Из писем Ф. Тютчева
Письмо Э.Ф. ТютчевойСПб. среда10 декабря 1852 г.
"..... но раз уж я вступил на путь летописца, вот тебе несколько новостей............
Другая история. - Быть может, ты помнишь князя Трубецкого, которого мы знали в Мюнхене и о котором говорили, что он женат на Тальони. Женат он не был, но в течение многих лет открыто жил с нею и, так же открыто, имел от нее ребенка; в настоящее время этому мальчику 10-11 лет. Так вот, этот князь Трубецкой приезжал сюда и, проведя лето в Петербурге, добился, не без труда, разрешения вернуться за границу на четыре месяца. А сейчас он только что известил правительство, что собирается вступить в законный брак не с мадемуазель Тальони, а с её дочерью - шестнадцатилетней девушкой, говорят, очень хорошенькой, которая благодаря этой своеобразной комбинации станет мачехой собственного брата. Мне не сказали только, пригласят ли по этому случаю Жорж Санд председательствовать на этой свадьбе в качестве
посаженной матери.
Впрочем этот Трубецкой - славный малый, он брат того, который так неудачно увез Жадимировскую......."
Мария Тальони23 апреля 1804, Стокгольм — 22 апреля 1884, Марсель
Филиппо Тальони (Taglioni) (5.11.1777, Милан - 11.2.1871, Комо), итальянский артист, педагог, балетмейстер. Отец Марии Тальони. Артистическую деятельность начал в 1794 году. В 1795-1798 годах первый танцовщик в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина и Милана. В 1799 году совершенствовался в Париже у Ж. Ф. Кулона. В том же году дебютировал в Академии музыки и танца (Парижская опера) в балете "Караван".
В 1802-1805 годах первый танцовщик Королевской оперы в Стокгольме, где встретил дочь знаменитого шведского певца Карстена, влюбился в нее и женился.
Значительную часть творческой жизни Тальони посвятил хореографическому образованию и сценической карьере дочери; многие постановки были осуществлены в расчете на ее исключительные данные. В 1805-1828 годах работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта. Балет "Атланта и Иппомен" (1805), поставленный в Вене, - первая балетмейстерская работа Тальони. В 1830-1836 годах балетмейстер Парижской оперы, на сцене которой поставил дивертисменты в операх: "Бог и баядерка" (1830) и "Густав III, или Бал-маскарад" (1833) Д. Ф. Обера, "Роберт-Дьявол" (1831) и "Гугеноты" (1836) Дж. Мейербера, "Жидовка" Ф. Галеви (1835), балеты: "Сильфида"; "Натали, или Швейцарская молочница" А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано - оба 1832, "Восстание в серале" Т. Лабара (1833), "Бразилия, или Племя женщин" В. Р. Галленберга (1835), "Дева Дуная" (1836).
Вместе с дочерью находился в Петербурге, где поставил: "Гитана, испанская цыганка" И. Ф. Шмидта и Обера, "Миранда, или Кораблекрушение" на музыку Обера и Дж. Россини (оба 1838), "Тень" Л. В. Маурера (1839), "Морской разбойник" А. Адана (1840), "Аглая, или Воспитанница Амура" (1841), "Герта" и "Дая" (1842) - все Келлера. Впоследствии Тальони работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. В "Ла Скала" поставил: "Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа и Н. Ребера (1842), "Пери" Дж. Паниццы (1843).
Филиппо Тальони - один из новаторов хореографического искусства. Художественные принципы, наметившиеся в его балетных сценах 3-го действия оперы "Роберт-Дьявол" (танцы теней монахинь), с наибольшей полнотой были воплощены в "Сильфиде", своеобразном эстетическом манифесте романтизма. Новаторский характер этой постановки способствовал утверждению на сцене новой, более богатой и разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразительных средств (вводил жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомимические сцены) и техники классического танца (первый применил танец на пуантах, для создания романтических образов провел реформу костюма). Создание нового исполнительского стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорационного оформления (использовал в спектаклях полеты, различные сценические трюки, превращения).
Тальони был выдающимся педагогом классического танца. Его метод преподавания зафиксирован французским танцовщиком Л. Адисом. После 1862 года оставил педагогическую и сценическую деятельность.
Из балетов Филиппо Тальони наиболее продолжительную жизнь на русской сцене имела "Сильфида". Она прочно вошла в репертуар петербургского и московского балета, в роли Сильфиды выступали многие знаменитые русские балерины. Остальные спектакли шли сравнительно недолго. Несмотря на это, принципы танцевального действия, утвержденные Тальони, введенная им танцевальная лексика продолжали жить в русском балете, который с помощью Тальони и других иностранных хореографов и артистов 1830-1850-х годов приобщился к романтизму.
(Taglioni),
итальянская балетная династия в 19 в.
Сальваторе (1790-1868), танцовщик и балетмейстер в Неаполе в 1830-х годах. Его дочь Луиза была ведущей танцовщицей в Парижской опере в 1848-1857.
Филиппо (1778-1871), брат Сальваторе, дебютировал в Пизе в 1794 и был ведущим танцовщиком во Флоренции, Венеции и Париже, а затем балетмейстером в Стокгольме. Его сын Поль (1808-1884), также танцовщик и хореограф, с большим успехом работал в Берлине и Лондоне. Дочь Поля - Мария (1830-?) выступала во многих балетах, поставленных ее отцом. Самой выдающейся представительницей династии стала другая Мария - дочь Филиппо и сестра Поля.
Мария (1804-1884) родилась в Стокгольме 24 апреля 1804
==============================================================
Кн. Александр Васильевич Трубецкой (1813-1889) женился на графине Марии Жильбер-де-Вуазен (после 1832 - ум. 1901) в 1852 году.
сестра жены Филиппо Тальони вышла замуж........Тётя - сестра матери - носила в девичестве фамилию
КарстенВремя балета
Адан, Тальони и… Пушкин
«Время балета» представляет историческую статью Ольги Пузько «Адан, Тальони и… Пушкин». В ней автор воссоздаёт историю рождения балета «Морской разбойник» и определяет его место в балетном творчестве композитора Адольфа Адана. В определенном смысле Пузько восполняет исторический пробел – ведь историки, посвятившие немало страниц творчеству Адана и его шедевру – балету «Жизель», обходят вниманием период его пребывания в России и сочинённый им здесь для Марии Тальони балет «Морской разбойник».
Правда,
Ю. Слонимский обнародовал интересные факты о русско-французских балетных связях, о «русских корнях» Марии и Филиппо Тальони, которые пробыли в Петербурге с 1837 по 1842 годы: дело в том, что сестра жены Филиппо Тальони вышла замуж за русского генерала и жила в Петербурге. В её квартиру стекались многочисленные почитатели таланта великой Марии. Они, вероятно, обратили внимание именитых гастролёров на шедший тогда в столице с большим успехом спектакль А.Шаховского «Керим-Гирей», созданный по мотивам «Бахчисарайского фонтана» А.Пушкина. Известно, что Ф.Тальони познакомился с этим произведением во французском переводе. Так или иначе – родилась идея нового балета, а в качестве автора его музыки в Петербург пригласили Адольфа Адана, который появился в русской столице в октябре 1839 года.......