прод.
Так кто же они - бароны Спенглеры?
В 1801 г. управление Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части располагалось в Михайловском замке, который после смерти Павла I утратил статус Императорской резиденции. В замке были выделены несколько казенных квартир: инженеру генералу П.К.Сухтелену, полковнику П.П.Ушакову, архитектору Адмиралтейства Ч.Камерону. Кроме них в Михайловском замке проживали и военные инженеры – голландцы, впоследствии достигших генеральских чинов на русской службе, в их числе: Франц Павлович де Воллан, Яков де Витте, Иван Маркович Гартинг, Карл фон Спенглер.
Как выглядел тогда Михайловский замок и кто в нем жил, можно посмотреть на акварелях Дж. Кваренги и целой серии карикатур художника А. О. Орловского, выполненных на квартире Сухтелена:
Ил. 4. Картина Дж.Кваренги «Михайловский замок», 1801 год
Русская акварель из собрания Государственного Эрмитажа, Ленинград. Сост. Г.А. Принцева. М.,1988.
Ил. 5. Карикатура художника А. О. Орловского (слева направо): Флигель-адьютант П.П.Сухтелен, полковник Спенглер, Ротиеро, художники К.Я.Рейхель и А.О.Орловский
«Русская карикатура.А. О. Орловский», В. А. Верещагин. СПб., 1913.
На карикатуре 1809 года, рядом с сыном П.К.Сухтелена, будущим генералом-лейтенантом, инженер-полковник Герард барон Спенглер (1752, Бреда – октябрь 1812, Лепель). Это был первый Спенглер с сыновьями в России. После оккупации – его страны Голландии, где он служил инженер-майором – французской армией в 1795 году, две кампании провел на английской службе. Затем он в царствование Александра I, вместе с сыновьями Федором и Карлом, вместе с сыновьями Федором и Карлом, присягнул на верность России, получив звание инженера-подполковника. Как и все остальные бароны Спенглер, Герард был весьма грамотным специалистом – военным инженером. Знал картографию, черчение, гидрологию, математику, физику, астрономию, свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, голландским, английским). -
В 1808 году ему было поручено заведовать фортификационными работами в Кронштадте. Возросшая дальнобойность артиллерии требовала значительного удаления передовых позиций от Петербурга. С этой целью на юго-западе от Кронштадта, в 1808 г. возвели две батареи. Батарея за Рисбанком (форт «Павел I») была вооружена 19 орудиями. Форт имел бастионную конфигурацию, его оборона предусматривала ведение огня по всем направлениям.
В 1810 году Герард Спенглер был переведен на должность Директора первого округа речной системы Березина. Березинский канал - стратегическая артерия, которая связала Черное и Балтийское моря, обеспечила соединение бассейна Западной Двины с бассейном Днепра в районе Лепельских озер. Имение, в котором жил Герард Спенглер вместе с женой и сыном Федором, было обустроено основательно, без лишней напыщенности, но со вкусом. Когда в сентябре 1811 года Лепель посетил Главный Директор путей сообщения принц Георгий Голштинский с супругою Великой Княгиней Екатериной Павловой, то для них был отведен дом барона Спенглера, «поелику въ городе пристойных к оному мебелей и приличных вещей найти невозможно» .
Летом 1812 года французские войска заняли Лепель. Геррет Спенглер был взят в плен. Имение полностью разграблено и сожжено. Безвозвратно были утеряны книги, документы и специальные математические инструменты на сумму более 1200 руб. Он умер в октябре 1812 года, не дожив до освобождения всего несколько дней. Был похоронен со всеми воинскими почестями в присутствии 40 русских кавалеристов из отряда Генерала-Адъютанта П. В. Голенищева-Кутузова. Жена вернулась в Бреду, где жила их дочь Мария.
В «Эрмитаже» сохранились два его натюрморта - «тромплёй», что в переводе с французского означает «обман зрения». Кажется, что нарисованные предметы находятся в трёхмерном, а не в двухмерном пространстве. С другой стороны, каждая деталь имеет свой смысл – память о чем-то важном и дорогом.
Ил. 6. Натюрморт-«обманка» с планом крепости Мирандолы, автор Г. Спенглер (фрагмент с указанием авторства «C:Baron von Spengler. 1809».
"Русская акварель в собрании Государственного Эрмитажа."– М., 1988
Старший сын Федор Григорьевич барон Спенглер (1787 – ~1824) был награжден золотыми часами Его Императорским величеством за строительство батареи Малой Ризбанк в Кронштадте. С началом войны с Наполеоном в 1812 году Федор Спенглер был командирован из Лепеля в Витебск, а оттуда – в Главную Армию, участвовал во многих крупных сражениях против Наполеона. Кавалер орденов Святой Анны 3-й и 4-й степеней, серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года ».. Последнюю запись о нем находим в адрес-календаре за 1823 год: IV округ Инженер 2 класса: Капитан Барон Спенглер Федор Егорович 1-й.
В 1825 младший сын Герарда Спенглера – барон Карл Григорьевич Спенглер именуется 1-м. (25 апреля1791, Бреда – 13 октября 1857, Ревель). В службу Карл вступил с 16-ти лет в 1807 году, из голландских подпоручиков. В 1808 году командирован в Кронштадт под командование Министра морских сил адмирала П.В.Чичагова «к строению укреплений». В 1812 году он Инженер 3 класса, по распоряжению М. И. Кутузова «Об отправлении опытных и искусных инженеров» , был командирован во Вторую западную армию, где получал разнообразные поручения – по построению временных плавучих мостов и полевых батарей, съемке местоположения.
Участвовал во многих сражениях (при Бородино – 24, 25, 26 августа, при Тарутине – 6 октября, при Малоярославце – 10 декабря и Красном – 6 ноября). За отличие в Бородинском сражении награжден орденом Святой Анны 4-й степени. Из армии командирован в Могилевскую губернию для постройки мостов. В 1816 году переведен во 2 округ путей сообщения капитаном; майор - с 1827 года; В 1829 году руководил строительством маяка на острове Кареджи на Ладожском озере; Заведующий 2 округа - с 1832 года; Управляющий директор Тихвинской системы – с 1839 года, Помощник начальника 11 округа путей сообщения – с 1841 года, Помощник начальника 8 округа путей сообщения – с 1843 года.
Приведем отрывок из «Кондуитных списков»: «Поведения весьма хорошего. Способности ума хорошие. Пьянству и карточным играм не предан. Знает немецкий, французский, голландский и русский языки. Имеет познания в арифметике, алгебре, математике, географии, может снимать и рисовать всякие планы, тактику, гидрографию и гидротечение. В хозяйстве весьма исправен» .
Награжден орденами Святой Анны 3-й степени (1814 год), Святого Георгия 4-й степени (1840 год), Святого Владимира 4-й степени, серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Отмечен знаком и медалью за бессрочную службу в течении 30 лет. Уволен со службы генерал-майором 27 января 1844 года. Воронежский дворянин. Умер 13 октября1857 в Ревеле.
Согласно документу «О службе Барона Спенглер К.Е. за 1845 год» » был женат третьим браком на дочери генерал-майора Шульца девице Анне Федоровой. Имел детей от первого брака: Эдуарда 20 лет (подпоручик), дочерей Дарью 24 года, Александру 17 лет и Софью 13 лет реформатского исповедания. От третьего брака – сыновей Федора 7 лет и Егора 1 год и дочь Екатерину 3 года православного вероисповедания.
Третья жена – Анна Федоровна Шульц (1803/декабрь – 2 сентября 1897 гг.) дочь генерал-майора Федора Карловича Шульца (1763 – 1843 гг.), участника Русско-шведской войны, архангельского военного коменданта, кавалера многих орденов, и Екатерины Николаевны, дочери генерал-майора Николая Ивановича Пелагини, (умер 16 ноября 1797 г.), шефа Томского гарнизонного полка, который так и назывался «Пелагинским».
У Анны было четыре брата – все офицеры. Старшая сестра Екатерина вышла замуж за декабриста Ивана Петровича Жукова . В 1847 году царским указом И. П. Жукову разрешили на время выехать из-под Казани в Санкт-Петербург с семьей, чтобы устроить дочь в Смольный институт, а старших сыновей – в кадетский корпус.
Анна Федоровна пережила всех своих пятерых детей и умерла в одиночестве 2 сентября 1897 года в Ревеле, в возрасте 93 лет.
Первенец Карла фон Спенглера – Эдуард-Теодор родился 23 декабря 1823 года в Устюженском уезде Новгородской губернии на Тихвинском канале и был крещен в евангельско-лютеранской церкви в Пскове через год – 2 января 1825 года. Его мать Александра урожденная фон Петерсон. Восприемники: Гражданский губернатор, Действительный Статский Советник Б.А. фон Адеркас, вице-губернатор Ф.И. Татаринов и девица Александра фон Лейминг.
Карл Григорьевич часто был в Пскове по делам службы. Возможно, что первая его жена - Александра фон Петерсон - была родственницей супруги генерал-майора, Псковского гражданского губернатора Бориса Антоновича Адеркаса, который осуществлял надзор за А.С.Пушкиным и имел с ним личную переписку. Тесен мир, его внук - Коллежский асессор Петр Эдуардович фон-Адеркас (1854-1905, СПб) в 1896 г был приставом Петрозаводской городской полиции, а в 1898 - приставом 2 стана Повенецкого уезда Олонецкой губернии.
В Альбоме из 39 рисунков представителей губернского дворянства и военного начальства, хранящемся в Государственном Музее им. Пушкина, те, кто окружал А.С.Пушкина в период его Михайловской ссылки в 1820 - 1824 гг. Среди них есть изображение инженера Спенглера, сделанный неизвестным автором.
Автор рисунков – неизвестен, но стиль его очень напоминает карикатуры, уже упомянутого ранее художника А. О. Орловского.
Ил. 7. Афиша выставки «Ба! Знакомые все лица!» Загадки псковского альбома 1820-х годов
Ил. 8. Лист 24 Шпенглер. Неизвестный автор.
Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина
В процессе изучения изображения, наличие трех звездочек на эполетах несколько смутило, однако, как оказалось, в Корпусе инженеров путей сообщения знаки различия появились существенно раньше, чем в армии, еще при Александре I, причем три звездочки носил капитан. Более того, изучение наград в изображении убеждает нас в правоте идентификации личности: орден Святой Анны 3-й степени, серебряная медаль на Андреевской ленте в память 1812 года.
Старший сын Карла –Эдуард Карлович барон Спенглер (12 декабря 1823, Тихвин – 1893, Харьков) в 1845 году окончил Институт Путей Сообщения. Сразу по окончании Института он был назначен в распоряжение Правления 4 округа Путей Сообщения. Наступила новая эра – эра железных дорог. Барон Эдуард Спенглер поступил с первых дней на линию только строившейся Воронеж-Ростовской железной дороги в качестве Главного инженера. Неоднократно награждался за отличную, усердную и ревностную работу. Женился 28 января 1851 года в Калуге на дочери Надворного советника Николая Александровича Писарева - Елене Николаевне. В браке супруги имели восьмерых детей. Все пять мальчиков получили военное образование.
Барон Александр Эдуардович Спенглер (09 июля 1855, Белгород – 1 декабря 1941, Ленинград) окончил Военно-Медицинскую Академию, защитил диссертацию, стал известным отоларингологом. Его выбор специализации был осознанным – чахотка была страшной болезнью не только XIX века, но и его семьи. Практикующий врач при Санкт-Петербургском Комендантском Управлении. По сохранившимся воспоминаниям, он лечил Марию, дочь Г.Е. Распутина, был врачом и другом семьи композитора Александра Глазунова, да и многих других музыкантов, артистов, известных людей. Был врачом при Общине сестер Милосердия Св. Георгия. В 1911 году - Статский советник, орден Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, Знак в память 100-летия СПб Медицинской Академии, ... В период с февраля 1917 по 1925 гг Александр Спенглер проживал с семьей в Тамбове. Умер в декабре 1941 году в блокадном Ленинграде, продолжая лечить маленьких пациентов 4 поликлиники.
Барон Арвид-Андрей Эдуардович Спенглер (1 декабря 1879, Харьков – 1943, Бизерта, Тунис) – капитан. Окончил Михайловский артиллерийский корпус и курсы воздухоплавания. Участник Русско-Японской, Первой Мировой и Гражданской войн. Владелец фирмы «Петербургские таксомоторы фирмы «Шаррон». Эвакуировался осенью 1920 года с Русской эскадрой в Бизерту (Тунис).
взято из Электронный ресурс: Офицеры РИА
https://www.ria1914.info/Барон Федор Эдуардович Спенглер (7 июля 1864, Харьков – 8 июня 1909, Харьков) - окончил военное училище, работал в Управлении Харьково-Николаевской казенной железной дороги. Под влиянием Л.Н.Толстого стал учителем.
Барон Владимир Эдуардович Спенглер (15 июня 1861, Харьков – 18 ноября 1899, Москва?) – окончил военное училище, работал в управлении Московско-Казанской железной дороги в Москве. Данных о семье нет.
Барон Николай Эдуардович Спенглер (14 декабря 1851, Орел – 15 марта 1934, Москва) – окончил в 1874 году, как и его отец, Петербургский институт путей сообщения. Служил инженером в правлении Воронежско-Ростовской железной дороги, начальником службы движения Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. В 1900 году он – начальник службы движения и телеграфа Забайкальской железной дороги. В 1901 году за усердие в трудах по организации воинских перевозок на Дальний Восток награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
За сочувствие либеральным идеям Н.Э. Спенглер попал в поле зрения жандармской полиции, как неблагонадежный, еще в 1874 году, а в 1903 году по обвинению в покровительстве ссыльным, ему было предложено уйти со службы. Потребовалось время, чтобы вновь стать начальником службы движения: Китайско-Восточной железной дороги. В годы Гражданской войны Уссурийская дорога оказалась фактически в руках японцев. После долгих и трудных переговоров от имени правительства Спенглер добился подписания договора с Японией о полной передаче Уссурийской железной дороги России. В 1928 году решением ВЦИК за заслуги в деле присоединения Уссурийской железной дороги к Советскому правительству и активную общественную работу, как члена Совета Рабочих Депутатов Владивостока (в 1917 году), Н. Э. Спенглеру, в коллективах его называли «товарищ барон», была назначена персональная пенсия .
На пенсии продолжал работать в качестве переводчика в Международной организации помощи борцам революции в Москве, а также одним из руководителей Международного общества эсперантистов. Умер в возрасте 86 лет.
Ил. 9. Факсимиле почтовой карточки с портретом Н.Е. Спенглера, 1910-е гг.
В общей сложности бароны Спенглеры почти двести лет верой и правдой служили России. Связали Белое море с Японским, Черное море с Балтийским, проложили пути на Севере и на Востоке Российской империи. Их служение Отчеству, охватившее огромные пространства – от Олонецкой губернии до Дальнего Востока – вызывает и будет вызывать неподдельное восхищение у потомков.
История России – в лицах!