Дело Братства Бакштанской Церкви против пароха Петра Ленартовича 1785г.F43-6092
https://elibrary.mab.lt/handle/1/11596
Ниже привожу вольный перевод первой части документа. Перевод близкий к оригиналу, упрощённый для облегчения понимания.Выписка из книг гродских справ вечистых Ошмянских
30 апреля 1785г.
Лично явившись
Наместник Бакштанский его милость
Пан Игнацы Видавский (Ignacy Widawski) изложил прошение от подданых Бакштанских, с внесением его в акты.
Его милости Епископу Виленскому. Верные подданые из Бакштанского Ключа под титулом Братства и хранители определённой части пожертвований от прихожан на развитие церкви, пожертвованных из двух общих алтарей и маленького алтаря, согласно привелея вашей милости, установленного именем Волости Ключа Бакштанского подают прискорбную жалобу, что нынешний парох Бакштанский
Пётр Ленартович (Piotr Lenartowicz) не заслуживает вашей милости, от которой имеет богатый доход, в том числе от пожертвований, он уничтожает Братство, а часть пожертвований на развитие церкви, он насильно от нас себе забирает и нигде не отчитывается, как будто эти пожертвования не принадлежат церкви. Из урн для пожертвований Братства нашего значительную долю денег несправедливо и необоснованно от нас себе забирает, что ведёт к разрушению и обнищанию Церкви. Это третий год как парох Ленартович угнетает всю волость, хитростью он заставил нас отдать и прибрал к рукам своим привелей с приписом с какого алтаря парох получает свою выгоду, а из каких МЫ можем собирать средства на развитие церкви. Парох сделал этот пункт ничтожным, против воли вашей милости.
Парох Бакштанский даже если он викарий, может иметь достаточный доход. В распоряжении пароха Бакштанского земли церкви в количестве 84 моргов, в том числе 23 морга сеножатей, один подданный который отбывает ему каждую неделю тяглую повинность, отдаёт чинш и подымный сбор, а так же парох имеет с парафии бесчисленные доходы, что позволяет ему иметь превосходную жизнь и вещать прихожанам спасительное учение, без которого не прожить долго. У прихожан есть Бог но временами бывает так что без исповеди и Христа прихожане умирают по вине нерадивого и отстранённого пароха. Вот наши свидетельства. МЫ с части пожертвований и братской казны, нам доверенной, организовали для церкви Бакштанской два боковых алтаря с ценной росписью, алтарь процессийный изысканный, икону Девы Марии Боруньской, икону Святого Антония, Святого Базылия, Святого Юрия и Святого Миколая (Obraz Nayświętrzey Panny Boruńskiey Obraz S'o Antoniego S'o Bazylego S'o Jerzego y S'o Mikołaja ). Организовали пять хоругвей для крестного хода. Медные котлы. Мы дали 200 польских злотых из пожертвованных денег на изготовление ризы, и заказали 50 больших золотых оловянных подсвечников для алтарей. Мы сделали 6 пар маленьких подсвечников, две пары для всех алтарей за пожертвования собранные нами, а так же ткани пожертвованные и нам принадлежащие, находящиеся в Церкви. Много, в неизвестном нам количестве льна, за это всё можно было бы получить несколько десятков злотых на починку некоторых и покупку новых украшений. Но теперь парох это всё в сундуке закрыл, своей печатью запечатал и нам не выдаёт. Наш парох проявил себя тем, что постарался сделать так что бы пожертвованные лён и ткани сгнили в сундуке и никому ни на что не пригодились. Прошлые парохи принимали членов в Братство Покрова Пресвятой Богородицы (
Bractwo Protekcyi Nayswiętszey Panny) и призвали людей к этому, а теперешний парох книгу, в которой члены Братства записаны, из церкви перенес ко двору Бакштанскому и никого больше не записывают в Братство.
Это всё в прошлом году, было подано
генеральному комиссару Сильвестровичу (Sylwestrowicz) который узнав о нечеловеческой жадности пароха Ленартовича, приказал ему вернуть нам привелей и вести себя согласно правилам в нём. Он не послушал и не вернул нам его и более того пытается сделать нам хуже. Ждём от вашей милости помощи.
Павел Аудзевич (Paweł Andziewicz)
Анджей Козерский (Andrzey Kozielski)
Стефан Прыгожий (Stefan Prychoży)
Стефан Рыжевич (Stefan Ryżewicz)
Бакшты 4 июля 1784г.
Ксёнз Зданкевич (Zdankiewicz) приходской священник (proboszcz) Першайский, должен обратить внимание на эту просьбу моих подданных, и он будет нести ответственность за работу прихода Бакштанской Церкви, чтобы никто не осмелился использовать на себя пожертвования на развитие
костёла, собираемые на Братских алтарях, данное моим привилеем.
Верки 6 июля 1784г.
Игнацы Массальский, Епископ Виленский (Ignacy Xiądz Massalski Biskup Wileński)
жалоба за прошением в книги гродские справ вечистых повета Ошмянского принята и вписана, из которых эта выписка выдана с печатью администрации города Ошмяны.