Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Familio
(реклама)

Котляровы

Курская губерния, Фатежский уезд.

← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
PB-83A
Участник

PB-83A

Курск
Сообщений: 79
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 75

Котляровы - однодворческий род, проживавший в д. Портино Фатежского уезда Курской губернии. Самые ранние, известные мне архивные данные о них, содержатся в первых ревизиях начала 18 века по Усожскому стану Курского уезда. Сказать точно, где проживали предки современных Котляровых в допетровский период практически невозможно.
---
Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
PB-83A
Участник

PB-83A

Курск
Сообщений: 79
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 75
По одной из версий в конце 17 века Котляровы переселились в отселок с.Солдатское д. Портино. Позже они образовали несколько родов однодворцев и проживали до середины ХХ века. ….«я положительно утверждаю: дер. Партина есть ни что иное, как отселок от села Солдатского, занятый солдатами Колоколовыми, Котляровыми, Наздрачевыми с оставлением метрополии, то есть, путем полного выселения всего рода из Солдатского». ("Четвертное право" Н. А. Благовещенский).
Село Солдатское возникло в 1-й половине XVII века, во время правления царя Михаила Фёдоровича. Изначально здесь была переправа через Усожу, для охраны которой был организован сторожевой пункт и поселены солдаты, переведённые отчасти с территории современных Поныровского и Золотухинского районов, отчасти — из Орла и Кром. Всего здесь было поселено не менее 20 солдатских семейств.
---
Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
PB-83A
Участник

PB-83A

Курск
Сообщений: 79
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 75
Одними из первозаимщиков новой деревни были однодворцы Колоколов и Озеров. При основании Портины, из Солдатского сюда полностью переселились однодворцы Колоколовы, Котляровы, Ноздрачёвы, частично — Асеевы, Алфёровы, Озеровы, Рудневы и другие — всего 12 родов. Земля в деревне изначально была поделена на 12 частей — по числу родов. В то время Портина входила в состав Усожского стана Курского уезда. Население деревни было приписано к приходу Покровского храма села Солдатского. (Википедия).
В Первой ревизии 1719 года в д.Портино мы можем увидеть:
«Итого в деревне Порткиной по указу однодворцов числит 49 душ, не числит 3 души. В той же деревни дворового числа по прежним сказкам однодворческих 7, ныне по свидетельству 6 дворов однодворцев»
---
Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
PB-83A
Участник

PB-83A

Курск
Сообщений: 79
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 75
Происхождение фамилии Котляров.
Известно, что фамилии на Руси давались по крестильному или мирскому имении, месту происхождения, или по роду деятельности, как в нашем случае от прозвища Котляр — мастера, изготавливающего медную посуду: котлы, самовары и прочее. Медник – одна из древнейших профессий человека, связанная с обработкой металлов, которая насчитывает тысячелетнюю историю. Бытует мнение, что Котляров имеет украинское происхождения и все «Котляры» пришли с юга. Но это не совсем так. Котляров на 50 % - имеет русские корни и лишь на 5 % украинские. География очень обширная. Фамилия распространена на всей территории европейской части России, Украины, Белоруссии, Польши, Болгарии.
В первых ревизиях мы видим фамилию Котлерев. В ней совершенно другой корень - Котлер и суффикс - ен. В этом случае фамилия может иметь совершенно иное происхождение и совершенно другую географию. Котлер имеет идентичное значение с прозвищем Котляр. Сейчас людей с такой фамилией можно найти среди евреев. Но при детальном изучении это совершенно не так. С немецкого kotler переводится на русский язык как «котельщик». Таким образом, можно предположить, что прозвище Котлер является так называемым «профессиональным» именованием, указывающем на род деятельности предка. Скорее всего, основатель рода был рабочим в котельной. По другой версии, Котлер восходит к немецким Кеттер, слово, которым в древности называли сельскохозяйственных рабочих, живших в доме или хижине без земли. На Курской земле представитель с такой фамилией мог оказаться в в период с 1362 года по конец XV века, когда Курск и его окрестности входили в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемоитского.
В современной России фамилии Котлерев не встречается, зато на северо-востоке страны распространена фамилия Котрелев, которая очень схожа по звучанию и могла стать основой. В этом случае мы смело можем предположить, что предки современных Котляровых могли быть родом с г. Ярославля, так как именно там эта фамилия зарождалась. Котрелев происходит от диалектного глагола «котренить»: в ярославских говорах - «стряпать, готовить пищу». Таким образом, прозвище Котрель мог получить тот, кто умел хорошо готовить. Во времена царствования Иоанна Грозного он мог оказаться среди служивых людей, направленных для несения сторожевой службы на границе дикого поля.

Прикрепленный файл: котлерев.jpg
---
Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
PB-83A
Участник

PB-83A

Курск
Сообщений: 79
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 75
Деревня Портино Фатежского уезда.
ХРАМ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Недалеко от села Солдатское Фатежского района есть место называемое ГОРНЯЯ. Крутой, поросший цветущей растительностью холм, высоко возвышается над местностью, всей своей торжественной величавостью внушая людям безмятежное спокойствие и умиротворение. Согласно имеющемуся преданию давным-давно стоял здесь старинный православный храм, далеко вокруг возвещавший о величии Христа переливным колокольным звоном. Всякий путник находил здесь себе приют, все обездоленные и оскорбленные – утешение и защиту, а все отчаявшиеся – веру и надежду. Храм находился недалеко от переправы через реку Усожа, и в моменты нашествия вражеской конницы над округой раздавался тревожный колокольный набат, призывающий крестьян-хлебопашцев оставить плуг и мотыгу, и с оружием в руках выступить на защиту родного края. В то время от Рыльска на Севск пролегала знаменитая дорога под названием Бакаев шлях, соединявшая широко известные Свиной тракт и Муромскую сакму. Бакаева дорога проходила через Льгов, по землям нынешних сел Кромское, Колычево и Солдатское, а затем через Верхний Любаж на Поныри и далее. Переправа и мост через Усожу находились в районе села Солдатское (в ту пору оно называлось «Чачина и Бехова»), а рядом с бродом располагался один из славянских оборонительных городов-бастионов. В документах той эпохи он упоминается как древнее «городище на земле дворян Рапп», которое многие исследователи считают местом расположения старинного Фатежа, сожженного во время одного из набегов крымчан. Происхождение Бакаева тракта связано с именем одного из князьков Ногайской Орды по имени Бакай, известного из русских летописей. Но, название дороги было дано гораздо позже ее появления, так как дорога издревле использовалась для походов вражеских войск на русские земли. Недалеко от села Солдатское находилось место сбора татаро-монгольской рати – обширная Холчевская степь. Маленькими группами отряды степных кочевников просачивались вглубь русской территории, чтобы объединившись в удобном месте, внезапно напасть на беззащитные населенные пункты, ограбить их, увести с собой в полон местных жителей. Не было у степняков спокойствия, пока стояла на высоком холме белоснежная церковь, пока лился над мирной землей колокольный звон. Вокруг храма с каждым годом селилось все больше русских людей, росло количество защитников фатежского бастиона на берегах Усожи. Озлоблялись крымские князьки, когда вместо легкой беззащитной добычи на границах московского государства их ожидали вооруженные отряды русских витязей, способных дать отпор нежданным гостям. И вот собралось однажды огромное войско и пошло оно войной на русскую землю. Запылали города и села, хутора и деревни. Пали под натиском лютого врага фатежские крепости Липник, Городец, Милолюбов, разрушена была фатежская цитадель у брода через Усожу. По всей земле слышны были вопль и стенания. И только с колокольни горней церкви далеко по округе разносился величавый тревожный набат, призывающих христиан к сплочению против лютого врага. Всю мощь своего войска направили недруги на беззащитный православный храм, столь ненавистный ими за независимость и непреклонность. Конница степняков со всех сторон бросилась атакой на одинокий холм, желая разрушить, стереть с лица земли досадившую им церковь, прервать объединяющую, непокорную мелодию колокольного перезвона. Все ближе и ближе враги подступают к храму. Вот они уже у подножия мятежного пригорка, вот уже достигают его вершины вражеские всадники. Радуются враги – сейчас они разрушат православную святыню, навсегда заставят замолчать звучание набатных перезвонов. Но, добравшиеся до вершины холма степняки были поражены открывшейся взорам картине. На месте, еще несколько мгновений назад находящегося храма, лишь легкое облачко тумана блистало под лучами летнего солнца, переливаясь всеми цветами величественной живой природы. И только набатный звон продолжал все громче звучать над русской землей, как будто сами небеса стали единой неумолкающей звонницей. Испугались враги, покатилось назад конница степняков, не смогли они больше выносить возвышенной мелодии незримого храма. А вслед им уже неслись русские полки, выступившие из Рязани и Тулы, Кром и Севска. У фатежского села Костина догнали они, отягощенное награбленной добычей, вражеское войско и разбили его в жестокой схватке. Лишь немногие из захватчиков смогли избежать гибели и вернуться в Крым, чтобы рассказать о славе русского оружия и о чудесном подвиге небольшого сельского храма. Возвратившиеся в родные дома жители села Чачина и Бехова стали свидетелями необъяснимых явлений. На месте, где прежде стояла их древняя красавица церковь, забил чудотворный родник. Его вода давала силу и энергию, утоляла жажду и исцеляла больных, защищала от черных сил и житейских напастей. А в период опасности многие слышали раздававшийся со дна источника колокольный звон, предупреждающий местных жителей о грозящей опасности. С тех пор среди селян появилась история об ушедшем под землю храме и рассказы о чудесной силе воды из новообразовавшегося источника. Место, где стоял храм, фатежане назвали Горняя в память о находившемся здесь прежде церковном алтаре, и приносящейся за людей Безкровной Жертве. Уже в советское время история с чудесным источником получила неожиданное продолжение. Одна местная жительница, имевшая тяжело болевшего сына, горячо молилась Богу о даровании ему здоровья. Ежедневно ходила она к святому источнику за водой, которой поила болящего отрока. Однажды, набрав воды из родника, она присела отдохнуть, как вдруг увидела подходящего к ней старца в иноческих одеждах. – Позволь, напиться из твоего ведра? – обратился инок к удивленной женщине. Увидеть в то богоборческое время человека в монашеском облачении было крайне удивительно и селянка, растерявшись, смотрела на старца, не в силах вымолвить ни слова. Женщина молча протянула незнакомцу ведро, из которого тот сделал несколько глотков. – Спаси тебя Господь, – поблагодарил инок крестьянку, и, добавил, – знаю я о твоей беде. Когда придешь домой, искупай сына водой из ведра, из которого я пил, и выздоровеет он. И долго еще проживет во славу Божию. Сказав это, таинственный старец повернулся, дошел до орехового куста, растущего неподалеку от источника, и скрылся. Крестьянка, вспомнив, что она не поблагодарила старца и не спросила его имени, попыталась догнать уходящего инока. Удивленная женщина подбежала к кусту, но никого на расстоянии нескольких сотен метров видно не было. И поняла тогда, отчаявшаяся мать, что по молитвам ее Господь послал ей небесного утешителя для исцеления любимого чада. Придя домой, женщина искупала сына по совету незнакомца, в воде из указанного ведра и ребенок с того дня стал выздоравливать и вскоре окончательно исцелился. Слухи о чудесах быстро разлетелись по всей округе и к роднику стали стекаться паломники, чтобы набрать целебной воды, освященной присутствием Святого Духа. К чести местных партийных руководителей, они не только ни стали запрещать паломничества, но даже стали проводить на берегах родника выездные мероприятия. А сын той женщины и поныне жив.
Автор: Анатолий Бирюков.
---
Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈
Рейтинг архивов
(реклама)