На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Председателем Выборгской группы Общевоинского союза является бывший генерал Родион Андреевич Данилов. Председателем Финляндского Отдела - полковник Генштаба Архипов. Адъютантом Данилова по Выборгской группе - местный житель, бывший офицер Сергей Демьянович Маркелов.
Родион Андреевич Данилов, бывший командир 9-го Финляндского полка и бывший начальник Двинского участка в армии Северного правительства Чайковского23. Данилов якобы приехал в 1919 г. из СССР в Финляндию, а раньше служил в Красной армии. Последнее время Данилов совместно с Станюлевичем, бывшим офицером, белым эмигрантом и членом правления эмигрантского клуба, совершил поездку в пограничную полосу для инструктирования групп монархической молодежи.
Данилов, Маркелов и Станюлевич являются родственниками и служат на предприятиях и в конторе фабрики выборгского промышленника Сергеева.
Председателем Монархической группы Молодежи в Келомьяках состоит некий Зверев. (15333)
Секретарем Общевоинского союза был раньше Владимир Иванович Грандберг, выехавший из Выборга в Гельсингфорс. Его отъезд выборгские эмигранты связывают с якобы произведенной им растратой кассы союза. В прошлом Грандберг предназначался к высылке из Финляндии.
РУ́ССКИЙ ОБЩЕВО́ИНСКИЙ СОЮ́З (РОВС), наиболее массовая организация, объединявшая находящихся в эмиграции воен. и политич. деятелей Белого движения. Создан в 1924 быв. главнокоманд. «Русской армией» ген.-л. П. Н. Врангелем. Штаб-квартира РОВС находилась в Париже, отделы и отделения – в странах Европы, Юж. Америки, Ближнего и Ср. Востока, а также в Турции, США, Канаде и Китае; общее количество членов орг-ции доходило до 100 тыс. чел. Финансировался за счёт средств «Фонда спасения России». Осн. печатный орган – ж. «Часовой» (выходил с 1929), хотя формально он считался независимым изданием. С момента создания РОВС его членов объединяла антикоммунистич. платформа, поэтому одной из гл. задач этой орг-ции была разведыват. и подрывная деятельность против СССР. Мн. белоэмигранты проявляли повышенную активность, участвуя во многих воен. акциях и войнах тех лет: в сов.-кит. вооруж. конфликте на КВЖД 1929, во время нац.-освободит. войны в Ки
тае против япон. захватчиков 1937–45, в Гражд. войне в Испании 1936–39 (преим. на стороне франкистов), в сов.-финл. войне 1939–40 и др. Деятельность белой эмиграции постоянно контролировалась органами ОГПУ – НКВД. Ещё до создания РОВС сов. правительством с целью раскола осн. массы быв. белогвардейцев в 1921 была объявлена амнистия, которая привела к образованию разл. союзов за возвращение на Родину. Но это движение не приобрело массового характера, поскольку амнистия затрагивала лишь определённую часть воен. эмиграции – солдат, матросов и казаков. В результате чекистских операций «Синдикат», «Трест» и др., а также после похищений генералов А. П. Кутепова (1930) и Е. К. Миллера (1937), осуществлённых с помощью завербованных агентов – членов РОВС, в эмигрантской среде удалось создать атмосферу взаимной подозрительности. Серьёзные политич. разногласия между белоэмигрантами порождали и реальные успехи сов. экономики и внешней политики, которые демонстрировали устойчивый характер новой власти. Неоднородность политич. взглядов членов РОВС наглядно проявилась в ходе 2-й мировой войны. Руководство РОВС (генералы А. П. Архангельский, А. А. Лампе, А. В. Туркул и др.) и значит. число членов союза поддержали агрессивные устремления фашистского блока, создав в составе вооруж. сил Германии и Финляндии регулярные воинские формирования. Особенно активно действовал против югосл. партизан Рус. корпус, сформированный ген. М. Ф. Скородумовым. В то же время мн. белоэмигранты, в т. ч. члены РОВС, вступили в войска союзников, приняли участие в Движении Сопротивления либо заняли нейтральную позицию.
Наряду с заботой о боеспособности своих частей и стремлением активно влиять на происходящие политич. процессы, важное место в деятельности РОВС занимали также воспитание молодого поколения и военно-историч. работа. За рубежом продолжали функционировать многочисл. кадетские корпуса и воен. училища, многое делалось для взаимной поддержки и самообразования офицеров. В 1926 распоряжением ген.-л. П. Н. Врангеля был разрешён приём эмигрантской молодёжи, не служившей в армии, в полковые объединения. В 1927 в состав РОВС вошёл Отдел дружины рус. патриотич. молодёжи. В разл. странах создавались науч. общества, кружки воен. самообразования, выходили военно-историч. и теоретич. журналы. В 1927 в Париже открылись Высшие воен.-науч. курсы (впоследствии получили имя своего основателя ген.-л. Н. Н. Головина), которые просуществовали до сент. 1939 и выпустили св. 400 офицеров. Подобные курсы существовали также в Югославии и Китае. После окончания 2-й мировой войны РОВС резко снизил политич. активность.
Руководители РОВС: ген.-л. П. Н. Врангель (1924–28), ген. от инф. А. П. Кутепов (1928–30), ген.-лейтенанты Е. К. Миллер (1930–37), Ф. Ф. Абрамов (1937–38), А. П. Архангельский (1938–1957) и др.
*************** Диссертации по теме Каталог диссертаций Исторические науки Отечественная история Деятельность Организации Великого князя Николая Николаевича, Русского общевоинского союза, Братства Русской правды на Северо-Западе Советской России, в Прибалтике и Финляндии в 1920-х - начале 1930-х гг. Соловьев, Максим Сергеевич 2003 https://www.dissercat.com/cont...inskogo-so (только оглавление, текста нет)
...1.4. Деятельность ОВКНН, РОВС и БРП в Финляндской республикев1920-н. 1930-х гг.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК Русский Общевоинский Союз и советские органы государственной безопасности: 1924 - вторая половина 1930-х годов 2002 год, кандидат исторических наук Борейко, Александр Михайлович Русский Обще-Воинский Союз 1920-1930 гг. 2009 год, кандидат исторических наук Федоров, Сергей Сергеевич Российское военно-политическое зарубежье в 1920 - 1945 гг.: Организации, идеология, экстремизм 2000 год, доктор исторических наук Ершов, Виталий Федорович Русские эмигрантские воинские организации, 1920-1940-е гг. 2000 год, кандидат исторических наук Чичерюкин, Владимир Григорьевич, Специальные службы Финляндии и их разведывательная деятельность на Северо-Западе СССР в 1914 - 1939 гг.: По материалам архивов РК 2000 год, кандидат исторических наук Лайдинен, Эйнар Петрович
Мемуары и дневники участников Белого движения как источник по истории Гражданской войны на Северо-Западе России: 1918-1920 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат наук Мажара, Петр Юрьевич Мажара, Петр Юрьевич
20 апреля 1945 года министр Лейно получил утвержденный Ждановым список 22 русских эмигрантов с требованием немедленно арестовать их и передать советской стороне. Одиннадцать из них были гражданами Финляндии, остальные имели так называемые «нансеновские» паспорта. Это были люди разного возраста и различных политических взглядов. Среди них — и бывшие офицеры-монархисты, такие как генерал Северин Добровольский, ротмистр Дмитрий Кузьмин-Караваев, капитан Кирилл Пушкарев, лейтенант флота Борис Бьёркелунд и один из руководителей Кронштадтского восстания моряк Степан Петриченко, которому удалось в 1921 году уйти в Финляндию. В середине 1920-х годов он был завербован советской разведкой, но это не спасло его, а только отсрочило расплату: он умер в советском лагере в 1946 или 1947 году. Были в роковом списке и совсем молодые люди. Хотя они не успели повоевать против советской власти, на беду свою, некоторые из них состояли в эмигрантских молодежных организациях. Один из них, родившийся в 1918 году Василий Максимов, был арестован и вовсе по ошибке… .... Генерал Добровольский был после следствия приговорен к высшей мере и расстрелян в 1947 году; еще пять узников умерли в заключении. Двое, отсидев срок, остались в Советском Союзе. О судьбе попавшего в эту группу советского военнопленного, пытавшегося остаться в Финляндии, ничего не известно. Одиннадцать человек, в том числе и Пушкарева, в середине 1950-х вернули в Финляндию. Пушкарев провел последние два года заключения в тюремной больнице и вернулся в ноябре 1955 года.
Поиски привели меня в 2002 году в архив Института Гувера, где я совершенно неожиданно вновь встретила загадочного капитана. В коллекции баронессы Марии Дмитриевны Врангель, матери генерала Петра Врангеля6, обнаружилось семнадцать писем Кирилла Пушкарева. Еще при жизни сына, в середине 1920-х годов, баронесса Врангель начала собирать материалы для книги «Живая летопись живых», которая должна была стать хроникой жизни русской военной эмиграции в странах рассеяния. Книга так и не появилась, но в результате энергичной деятельности Марии Врангель сохранился огромный архив, состоящий в основном из писем и фотографий. Она вела переписку с тысячами бывших офицеров русской армии; среди них оказался и «финляндский корреспондент» Кирилл Пушкарев. В первых двух письмах он весьма подробно рассказывал баронессе о жизни русских беженцев в Финляндии, отвечая на список вопросов, который она рассылала офицерам-эмигрантам во все концы света.
Одно из писем Пушкарева .. я сын Генерал-майора русской службы Николая Семеновича Пушкарева, бывш. к<омандира>ра 6 Финл. Стр. полка и 2 Финл. Стр. бригады, родился я 29 июля 1897 г. в г. Москве, окончил 2 кадетский Императора Петра Великого Корпус и Михайловское Артиллерийское Училище по Ш<есто>му разряду, был выпущен офицером во 2-й Финляндский Стрелк. Артил. дивизион, с которым провел кампанию 1915—1917 гг. против немцев и австрийцев, получил все доступные обер-офицеру боевые награды, был 2 раза ранен, раз контужен, с 1 марта 1916 г. я имею чин поручика Императорской Армии. Потом с июня 1919 г. служил в Сев.-Западной Армии Генерала Юденича во 2 батарее псковской конно-артиллерийской бригады, потом в 1 Отдельном Артиллер. дивизионе, был за отличие в октябре 1919 г. произведен в штабс-капитаны; по ликвидации Сев.-Западной Армии служил в III Русской Армии Генерала Врангеля на территории Украйны, по ее расформировании, в 1921 г. прибыл в Финляндию, где и остаюсь, как финляндский гражданин. Владею, кроме русского, шведским, английским, французским и немецким языками. В настоящее время по общественной работе возглавляю в Финляндии Русскую Освободительную Казну по поручению г. С. Н. Палеолога, служу разъездным агентом для г. Гельсингфорса в представительстве чехословацких фирм, торгующих конторскими материалами и, кроме того, на шоколадной фабрике Карла Фацера, живу вместе с матерью, которой удалось после долгих мытарств выбраться из Сов. России, верю в скорое освобождение России и горю желанием работать для нее. ... РУССКИЕ В ФИНЛЯНДИИ
Русские в Финляндии образуют три основные группы: 1) купцы, доктора, промышленники, прибывшие в Финляндию еще задолго до войны, в большинстве случаев совершенно ассимилировавшиеся здесь, принявшие подданство, говорящие лучше на местных языках, чем по-русски, дети их даже часто не понимают по-русски.
Они деятельно поддерживают русский купеческий клуб в Гельсингфорсе, с богатой библиотекой, русский приют и богадельню в Гельсингфорсе, русский церковный приход.
Как известно, православная церковь в Финляндии автокефальная, правительственная, служащие в ней: причт и др. считаются как бы на государственной службе, так вот эта 1-я группа поддерживает этот свой приход. Существует еще не правительственная православная община, подчиненная митрополиту Евлогию, но о ней после.
2) Русские, служившие в Финляндии, и их семьи: офицеры, чиновники, солдаты, жившие здесь ранее и после отделения Финляндии от России оставшиеся здесь. Это вполне русские люди и они всецело сливаются с 3-й группой собственно эмигрантов.
3) Политические эмигранты. По своей близости к Петербургу, Финляндия с первых же дней большевистской революции явилась как бы этапным пунктом всех бежавших из России. Многие приезжали, временно пережидали в Финляндии и потом ехали в Германию, Францию, Бельгию, другие устраивались здесь, находя временное успокоение, взирая с надеждой на недалекую, но, увы, недосягаемую, закордонную Россию, теперь СССР. Особенно сильный поток беженцев из СССР был в первые годы большевистского захвата власти, много пришло после Кронштадтского восстания, эти „кронштадтцы“ частью ушли обратно в СССР, частью осели в Финляндии. Теперь тоже немного больше людей начинает уходить в эмиграцию из СССР. Группе политических эмигрантов я и посвящу свой дальнейший очерк. Количество русских Количество русских в Финляндии по официальным данным ок. 18 000 чел. (эту цифру я оставляю за собой право исправить и уточнить впоследствии, хотя она почти точная, в районе Гельсингфорса русских 2097 чел., но к общему числу русских надо прибавить довольно большое число русских — финских подданных, живших ранее в России, не прерывающих и ныне связь с русскими, входящих в русские учреждения, и даже в качестве наиболее деятельных членов. О правовом положении можно говорить только о „Нансеновских подданных“ (т. е. не имеющих никакого подданства, быв. граждан России). ... Эмигранты пользуются правом работы, паспорта выдаются на два-три года, большинство имеет полное право проживания по всей стране, кроме пограничной полосы, куда требуется особое разрешение, в котором почти никогда не отказывают. Владеть недвижимым имуществом в Финляндии, иметь разные торговые предприятия эмигранты имеют право на одинаковых с другими иностранцами основаниях, т. е. в каждом отдельном случае должно запрашиваться разрешение Государств. Совета, отказы бывают редко. В экономическом отношении: особенно богатых эмигрантов нет, почти все трудоустроились на разные места, редко по специальности, но сообразно владения местными языками и удачи.
Есть работающие в конторах, рабочими на фабриках, на лесных работах, в сельском хозяйстве. На государственную службу не финских граждан не принимают. Оплата труда вполне удовлетворительная. Рабочий день 7—8 часов. Многие занимаются представительством заграничных фирм, являются агентами-комиссионерами, дамы пооткрывали модные салоны, очень много эмигрантов работает в качестве шоферов, в большинстве на своих собственных машинах, купленных в рассрочку. Доктора, адвокаты не имеют права практики без предварительного экзамена при финском Университете в Гельсингфорсе, что требует обязательного знания в совершенстве одного из местных языков: финского или шведского.
Не так уж важно, что в автобиографическом экскурсе в начале письма Пушкарев называет местом своего рождения Москву, хотя на самом деле родился он в Тифлисе. Гораздо существеннее другое: перечисляя свои занятия, он не упоминает об одном из своих амплуа, ставшем настоящей профессией и приносившем постоянный доход. С середины 1920-х годов Кирилл Пушкарев работает секретным агентом в Центральной сыскной полиции, которую финны иронически называли старым добрым русским именем «охранка».9 Пушкарев вел там допросы (русских, подозреваемых в принадлежности или сочувствии к коммунистам, беглецов из СССР и т. п.). Заодно он выполнял и функции осведомителя, держа финские органы госбезопасности в курсе дел русских эмигрантов — разумеется, совсем в ином аспекте, чем в письмах к Марии Врангель. ...
Один из рода Юрковых. г.Олонец. Может кому-то и пригодится. Вот, интересно, за все 15 лет, я ни разу не занималась исследованиями г.Олонца.
Просматривая Метрические Книги г.Везенберга (г.Раквери, Эстония), в поиске детей своего Воскресенского, я нашла выписку Венчание: 7 14.10.1874 Торгующий в г.Везенберг Олонецкий мещанин Дмитрий Афанасьев Юрков 1б 37 и Дочь Везенбергского купца Ивана Александрова Вилуева Анна Ивановна 1б 28 Поручители по жениху: .. По невесте: Везенбергский купец Петр Овсянников .. НО!! откуда Олонецкий мещанин в Везенберге, да еще и купец Петр Овсянников - отец жены моего Воскресенского Дмитрия. ? Олонецкая губерния большая? Выложила на ВГД, да и ...забыла. Так и осталась бы эта загадка нерешенной, если бы не письмо: "Ольга, может быть Вам пригодится такая вот информация: Юркова Мария Афанасьевна мещанка г. Олонецка, умерла 21.01.1911 г. в возрасте 60 лет от плеврита. МК Мария-Магдалининской церкви при Мариинских детских приютах г. Киева. Может она сестра?."
Бывает-же так, и самый первый документ, который я взяла в руки - ф. 4, оп. 18, д. 71/699 Ревизские сказки купцов и мещан города Олонца за 1858, дал ответы на все вопросы. 102. 70. Афанасий Иванов Юрков 40 47 (15.05.1811?) жена Татьяна Никитина 43, его сыновья Дмитрий 12 -19 (15.05.1837), Петр 11-18 (18.05.1839), Александр 8 - ум 1857, Владимир 6 13 (13.06.1843), Илья 5 12(16.07.1844), Петр 4 12, его дочери: Мария 15, Ольга нов 4, По пост КазПалаты 24.041876 Дмитрий Юрков переписан в Везенбергское мещанство
Умер мещанин г..Везенберга Дмитрий Афанасьев Юрков 04.04.1900 в возрасте 63 от стар дряхлости Ну, и еще пару слов: У Дмитрия родилась дочь Раиса и сын Иван, сын Ивана - Юрков Виктор Иванович (1908гр) -участник ВОВ, был ранен, награжден медаль "За отвагу" 10.10.1944,
Как сложилась их дальнейшая судьба я не знаю. Интересно, а как сложилась судьба Юрковых из г.Олонца?
Остался вопрос по возрасту на момент смерти. Остался. Но посмотрим. Часто ошибались. 5 лет +-, даже если рядом родственники, а тут, скорее всего одно. Надо смотреть Исповедки. Может там что есть. Если что-то сохранилось.
РС 1858