути, подвозили товар для сплава его по рекам Зуше и Оке. Суда, ходившие по указанным рекам, были весьма разнообразны по названиям и по размерам. Между ними встречались: паромы, полубарки, барки, подчалки и гусянки. Самые значительные из них гусянки брали от 80—35 тысяч пудов груза при посадке всего в 18 вершков. Зерновой хлеб во всех своих видах доставлялся таким образом в Калугу и даже в Москву.
Часть судов оставлялась при этом на месте назначения, другая же с грузом преимущественно железа, леса, бакалеев, а также многих и других товаров, возвращалось обратно в Мценск. "В десятилетий период с 1858 по 1867 год включительно с Мценской пристани было отправлено разного товара 17,649,965 пудов. На возвратных барках за шесть лета в тоже время было привезено 2.563,548 тыс. пудов разной клади. Только что указанные массы груза свозились в Мценск стараниями мещан прасолов. Тысячами выезжали они и закупали в разных местах хлеб по поручению больших торговцев. Последние выдавали им для закупок деньги вперед.
По сдаче партии, прасолы вновь получали деньги и таким образом весь круглый год имели возможность вести обороты и добывать средства для содержания своих семейств. Приведенные выше цифры отпускной торговли не должны однако вводить в заблуждение относительно значительности местных фирм или капиталов. Таковых было немного. Большая же часть денег приливала из главных центров, как то: из Москвы и Петербурга. Мценск же с своей стороны служил как бы комиссионерской конторой, действовавшей скорее по приказу извне, чем но собственному почину. Условия эти, при известных обстоятельствах не оказывали впрочем дурного влияния на экономическое положение беднейшей части мценских жителей, благо все они имели возможность найти себе занятия согласно своим наклонностям.
Кроме прасолов здесь немало рабочих требовалось при нагрузке выгрузке и при сплаве судов. Открытие движения по Московско-Курской, особенно же по Орловско-Витебской железной дороге сразу изменило характер местной торговли. С одной стороны, большие фирмы, не имея более надобности в лишних посредниках, перенесли свою деятельность в Орел, откуда стали направлять грузы прямо к Рижскому порту, или же по железной дороге в Москву и далее в Петербург. С другой многие окрестности Мценска, не находившие прежде сбыта своим продуктам помимо Мценской пристани, с проведением чугунки получили возможность прямо нагружать вагоны хлебом и направлять их по назначении.
Таким образом, проведение новых путей сообщения не замедлило отравиться весьма пагубно на благосостоянии беднейшего населения данной местности. Не только часть трудящегося люда осталась без привычной работы, но что еще хуже — чугунка со свойственными ей законами вскоре подняла все цены на самые необходимые предметы и тем самым затруднила еще более жизнь оставшихся не у дел прасолов и разных рабочих, Даже урожай каких-либо сельских продуктов, в этом случае, не спасает бедный народ от дорогих цен. Так например, вследствие неурожая огурцов в окрестностях Москвы и обилия их в Мценске, отсюда летом 1880 г. отправлялось по три вагона или по тысяче пятисот мешков с огурцами в день.
Само собою разумеется, что такое требование возвысило до небывалых размеров стоимость огурцов. В равной степени поднялись цены и на другие жизненные припасы. Говядина стоила 15 копеек, а свежая рыба доходила до 40 копеек за фунт. Бедные жители Мценска, доведенные до крайности, стали питаться в течении всего года почти исключительно редькой с хлебом и солью. В летнюю пору, при дешевых ценах они покупали огурцы, но в 1880 году последние составляли уже роскошь, так как за меру их приходилось платить до 40 копеек. Более зажиточные семьи могли себе позволить лишь селедку, лук и квас. Что же касается говядины, то ее вообще не употребляют в пищу вследствие дороговизны и только к праздникам Пасхи и Рождества, каждая, даже беднейшая семья откармливает поросенка.
Рыбу едят только тогда, когда за негодностью она выбрасывается торговцами на берег. Ее подбирают, моют в реке и несут домой лакомиться. Зато чаепитие разведено в Мценске до крайности. К этому горячему напитку бедняки, особенно же женщины, обращаются при каждом удобном и неудобной случай. Недостатков же в средствах вынуждает их часто прибегать к забору сахара и чая на самые крошечные деньги. Такая привычка мелких покупок породила даже нечто вроде легкой насмешки, которой поддразнивают любительниц чая: Возьмешь, мол, на две копейки чайкю (с особенныл ударещем на "ю"), да на копейку сахаркю—и счастлива; может чайкю попиться. Понятно, что при таком жалком питании не может быть и речи о здоровом состояли и виде бедного люда. До чего у них ослабевает организм, можно заключить из следующего факта, переданного мне одним весьма уважаемым семейством, давно живущем в Мценске.
Знакомая мне семья почти накануне выезда из Мценска должна была взять местную уроженку в качестве кормилицы. По приезде в Москву, где семья эта основалась, мценская кормилица постоянно хворала. Призванный доктор сначала никак не мог понять причины её припадков, пока наконец не узнал из рассказов самой больной о её прежнем житье-бытье, что она "отродясь никогда говядины не едала". Сытное и питательное кушанье совершенно расстраивало её пищеварение. Жалкое экономическое положение мценских жителей сильно отзывается и на общем их развитии. В этом случае понятия их, отношения к жизни и привычки затормозились на пути и далее вперед не идут. Суеверия и всевозможные обычаи старины, подчас самые нелепые, в полном ходу и поныне в среде не только мещанских, но и купеческих семей.
Так, например, пока девушка молода и имеет все данный замуж выйти, ей в церковь ходить считается неприличными. Только пожилые девицы, оставившие всякую надежду на замужество, начинают часто посещать богослужение и тогда уже обязательно наряжаются в темное, а не то и в совершенно черное платье. Образование дочерей больших зажиточных купеческих семейств ограничивается посещением женского училища, в котором девочки четырнадцати лети заканчивают свое учение. С этой минуты для них настает пора "невеститься", т. е. входить в годы, дающее им право принимать участие в прогулках в городском саду и в прочих удовольствиях, дозволяемых девицами на возрасте.
Бедные девочки-мещаночки почти вовсе в школу не ходят. В их быту кружевной промысел заменяете собою все науки. Он так проник в плоть и кровь населения, что девочки с трехлетнего возраста начинают уже "играть в коклюшки и булавки". Зато же помимо плетения кружев местные мастерицы решительно ни до чего дотронуться не умеют: ни чулка связать, ни далее заплату положить на изорванном платье они не знают. Как бы в противоположность такой исключительности в занятиях, те немногие мещаночки, который попадают в школу, за кружевную подушку более не садятся. В школе их обучают кое-как шить, главное же вязать крючком разные салфетки. Последнее рукоделие, особенно излюбленное, считающееся самым модным, пользуется большим расположением мценских обитательниц.
Вообще же, как передавали старушки-кружевницы, "в былое время, девиц боялись грамоте учить потому, что они тогда в монастырь уходили, а ноне не приходится бедняку дочек в школу посылать, потому что тогда они за кружево браться не хотят, а нам без этой работы хоть по миру ходить". Близкое знакомство с торговками и кружевницами раскрыло немало интересного как по отношению одних, так и других. Особенно выдающейся личностью из числа первых была старушка Фурсова. Эта замечательная торговка-кружевница, без малейшего образования, но одаренная необыкновенным пониманием или вернее чутьем всего прекрасного и изящного, обладала особым умением разыскивать и добывать лучшие образцы старинных кружев. Помимо этого, у нее была страсть к разным старинным вещам, преимущественно же к хрусталю.
Вследствие такой слабости, маленькие её горенки были заставлены сундуками и шкафчиками, служившими приютом всем её сокровищам. Не многим, однако, удавалось заглядывать в них; старушка Фурсова (ей было за 70 лет) не любила показывать свои заветные находки лицам, не приобретших её симпатий, хотя покупка и продажа старинных кружев и входила в круг её деятельности. Дочь Фурсовой, премилая, не молодая уже девушка, сильно жаловалась на пристрастные отношения своей матери. Век свой старушка Фурсова без устали работала, могла бы и капиталец нажить, а между тем и мать и дочь сильно бедствовали только потому, что "коли ей кто понравится, она все продаст за свою цену, в придачу несколько раз чаем напоить, вареньем и всяким печением угостит, — словом ничего не пожалеет.
Ежели человек ей не по нраву, хотя он и цены станет предлагать хорошие и условия выгодные, она не то что уступить, да и говорить то много не захочет, и через это самое много убытка терпит". По счастью для меня, я попала в категории первых, благодаря рекомендации одной дамы, которую она очень любила. Вследствие этого, с первой же минуты нашего знакомства мы сделались друзьями. Зато же сколько чашек чаю пришлось с нею выпить; с каким изысканным щегольством и безукоризненной опрятностью она все подавала и как сердечно угощала! Любезность почтенной Фурсовой, впрочем, не ограничивалась в этом случае одним вещественными угощениями.
Совместно с чаем и речь её лилась неудержимо. Дочь часто ее останавливала, как бы смущаясь её болтливостью, но она и не слушала и продолжала рассказывать. В своих воспоминаниях она касалась то прошлого,—давно минувшего, то, переходя к настоящему, поясняла положение кружевного дела. В былое время, со слов её, близ Мценска или Амчанска, находилась большая фабрика кружев, принадлежавшая помещице Протасовой. На этой фабрике изо дня в день, весь круглый год, работало тысячу двести девушек и девочек. Кружево плелось на манер французского образца, при помощи четырехугольных подушек. Нитки для фабрики выписывались из Англии, под назваием "Драбанских ниток". Оставшиеся у Фурсовой старые рисунки прямо указывают на то, что мастерицы у помещицы Протасовой должны были подражать points Malines и Valencienne.
При работе таких кружев, плетельщицы не ограничивались изготовлением только аршинного кружева. На фабрике выделывались также прелестные (судя по сколкам) покрывала для подушек и даже цельные платья. Рисунок одного из последних и поныне сохраняется у Фурсовой. Изготовление этого платья стоило семисот рублей. Смотрительница фабрики была вместе с тем и первой учительницей кружевного дела. Фурсова говорила, что когда деньги еще считались на ассигнации, смотрительница получала семь тысяч рублей в год жалованья. Лучшие мастерицы получали в тоже время до тысячи рублей жалованья. Все эти деньги выдавались от Государя, так как кружева этой фабрики ставились к царскому двору.
Кроме такого почетного сбыта, кружевные изделия Протасовских мастериц требовались не только в Петербурге, но посылались по требованию также в Англию и в Турцию. Из прежних ученых плетельщиц кое-кто и до сих пор еще живет и действует Фурсова имеет с ними сношения, делает заказы, но указать где они находятся—ни за что не хотела. Вообще, престранная собеседница моя никогда даже и дочери своей не позволяла касаться двух вопросов, тесно связанных с их ремеслом, а именно: где живут Протасовские мастерицы и откуда она добывает хорошую нитку. "По временам, говорила мне дочь старушки, мать моя исчезает, но ненадолго и неизвестно куда, возвращаясь же приносить всегда красивое кружево. Нитки всегда сама привозит, когда с товаром выезжает в Москву.
За фунт ниток почтенная Фурсова платит не менее 15 рублей. Другая торговка, с которой пришлось говорить по этому поводу, рассказывала, что "как слышно, около Орла, в какой-то деревне Карповой, есть еще старухи Протасовские, да как туда доехать и в какую сторону, про то она ничего сказать не могла". Как не интересно было бы проследить и ознакомиться е деятельностью таких мастериц, но за невозможностью получить какие-либо точные сведения частным или официальным путем, пришлось отложить намерения заняться разработкой этого вопроса. Замечательно, что имея в самом почти городе кружевную фабрику весьма значительных размеров, местные мастерицы мещанки и крестьянки из государственных никогда не заимствовали у неё ни рисунков, ни способа плетения.
В то время, как одни кружевницы следовали французским образцами другие, т. е. мценские коренные мастерицы оставались верны своему типу кружев и плели на манер немецкого, выделывая разных павлинов, петухов, орлов и целых лошадей и человечков, или же свой заветный Амчанский край, рак-замок и другие. Такой консерватизм происходил, по всей вероятности, вследствие обычаев, которые семьи местных жителей долго придерживались. В былое время, так передавала старушка Фурсова, девочек с 7-милетнего возраста заставляли уже готовить приданое. Богатство последнего определялось количеством "накрючников" (полотенец), составлявших убранство горниц при "играньи свадеб".
Помимо тех, что развешивались на крючках по стенам, многие раздавались участниками при обряде венчанья. "Много накрючников—много и остального добра", говорилось в старину. Кроме накрючников, в употреблении у мценских жителей были еще и "ручники", заменявшие салфетки за обеденным столом. Как ручники, так и накрючники отделывались всегда шитьем в строку и кружевом или просто кружевными вставками и краем. В выборе рисунков для украшений такого рода девицы не стеснялись. Поддаваясь вполне влиянию своего воображения или минутному впечатлению, они выводили в узорах кружев и шитье в строку фигуры, отличавшаяся нередко крайней наивностью и фантастичностью форм.
"Бывало мастерица как что увидит, человека ли или лошадь, так прямо и сделает сколок, точно нарисует". Тем не менее, лошадь, как случилось видеть на концах одного накрючника, оказалась о трех ногах с хвостом в виде кудрявого букета. Перед лошадью представлена толстая палица. Все это хотя и выплетено цветными шелками, однако далеко не изящно. Таким же образом, но только из бели, выплетены кружева "рак-замок", где невозможно разобрать ни "рака", ни "замка". Недавно Фурсовой попался старинный ручник, на котором было выплетено целое какое-то изречение, с обозначением года, числа и даже собственного имени лица его работавшая. К сожалению, почтенная рассказчица не могла припомнить, что именно гласило изречение и к какому году из прошлого столетия относилась эта работа.
К достоинствам указанного ручника она относила его двенадцатиаршинную длину, поясняя, что размеры ручников всегда соответствовали их давности, т. е., чем отдаленнее было время их изготовления, тем длиннее они всегда бывали. Такой ручник обыкновенно клался вокруг обеденного стола, так что сидящие за ним могли пользоваться частицею его, чтобы вытирать рот и руки. В приданое каждой невесты входили еще простыни, отделанные кружевом и шитьем в строку и так называемые "обтяжные настолы", т. е. покрышки для убранства столов или комодов. При таких условиях, за расшиванием в строку и плетение кружев у мценских девушек уходило не мало времени.
Сравнительная же грубость материала, употреблявшаяся для ручников, накрючников, простынь и проч. не дозволяла введения французская манера плетения, равно как и употребление самая кружева, выплетавшаяся, как мы уже знаем, из тончайшей заграничной нитки. И так, очень вероятно, что пока экономическое положение мценских мастериц дозволяло им занятия лично для себя, т.е. для удовлетворения местных обычаев, они не переходили к работе кружев на иностранный лад. Зато Протасовская фабрика закрылась; изменившиеся же обстоятельства, заставившие мценских кружевниц обратить домашнее занятие в доходную статью, и мода на русское плетение побудили их остаться при своих прежних образцах.
Но говоря о консерватизме мастериц, нельзя не пояснить тут же, что, сильно придерживаясь искони заведенного манера, они в тоже время так способны подражать всякому образцу плетения, что заподозрить их в недостатке дарования никак не приходится. Так например в 1880 году, одна богатая помещица г-жа Ш.. проживавшая часть года в имении своем в девяти верстах от Мценска, часть же заграницей, привезла с собой из Парижа модель отдельных цветков, выплетенных из прекрасной довольно толстой нитки—новинку, входившую в большую моду. Дочь Фурсовой не замедлила сделать сколок цветка, а другая мастерица так искусно его выплела, что отличить модель от подражания было совершенно невозможно.
Работа его, по расчету времени и материала, обошлась в полтора рубля. Г-жа Ш. взялась доставить мценское изделие в Париж и обещала, в случае одобрения, свое содействие для заказа таких цветков Фурсовой. Только что указанный пример, впрочем, не был единичными. Дальнейшее знакомство с мценскими кружевницами, раскрывало новые достоинства их способностей. По желании одной заказчицы, мастерицы стали шесть кружева valencienne, и ежели их работа и была несколько грубее лучших сортов настоящих valencienne, то только потому, что у них под рукой нет той прекрасной нитки, какой пользуются заграничные плетеи. Вообще недостаток хорошего ниточного материала весьма пагубно отзывается на всем кружевном промысле мценского района, вынуждая мастериц постоянно прибегать к плетению из бумаги.
Дешевая цена, предлагаемая торговками за такое кружево, заставляет плетельщиц торопливо, а вследствие этого и весьма небрежно изготовлять свой товар. Такое несчастное стечение обстоятельств ухудшает в высшей степени и без того неприглядное положение местных мастериц. Стоить заглянуть в их горенки, бросить взор на домашнюю обстановку и домашней обиход, чтобы убедиться, какая безнадежная нищета здесь царит. Такому впечатлению много способствует неряшливость самих кружевниц. Почти все на босую ногу в летнюю пору, они одеты кое-как, лишь бы прикрыться; головы же, небрежно зачесанный или и вовсе не вычесанные выглядят так непривлекательно и неопрятно!
Казалось бы, что при такой жизни, полной самых существенных лишений, мысль о нарядах и в голову не могла бы придти. А между тем и эти бедные труженицы изо всех сил стремятся к приобретению разных модных обнов и только старухи остались еще при своих старинных головных повязках, называемых "гелушки", не переставая носить также и старомодное платье. Молодые же женщины и девушки наряжаются в новые ситцы, шерстяные материи, а кто может, то и в шелк и все лишь для того, чтобы в праздник щегольнуть, выходя на улицу погулять. Для удовлетворения такой прихоти они не жалеют закабалить свой труд на неопределенное время вперед.
В наряде и притом людном, украшающем их жалкие фигурки, мастерицы как будто ищут того самообольщающегося дешевого удовлетворения, которое, как хмель затуманивает в них, хотя и мимолетно, сознание неприглядной, вечно грызущей действительности их жизни. К этой характеристике мценских кружевниц нелишнее будет прибавить еще следующую черточку. Как бы мастерицы не нуждались в средствах к жизни, они до того дорожат своей свободой, что ни одна из них в служение нейдет. Они даже на свой лад переделали поговорку: "Щей горшок, да сан большой" и говорят: "Хлеба кусок, да сам большой", так как щей они никогда не видят. В общем мценские кружевницы производили грустное впечатление; чем ближе приходилось с ними сталкиваться, тень яснее и ярче выступала вся безвыходность их положения.
И в самом деле: с одной стороны, постоянное вздорожание необходимейших припасов и увеличение семейства, с другой, невозможность обойтись без услуг торговок, а следовательно усиливающаяся изо дня в день зависимость от случайности и каприза, все это неминуемо должно удручающим образом действовать на них. Темь не менее, в обращении своем они были довольно обходительны. На мои вопросы, касавшиеся их занятий, они отвечали охотно, не высказывая никакого страха. Покупке образцов кружев они ровно никакого значения не придавали. Ежели приходилось иногда выслушивать выражение некоторого недоверия к цели таких покупок, т. е. к желанию иметь образцы их плетения для выставки, то причину такого недоверия легко было объяснить.
Раньше, не раз уже в Мценске собирали образцы кружев для разных выставок, но практических последствий от этого мастерицы никогда не видывали. По этому поводу почтенная Фурсова сообщила следующая подробности: за несколько месяцев до последней выставки в Вене (1878 г.) какой-то полковник Архивеев поручил им изготовить подушку и наплесть на ней тончайшее кружево так, чтобы видно было все производство работы. Дочь Фурсовой составила сколок и провозилась с этим заказом очень долго — более четырех месяцев. Согласно её заявления, кружево и вся подушка, увешанная маленькими коклюшками, была просто "раскошество".
В назначенное время г. Архивеев явился, деньги по договору уплатил и увез подушку в Вену. Долго Фурсова о результатах работы дочери ничего не знала. Наконец добрые люди указали ей на печатанные источники, из которых она увидала, что её кружево заслужило на выставка награду, полученную г. Архивеевым на собственное свое имя. Труды же молодой Фурсовой, виновницы изящной работы, так и остались неизвестными для публики. Подобный действия возмущали до глубины сердца бедную Фурсову вместе с нею возмущались и все кружевницы, для которых слово "выставка" давно стало понятием совершенно отвлеченным. Обрисовывая несколько обычаи и характер местных жителей, нельзя обойти молчанием тех неудобств, какие ожидают каждого путешественника, заброшенного волею судеб в такой город, каким является г. Мценск.
Не говоря уже о комфорте в гостиницах, где не только выспаться, но даже умыться порядочно нельзя,—нельзя также получить и сносной какой либо еды. Обиднее всего в этом случае те цены, какие требуются содержателями гостиниц. Так, например, за порцию сквернейшего супа приходится платить 40 копеек; за чахлого жареного цыпленка 50 копеек. Израсходовав один рубль, в конце концов остается все-таки голодным. Зато комнаты сравнительно недороги, некоторые светлы, просторны и даже не особенно грязны.
Тем не менее и с ними, по окончании исследования кружевных работ можно было без сожаления расстаться и направиться далее к г. Ельцу той же Орловской губернии
Материал создан: 17.02.2016
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Сколько во Мценске было церквей непосредственно перед революцией 1917 года? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Я давно хотел написать обзорный пост на эту тему, с перечислением всех храмов, краткой историей и любопытными (как мне кажется) фактами. Ничего сенсационного здесь не будет, просто хочу собрать всю информацию в одном месте.
Орловские епархиальные ведомости, июль 1914 года, номер 29. Казалось бы, все давно посчитано (справа - количество прихожан):
Однако здесь не указаны 2 монастырские церкви – Знаменская и Покровская. Кроме того, во время Первой мировой войны действовала тюремная церковь, находившаяся в пересыльной тюрьме. Хотя она и не имела собственного здания и прихода, но до революции в ней по штату служил священник. Она обычно не упоминается в списках мценских церквей, имеющихся в Интернете, но ее нужно учитывать, ведь это – не часовня, а полноценный храм (где, между прочим, принимали в Православие представителей других конфессий). С другой стороны, церковь Кирика и Улиты (Всехсвятская), часто упоминаемая краеведами (особенно В.Ф. Аникановым), лично мне встретилась только одном дореволюционном источнике, и конкретных имен и событий начала XX века, связанных с ней, найти не удалось.
Перейдем же к обзору. Начну с заречной стороны (Балчуга).
( Читать дальше... ) Очень интересная статья про церкви Мценска!
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Улицы Мценска до 1917. Классификация. Переименования.
amchensk 17 сентября, 2020
Небольшое исследование, в котором я распределил названия всех дореволюционных улиц Мценска по условным группам. Полная выборка составляет 47 улиц, слобод, площадей и исторических районов, указанных в адрес-календарях на момент 1917 г., т.е. здесь нет древних названий (Посольская дорога, ул. Воеводская и т.д.); некоторые наименования идут через запятую из-за существования разных вариантов.
Второй этап: анализирую, как были переименованы улицы в советское время, также распределяя их на условные группы. Брался финальный вариант переименования. Итак, классификация дореволюционных наименований 47 выбранных улиц Мценска (полный список).
Примечания. Почти все улицы, на которых располагались церкви, получили их названия. В литературе мне встретилась Никольская улица, возможно, по собору, но в других источниках ее не было, поэтому не исключена опечатка. Монастырские церкви Знаменская, Покровская и Всехсвятская (последняя на ул. Старо-Московской) не отразились на уличной микротопонимике. Успенская (Пятницкая) церковь на центральной площади также не оставила следов кроме одного упоминания Пятницкой площади в «Епархиальных ведомостях» за 1915 год. Это странно, ведь Пятницкая улица – весьма распространенное название в городах Российской империи.
2) Связанные с направлениями дорог: 9 (или 19%) - Белевская, Болховская, Ефремовская, Московский пер., Ново-Московская, Новосильский пер., Орловская, Орловское шоссе, Старо-Московская.
Эта категория в наибольшей степени дошла до наших дней, что вполне логично, ведь эта группа не связана с идеологией, а большинство направлений - те же, что и 200 лет назад. Единственная улица, которая исчезла - Белевская, вероятно из-за того, что и дорога эта стала бесперспективной – там не проложили асфальт и не сделали магистраль. На том месте, где когда-то рядом с пересыльной тюрьмой стояла Белевская застава, улица Советская сейчас заканчивается. Дорога, видимо, шла через нынешний завод Межгосметиз и «поле чудес» с поворотом в сторону железной дороги.
3) Связанные с промышленностью, ремеслом, сельским хозяйством, городской инфраструктурой: 7 (15%) - Амбарная, Больничная, Городская, Кузнечная, Лазаретная, Черепичная, Шоссейная. Еще живы люди, которые прекрасно помнят эти улицы, переименованные в шестидесятые. Не буду повторяться про амбары, кузницы, лазарет в заречной части города, напомню лишь о парадоксе улицы Городской, которая по данным В.Ф. Аниканова называлась Солдатской, хотя на фото и в адрес-календарях до 1917 г. – эта улица однозначно указана как Городская.
4) Связанные с историческими районами, а также слободы: 6 (13 %) - Балчуг, Затинно-Драгунская, Монастырская (Подмонастырская) слобода, Новоприборная, Стрелецкая слобода, Ямская слобода (и Ямская улица). Стрелецкая улица перестала быть слободой совсем недавно – в 1988 году. Затинщики – стрелки из затинных (затынных) пищалей, узких длинных орудий, спрятанных за тын, т.е. крепостную ограду; их слобода располагалась за рекой примерно в районе ул.Советская/ул.Пионерская. Драгунские полки стали появляться в России еще до Петра I, драгуны (конные стрелки) охраняли и мценскую крепость. Новоприборная улица, не имеющая отношения к приборостроению, была так названа в начале XVII века по населявшим ее стрельцам нового «прибора», т.е. призыва для пополнения мценского гарнизона. Пушкарной улицы, как в Орле, у нас никогда не было, несмотря на мценскую Пушкарную слободу времен царя Алексея Михайловича.
Мценские старожилы, употребляющие слово «монастырка», вряд ли вспомнят Ямскую слободу, переименованную после войны. На территории последней, пожалуй, наибольшее количество мелких улиц и переулков, головной боли начинающих таксистов. Ну а о Балчуге мы вообще бы ничего не знали, если бы не старинные фотографии и книги.
5) Отражающие размер и форму: 2 (4%) – Широкая, Кривой пер. Здесь все просто и без затей: что вижу, о том пою. Кривой переулок сохранил свое нейтральное имя до наших дней.
6) Связанные с географическими ориентирами: 2 (4%) - Набережная, Полевая. Кто-то может упрекнуть меня в том, что набережная – это объект городской инфраструктуры. Это действительно так, если вы находитесь в Санкт-Петербурге с его гранитными набережными, созданными зодчими по специальному проекту. Но во Мценске – это просто берег реки Зуша. Кстати, любопытно, что и в дореволюционные времена во Мценске не было попыток сделать хотя бы деревянные набережные. Не было спроса или денег?
7) Происхождение точно не установлено: 2 (4%) – Фроловская и Щемиловская улицы. Я выдвигал свою версию происхождения ул. Фроловской от церкви , но есть мнение, что она была названа так по фамилии Фролов. Этимологией Щемиловской улицы наши краеведы не занимались. Возможно, жил-был некто Щемилов, например, купец или дворянин? В происхождение от глагола «щемить» мне как-то не верится – улица Кочергина не узкая и не самая короткая в городе – там негде «щемиться». 1-й и 2-й Щемиловские переулки в Москве названы так предположительно от фамилии Щемилов.
8) Этнические: 1 (2%) – Цыганская. Цыгане, вопреки пословице, не обходили Амченск за семь верст, а занимали целую улицу, переименованную впоследствии в Семашко.
9) Без имени: 1 (2%) - пер. Безымянный. No comment. Сейчас их аж два. Видимо, тяжело было с фантазией. (Зато потом компенсировали на «поле чудес»). Формально, имя у переулка все-таки есть, но для него я не нашел другой категории.
10) Связанные с военной службой: 1 (2%) - Солдатская. Согласно Аниканову, Красноармейская действительно так называлась, хотя это не подтверждается другими источниками.
11) По фамилии известных людей: Протасовская - 1 (2%). Представители клана Протасовых, известных во мценском крае с XV века, были воеводами, помещиками, служилыми людьми и владели большими участками земли в городе и уезде. Это - единственное «именное» название улицы до 1917 года.
Улицы Мценска до 1917. Классификация. Переименования.
Почему в дореволюционном Мценске не было Дворянской или Мещанской улиц, как в Орле, неужели мало было представителей этих сословий? Скорее всего, причина - в небольших размерах нашего города, для которого и 40 улиц – вполне достаточно, и все они уже были как-то названы.
Названия улиц других уездных городов Орловской губернии относились по большей части к тем же категориям: церковные, по направлениям дорог, исторические слободы. Как и во Мценске, Красная площадь была в Дмитровске и Ельце, Шоссейная улица – в Кромах, Ямская слобода – в Ливнах. Возможно, если бы не близкое расположение монастыря, то во Мценске до 1917 года могла появиться и Привокзальная слобода, как в Брянске, или, как там же, Ярмарочная площадь, если бы во Мценске проводились ярмарки.
Что же произошло с названиями мценских улиц в советское время, после переименования? Во-первых, некоторые улицы были объединены, например, Кузнечная и Амбарная превратились в ул.Гагарина, Широкая и Шоссейная – в ул. Тургенева и т.д. С другой стороны, часть улицы Набережая стала ул. Минаева (да, знаю, она совсем не на берегу), другая – ул. Новикова. Из-за этого количество рассматриваемых улиц изменилось до 38. Часть улиц сохранили прежние названия.
Переименованные после 1917 г. улицы Мценска (38) условно разделим на следующие категории.
1) Связанные с направлениями дорог: 6 (или 16%) - Болховская, Ефремовская, Московская, Новосильский пер., Орловская, Орловская площадь. Понятно, что эта нейтральная группа практически не пострадала, только исчезла Белевская (см.выше), а вместо двух Московских улиц, ставших ул.Ленина и ул.Мира появилась одна, да и та, кажется, связана не с направлением дороги, а, скорее, с названием нашей столицы.
2) Связанные с советским строем, организациями, экономикой СССР: 5 (13%) – Колхозная, Комсомольская, Красноармейская, Пионерская, Советская. Нетрудно заметить, что все эти улицы – бывшие церковные, они по понятным причинам переименовывались в первую очередь. Ничто не должно было напоминать об «опиуме для народа», церковном мракобесии и отсталости, поэтому они переименовывались по принципу противопоставления идеологий; по замыслу властейновые имена отражали прогресс, веру в советские институты и строй, обеспечивавший построение светлого будущего.
3) В честь основоположников марксизма и ленинизма: 3 (8%) – ул. Ленина, площадь Ленина, ул. Карла Маркса. Тут все понятно, не хватает только Ф. Энгельса, но «его» улицы обычно появлялись в городах покрупнее. Рискну предположить, что на родине в Германии подобных наименований намного меньше, чем в бывшем СССР.
4) В честь людей, устанавливавших советскую власть в городе: 2 (5%) – Андрея Рева и Кисловского. В топонимике и музейных залах каждого советского города обязательно оставались следы этих апостолов новой веры, тем более, что многие из них были убиты в гражданскую как мученики. Посмотрим правде в глаза: кто из современных амчан знает этих людей?
5) Связанные с победой в Великой Отечественной войне: 2 (5%) - Первогвардейская, 20 июля. Вначале Богоявленская улица была переименована в Безбожную, но в 1960-е воинствующий атеизм заметно поутих, и улица сохранила память 1 Гвардейской танковой бригады. Орловская улица Безбожников (бывш. Воскресенская) была переименована в ул. Гагарина в 1961. Что касается мценской улицы 20 июля, она, переименованная (из Полевой) в честь даты освобождения от гитлеровских войск, единственная, связанная с датой.
6) в честь выдающихся людей: 5 (14%)- Гагарина, Новикова, Протасовская, Рылеева, Тургенева. Эта категория заметно прибавилась. Кроме земляков-писателей Новикова и Тургенева сюда попал останавливавшийся в 1817 году во Мценске Кондратий Рылеев (вспоминали о нем больше как о декабристе, чем как о поэте), а также первый космонавт Юрий Гагарин. Об ул.Протасовской написано выше.
7) в честь героев/участников Великой Отечественной войны: 3 (8%) - Захарьева, Кочергина, Минаева. Н.Г. Минаев (уроженец Лыково) и Е.П. Кочергин (уроженец Подберезово) - Герои Советского Союза; Н.А. Захарьев - уроженец Мценска, служивший еще в 6-м мценском полку в гражданскую, в октябре 1941 служил в штабе 1-го гвардейского стрелкового корпуса, оборонявшего Мценск.
8) Связанные с историческими районами: 2 (5%) – Новоприборная и Стрелецкая. Их число заметно поубавилось.
9) Связанные с географическими ориентирами: 1 (3%) – Заречная. В этой группе исчезли две старые улицы и появилась одна новая.
10) Связанные с городской инфраструктурой: 2 (5%) – Автомагистраль (так по-новому окрестили Орловское шоссе) и Больничная. Последнее название у многих вызывает недоумение – ведь больница теперь совсем в другом месте.
11) Отражающие размер и форму: 1 (3%) – переулок Кривой.
12) В честь значимых для людей категорий: 1 (3%) – улица Мира. В истории переименований бывшей Ново-Московской улицы прямо-таки отразилась внутрипартийная борьба: сначала она стала улицей Троцкого (1920-1928), затем – Сталина (1928-1954), но в конце концов получила нейтральное имя.
13) Безымянные переулки: теперь их 2 (5%) вместо одного до 1917 года.
14) Названия больше не используются, на этом месте сейчас несколько разных улиц и переулков: 3 (8%) - Балчуг, Монастырская (Подмонастырская) слобода, Ямская слобода (и Ямская улица).
Итак, из 47 дореволюционных улиц в советское время было переименовано 35, или 74 %, т.е. подавляющее большинство. Сохранили старые названия 12 улиц (если не придираться к раздвоению Безымянного переулка и превращению Московского переулка в улицу), это – 26 %. Сохранившиеся до наших дней наименования изначально не были связаны с идеологией/религией, относились к нейтральным категориям (направления дорог, исторические, безымянные), потому и выжили.
После 1917 года стало больше «персональных» улиц, в честь известных политических деятелей, выдающихся граждан, героев войн. Если объединить 3 категории, так или иначе связанные с советским режимом (Маркса, Ленина, Советская, Рева и т.д.), в них войдут 10 улиц, или 26% от общего числа. С друой стороны, названия, не только связанные с церковью, но и с дореволюционной промышленностью, ремеслом, инфраструктурой и т.д. неизбежно исчезли, так как постепенно исчезли старые объекты этой самой инфраструктуры: амбары, кузницы и т.д.. Общественно-политические изменения в государстве привели к топонимической перелицовке старого Мценска, а впоследствии появились новые улицы, отразившие имена новых героев, новые объекты инфраструктуры, профессии. Но это – тема для отдельной статьи.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога ссылка на источник обязательна: Александр К., amchensk.livejournal.com. Мой ВК: vk.com/id41266164. e-mail: lektor_md@mail.ru = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Использованная литература: Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии. 1910. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии. 1916. Аниканов В.Ф. Город на Зуше. Орел. Орелиздат. 1993. Неделин В.М. Древние города земли Орловской. XII-XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт. Орел. Вешние воды. 2012.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
40 книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Башкатовского, Воинского, Касинского и Кренинского виков(Мценский район) 30.08.1918-31.12.1918г 211л 41 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 03.11.1918-30.12.1918г 8 л 42 Книга записей актов о смерти отделов ЗАГС Касинского и Тельченского виков (Мценский район) 27.09.1918-26.12.1918г 87л 43 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Покровского ВИКа (Мценский район) 13.10.1918-25.11.1918г 28л 44 Книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Тельченского вика и Нотариального отдела Мценского уика (Мценский район) 03.01.1918- 31.12.1918г 194л 45 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 03.01.1919-31.12.1919г 276л 46 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 06.01.1919 - 18.11.1919гг 85л 47 Книга записей актов о смерти отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 22.05.1919 - 3012.1919 101л 48 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Бобриковского вика (Мценский район) 25.01.1919 - 31.12.1919 219л 49 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Воинского вика(Мценский район) 03.01.1919-31.12.1919г 275л 50 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Касинского вика и Нотариального отдела управления Мценского уика (Мценский район) 01.01.1919-31.12.1919г 204л 51 Книга записей актов о смерти отделов ЗАГС Касинского и Тельченского виков 52 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Тельчинского вика(Мценский район) 02.01.1919г-31.12.1919г 347 л
Гос.архив Орловской области Фонд Р-4425 Опись 1 Мценский уезд № п/п Период Кол-во листов 157. Книга записей актов о рождении подотдела ЗАГС при отделе Управления Мценского уика (г.Мценск) 24.12.1920-30.12.1920 224 158. Книга записей актов о рождении подотдела ЗАГС при отделе Управления Мценского уика (г.Мценск) 03.05.1921-21.12.1921 415 159. Книга записей актов о браке подотдела ЗАГС при отделе Управления Мценского уика (г.Мценск) 03.01.1921-31.12.1921 94 160. Книга записей актов о браке подотдела ЗАГС при отделе Управления Мценского уика (г.Мценск) 24.01.1920-31.12.1920 128 161. Книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Башкатовского и Ковергинского виков (Мценский район) 15.01.1920-24.12.1920 250 162. Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Воинского вика (Мценский район) 01.01.1920-13.12.1920 257 163. Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Воинского вика (Мценский район) 11.02.1921-30.12.1922 228 164. Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Воинского вика (Мценский район) 09.01.1920-24.12.1920 72 165. Книга записей актов о смерти отдела ЗАГС Знаменского вика (Мценский район) 17.01.1921-31.12.1921 77 166. Книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Кренинского и Стрелецкого вика (Мценский район, Орловский район) 27.01.1921-07.12.1921 160 167. Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Кренинского вика (Мценский район) 21.06.1921-26.12.1922 91 168. Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Тельченского вика (Мценский район) 18.01.1920-06.03.1920 66 169. Книга записей актов о смерти отдела ЗАГС Тельченского вика (Мценский район) 10.01.1920-03.03.1920 14
ГАКК( Государственный архив Красноярского края) Ф.796 Оп.1 Д.5215 Опись имения В.П. Аладьиной в д. Победной Мценского уезда Орловской губ. (перепись крестьян и их имущества). 19.07.1853-31.12.1861 https://catalog.krasarh.ru/object/2045986
Ф.796 Оп.1 Д.5222 Уставная грамота А.С. Аладьина на деревню Победная Мценского уезда Орловской губернии и постановление Мценского мирового съезда о новой отрезки земли в деревне Победной. 01.03.1862-13.05.1863 https://catalog.krasarh.ru/object/2048502
Ревизские сказки крестьян села Боголюбова Мценского уезда, помещика Ползикова.
Дело не отсканировано.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. – Д. 3680. – С. 1, 42, 110, 112, 119. По делу были осуждены:
Никитин Степан Петрович 1886 г.р. с. Нашиньково Мценского уезда Орловской губернии, народный учитель. В годы Первой мировой войны был призван в 1-й стрелковый полк, окончил 3-ю Московскую школу прапорщиков (20.09.1915). Дале воевал в составе 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка, поручик, выборный командир батальона. С 1.06.1918 в РККА, 25.09.1919 был захвачен в плен белыми, служил во ВСЮР, с 7.04.1920 вновь в РККА – адъютант 1-го кавалерийского полка 15-й стрелковой дивизии. ...
Источник: Я. Тинченко. 12 тысяч. Крымские расстрелы, 20.11.1920 – 18.04.1921. // Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым: Книга десятая. – Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2021. С. 264.