ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ
Из отчества от русского прозвища или нецерковного имени Дурман. Источником последнего является многозначное слово дурман.
В русском языке в XVIII в., хронологически наиболее близком к периоду образований фамилий, это слово имело те же значения, что и сейчас:
1) ядовитое растение с сильным запахом; 2) то, что одурманивает, одурманивающее средство.
В русских говорах диалектологи выделяют два слова-омонима дурман.
Первое означает «дурак» и его зафиксировали в куйбышевских / самарских, нижегородских, псковских, тамбовских и тверских говорах.
Второе слово имеет несколько значений. Чаще всего им обозначают некоторые (обычно ядовитые или сорные) растения (воронежские, кемеровские, курские, новгородские, орловские, пермские, псковские, тверские, челябинские говоры).
В отдельных говорах отмечены такие значения, как «сорт табака», «сорт астраханского винограда», «густой непроходимый лес», «сильный ветер на озере», «порода, в которой заключен камень-самоцвет» и «малоценный камень – кристалл горного хрусталя».
В говорах уральских казаков дурманом обозначают желтого суслика. Желтый сурок, которого уральские казаки называют дурманом.
Из перечисленного наиболее вероятными мотивирующими значениями при образовании личного имени или прозвища Дурман являлись значения «дурак», «ядовитое или сорное растение» и «желтый суслик».
В первом случае именование Дурман чаще всего не несло оскорбительного смысла. Как полагал В. А. Никонов, имя Дурак первоначально давали, чтобы обмануть злых духов, охотящихся за детьми. И. М. Ганжина эту мысль распространяет на все русские фамилии с корнем дур- (в их число включает и фамилию Дурманов). И. А. Кюршунова тоже принимает предположение В. А. Никонова, однако, не исключает, что имя Дурак могло отражать и низкие умственные качества человека.
Именем-оберегом имя Дурман могло быть и в том случае, если принять, что мотивирующим значением при его образовании было обозначение ядовитых или сорных трав.
Что касается мотивации значением «желтый суслик», то имя или прозвище Дурман могли давать либо по внешнему виду (например, за цвет волос, похожего на цвет желтого суслика), либо тем, кто охотился на сусликов. Желтый суслик, обитающий в степной, лесостепной и полупустынной зонах Казахстана, из-за ценного меха является объектом охоты. Кроме того, его сало съедобно и пригодно для технических целей.
Писатель Валериан Правдухин, проживший в детстве четыре года среди уральских казаков в Каленовском поселке, вспоминал: «Частенько компанией ребят мы уходили в степи и там по целым дням гонялись за сусликами. Обычно мы их добывали петлями или выливали водой из глубоких нор».
Скорее всего мотивации при образовании именования Дурман были разными. При этом в каких-то случаях его могли дать человеку в другом регионе, еще до того, как он пришел к казакам на Яик. В других случаях его давали уже на Яике. Если говорить о соотношении мотиваций, то, на мой взгляд, преобладал мотив имени-оберега. Это объясняется восприятием мира уральскими казаками, о котором писал путешественник и писатель В. И. Немирович-Данченко (родной брат театрального режиссера В. И. Немировича-Данченко): «Борьба, вечная и непримиримая борьба, не дала уральцам возможности вглядеться в явления окружающей их природы. Отсюда самое глубокое суеверие, самая безграничная вера в духов, которые здесь являются многочисленнейшими, чем где бы то ни было. Кроме общих всему славянству верований, тут есть своя особенная нечисть. Она попадается и в воде, и в лесу, и в лугах – и повсюду вообще, куда только ни забрасывает казака его удаль. Все переполнено сверхъестественными силами. На каждом шагу уралец окружен ими». Отсюда, наверное, и стремление через имена защититься от нечисти.
У мусульманских народов (казахов, каракалпаков, узбеков и др.) также встречается фамилия Дурманов: Джуманкул Дурманов, Ибрай Дурманов, Мираш Дурманов, Усен Дурманов и т. д. В словаре казахских имен А. Смагулова имя Дүрмән, к которому может восходить фамилия Дурманов у казахов, объясняется из иранского как «пузатый ребенок» (кұрсақтағы бала). Известен также узбекский род дурмен (дурман), название которого могло отразиться в основе фамилии узбеков Дурманов.
С. Илчев болгарскую фамилию Дурманов выводит из турецкого durman без раскрытия значения слова-источника. Наличие фамилии Дурманов у ряда мусульманских народов бывшего СССР необходимо учитывать при анализе статистики русской фамилии Дурманов и не смешивать эти фамилии.
Локализация фамилии Дурманов в Уральском казачьем войске: Бударинская станица(1876, 1901), Гниловский хутор (1876), Гурьев (1828, 1834), Зеленый хутор (1817), Красноярский форпост (1872), Круглоозерный форпост (1817), Рубеженский форпост (1834), Сахарновская / Сахарная крепость (1817, 1833, 1834, 1876), Серебряков хутор (1817), Уральск (1776, 1788, 1817, 1832, 1833), Харкинский форпост (1817, 1834, 1872, 1876, 1904), Яманхалинский форпост (1817).
Источиник:
http://imja.name/kazakiurala/