 | PSRomanСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения PSRoman (21)Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 20.12.2025, 16:29
Бенефис Н.А Оржельского в январе 1926 года
сразу после ареста сов. управляющего Иванова в связи с первым существенным открытым конфликтом с китайской администрацией Округа Северо-Восточных провинций, связанного с отказом "Н" от перевозки солдат китайской армии в южном направлении линии КВЖД в счет прибыли китайской стороны Соглашения, а исключительно за "наличный расчет".
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 20.12.2025, 16:07
>> Ответ на сообщение пользователя PSRoman от 20 декабря 2025 15:49
На ваш комментарий - на сегодня здесь впервые публикуем архивный документ где указаны награды Н.А в нижних чинах по состоянию на апрель 1915 года.
Далее он остается в действующей армии до января 1918 года, до возвращения в Петроград и уже в чине штабс-капитана. На тот момент в Петрограде это уже было опасно для жизни - иметь принадлежность к офицерскому званию. Кроме того, для полноценного возвращения на Мариинскую сцену, Н.А. пришлось восстанавливаться от последствий контузий.
По вопросу Георгиевского оружия - в 337 фонде Мариинского театра этой информации естественно нет. Тут уже нужен эксперт Военно-Исторического общества как минимум.
|
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 20.12.2025, 15:49
PSRoman написал:[q] PSRoman написал:
[q] Комментарий модератора: Я только отметила, что
В Сводных списках кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг Патрикеева есть Оржельский Александр Антонович. Брат
А мы с Вами говорили о золотом оружии Ник. Ант.
[/q]
Как получу подтверждение и доступ из других достоверных источников по этому вопросу я напишу. Еще раз отмечу, что кавалеры Георгиевского креста могли и не иметь Георгиевского оружия, вручавшемуся по особым случаям воинской доблести или проявленной храбрости.[/q]
за проявленные им мужество и храбрость против неприятеля награждён медалью на Георгиевской ленте 4 степени и знаком отличия военного ордена 3 степени
Добрый день, на сегодня сыну удалось установить в проектной работе, что действительно Н.А. имел Георгиевские знаки отличия, это достоверно, что он был награжден в чине прапорщика Сибирского полка - из обращения Директора ИМПЕРАТОРСКИХ Театров В.А. Теляковского за №835 от 1 апреля 1915 года в Кабинет ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА (Н.А. до июля 1914 он состоял запасным в Лейб-гвардии Преображенском пехотном полку с февраля 1912), где был сослуживцем поручика на тот момент В.Н. Лазарева.
К сожалению, сами наградные документы далее после 1916 могли быть утрачены за период до января 1918 года. Поэтому в общедоступных базах о ПМВ на сегодня он ПОЛНОСТЬЮ отсутствует вообще как Георгиевский кавалер какого-либо знака отличия, хотя по фондам Мариинского театра это установлено.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 28.11.2025, 18:20
Уважаемые участники форума, прошу посмотреть по возможности наличие сохранившихся читаемых афиш харбинской оперы в период с 1922 по 1927 годы, печатавшихся машинным способом в отделах частных работ или художественных типографий. Таких, к примеру, как афиша постановки в январе 1927 года "Сказки о царе Салтане" с участием ведущих солистов Товарищества оперных артистов П.Ф. Григорьева - напечатана в типографии "Новой Жизни"
На фото Н.А. Оржельский - четвертый слева во втором нижнем ряду, В.Г. Воинов второй справа во втором нижнем ряду.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 20.11.2025, 10:55
slu1979 написал:[q] >> Ответ на сообщение пользователя Gul от 14 сентября 2014 10:28
Интересно, сохранился ли этот фильм? Одним их тех, кто участвовал в поимках Корнилова ,был брат моей прапрабабушки.[/q]
"Новости жизни" с анонсом в июле 1923 года.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 16:42
PSRoman написал:[q] Комментарий модератора: Я только отметила, что
В Сводных списках кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг Патрикеева есть Оржельский Александр Антонович. Брат
А мы с Вами говорили о золотом оружии Ник. Ант.[/q]
Как получу подтверждение и доступ из других достоверных источников по этому вопросу я напишу. Еще раз отмечу, что кавалеры Георгиевского креста могли и не иметь Георгиевского оружия, вручавшемуся по особым случаям воинской доблести или проявленной храбрости.
|
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 16:18
Gul написал:[q] PSRoman написал:
[q] Да, с этим делом знакомились через электронный читальный зал при подготовке исследования.
[/q]
А что увеличить нельзя!?
PSRoman написал:
[q] Всю войну Оржельский — в окопах; действительно, получил золотое Георгиевское оружие.
[/q]
А кроме этих воспоминаний нет другого подтверждения? Всё же золотое георгиевское оружие...
Возможно, у Оржельского и было Георгиевское оружие, но простое....
Золотое, согласно статуту 1913 г., ему, вряд ли, было положено
[/q] По воспоминаниям отца Г.В. Мелихова именно "о золотом георгиевском оружии", утверждал очевидец и его командир - полковник В.Н. Лазарев. К делу Н.А. Оржельского в архиве ФСБ по Иркутской области пока что не получали доступ. Кавалеры Георгиевского креста могли и не иметь Георгиевского оружия.
[q] ОРЖЕЛЬСКИЙ Александр Антонович (Антониевич)— Л.гв. Финляндский полк, команда конных разведчиков, мл. унтер-офицер. За отличия, оказанные в делах против неприятеля. Имеет медаль 4 ст. № 446919 за бои7–20.02.1915 под г. Ломжа.[/q]
Третий снизу в прикрепленном списке, он родной брат Н.А. Оржельского:
Дети Антония Ивановича Оржельского в 1915 году:
[q] Виктор служит псаломщиком. Александр в действующей армии. Дочь его, Нина, родилась в 1917 году в станице Нижне-Чирской. Николай в 1915 году в действующей армии. Тихон служит на железной дороге. Надежда служит учителем. Таисия в действующей армии. Глеб в действующей армии. Вера замужем за конструктором. Серафима обучается в Усть-Медведицком духовном училище.[/q]
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 15:10
Gul написал:[q]
PSRoman написал:
[q] Всю войну Оржельский — в окопах; действительно, получил золотое Георгиевское оружие.
[/q]
А кроме этих воспоминаний нет другого подтверждения?
[/q]
Волков, Сергей Владимирович, д.и.н. База данных N2 «Участники Белого движения в России»
Полная родословная ветви Оржельских, отец которого был священником Войска Донского:
[q] 1. Оржельский Антоний Иванович (23(11).01.1876) Жена: Оржельская (Туроверова) София Дмитриевна (08(26).12(11).1867)
1.1. Оржельский Виктор Антониевич (25(13).02.1886) - есть сведения возможно о его сыне - Оржельский Глеб Викторович - учитель школы с. Каменного-Яра в 1920-е Фонд ГАВО №Р-168 Опись №2 1.2. Оржельский Александр Антониевич (21(09).04.1887) Жена: Оржельская Параскева Анисимовна 1.3. Оржельский Николай Антониевич (11(29).12(11).1888-16.10.1938) 1.4. Оржельский Тихон Антониевич (24(12).08.1891 - 28(15).04.1916) 1.5. Оржельская Надежда Антоновна(11(29).07(06).1895) В1915 году указано служит учителем. В 1920-е есть личное дело - "заведующая школой х. Тракторного" 29.06.1925 - 30.09.1926. Фонд ГАВО №Р-168 Опись №2 1.6. Оржельская Таисия Антониевна (23(11).08.1896) 1.7. Оржельский Глеб Антониевич(16(04).09.1897) -в 1933 году бывший белый офицер, монархист, в ожидании скорого падения советской власти, арестован по статье: 58-10, заведующий розничной конторой Союзпечати. Предполагаю, что его дочь - Оржельская Елена Глебовна, (1924-1999), покоится на Ваганьковском кладбище. 1.8. Оржельская (Гаврилова) Вера Антониевна (23(11).10.1898) Муж: Гаврилов Василий Гаврилович (1890) 1.9. Оржельская Серафима Антониевна (06(24).11(10).1904)
1.2.1.Оржельская Нина Александровна (11.01.1918(29.12.1917))[/q]
|
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 14:49
Gul написал:[q] PSRoman написал:
[q] А это фото выше молодого Н.А. Оржельского кажется еще из Мариинского театра.
[/q]
Дирекция императорских театров
Дело о службе хориста оперной труппы Николая Антоновича Оржельского
РГИА Ф. 497 Оп. 13 Д. 773[/q]
Да, с этим делом знакомились через электронный читальный зал при подготовке исследования. Он закончил 1-ю Петергофскую школу прапорщиков в 1915, в конце войны уже штабс-капитан. Был взят в плен в белых войсках Восточного фронта и состоял на особом учете в Омской области в 1920 году, впоследствии в 1938 году "белогвардейщину" от доносчиков в Иркутском радиокомитете ему также "пришьют к делу".
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 14:47
>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 18 ноября 2025 12:50
Нет, Оржельский действительно сам принимал участие в ПМВ, как и его остальные братья. По архиву газеты "Русское слово" от 25 февраля 1916:
[q] ПЯТИГОРСК, 20, II. Прибыли больные и раненые: В Кисловодск—прапорщик Оржельский Павел Антонович (контужен).[/q]
По воспоминаниям отца Г.В. Мелихова:[q] "Начинается великая война... Оржельский — не подлежал воинской повинности как артист Императорских театров. Но он уходит на фронт добровольцем, вместе со своими пятью братьями, причем два отправились по призыву, а трое тоже добровольно. Всю войну Оржельский — в окопах; действительно, получил золотое Георгиевское оружие. По демобилизации в 1918 г. возвращается в Мариинский Государственный театр. Но в начале 1919го покидает Петроград. Поет в Екатеринбурге, поет в Омске, в Иркутске,Чите и добирается до Харбина...
Очередное музыкальное собрание уже началось, и среди собравшихся был и полковник В.Н.Лазарев. О приезде артистов пока никто не знал, но мое сообщение вызвало очень большой интерес у Лазарева. “Вы не помните инициалы имени и отчества Оржельского?” — спросил он меня. Я ответил, что не помню, но его вопрос сразу насторожил нас, и мы просто набросились на В.Н., прося рассказать, почему он задал этот вопрос, что он знает об этих артистах? И вот что он рассказал: — Оржельский? Хорист Мариинского театра (жена была там же кассиршей). Был произведен в солисты и вскоре ушел добровольцем на войну. Попал ко мне в полк, правофланговый. В затишье между боями пел. “Браво!” — кричали ему немцы. Дослужился до чина капитана и получил золотое георгиевское оружие. О дальнейшей судьбе не знаю...
После таких романтических сообщений мы уже еле-еле могли дождаться первого концерта артистов, тем более что имя и отчество Оржельского оказались такими, какие они были у певца, знакомого Лазареву. Май 1922 г. Первый концерт. Сидела рядом профессор пения Плотницкая. Пел Луканин — бас. После его выступления Плотницкая говорит: — Голос прекрасный, но сырой материал, сырой... Наконец, выходит Оржельский — высокий, стройный. Лазарев говорит: — Да, это он!
Оржельский начинает, поет “Нитка корольков” и вторую вещь — арию с цветком из Кармен. Спел эти две вещи, и зал был покорен им полностью. Поет арию из “Паяцев” — “Нет, я больше не паяц!..” и в этот момент у аккомпаниатора рассыпались нотные листы. Тот совершенно растерялся. Оржельский бросился поднимать ноты, успокаивает аккомпаниатора и этим как бы успокаивает весь взволнованный зал. Опять начинает эту арию. Триумф...
Плотницкая говорит: — Законченный певец, законченный и блестящий!
В антракте В.Н.Лазарев пошел за кулисы к Оржельскому. Вернулся взволнованный, — встретились, успели поговорить, — но и огорченный: — Оржельский простужен, глотает какое-то лекарство...
Начинается второе отделение. Оржельский по программе должен петь “Рахиль, ты мне дана...” из “Дочери кардинала”. Он еще не вышел на сцену, а аккомпаниатор, смотря в зал, берет несколько начальных аккордов арии. Уже покоренная Оржельским публика скандирует: “Просим, просим!” Выходит Оржельский, начинает арию. Спел он ее просто изумительно! Свое триумфальное знакомство с харбинской публикой он закончил арией Рауля из “Гугенотов”.
[/q]
|
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 12:04
Gul
БЛАГОДАРЮ за биографические сведения Оржельского из "Рупора" 1927 года, так как располагаю только архивом "Гунбао" и "Зари", из электронной библиотеки еаис ХК мало вырезок из периода до 1932 года. Архив "Эхо" из Гуреровского института.
Чудом уцелели также фотографии 1936 года Н.А. Оржельского загримированного на роли Григория Мелихова и Пантелея Мелехова в амплуа драматического тенора в Саратове.

А это фото выше молодого Н.А. Оржельского кажется еще из Мариинского театра. Ниже прикрепил бенефис Оржельского в январе 1926 года в лучшем качестве из "Эхо".
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 7:41
Возможно имеются фотографии Н.А. Оржельского на харбинской сцене, где он на протяжении многих лет успешно выступая с ариями из 24 мировых опер (одно из лучших исполнений в истории на русской сцене роли Канио в опере "Паяцы", Баяна в "Руслане и Людмиле", Рудольфа в "Богеме", Германа в "Пиковой даме"), создал Товарищество оперных артистов на паях, обучал пению в художественной студии "Лотос" в Харбине, с так называемой "труппой Оржельского" ездил с концертами по станциям КВЖД до 1927 года. В 2023-2024 годах удалось посетить доходный дом Мееровича - на его мансарде располагалась в те годы студия Лотос, где давал уроки и Оржельский.
Прикреплены фото периода 1932-1937 годов в Саратове (Пиковая Дама, Аида, Тихий Дон и другие постановки). Источник: Государственное учреждение культуры "Саратовский областной музей краеведения".
Пока мне фотографии установить не удалось, есть только в основном анонсы оперных постановок (Заря, Гунбао итд)с участием его и лучшего друга Василия Воинова в Харбине. Поскольку в 1926-1927 годы советское правление КВЖД произвело большие денежные вливания в приглашение советских артистов, в частности пригласив состав екатеринбургской оперы - молодого солиста Лемешева и дирижера, постановщика Пазовского, Н.А. Оржельский принял непростое решение вернуться в СССР, предположительно поступив как раз в Свердловск после конфликта на КВЖД 1929 года, с 1933 до 1937 года - в Саратове был премьером у К. К. Тверского (Кузьмин-Караваев - расстрелян 10 декабря 1937 года в Саратове) в своих лучших амплуа,
Большая просьба к участникам форума - по возможности посмотреть, сохранились ли фотографии с участием Н.А. Оржельского в постановках харбинской оперы в 1922-1929 годах.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 18.11.2025, 7:25
PSRoman написал:[q] Добрый день, буду глубоко признателен всем участникам за помощь с харбинскими фотографиями Николая Антоновича Оржельского и Василия Григорьевича Воинова!
"Кто в Харбине не знал Василия Григорьевича Воинова, этого прекрасного человека и хорошего артиста, с которым связана целая эпоха в деле харбинской оперы. Приземистая фигура в Желсобе [Железнодорожное Собрание] за рюмкой водки в обеденное время зычно грохотала бархатным басом, всегда что-то налаживая, устраивая, объясняя и успокаивая. Вместе со своим другом Оржельским, со своим закадычным «Антонычем», Василь Григорьевич священнодействовал, устраивая оперные дела. – “Спаси, Бог!..” – гремел его бас в князе Хованском. Воинов в любой опере был на месте и везде и всегда он нравился публике. Как человек богемы, он, по отзывам товарищей, был совершенно незаменим. Выручить из беды, помочь, приласкать – всё это он умел проделывать так, что едва ли кто-либо мог с ним соперничать. Старая традиционная артистическая публика, которая сжилась с Харбином за целый ряд оперных сезонов, привыкла считать Василия Григорьевича Воинова чем-то вроде своего предводителя. Ведь это он когда-то развёл знаменитое “стоп-сигнальное” племя, которое купалось на Сунгари, загорало, набирало силы на зиму, наливало мускулы и нервы здоровьем. Племя это вполне напоминало племя африканских дикарей – до того все были черны, белозубы и веселы. А Василь Григорьевич был всех веселее, здоровее и белозубее и зычно командовал своим басом: “Ныряй!” А зимой начиналась тяжёлая театральная работа, напряжённый труд артиста, труд закулисный, невидимый для публики. И Василий Григорьевич так же умело и охотно принимался за этот труд, как пил водку за обедом и как нырял и загорал в “Стоп Сигнале” за Сунгари. Первый удар постиг его на пароходе, где-то у “островов”, чуть ли не под тропиками, во время гастрольной артистической поездки. Возвратившись в Харбин, всё ещё больной, он шутливо уверял, что “ничего, кривая вывезет!..” Время шло, а Воинов не поправлялся, только слегка подлечивался, чтобы опять заболеть. Не было прежнего могучего здоровья, прежнего благодушного и милого характера, позволяющего на всё смотреть сквозь пальцы и пренебрегать всеми жизненными невзгодами. Но Василий Григорьевич всё ещё храбрился. – Вот поеду в Россию, там стационарное лечение, хороший уход, хорошие доктора, хорошие больницы… А главное, всё это бесплатно. С тем и поехал в Россию, в Хабаровск, чтобы бесплатно вылечиться – известно, какие "миллионы" у русского актёра и каковы его текущие счета. Прошёл год и два, о Воинове доносились смутные и плохие слухи. Одно время он собирался в Харбин, его с нетерпением ждали, даже чуть ли не приготовили ему комнату. Но он не ехал и не ехал. И вот теперь объявление в траурной рамке, объявление о кончине “дорогого мужа, оперного артиста Василия Григорьевича Воинова”. Мир его праху, пусть будет ему земля легче лебединого пуха! ЛИНГВА"
Шаляпин местного разлива ЛЕГЧЕ ЛЕБЕДИНОГО ПУХА " Гун-бао". Ноябрь 1931 года.[/q]
Благодарю за уточнения по фотографии 1993 года с "последними русскими в Харбине".
Возвращаясь к теме исследования творчества Николая Антоновича Оржельского, недавно моим сыном при написании проектной работы по теме Харбина были обнаружены фотографии из музейного архива Саратовского театра оперы. Одна из фотографий использована им при редактировании его персональной страницы, как жертвы политических репрессий в СССР в 1938 году:
[q] Николай Антонович Оржельский родился в 1888 году в казацкой слободе Маньково-Калитвенской. И если сейчас население села Маньково в Чертковском районе Ростовской области не более пяти тысяч жителей, то тогда население слободы Маньково-Калитвенской, где жили издавна казаки с Верхнего Дона, составляло около 15000 человек. Спустя 10 лет поведет свою русскую историю и город Харбин, который своим возникновением обязан началу строительства в 1897 году КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) на северо-востоке Китая, куда Н.А. Оржельский попадет после нескольких лет скитаний времен Гражданской войны, в мае 1922 года. Его харбинскому периоду творчества была посвящена часть одной из глав Мелихова Г.В. «Белый Харбин. Середина 20-х», по воспоминаниям его отца о выступлениях Н.А. Оржельского на харбинской сцене.
В томе 6. «Жертвы репрессий Иркутской области» приведена лишь такая краткая справка: «ОРЖЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЙ АНТОНОВИЧ, 1888 г. р., урож. Маньково-Калитвенской слободы Донской области, проживал в г. Иркутске, артист Иркутского радиокомитета, б/п, русский, арестован 14.03.38 г., НКВД СССР и Прокурором СССР 28.08.38 г. по ст. 58-1 «а», -8, -10, -11 УК РСФСР приговорен к расстрелу (исполнено 16.10.38 г. в г. Иркутске), реабилитирован Военным трибуналом ЗабВО 23.01.59 г.».
И только в статье независимого исследователя Дорофеевой Натальи Адольфовны, о судьбах российских артистов в китайской эмиграции: выдающейся оперной певицы Марии Александровны Садовской и ее мужа Михаила Архиповича Суганова, указывается, что «возможно, финал жизни был таков: возвращение в СССР, работа артистом Иркутского радиокомитета, в 1938 г. – арест, расстрел по приговору Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР 28 августа 1938 г. с обвинением по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти...».
В те дни в городе Иркутске каждое утро в приемник-накопитель НКВД напротив железнодорожного вокзала привозили до трехсот человек, как утверждалось «право-троцкистских белогвардейских панмонгольских контрреволюционно-враждебных элементов, колчаковцев, харбинцев, эсеров, кулаков». В НКВД был подвал, стены которого были обшиты железом, а на полу были настелены опилки. В этот подвал ночью или рано утром из тюрьмы привозили людей. «Люди эти были самые разные: женщины и мужчины, “чернь и видные”, из Тайшета, Тулуна и других мест. В подвале НКВД этих людей расстреливали… Расстрел производил один мужчина, вооружённый маленьким пистолетом. Он вызывал людей по списку, приказывал вставать на колени и производил выстрел в «мозжечок»… Так продолжалось в течение ночи, пока трупов не набиралось на две автомашины… Во время расстрела во дворе находился с включённым двигателем трактор».
Все это сопровождалось казенными шифрограммами НКВД: «пришлите 200 кусков мыла...» (заочно приговоренных к расстрелу. – прим. автора), «высылаем 230». Казни людей проводили в нынешнем здании полиции в Иркутске на ул. Литвинова, 13 и в тюрьме на ул. Баррикад, 63. Жертв вызывали по списку в подвал, ставили на колени и стреляли в затылок из пистолета системы Коровина (калибра 6,35, которыми вооружали высший командный состав и партийную верхушку) или револьвера системы Нагана (калибра 5,6 миллиметра).
Только тогда, арестованные узнавали о том, что осуждены на смерть «по первой категории» - так тогда официальные власти называли расстрел. Поскольку, «тройка» озвучивала приговор лишь если это был лагерный срок заключения. А если это был расстрел, то человеку лишь сообщали, что его дело «требует дополнительного расследования». К раннему утру после казни человеческие тела грузили в штабеля на крытые брезентом грузовики и вывозили спецзону НКВД, в лесу у села Пивовариха, где всех укладывали штабелями в безымянных рвах, а затем присыпали тонким слоем земли.[/q]
Там же покоится в настоящее время и Н.А. Оржельский (1888- 16.10.1938), приехавший в Иркутск после Саратова, где саратовская опера была репрессирована еще в 1937 году.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 7.11.2025, 13:54
Доброго всем дня! В небольшой книге О.Б. Бобина "Прошание с русским Харбином", изданной в 1994 году, имеется фотография "Последние русские в Харбине".
Хотелось бы понять, кто представлен на фото, предположительно сделанном в 1993 году в Харбине. Предположу, что на фото: Тамара Николаевна ФЕДОРОВА (Селигеева) (1907-1996)- крайняя слева в нижнем ряду; Михаил Михайлович МЯТОВ (1912-2002) второй справа в верхнем ряду - староста Покровской церкви; Нина Афанасьевна ДАВИДЕНКО (1910-2001) - крайняя слева в верхнем ряду - ?, трудившаяся бухгалтером Чурина; Отец/иерей ГРИГОРИЙ - последний православный священник в Харбине, в миру Чжу/и Шипу - второй слева в верхнем ряду; В центре в нижнем ряду - в белом - ? ; предположительно сестра Е. А. Никифоровой Крайний справа в верхнем - СТОКАЛЬСКИЙ Stokalski Эдуард Марианович (? — начало 1994, Польша). Инженер-строитель, выпускник ХПИ, жил в Харбине в доме, где жили его родители - на углу Диагональной улицы и Пятой линии. Был смотрителем нового кладбища за районом Санкешу, куда были перенесены могилы с прежних кладбищ (старого при Покровской церкви в Новом городе и нового в конце Большого проспекта). Заболев в 1993 г. уехал в Польшу к брату и его семье, где в начале 1994 года скончался. Крайняя справа в нижнем ряду - Ефросинья Андреевна НИКИФОРОВА (1910-2006) - последняя из "харбинцев", родившихся в Российской империи. Работала в больнице БРЭМ, Харбинской городской аптеке. Скончавшаяся в нищете, забытая как китайским, так и увы российским государством, поддержанная в последние годы лишь несколькими людьми.
В 1993-1994 годах в Харбине проживало 12 русских и 1 поляк (инженер Стокальский) из "харбинцев".
Если можно, очень прошу поправить/уточнить по фото и годам жизни! Пост редактирую.
 |
Тема: «Аресту подлежат все харбинцы...» 23.03.2025, 13:39
Оржельский Николай Антонович (1888)

Дата рождения: 1888 г. Место рождения: Донская обл., Маньково-Калитвенской слободы Пол: мужчина Национальность: русский Социальное происхождение: из казаков Профессия / место работы: Солист Харбинской оперы (1922-1932), Екатеринбургского и Саратовского театров оперы и балета (1933-1937), артист Иркутского радиокомитета (1937-1938) Место проживания: г. Иркутск Партийность: беспартийный Дата расстрела: 16 октября 1938 г. Место смерти: г. Иркутск Место захоронения: с. Пивовариха Дата ареста: 14 марта 1938 г. Осуждение: 28 августа 1938 г. Осудивший орган: Комиссия НКВД и Прокурора СССР Статья: 58-10-11 Приговор: ВМН (расстрел) Дата реабилитации: 23 января 1959 г. Реабилитирующий орган: Военный трибунал ЗабВО Архивное дело: 9017 Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Иркутской обл. Примечание: Справку составил Н. И. Черниговский. Правка В.Р. Писарев.
Биография
[q] В 1910 г. он поступает в тогда еще Императорский Мариинский театр в амплуа хориста и уже в 1912 г. получает от С. Дягилева приглашение отправиться вместе с Ф.И.Шаляпиным в заграничное турне. Н.А. Оржельский поет в Париже,поет в Лондоне, возвращается вновь на мариинскую сцену. Был произведен в солисты (драматический тенор) и вскоре ушел добровольцем (вместе с пятью братьями) на Первую мировую войну,в полку был правофланговым. В затишье между боями Н.А. Оржельский пел. “Браво!” — кричали ему немцы. Дослужился до чина капитана и получил золотое георгиевское оружие за храбрость.
В 1919 покидает Петроград и выступает в Омске, в 1920 в Иркутске в "Симфопере" , затем в Чите. Эмигрировал в последовавшие годы Гражданской войны, с мая 1922 года прибыл в Харбин, на протяжении многих лет успешно выступая с ариями из 24 мировых опер (одно из лучших исполнений Канио в опере "Паяцы", Баяна в "Руслане и Людмиле", Рудольфа в "Богеме"), создал Товарищество оперных артистов на паях, обучал пению в художественной студии "Лотос" в Харбине, с так называемой "труппой Оржельского" ездил с концертами по станциям КВЖД до 1927 года.
Вероятно в конце 1927 года, он принял решение вернуться на родину, где поступил в состав оперной труппы в Екатеринбургском оперном театре ("Аида", "Пиковая дама"), затем с 1933 по 1937 год солировал в Саратовском театрах оперы ("Пиковая дама", "Аида", "Тихий Дон"), работал солистом в г. Иркутске в радиокомитете - в 1936 году на базе Иркутского Радиокомитете создали оперную труппу, в составе Николая Оржельского, Анатолия Журавлева, Бориса Иванова. И именно эту труппу в 1938 году объявили детищем "врагов народа": балетмейстер Александр Манковский, дирижер Брауэр (выступавший с Шаляпиным) и Николай Оржельский были впоследствии арестованы и расстреляны.
В рамках операции" по разгрому шпионско-диверсионных континентов" НКВД СССР на основании оперативного приказа за №00593 от 20 сентября 1937 г., "харбинец" Н.А. Оржельский в марте 1938 года был арестован как и все т.н. "харбинцы" - вернувшиеся в 1935 году на территорию СССР сотрудники КВЖД и члены их семей, в 1938 году по упрощённому порядку ведения дел на основании приговора Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР 28 августа 1938 г.по обвинению по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР — "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти..." приговорён в ВМН (первой категории)- расстрелу.[/q]
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 4.03.2025, 3:19
PSRoman написал:[q] Добрый день, буду глубоко признателен всем участникам за помощь с харбинскими фотографиями Николая Антоновича Оржельского и Василия Григорьевича Воинова!
"Кто в Харбине не знал Василия Григорьевича Воинова, этого прекрасного человека и хорошего артиста, с которым связана целая эпоха в деле харбинской оперы. Приземистая фигура в Желсобе [Железнодорожное Собрание] за рюмкой водки в обеденное время зычно грохотала бархатным басом, всегда что-то налаживая, устраивая, объясняя и успокаивая. Вместе со своим другом Оржельским, со своим закадычным «Антонычем», Василь Григорьевич священнодействовал, устраивая оперные дела. – “Спаси, Бог!..” – гремел его бас в князе Хованском. Воинов в любой опере был на месте и везде и всегда он нравился публике. Как человек богемы, он, по отзывам товарищей, был совершенно незаменим. Выручить из беды, помочь, приласкать – всё это он умел проделывать так, что едва ли кто-либо мог с ним соперничать. Старая традиционная артистическая публика, которая сжилась с Харбином за целый ряд оперных сезонов, привыкла считать Василия Григорьевича Воинова чем-то вроде своего предводителя. ЛИНГВА"
Шаляпин местного разлива ЛЕГЧЕ ЛЕБЕДИНОГО ПУХА " Гун-бао". Ноябрь 1931 года.[/q]
Даже проживали они оба поблизости в Новом городе на Сунгарском/Сунгарийском проспекте, проходившему от Большого до Железнодорожного проспекта - , Воинов В. в номерах гостиницы Версаль, а Н. Оржельский в домах КВЖД ...
В рамках операции" по разгрому шпионско-диверсионных континентов" НКВД СССР на основании оперативного приказа за №00593 от 20 сентября 1937 г., Н.А. Оржельский, будучи одним из солистов иркутского Радиокомитета в марте 1938 года был арестован вместе со "всеми харбинцами" - вернувшимися в 1935 году на территорию СССР сотрудниками КВЖД, в том же 1938 году по упрощённому порядку ведения дел на основании приговора Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР 28 августа 1938 г.по обвинению по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР — "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти..." приговорён в ВМН - расстрелу. Расстрелян палачами НКВД в Иркутске вместе с другими музыкантами и артистами Радиокомитета (Брауэром, Бесеневичем, Слободынюком, Калиновским и Монковским)16 октября 1938.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 3.03.2025, 20:46
Добрый день, буду глубоко признателен всем участникам за помощь с харбинскими фотографиями Николая Антоновича Оржельского и Василия Григорьевича Воинова!
"Кто в Харбине не знал Василия Григорьевича Воинова, этого прекрасного человека и хорошего артиста, с которым связана целая эпоха в деле харбинской оперы. Приземистая фигура в Желсобе [Железнодорожное Собрание] за рюмкой водки в обеденное время зычно грохотала бархатным басом, всегда что-то налаживая, устраивая, объясняя и успокаивая. Вместе со своим другом Оржельским, со своим закадычным «Антонычем», Василь Григорьевич священнодействовал, устраивая оперные дела. – “Спаси, Бог!..” – гремел его бас в князе Хованском. Воинов в любой опере был на месте и везде и всегда он нравился публике. Как человек богемы, он, по отзывам товарищей, был совершенно незаменим. Выручить из беды, помочь, приласкать – всё это он умел проделывать так, что едва ли кто-либо мог с ним соперничать. Старая традиционная артистическая публика, которая сжилась с Харбином за целый ряд оперных сезонов, привыкла считать Василия Григорьевича Воинова чем-то вроде своего предводителя. Ведь это он когда-то развёл знаменитое “стоп-сигнальное” племя, которое купалось на Сунгари, загорало, набирало силы на зиму, наливало мускулы и нервы здоровьем. Племя это вполне напоминало племя африканских дикарей – до того все были черны, белозубы и веселы. А Василь Григорьевич был всех веселее, здоровее и белозубее и зычно командовал своим басом: “Ныряй!” А зимой начиналась тяжёлая театральная работа, напряжённый труд артиста, труд закулисный, невидимый для публики. И Василий Григорьевич так же умело и охотно принимался за этот труд, как пил водку за обедом и как нырял и загорал в “Стоп Сигнале” за Сунгари. Первый удар постиг его на пароходе, где-то у “островов”, чуть ли не под тропиками, во время гастрольной артистической поездки. Возвратившись в Харбин, всё ещё больной, он шутливо уверял, что “ничего, кривая вывезет!..” Время шло, а Воинов не поправлялся, только слегка подлечивался, чтобы опять заболеть. Не было прежнего могучего здоровья, прежнего благодушного и милого характера, позволяющего на всё смотреть сквозь пальцы и пренебрегать всеми жизненными невзгодами. Но Василий Григорьевич всё ещё храбрился. – Вот поеду в Россию, там стационарное лечение, хороший уход, хорошие доктора, хорошие больницы… А главное, всё это бесплатно. С тем и поехал в Россию, в Хабаровск, чтобы бесплатно вылечиться – известно, какие "миллионы" у русского актёра и каковы его текущие счета. Прошёл год и два, о Воинове доносились смутные и плохие слухи. Одно время он собирался в Харбин, его с нетерпением ждали, даже чуть ли не приготовили ему комнату. Но он не ехал и не ехал. И вот теперь объявление в траурной рамке, объявление о кончине “дорогого мужа, оперного артиста Василия Григорьевича Воинова”. Мир его праху, пусть будет ему земля легче лебединого пуха! ЛИНГВА"
Шаляпин местного разлива ЛЕГЧЕ ЛЕБЕДИНОГО ПУХА " Гун-бао". Ноябрь 1931 года.
 |
|
|