Дед Семен Ильич Усватов
Дед умер в 1957 году, когда моей маме было 4 года, ниже их редкое фото вместе.

Воспоминаний о нём сохранилось очень мало, в основном только то, что удалось узнать из документов. По записи в советском паспорте Семён Ильич родился в 1910 году в Харькове.
Дореволюционные еврейские книги о рождении за этот год сохранились, но никакого Семена Усватова там нет, нет его и в 1911, а книга за 1909й год не сохранилась. Так что либо дед родился чуть раньше, либо прабабушка уехала рожать его в Сумы откуда они с прадедом в своё время приехали в Харьков, или ещё куда. (
Как выяснилось позже обе версии справедливы, дед родился 20 мая 1909 года, родился в Сумах) Школьные годы покрыты мраком, где и как он учился, я не смог выяснить. Зато про высшее образование всё понятно, сохранилось Удостоверение, согласно которому Усватов Семен Ильич учился в Харьковском Институте Инженеров Коммунального Строительства на архитектурном факультете, окончил его прямо перед Великой Отечественной Войной в 1941м с присвоением квалификации архитектора. Хотелось бы конечно узнать, был ли дед отличником, но увы все архивы института пропали.

В детстве мама и бабушка показывали мне огромную архитекторскую линейку и благоговейно говорили, что она дедушкина. Линейка, с моей точки зрения, была больше похожа на холодное оружие (палаш к примеру) и мне очень хотелось ей поиграть, но предки не давали. Я подрос, пошёл поступать в МГУ и взял эту линейку на экзамен. Преподаватели долго разглядывали изделие, пытаясь понять как я буду использовать его для списывания, но так и не поняли. А линейку я потом конечно потерял, что ещё можно было ожидать от молодого раздолбая.
Вернемся к деду, сразу после окончания института дед прямо из Харькова был призван Харьковским горвоенкоматом и ушёл на фронт. В личном деле указан адрес откуда он ушёл на войну: г Харьков, улица Свердлова, д 51, квартира номер 8. Лучше всего о военном периоде его жизни может рассказать выдержка из его наградного листа. Если кратко, то младший сержант, Сталинградский фронт, инженерные войска, 2 ранения и 1 контузия, лично подрывал мосты, награжден орденом Красной Звезды.

Демобилизовался дед Семён в 1946 году по болезни и похоже приехал в Москву, где жили, вернувшись из эвакуации, его мать Любовь Лейзеровна со своим вторым мужем. По крайней мере в личном деле в 1946 году указан адрес г. Москва, 5-я Донская улица, дом 14/A, семья проживает там же. Впрочем, Харьков тоже не пропал с радаров, в семье есть легенда, что свою будущую жену (мою бабушку Раису Федоровну Гришину) Семён Ильич встретил в харьковском трамвае. Это похоже на правду, поскольку бабушка Рая в тот период точно жила на Украине.
Долго ли коротко, но послевоенная жизнь налаживалась, в 1948 году дед и бабушка расписались, но отношения по всей видимости не были безоблачными. Свекровь, Любовь Лейзеровна, недолюбливала невестку, совместная жизнь в коммуналке стала не в моготу и бабушка уехала на Украину к родне. По воспоминаниям родственников там она долго ждала, когда же за ней приедет дед, а он всё не ехал. Бабушка уже было отчаялась, но он всё таки приехал и увёз её обратно в Москву уже в новую квартиру по адресу Успенский переулок д 4-2.
Мама же моя успешно родилась, к радости родителей, в январе 1953 года. Дед работал инженером в структурах Мосстроя и Горбанка, и всё было бы неплохо, но он заболел лейкимией и умер в 1957 году. Было ему всего 47 лет, такая вот вышла жизнь, ниже одна из первых и последняя фотография деда.


Прабабушка Любовь Лейзеровна пережила сына всего на полгода, а вот её второй муж Израиль Темкин (дедушка Йося) активно участвовал в воспитании приемной внучки, т.е. моей мамы. Судя по воспоминаниям мамы в Москве также осталось очень много их еврейских родственников, которые её очень любили и охотно звали в гости, но кто нам эти люди она точно не знает. Один из них Аркадий Борисович Вайнберг был заявителем о смерти деда и помогал с местом на кладбище. Жену его в семье звали тётя Туся, её смутно помню даже я. На самом деле её звали Мария, есть подозрение, что она тоже была Усватова.