I поколение
Карпинский Иван Андреевич (1784 – 27.06.1866) в 1817 - 1827 гг. служил дьячком в Благовещенской церкви села Петровского Челябинского уезда Оренбургской губернии.
Жена - Карпинская Татьяна Николаевна (р. 1796).
Дети:
Карпинский Александр Иванович (1813 – около 1870)
Карпинский Илья Иванович (14.07.1817 – 15.02.1831),
Карпинская Анна Ивановна (1821 – 24.02.1831).
Илья и Анна умерли от горячки в 1831 г., в то время Иван Андреевич состоял заштатным дьячком Покровской церкви г. Уфы. Сохранился документ «Уфимского попечительства о призрении лиц духовного звания» от 30 июня 1847 г., в котором указано, что заштатному дьячку «слепотствующему старцу» (ему в то время было 63 года) Ивану Андреевичу Карпинскому было выдано «заимообразно» 30 рублей ассигнациями из средств попечительства «с тем, чтобы оные деньги взысканы были с сына его священника Александра Карпинского». Отец Александр вернул деньги в Оренбургскую духовную консисторию 24 декабря того же года. До своей смерти Иван Андреевич числился заштатным дьячком Троицкой церкви г. Уфы.
У Ивана Андреевича был младший брат Алексей (1796 – 19.06.1855). В 1817 г. он служил в межевой конторе и был восприемником при крещении своего племянника Ильи. 08.04.1826 г. у него родилась дочь Александра, которую крестили в Сергиевской церкви г. Уфы. В то время Алексей Андреевич состоял губернским секретарем. Умер он в г. Уфе в чине отставного коллежского асессора от чахотки.
II поколение
Карпинский Александр Иванович (1813 – около 1870) учился в Оренбургской духовной семинарии, из которой «был уволен» с аттестатом второго разряда. В 1836 г. он был рукоположен во диакона и в том же году – во священника Покровской церкви Мензелинского уезда в село Налимы. С 1839 по 1845 гг. отец Александр был учителем в Налимском сельском и приходском училище. С 1845 по 1847 гг. он служил в Петропавловской церкви села Стюхино Бугурусланского уезда, затем до 1857 г. в Христорождественской церкви в селе Ибряйкино, потом в Никольской церкви в Сарбайской Слободе. С 1859 по 1862 гг. отец Александр был священником Михаило-Архангельской церкви села Лазовка Бугурусланского уезда, где с 1860 г. проходил должность «наставника крестьянских мальчиков и девочек в Лазовском сельском училище». В 1862 г. в доме отца Александра также проживала «на пропитании родного своего зятя» вдова, протоиерейская жена Кувацкая Евдокия Петровна (1794 – после 1862). С 1863 по октябрь 1864 гг. служил в селе Козловка Бугурусланского уезда. С октября 1864 г. по апрель 1865 г. - в селе Кузьминовка Бугурусланского уезда, в апреле 1865 г. - в селе Ивановка Бугурусланского уезда (ОГАОО Ф.389. Оп.1. Д.3, Д.14).
По ходатайству своего тестя Бугурусланского протоиерея и миссионера Василия Кувацкого отец Александр в 1855 г. был утвержден помощником преосвященного Евсевия «в деле обращения язычников», «обратил в православие двух раскольниц в 1855 г., четырех магометан и двух язычников просветил Святым Крещением в 1858 г.». Из наград он имел наперстный бронзовый крест в память войны за 1853, 1854, 1855, 1856-й годы.
Жена -
Карпинская (Кувацкая) Глафира Васильевна (1821 – после 1877), дочь протоиерея города Бугуруслана Василия Иоанникиевича Кувацкого (1784 – между 1860 и 1862). См. Родословную роспись Кувацких
https://forum.vgd.ru/?t=144152.Умела читать и писать. С 1 апреля 1870 до 1872 г. вдова Глафира Карпинская состояла просвирней церкви во имя Святителя Николая Пригорода Тиинска Ставропольского уезда, в 1875-1877 гг. - просвирней в селе Нижнее-Санчелеево Ставропольского уезда, в 1878-1880 гг. - просвирней в селе Новая Майна, где служил ее сын Владимир Карпинский после окончания семинарии.
Дети:
Карпинский Владимир Александрович (1856 - 1889)
(Карпинская) Лариса Александровна (1842 - 13.10.1853) , умерла от опухоли горла.
Карпинский Никита Александрович (р. 1852), воспитанник, в 1862 г. «учился читать и писать».
III поколение
Карпинский Владимир Александрович (1856 - 1889) с 1867 по 1871 гг. обучался в Самарском духовном училище, с 1871 по 1877 гг. – в Самарской духовной семинарии на полном казенном содержании. В 1875 и 1876 гг., обучаясь в 4 и 5 классах, попадал в «список учеников семинарии, поздно явившихся в семинарию из отпуска после прошлых Рождественских каникул», на которые увольнялся к матери в с. Нижнее Санчелеево и просрочил два дня. Семинарию окончил с аттестатом первого разряда, 1 августа 1877 г. по 1 июля 1878 г. проходил должность сельского учителя в селе Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда. Преосвященнейшим Серафимом, Епископом Самарским, был рукоположен во священника в село Новую Майну Ставропольского уезда 16 июля 1878 г. Служил до смерти в Казанско-Богородицкой церкви, с 1 августа 1878 г. был законоучителем в Ново-Майнском сельском училище. В 1879 г. говорил 20 поучений собственного сочинения и 30 поучений по печатным книгам, в 1880 г. говорил 5 собственных поучений и 40 по книгам, в 1884 г. - 24 поучения по печатным книгам, в 1885 г. по причине болезни поучений не говорил. В Самарских епархиальных ведомостях за 1879 г. благочинный Алексей Люстрицкий «о состоянии воскресных собеседований в округе» писал: «Воскресные собеседования с прихожанами о предметах веры велись более постоянно в зимнее время, когда народ свободен от работ. На собеседования охотно стекается народ, жаждущий услышать и учение святой церкви общедоступным разговорным языком, и разъяснение житейских истин, и добрый совет пастыря. На них священниками излагаются истины догматические и нравственные, события из священной и церковной истории, объясняются первоначальные молитвы, воскресные и праздничные евангелия, читаются жития святых, назидательные статьи духовных журналов. Особенно большим разнообразием предметов отличались собеседования в с. Новой Майне о. Карпинского. О. Ястребов разнообразит свои собеседования пением молитв и церковных стихов. Собеседования происходили между утреней и литургией, или в самой церкви, или церковной сторожке, летом же - в церковной ограде. Время, предмет собеседований и число слушателей записываются в особо заведенную на сей предмет книгу. Собеседованиями руководили большею частью сами священники; в случае же крайнего недосуга, собеседования поручались кому-либо из опытных и грамотных прихожан» (СЕВ, №18, 1879 г.). В 1880 г. отцу Владимиру был поручен выбор книг и журналов для выписки в благочинническую библиотеку, которая сущестовала в округе более 10 лет и осуществлялась на собственные средства духовенства (годовой взнос составлял 3 руб. со священника и 1 руб. серебром с псаломщика). В 1881 г. по предложению председателя съезда духовенства III благочиннического округа Ставропольского уезда большинством голосов отец Владимир был избран на срок 1881-1883 гг. уполномоченным от духовенства на епархиальный и окружные училищные съезды, по случаю окончания срока службы проходивших эти должности. В 1885 г. проводил воскресные собеседования с чувашами, о чем указывалось в Самарских епархиальных ведомостях:«В числе способов к религиозно-нравственному воспитанию населения получило применение в Самарской епархии внебогослужебного назидания паствы, по воскресным м праздничным дням, в виде устных бесед священника со своими прихожанами о предметах веры и нравственной жизни и чтения книг нравственно-религиозного содержания. Введенные в сельских приходах епархии еще в 1866 году, собеседования эти по отзыву благочиннических отчетов, продолжались с большим или меньшим успехом и пользою и в 1884 году настоятелями церквей, при участии в некоторых приходах других членов причта и грамотных прихожан. Временем для собеседования бывает обыкновенно промежуток между утренею и литургиею, местом - церковная сторожка в зимнее время и притвор храма летом, предметом же - чтение житий святых, объяснение воскресных и праздничных евангелия и апостольских чтений, истории и значения праздников с церковными службами, чтение удобопонятных для простолюдина статей из выписываемых в церковные библиотеки духовных журналов, обучение с голоса начальным молитвам, с объяснением их, и пение церковных песнопений; в приходах с населением раскольническим и молоканским ведутся по временам собеседования о заблуждении этих сектантов. По донесению одного благочинного Ставропольского уезда, воскресные собеседования приходскими священниками вводятся даже по деревням с инородческим (чувашским) населением. Так священник с. Калмыцкой Сахчи Василий Остроумов, с. Новой Майны Александр (опечатка в тексте, правильно - Владимир) Карпинский и с. Старой Малыклы Димитрий Архангельский по временам, при посредстве грамотных инородцев, ведут собеседования в своих приходских деревнях с чувашами и читают им книги духовного содержания на чувашском языке. По отзыву священника Архангельского, настоятеля церкви Старо-Малыклинского прихода, в деревне Абамзе чуваши с удовольствием сходятся на беседы и слушают со вниманием чтение божественных книг» (СЕВ, №19, 1885 г.). В 1886 г. отец Владимир внес вклад в эмеритальную кассу духовенства Самарской епархии в размере 132 руб.
Жена - Карпинская (Бенедиктова) Лидия Александровна (1860 – после 1913), умела читать и писать. После смерти мужа с 22 марта 1889 г. получала пенсию по I разряду из эмеритальной кассы духовенства Самарской епархии: в 1889 г. 60 руб., в 1914 г. - 45 руб.
Тесть - Александр Яковлевич Бенедиктов (около 1840 - после 1917). С 16.12.1864 г. он исправлял должность пристава 2 стана Курмышского уезда в чине коллежского регистратора; 21.06.1867 г. произведен в чин губернского секретаря; в 1868 г. служил становым приставом 1 стана в Курмыше Симбирской губернии; в 1872-1876 гг. - полицейским надзирателем города Ставрополя; в 1880 г. - становым приставом 2 стана в посаде Мелекес, в 96 верстах от Ставрополя; в 1881 г. - становым приставом 3 стана в селе Старая Майна, в 130 верстах от Ставрополя, в 1886 г. - становым приставом 3 стана, в селе Покровка, в 65 верстах от Ставрополя; 26.03.1886 г. произведен в чин коллежского секретаря; с 15.05.1886 г. служил становым приставом Бугурусланского уезда, затем полицейским надзирателем города Бугуруслана; 19.04.1888 г. произведен в чин титулярного советника; 25.06.1893 г. награжден орденом св. Станислава III степени; с 01.08.1893 г. исполнял должность начальника Бугурусланской тюрьмы; 08.02.1894 г. произведен в чин коллежского асессора; с 01.02.1895 г. - служил начальником тюрьмы города Новоузенска; в 1900-1905 гг. - на той же должности в чине надворного советника.
18.07.1895 г. Александр Яковлевич ходатайствовал об определении своей внучки Варвары Карпинской на должность помощницы классной дамы: "Высокоблагороднейшая и Премногоуважаемая Мария Яковлевна! Приношу Вам глубочайшую и искреннюю благодарность за Ваше попечение о моих сиротах внучках Карпинских, воспитывающихся в вверенном Вам Епархиальном училище. Одна из них Варвара окончила в настоящем году курс, что ей минуло только 16 лет, - почтительнейше прошу Вас, Мария Яковлевна, примите ее в Епархиальное училище на должность помощницы Классной дамы, дома при нас, стариках, ей делать нечего, а к замужеству она еще молода. Кроме того, лишний человек в семье без дела для меня обременителен, так как на своем попечении сирот и бедняков я имею до 8 человек; средства к жизни одно жалованье; служба становится тягостной 56 летнему старику.
Помогите, добрейшая Мария Яковлевна, я надеюсь на Вас, как на родную мать моим сиротам.
Позвольте засвидетельствовать Вам мое глубочайшее почтение и пожелать доброго здоровья.
С истинным уважением, имею честь быть, покорнейший слуга, А. Бенедиктов. Начальник Новоузенской тюрьмы. 18 июля 1895 г." [38-59].
Дети:
Карпинская Варвара Владимировна (р. 1879)
Карпинская Вера Владимировна (17.07.1880 - 13.10.1955)
IV поколение
Карпинская Вера Владимировна (17.07.1880 - 13.10.1955) с 1889 по 1895 гг. обучалась в Самарском епархиальном женском училище. Она вышла замуж за священника Димитрия Алексеевича Кипарисова (р. 07.02.1875). См. Родословную роспись Кипарисовых
https://forum.vgd.ru/1307/101905/#lastКарпинская Варвара Владимировна (р. 1879) вместе со своей сестрой она обучалась в период с 1889 по 1895 гг. в Самарском епархиальном женском училище. 04.06.1895 г. вместе с другими воспитанницами давала расписку в получении следующих вещей: шерстяное платье, драповое пальто, ботинки, кашемировый платок, чулки, 10 аршин коленкора и 3 руб. 19 3/16 коп. денег. Окончила курс 33-й ученицей по разрядному списку с общим баллом 3 1/3, в то время жила у своего деда - начальника Новоузенской тюрьмы Александра Яковлевича Бенедиктова. С 22 августа 1900 г. до 1918 гг. состояла классной воспитательницей в Самарском епархиальном женском училище. Годовой оклад ее жалованья составлял 300 руб. В 1910 - 1915 гг. она заведывала спальнями в доме Сибиряковой: «Все воспитанницы, живущие в общежитии, по причине тесноты и недостаточности помещения в училищном здании, не вмещаются в нем для ночлега. Поэтому спальные комнаты для воспитанниц вторых, третьих и четвертых классов училища (обоих отделений) снимаются в особых зданиях у частных лиц, не вдалеке от училища. Эти наемные квартиры носят название «колоний»: сюда воспитанницы названных классов каждый день после ужина и общей вечерней молитвы ходят ночевать, в сопровождении своих классных воспитательниц. Такие «колонии» в отчетном году были наняты в следующих пунктах: а) в доме Сибиряковой по Дворянской улице, рядом с училищным зданием, за 2700 руб. в год с готовым отоплением, б) в доме Сидорова на углу Панской и Николаевской ул. за 3500 руб. в год, тоже с готовым отоплением. Общее заведывание этими спальнями поручено было классным воспитательницам: а) в доме Сибиряковой - В.В. Карпинской и б) в доме Сидорова - А.А. Астрадымовой, с платою по 60 руб. каждой в год» (СЕВ, № 7, 1911 г.). В 1913 г. в Самарском епархиальном женском училище произошел несчастный случай, о чем было написано в Епархиальных ведомостях: «Сего 1913 года, февраля 14 дня, в ночь под 15 число, в т.н. «Сибиряковской колонии», т.е. в наемном спальном помещении на Дворянской улице, которое снимается училищем для воспитанниц у г-жи Л.М. Сибиряковой, произошел совершенно неожиданный и непредвиденный несчастный пожарный случай, едва не окончившийся катастрофой. Дело было так. В нижнем помещении, т.е. в первом этаже, под спальной воспитанниц, для которых нанимаются у г. Сибиряковой второй и третий этажи, находится аптекарский магазин «Ниденталь». Магазин этот на ночь закрывается и запирается совершенно наглухо со всех сторон, т.е. как окна его закладываются глухими ставнями, так точно и двери закладываются ставнями и запираются наглухо замками; сами же хозяева, или владельцы этого магазина на ночь уходят к себе домой на квартиру, отстоящую довольно далеко от этого магазина. И вот, в ночь с 14 на 15 февраля, т.е. под день отпуска воспитанниц на масляницу, в 2 часа ночи, вдруг из-под пола над этим магазином в спальне воспитанниц показался огонь, спальная же комната наполнилась дымом. Эту грозную опасность первою заметила ночевавшая с воспитанницами классная дама 4 пар. кл. В.В. Карпинская, которая при этом не потеряла присутствие духа и мужества, но сохранив полное спокойствие и благоразумную осторожность, начала заливать показавшийся из-под пола огонь ведрами воды, которую она наливала из водопровода. Только после того, как ею залито и затушено пламя, пробивавшееся из-под пола, она осторожно без всякой тревоги, шума и крика, разбудила воспитанниц, велела им одеваться и по распоряжению Начальницы училища, которая тоже явилась на место пожара, перейти для ночлега в главное здание училища. На месте же пожара встревоженные и разбуженные служащие тотчас начали ломать пол, чтобы доискаться до причины случившегося пожара и выяснить это неожиданное и загадочное явление. Оказалось, что в промежутке между потолком аптекарского магазина «Ниденталь», помещающегося в первом этаже, и полом второго этажа, где помещаются спальни воспитанниц, проходила от печки магазина «Ниденталь» железная труба, которая от времени прохудилась, прогорела и изветшала. В эти-то образовавшиеся в трубе дыры и стал пробиваться огонь, который послужил причиною пожара. К счастью для воспитанниц, эта опасность вовремя была замечена и предупреждена - таким образом они благополучно избежали от этого несчастного случая. Этот инцидент лишний раз доказывает то, как вообще опасно и рискованно для училища скитаться по различным наемным квартирам и помещениям, не имея в достаточном количестве своих собственных помещений. Не лучше ли было бы для духовенства, затративши солидную сумму на постройку своего собственного вполне достаточного и поместительного здания, во-первых освободиться от излишней, непроизводительной и весьма дорогой платы за наемные помещения, а во-вторых - и главным образом - освободить своих дочерей от опасности подвергаться подобным несчастным случаям,рискуя их жизнию!» (СЕВ, №6, 1913 г.) [1-37].
Источники
1.ГАОО Ф.173, оп.11, д.623
2.ГАОО Ф.173, оп.11, д.653
3.ГАОО Ф.173, оп.11, д.674
4.ГАОО Ф.173, оп.11, д.680
5.ГАОО Ф.173, оп.11, д.705
6.ГАОО Ф.173, оп.11, д.787
7.ГАОО Ф.173, оп.11, д.807
8.ГАОО Ф.173, оп.11, д.942
9.Архив Республики Башкортостан Ф.И-294, оп.1, д.43
10.Архив Республики Башкортостан Ф. И-294, оп.1, д.50
11.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.7
12.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.8
13.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.14
14.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.24
15.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.28
16.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.51
17.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.53
18.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.61
19.ЦГАСО Ф.173, оп.8, д.3820
20.Архив Республики Башкортостан Ф.И-294, оп.2, д.7
21.СЕВ №10, 1870 г.
22.СЕВ №17, 1871 г.
23.СЕВ №14, 1872 г.
24.СЕВ №14, 1873 г.
25.СЕВ №14, 1874 г.
26.СЕВ №2, 1876 г.
27.СЕВ №14, 1877 г.
28.СЕВ №13, 1889 г.
29.СЕВ №14, 1890 г.
30.СЕВ №19, 1890 г.
31.СЕВ №9, 1891 г.
32.СЕВ №13, 1892 г.
33.СЕВ №8, 1893 г.
34.СЕВ №13, 1894 г.
35.СЕВ №13 и 14, 1895 г.
36.СЕВ №12, 1896 г.
37.СЕВ №4, 1913 г.
38. СВ, №51, 1867 г.
39. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1868 год, часть 2.
40. Адрес-календарь Самарской губернии на 1872 г.
41. Адрес-календарь Самарской губернии на 1876 г.
42. Адрес-календарь Самарской губернии на 1880 г.
43. Адрес-календарь Самарской губернии на 1881 г.
44. СВ, №28, 1886 г.
45. Адрес-календарь Самарской губернии на 1886 г.
46. СВ, №37, 1888 г.
47. Адрес-календарь Самарской губернии на 1890 г.
48. СВ, №80, 1893 г.
49. СВ, №14, 1894 г.
50. СВ, №16, 1895 г.
51. Адрес-календарь Самарской губернии на 1895 г.
52. Адрес-календарь Самарской губернии на 1896 г.
53. Адрес-календарь Самарской губернии на 1898 г.
54. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1897 год, часть 2.
55. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1900 год, часть 2.
56. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1901 год, часть 2.
57. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1902 год, часть 2.
58. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1905 год, часть 2.
59. ЦГАСО. Ф.108. Оп.2. Д.47.
Сокращения
ЦГАСО – Центральный Государственный архив Самарской области
ГАОО – Государственный архив Оренбургской области
СЕВ – Самарские Епархиальные Ведомости