Происхождение фамилий: Унпелев, Унпилев, Унпилов, Унпелов, Умпелев, Умпилев, Умпилов, Умпелов и др.
(коми Унпелевъяс, Умпелевъяс >> Unpelevjäs, Umpelevjäs). Такие фамилии распространены в Пермском Крае. Они являются довольно редкими фамилиями коми-пермяцкого или коми происхождения, восходящими к прозвищу «
Унпель» и выражению «
уна-пеля», что можно перевести как «
Многоухий» или «
Многоухов». Видимо это прозвище получил очень внимательный человек.
На территории Пермского Края предки коми-пермяков появились за 3 тыс. лет до н.э. - в неолите и являются одним из самых древних народов Урала. Коми-пермяки входят в состав финно-угорской языковой семьи вместе с финнами, эстонцами, венграми (уграми), карелами, саамами, ливами, вепсами, ижорой, водью, мордвой(мокша, эрзя), марийцами, удмуртами, коми-зырянами, хантами, манси и др. Финно-угорские языки объединяют с самодийскими в уральскую семью языков, которая включает почти 25 миллионов людей, населяющих территорию от Норвегии на западе до бассейна реки Обь на востоке и низовий Дуная на юге. К финно-угорской языковой группе относятся 24 народа, из них три народа – 15 миллионов венгров, 5 миллионов финнов, 1 миллион эстонцев - имеют свои государства. В России проживают 19 из 24 народов уральской группы. Коми-пермяки вместе с коми-зырянами и удмуртами входят в пермскую подгруппу.
Можно сравнить сходство финно-угорских языков (и иногда самодийских) на примерах:
’
ухо’: мари «пылыш», мокша-мордва «пиле», эрзя-мордва «пили», удмурт
«пель», коми
«пель», ханты «pəl», манси «pil’», венг. «ful».
’
много’: удмурт «трос,
уно», коми-перьм. «
уна», коми-зырян. «
уна».
’рука’: фин. «käte», эст. «käsi», caaм. «giettä», морд.-мокша «кядь», морд.-эрзя «кедь», мари «кит», удмурт «ки», коми «ки», ханты «köt», манси «kät, kāt», венг. «kéz».
’вы’: фин. «te», эст. «teje», саам. «diije», мордва-мокша «тинь», мордва-эрзя «тiнь», мари «тэ», коми «тi», удмурт «тi», ханты «ti» (в личных окончаниях глаголов), венг. «ti», селькуп. «te», тавгийск. «teŋ», ненец. «tit».
Одни из первых слов, которые усваивает ребенок при рождении у коми-пермяков это: нос «ныр», ухо «
пель», глаз «син». Есть похожие коми фамилии, например,
Симпелев (или
Синпелев), возникшей от выражения «
сина-пеля», т.е. «
Глазоухий» или «
Глазоухов», человек с высокими наблюдательными способностями.
Кушпелев (или
Ушпелев) - от прозвища «Куш
пель», т.е. «голое ухо». Эта фамилия встречается в переписях:
Житель слободки Яйва на р.Усолке Ивашка Захаров сын
Кушпель, 1647
«ПЕРЕПИСЬ 1710 ГОДА: ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ГОРОДА ЧЕРДЫНИ»:
Тимофей Елисеев сын
Кушпель уроженец Чердынского уезду Окологородного стану деревни
Кушпелевы.
Чердынь – древняя столица средневекового Великопермского княжества до русской колонизации.
Известно множество мифических номинаций лесного духа у коми-пермяков:
кoспель ‘сухоухий’,
сюра-пеля ‘рогатый-ушастый’.
Войпель (
коми Войпель;
коми-пермяцк. Ойпель) — единственный среди верховных богов, кроме богов-демиургов, чьё имя дошло до наших дней в языческом пантеоне Коми народа, в первую очередь коми-пермяков. Этимологически имя означает «ночное ухо», т.е. «чуткое ухо».
Происхождение слова пельмени. По коми-пермяцки "
пельняни": "
пель"- ухо, "нянь"- хлеб, получается "хлеб в форме уха". Пельмени – блюдо исконно уральское. Его изобретатели древние кулинары коми-пермяцких племён. Названо это столь популярное кушанье по форме изделия, а произношения несколько переиначено на русском языке. Кстати, в славянских кухнях есть пельменный родич по названию «ушки». Слово пельмень известно в антропонимии Среднего Урала уже по переписи 1680 г.
Также существуют похожие населенные пункты в Коми-Пермяцком автономном округе, например, д. Квать-
Пелев, Кудымкарский р-н.
Фамилия
Унпелев и её производные в метрических книгах:
«ПЕРЕПИСЬ 1710 ГОДА: ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ОСИНСКОГО УЕЗДА»: В деревне Гамове: Дв. Кирило Васильев
Упалев, у него жена Федора Семенова. Дети: сын Федор 1 году, да дочери девки: Афросинья 20, Софья 8 лет.
Позже д. Гамова (Гамы) была переименована в д. Гамицы. В ней встречались такие коми фамилии как
Ушпелев, Лунегов, Канев и др. вместе с русскими. На западе Урала формирование фамилий происходило в основном в 17-18 вв., и окончательно завершилось в 19 в.
Тип события: Бракосочетание. Ф.И.О:
Унпелев Петр Дометиевич. Пол: Мужской. Соц. положение: Удельный крестьянин. Вероисповедание: Православное. Населенный пункт: д. Гиблая. Возраст: 36 лет. Дата бракосочетания: 19.10.1841. Брак по счету: 2. Номер фонда 442. Номер описи 1. Номер дела 56.
Тип события: Рождение. Ф.И.О:
Унпилев Николай Андреевич. Пол: Мужской. Соц. положение: Крестьянин. Вероисповедание: Православное. Населенный пункт: уезд Осинский, д. Гамицы. Дата рождения 03.05.1831. Дата крещения 08.05.1831. Отец: Ф.И.О
Унпилев Андрей Дементьевич. Мать: Ф.И.О
Унпилева Феосия Васильевна. Номер фонда 442. Номер описи 1. Номер дела 55.
Тип события: Рождение. Ф.И.О:
Унпелев Иоанн Лаврентьевич. Пол: Мужской. Соц. положение: сын удельного крестьянина. Вероисповедание: Православное. Населенный пункт: уезд Осинский, д. Гамицы. Дата рождения 26.03.1855. Дата крещения 28.03.1855. Отец: Ф.И.О
Унпелев Лаврентий Максимович. Мать: Ф.И.О
Унпелева Марфа Трофимовна. Номер фонда 37. Номер описи 3. Номер дела 84б.
Тип события: Рождение. Ф.И.О:
Умпелева Вера Васильевна. Пол: Женский. Соц. положение: Дочь запасного унтер-офицера. Вероисповедание: Православное. Населенный пункт: уезд Осинский, вол. Устиновская, с. Устиново. Дата рождения 13.06.1899. Дата крещения 19.06.1899. Отец: Ф.И.О
Умпелев Василий Самуилович. Мать: Ф.И.О
Умпелева Евдокия Самойловна. Номер фонда 37. Номер описи 6. Номер дела 73а.
В 1462 году началась христианизация коми-пермяков, а в 1472 году территория их расселения была включена в состав Русского государства. Христианизация коми-пермяков создавала благоприятные условия для официального присоединения Перми Великой к Москве. В науке давно утвердилось мнение разных ученых о коми-пермяках как коренном финноязычном народе Приуралья.
В XIV-XV вв. появление русских в коми-пермяцких поселениях носило стихийный и достаточно эпизодический характер. Но в XVI веке освоение русскими верхнекамских земель становится интенсивным, особенно с 1560-х гг., когда в целях закрепления восточных рубежей Русского государства Иван IV передал коми-пермяцкие земли по Каме Строгановым.
Восточные финно-угры - коми, удмурты, марийцы, мордва, - как правило, принимали чисто русские фамилии, например: Дьяконов, Конюхов, Лебедев, Лыткин, Попов, Вавилин и др. Часть фамилий образована от церковных и русских нецерковных имен (Некрасов, Филиппов, Терентьев и т.п.). Фамилии в Коми крае начали формироваться в XVI в. Встречаются фамилии образованные от коми слов. Часть произошла от шутливых прозвищ, подчеркивающих какие-то особенности внешнего вида, поведения или разговора и т.д. Для примера можно перечислить следующие: Ульныров,
Симпелев, Кызъюров, Кузьбожев, Кузькоков, Кузиванов, Мичкин, Чукилев, Маегов и т.п.
По мнению некоторых краеведов часть населения современных севера и северо-востока Кировской области, Пермского края и Свердловской области (исключая северо-восточную часть) являются потомками коми-пермяковов. Начиная с XV века при колонизации новгородцами и жителями Московского Княжества Северного Приуралья, а затем и Зауралья, местные коми-пермяки и манси часто перенимали русский язык и северорусскую культуру и впоследствии считали себя русскими, смешиваясь с пришлым русским населением. Также коми-пермяки вместе с коми-зырянами участвовали в колонизации русскими Сибири и влились в состав старожильческого населения Сибири, что получило отражения в некоторых современных фамилиях. В XVI—XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Это объясняется, видимо, тем, что коми-зыряне и коми-пермяки, принявшие христианство, записывались составителями документов с русскими календарными именами и отчествами (и полуотчествами), что отличало их от жителей Урала других религий (тюркоязычных и угроязычных), и писцы не считали необходимым давать им этническую характеристику. Даже в тех случаях, когда в антропониме было имя или прозвище коми, национальная принадлежность человека не указывалась.
При расселении в Верхнем Прикамье русские занимали обычно пустующие участки, но нередко их близкими соседями были проживавшие рядом коми-пермяки или коми-зыряне. Русские входили в тесные контакты с ними, возникало много смешанных, двуязычных семей, что приводило к взаимодействию русских и коми говоров. В результате в речь коми проникало много русских слов, русских календарных имен (особенно в связи с христианизацией коми), но и в русские говоры попадала коми лексика, обычно в бытовой сфере (бурморт 'хороший человек', варыш 'ястреб', жеб 'дряхлый', ешь 'мивинец', юман 'щенок', мот 'пчела', чань 'требенок'

, давшие прозвища, а затем фамилии (Бурмортов, Жебов, Зюлев, Кочанов, Мошев, Чанев).
В 1591 г. два крестьянина из Калужского уезда, набрав "охочих людей", основали в устье р. Тулвы Новоникольскую (Осинскую) слободу. Переписи 1579 и 1596 гг. говорят о том, что большинство крестьян переселялись в Приуралье из северного Поморья (Двина, Холмогоры), в том числе из местностей, населенных коми-зырянами и из центрального Поморья (Вологда, Великий Устюг, Тотьма, Вага) и реже из западного Поморья. Коми-зыряне и коми-пермяки переселялись в общем потоке с русскими переселенцами. Национальный состав сельских поселений нередко был смешанным. Во второй половине XVI в. начинается миграция русского и нерусского населения в пределах Урала. Из малоплодородных северных уездов оно перемещается в более плодородные районы Среднего Прикамья.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением. Дело в том, что массовыми эти переселения не были, и потому коми-пермяки в окружении иноэтнического населения довольно быстро ассимилировались. Быстрые темпы ассимиляции объясняются также тем, что окрестное русское население являлось близким по культуре и мировозрению к коми-пермякам и не существовало каких-либо этнических барьеров, препятствовавших тесным и многосторонним контактам представителей двух народов.
В коми-пермяцких поселениях даже при принятии христианства, как и у русских, долгое время сохранялись дохристианские имена, которые либо совпадали с нарицательными словами, либо были своеобразно оформлены. Так, были распространены дохристианские имена с суффиксами -ег, -ог (Азег, Гачег, Шебег, Жунег), давшие фамилии (Ажегов, Гачегов, Жебегов, Лунегов, Налогов), являющиеся сейчас фамилиями и коми-пермяков, и русских.
Пребывание в удалении на 15-20 км от язьвинских деревень и тесные контакты с русскими южных деревень привело к полному обрусению коми-язьвинцев. Поколение людей относило себя к русскому этносу, коми-язьвинскую речь оно совсем не знало, но дедушки и бабушки некоторых информаторов этой речью еще владели.
Верующие коми-пермяки исповедуют православие, есть старообрядцы. Коми-пермяки ростом ниже среднего, волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздернутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом.
Для того, чтобы объяснить, откуда на челябинском кладбище XVIII в. большое колличество могил коми и удмуртов, которые не числятся в письменных документах, вернемся к самому началу истории Челябинской крепости. Список первопоселенцев Челябинской крепости был в свое время обнаружен в архиве и опубликован И. В. Дегтяревым. Примерно половину записавшихся в казаки Челябинской крепости составляли "гулящие люди" - люди, ушедшие из мест прежнего проживания и нигде не осевшие, многие из них были выходцами из Прикамья. Вторая половина первопоселенцев Челябинска - крестьяне, в основном проживавшие в районе Шадринска, а население этой территории формировалось большей частью опять-таки из прикамских выходцев. Добавим к этому, что слово "русский" в ту пору было синонимом слова "православный". Крещеный коми-пермяк или удмурт считался и соответственно записывался в документах русским; точнее, в документах не упоминалось его происхождение. Таким образом, значительный процент первопоселенцев Челябинска составляли крещеные финны Прикамья, сохранявшие в течение какого-то времени некоторые черты традиционного погребального обряда. Впоследствии они полностью обрусели и единственным свидетельством их существования являются материалы археологии.
Что же касается финно-угорской составляющей русского населения, то это следствие естественных исторических процессов - по мере расселения на новых территориях русские (и другие народы) включали в свой состав представителей других народов, так, при переселении на новые места, крещеные финны Прикамья вскоре становились просто русскими.