Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Соликамск и район.

Происхождение, история заселения и др.

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Tina1960
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Что и где можно посмотреть.

1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14,19, 20,21,25.
2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения.
Стр.1,2,3,4,5
3.Достопримечательности города и района.Стр.3,5,6,7,10,12,19, 21,25.
4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13, 20,21,22, 23,25.
5.Развитие солеварения.Стр.1,8, 22,23,24, 25

6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14
7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15, 16,17,18,19, 20.
8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16,17,18,19, 20,21.
9. Музеи Соликамска.Стр.3,5,6,12,13,19,20,22
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Соборная колокольня ("на Платах")

сооружение высотой около 60 метров, действительно стоящее над кубовидной палатой. Построена уже в начале XVIII века (1709), и считается "падающей башней" (отклонение достигает двух метров).


[ Изображение на стороннем сайте: a37e9a793eeb.jpg ]

По высоте башня колокольни делится на три яруса, украшенные архитектурными деталями — окошками-впадинами, волнистыми лучами и крестообразными нишами. Детали эти ярко раскрашены.

[ Изображение на стороннем сайте: ca6885c976f7.jpg ]

В конце 1920-х годов подклет использовался для содержания зеков, частью — присланных на строительство калийного комбината, частью — следовавших по этапу на Вишеру.
Поскольку одновременно с получением разрешения на возведение Соборной колокольни у соликамцев возникла потребность в строительстве здания городового магистрата — выборного органа городского управления — архитектор решил совместить два проекта в одном сооружении.

[ Изображение на стороннем сайте: 0ccc7b22d9cb.jpg ]

(Здесь слева направо: крыльцо Троицкого собора, колокольня, Крестовоздвиженский собор).

Крестовоздвиженский (зимний) собор в Соликамске.
Находится в Соликамске по адресу: улица Всеобуча, дом 65.


[ Изображение на стороннем сайте: 2e2177290bcf.jpg ]


Храм расположен в историческом центре города и входит в ансамбль церквей, примыкающих к торговой площади города. Он расположен к северу от Троицкого, центрального городского собора, и стоящих рядом Рождественской церкви и колокольни.


[ Изображение на стороннем сайте: d4731b2df75e.jpg ]

При этом Троицкий собор располагается на возвышении, а Крестовоздвиженский — под горой, у берега реки Усолки. Эта разница ещё более подчеркивается относительно приземистыми пропорциями Крестовоздвиженского собора, что связано с его назначением — он был центральным тёплым храмом города.

[ Изображение на стороннем сайте: d7b6908bf413.jpg ]

Интерьер собора в 2014 году. Левый придел.

Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров».
Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
До 90-х годов в храме располагался пивзавод(!)

[ Изображение на стороннем сайте: ef5952cd9bae.jpg ]


Здание в 1950-е годы. Пивзавод.



---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Церковь жён Мироносиц (1776-1780 гг.). Адрес: ул. 20 Лет Победы, 49 а

Построена на старом соликамском кладбище на средства
солепромышленника Суровцева. В 1786 году он был там погребён.

Строил церковь и вёл столярные работы и сделал иконостас мещанин Иван Горбовский с детьми. Иконы написаны мещанином Петром Казанцевым с участием пономаря Семёна Белозёрского и мещанина Ивана Швецова.

[ Изображение на стороннем сайте: 0b060ff1b1e2.jpg ]


Кирпичная церковь с декором в духе уральского барокко.
Односветный четверик, завершённый небольшой главкой, с пятигранным алтарём, трапезной и восьмигранной колокольней с ярусным завершением. Была приписана к собору. В 1929 закрыта, венчания сломаны, использовалась под жильё, хозяйственные нужды. В 2000 возвращена верующим.

[ Изображение на стороннем сайте: 96b32e945c04.jpg ]

От кладбища ничего не осталось, да и сама церковь лишилась колокольни.Городское кладбище, на котором стоял храм, срыто и застроено жилыми домами.
Храм в настоящее время действует.
Небольшая кладбищенская церковь располагалась на восточной окраине города, неподалеку от женского Преображенского монастыря.

[ Изображение на стороннем сайте: b12443cb0db2.jpg ]


В настоящее время — бывшая окраина практически центр города и мимо церкви проходит одна из основных магистралей города улица 20 лет Победы.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Адрес: Соликамск, Красноармейская улица, 40


[ Изображение на стороннем сайте: c6e740659ef7.jpg ]


История возникновения Введенской церкви достаточно стандартна для 17 века.
Вдова одного богатого купца решила «отречься от мира и в монастырском уединении окончить жизнь свою». Она дала Богу обещание построить в Соликамске каменный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при нем женский монастырь. Муж ее, Федор Матвеевич Щепоткин, принадлежал к торговому сословию Москвы, занимался торговлей и солеварением в Соликамске, и по смерти своей оставил значительное состояние. Так, в 1683 году «на иждивение» вдовы Евдокии Никифоровны Щепоткиной, основан в Соликамске женский монастырь.

В 1683 году Евдокия Щепоткина обратилась к архиепископу Вятскому и Великопермскому Ионе за благословением. 22 марта 1683 года Иона дал благословенную грамоту: «Построить в Богохранимом граде у Соли Камские храм каменный во имя Введения Пресвятыя Богородицы. Церкви быти трех сажен, в тое меру и построити, а о алтари и высоте тоя церкви учинити по чертежу, смотря по длине, и верх бы был на той церкви не шатровый, но плоской крестной, и все то церковное здание строити по пригожеству». И далее повелел «на то церковное каменное строение кирпич и известь и всякие припасы готовить и рвы копать и подошву крепить и на сваи и на монастырское здание лес ронить».

На восточной окраине Соликамска начались работы по возведению каменной Введенской церкви. Храм был предназначен для зимнего богослужения: выкладывались толстые стены, сделаны небольшие оконные проемы, сбиты две печи. Замечательно то, что верх на этой церкви, согласно смыслу грамоты архиепископа Ионы, сооружен не шатровый, а плоский на четыре ската, тогда как в других церквах современной постройки крыши сферически-куполообразные.

Церковь кубовидная, приземистая, с небольшой трапезной, трехчастной алтарной апсидой и одной луковичной главой. Глава крыта лемехом «по старине» — осиновыми плашками, рубленными топором, схожими по виду с чешуей. Такой глава предстает и в наши дни.

Декоративное убранство стен Введенской церкви скромное, но оригинальное. Стены внизу гладкие, окна без наличников, только под карнизом устроены закомары и широкий декоративный пояс. Специалисты отмечали, что мастерам-каменщикам удалось достичь «впечатления нежности кружевного узора при однообразии мотива».

Освятили Введенскую церковь 7 декабря 1713 года. Отчего на 30 лет затянулось строительство, неизвестно. Можно предположить, что не хватило вдовьих средств, поскольку одновременно и с размахом стали возводить каменную летнюю Преображенскую церковь, чтобы возведение женского монастыря было завершенным и полным.
В устройстве храма деятельное участие принимал воевода И.И. Нарышкин. Он организовал сбор пожертвований среди торговых людей и солепромышленников, сам вложил часть своих средств.

В Преображенском женском монастыре, где Введенская церковь играла роль зимнего храма, монахинь в лучшие годы было около шестидесяти.
С течением времени число их сократилось, а выплаты из казны прекратились. Но монастырь продолжал безбедно жить за счет принадлежавших ему мельницы и покосных угодий. Однако, при составлении штатов в 1765 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднен, монахини переведены в г.Уфу.

Введенская церковь в связи с тем обращена в приходскую.
Приход ее был незначителен — в него входили в основном рабочие сользаводов, их семьи и крестьяне нескольких деревень. Всего прихожан было около 500 человек, причем на постоянной службе не бывало и 40 из них.
В начале XIX века побывавший в этом храме В.Н. Берх поделился впечатлением: «Введенская церковь мала и убога». Пожертвования и сборы были невелики. Тем не менее, раз в 5-10 лет храм белили, ремонтировали крышу. Изредка подновляли иконостас.

В 1928 году церковь закрыли, присвоив ей статус памятника архитектуры союзного значения, как и парной ей Преображенской церкви.
Статус не произвел должного впечатления, и в начале 1933 году с Введенской церкви сняли главу, а внутреннее убранство растащили, с этого года ее использовали под рабочее общежитие.

В 1937 году, по оценке состояния соликамских памятников архитектуры архитектором-реставратором Комитета по охране памятников старины Любимовым, горисполкомом принято решение передать Введенскую церковь музею. Последний не успел ее освоить, поскольку с началом войны в здании разместилась столярная мастерская артели «Кама».


[ Изображение на стороннем сайте: bf0e50468ada.jpg ]

В феврале 1942 года постановлением президиума горсовета церковь была передана эвакуированному в Соликамск Камышинскому аэросанному училищу, позднее преобразованному в танковое. Для въезда в здание в стене был пробит большой проем.

[ Изображение на стороннем сайте: dc2ce6cc9438.jpg ]

Введенская церковь в 40-е годы ХХ века
Когда училище выехало, во Введенской церкви устроили пимокатный завод.
В 1953-56 годах церковь реставрировали под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера. Восстановили главу в первозданном виде, покрытие также сделали из лемеха.
В дальнейшем еще несколько организаций-арендаторов сменили друг друга. В 1980-х годах некоторое время в здании был кинопрокат, после того — реставрационный участок.
Наконец, с 1990-х годов Введенская церковь вновь передана верующим.

[ Изображение на стороннем сайте: b53f44798e69.jpg ]

Протодиакон Антоний Скорлупин: "С момента передачи здания верующим в 1991 году храм в богослужебных целях не использовался.
В 2010 году настоятель храма протоиерей Игорь Семенко положил начало реставрационным работам. Стены заново оштукатурены как изнутри, так и снаружи, полностью заменена электрическая проводка, возведён новый деревянный иконостас, оборудован алтарь, сооружены новые деревянные полы, заменены оконные рамы, стены храма покрыты росписью и фресками.
Денежные средства на реконструкцию храма выделялись как из частных пожертвований, так и из средств прихода.
5 августа 2011 года храм вновь освящён, совершена первая Божественная литургия после закрытия в 1933 году. В настоящее время зимний храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Соликамска используется в богослужебных целях, по своему прямому назначению."

Преображенская церковь - Адрес: ул. 20 лет Победы, 40, Соликамск
Действующий православный храм в городе Соликамск Пермского края. Главная церковь бывшего Преображенского женского монастыря. Памятник архитектуры XVII в.Архитектурные стили:Узорочье, Уральский.


[ Изображение на стороннем сайте: d7e986c7e264.jpg ]

Несмотря на простоту конструкции, Преображенская церковь выделяется своей приземистостью и неповторимой шатровой колокольней, которая напоминает лучшие образцы русской архитектуры 16 века.

[ Изображение на стороннем сайте: e2a306d54b63.jpg ]


Преображенский монастырь был основан в 1683 г. Средства для строительства монастырских храмов выделила вдова солевого фабриканта Фёдора Щепоткина - Евдокия Никифоровна Щепоткина.
Преображенская церковь окончательно построена была лишь в 1690 г. Это было связано с тем, что между заказчицей и исполнителем возникли конфликты, основанные на недовольстве по качеству выполнения работ.

Монастырь был упразднен в ходе Екатерининских реформ в 1764 г.
После переведения монастыря в Уфу в 1765 г., оба храма монастыря (Преображенский и Введенский) стали приходскими.
В храмах этого прихода служил до революции диакон Василий Воскресенский, убиенный в 1918 году и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников в 2000 году.
Преображенская церковь одна из самых красивых церквей Соликамска.
Спасо-Преображенская церковь является действующим храмом.

---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Сейчас трудно себе представить, а ведь когда-то не было электричества, центрального отопления и газоснабжения. От этого в России появился обычай строить не один, а два храма вместе. Один летний, а другой — зимний. Один – просторный и более роскошный, а другой – всегда маленький, приземистый, с малыми оконцами, чтобы меньше тратить дров на отопление.

[ Изображение на стороннем сайте: 69b38b16c633.jpg ]

Один из таких комплексов в Соликамске – Спасо-Архангельский архитектурный ансамбль из двух церквей. Раньше в него входили четыре сооружения: Спасская летняя и Архангельская зимняя церкви, отдельно стоящая шестиярусная колокольня и часовня на могиле убиенных в XVI веке при вогульском набеге защитников города.

Деревянные укрепления и стоявшие здесь ранее храмы были уничтожены пожаром в 1672 году. В это время город переживал период экономического подъёма, поэтому на месте сгоревшего города были воздвигнуты кирпичные храмы.
Спасская и Архангельская церкви расположены в историческом центре города в месте, где в древности располагался деревянный городской кремль, в пределах которого были деревянные же храмы. К моменту строительства кирпичных храмов центр города уже сместился к востоку и располагался в районе Троицкого собора. Особенность рельефа города в том, что он располагался на склоне, спускающемся к реке Усолке, поэтому даже городской кремль находился не на возвышенности, а на склоне, но между двух оврагов, прорезавший этот холм. В настоящее время эти овраги сгладились и малозаметны. Во время постройки эти церкви видимо играли существенную роль в облике города, но в настоящее время их обзор сильно затруднён современной застройкой.
Первым в 1689—1691 годах был выстроен летний Спасский храм, строительство его велось одновременно с Троицким собором и Богоявленской церковью.

Архангельская церковь первоначально была деревянной, двухэтажной. Находилась на территории соликамской крепости. Сгорела в 1672 году и была восстановлена на том же месте и снова из дерева.
Просуществовав несколько десятилетий, новая деревянная Архангельская церковь снова сгорела дотла 11 января 1712 года среди бела дня. Согласно летописи, «в нощи той было с небеси знамение над горелою церковию подобно свету, яко кругу с лучами». Что это было за явление, науке неизвестно. Прихожане истолковали знамение в пользу строительства каменного храма, спешно собрали средства и в том же 1712 году заложили новую Архангельскую церковь.

Спасская летняя церковь была заложена 27 мая 1689 года. Точной даты освящения Спасской церкви нет. По некоторым сведениям, предполагается 1691 год, но вряд ли темпы строительства были настолько скорыми.
В новом храме устроили два придела – во имя Иоанна Богослова и Симеона Столпника. После очередного пожара 1743 года придел оставили один – Иоанновский.

[ Изображение на стороннем сайте: 50ea9792d74b.jpg ]

Стены Спасской церкви чрезмерно декорированы лекальным и тесаным кирпичом. (Северный портал)

[ Изображение на стороннем сайте: 01dd102e1967.jpg ]

Замечательны резные столбы, явный отголосок деревянного зодчества, разделяющие алтарные полукружия. Сложные по рисунку, со спиральными валиками, шаровидными частями и уступчатыми цилиндрами, они составляют основное декоративное богатство храма.

[ Изображение на стороннем сайте: 5c788712864d.jpg ]

На множестве арочных окон треугольные — внизу и килевидные — вверху кокошники с фигурными наличниками.

Спасская церковь некогда была в особом почтении у горожан.
Сложилось это еще во времена существования крепости и деревянного храма. По свидетельству соликамского летописца: «В 1656 году в городе свирепствовала какая-то повальная болезнь. Жители прибегали к Богу с молитвами, особенно Нерукотворенному образу Спасову и положили обет каждый воскресный день совершать крестный ход к башне, где был образ Спасителя. И болезнь отступила». Соликамцы свято выполняли свой обет. Этот обычай соблюдался до начала XIX века.

Архангельская церковь создавалась как зимний храм прихода Спасской церкви. Тёплая церковь Михаила Архангела расположена в непосредственной близости от Спасской.
Адрес: Улица 1-го мая № 45.


[ Изображение на стороннем сайте: 093d53b2c82c.jpg ]

Она была построена в 1725 года, и по своей архитектуре значительно отличается от своего старшего брата.
Храм – характерный образец культового здания XVIII века, состоящий из алтаря, куба и трапезной. Рядом с церковь была возведена отдельно стоящая 30 метровая колокольня, с которой открывался красивый вид на Соборную площадь.
Архитектурная простота Архангельской церкви объясняется как назначением храма, так и нежеланием зодчего оттягивать красоту Спасской церкви.
Этот архитектурный прием во многом перекликается с ансамблем Крестовоздвиженского и Свято-Троицкого собора: та же отдельно стоящая колокольня, простая архитектурная форма зимнего храма и красивый летний храм. Архангельская церковь – одна из самых скромных церквей Соликамска, несущая ауру трех столетий.
Долгое время здесь располагался городской Архив.


[ Изображение на стороннем сайте: 82b0afaf0a10.jpg ]

Храмовый комплекс. Церкви Спаса Нерукотворного Образа и Михаила Архангела

Обе церкви-сестры в Соликамске были закрыты одними из первых – в 1929 году. Их разграбили, поглумились над архитектурой и, в конце концов, передали в ведение НКВД. Что было дальше – я думаю, вы догадались.
Ожили Архангельская и Спасская церкви в 70-х годах.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Воскресенская церковь. Адрес: Ул. Набережная, 90


[ Изображение на стороннем сайте: 41aef075329c.jpg ]

Воскресенская церковь открывает центральный архитектурный ансамбль Соликамска, находясь — чуть впереди — между Троицким собором и Соборной колокольней.
Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные храмы — Успенская и Рождественская церкви, они были уничтожаемы пожаром пять раз, спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-90 гг.
Однако в 1711 году она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.
Если нижняя часть храма характерна для архитектуры Урала конца 17 – начала 18 столетия, то верх – уже характерен для середины 18 столетия. Такая дисгармоничность способствовала утере единого архитектурно стиля и необходимости дальнейшей переделки храма.

[ Изображение на стороннем сайте: c8b681d03dc8.jpg ]

Современный вид.

Декор Рождественского придела перекликается с убранством Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, Богоявленской церкви. В строгих наличниках позднего летнего храма видны новые веяния в архитектуре послепетровского времени. Стены его венчались широкими полукружиями с окнами-люкарнами.
Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров.
В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами. Один из венцов — к иконе Премудрости Слова Божия — был пожертвован в 1692 году боярыней Е.П. Нарышкиной, матерью тогдашнего соликамского воеводы. В церкви находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов. В числе церковной утвари был позолоченный крест с одиннадцатью частицами святых мощей. Интерьер церкви украшали деревянные скульптуры.
Являясь одним из значительных соликамских храмов, Воскресенская церковь имела большое количество прихожан. В основном это были местные купцы и те, кто следовали в Сибирь и обратно. После падения значимости Бабиновской дороги и статуса города происходит отток купцов из Соликамска. Приход пустеет, и в середине 19 века храм приписывают к Троицкому собору.

[ Изображение на стороннем сайте: 0f70c3859632.jpg ]


В 1918 году в Соликамске провозгласили Советскую власть. Началась борьба с религией, постепенно — один за другим — храмы в городе закрывались. В конце 1920-х годов была разогнана и община верующих Воскресенской церкви.
Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия, прибрали самоцветы. Деревянная скульптура была вывезена в Пермь и выставлена в художественной галерее, где она находится и поныне. Наиболее известен среди нее «Сидящий Христос», отмеченный А.В. Луначарским в 1928 году как «замечательное художественное произведение»: «Сидящий Христос не столько задумчивый, сколько как бы далеко ушедший от мира, старающийся все перетерпеть».
После закрытия церкви в конце 20-х годов XX века иконостас был утрачен, в 1934 году разобраны купола и колокольня церкви; и в здании была организована ватная фабрика. Также в церкви располагалась фабрика по пошиву обуви.

В настоящее время в здании находятся Выставочный зал и Отдел фондов Соликамского краеведческого музея.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Идём по улице Набережной, до революции носившей имя Спасской, сохранилось довольно много старинных домов.

[ Изображение на стороннем сайте: 0dca67c9c939.jpg ]


Останавливаемся ещё раз у ансамбля мужского монастыря, когда-то прикрывавшего южный фланг города.

[ Изображение на стороннем сайте: b7c3e6c8d444.jpg ]

Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь ул. Демьяна Бедного, 25, Соликамск.

[ Изображение на стороннем сайте: e37c95d453b0.jpg ]

Соликамский мужской монастырь под именем Вознесенского возник межу 1589 и 1591 годами. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Этот монастырь просуществовал дольше прочих монастырей Пермской губернии до 1928 года.

[ Изображение на стороннем сайте: dcf4ab75409f.jpg ]

Возрождение монастыря началось в 1998 году.

За время своего существования он несколько раз менял названия: появился как Вознесенский, затем сюда перенесли Спас-Преображенский Пыскорский, долгое время он был Троицкий.

[ Изображение на стороннем сайте: eaf123d93443.jpg ]


Если считать возраст "монастыря" с 1589 г, то в 2019 г. монастырю исполнилось 430(!) лет.
С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную.
В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла.
В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный.
В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь.
В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии.

Благодаря такому переводу, соликамская обитель получила третий класс.
С 1907 г. - 2-го класса общежительный мужской монастырь.

[ Изображение на стороннем сайте: a9c2ac75a9b1.jpg ]

С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа.

Надвратная церковь Михаила Малеина Д.Бедного улица, 25.

[ Изображение на стороннем сайте: 77006f921007.jpg ]

Церковь Михаила Малеина, надвратная, основана в Святотроицком мужском монастыре в 1731 году. Первоначально бывший на «воротах святых» деревянный храм во имя Михаила Малеина был ветхим, но сменен на новый, каменный.
Заслуга в том — монастырского игумена Макария и соликамского солепромышленника и «медного заводчика» Михаила Турчанинова.
Новый храм был устроен не над воротами, как прежний, а возле них, но продолжал именоваться «надвратным» и служил основанием колокольне. В плане церковь представляет собой бесстолпный четверик, над сомкнутым сводом которого возвышается массивный восьмерик колокольни с открытыми в прошлом проемами звона. В устройстве звонницы не над притвором, а над основным храмом — особенность церкви Михаила Малеина, что существенно отличает ее от других храмов города. Колоколов было немного, их перенесли со старой деревянной звонницы. Позднее они почти все расплавились в пожаре 1743 года. После пожара пришлось устраивать новый звон, значительно усиленный в 1775 году за счет Пыскорских колоколов.

Из переведенного в Соликамск Пыскорского монастыря тогда перевезли весь звон. Несколько колоколов подвесили на монастырскую звонницу, но «ей тягостно стало». Стены не выдержали, треснули, связи порвало. Самый большой колокол в 360 пудов так и не решились поднять на колокольню. Его держали на земле на низких деревянных столбах.
Церковь закрыли в 1928 году, уничтожили иконостас, и со всем монастырем передали Калийтресту, а через 10 лет — Усольлагу.
В 1930 году были разобраны два яруса колокольни и барабан с главкой, уничтожено алтарное полукружие. Внутреннее пространство храма перегородили, разделив на камеры для заключенных.
В 1990-х годах монастырь в Соликамске восстановлен, церковь Михаила Малеина вновь стала действующей.


[ Изображение на стороннем сайте: 7067f5b0d8e9.jpg ]


У Свято-Троицкого монастыря суровая история.
В 1918 году его постигла участь множества святых обителей : иконостасы в церквях были демонтированы, росписи на стенах забелены.
Настоятель монастыря Феофан епископ Соликамский принял мученическую смерть погружаемый в ледяную прорубь, пока не покрылся льдом, после чего был утоплен.
До 1938 г монастырь принадлежал калийному тресту ВСНХ СССР и использовался как пересыльная тюрьма.
С 1938 года в монастыре находились центральная "зона", тюрьма, пересыльная тюрьма и контора "Усольлага".
Соликамская пересыльная тюрьма была самой страшной , с высоким уровнем смертности и просуществовала до 1988 года,а спецприемник УВД г.Соликамска просуществовал до 1998г.

Через Соликамскую пересыльную тюрьму прошли многие известные люди, такие как Варлам Шаламов, Осип Мандельштам, поэт-песенник Михаил Танич(первый год отсидки он "работал" в художественной мастерской Усольлага в г.Соликамск) который создал песни, ставшие шлягерами, сотрудничал со многими ведущими композиторами и артистами эстрады, с группой "Лесоповал".
В повести Л.Карелина «В конце ленты» автор дает яркое описание соликамской пересылки.
Главная тема повести — тема памяти и искупления грехов человеческих. Она настойчиво начинает звучать с первых страниц произведения, действие которого переносится на Урал.
Вот здесь-то как раз и возникает образ города Соликамска – Ключевого,
как назван он в повести.
Город этот прекрасен. Согревают сердце героя повести Лыкова купола, колокольни, древний уклад монастырских стен, увяз кедровых неохватных бревен в сохранившихся старинных домах.

Автор вспоминает историю торгового города, но она ушла в прошлое. «Ключевой, перестав быть торговым, стал вскоре, уже в 20-е годы, центром лагерных обоснований, нареченных «Усольлагом», и купола ключевских церквей озирали теперь бескрайние пространства заколюченной земли – от Усолья, Соликамска, к Чердыни, к Ныробу...».
Вместе с Лыковым читатель оказывается в бывшем монастыре «на холме посреди города, где обосновалась центральная «зона», тюрьма, пересылка и контора «Усольлага».
«Знатные места кого только не перевидели. Хоть врезай в вековые монастырские стены мемориальные доски, как на иных домах столичных на улицах Грановского и Неждановой. Тесно бы тут стало от этих мраморных досок, сколь ни обширен обхват монастырских стен».

Карелин заставляет читателя по-новому взглянуть на стены монастыря. Это не далекая история XVI века, а страшная история ХХ столетия, «грозная, мрачная». «Это было место, гремевшее на всю страну, за рубежом своим именем устрашавшее, особенно тех, кто побывал здесь, чудом вырвался, но сны тюремные их не покинули и не покинут.


[ Изображение на стороннем сайте: 4e3aaee55320.jpg ]


Возрождение монастыря началось с октября 1998 года, когда Пермский Свято-Троицко-Стефанов монастырь принял на себя обязательство по обеспечению сохранности его архитектруного ансамбля. Во вновь открытом монастыре в 1999 году в праздник Богоявления в Благовещенском приделе прошла первая служба.

В декабре 2000 года по благославлению Высокопреосвященного Афанасия Архиепископа Пермского и Соликамского второй придел монастырского храма получил наименование Феофановского, во имя священномученика Феофана Епископа Соликамского.

[ Изображение на стороннем сайте: b98afb736390.jpg ]

Интересно, что при археологических исследованиях на территории Вознесенского монастыря в Соликамске был найден жертвенник в виде кострища, около которого обнаружена выкладка из трех конских челюстей. В центре кострища был аморфный кусок кричного железа. Это свидетельствует о культе коня в древности.

****
Земская управа Ул. Набережная, 97


[ Изображение на стороннем сайте: db43dd195028.jpg ]

Земство - выборный орган местного самоуправления. Начало свою деятельность с мая 1870 года.
Земство распоряжалось жизнью уезда, но ограничивалось областями народного образования, здравоохранения, дорожного строительства и почтового сообщения. За превышение своих прав служащие земства могли быть привлечены к суду. Земское собрание гласных, избиравшихся на три года, было распорядительным органом уезда. Исполнительную власть представляла земская управа во главе с председателем, который утверждался губернатором.
В январе 1918 года Соликамская уездная управа преобразована в отдел народного хозяйства Усольского совета.
В настоящее время в здании располагается муниципальное учреждение культуры «Детская школа искусств».
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
В XVII в. Соликамск, бывший крупным транзитными перевалочным пунктом на пути в Сибирь, стал важным экономическим и административным центром. Большую роль в этом сыграло открытие Артемием Бабиновым прямой дороги к верховьям реки Тура.
На сегодняшний день первую дорогу в Сибирь все знают только под одним названием – Бабиновский тракт, в честь первооткрывателя Артемия Бабинова. По этому же принципу дороге было дано второе название – Бабиновка. Однако официально дороге из Европы в Сибирь присвоили название «Соликамско-Верхотуринский тракт».
Кстати,у старожилов верхней Яйвы, оказывается, принято произносить фамилию Бабинов и название дороги — Бабиновская — с ударением на третьем слоге, а не на первом или же на втором.


[ Изображение на стороннем сайте: d37be4b23fda.jpg ]


Артемий Сафронович Бабиновпосадский человек из села Верх-Яйва, открывший Бабиновскую дорогу, которая соединяла Соликамск и Верхотурье и сыграла важную роль в освоении Сибири.
Писцовые книги 1579 г. (до прокладки дороги) и 1623 г. (после прокладки дороги) не упоминают его среди жителей Соликамска. Соликамские летописцы называют его крестьянином д. Верх-Усолка Соликамского уезда.
(Историк,профессор Чагин Георгий Николаевич)

Новая дорога была в 8 раз короче прежней.
В книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу» приводится предание, по которому Бабинов выведал о новом пути у вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на вогулов, справляющих свои языческие обряды.
Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям реки Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев.
Изучив местность, Бабинов сообщил в Москву, что сможет провести грунтовую дорогу, которая в разы сократит путь между Солью-Камской и Тобольском. Спустя некоторое время было получено согласие царя на строительство.
Бабиновский тракт начали строить в 1595 году.
За два года 40 пермских посошных людей, с помощью топоров и лопат,проложили дорогу длиной 280 км(263 версты) через реки ,овраги и болота.Было построено 9 мостов.
Как видно из атласа Ремезова, этот путь вел через верховья Яйвы к реке Косве, потом к Павдинскому камню, пересекал Лялю и доходил до устья речки Калачика; длина пути равнялась 250 верстам (считая каждую в 1000 сажен).

[ Изображение на стороннем сайте: db73f8680c15.jpg ]

В прошлом России еще не было подобных случаев. Впоследствии дорога была удлинена до Тюмени и Тобольска, а в 1598 году по тракту стали использовать для перевозки большого количества тяжелых грузов.
Прослужила дорога 170 лет,пока не открыли Московско-Сибирский тракт через Екатеринбург.
За открытие и устройство дороги царь Фёдор Иоаннович наградил Бабинова землями в верхнем течении реки Яйвы и освободил от уплаты податей. Поступив на государственную службу, Бабинов до конца жизни следил за содержанием дороги. Основанная им Верх-Яйвинская слободка позднее стала погостом и волостным селом.
Бабинов построил в Яйве несколько дворов и в 1616 г. даже воздвиг церковь Введения Пресвятой Богородицы.
Грамоты царя Бориса и царя Василия прибавили Бабинову еще большие владения на 20 верст вверх и на 15 верст вниз по Ейве от сибирской дороги.

[ Изображение на стороннем сайте: 5e8de0fd60a1.jpg ]

К сожалению, мы очень мало знаем о замечательном уроженце Пермского края, нашем землепроходце, и даже о его деле. Все известные документальные свидетельства о нем фрагментарные. Неизвестными остаются и годы жизни Артемия Бабинова.

[ Изображение на стороннем сайте: de5bd3a7506f.jpg ]

В официальных документах того времени он назывался «вождём сибирской дороги».
Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.

По ней отправлялись в свои экспедиции такие известные путешественники, как Витус Беринг, Степан Крашенинников, Иван Лепёхин.

[ Изображение на стороннем сайте: a0275fdb6db3.jpg ]

Около колокольни стоит верстовой столб в память о Бабиновской дороге, на полтора столетия ставшей воротами в Сибирь.

[ Изображение на стороннем сайте: 1d18fee58835.jpg ]


Г. Ф. Миллер, «Описание сибирского царства»

200 лет по дороге ходили и ездили в Сибирь. По ней прошёл протопоп Аввакум. В 1735-м году был построен тракт до Екатеринбурга и 1763 году бабиновскую дорогу закрыли.
Сейчас ею уже почти никто, кроме местных охотников и рыбаков, не пользуется.
Разве что, иногда на ней можно встретить туристов.

[ Изображение на стороннем сайте: 55916936bc7c.jpg ]


В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д. Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России ботанических садов.
А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.

Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.
По словам краеведа Геннадия Бординских, Бабиновский тракт сыграл огромную роль для города, оказавшегося начальной точкой проложенной дороги – Соликамска. Рост города не остался без внимания иностранных исследователей, путешественников и писателей – отрывок, описывающий город можно найти у известнейшего писателя Даниэля Дэфо в его романе «Робинзон Крузо».

«Наконец, переправившись через Каму, которая в тех местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в Европу; первый город на европейском берегу Камы называется Соликамском.
Мы думали увидеть здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, другие занятия, но ошиблись; нам предстояло пройти еще одну обширную пустыню, тянувшуюся двести, а в иных местах семьсот миль.
Эта мрачная местность мало чем отличалась от монголо-татарских областей; население, большей частью языческое, стояло немногим выше американских дикарей: их дома, их города полны идолов, образ жизни самый варварский; исключение составляют только города и близлежащие селения, жители которых являются христианами или мнимыми христианами греческой церкви, но религия их перемешана со столькими суевериями, что в некоторых местах едва отличается от простого шаманства».
(Д. Дэфо, «Робинзон Крузо»)

В следующем, 2020 году исполнится 415 лет с начала строительства Бабиновского тракта. .

*
Примечание.

Если допустить, что Бабиновская дорога строилась два года, то ее строители должны были проходить в сутки более 380 метров, около 15 м в час, всесезонно, в любую погоду. Темпы нереальные и для нашего времени. Следовательно, дорогу начали строить гораздо раньше 1595 г. Когда именно? И откуда взялась эта дата?
В известных на сегодняшний день источниках, связанных с Бабиновской дорогой, 1595 г. не упоминается. На мой взгляд, произошла ошибка в прочтении какой-то неизвестной нам грамоты, которая могла содержать сведения, что в 95-м году по указу царя Федора Иоанновича велено было проведывать прямые пути в Сибирь. Такое написание дат, с опущением тысячелетий, характерно для допетровских документов. Например, в жалованной грамоте А.С. Бабинову царя Михаила Федоровича 1617 г. упоминается 124 г., с предполагаемым 7 тысячелетием. Когда это читал современник, он понимал, что речь идет о 7095 г. от сотворения мира. Но человек уже конца XVIII века мог ошибочно интерпретировать 95-й как 1595 год от Рождества Христова, что с его точки зрения было вполне логично, если речь шла о царе Федоре Иоанновиче.

Далее ошибочная датировка могла войти в летопись. Подтверждением использования документов в летописании служит, например, цитата Берхова Соликамского летописца, приведенная выше – фрагмент подлинного текста жалованной грамоты А.С. Бабинову 1617 г., с полной росписью старого Вишеро-Лозьвинского пути. Но и в этой грамоте не упоминается ни 1595, ни 95 г.

Известно, что А.С. Бабинов за службу получил от царя Федора Иоанновича грамоту «безданную и беспошлинную». Она не сохранилась, но, полагаю, именно в ней и была указана дата «преткновения» – 95 год, который прочли ошибочно как 1595, а надо было 7095 - от сотворения мира или 1587 - от Рождества Христова.
Вернемся к жалованной грамоте 1617 г.: «Ортюшко проведав тое дорогу от Соли Камской в Сибирь на Верхотурье, пермичи посадскими и уездными людьми прочистил» [8, с. 449]. Заметим, о количестве людей грамота не говорит. Работы велись «пермичи всей землей» – это значит, что были задействованы соликамцы, чердынцы, кайгородцы, строгановские крестьяне.
Работы были завершены к декабрю 1597 г. И первый год эксплуатации дороги показал, что она «чищена и мосты мощены худо, пенье ссечено не из коренья, заломы по дороге великие… мосты вешнею водою посносило»
В апреле 1599 г. пермскому воеводе приказано снова послать двух целовальников с посошными людьми, «сколько человек пригож», а верхотурским воеводам – послать «сына боярского добра да с ним вожа Артюшку Бабинова» дорогу чистить и мосты мостить, и чтоб «гнилья не было».

Кто же такой Артемий Софонович Бабинов?
Никогда крестьян в России не назначали головами на государственное дело, а потом не награждали вотчинами. Нет, А.С. Бабинов крестьянином не был.

Был ли он посадским? Возможно и правдоподобно. Но какого посада – Сольвычегодского, Соликамского, Московского, Новгородского? Возможно, он происходил из семьи потомственных мостников, как на Руси называли мастеров по прокладке дорог и мостостроению. И фамилия «Бабинов» может быть производной от «бабы» – инструмента для трамбовки полотна грунтовой дороги и для забивания свай при строительстве мостов и гатей. Если он был таким мастером, то не случайно, что именно ему было поручено грандиозное государственное дело. И «Сибирской дороги вож» – не почетное звание, как принято считать, а должность главы, начальника, управляющего.
И его сын Кузьма исполнял эту же должность. Известно, что в 1638 г. «вож Коземка Бабинов» подал в Сибирский приказ роспись об исправлении дороги между Чикманом и Молчаном. Дорожным строительством занимались и другие представители семьи Бабиновых.
И вот тут мы подошли к третьей версии о личности Артемия Бабинова – о принадлежности его к служилому сословию.
Утверждение, что в 20-х гг. XVII в. у А.С. Бабинова не было двора в Соликамске, основанное на отсутствии его в переписи 1623/24 гг., неверно. Двор не указан по причине освобождения его от платежей, для упорядочения которых и составлялись писцовые книги. В то время как лавка, не входившая в льготное пожалование, была облагаема налогом и потому значится за А.С. Бабиновым в той же переписи. Был двор, оставалась, по всей вероятности, и «деревнишка», часть земли которой А.С. Бабинов передал вкладом в Соликамский мужской монастырь в 1623 г. .
Итак, взглянув по-новому на историю Бабиновской дороги, мы попытались исправить явные ошибки. Установлено следующее: год начала строительства дороги, с большой долей вероятности, – 1587; Артемий Бабинов – не крестьянин, деревня Верх-Усолка – не его родина, а его собственность.
Остальное подлежит дальнейшему исследованию.
(Савенкова Нэлли Михайловна)
http://skmold.solkam.ru/stati-...ihajlovna/
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Красавец Соликамск полон тайн, загадок и конечно достопримечательностей. Многие из них известны каждому, но есть места и объекты менее известные, но не менее красивые. Великое, говорят, часто начинается с малого. Наверно, это особенно справедливо, когда речь идет о реках. Не составляет исключение и некогда полноводная река Усолка.
А какая же река без мостов?

[ Изображение на стороннем сайте: 9a92357fcbaf.jpg ]

Мост на улице Всеобуча, которая до революции называлась Никольской, существовал всегда. Именовался он Большим и был главным проездным в заречную часть города и дальше, в Чердынь.
Лет пятнадцать назад он получил неофициальное название Моста Влюбленных, став одним из примечательных объектов посещения свадебных кортежей.

[ Изображение на стороннем сайте: 72aca67c3ef4.jpg ]

Мост влюбленных в Соликамске - пешеходный мост, к перилам которого молодожены прикрепляют замки в знак любви и верности друг другу.

Вероятно, по смысловому родству названий, с течением времени его стали путать с Поцелуевым. Чтобы разобраться, вернемся в прошлое.

Поцелуев мост.

Настоящий Поцелуев мост, тот, который мы видим на открытке, находился на улице Александровской (сейчас – Революции), поэтому официально считался Александровским. Начинался он от торговой площади и был самым длинным из соликамских мостов, проходя над рекой в двух местах – у его дальнего конца Усолка делала крутой изгиб.

[ Изображение на стороннем сайте: eca3d75b850a.jpg ]

По воспоминаниям, еще в XIX веке мост облюбовали парочки, и тогда его назвали Поцелуевым. Он стал символом юношеской любви, взросления. На нем назначали свидания. Младшие гимназистки с замиранием ждали, когда их пригласят «на мост». И многие потом всю жизнь вспоминали свой первый поцелуй над водой. Это романтичное объяснение.

По другой версии, первично было название, а потом уже соликамцы его оправдали. Оно было связано со знаменитым Поцелуевым мостом в Петербурге, рядом с которым находился трактир «Поцелуй». Наш длинный мост тоже когда-то вел к заречному трактиру и, по аналогии со столичным, вполне мог получить свое наименование. К ХХ веку от трактира даже воспоминания не осталось, и название толковали конкретно, без сомнений.
Интересно, что у моста было и другое неофициальное название, скептичное, – Козий. Вероятно, оно было связано с узостью моста – шириной в пять досок, в отличие от широких проезжих, мол, «только козам ходить». Однако в истории мост остался Поцелуевым, и на открытке напечатано это название.
В советское время мост разобрали за ненадобностью: заречная часть почти вся была расселена в начале 1950-х годов, в связи со строительством Камского водохранилища, как подпадающая в зону затопления. Сейчас недалеко от этого места, на несколько метров выше по течению, проходит автомобильный мост.
Усолка, которую мы видим на открытке, тоже претерпела изменения, потеряв свой изгиб. Ее спрямили от виднеющегося за деревьями Крестовоздвиженского собора, вырубив эти самые деревья. В старое русло вода поступает только в весенние разливы.

Узнаваемы храмы на заднем плане и Соборная колокольня со своим шпилем. Если приглядеться, можно увидеть массивный пристрой у ее входа, на оба этажа. Пристрой был разобран в 1930-е годы из-за появившихся в стенах трещин и угрозы обрушения. Сейчас на его месте деревянная лестница в два пролета и балкон.

У Воскресенской церкви когда-то была многоярусная колокольня и высокое пятиглавие. Выглядела она гораздо стройнее и величественнее, чем в наши дни. Пожалуй, только Троицкий собор остался без внешних изменений.
Опустив взгляд от собора, замечаем длинное беленое строение без окон. Это гостиный двор, или Покровский ряд, со стороны своего заднего фасада, ограничивающий торговую площадь. Гостиного двора, как и Поцелуева моста, давно нет, но среди старожилов долго сохранялось понятие «пойти в ряды», подразумевавшее советские магазины, располагавшиеся в этом здании.


Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
http://skmold.solkam.ru/stati-nauchnyh-sotrudnikov/

В Соликамске даже устраивают специальную экскурсию «Семь мостов».
Какие есть мосты через реку Усолка?
Первая остановка.
Небольшой мостик под названием «Клестовский».
Свое название он получил от района города – Клестовка. Издавна существовало поверье, что этот мост непростой. Если, загадав желание, пройти через него на одном дыхании, то оно обязательно сбудется.

Вторая остановка у Щепоткинского моста.
Назван он так в честь Дуни Щепоткиной, которая выросла в бедной семье, но выйдя замуж за богатого и знатного купца, помогала простым и бедным людям.
Очередная остановка – маленький мостик. Он носит гордое название – Большой, потому что в давние времена он имел важное значение для горожан. Под этим мостом бьет источник, который считается святым.
Следующая остановка – Поцелуев мост. А почему он так называется, знают наверно все. Здесь молодожены и влюбленные пары пристегивают замочки в знак своей любви и верности.

Александровский мост.
Назван он так в честь купца Александрова, который продавал знатным людям города кожаные изделия.
http://detsad-solbum.ru/puteshestvie-po-semi-mostam/
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
Неподалеку от двух церквей бывшего Спасо-Преображенского монастыря,
на берегу реки Усолки можно посмотреть до сих пор фонтанирующую деревянную Людмилинскую соляную скважину, красиво оформленную и окруженную скамейками для отдыха.

[ Изображение на стороннем сайте: fff33a066377.jpg ]

Людмилинская соляная скважина является достопримечательностью Соликамска и одним из символов города.
Скважина представляет собой колодец, сделанный в 1906 году из стволов лиственницы, из которого течет зеленоватая вода, пахнущая сероводородом. А располагается она недалеко от речки Усолки, прямо в центре Южной части города.

[ Изображение на стороннем сайте: 187b51e2508a.jpg ]

Место, где располагается Людмилинская скважина, в XIX — начале XX в. находилось на территории Троицкого солеваренного завода И. В. Рязанцева.
Технику этого завода Николаю Павловичу Рязанцеву было поручено пробурить скважину с целью определения расположения солевых пластов.
Работы проводились в 1906 г. На глубине 98 метров была обнаружена жёлтая соль с красными прожилками. Она была горькой на вкус и была непригодной для выварки. Н. П. Рязанцев отправил соль на анализ.
В 1910 г. провизор А. Власов сообщил, что соль содержит большое количество хлорида калия с примесью железа. Образцы для подтверждения анализов отправили в Петербургский геологический комитет.
В 1910 г. на скважине были завершены буровые работы, её оборудовали насосом, и 30 августа 1910 г. она уже действовала, выдавая рассол крепостью в 24 градуса.
В честь жены И. В. Рязанцева скважина получила название Людмилинской.
Стоимость скважины была оценена в 6 тысяч рублей — по 250 рублей за каждый градус крепости.
Скважина проработала до 1923 г., когда трест «Пермсоль», будучи не в состоянии восстановить после гражданской войны все солеваренные заводы, закрыл также и Троицкий (Соликамский) завод.

[ Изображение на стороннем сайте: 4f9d013090b1.jpg ]

Однако Людмилинская скважина не была забыта: обнаружение калийных солей дало начало образованию в Соликамске отрасли калийных удобрений, когда 5 октября 1925 г. геологической экспедицией профессора Пермского университета Павла Преображенского из скважины были извлечены образцы, содержащие сильвинит. Обнаружение сильвинита позволило открыть крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных солей.

[ Изображение на стороннем сайте: e4db3de11172.jpg ]

Ныне скважина является действующей — из неё на поверхность земли поступает вода.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3336
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3599
На перекрёстке с улицей 1 мая, рядом со Спасской церковью видим остатки старинной мостовой: по легенде эти камни выложены ещё 300 лет назад пленными шведами.

[ Изображение на стороннем сайте: 12534af16540.jpg ]


В Заречной части можно осмотреть 2 старинных купеческих особняка постройки начала 19 века.
К сожалению, в настоящее время оба дома заброшены и находятся в очень плохом состоянии.
Первый дом расположен прямо за деревянным мостом и интересен необычной косоугольной планировкой - когда в конце 18 века большинству российских городов сделали прямоугольную планировку, то зачастую не смотрели реки и детали рельефа.
По улице Набережной, недалеко от мужского монастыря, на­против поликлиники учреждения ГУФСИН, видны ка­менные руины (остатки стен). Когда-то здесь была усадьба купца Ивана Савича Лапина
(ул. Заречная, 72).

[ Изображение на стороннем сайте: b19df2049cb1.jpg ]

Молодым человеком в возрасте 20-лет он отправляется в Якутск. После успешного путешествия на Лисьи острова он вместе с устюжским купцом Василием Шиловым снаряжает бот «Анд­рей и Наталья» для ведения промысла на Алеутских островах. Здесь он составляет подробную карту и описание всех островов. Им был открыт остров Кадьяк - самый большой из Алеутских островов.
Интересно, что в одном из своих путешествий он оказался выброшен на необитаемый остров и поклялся построить церковь, если ему удастся выбраться. Он выбрался и в бытность свою градоначальником Перми построил там Рождество-Богородицкую церковь. А особняк в Соликамске передал богадельне.
Особняк построен в 1807 году - об этом говорит надпись на фасаде, но по своей планировке дом больше похож на здания предыдущего столетия со сводчатыми потолками первого этажа и толстыми стенами.
Интересно, что во многих комнатах дома встречаются загадочные ниши.

[ Изображение на стороннем сайте: 4d2e3da6360e.jpg ]


Усадьба Турчаниновых
Адрес: Соликамск, ул. 20 лет Победы, 95

[ Изображение на стороннем сайте: a90a1da8ec78.jpg ]

Усадьба, в которой проживала семья Турчаниновых, находится юго-вост. сборной площади и занимала обширную территорию, равную двум современным городским кварталам. Бывший 23 июня 1743 г. в г. Соликамске большой пожар, начавшийся в усадьбе, истребил все городские строения.
В 70-е гг. XVIII в. была усадьба заново обустроена.

[ Изображение на стороннем сайте: a9dcd4b9f88c.jpg ]

Вместо одного дома появились 4 деревянных и 2 каменных просторных дома с хозяйственными постройками, фруктовым садом и оранжереями.
Турчаниновы – известная династия купцов, солепромышленников, дворян, происходящая от пленного турка. Предок Турчаниновых был назначен варничным приказчиком на соляном промысле. К концу XVII века значился в числе лучших соликамских людей.
Михаил Филиппович Турчанинов владел соляными промыслами, винокуренным заводом и основал близ Соликамска Троицкий медеплавильный завод.
Его зять, Алексей Федорович Турчанинов, основал при заводе фабрику медной посуды. Как отмечают современники, «дом Турчаниновых, выстроенный при огромных средствах, в огромных размерах и не без вкуса, его сад, отличавшийся гигантскими кедрами и тропическими растениями, с прудами, кипевшими кормленою рыбою,… - всё это вместе придавало Соликамску значение и вид прежнего величия…». В усадьбе была собрана богатейшая коллекция художественных произведений.
В настоящее время в Усадьбе размещаются торговые офисы.
В усадьбе Турчанинова был свой подземный ход,который соединял два жилых дома усадьбы и, оставляя в стороне небольшой служебный корпус, через сад шёл в Каменный лог.
Берега этого лога стали застраиваться только во второй половине XIX века, а столетием раньше здесь по крутым склонам были глухие заросли. Там можно было легко скрыться. Неродные предания рассказывают, что во время набегов жители, спасаясь от неприятеля, бежали прятаться в первую очередь в Каменный лог. Восточный отрог Каменного лога, куда выходил "турчаниновский" ход, назывался Кашкинским логом или лесом.

[ Изображение на стороннем сайте: 271513191cc1.jpg ]

Сохранилось описание Соликамского имения Турчанинова в архивных документах от 1811 г.: «Два каменных и четыре деревянных домов, из коих один большой господский с садом и ранжереями, а также разные строения и скотский двор…»
Территория бывшей усадьбы Турчаниновых в композиционном и в эксплуатационном отношении не сохранилась.
Здания по адресам Советская, 47 и 47а были надстроены и утратили первоначальный вид, на территории бывшей усадьбы были утрачены некоторые постройки и возведены новые капитальные здания. Тем не менее, расположение зданий относительно современных красных линий дает представление о дорегулярной планировке города, а сама усадьба является одним из старейших гражданских ансамблей на территории Прикамья.

Источник:
главы из сборника краеведческих сценариев "Наше наследие". выпуск 3 (2012), авт.-сост. Т. Буякова МБУК "ЦБС"
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Tina1960
Вверх ⇈