Личные дела немцев-спецпоселенцев
как источник информации
Личное дело представляет собой папку с определенным набором документов и материалов, отражающих контроль за каждым отдельно взятым спецпоселенцем. На обложке личного дела указывались Ф.И.О. спецпоселенца, дата начала и окончания дела, категория учета: местный, выселенный, репатриированный, либо просто национальность, в правом верхнем углу - гриф “секретно”.
Личные дела составлялись и велись на основе инструкции, выдержка из которой помещалась на обратной стороне обложки личного дела. Затем следовал перечень документов, содержащихся в личном деле. На основе анализа личных дел можно выделить две основные группы таких документов:
1. Документы и материалы, включенные инструкцией в разряд обязательных и присутствующие в каждом личном деле;
2. Документы и материалы, присутствующие не в каждом личном деле, но в значительной их массе. Многие из этих документов не включены инструкцией в разряд обязательных, однако непосредственно связаны с положением спецпоселенцев в условиях особого режима.
Первая группа включает в себя восемь обязательных документов:
Анкета спецпоселенца. Анкета состоит из 21 вопроса. Большая часть вопросов нацелена на получение информации биографического характера:
1. Фамилия, имя, отчество
2. Менялись ли ФИО, если да, то по каким причинам,
3. Год и место рождения
4. Национальность и родной язык
5. Гражданство
6. Партийность
7. Образование
8. Специальность, профессия
9. Место работы, род занятий
10. Семейное положение
11. Состав семьи, проживающей совместно с выселенцем (степень родства, ФИО, год рождения)
12. Имеет ли членов семьи, проживающих на спецпоселении отдельно, где расселены
13. Имеет ли родственников не выселенцев, проживающих отдельно, их точный адрес
14. Служба в армии
15. Был ли в плену или служил в воинских частях противника
16. Проживал ли на временно оккупированной территории, если да, то когда, где, и чем занимался)
17. Был или нет за границей
18. Судимость
19. Откуда и когда выселен. Когда прибыл на спецпоселение
20. В каких районах, областях ранее проживал на спецпоселении
21. Точный адрес в настоящее время.
Анализ данных анкет позволяет осуществлять моделирование социального портрета немцев-спецпоселенцев (половозрастную структуру, уровень образования, состав семей, профессиональный уровень, знание родного языка, установить основные регионы выхода депортированных немцев, картину размещения в новых районах и т.п.).
Анкеты также содержат ценнейшую информацию как не только для исследователей депортации немцев, но и для генеалогов. В большинстве анкет есть ценные фотографии.
Справка - основание содержания на учете спецпоселения, которая позволяет установить, к какой “категории” принадлежит спецпоселенец, т.е. взят он на учет как “выселенный”, “местный” или “репатриированный”. Каждая такая справка заканчивается выдержкой из Указа от 26 ноября 1948 г. о том, что спецпоселенец “оставлен навечно в местах обязательного поселения без права возврата к прежнему месту жительства”.
Автобиография. Написана от руки самим спецпоселенцем или, в случае неграмотности, спецкомендантом. Является одним из самых ценных, информативных документов дела. Содержит сведения биографического характера, сведения о родственниках.
Расписки. Четыре одинаковые по форме расписки, отражающие законодательную базу режима.
1. Первая - свидетельствует об ознакомлении спецпоселенцев с Постановлением СНК СССР от 8 января 1945 г., законодательно установившим режим спецпоселения, но датировка расписок свидетельствует о том, что произошло это ознакомление не в 1945 г., а уже после выхода Указа от 26 ноября 1948 г.
2. Ознакомление с этим указом составило содержание второй расписки, взятой со спецпоселенцев. Этим актом ознаменовалось ужесточение установленного режима. Хотя коменданты спецкомендатур получили указание произвести ознакомление всех спецпоселенцев с указом до конца года 7 , эта процедура продолжалась еще в 1949 г., а многие расписки датированы даже 1950 г.
3. Третья - связана с внесением некоторых изменений в “правовое положение” спецпоселенцев в 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 13 июля 1954 г. и Совет Министров СССР своим Постановлением от 5 июля 1954 г. “предоставляли спецпоселенцам право проживания в области, в которую они были выселены, и право свободного передвижения в любой пункт страны по служебным командировкам”. При этом спецпоселенцы были обязаны:
- при перемене места жительства внутри области, сняться с учета в спецкомендатуре МВД, а по прибытии к новому месту жительства, немедленно встать на учет;
- о выездах в командировки за пределы области сообщить в спецкомендатуру МВД;
- являться лично на регистрацию в органы МВД один раз в год.
4. Четвертая расписка связана с известным “освобождением” немцев от учета спецпоселения. Основная масса этих расписок датирована 1956 г. Ставя свою подпись под этой распиской, немцы оказывались лишенными права возврата в места, из которых были депортированы, и не имели права на материальные претензии к государству.
Регистрационный лист или учетная карточка спецпоселенца. Этот документ является непосредственным отражением механизма учета спецпоселенцев и представляет собой календарную таблицу, куда вносились дни явки спецпоселенцев на отметку в спецкомендатуры и их личные подписи.
Вторая группа документов, находящихся в личных делах, гораздо больше по объему и разнообразнее. Именно по этим документам можно судить о положении немцев в условиях тотального контроля за их жизнью и о реальном функционировании режима спецпоселений:
Доказательством этого служат многочисленные заявления спецпоселенцев с просьбой о разрешении выезда в другие регионы на учебу, работу, лечение, а также для воссоединения с родственниками. Они позволяют сделать вывод о высоком уровне потенциальной миграционной активности немецкого населения и низком уровне фактической миграционной активности. Давая разрешения на переезд, органы МВД строго регламентировали передвижение спецпоселенцев. Им выдавались маршрутные листы с указанием станций, через которые они обязательно должны были проследовать. Малейшее отклонение от маршрута квалифицировалось как побег.
Ряд документов, хранящихся в личных делах спецпоселенцев, позволяет выделить комплекс проблем, связанных с их положением в условиях особого режима:
а) чрезвычайно острой была проблема разрозненности семей. В личных делах отложились заявления спецпоселенцев с просьбами о воссоединении и переписка органов МВД (часто длившаяся в течение нескольких лет), связанная с принятием решения по этим заявлениям. Здесь необходимо отметить и многочисленные заявления о розыске родственников, пропавших без вести в ходе массовых депортаций, мобилизаций в “трудовые лагеря”;
б) в личных делах имеется ряд заявлений и переписка с органами МВД по вопросу о снятии с учета спецпоселения. Эти заявления принадлежат в основном лицам не немецкой национальности, выселенным вместе с немцами в составе их семей и утратившим затем родственные связи. Их анализ позволяет получить представление о сложившемся у населения представлении о немцах и об отношении к ним;
в) проблема взаимоотношений немцев с властями на местах представлена во множестве заявлений и жалоб о незаконных увольнениях с работы, выселениях из домов, оскорблениях, избиениях и других “ущемлениях прав”. Чаще всего эти заявления мертвым грузом лежали в спецкомендатурах, нисколько не облегчая участи немцев-спецпоселенцев.
Особо выделяются документы, отражающие превентивные меры властей против нарушителей режима:
а) объяснительные записки спецпоселенцев об отлучках, опозданиях на регистрацию в спецкомендатуры, самовольных выездах из мест поселения;
б) протоколы судебных процессов по фактам нарушения режима;
в) решения о мерах наказания нарушителей режима: наложения штрафов, аресты от 3 до 15 суток, выселение в режимные поселки, тюремное заключение на срок от 5 до 15 лет, каторжные работы на срок до 20 лет.
г) «доносы» на спецпоселенцев.