Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

село Елантово

с. Елантово Чистопольского уезда Казанской губернии

    Вперед →Модератор: sapopova
sapopova
Модератор раздела

Кемерово
Сообщений: 42
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 38
Для начала о самом Елантово - село расположенное на живописных берегах реки Шешма. История села, как и его название уходят в эпоху расцвета Волжской Булгарии конец 13 начало 14 века. Елантово – «Елантау» в буквальном переводе с тюркского означает Змеиная гора, (елан, жылан) змея, (тау) возвышенность, гора. Достоверных сведений о дате основания села не существует, но тюркское название относит именно в те далекие времена когда в Закамской зоне в которой и расположено село, процветал булгарский город Джукетаю, который одновременно являлся хорошо укрепленной крепостью, защищавшей не только границу государства, но и открывающий торговый путь по Каме в Волгу и далее к Каспийскому морю. В период распада Волжской Булгарии и в эпоху становления Казанского ханства земли Закамской зоны пустовали, кое где в лесах располагались небольшие деревушки оставшиеся еще с золотоордынских времен, а с юга до этих плодородных земель доходили кочевья ногайцев которые пасли здесь свои стада.
Положение меняется после русской колонизации Казанского края. В 1630 –х годах в восточных землях Закамья (на территории современных Мензелинского, Тукаевского и Нижнекамского районов) появляются первые крепости – остроги с небольшими гарнизонами из стрельцов, расположенные в основном вдоль реки Камы и впадающих в неё судоходных рек. Даже такие меры не защищают жителей от нападения ногайцев. Так архивные документы от 1654 года гласят: «Из степи приходили по старой вотчинной дороге воинские ногайские люди и прошли Закамские места, погромили села и ушли обратно по той же дороге». Все эти события послужили причиной для строительства на уже действующей к тому времени Закамской черте – линии крепостей с последующим массовым заселением русскоязычным населением. Первое упоминание села как именно Елантово относится к 1710 году временам правления Петра Первого, когда беглые крестьяне заселявшие прежде земли примыкающие к реке Шешма, стали государственными ( приписными). Приписные крестьяне обязаны были отрабатывать определенное количество дней в году (уходили после уборки хлебов осенью и возвращались обратно весной к посеву) на уральских и пермских заводах, принадлежащих промышленникам Демидовым. Осенью через башкирские земли крестьяне отправлялись за 600 верст на завод расположенный на реке Авзян, чтобы вернуться только весной. Информации об исторических событиях происходивших на территории современного села Елантово в 17 - 18 веках очень мало, лишь в некоторых ревизионных книгах встречается поверхностные упоминание. Так в Российской империи еще с Петровских времен было заведено проводить ревизию, так называемую перепись населения, которая не только выявляла, сколько человек проживает на той или иной территории, но и являлась источником наложения податей (налога). Территории для ревизии делились не административными единицами (волости, губернии), а дорогами, то есть по пути следования переписчиков по существовавшим на тот момент дорогам. Фрагмент из ревизской сказки (книги) от 1748 года Зюрейской дороги Казанского уезда «В д. Каменный Ключ, Елантово тож государственные ясашные крестьяне 252, близ Елантово новопоселенном Городище государственные ясашные крестьяне итого в д. Городище 113, в селе Кармале, что была деревня Пустошь государственные ясашные крестьяне 137». Перечень прошения казенных крестьян деревни Елантово Чистопольского уезда от 1862 информирует о том, что «в Елантово проживало 659 душ мужского пола». С момента образования Чистопольского уезда (Чистополь известен в более ранних источниках как село Архангельское) в которое впоследствии стало входить село Елантово, история уездного города и села очень сильно переплелись, не только из-за административного подчинения, но и из-за тесных торговых связей. Во многом благодаря выигрышному географическому положению, наличию собственной пристани, огромных заливных лугов, богатых живностью лесов и плодородных земель позволило к началу 20 века стать Елантову одним из процветающих сел Чистопольского уезда. Так в музее города Чистополь в учетной книге имеется запись: «в 1901 году с пристаней Кармалы и Елантово сплавлено 15 судов, с грузом в 1372 тыс. пудов на 494 тыс. руб., главным образом ржи, муки ржаной, овса и крупы гречневой». Из записей Метрической книги Михаило – Архангельской церкви Казанской духовной консистории которая функционировала на территории села Елантово, известно, что в конце 19 века земельный надел сельской общины составлял 3133 десятин. Число жителей 1782г. - 226 мужского пола, 1859 – 1475 мужского мужского пола, 1897 – 1956 мужского пола, 1908 – 2374 мужского пола, 1920 – 2913 мужского пола, 1926 2082 мужского пола, 1938 - 1088 мужского пола. Но не все моменты истории были такими радужными, в том же музее хранятся следующие записи: «В 1892 году была засуха хлеб стоил 1 руб.60 коп, а мясо продавали за бесценок. В 1891 году в Старошешминск из Самары приехала женщина Дарюшина которая вскоре умерла и как признали позже врачи от холеры, которая свирепствовала в Самаре. От неё заразились родные и близкие. В очень короткое время эпидемия холеры распространилась по всем окрестным селам и деревням и продолжалась 2 года, утихая на зиму, а летом вспыхивая с новой силой. Лето 1893 года вспышка эпидемии достигла пика, и тогда санитар Старошешминской волостной больницы Новичков Павел Матвеевич организовал курсы санитаров, для оказания скорой медицинской помощи при новой вспышке. Как вспоминал позднее Новичков, в июле 1893 года он работал санитаром в Городище где до него умирало по 14-15 человек в день. Он вместо 15 капель лекарства стал давать по 25, и как оказалось это помогло смертность стала убывать, а когда его позже перевели в Елантово, то он увидел страшную картину, медицинский персонал пьянствовал, спирт, предназначенный для лечения, выпивался, а холера свирепствовала. Только к концу августа 1893 года эпидемию удалось подавить. В Кулмаксу же приезжал доктор из Казани». До 1917 года крестьяне в с. Елантово и земельные угодья являлись государственными. В селе было 500 крестьянских хозяйств, за которыми было закреплено 5 тысяч гектаров земельных угодий, которые в основном принадлежали зажиточным крестьянам таким как Шаронов, Соснин, Артемов, Песчанов, которые предоставляли работу батракам, выплачивая по 11 копеек за день работы и обеспечивая едой и одеждой. В селе было 2 купца – Симонов И.С. и Соснин, две водяные, четыре ветряные мельницы и два маслозавода. В селе действовала Михаило – Архангельская церковь, в которой служил Скворцов И. А. Также в селе работала трехлетняя школа, учителями были Капралов П.И. и Капралова Н.А.
---
Ковалёвы (д.Звенчатка Климовический уезд),Гайдаровы (д.Переволошня Могилевской губернии), Утукины (с.Монастырка Орловской губернии)-Горбуновы (с.Крещенка Воронежской губернии), Поповы (с.Сошки Тамбовской губернии), Захаровы (с.Таябы Казанской губернии), Скворцовы (с.Старо Ильмова куст Казанской губе
sapopova
Модератор раздела

Кемерово
Сообщений: 42
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 38
с.Елантово известно с 1710 года. Название села с татарского языка переводится как «змеиная гора». Также ранее упоминалось под названиями Каменный Ключ и Студёный Ключ. Местные жители занимались скотоводством и земледелием.

До 1920 года село находилось в Старо-Шешминской волости Чистопольского уезда Казанской губернии.
С 1920 года входило в Чистопольский кантон Татарской АССР.
С 10 августа 1930 года входило в состав Шереметьевского,
с 1 февраля 1963 года — Чистопольского,
с 22 апреля 1983 года — Новошешминского,
с 3 июля 1984 года — Нижнекамского района.
В 2013 году село стало обладателем республиканского гранта по результатам развития инфраструктуры и социальной политики.
Нижнекамский район в его состав вошли населенные пункты:
Шереметьевка
Верхние Челны
Верхняя Уратьма
Елантово
Каенлы
Кармалы
Красная Кадка
Красный Ключ
Попо́вка
Старошешми́нск
Шингальчи
Красный Ключ
Описание
Красный Ключ (тат. Кызыл Чишмә — посёлок в Нижнекамском районе Республики ТатарстанРоссия. Расположен на левом берегу реки Камы, в нескольких километрах от города Нижнекамска. До 1921 года носил название "Святой ключ" и входил в состав Мензелинского уезда Уфимской губернии.

История поселка начинается предположительно в 1666 году. Согласно одному из мусульманских преданий первым жителем этих мест стал имам Асмагыйжан (упоминается также как Магомет). На берегу реки он вырыл пещеру, проникнуть в которую можно было только ползком. Рядом в известняке соорудил бассейн для принятия ванн в водах из местного целебного источника. Над пещерой, якобы, воздвиг часовню, хорошо видимую с реки. По этому преданию могила имама находилась здесь же, но со временем надгробная плита с арабской вязью, а значит и место захоронения были утеряны. Уже в наши дни на берегу воздвигнута стела в память о легендарном имаме.

Бытует сказ, что именно он обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. После чего родник стал называться Святым. Православные также почитают это место, как место приобретение вышеупомянутого образа. В итоге Святой ключ стал центром поклонения не только для мусульман, но и христиан.

Писатель Радищев А. в 1797 году в дневнике "Путешествие их Сибири" рассказал об исключительной красоте Святого ключа и заметил, что еще в XVI веке из Персии сюда приезжали путники за святой водой. При этом они обязательно совершали омовение в бассейне, созданном легендарным имамом. Славу об этом месте, как отмечает автор, разносили по свету богомольцы и бурлаки. На молебны сюда съезжались верующие не только из тюркских, но и славянских стран. Так в начале XX века на богослужение приехал и духовник царской семьи - Иоанн Кронштадтский.

Огромную роль в истории этих мест сыграла семья елабужских купцов Стахеевых. В 1882 году они приобрели эти земли у оренбургского генерал-губернатора Н. Крыжановского за 400 тысяч рублей. Стахеевы начали здесь строительство дачи с домами городского типа. Особенно среди построек выделялся двухэтажный дом в 750 квадратных метров с котельной в подвальном помещении и изящными резными балконами. Дом в 20 комнат был построен на средства Ивана Григорьевича Стахеева в 1900 году. Частично сохранился парк примыкавший к даче. По распоряжению купцов расчищался близлежащий лес и завозились семена и саженцы пихты, кедра, голубой ели, ясеня и других пород. Были заложены несколько делянок сосновых и еловых рощ, возведены четыре оранжереи с редкими породами южных деревьев и 11 теплиц. В одной из рощ в советские годы был установлен памятник Владимиру Ленину. Монумент сохранился и ныне. А в нескольких метрах от этого места в 1918 году чекистамибыл расстрелян сын Ивана Григорьевича - Игнатий Стахеев. На месте казни потомками купцов была установлена беседка и памятные таблички. Единственная уцелевшая за советские годы постройка - дом зятя И.Г. Стахеева В.В. Чикина. Сейчас в нем располагается поселковая администрация. Дом возвели в 1890 году дядя Чикина и младший сын И.Г.Стахеева - Владимир, после революции арестованный и утопленный чекистами в Каме.

Еще до революции у Святого ключа была своя пристань, к которой причаливали пароходы Камского, Вельского, Волжского и Вятского пароходств. Существовало и постоянное паромное сообщение с Елабугой. Причал служил перевалочным пунктом для поставки стахеевского зерна и гречи во Францию, Италию и страны Средиземноморья. Оборот составлял две тысячи пудов хлеба в год. Также на Святом ключе действовала рыболовецкая артель, добывающая стерлядь и сазана, лесопилка, керосиновые склады, электростанция и несколько мельниц.

Главными достопримечательностями поселка сегодня наряду с историческими местами являются церковь и мечеть.

Красноключинская мечеть построена в 1989-1996 годах на въезде в поселок. Это один из первых мусульманских храмов Нижнекамска и современного Татарстана, возведен к 30-летнему юбилею города. В мечети имеется несколько входов, основные со сторон западного и восточного фасадов. Также имеется своя библиотека, центр культуры, истории и гостиница. Здесь располагается мектебе "Рисаля", в которой обучаются юноши со всей России.

Первый каменный православный приход в честь праведного Иоанна Кронштадтского был освещен в поселке 6 мая 1995 года. Строительство его шло около трех лет и возведен он был около мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это одна из первых церквей Казанской епархии, построенная в постсоветский период. Через десять лет на высоком берегу началось строительство на пожертвования прихожан главного храма. Теперь церковь Иоанна Кронштадтского встречает всех гостей города и поселка прибывающих речным транспортом
---
Ковалёвы (д.Звенчатка Климовический уезд),Гайдаровы (д.Переволошня Могилевской губернии), Утукины (с.Монастырка Орловской губернии)-Горбуновы (с.Крещенка Воронежской губернии), Поповы (с.Сошки Тамбовской губернии), Захаровы (с.Таябы Казанской губернии), Скворцовы (с.Старо Ильмова куст Казанской губе
Лайк (1)
Galina Boklanova
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 3
Прошу пользователя откликнутся,так как меня интересует судьба Марии наумовны Беловой(Пируевой) я разыскиваю своих Пируевых уроженцев Елантева точно знаю имена некоторых даты рождения были раскулачены в 30годы некоторые бежали некоторых посадили.Никаких данных найти не могу как в воду канули.Знаю что в советское время в их доме была елантевская больница.Откликнитесь пожалуйста.С уважением г.Бокланова(Пируева)
sapopova
Модератор раздела

Кемерово
Сообщений: 42
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 38
Галина, я Вам уже ответила на первое сообщение.
Я конечно рада б Вам помочь, но моя Мария от рождения Белова dntknw.gif , а её муж Павел Антонов Пируев.
V поколение
1.2.3.1. Мария Наумова дочь Белова (Пируева) (д.р.10.01.1879) (НАРТ ф.4Оп.176д.189)
у них были дети:
Пируев Александр Павлович 16.04.1902г.р.
Пируев Пётр Павлович 12.06.1904г.р.
Пируева Марина Павловна 19.02.1907г.р.
может конечно были и ещё, но я нашла только этих. Эта Мария родная сестра моего Прадеда Тимофея Наумовича Белова.
Если Вас что интересует еще, то спрашивайте. Но имейте ввиду, у меня с Москвой разница во времени 4 часа, я из Кемерово (Сибирь).
С Уважением, Светлана.
---
Ковалёвы (д.Звенчатка Климовический уезд),Гайдаровы (д.Переволошня Могилевской губернии), Утукины (с.Монастырка Орловской губернии)-Горбуновы (с.Крещенка Воронежской губернии), Поповы (с.Сошки Тамбовской губернии), Захаровы (с.Таябы Казанской губернии), Скворцовы (с.Старо Ильмова куст Казанской губе
Nadezhda22
Новичок

Челябинская обл. г. Магнитогорск
Сообщений: 2
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 1
sapopova

Добрый день!
Пытаюсь воссоздать родословную свою по отцу пока , может вы поможете мне чем-нибудь ?
Отец мой Стахеев Иван Матвеевич , знаю только год рождения 1922 , была у него сестра - Лидия Матвеевна
Родились в д.Веркало Архангельской области.
Здесь пробел, не знаю как попал в г.Архангельск
Жил ,учился и работал в г.Архангельске , потом по распределению послали в Коми АССР г.Сыктывкар
Женился в 1948 году на Пануриной Татьяне Михайловне. 4 детей (Владимир, Сергей, Геннадий, Надежда)
Здесь я и родилась в 1959 году
Больше , к сожалению, ничего про них не знаю
Буду очень благодарна, если сможете мне чем-нибудь помочь.
---
Ищу сведения об родных отца Стахееве Иване Матвеевиче и его родных, родился д. Веркало Архангельской области, родных мамы Пануриной Татьяны Михайловны
108svet
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 3
А можно ли узнать что нибудь о холохоновых, живших в с. Старошешминск?. Откуда они могли перебраться в Татарстан? Я являюсь потомком холохоновых. Мои прадед василий холохонов, проживал в с. Старошешминск, кто прабабушка незнаю, детей было много, половина умерли, остались у них 5детей(?), Павел, Иван, Полина, Татьяна, Анна. Что можно узнать про моих родственников? Заранее благодарю!.
108svet
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 3
А можно ли узнать что нибудь о холохоновых, живших в с. Старошешминск?. Откуда они могли перебраться в Татарстан? Я являюсь потомком холохоновых. Мои прадед василий холохонов, проживал в с. Старошешминск, кто прабабушка незнаю, детей было много, половина умерли, остались у них 5детей(?), Павел, Иван, Полина, Татьяна, Анна. Что можно узнать про моих родственников? Заранее благодарю!.
psyandr

Сообщений: 3901
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1776

108svet написал:
[q]
Откуда они могли перебраться в Татарстан?
[/q]
так вы уже писали в 2017 г под другим ником - forum.vgd.ru/2418/77512/100.htm. Вам там посоветовали архивно изучить вглубь - где бы и выяснилось откуда.
Фамилия Холохонов явно взаимосвязано с топонимом - мелкая речка Холхова . Тут неизвестно что от чего назвали, разбираться надо.
По описанию границ вотчины Свинского/Свенского монастыря в книге 16 века эта речка находится в районе д. ВОйна - Селечна. Но т.к. на старой карте у д. Война подписана речка "Войнна", то остаётся речка, на которой с. Селечня (Селичня); мелкий ручей пересыхающий между пунками - вряд ли. Т.е. топонимическая прозвищная фамилия дана тому, кто первый там поселился (выселился с того же села Лугань, что ниже по течению Войнны, или из с.Какушкино).
тема "село Селечня", несколько страниц - forum.vgd.ru/post/2421/77526/p2340457.htm
один из пленных записан как Колохолов Григорий - obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300979015. В ОБД есть Хохленко и Хохленков по с. Селечня (Суземский район).
Возможно оттуда давно переселились семьями. Надо архивно смотреть когда и как искажалась фамилия, возможно незаконнорождённые были или банально результат дислалии (обмена местами соседних согласных, в 18 веке часто видоизменялось написание). Изначальное значение фамилии надо узнавать архивно: от "холохол" (колокол?) или "хохол".

На фото Хохленкова (девичья) родом с Селечни и Холохонов (Татарстан, понятно, что все носители фамилии родственны). По моему видению, видна общность как по духу, так и по внешности - т.е. общие предки.

Прикрепленный файл: Брянская Селечня Мариуполь Хохленкова Холохонов Татарстан.jpg
    Вперед →Модератор: sapopova
Вверх ⇈