Уехали на дачу, но не хотите пропустить важные новости? Подключите генеалогического бота для Telegram и следите за всеми обновлениями с телефона
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Valedol1972
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа


Valedol1972

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений Valedol1972

Тема: Фарфор, фаянс, керамика, статуэтки и скульптура.
7.04.2021, 15:24

Добрый день! Помогите определить изготовителя керамического изделия. Осколок этого изделия найден на месте сахарного завода 19 века в Воронежской области. На осколке клеймо " M & S"

Тема: Помогите прочитать текст (старинный до ХХ века) - 2021
28.02.2021, 8:07


alla -zalivina написал:
[q]
Логинов, т.е Логинович.
А что это за документ по Ольгополью?
[/q]

Спасибо! Метрическая книга 1868 года Покровской церкви села Новая Чигла Бобровского уезда Воронежской губернии.



Тема: Помогите прочитать текст (старинный до ХХ века) - 2021
28.02.2021, 8:02

Доброе утро! Помочите понять отчество Леонтия Петрова. Логчинович???

Тема: Помогите прочитать текст (старинный до ХХ века) - 2021
17.01.2021, 21:29

Добрый вечер! Помогайте, не правильно прочитал видимо, смысла нет. 1746 год, ревизия, Воронежская губерния.

" Из вышепоказанных переведенных после переписи рожденных крестьянские внучаты пасынков племянников и протчея у которых из в отечестве их по скаскам и в показано : Иванов получение мы"

Тема: Хатунская волость
2.01.2021, 19:21

КОЧЕВИНО-НЕРАСТАННОЕ? ПОИСКИ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ДЕРЕВНИ.

История села Новая Чигла Таловского района Воронежской области неразрывна связана с историей Хатунской волости Московского уезда.
Именно выходцы из сел и деревень Хатунской волости в 1740-х годах стали основателями села Новая Чигла. Первопоселенцами поселка Покровское (первоначальное название села Новая Чигла) стали жители 30 сел и деревень, из 57 имевшихся в то время в составе Хатунской волости. Практически все села и деревни того времени остались на карте и донесли до нынешних времен свои первоначальные названия, изменив только некоторые буквы в написании.
Практически, но не все. Одной деревни вы не найдете ни на современной карте, ни на картах 18,19 и 20 веков, это деревня Кочевино. Интерес к этой деревне возник по двум причинам: выходцы из этой деревни дали фамилию не только моему роду, но и всем Долгушиным, Зотовым, Лесных села и района, и, практически, все жители деревни покинули свои дома и переселились на новое место жительства.
Кочевино в 1740-х годах покинуло 33 семьи, в которых было 83 души мужского пола (сколько было женщин, неизвестно, они тогда не учитывались). При этом в 1746 году в деревне осталось всего 10 мужчин и 6 жилых дворов, в основном занятых вдовами с детьми, т.е. остались те, кто не мог по каким-либо причинам тронуться в далекий путь. Со временем, упоминание о деревне Кочевино и вовсе канет в лету.
Так где же находилась эта деревня, по каким причинам ее покинули почти все жители, и почему она прекратила свое существование?
Наш современник, историк Юрий Александрович Кобяков, предположил, что деревня Кочевино, это нынешняя деревня Колычево Ступинского района. Но, при изучении данных 1-й и 2-й ревизий Хатунской волости, оказалось, что деревни Кочевино и Колычево обе указаны в документах, то есть это предположение не подтвердилось.
Зацепку в поиске местонахождения деревни Кочевино мне дало изучение очерка Вячеслава Николаевича Калёнова «История Хатунской волости Серпуховского уезда». В своем труде автор, со ссылкой на первую перепись дворов и людей в них (пофамильно всех возрастов мужского пола) 1709 года, приводит следующее:
«17. Село Горки, в нем церковь Рождества Пресвятой Богородицы, священник Кондратий Филимонов, а в нем 16 дворов, 99 человек, да 2 двора поповых, двор дьячка, а в них 7 человек, да к тому ж селу:
18. Деревня Шелкова, а в ней 8 дворов и 49 человек, да один двор пуст стоит.
19. Деревня КОЧЕВИНО - 5 дворов, 37 человек, да 2 двора пустых.
20. Деревня Заволепитево - 10 дворов, 80 человек, 2 двора пустых, двор нищего.»
Становится точно ясно, что деревня Кочевино относится к приходу церкви села Горки, т.е. территориально находится вблизи его и деревень Шелкова и Заволипитево.
При изучении карты Кусова уездов земли Московской губернии в XVIII веке, составленной в 1770 году (карта 1), можно предположить, что деревня Кочевино могла находится в местах, отмеченных мною на карте цифрами 1 и 2.
На свои места все расставило изучение данных 2-й ревизии Хатунской волости, а именно, порядка написания сел и деревень в ревизии, т.е. порядка перемещения переписчиков между населенными пунктами. Из данных ревизии можно сделать вывод, что деревня Кочевино находилась на месте современного поселка Нерастанное, городского округа Чехов. Такой вывод был сделан потому, что сегодня Нерастанное, как и деревня Кочевино в прошлом, находится между деревнями Завалипьево и Горки (карта 2).
Ныне поселок Нерастанное - это закрытый военный городок, находящийся на живописном берегу реки Лопасня. В прошлом, это усадьба Федора Григорьевича Орлова, основанная им в 1780-х годах и, судя по всему, построенная на месте деревни Кочевино. Возможно, какой-то период времени усадьба еще носила название деревни, но, к сожалению, информации в источниках об этом не осталось. Впоследствии, в 19 веке, эта земля была выкуплена купцом Владимиром Алексеевичем и стала приданым для его дочери Надежды, которая вышла замуж за полковника Аркадия Беклемишева. По утверждению сайта http://www.mosculture.ru/ , именно Беклемишевы дали имению название «Нерасстанное», но это произошло почти через 100 лет после исчезновения прародины наших предков.
Осталась не выяснена причина, по которой практически все жители деревни переселились на новые земли. Возможно, это было сделано из-за нехватки земли для крестьянских хозяйств или же кто-то, еще до появления при царском дворе Орловых, присмотрел это живописное место под свою усадьбу и освобождал его.


Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
5.12.2020, 3:39


VC написал:
[q]

Valedol1972 написал:
[q]

Всем добра! Подскажите, что за чины в форме? Фото 1911-1913 года, в черном-волостной старшина.
[/q]

Сидят полицейские урядники. Слева ветеран китайской и японской войн, награжденный Знаком отличия военного ордена. В центре, как Вы и отметили, стоит человек с должностным знаком волостного старшины. Справа с одной нашивкой на погонах ефрейтор, приказный или нижний чин полиции того же уровня.
[/q]

Спасибо!



Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
4.12.2020, 16:20

Всем добра! Подскажите, что за чины в форме? Фото 1911-1913 года, в черном-волостной старшина.

Тема: Воронежский АИС-архив
14.11.2020, 13:09

Висит АИС smile_030.gif

Тема: Карты Воронежской губернии
12.11.2020, 14:41

Добрый день! Не знаю в какую тему написать. Что означает знак с буквой "А" на ПГМ 1786 года Бобровского уезда? Судя по масштабу это одноверстка. В справочниках и на форумах нигде этот знак не нашел.

Тема: Помогите прочитать текст - 2020
11.11.2020, 23:25


Может быть Арсенал ?
[/q]

не знаю,село дворцовое, не попадалось про арсенал



Тема: Помогите прочитать текст - 2020
11.11.2020, 23:10

Добрый вечер! Не совсем в тему раздела, но более подходящего не нашел. Что мог означать топографический знак с буквой "А" на плане генерального межевания Воронежской губернии 1786 года?

Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
7.07.2020, 14:37

>> Ответ на сообщение пользователя G-Is от 7 июля 2020 8:51

На фото Андрей Иванович Николаев, известно пока то, что в 1903 году он владел маслобойным заводом в селе Новая Чигла Бобровского уезда Воронежской губернии, который унаследовал от отца

Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
6.07.2020, 22:36

Друзья, помогайте! Что за чин и какое ведомство?

Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
23.06.2020, 10:57

Оборотная сторона предыдущего фото

Тема: Определение формы по фото конца XIX - начала XX века
23.06.2020, 10:53

Добрый день! Подскажите информацию о сидящем на фото.

Тема: Новая Чигла
13.06.2020, 17:36

Вашему вниманию предлагается неполный список возможных участников Крымской войны 1853-1856 годов, наших односельчан. Неполный, потому что список составлен по метрическим книгам послевоенных 1857-59 годов, а по ним можно отследить только тех, кто после возвращения со службы участвовал в обрядах крещения, венчания или умер. В то время наши односельчане, как и многие другие рекруты, вернулись домой, так как сразу по окончании Крымской кампании началось массовое сокращение армии и многие из тех, кто был призван, были отправлены обратно и оказались дома. Поэтому записи метрических книг тех лет заметно отличаются обилием рядовых и унтер-офицеров. Вернувшиеся домой солдаты стали массово жениться и рожать детей.
Сколько не вернулось с той войны в родное село, а положило свои головы на полях сражений и умерло от ранений и болезней, нам пока неизвестно. Это можно определить только по метрическим книгам тех мест, где находились госпитали. Но, судя по тому, что в метрических книгах Покровской церкви нашего села достаточно много записей о вдовах-солдатках, их было не мало.

Тема: Новая Чигла
13.06.2020, 17:29

>> Ответ на сообщение пользователя olegust от 22 апреля 2020 14:18

Метрическую. книгу Вы можете посмотреть, используя автоматизированную информационную систему Архивного фонда Воронежской области (АИС ГАВО). Метрическая книга Александровской церкви села Александровка за 1903-1907 гг.находится : Фонд И-331, опись 2, дело 32

Тема: Долгушины
10.06.2020, 19:12

История Долгушиных Таловского района Воронежской области имеет уже более чем 200-летнюю историю. Эта фамилия в конце 18-го века появилась в селе Новая Чигла, затем, в середине 19-го века, переселенцы с этой фамилией стали одними из основателей села Александровка, а позже и других населенных пунктов Воронежской области. Так фамилия стала распространяться по региону, а в 20-м веке потомки первых Долгушиных нашего района уже стали проживать не только по всей стране, но и за ее пределами.
Так кто же были первыми ее носителями? Итак, в конце 1745, в начале 1746 года, по Указу Императрицы Елизаветы Петровны, из дворцовой Хатунской волости Московского уезда в дворцовую Битюцкую волость переводятся дворцовые крестьяне в количестве 841-й души мужского пола. Эти переведенные крестьяне становятся основателями современного села Новая Чигла, в далеком прошлом имевшего сначала название поселок и затем село Покровское Битюцкой волости.
Среди этих дворцовых крестьян есть и семья ВАСИЛИЯ ЗОТОВА, 37 лет от роду (1709 года рождения), переведенная из деревни КОЧЕВИНО Хатунской волости. На момент переселения семья состояла из 5 человек: Василия, его жены Татьяны, дочери крестьянина Хатунской волости Клима Горбунова, 43 лет (1703 года рождения, это становится ясно при изучении дальнейших архивных документов) и 3-х сыновей: Василия 3-х лет, и годовалых близнецов Дмитрия и Архипа.
Вот именно этот Василий, Зотов-сын, и становится прародителем всех вышеуказанных Долгушиных!
После переселения, на следующий 1747 год, у Василия и Татьяны умирает сын Архип. Сам Василий проживет на чигольской земле 10 лет и умрет в 1756-м году. Уже после его смерти, в 1758-м году у Татьяны рождается еще один сын, Герасим, незаконнорожденный. Но со временем, Герасим также как и его братья, будет носить отчество и фамилию их отца -Василия- сына Зотова, по прозвищу Долгуша. Именно прозвище Василия, а не его предков дало фамилию всем его потомкам, потому как потомки его брата, Тимофея Зотова, также переселившегося «на Битюк», будут носить фамилию Зотовы.
Точной даты приобретения фамилии Василием, Дмитрием и Герасимом пока точно установить не удалось, но точно можно сказать, что это произошло в период с 1763 по 1811 год. Именно по данным переписи 1812 года удалось точно определить, что Дмитрий Васильевич, Герасим Васильевич, их дети и внуки, а также дети и внуки Василия Васильевича (сам он до переписи 1812 года не дожил) имеют фамилию Долгушин и они единственные жители с этой фамилий в Новой Чигле!
Вот такова история Долгушиных нашего села, района и всех их родственников!

Файлы:1. Переписная книга дворцовых и монастырских крестьян по сказкам 1745-1746 годов (ГАВО ф.И18 оп.1 д.91 л.550);
2. Ревизские сказки о дворцовых, монастырских, помещичьих крестьянах Битюцкой дворцовой волости за 1763-1765 годы (ГАВО ф. И18 оп.1 д.124 л. 145)
3. Ревизские сказки о помещичьих крестьянах, дворовых людях Бобровского уезда. С. Покровское (Новый Чигольск) за 1816 год. (ГАВО ф.И18 оп.1 д.184 л.206)

Тема: ГОСПИТАЛИ И МЕДСАНБАТЫ
6.06.2020, 11:56

Добрый день! Ищу информацию о госпитале, находившемся в селе Новая Чигла Таловского района Воронежской области летом-осенью 1942 года. Госпиталь точно был в селе, есть воспоминания односельчан, мамы которые работали санитарочками, проведывали раненых, помогали работникам госпиталя и т.д. К сожалению до настоящего времени не удалось установить, что это был за госпиталь. В справочнике госпиталей нашего населенного пункта нет. Судя по тому, что село находилось в полосе обороны 6 А Воронежского фронта, по боевым документам были установлены госпитали, находившиеся в 1942 году в составе 6А, но только по состоянию на декабрь 1942 года, когда 6 армия перегруппировалась для проведения наступления. Методом исключения было установлено, что до перегруппировки в селе могли находится 2 госпиталя:
ППГ 4316 (инфа о нем в справочнике по дислокации на декабрь 1942 года (Усмань, Липецкой обл) не соответствует действительному его местонахождению в это же время (Верхняя Гнилуша, Воронежской обл), согласно справочника госпиталь сентябрь-октябрь одновременно находился в 2 местах и одно из мест дислокации н.п. НЕЛЖА мог быть следствием неправильно прочитанной записи НЧИГЛА);
ППГ 4385, находившимся в декабре 1942 года в Бутурлиновке Воронежской обл. В справочнике информация есть о нем только с 1 марта 1943 года.
Вот теперь не знаю в какую сторону идти, чтобы выяснить, где был в 1942 году ППГ 4385 и где, все же находился ППГ 4316 и откуда взято место дислокации НЕЛЖА, где можно посмотреть в первоисточнике эту запись. Поиски в Памяти народа тоже ничего пока не дали.
Если есть у кого такой опыт поиска, буду рад помощи, спасибо!

Тема: Помогите прочитать текст - 2020
22.05.2020, 14:18


natalia2014 написал:
[q]

Valedol1972 написал:
[q]

и ПР????? девица Стефанида
[/q]


крестьянка
[/q]


Спасибо!


Тема: Помогите прочитать текст - 2020
22.05.2020, 14:09

Добрый день! Помогите понять, что за девица в восприемниках записи №167? "Бобровский купец Николай Иванов Фокин и ПР????? девица Стефанида Иванова Кузнецова". Метрическая книга Бобровского уезда 1865 года.

Тема: Новая Чигла
20.04.2020, 17:21

НОВАЯ ЧИГЛА-БОНДАРЕВО. ПОИСКИ ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЕВ.
Из истории основания села Бондарево Бейского района республики Хакасия доподлинно известно, что основано оно было в 1830 году крестьянами, переселенными из села Покровского Бобровского уезда Воронежской губернии. Ныне это село Новая Чигла Таловского района Воронежской области. Краеведы выяснили, что первоначально поселились на новом месте 82 души, из них-38 мужского пола. Выяснены были и фамилии первых поселенцев, это Даниловы, Шишляниковы, Борисовы, Ипатовы, Архиповы, Сапунковы, Богдановы, Петровы и Григорьевы.
Но, судя по архивным документам села Покровского (Новой Чиглы), не все фамилии переселенцев имелись на момент переселения в селе. Так откуда же появились в Бондарево Даниловы, Ипатовы, Архиповы, Богдановы, Петровы и Григорьевы, если этих фамилий нет в Покровском, а документы говорят о том, что все крестьяне именно из села Покровского.
Докопаться до истины удалось благодаря предоставленным Татьяной Яковенко (Богдановой), уроженкой села Бондарево , спискам жителей мужского пола деревни Обетованной (село Бондарево) 1830 года, при работе с которыми мне удалось найти следы переселенцев в селе Новая Чигла.
Для удобства восприятия, данные размещаю в табличной форме, в виде сравнения данных списка жителей деревни Обетованной 1830 года и данных ревизии села Новой Чиглы 1816 года. При этом порядковые номера жителей соответствуют нумерации списка 1830 года Обетованной, но перечисление жителей сделано блочно, подворно согласно переписи 1816 года, с указанием главы семьи и их родства к нему. Прошу учесть, что у многих имеются только имена и отчества, которые впоследствии станут фамилиями, а фамилия (семейное прозвание) до переселения соответствовала фамилии главы семьи.
Из приведенных ниже данных становится ясно, что из села Покровского (Новой Чиглы) на новое место переселились представители всего лишь 3-х фамилий- Шишлянниковы, Аникины и Сапунковы. А уже после переселения некоторые хозяйства (семьи) стали иметь свои семейные прозвания, отличные от родового, которые со временем закрепились как фамилии.

Тема: Новая Чигла
17.03.2020, 7:03


listopad2010 написал:
[q]
Здравствуйте, уважаемые! Интересно узнать, не занимался ли кто-нибудь подробно деятельностью купца Хихина Федора Евдокимович а. Дело в том, что он имел поташный завод в сл. Юрасовка Острогожского уезда, что совсем неблизко от вашей Чиглы. Хотелось бы узнать, что его связывало с Юрасовкой. Ваши предположения???
[/q]


Добрый день! Подскажите, а в какой период у него был завод в Юрасовке? И именно у Федора Евдокимовича, не у Бориса Васильевича? Если у Вас есть ещё информация про Хихиных, поделитесь с нами пожалуйста.




Тема: Новая Чигла
14.03.2020, 20:52

ШИШЛЯННИКОВЫ

Среди новочигольских фамилий есть те, которые, по давности и необычности образования, достаточно сильно выделяются. Одна из таких фамилий – ШИШЛЯННИКОВЫ.
Если вы запросите в поисковике сайта одноклассники людей с этой фамилией, то их будет не более 2500 человек. Это достаточно небольшое количество однофамильцев. Но, уверен, мало кто из Шишлянниковых может предположить, что все они - потомки одного человека. И если начать изучать родословную каждого, отдельно взятого представителя этой фамилии, то можно с большой вероятностью предположить, что поиски приведут в Воронежскую область, в село Новая Чигла.
Данное исследование не претендует на исключительность и является моей субъективной точкой зрения, подкрепленной архивными документами и историческими фактами.
Итак, начало XVIII века. Год 1710. Село Починки, Хатунской волости, Московского уезда. По переписи дворцовых крестьян села нас интересует одно хозяйство, состоящее из двух изб (фото 1,2) (1).
Глава семейства – Микифор Степанов (-ич-Д.В.)-70 лет, у него жена-Дарья-69 лет; дети: Григорий-30 лет, у него жена- Авдотья-30 лет, дети: Иван-8 лет, Яким-5 лет, Карп-2 лет, Марфа- 4 лет. Да племянники: Иван-40 лет и Дмитрий-30 лет, Константиновы (-ичи) (дети Константина Степановича, брата Микифора Степановича- Д.В.), у Ивана жена Марфа-35 лет, дети; Петр-13 лет, Сидор-3 лет, Прасковья-2 лет. У Дмитрия жена Матрона-30 лет. У них сын Конон-12 лет. (Стоит уточнить, что указанный возраст крестьян мог не соответствовать реальному и для взрослого населения быть завышенным, в связи с неграмотностью населения и определением возраста на усмотрение переписчика).
Нам в этом хозяйстве стоит обратить внимание именно на семью хозяина, Микифора (Никифора-Д.В.) Степанова сына. Самого Никифора Степанова (-ича) на момент перевода уже не будет в живых, а его дети, внуки и правнуки в 1745-46 годах будут переведены в Битюцкую волость и станут одними из основателей села Новая Чигла (в прошлом Покровское, Чиголка). А все их потомки со временем станут носить фамилию Шишлянниковы. Отсюда можно сделать вывод- Никифор Степанов сын был родоначальником этой фамилии. «На Битюк» переселяются: его сын-Григорий, его внуки-Аким, Карп, Архип; его правнуки- Казма, Фока, Василий, Моисей, Илья, Влас, Антип, Григорий; его праправнуки- Фатей, Фатей младший, Афанасий, Сергей и Иван.
Женщины в момент переселения не были отражены в ведомости, поэтому сколько их было и в каком родстве они были с нашими перебравшимися на новое место Шишлянниковыми, нам не известно (фото 3,4) (2).
В следующих сохранившихся архивах документах мы снова наблюдаем наших, доживших до 1763 года, первопоселенцев и их потомков. Семьи их продолжают расти и, к 1763 году, Шишлянниковых в селе Покровском уже проживает 40 человек-23 мужского и 17 женского пола (фото 5-8) (3).
Судя по всему, Шишлянниковы были очень успешными земледельцами, трудолюбивыми, рачительными хозяевами и работниками. К 1816 году в селе мы обнаруживаем 17 дворов представителей этой фамилии, это самое большое количество дворов одного рода в селе, и все они потомки наших вышеуказанных первопоселенцев. К этому году их уже в селе проживает 248! человек, из них – 125 мужчин и 123 женщины. Вот так выглядит переписная ведомость одной из семьи Шишлянниковых, Ефрема Григорьевича (фото 9) (4).
Дальнейшая судьба рода Шишлянниковых была достаточна трудна, если не сказать трагична. Несмотря на всю успешность, трудолюбие и рачительность, в 20-е годы XIX века они, как и некоторые другие семьи села, подверглись гонениям. Все дело в том, что Шишлянниковы были иудействующими, или «субботниками». Это становится ясным при изучении метрических книг Покровской церкви села за 20-30 годы XIX века. С этой верой они пришли со своего прежнего места, с Хатунской волости Московского уезда (исследованию иудействующих села отведена отдельная статья).
Для борьбы с иудейством в 1825 году был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь.
Во исполнение указа, начиная с 1826 года, часть Шишлянниковых переселилась на территорию нынешней республики Хакассия и они стали одними из основателей села «Обетованная», ныне Бондарево. Другая часть была переселена в Иркутскую область, в село Зима. Они были основателями исчезнувшей деревни Шишлянникова Зиминского района.
Также происходило переселение и побеги в Царевский уезд Астраханской области, ныне это населенные пункты Астраханской и Волгоградской областей.
Возможно потомков новочигольских Шишлянниковых можно найти и на Кавказе, куда тоже ссылали субботников.
Оставшиеся в селе разделятся на несколько категорий. Одна, перешедшая в православие, продолжит жить в селе. Ее потомки и до сих пор проживают не только в Новой Чигле и близлежащих селах, но и далеко за его пределами. Другая, перешедшая в православие формально, будет переселена в конце 1837 года во вновь образованный поселок Никольский. И уже оттуда их потомки, в 20-х годах XX века, переселятся в поселок Высокий Таловского района, основанный в 1922 году для компактного проживания представителей иудейской веры, где дадут фамилию всем Шишлянниковым поселка.
Еще одна волна миграции фамилии, в числе других, будет во время раскулачивания и ссылки в 30-е годы прошлого века. Так представители рода окажутся в Казахстане.
Так, начиная с 1826 года из Новой Чиглы, а уже в последующем, с середины XIX века и из вышеуказанных населенных пунктов, пойдет распространение фамилии по России и миру.
Что касается самой фамилии, то самая распространенная версия ее происхождения от прозвища Шишлянник, в основе которого лежит глагол «шишлять» - «копаться над чем-либо, мешкотно делать», мне кажется менее предпочтительной той, которая указывает на то, что фамилия Шишлянников является модификацией фамилии Жислин, которая, в свою очередь, тоже представляет собой модификацию старой еврейской фамилии Зислин. Чтобы прийти к этому выводу, достаточно более глубоко изучить историю иудействующих, или субботников, к которым изначально относились все представители этой редкой и очень интересной фамилии.

Источники:
1) РГАДА. Фонд 350. Опись 1. Дело 255. Лист 58. 1710 год. Книга переписная церковнослужителей, помещичьих и дворцовых крестьян Хатунской, Домодедовской, Перемышльской, Замыцкой волостей Московского уезда.
2) ГАВО. Фонд И-18. Опись 1. Дело 91. Листы 517-518. Переписная книга дворцовых и монастырских крестьян по сказкам 1745-1746 годов, ведомости выбывших крестьян Битюцкой дворцовой волости.
3) ГАВО. Фонд И-18. Опись 1. Дело 124. Листы 120-121. Ревизские сказки о дворцовых, монастырских, помещичьих крестьянах Битюцкой дворцовой волости за 1763-1765 годы.
4) ГАВО. Фонд И-18. опись 1. дело 184. лист 99. Ревизские сказки о помещичьих крестьянах, дворовых людях Бобровского уезда.


Тема: Новая Чигла
14.03.2020, 20:02


luba789 написал:
[q]
Valedol1972! На Ваше очень интересное ис ледование субботников села Новая Чигла Сапунковых Ершовых Шабановых хочу добавить ,что часть их ,каким то образом оказалась переселенными в Одесскую область Березовский район поселок Новоселовка(или станция Рауховка) и жили там до 90 годов.Будет интересно как и когда они там оказались?Заранее благодарю!
[/q]



Это требует дополнительного изучения. Могу только предположить,что это произошло в 20-30-е годы и что это потомки новочигольских субботников, перебравшихся на Волгу. Приведу выдержку из исследования Александра Львова: "На Волге коллективизация привела, напротив, к разрушению этого процветавшего субботнического центра. Хозяйство здесь было хуторским, а крупные села, в отличие от воронежского и закавказского центров, не были моноконфессиональными. Религиозная жизнь иудействующих довольно быстро пришла здесь в упадок, однако и к началу XXI в. многочисленные потомки субботников сохранили память о своих «еврейских» предках и об израильских родственниках. Многие субботники переселялись в большие города, где вливались в еврейские общины. Другие, спасаясь от голода и коллективизации, в 1930-х гг. переселялись в еврейские колхозы." А в Одесской области еврейские общины были(возможно и есть) очень многочисленные.

Тема: Новая Чигла
8.03.2020, 12:02

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ НОВОЙ ЧИГЛЫ.
Часть 3
Гонения и массовое переселение.
Как мы уже говорили ранее, к концу 1-й четверти XX века «иудеизация» сельского населения России приобретала угрожающие темпы. Малоуспешными были попытки «увещевания», предпринимаемые духовенством: они либо оставались без последствий, либо заканчивались формальным присоединением сектантов к Церкви и последующим отпадением в «ересь».
В 1823 году министр внутренних дел граф В. Кочубей представил в кабинет министров записку о субботниках и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тысяч человек в разных регионах России. По его предложению в 1825 году был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие субботники формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.
Как коснулись эти меры наших предков, содержащих «иудейскую» веру. становится хорошо видно по записям в метрических книгах Покровской церкви села за 1826 и последующие годы.
Так, в 1826 году было произведено крещение 68 детей из семей крестьян «содержащих секту иудейскую». Из них: Шишлянниковых – 17, Аникиных – 11, Сапунковых – 9, Ершовых – 8, Матросовых – 5, Юрьевых – 4, Головановых – 3, Корсиковых, Голосовых, Шибановых, Петериковых – по 2, Бурахиных и Ремневых – по 1 (17).
Продолжалось крещение взрослых и детей из семей «иудействующих» и в последующие годы.
Чигольские священники получили за избавление паствы от субботников награды, о чем сообщалось в Указах Святейшего Синода «О награждении священников села Новой Чиголки Бобровского уезда Мясищева, Зайцева и Рясовского за обращение 518 душ из жидовской секты» за 1828, 1829 и 1830 годы (18).
Запись в метрической книге о венчании за 1833 год свидетельствует и о принудительном отправлении иудействующих на военную службу. Привожу ее текст: «12 мая. Андрей Захаров Шишлянников вдовый, отданного крестьянина за содержание секты иудействующей в военную службу в 1827 году декабря 20 числа, коих брак с женою его Татьяной Ивановой совершенный по обряду иудейскому по собственному их признанию силою Указа из Консистории последовавшего за № 1650 унизложен.» Из записи видно, что Андрей Шишлянников женился на Татьяне Ивановне, жене крестьянина, к сожалению, оставшегося нам неизвестным, отданного на военную службу за содержание секты (19).
Чтобы понять географию переселения наших предков, нужно обратиться к истории возникновения некоторых населенных пунктов и исследованию истории их появления и заселения.
Село Бондарёво — село в Бейском районе Республики Хакасия. Село было основано в 1830 году под первоначальным названием «Обетованная» отпущенными на волю крепостными крестьянами из Воронежской губернии (9 дворов, 82 души). С 1850 по 1958 носило название Иудино. Фамилии первых поселенцев: Даниловы, Шишляниковы, Борисовы, Ипатовы, Архиповы, Сапунковы, Богдановы, Петровы, Григорьевы. Поселенцы- эти бывшие крепостные крестьяне графа Кушелева-Безбородко- проживали ранее в Воронежской губернии Бобровского уезда села Покровское. Данные крестьяне были отпавшими от православной веры сектантами-субботниками (20).
Деревня Шишлянникова - исчезнувшая деревня, входившая в состав Покровского сельского поселения Зиминского района Иркутской области. Как населённый пункт Шишлянникова существовала с 1923 года. До этого, примерно с середины 19 века, здесь располагались земельные наделы крестьян села Зима (ныне город Зима) – потомков субботников – крестьян, сосланных сюда на поселение в 1827 году из европейской части России за уход из православия в иудейское вероисповедание. На всех удалённых земельных наделах правобережья реки Оки располагались заимки – временное жильё при проведении сельхозработ. На зиму крестьяне возвращались в свои дома. На этом месте находились земельные наделы Абрама Шишлянникова (21).
Хутора Сапунков и Ершов — хутора в Палласовском районе Волгоградской области России. Сюда, в глухие по тем временам заволжские края уходили из Воронежской губернии, спасаясь от преследований субботники. Судя по названиям, можно предположить, что первый образован Сапунковыми, второй Ершовыми, возможно выходцами из Новой Чиглы.
Также на территории Царевского уезда Астраханской губернии- в селах Балыклей и Быково, расположенных на левом берегу Волги, а также в долине р. Ахтубы: в селах Пришибе, Заплавном и в маленьком уездном городке Цареве - сектанты селились с конца XVIII - начала XIX в. Сюда,также уходили из Воронежской губернии, спасаясь от преследований, и субботники: Сапунковы из села Мечетки и Новой Чиглы, Шишлянниковы из Новой Чиглы, Бочарниковы из Клеповки и Гвазды, и другие. Здесь же мы находим и следы наших Ершовых (22).
Вот такова известная сторона географии переселения наших предков, не пожелавших вернуться в православие. Были ли места, куда еще отправились от преследований наши субботники, это еще предстоит выяснить.
Здесь стоит уточнить, что и на новых местах они смогли стать успешными землепользователями, добиться успеха в экономической сфере. Так, сектанты сибирского села Зима, по словам современного исследователя, добились успеха в экономической сфере, будучи трудолюбивыми, рачительными хозяевами и работниками.
Также стоит отметить факт появления в метрических книгах Покровской церкви села первых записей о купцах 3-й гильдии Ершовых, которые относятся к 1838 и 1839 годам (23).
Купцы Дубовского посада (ныне город Дубовка Волгоградской области) Семен Петрович Ершов, Давид Иванович Ершов и Василий Федорович Ершов, скорее всего члены семей Ершовых, выселенных в заволжские края. Но, судя потому, что через 10 лет после выселения они берут себе в жены жительниц Новой Чиглы, связь с оставшимися там родственниками не прерывалась.
В самой же Новой Чигле к 1830 году секта субботников практически прекращает свое открытое существование. Воспоминанием о прежде бывших в Новой Чигле субботниках останется старое кладбище, где они хоронили умерших, которое просуществует до 20-30-х годов XX века (24). Здесь стоит пояснить, что особые кладбища им были отведены на основании высочайшего повеления 16 мая 1803 года. (25)
Оставшаяся часть субботников, формально вернувшихся в лоно православной церкви, судя по всему продолжат тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры. В 30 – х годах XIX века будут еще появляться записи, о Шишлянниковых и Шибановых, крестьянах «обращенных от иудейства и находящихся в бегах» (26).
Видимо они так и не смогут смириться с запретом их веры и уйдут к своим родственникам, переселенным из села.
Некоторая часть представителей рода Шишлянниковых, оставшихся в селе и вернувшихся в православие формально, будет переселена в конце 1837 года во вновь образованный поселок Никольский. И уже оттуда их потомки, в 20-х годах XX века, переселятся в поселок Высокий, основанный в 1922 году для компактного проживания представителей иудейской веры, где дадут фамилию всем Шишлянниковым поселка (27).
Шишлянниковыми также будет образован поселок, находящийся в 15 километрах от Новой Чиглы, где субботники составят подавляющее большинство населения и где имеется кладбище, на котором похороны проводятся с соблюдением иудейских традиций.
Вот такова очередная приоткрытая страница неизвестной истории нашего села.

Литература:
1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
2. Тарадин И.П. «Золотое дно», Воронеж, 1928 год, стр. 101.
3. Там же, стр. 106.
3.1. http://shansonline.ru/index.ph...e-khakasii
4. Хижая Т. И. Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене “успеха” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 53, 2008.
5. Тарадин И.П. «Золотое дно», Воронеж, 1928 год, стр. 102.
6. Государственный архив Воронежской области (далее – ГАВО), Ф. И-18, оп 1, д.91.
7. Журнал Воронежской Духовной Консистории от 20 ноября 1804 года. А.М. Правдин «Воронежская Епархия в первое десятилетие 19 века».
8. Российский Государственный исторический архив (далее — РГИА) Ф. 797. Оп. 2. Д. 8876. Л. 30.
9. ГАВО, Ф. И-18, оп 1, д.184, л.137-151.
10. Там же, Ф. И-18, оп 1, д.124, л.139-140.
11. Там же, Ф. И-18, оп 1, д.91, л.542.
12. https://utices.com/page-families.php?id=345418
13. http://www.jewage.org/wiki/ru/Special:MainPage
14. Хижая Т.И. Библия и выбор "ветхозаветной веры" русскими простолюдинами в эпоху Александра I // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: Научная мысль, 2015. Т. 2. С. 89-101, 2015.
15. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8876. Л. 12.
16. Хижая Т.И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в. // Религиоведение. № 1. 2007. С. 49-59.
17. ГАВО, Ф. И-84, оп 2, д.2.
18. Ежегодник 1828 г. №148. О том же Ежегодник 1829 г. №33 и Ежегодник 1830 г. №7. // Опись указам Святейшего Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской Духовной Консистории за 1743-1850 гг. Воронежская старина -2. 1903. С.291
19. ГАВО, Ф. И-84, оп 2, д.4, л. 360.
20. https://nasledie-sela.ru/places/HAK/1150/8669/
21. https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B2%D0%B0
22. Львов А. Л. Дело о караимских молитвенниках// Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. №4-5. М.: «Дом еврейской книги», 2004, с. 48-72.
23. ГАВО, Ф. И-84, оп 2, д.8, л. 88, 211.
24. Тарадин И.П. «Золотое дно», Воронеж, 1928 год, стр. 103.
25. https://ru.wikisource.org/wiki...0%B8%D0%B5
26. ГАВО, Ф. И-84, оп 2, д.6, л. 298,301.
27. https://subotnikjews.wordpress...i/history/


Тема: Новая Чигла
8.03.2020, 12:02

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ НОВОЙ ЧИГЛЫ.
Часть 2
Расцвет.
В Воронежской губернии субботники, как секта, были открыты в 1806 году, когда Воронежский епископ писал донесение, что секта иудействующих возникла между православными христианами около 1796 года и распространилась в 6 селениях Бобровского и Павловского уезда. На Битюгу и Икорцу субботники встречались в Бобровском уезде в селах Мечетке, Озерках, Верхне-Тишанке, Новой Чигле. Каким же образом появились субботники в Воронежской области?
На этот вопрос дает ответ история колонизации сел, где встречаются субботники. Новая Чигла и Верхне-Тишанка населены выходцами из Хатунской волости Московской губернии. Часть выходцев из Хатунской волости была поселена и в Мечетке. (5)
Таким образом, становится ясно, что субботники переселились в Воронежскую губернию в числе прочих выходцев из Московской губернии в XVIII столетии, где они встречались еще в далеком прошлом. Это же подтверждается и историями возникновения фамилий иудействующих нашего села, все они-первопоселенцы. При этом нужно отметить, что и имена наши предки, последователи «Моисеева Закона», давали своим детям и имели сами в большинстве своем ветхозаветные и древнееврейские. Так, при переселении многие крестьяне нашего села имели имена, говорящие об этом факте: Давид, Даниил, Авраам, Яков, Иосиф, Моисей, Вениамин, Илья, Семен, Матвей, Азар, Осей, Елизар, Исай, Насон, Фадей, Малафей, Лазарь, Аким (6).
В XVIII и XIX веках эти имена были распространены в Новой Чигле так же, как сейчас Александры, Алексеи, Владимиры, Михаилы, Николаи и Сергеи.
В дальнейшем о Новочигольских субботниках известно, что в 1805 году «крестьяне де того села Федор Ермилов, Дмитрий Сапунков с товарищами домов более 40 объявили себя субботниками древнего закона, от Церкви святой отказались и всякие требы рождающихся и умирающих производят сами собой по своему заблуждению». (7)
Также, в выписке из дела «О секте Моисеева закона, возникшей в Воронежской губернии», предоставленной нам известным исследователем истории русских иудействующих Татьяной Игоревной Хижая, стоит обратить внимание на слова из письма епископа Воронежского и Черкасского Епифания А.Н. Голицыну от 21 ноября 1818 года:
«Из представленной ко мне от Воронежской Духовной Консистории справки, усмотрел я, что секта известна стала епархиальному начальству в 1797 году, открыта первоначально в селах: Покровском, Чиголка тож, и Тишанке. Из донесения Мефодию, бывшему епископу Воронежскому от священно-церковнослужителей села Покровского видно, что секта ими замечена в 1796 году в доме дворцового крестьянина Димитрия Филимонова, где в каждую субботу собираясь, некоторые из прихожан, в том числе приписавшийся в городе Боброве из поляков Иван Селянов и села Тишанки 2 человека дворцовых крестьян, сидя за столом, читали Библию и производили толки, противные христианской вере». (8)
Исследуя эту информацию выяснено, что Дмитрий Сапунков и Димитрий Филимонов, это один и тот же человек, Дмитрий Филимонов (-ич) Сапунков. Просто в первом случае он записан по семейному прозванию (фамилии), а во втором, по отчеству. Федор Ермилов оказался родным племянником Дмитрия, Федором Ермиловым (-ичем) Сапунковым (9). Отец его, Ермил Филимонов (-ич) Сапунков, родился в 1753 году и был средним сыном Филимона Никонова (-ича) Сапункова (10). Филимон, в свою очередь, был одним из первопоселенцев, он был переведен вместе с отцом Никоном Ивановым (-ичем) и братьями: Тимофеем, Семеном и Прокопием из села Мышенского (11). Интересен факт, что упоминания о Федоре и Дмитрии, как об открыто вышедших из православия, относятся к 1796 году, а в 1812 и 1816 годах сведений о них в переписях села не найдено, по какой причине они туда не попали - не понятно. Возможно, что их уже на тот момент не было в живых. Известно лишь, что у Федора в 1812 и 1816 годах в селе проживали отец и младшие братья с семьями- Михайло, Алексей и Иван. А у Дмитрия- сыновья с семьями, Федор и Гаврила (9).
Хочется отметить, что, судя по количеству хозяйств, Сапунковы были очень успешными земледельцами, трудолюбивыми, рачительными хозяевами и работниками. В 1812 и 1816 годах в селе было не менее 12 дворов Сапунковых, и все они потомки Никона Иванова (-ича). Не может быть достоверно установлено где приобретена фамилия, до переселения или после, так как ее стали носить потомки одного человека, но становится ясно одно, 12 дворов Сапунковых вошли в те самые «более 40 дворов, объявивших себя субботниками». Сама фамилия Сапунков скорее всего восходит к крестильному мужскому имени Софоний (в переводе с древнееврейского - «спрятанный богом»), а точнее к его краткой формы – Софон, видоизменившейся сначала на Сапон, а затем - на Сапун (12).
Не менее интересна история другого рода наших «иудействующих»- Шишлянниковых. Хотя при переселении фамилии крестьян не были записаны в официальные документы, но при изучении истории фамилии стало ясно, что ее имеют все родственники одного предка – Микифора (Никифора-Д.В.) Степанова сына, корни которого уходят в конец XVII века.
Именно все его потомки –дети, внуки и правнуки будут переведены из села Починки и станут первопоселенцами села Новая Чигла. Отсюда можно сделать вывод, этому семейному прозванию (фамилии) уже более 300 лет, это одна из старейших фамилий нашего села. Сама фамилия Шишлянников, скорее всего, является модификацией фамилии Жислин, которая, в свою очередь, тоже представляет собой модификацию старой еврейской фамилии Зислин (13). Шишлянниковы были не менее успешными хозяйственниками и землепользователями и в копилку «более 40 дворов, объявивших себя субботниками» дали не менее 17 дворов!
Еще достаточно большими родами наших «субботников» были Ершовы и Аникины. Корни первых уходят в деревню Барыбино, вторых - в село Каменище. Судя по родству переселенцев, семейное прозвание было получено их предками еще в Хатунской волости. Ершовых на начало XIX века в Новой Чигле было 9 дворов, Аникиных- 8 дворов.
Если Шишлянниковы, Сапунковы, Ершовы и Аникины прибыли к нам уже соблюдая иудейское вероисповедание, то где его приняли Шебановы и некоторые представители Бурахиных, Винокуровых, Головановых, Голосовых, Казминых, Корсиковых, Матросовых, Мещеряковых, Петериковых, Потемкиных, Пузаковых, Романовых, Ремневых, Смирновых, Толбиных и Юрьевых пока еще не выяснено.
О материальном благополучии наших субботников говорит и отчет комитета [Российского Библейского] общества за 1814 год. Который констатирует, «что крестьяне (речь идет о крестьянах-субботниках-В.Д.) села Новая Чиголка Воронежской губернии, принадлежавшего графу И.А. Безбородко, прислали в пользу общества пожертвование в размере 370 рублей, собранных ими в складчину.» Этот случай был столь поразителен, что его отметили не только в России, но и в Англии. Он был оглашен на заседании Британского общества и поставлен в пример английским крестьянам как образец «усердия к столь доброму делу» (14).
Итак, к 1818 году в Новой Чигле уже было 992 субботника(15). При общей численности населения в это время около 7000 человек, это практически каждый 7-й житель.
Это очень беспокоило графа А.Г. Кушелева-Безбородко, владельца Новой Чиглы. Он упорно просил о замене в его вотчине сребролюбивого священника другим. Воронежский губернатор Дубенский предложил направить в сектантские села «отличнейших пастырей, отличающихся благочестием, воздержанием, кротостью, бескорыстием и даром слова». Они должны вразумлять «слепотствующих» без малейшего насилия, заботиться о сохранивших веру, помогая им в житейских нуждах и отречься «от всякой мзды».
К этим голосам прислушался Синод, отреагировав в 1819 г. требованием направить в селения, «зараженные жидовством», «духовных особ, опытных и искусных в приведении ожесточенных сердец к раскаянию, ученых, в благоразумии, кротости, смирении и добронравии испытанных» (16).
Но, как покажет время, эти меры не дадут требуемого результата и иудействующих в губернии будет только прибавляться. (Продолжение следует).


Тема: Новая Чигла
8.03.2020, 12:01

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ НОВОЙ ЧИГЛЫ.
Часть 1
Иудействующие, или субботники - кто они?
Казалось бы, что общего может иметь наше исконно русское православное село с верой, не относящийся к христианству? Но, как оказалось, имеет, вернее имело, да еще самое непосредственное.
В начале XIX века, практически каждый 7-й житель села Новая Чигла был человеком «Моисеева закона». Давайте приоткроем и эту неизвестную страницу истории наших предков.
Итак, чтобы лучше разобраться в этом, нужно понять, кто же такие иудействующие или иначе субботники? По словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, это группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями. (1)
Собственно говоря, субботников нужно считать вероучением, а не сектой, их вероучение ничем не разнится от иудейского. Поэтому правильнее их рассматривать, как русских крестьян, принявших вполне иудейское вероисповедание и ни на йоту от него не отступающих, их называют субботниками и иудействующими, но они сами себя называют древнееврейским словом «геры», что значит новообращенные. (2)
Субботники (иудействующие) отвергали христианское ве¬роучение и культ и обращались только к Ветхому Завету. При¬знавали не Троицу, а единого Бога, отрицали божественность Христа, считали, что Христос – один из пророков, отвергали Церковь, ее иерархию, таинства, символы, особенно – иконопочитание. Праздновали еврейские праздники, почитали субботу, а не воскресенье, отсюда и название субботники, совершали обрезание. Во всех их общинах имелся наставник или хазен. Имелась тора, т.е. пятикнижие Моисея, написанное на пергаменте. Хазен во время богослужения надевал на себя покрывало талыз, носил жилет с длинными кистями, т.е. «цицис», которые предписывается носить каждому еврею. На дверных косяках-«мезуза», т.е. ящичек со словами ветхого завета за стеклом.
В брак старались вступать только с единоверцами, бритье бороды почиталось грехом. Придерживались пищевых запретов: не употребляли алкогольных напитков, не ели мяса животных, которые в Библии отнесены к нечистым. Во время менструального периода и после него в течении 7-ми дней, а после родов несколько недель, женщина считалась нечистою: она не ела за общим столом, имела отдельную посуду. (3)
На Пасху иудеи едят из специальной посуды, а не из обычной, которую называют «кислой». Родительский день отмечается осенью, после чего празднуется еврейский праздник «кущей». Особый и похоронный ритуал: умершего нужно обязательно похоронить в день смерти, зажечь вокруг столько свечей, сколько было у покойного детей (нужно, чтобы свечи горели круглосуточно), в доме поставить стакан с водой и ежедневно менять воду. (3.1)
В 1-й четверти ХIХ века “иудеизация” сельского населения России приобретала угрожающие темпы. Правительство и Святейший Синод били тревогу по поводу “бедственной заразы”, охватившей Россию. Особенно стремительно сектантство распространялось в Воронежской губернии.
Какова же причина столь массового обращения крестьянского населения в иудейство?
Во-первых, необходимо уяснить, почему в глазах обращаемых Ветхий Завет получал преимущества перед Новым Заветом.
Ключ к разгадке такого предпочтения мы находим уже в самом раннем официально зафиксированном свидетельстве об иудействующих — в описании “заблуждения”, появившегося в воронежско-тамбовском регионе и обнаруженного местной духовной консисторией в 1765 г. Среди постулатов нового антицерковного учения, сформулированного его последователями, был и такой: “субботу почитать, а воскресенье не почитать, затем, что оно установлено по новой благодати”. Очевидно, что выбор в пользу празднования субботы перед воскресеньем базировался на принципе преимущества старого перед новым, изменившим старое. Эта мысль в тех или иных вариациях будет повторяться у субботников на протяжении всего последующего времени.
Так, во время суда над иудействующими, обнаруженными в XIX веке в одной из внутренних губерний России, на вопрос губернатора: “А кто же вас этому научил, старички?”, один из сектантов ответил: “Нас научила старая, престарая старуха”. На приказание привести старуху субботник принёс Библию со словами: “Вот эта самая старуха, которая нас научила и открыла глаза нам и показала нам путь к Отцу”; “старше этой старухи и мудрее её нет”.
Наследники первых воронежских сектантов во второй половине XIX века повторяли: “Наша вера старее вашей”; “Вера наша древняя, вера праотцев и отцев, а потому важнее и спасительнее”.
Во-вторых, заслуживает внимания тот факт, что материальное положение многих иудействующих, упоминаемых в архивных документах уже первой трети XIX века, было достаточно благополучным, а их экономическая активность — высокой.
Владелец села Новая Чигла Воронежской губернии граф А. Г. Кушелев-Безбородко подчёркивал, что живущие в нём сектанты неукоснительно исполняют казённые и помещичьи повинности, с успехом занимаясь земледелием. Неслучайно в 1819 году в Министерстве внутренних дел империи пришли к заключению, что одной из “приманок”, которой субботники “могут прельстить слабоумных”, является “изобилие в жизненных потребностях”.
Этот “экономический фактор” в жизни последователей “Мо謬¬се¬ева закона” обозначился ещё более ярко во второй половине XIX века. Воронежские иудействующие этого времени отличались зажиточностью, исправно выплачивая подати и усердно занимаясь сельским хозяйством, что отмечали наблюдатели. Именно поэтому православные охотно отдавали своих дочерей замуж за субботников в надежде обеспечить их и получать помощь от семьи зятя. Крепкие, просторные, опрятные избы, нарядная одежда жителей, явный достаток обнаруживались у сектантов, что выгодно отличало их от православных соседей. Внешний вид домов, внутренняя обстановка, отсутствие нищих — всё свидетельствовало о материальной состоятельности обитателей и их хозяйственной активности. (4)
(Продолжение следует)



Тема: Помогите прочитать текст - 2020
17.02.2020, 11:57


VAlexGD написал:
[q]
Valedol1972
Шестаков?
[/q]



Спасибо, похоже.

Тема: Помогите прочитать текст - 2020
17.02.2020, 11:08

Добрый день! Помогите прочитать подчеркнутую фамилию. Ревизская сказка Битюцкой волости 1763 год.