Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif По отдельным населённым местам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах.
Географический раздел по губернии разбит по уездам/волостям. Большая просьба - придерживаться этой схемы.

Волости Тверской губернии по уездам смотрите в теме https://forum.vgd.ru/2176/135910/

Калязин (уездный город)

Город с 1775 года

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модераторы: ELM, Vorogeya, ivanphys
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Каля́зин — город (с 1775[2]) в России, административный центр Калязинского района Тверской области. Образует городское поселение город Калязин.

Упоминания в летописях о первом поселении (Никола на Жабне), находящемся на месте нынешнего Калязина, относятся к XII веку. Значение поселения возросло с основанием в XV веке Калязинско-Троицкого (Макарьевского) монастыря на противоположном берегу Волги

Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного. За 500 лет существования Троицкй Калязинский монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине ХVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году.

Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища. В начале 1930-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году.

По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятcя в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее.

Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года.
Храмы монастыря:
1. Троицкий собор построен в 1654 г. на монастырские средства, каменный, строил "каменных дел подмастерье" Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.
2. Самой древней церковью в монастыре была церковь теплая, каменная, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по повелению Дмитрвского князя Юрия Ивановича. Церковь была двухпрестольная: на правой стороне - благоверных Бориса и Глеба, на левой стороне - во имя преподобных Исаакия, Далматия и Фавста. В 1830 г. церковь была перестроена, поставлен новый иконостас; престолы: правый - Казанской Божьей Матери, левый - Сретения Господня. Поэтому церковь получила новое наименование - Сретенская теплая церковь.
3. Церковь на Святых вратах, каменная, построена в 1617 г., престол 1: преподобного Макария Калязинского. Церковь построена на средства Кашинского купца Широкого-Машкина. Церковь неоднократно перестраивалась (1607, 1750, 1808 гг.). В церкви хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария, в ней подушка из простого холста и икона с портретом преподобного Макария.
4. Больничная церковь, каменная, во имя Святого Алексея, Человека Божьего, построена в 1655 г., в 1671 г. построен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была невелика: длина 11 аршин (6,7 м), ширина 6 аршин (6,4 м).
5. Церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, теплая, с подвальным этажом, построена в 1884 году на монастырские средства. Длина храма 33, ширина 27 и вышина в каменной кладке 10 с половиной аршин. Церковь отапливалась духовой печью, устроенноЙ в подвальном этаже.
6. Колокольня четырехъярусная, построена в 1822 году. Образцом архитектуры стала колокольня Николаевского собора. Высота 29 саженей, золочение креста произведено в 1896 г. Колокольня была разобрана в 1939 г. перед затоплением. 12 колоколов: большой 1038 пудов, отлит в 1895 г. на средства монастыря; 2-й - 514 пудов, отлит в 1814 г.; 3-й - 257 пудов, отлит в 1895 году.
Здания внутри монастыря:
1. Настоятельскии корпус, построен в 1753 г., каменный, 2-х этажный, длина 23 1/2 сажени; ширина 5 саженей; в верхнем этаже кельи, в нижнем этаже - кухня и кладовая.
2. Наместничий корпус, построен в 1753 г., одноэтажный, длина - 20, ширина 4 1/2 сажени, в нем помещены кельи наместника, казначея и 2 братских.
3. Братский корпус со знаменитой Трапезной, построенный Григорием Борисовым в 1530 г., восстановлен в 1641 и подновлен в 1836 году. В верхнем этаже кельи монахов и послушников. В ннжнем кухня и трапезная. Длина 36 1/2, ширина 6 саженей;.
4. Больничный корпус, каменный, построен в 1655 году, над ним в 1889 году надстроен другой этаж для келий - деревянный.
5. С юго-западной стороны к церкви прспод. Макария прилегает каменный 3-х этажный корпус, в нем помещаются архив и кладовая.
6. В ограде на южноЙ стороне древниЙ каменныЙ корпус на 2 отделения; в нем помещаются квасоварня и кладовая. Кроме того, в ограде размещаются два ледника, конюшни, экипажный сарай, баня, коровник и другие службы. аменная ограда, вышина 5 саженей (более 10 м), длина 326 саженей (ок. 700 м), 6 башен, четверо ворот, построена в 1644-1648 гг., строили отец Марк и сын Иван Шарутины.
Здания и владения вне монастыря:
1. Каменная часовня на 2-ой части города между Николаевским собором и торговыми рядами построена в 1863 году; надворные строения - деревянные.
2. Училища: Рождественское мужское и Макарьевское женское. На овощном монастырском огороде, обнесенном каменной оградой с тремя небольшими башнями, находилась деревянная рабочая изба, каменная баня, рига, деревянный молотильный сарай.
3. До 1764 года, т. е. до секуляризации церковных земель, Троицкий монастырь владел тринадцатью селами, четырьмя мельницами на реках Жабне, Нерехотке, Эре ии Нерли, семью подворьями. Во всех владениях насчитывлось 2303 двора и в них 12000 ревизских крестьянских душ.
В конце XIX в. монастырь владел подворьем в Москве, которое сдавалось в аренду московскому купцу за 12000 руб. Земли, угодья под монастырем и огородом 5 дес. 470 кв. саженей...

Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой. В ней шесть рукописных книг, в т. ч. "Пролог", якобы принадлежавший преп. Макарию; "Слово Григория Богослова", написанное в XVI в. преп. Паисием Угличским, племянником преп. Макария; "Псалтырь" XVI в.; "Житие преподобного Макария", писанвое в 1547 г.; "Евангелие" в кожаном переплете неизвестно кем и когда написанное; "Житие" разных святых в кожаном переплете. Книги печатанные XVI-XIX в. в количестве 26 томов. Архив Троицкого монастыря богат древними царскими, княжескими, патриаршими и архиерейскими грамотами и другими документами. Грамоты относятся к ХV -ХVI вв., позднейшие к XVIII в. Всех документов в архиве насчитывалось 381 грамота. Из них царских - 178, в т.ч. 48 царя Михаила Федоровича, 95 грамот царя Алексея Михайловича, 18 - царя Федора Алексеевича, 6 - царей Ивана и Петра Алексеевичей, 5 - царя Петра Алексеевича, 6 - патриарха Никона. Наиболее интересна Жалованная грамота Тверского князя Бориса Александровича на монастырь Никола на Жабне, предположительно относящаяся к 1461 году и много других. В архиве монастыря были грамоты о ссылаемых в монастырь "для исправления и совершенного ума его выздоровления". В монастырском архиве хранилась и "Кормовая книга", в которую записывались все вклады, вносимые разными лицами в монастырь: церковные сосуды, облачения, иконы, колокола, деньги, лошади, земли с крестьянами, съестные припасы, строительный материал и др.

Троицкий Калязинский монастырь был первоклассным, занимал 11 место в степенной лестнице монастырей России. Во главе монастыря - архимандрит с 1655 года, наместник, казначей, иеромонахов 8, монахов 8, иеродьяконов 4. Весь штат состоял из 34 человек. Жалование всем - 432 рубля 17 коп., кроме того монастырь получал на разные хозяЙственные нужды - 1465 руб. 22 коп в год. В течение почти 500 лет в монастыре служили 46 игуменов, 44 архимандрита. Некоторые из них получили сан митрополита. Последний настоятель монастыря в 1917-1920 гг. был иеромонах Аркадий. 8 февраля 1919 года в монастыре была вскрыта рака с мощами Макария Калязинского.

В начале 1920 г. монастырь был закрыт. В конце 1930-х гг. Троицкий КалязинскиЙ монастырь перестал существовать.

Суворов Н.А. "Калязинские храмы и монастыри". 200
4




Алексеевская больничная церковь

Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. на средства монастырского келаря старца Иринарха. В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен теплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и новый резной вызолоченный червонным золотом иконостас, украшенный ярью и новыми образами. В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике. В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трехъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.

Макарьевская надвратная церковь

Макарьевская церковь была построена в 1617 г. "иждивением" кашинского купца Широкого-Машкина. Этот каменный храм находился над внутренними святыми воротами обители, имел две главы и был окружен с трех сторон папертью, устроенной в виде галереи с каменными столбами и большими стеклянными переплетами. Церковь имела вид одностолпной восьмигранной башни. За свою историю церковь неоднократно обновлялась. Так произошло после пожара 1667 г., когда она вся выгорела внутри. После бури 1750 г. поврежденный деревянный шатер был заменен каменной накладкой с железной крышей, а в самой церкви установлен новый четырехъярусный иконостас, заменены иконы и настенная живопись. В 1808 г. церковь снаружи оштукатурена и выкрашена, обе главы с крестами покрыты червонным золотом, а крыша выкрашена медянкой. В 1817-1818 ГГ. на средства эконома Тверского архиерейского дома игумена Антония, бывшего прежде наместником Калязинского монастыря, церковь внутри вновь была расписана живописными изображениями, а старый пятиярусный иконостас вызолочен. Небольшие карнизы, покрывающие верхи ярусов, поддерживались пилястрами с капителями. Уступы карнизов, пилястры и капители были вызолочены, а поле иконостаса имело голубой цвет. В Макарьевской церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней сохранялась подушка из простого холста, найденная при обретении мощей преподобного Макария.

Сретенская церковь

Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами. Поэтому и вся церковь называлась трапезной. В 1830 г. церковь внутри была переделана: расширены окна, вместо каменного пола настлан деревянный, поставлен новый иконостас и иконы, стены местами расписаны живописью. При освящении церкви 25 ноября того же года престол во имя Бориса и Глеба был переименован и стал носить имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста - имя Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавую церковь венчал восьмиконечный крест. В 1839 г. новый резной иконостас был вызолочен червонным золотом и перед ним для отделения солеи устроена железная решетка. Оба деревянных церковных иконостаса имели два яруса. Они располагались в одну прямую линию по всей ширине храма и разделялись между собой иконой Воскресения Христова, вставленной в тот же иконостас. Иконы первого яруса разделялись колоннами, капители которых поддерживали небольшой карниз, испещренный сухариками. Резьба царских ворот представляла собой лучи, исходящие из центра, в котором помещался крест.

С северной стороны через паперть в церковь вел единственный вход. К нему со двора была пристроена галереей лестница, покрытая железом. С южной стороны церкви был вход в монастырскую библиотеку и архив. Под церковью в нижнем ярусе до 1841 г. помещалась братская трапезная, но по причине тесноты вскоре была переделана в мастерскую. В том же этаже исстари помещались книжная лавка, просфоропекарня, две кладовые, братская провизная палатка и два подвала для овощей. В Сретенской церкви находился портрет митрополита Сарского и Подонского Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. По преданию, портрет был заказан петербургским купцом, которому во время болезни во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился видеть его во сне и отослать в Калязин монастырь. В 1799 г. портрет был доставлен в монастырь и установлен в церкви.

Троицкий собор Троицкого монастыря

Первая монастырская церковь во имя Живоначальной Троицы, по которой и вся обитель получила название Троицкой, была устроена основателем монастыря Макарием с братией в середине ХV в. По преданию, деревянная церковь была построена за 40 дней.

С течением времени прежние монастырские строения обветшали, и возникла необходимость обновления Троицкой церкви. В 1521 г. дмитровский купец Михаил Воронков получил разрешение поставить в обители вместо обветшавшей деревянной церкви каменную. Твердый грунт был выбран в десяти шагах от старой церкви над могилой основателя обители игумена Макария. Прах преподобного решено было перенести на новое место. Могилу вскрыли 26 мая и обнаружили в земле "нисколько не поврежденный гроб и в нем нетленные мощи преподобного". Дмитровский князь Юрий Иванович, в чьи владения входила калязинская обитель, "порадовашеся неизглаголанною радостию", объявил мощи Макария чудотворными. Новый чудотворец призван был стать небесным покровителем князя дмитровского. Тем временем, как гласит Житие Макария Калязинского, в монастырь начали стекаться больные разными недугами и "явились чудеса". Инспекция мощей, проведенная в 1522 г. по приказу митрополита Даниила, подтвердила сей факт. "Вскрывши гроб, нашли, что тление не коснулось ни тела преподобного, ни одежд его. Получившие исцеление, а их было уже немало, еще раз засвидетельствовали о том, как и что было с ними". Обо всем случившемся было доложено митрополиту и великому князю. Созванный церковный собор причислил Макария Калязинского к лику святых, а мощи его были признаны нетленными и чудотворными.

После того, как в июне 1523 г. было окончено строительство каменного Троицкого собора, 9 октября в него торжественно перенесли мощи нового святого. Первоначально празднование преподобному Макарию было установлено местное, в одной только его обители, а в 1547 г. на очередном церковном соборе он был причислен к сонму всероссийских святых, наряду с Александром Невским, Михаилом Тверским и др. С этого времени дни кончины (17 марта) и обретения мощей преподобного (26 мая) с большим торжеством праздновались в обители, а в 1861 г. в праздник было установлено обнесение нетленных мощей святого вокруг Троицкого собора с крестным ходом.

Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г.

Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности "каменных дел подмастерья" Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: "Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его..."

Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя. Верх главного здания и приделов был покрыт окрашенным медянкой железом. Над кровлей главного храма возвышались в круглых каменных трибунах пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава была украшена вызолоченными звездами. Нал приделами также возвышалось по одной главе с крестом так, что храм был семиглавым. Все главы венчали железные, прорезные восьмиконечные позолоченные кресты. Храм имел три входа: с северной, западной и южной сторон. Окончание строительства Троицкого собора совпало с пребыванием в монастыре патриарха Никона с царским семейством. Царица с царевичем и приближенными боярами вынуждена была покинуть Москву по причине свирепствовавшего "морового поветрия". Царь Алексей Михайлович во главе русского войска стоял на польской границе и "бережение" о здоровье царской семьи было поручено патриарху Никону, а укрытием выбран Калязинский монастырь.

Патриарху пришлись по душе архитектурные приемы и мастерство А. Мокеева. После снятия чумных постов вокруг Москвы в 1655 г. Никон зачислил Мокеева в свою архитектурную команду и поручил строительство собора, трапезной и палат-келий Иверского монастыря на Валдае. Общий архитектурный замысел монастыря явился первой попыткой решения большой монументальной темы, которая с того времени начинает привлекать внимание зодчих. Все то новое, что было заложено А. Мокеевым в созданном им ансамбле, со всей силой скажется в русской архитектуре лишь в конце ХVII в. и породит необычайный расцвет зодчества. Кроме Иверского монастыря Мокеев строил большинство зданий Крестного монастыря на Онежском озере, встраивал патриаршие палаты в Московском Кремле, а после опалы Никона - был назначен главным архитектором Новоиерусалимского монастыря, выбранного местом ссылки патриарха. Жизнь и судьба выдающегося русского архитектора Аверкия Мокеева почти не изучена. Известно лишь, что он жил в Николаевской слободе, умер в глубокой старости, оставив после себя четырёx сыновей.

Вместе с царским двором в монастырь прибыли многочисленные мастера-оружейники, литейщики, кузнецы, живописцы. К этому времени относится появление замечательной калязинской монументальной соборной фресковой живописи, исполненной лучшими художниками Москвы и других старинных русских городов. В 1654-1656 г. стены собора были покрыты живописью на средства старца Леонида Высоцкого. Сохранились имена мастеров, расписывавших Троицкий собор. Это "кормовые государевы живописцы" под руководством Симеона Авраамова. В числе 16 мастеров были такие знаменитости как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофановы и др. Большинство из них принимало участие в росписях Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля в 1642-1652 гг. и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

При снятии фресок со стен собора в 1939-1940 гг. были обнаружены росписи 1521 и 1637-1656 гг. Некоторая часть фресок ХVI в. хотя и подверглась в последующие времена некоторой реставрации, в основном сохранилась в первозданном виде. Анализ фресок убедил ученых в их большой ценности для истории древнерусской живописи. "Поражают масштабы этой стенописи, - писал один из участников обследования монастыря в 1940 г. М. Цапенко.- Внутренние плоскости собора снизу доверху покрыты сплошным ковром фресок, площадь которых около 1000 квадратных метров. На этой громадной площади художники изобразили тысячи одиночных и групповых фигур людей, животных, горы, леса, моря и т.д. Вся роспись выдержана в единой золотисто-сиреневой гамме". Калязинские фрески ХVI в. явились началом развития московской живописной школы. Полы во всем Троицком храме были устланы чугунными плитами, пожертвованными в 1656 г. боярином Ильей Даниловичем Милославским. В 1773 г. чугунные полы бьти сделаны и в паперти. В таком виде они существовали до 1883 г., когда были разобраны и заменены деревянными.

За время своего существования внешний вид Троицкого собора претерпевал изменения: для улучшения освещенности пробивались новые окна и расширялись существующие, обновлялась штукатурка и стенная роспись. В 1866-1870 гг. усердием московского купца Малюшина были существенно переделаны оба соборных придела. Четырехъярусный иконостас главного храма был устроен в 1748 г. и обновлен в 1856 г. усердием кашинской помещицы Лидии Николаевны Истоминой. Резные царские двери представляли собой изображение в центре Благовещенья Божьей Матери, а внизу - евангелистов. Верх иконостаса венчало резное распятие Господа Вседержителя с предстоящими. Во втором ярусе помещалось 15 икон с Тайной Вечерей посредине. Среди шести икон третьего яруса замечательна была икона Спасителя на престоле, а в середине четвертого яруса, состоявшего из пяти икон - Богоматерь с младенцем.

Полукруглый алтарь был разделен арками на три части. В средней располагался престол, в южной - дьяконник, в северной - жертвенник. Стены алтаря были расписаны священными изображениями. За горним местом на возвышении стоял кипарисный крест, в котором в серебряных клеймах помещалось 69 святынь, в том числе перстень с кровью Господа Иисуса Христа, часть камня гроба Господня, песок из Киевских пещер, перстень из Вифлеема и др. По обеим сторонам горнего места помещались старинные иконы Воскресения Христова и Божьей Матери "Одигитрия" с серебряно-позолоченными украшениями. Большинство храмовых икон было приобретено на средства прихожан или пожертвовано различными благотворителями. Так, икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, располагавшаяся с правой стороны царских ворот, была пожертвована в 1836 г. калязинском купцом и потомственным почетным гражданином Михаилом Тихоновичем Полежаевым. Серебряная риза и вызолоченный венец, украшавшие икону, весили более пуда. Храмовую икону Живоначальной Троицы в виде трёх странников, беседующих под дубом с предстоящими Авраамом и Саррой, принёс в дар монастырю в 1831 г. кашинский купец Иван Иванович Жуков. Икона была в серебряной ризе с позолоченными венцами. С левой стороны царских ворот располагалась, пожертвованная в 1838 г. калязинским купцом и потомственным почётным гражданином Алексеем Михайловичем Полежаевым, икона Тихвинской Божьей Матери с изображением девяти святых: преподобномученицы Евдокии, преподобного Михаила Клопского, блаженного Василия Московского, святителя Николая Чудотворца, митрополита Ростовского Дмитрия, преподобного Макария Калязинского, великомученицы Евфимии и преподобномученицы Ксении. Икона вся была покрыта серебряной (более пуда весом) ризой и украшена серебряными позолоченными венцами.

В соборном храме находилась рака, в которой почивали нетленные мощи преподобного Макария. Она помещалась в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была отделана позолоченным серебром. В 1829.г. на средства гвардии поручика Николая Ивановича Пономарёва над ракой была построена резная сень на четырёx вызолоченных колоннах, украшенных бархатной драпировкой. Рака эта была устроена в 1700 г. на деньги разных вкладчиков по грамоте и благословению преосвященного Сергия, архиепископа Тверского и Кашинского. По сторонам раки были вычеканены 9 надписей. Одна обозначала год ее построения и при ком из монастырского начальства она сооружена, вторая - имена мастеров, а остальные в семи кругах сообщали некоторые эпизоды из жизни преподобного Макария. На верхней крышке написан был "добрым мастерством" и украшен позолоченным серебром его образ. Мощи святого были переложены в раку 18 сентября 1700 г. тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами. На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На эту икону в 1874 г. архимандрит Макарий сделал на собственные средства серебряную ризу. На грамоте, которую преподобный держит в руке, выбито предсмертное предсказание ученикам: "разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится".

В приделе Нерукотворного образа Спасителя в 1762 г. установлен был новый вызолоченный иконостас, обновлены иконы. Иконостас простоял до начала XIX в. и в 1812 г. был заменен. Новый резной иконостас имел круглую форму, шесть колоннадных и два полуколоннадных столба, устроенных из алебастра под мрамор. В 1836 г. икона Спасителя была заменена другой, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованной бывшим калязинским городничим Василием Михайловичем Костровым. В 1770 г. сменен был иконостас и иконы в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы "беспошлинно". Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой. Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, "изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому".

Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены. На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёx орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, "совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями". На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырскиe средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г. для увековечения памяти Императора Александра III "на доброхотные пожертвования признательных сынов Отечества". Прочие девять колоколов весили от 70 пудов до одного пуда.

Успения Божьей Матери церковь Троицкого монастыря

Каменная Успенская церковь была построена в 1884 г. на монастырские средства. Обе главы и кресты на них в 1897 г. были вызолочены. Своды церкви поддерживали четыре каменных столба. Церковь отоплялась духовой печью, устроенной в подвальном этаже. В церкви было три престола: средний был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, по правую сторону от него - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а по левую - во имя святителя Арсения епископа Тверского и святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Трехъярусный резной деревянный иконостас, колонны и карнизы в 1893 г. были вызолочены, а гладь иконостаса и стены с потолком окрашены масляной краской. Живописные иконы были выполнены на кипарисных досках. В этой церкви находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост, изготовленная из крышки гроба, в котором были обретены нетленные мощи святого в 1521 г.

По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007. http://hram-tver.ru/kalyazinrn/uspenskayakalyaz.h
tml


В 1466 году на пути в Индию монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин. В конце XVII века в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I.

В конце XVII века Калязинская подмонастырская и Никольская слободы, а также село Пирогово были объединены в одну Калязинскую слободу. В 1609 году под Калязином формировалось русское ополчение под предводительством Михаила Скопина-Шуйского, а также в битве под Калязином была одержана важная победа над польско-литовским войском.

В 1775 году указом Екатерины II слободе был присвоен статус уездного города

В XVIII—XIX веках Калязин являлся значительным торговым центром, дважды в год устраивались ярмарки. С конца XIX века развиваются строительство судов, кузнечный промысел, валяльное и кружевное дело[3].
Советская власть в Калязине была установлена 27 декабря 1917 (9 января 1918) года, когда уездный съезд Советов признал Советскую власть


История


Калязин - один из старинных городов Тверской земли, выросших на реке Волге. Первое известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей на месте современного Калязина, называлось Никола-на-Жабне. Располагалось поселение в устье реки Жабни. Его появление относится еще к концу ХП столетия.
В 1134 году на Калязинской земле, в устье реки Нерль, князем Юрием Долгоруким был основан городок - крепость Кснятин, сожженный во время княжеских междоусобиц.

В XV столетие на левом берегу Волги, напротив монастыря Николы-на-Жабне был основан Макарьев монастырь, известный как Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь, обязанный своим появлением монаху Кашинского Клобуковского монастыря Макарию.

Троицкий Калязинский монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. На реке Жабня уже был Никольский монастырь, принадлежавший Тверскому княжеству. С XVI века монастырь и город составляли одно целое.

С середины XVII столетия в г. Калязине и окрестностях развивается различные промыслы и ремесла. Широкое распространение получили кузнечный, валяльный, сапожный, гончарный, портновский, кружевной и многие другие промыслы. Одно из первых мест среди других промыслов занимал валяльной, славился Калязин и своим плетеным кружевом. В XIX веке коклюшечное кружевоплетение достигло своего расцвета. Калязинские кружева сбывали в Москву, Санкт-Петербург, а также шел сбыт кружев и за границу.

В 1775 году по указу Екатерины II Калязину присваивается статус города. Чуть позднее в 1780 году город получает и свой герб, содержащий "старинные деревянные монастырские ворота в зеленом поле, означающие собой древность монастыря того, по которому имя сей город получил". Во второй половине XIX века Калязин обретает свой облик, происходит формирование городских улиц. В это время Калязин и Калязинский край славился своими купеческими родами, многие из которых были хорошо известны своей благотворительностью. Так, в 1905 году М.Н.Полежаевым было построено здание низшего механико-технического училища (в настоящее время Калязинский машиностроительный техникум).

В первой половине XX столетия в Калязине начинается кооперирование кустарей в артели. Так возникают сапожная артель "Кожобувь" (1927г.), сапоговаляльная "Красный октябрь" (1928 г.), портновская "Красный швейник" (1929г.). В 1928 году в Калязине была построена телефонная станция на 200 номеров.

В связи со строительством Угличской ГЭС и создания Угличского водохранилища в 1936 -1940 гг. Троицкий монастырь был разобран, а территория затоплена вместе со старой частью города. Навсегда ушли под воду историческая часть города Калязина, его жемчужина - Троицкий монастырь, Николаевский собор. Как напоминания о старом городе стоит посреди волжских вод колокольня Николаевского собора. Ложе Угличского водохранилища поглотило почти 2/3 города Калязина и 4 десятка населенных пунктов Калязинского района.

Прикрепленный файл: 24771_20150607_172809.jpg24771_20120815_093455.jpg, 103857 байт
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Богоявленская церковь в Калязине была отстроена в 1781 году. Находится на площади Ногина, в той части города, что издавна называется Заречьем, так как находится за рекой Жабней. Попечителями храма являлись купцы Коровкины и Охлобыстины. Храм был отстроен, во времена весенних разливов у прихожан была возможность посещать службы. Ведь до этого в Заречье храма не было. Как и большинство церквей во времена Советского Союза, церковь Богоявления была закрыта, но от разрушения ее спас И.Ф. Никольский – известный краевед и большой знаток калязинской истории.

(Церковь Богоявления Господня

Синонимы названия
Церковь Илии Пророка

Обиходные названия
Богоявленская церковь; Крещения Господня церковь; Крещенская церковь; Ильинская церковь; Ильи Пророка церковь; Пророко-Ильинская церковь

Тип постройки церковь
Дата постройки последнего здания 1781 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Статус сохр.
Адрес на 1917 г. Тверская губ., Калязинский у., г. Калязин
Современный адрес Тверская обл., Калязинский р-н, г. Калязин, пл. Ногина, 1

на 1915 год

приписная к ней Введенская кладбищенская церковь

Священник Владимир Петропавловский (48 лет); http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

штатный диакон Николай Завьялов (46 лет); http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

псаломщик Сергей Шишков (22 года)

приход- деревни:

Торчево
Панкратово
Чигирево
Клыпино
Екатериновка
Дмитровка


Прикрепленный файл: 220_0132557b.jpg
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Церковь Введения Пресвятой Богородицы в храм. Год постройки 1882. На сегодняшний день – единственная действующая церковь в Калязине. Финансировал постройку купец Охлобыстин, прах которого там и хранится по нынешний день. В 1823 году при церкви решили построить кладбище.

Название
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Обиходные названия
Введенская церковь; Богородицкая церковь

Тип постройки церковь
Дата постройки последнего здания 1882 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. Тверская губ., Калязинский у., г. Калязин
Современный адрес Тверская обл., Калязинский р-н, г. Калязин, ул. Полевая, 51

Прикрепленный файл: 004_0002314_0310_b.jpg
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
В 1782 возвели Церковь Вознесения Господа. Некоторое время ее достраивали, в итоге появилось еще три строения - престолы Тихвинской Богоматери и Макария Калязинского. Икона Тихвинской Божьей Матери (точный ее список с Иконы из одного из монастырей Новгорода), свято чтимая калязинскими жителями, дала храму второе название – его очень часто называют Тихвинским.

Название
Церковь Вознесения Господня

Обиходные названия
Вознесенская церковь

Тип постройки церковь
Дата постройки последнего здания 1869 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор
2010-е: Мамонов Д. Д. - интерьеры, внутреннее убранство (иконостас)
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. Тверская губ., Калязинский у., г. Калязин
Современный адрес Тверская обл., Калязинский р-н, г. Калязин, ул. Карла Маркса
Краткое описание Каменная кладбищенская четырехпрестольная церковь с Успенским, Макариевским и Тихвинским приделами.




На месте отсутствующего Макарьевского монастыря, точнее, там, где была его юго-западная башня, выстроена часовня Макария Калязинского. Сам монастырь был демонтирован в ходе подготовки к созданию Угличского водохранилища.

Прикрепленный файл: 00636_20170509_111347.jpg00636_20170627_184847.jpg, 109732 байт
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Название
Собор Николая Чудотворца

Обиходные названия
Никольский собор ; Николаевский собор ; Николы собор ; Николы Угодника собор ; Николая Мирликийского собор ; Свято-Никольский собор ; Святоникольский собор

Тип постройки церковь
Дата постройки последнего здания 1693-1694 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православный
Статус сохр.
Адрес на 1917 г. Тверская губ., Калязинский у., г. Калязин
Современный адрес Тверская обл., Калязинский р-н, г. Калязин
Краткое описание Сохранилась только колокольня.

Николаевский собор был возведен в 1694 году, на месте некогда существовавшего с 12 века монастыря "Николы на Жабне". Со временем вокруг монастыря сложились ремесленные и торговые слободы, которые росли и богатели вместе с монастырем. Екатерина Вторая специальным указом в 1775 году повелела на месте старинных слобод быть городу Калязину. На гербе города были изображены монастырские ворота на зеленом фоне.

Колокольня, как часть великолепного ансамбля, построена в 1796-1800 гг. в стиле классицизма. Строительством занимались крестьяне полковника Василия Федоровича Ушакова, владельца села Новоспасского, которые обязались выстроить колокольню "согласно плану и фасаду", а в случае неудачно выполненной работы за свой счет перестроить ее. Как видим, выстроено сооружение, "на совесть". Пятиярусная колокольня высотой в 74,5 метра имела 11 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов был отлит в 1895 году в четь восшествия на престол Николая Второго. А судьба у этого колокола непростая: колокол с верхнего яруса колокольни планировали сбросить еще в начале 1930-х годов, но он под собственной тяжестью провалился вниз, и извлечь его стало делом почти невозможным. В начале июня 1940 года колокол начал бить в набат редкими ударами. Но постепенно они становились все более частыми и громкими, а в ночь с 21 на 22 июня почти непрерывными, разносившимися даже до Кашина, от которого до Калязина 20 километров. В течение войны удары колокола раздавались перед такими сражениями, как битва за Москву, Сталинградская и Курская битвы, перед взятием Берлина. В августе 1945 года набат звучал ночью 6 и 9 числа. Люди не понимали, в чем причина, пока не узнали о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Следующий громкий набат прозвучал 25 декабря 1979 года, когда войска советского"ограниченного контингента" вошли в Афганистан. После этого события местные партийные власти решили покончить с колоколом раз и навсегда. Была направлена бригада по расчистке фарватера, которая намыла мель вокруг колокольни, навсегда похоронив беспокойный колокол под цокольной частью колокольни. Сверху мель засыпали щебнем и камнями. Так и появился небольшой островок возле колокольни.

Что касается самой колокольни, то судьба ее такова: к 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено еще в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на ее акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления. Собор разобрали к 1939 году, а колокольню оставили в качестве маяка. И кроме того, на среднем ярусе устроили парашютную вышку. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента.

22 мая 2007 года в колокольне была совершена божественная литургия. В настоящее время затопленная колокольня является главным символом Калязина. Летом во время Верхневолжского крестного хода именно возле колокольни заканчивается крестный ход, который начинается у истока Волги, возле Осташкова. По этому событию здесь совершается молебен. В наши дни высокая колокольня, один из символов города и всей Волги, отмечает место, где некогда был высокий берег реки, на котором шумела торговая площадь, откуда расходились в разные стороны дороги, а напротив стоял красивый старинный Троицкий монастырь с похожей колокольней, как бы перекликавшейся с Никольской.


на 1915 год

и приписная к нему Вознесенская кладбищенская церковь

Протоиерей Василий Богородский (42 года) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

Протоиерей Константин Морошкин (66 лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

Протоиерей Сергей Морошкин (59 лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

Священник Николай Соколов (28 лет)

штатный диакон Николай Изотов (58м лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

диакон Николай Преображенский (32 года) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

псаломщик Виктор Синев (38 лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

псаломщик Макарий Шавров (27 лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

псаломщик Петр Данилов (22 года)

и.д. псаломщика Михаил Судницын (45 лет) http://tvergedcom.ru/webtrees/...p;ged=tver

приход -деревни

Горбово, Дмитроково, Паулино, Овсяниково, Ильицыно, Спирово, Солоновка, Чаплино,
Клыпино, Степаново, Совачево, Чигирево, Торчево, Матвейково, Песье, Благуново.




Прикрепленный файл: 00637_20150607_185424.jpg
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Церковь. Утрачена.
Престолы:Рождества Христова, Иоанна Предтечи , "Троеручица" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1708 и 1845.
Год утраты:1939 (место затоплено)
Адрес:
Координаты:57.255608, 37.862404 (приблизительно)


Первая деревянная церковь в честь Рождества Христова была построена близ Калязинского Троицкого монастыря около 1547 года для жителей подмонастырской слободы. Во время польско-литовского разорения 1610 г. церковь была сожжена и стояла в руинах до 1644 г., когда из материала монастырской деревянной колокольни позволено было построить новую церковь.

В переписных книгах 1678 г. упоминается деревянная церковь во имя Рождества Христова под монастырем в "служней слободке". В 1685 г. вместо второй деревянной церкви была выстроена каменная, с престолом в честь Рождества Христова. В 1708 г. при церкви был трёхстенником с левой стороны сооружен каменный теплый придел во имя св. Иоанна Предтечи. Одновременно с церковью построена была каменная колокольня в виде конуса с небольшими уступами к верхним ярусам. В клировой ведомости 1796 г. о первой части Калязина было сказано: "церковь Рождественская с приделом Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1708 г., священник Федор Данилов, 47 лет, в школе не был, посвящен в 1781 г." В приходе церкви в то время числилось 155 городских дворов и 69 дворов из семи окрестных селений, с населением 1450 душ обоего пола.

В 1815 г. Предтеченский придел был разобран, а кирпич употреблен на удлинение и расширение стен трапезной, где в 1822 г. были достроены два придела: правый - в честь иконы Божьей Матери Троеручицы, а левый - во имя Иоанна Предтечи. Главный Христорождественский алтарь был перестроен и вновь освящен в 1845 г. Христорождественская церковь имела сходство с церковью во имя св. Николая Чудотворца, что располагалась близ Тверского Кафедрального собора. В церкви особо почиталась древняя икона Боголюбской Божьей Матери, пожертвованная в начале XIX в. калязинской купчихой Елизаветой Курехиной. Стены храма были расписаны живописным письмом, обновленным в 1877 г.

Колокольная звонница состояла из семи колоколов. Главный 100 пудовый колокол имел памятную надпись: "лит 1800 года декабря 23 дня в Москве в церковь Рождества Христова г. Калязина от доброхотных дателей-прихожан мастером Петром Струговщиковым".

С 1856 г. в храме велся синодик, а с 1869 г. - церковная летопись.

При церкви находилась могила местного святого, известного под именем "отрока Иоанна". Сын ремесленника-столяра Спиридона Шишкина, Иван, согласно устному преданию, в 12 лет с дозволения родителей возложил на себя железные вериги и грубую власяницу (вроде подрясника, толстую и тяжелую, весившую более пуда) и обрек себя на вечное странствование. С ранней весны до поздней осени путешествовал он по святым местам, а на зиму возвращался домой к родителям. Жил он в вырытой им самим землянке за монастырем. Верующие шли к нему за плотским и духовным исцелением, считали его святым мучеником. "Отрок Иоанн" умер в возрасте 26 лет и был похоронен при церкви. Над его могилой прихожане соорудили деревянную резную сень, замененную позднее железной в виде небольшой часовенки. Больные и убогие верили, что могила его и личные вещи, сохраняемые в церкви, могут принести исцеление. Они просили возлагать на них вериги и власяницу и служить панихиды по "отроку Иоанну". За монастырским бором близ большой дороги из Калязина в Кашин, в версте от монастыря находился "святой колодчик", выкопанный по преданию самим "отроком Иоанном".

Перед революцией 1917 г. Христорождественская церковь обслуживала около 2000 прихожан бывшей Подмонастырской слободы (1-я часть г. Калязина) и семи окрестных деревень: Бараново, Окороково, Собакино, Собачкино, Спасская, Фалево, Чаплинка. В приходе числилось два земских училища, одно приходское училище и одна церковно-приходская школа.

Вначале при церкви служил один священник. С 1727 г. при ней было два священника с причтом. Более 40 лет служил в церкви протоиерей и благочинный Андрей Иванович Крестников, член уездного отделения епархиального училищного совета, кавалер ордена св. Анны 3 степени. Свыше 30 лет священствовал в местном приходе Василий Яковлевич Морошкин, гласный городской думы, член уездного отделения епархиального училищного совета, член тверского епархиального комитета православного Миссионерского общества, уездный наблюдатель церковноприходских школ и школ грамоты, член Тверского историкоархеологического комитета.

В 1899-1908 гг. в церкви служил Алексей Васильевич Обудовский (умер 17.05.1913 г.), катихизатор благочиннического округа, член комиссии для составления описей древностей Калязинского Троицкого монастыря. Впоследствии Обудовский был священником Николаевского собора, председателем уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителем женской гимназии и городского механикотехнического училища.

С 1905 г. священником при церкви состоял бывший надзиратель Бежецкого духовного училища Александр Алексеевич Тяжелов. Кроме исполнения церковных треб, отец Александр состоял членом и делопроизводителем уездного отделения епархиального училищного совета, членом-соревневателем уездного попечительства о народной трезвости, почетным членом и членом Совета калязинского благотворительного общества "Доброхотной копейки". Как член Общества, Тяжелов был попечителем о бедных жителях 1-й части города, безвозмездно преподавал законоведение ученицам учебно-рукодельной школы, выступал с лекциями "О святой земле" и состоял ответственным заведующим народными чтениями, проводимыми Обществом. Одновременно с Тяжеловым, с 1910 г. в Христорождественской церкви служил священник Константин Михайлович Голиков, казначей уездного отделения епархиального училищного совета и действительный член калязинского благотворительного общества "Доброхотной копейки".

Церковным старостой долгое время состоял купец 2 гильдии Матвей Андреевич Замошкин, а после его смерти, последовавшей в 1837 г., - его сын Николай Матвеевич (умер 14.03.1921 г.). Последний был гласным городской думы, действительным членом Общества хоругвеносцев Николаевского собора и членом тверского епархиального комитета православного Миссионерского общества. За заслуги и пожертвования по духовному ведомству староста Н.М. Замошкин был награжден серебряной нагрудной медалью "за усердие" на Станиславской ленте (1902 г.), такой же золотой медалью (1904 г.) и, наконец, в 1912 г. пожалован серебряной медалью "за усердие для ношения на шее на Владимирской ленте".

До конца ХVIII в. все прихожане хоронились при церкви. С учреждением города, церкви было выделено место под приходское кладбище. В 1785 г. прихожане с разрешения тверского архиепископа Иоасафа Заболотского приступили к постройке на отведенном месте каменной церкви "во имя Воздвиженья Честнаго Животворящаго Креста Господня". Церковь была окончена в 1794 г. и освящена 8 июня с благословения тверского архиепископа Иринея Клементьевского. В церкви исстари по средам и субботам совершались заупокойные литургии.

Достопримечательностью кладбищенской Крестовоздвиженской церкви служил замечательный резной дубовый иконостас, выполненный в конце ХIХ в. калязинскими мастерами Шишкиными.

На приходском кладбище были похоронены: протоиерей Андрей Иванович Крестников (1823-1892), священники Владимир Петрович Крестников (1865-1899) и Василий Яковлевич Морошкин (1834-1905), городской голова Александр Никитич Ляхов (умер в 1871 г.), попечительница Макарьевского женского приходского училища Агриппина Васильевна Ляхова (умерла 24.08.1889, 76 лет), гласный городской думы директор общественного банка купец Дмитрий Михайлович Обухов (умер 26.09.1888,54 лет), командир Малороссийского драгунского принца Альберта Прусского полка, кавалер ордена св. Анны 3 степени, полковник Людвиг Филимонович Хелмицкий, учитель Рафаил Иванович Чистяков (умер 11.02.1911,52 лет) и другие.

В январе 1938 г. президиум городского совета принял решение о ликвидации церквей и кладбища в связи с предстоящим затоплением заволжской части города водами Угличского водохранилища. Горожанам было предложено в течение месяца решить вопрос с переносом могил на отведенное за городом место для нового кладбища. Этой возможностью воспользовались очень немногие. В конце февраля началась ликвидация кладбища. В 1940 г. территория всей бывшей Подмонастырской слободы скрылась под водой.

По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007. http://hram-tver.ru/kalyazinrn/rojdhristkalyaz.html

Прикрепленный файл: 35110_20150706_004428.jpg
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Церковь. Утрачена.
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1785 и 1794. полностью перестроена в 1886-1887 гг..
Год утраты:1939 (место затоплено)
Адрес:
Координаты:57.247665, 37.841997 (приблизительно)

1900—1910 год Фото из коллекции А.Н. Семенова с сайта https://pastvu.com/p/402078

Прикрепленный файл: 37894_20160114_195927.jpg
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
Первая мировая война, 1914–1918 гг.
Проект Союза Возрождений Родословных Традиций (СВРТ)



№ п/п Фамилия Имя, Отчество Губерния, Уезд, Волость Волость/Нас.пункт
1 Абросимов Федор Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
2 Абросимов Федор Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
3 Бакалягин Николай Александров Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
4 Болтушкин Никол. Тимоф. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
5 Брызгалов Иван Тверская губ., Калязинский у. м. Калязин
6 Буланов Никол. Клеод. ве рская губ., Калязинский у. г. Калязин
7 Волков Степан Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
8 Долгов Иван Макар. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
9 Долгов Иван Макар. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
10 Дорогутин Василий Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин, гор. Калязина
11 Ефимов Ив. Дм. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
12 Жданов Сергей Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
13 Калашников Макар Васильев Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
14 Кикиморин Як. Мих. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
15 Киселев Николай Макар. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
16 Киселев Петр Никол. Тверская губ., Калязинский у. м. Калязин
17 Корсунский Пав. Дм. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
18 Корчагин Степан Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
19 Кочеров Алексей Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
20 Лукьянов Петр Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
21 Лукьянов Петр Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
22 Малиновский Ал-ей Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
23 Матвеев Григорий Егор. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
24 Меньшиков Владим. Александров. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
25 Нечаев Василий Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
26 Овчинников Петр Васильевич Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
27 Ошодлин Иван Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин, гор. Калязина
28 Плотников Петр Тверская губ., Калязинский у. м. Калязин
29 Романов Евгений Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
30 Соколов Василий Ив. Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
31 Срищиков Дмитрий Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
32 Тоблер Павел Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
33 Томилов Дмитрий Алексеев Тверская губ. город Калязин
34 Шелудяк Павел Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин
35 Шелудяков Павел Тверская губ., Калязинский у. г. Калязин, мещ. гор. Калязина
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
camy

camy

Московская область
Сообщений: 3430
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4044
от краеведов Калязина

Абросимов Федор. Рядовой, из Калязина. Холост. Ранен 11 октября 1914 г.
Аминов Яков Михайлович. Ефрейтор, из Калязина. Холост. Ранен 26 августа 1914 г.
Аркадов Петр. Стрелок, из Калязина. Женат. Ранен 12 декабря 1914(1915).
Бакалягин Николай Александрович. Ратник, из Калязина. Холост. Ранен 31 августа 1916 г.
Баранов Иван. Старший унтер-офицер, из Калязина. Ранен 26 августа 1914 г.
Бардин Леонтий Андреевич. Рядовой, из Калязина. Холост. Ранен 19 августа 1916 г.
Баясов Степан Григорьевич. Гренадер, из Калязина. Женат. Пропал без вести 17 августа 1914 г.
Белов Егор. Старший унтер-офицер, из Калязина. Женат. Пропал без вести 26 августа 1914 г.
Беляев Владимир. Гренадер, из Калязина. Женат. Убит 12 октября 1915 г.
Болтушкин Николай Тимофеевич. Рядовой, из Калязина. Ранен 3 сентября 1915 г.
Бородулин Василий Александрович, калязинец. Он был рядовым 180-го Виндавского пехотного полка с 15 по 17-й год.
Буданов Михаил. Рядовой, из Калязина. Пропал без вести 23 августа 1914 г.
Виноградов Николай Петрович. Рядовой, из Калязина. Холост. Ранен 25 сентября 1915 г.
Галкин Александр Арсеньевич. Гренадер, из Калязина. Пропал без вести 28 августа 1916 г.
Головкин Дмитрий Иванович. Рядовой, из Калязина. Женат. Контужен 19 июля 1915 г.
Голубев Иван Иванович. Рядовой, из Калязина. Женат. Убит 28 мюля 1915 г.
Долгов Иван Макарович. Доброволец, из Калязина. Холост. Ранен 6 ноября 1914 г.
Дудкин Иван. Рядовой, из Калязина. Ранен 14 ноября 1914 г.
Дунаев Иван. Гренадер, из Калязина. Женат. Пропал без вести 12 октября 1915 г.
Киселев Михаил Антонович. Подпоручик (подпрапорщик ?), из Калязина. Ранен 5-6 ноября 1914 г.
Киселев Николай Макарович. Рядовой, из Калязина. Холост. Пропал без вести 28 ноября 1915 г.
Кочеров Алексей. Ефрейтор, из Калязина. Холост. Убит 9 октября 1914 г.
Кошелев Александр Михайлович. Рядовой, из Калязина. Холост. Ранен 11 октября 1914
Кузнецов Василий Филиппович. Рядовой, из Калязина. Оставлен на поле сражения 20 августа 1916 г.
Кузьмин Василий Иванович. Гренадер, из Калязина. Женат. Ранен 12 октября 1915 г.
Курицын Василий. Старший унтер-офицер, из Калязина. Ранен 14 сентября 1914 г.
Лебедев Василий. Старший унтер-офицер, из Калязина. Женат. Ранен 13-14 октября 1914
Ловков Михаил Павлович. Стрелок, из Калязина. Холост. Ранен 10 ноября 1915 г.
Марусин Митрофан Гурьевич. Стрелок, из Калязина. Убит 28 августа 1915 г.
Масленников Александр Николаевич. Ефрейтор, из Калязина. Женат. Ранен 31 августа 1915 г.
Матвеев Григорий Егорович. Ратник, из Калязина. Холост. Пропал без вести 18 февраля 1915 г.
Молчанов Василий Дмитриевич. Рядовой, из Калязина. Убит 20 августа 1916 г.
Морошкин Вячеслав Иванович. Рядовой, из Калязина. Ранен 4 сентября 1915 г.
Морошкин Мечислав Иванович. Рядовой, из Калязина. Ранен 11 июля 1916 г.
Плетнев Григорий. Старший унтер-офицер, из Калязина. Женат. Ранен 13-14 октября 1914 г.
Сергеенко Алексей Елисеевич. Гренадер, из Калязина. Женат. Пропал без вести между 2 и 17 ноября 1914 г.
Соловьев Михаил. Младший унтер-офицер, из Калязина. Женат. Ранен 17 сентября 1914
Сырейщиков Макарий Андреевич. Рядовой, из Калязина. Холост. Ранен 5 июля 1915 г.
Тычинин Егор Алексеевич. Каптенармус, из Калязина. Ранен 7 ноября 1914 г.
Шелудяков Павел. Рядовой, из мещан г. Калязина. Пропал без вести между 14 ноября и 8 декабря 1915 г.
---
...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.
Лайк (1)
Jerzy Kwiatkowski
Участник

Частный специалист

г. Челябинск
Сообщений: 53
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 74
Уважаемые форумчане, подскажите. пожалуйста, в каких архивах искать информацию: прабабушка после ареста прадеда была сослана из Москвы в Калязин, проживала там приблизительно с 1938 по 1944 гг. Хотелось бы уточнить годы проживания, род занятий в ссылке, возможно, найти дело. Заранее спасибо, ответы лучше в личку. Георгий.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модераторы: ELM, Vorogeya, ivanphys
Вверх ⇈