 | e_moeСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения e_moe (3)Тема: Чумаки 18.05.2011, 23:09
Статьи, подобно этой - да, все прочитано и изучено, ссылок собрано много, интересует конкретика.
Собственно сама статья:
Чумаки, чумацкий промысел ─ промысел по перевозке грузов гужевым транспортом. Зародился на украинских землях в XV в., особое распространение получил в XVII ─ I половине ХІХ в. Людей, занимавшихся этим промыслом. Называли чумаками, иногда солениками или коломийцами. Чумаки осуществляли перевозки грузов и торговые связи между украинскими, российскими землями и Крымом. По степям Северного Причерноморья и Приазовья были проложены несколько чумацких шляхов (Черный, Муравский, Молдавский, Бакаев).
По землям современной Николаевщины проходила часть Кучманского шляха (ответвление Черного шляха), в районе современного Вознесенска происходила переправа через р. Южный Буг.
Основными грузами, доставлявшимися на юг, были зерно, кожа, мед, воск, а из Крыма доставлялись соль и рыба. Чумаки в XVII ─ XVIIІ вв. имели монополию на торговлю солью на украинских землях. Соль доставлялась ими вплоть до Повожья, на востоке и Волыни на западе.
Перевозка осуществлялась большими деревянными возами (мажами), в которые запрягались пара или четверо волов. На такой воз могли загружать более 60 пудов соли. Чаще всего использовали т.наз. бессарабских волов половой масти с длинными рогами. Возы собирались в валки от 100 до 300 возов, во главе каждой валки был выборный атаман, а чумаки валки составляли ватагу. Во время перехода в валке устанавливалась полувоенная дисциплина, обязанностью чумаков была взаимопомощь. Нередко по степям Дикого поля чумацкие валки сопровождались для охраны отрядами казаков. Чумацкие валки отправлялись в путь ранней весной и возвращались домой поздней осенью. За сезон они могли совершить 2-4 перехода на юг и обратно.
В открытием в конце XVIII в. черноморских торговых портов, чумаки становятся основными поставщиками зерна для них, ежегодно они доставляли 25-40 млн. пудов зерна, а с юга ─ 2-3 млн. пудов соли и до 1 млн. пудов рыбы. Они также обслуживали ярмарки на Украине, в России (вплоть до Москвы), Белоруссии, Польше.
Присоединение причерноморских земель к России способствовало расцвету чумацкого промысла. В это время чумацкие шлях проходили через Богополь, Кривое Озеро, Вознесенск. Учитывая высокий спрос на лес и стройматериалы в южном регионе, чумаки скупали лес и лесоматериалы на днепровских пристанях в Черкассах, Новогригорьевске, Кременчуге, Каховке, а затем распродавали в Херсоне, Николаеве и Одессе. Часть этого леса и разные изделия из дерева выменивались на зерно в окружающих селах. С Киевщины в Николаев доставлялся хлеб (часть его покупалась для нужд флота морским ведомством, остальной доставлялся в Одессу каботажным флотом). Чумаки также доставляли на юг различные овощи, особенно картофель и лук, продавая их, в основном, в Херсоне и Николаеве. С юга традиционно доставляли соль, рыбу и разные товары из Одесского, Херсонского портов, а начиная с 60-х гг. ХІХ в. и из Николаевского коммерческого порта. Одним из центров чумацкого промысла на Юге Украины был Ольвиополь. Чумаки из этого города специализировались на доставке зерна в Одессу, Николаев. Вознесенск. Более состоятельные закупали рыбу и соль, которую продавали в Каменце-Подольском и Старконстантинове.
Главным недостатком чумацкого транспорта была малая скорость транспортировки, при этом он считался достаточно надежным.
С середины ХІХ в. наблюдался упадок чумацкого промысла, что было связано с началом активного развития железнодорожного транспорта, конкуренции с которым чумаки не выдерживали. Тем не менее, этот промысел продолжал играть существенную роль в транзитных грузоперевозках на южноукраинских землях вплоть до начала ХХ в. чумацкий промысел сыграл особую роль в процессе первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений на украинских землях.
|
Тема: Чумаки 18.05.2011, 22:56
Konstantin Ivanov
Меня интересуют конкретные документы, где их смотреть? Торговцы - это могли быть и крестьяне и мещане, если судить по всем прочитанным на форуме темам. Мои с юга Украины, где искать по ним конкретную информацию? Были-ли органы, регламентирующие и учитывающие их деятельность, грубо говоря, получали-ли они патент на деятельность и где это можно посмотреть? Где можно посмотреть их годовой оборот, сколько возов и волов было у конкретного чумака, сколько наймитов на него работало, состав семьи т .д., т.е. меня интересует конкретная информация? Это не та информация, которую найдешь в поисковиках. А картинки и байки - это что бы тема не стала полным неинтересным сухарем.
|
Тема: Чумаки 18.05.2011, 22:12
Мой предок был богатым чумаком. К какому сословию относились чумаки? В каких архивах искать документы?

Согласно http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%BA%D0%B8
Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.
Чумаки играли важную роль в торговых отношениях Украины. Название «чумак», по одному источнику[источник не указан 727 дней], происходит от слова «чум», что значит «ковш», которым путники пили воду во время долгого пути; по другим источникам[источник не указан 727 дней], — от татарского «чумак», что значит «извозчик»; третьи источники связывают это слово со словом «чума»[источник не указан 727 дней], потому что украинские торговцы часто заражались в пути чумой и заносили её в Запорожскую Сечь и на Украину; а в персидском языке означает дубину с набалдашником[источник не указан 727 дней] (на Украине её называли кийком), то есть чумак — это человек, отправляющийся в извоз с кийком в руке на случай нападения разбойников. Какое из этих толкований наиболее правдоподобно — решить трудно, так как на то нет никаких материальных указаний, а существуют только филологические толкования. До проведения железных дорог это был обширный промысел, занимавший много людей. Кроме крупной торговли с турками, поляками, украинцами, новосербами, крымские татары, чумаки вели торговлю (обычно мелкую) и внутри Сечи, предметом которой были епанчи, седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и т. д. Кроме Сечи, торговля производилась и в паланках (в селах на Кальмиусе, Буге, Днепре и др.).
Путешествия чумаков были весьма опасны, так как часто подвергались набегам со стороны гайдамаков и татар. Ввиду сопряженных с перевозкой товаров опасностей, чумаки редко отправлялись в путь в одиночку. Их часто сопровождали конвойные, которым чумаки платили особый «ралец». В случае набега гайдамаков или ногайцев, чумаки для защиты строили из возов так называемый табор. Всякая валка имела своего выборного атамана, избиравшегося из опытных чумаков: он указывал путь, определял дневных и ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между ватажанами и т. п. Кроме атамана, каждая валка имела еще кухаря, то есть кашевара, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы. Позднее, особенно в первой половине XIX века, чумачество приобрело более мирный характер. Обычно чумаки нагружали на воз около 50 пудов; соли клали до 60 и 65 пудов. В дорогу отправлялось несколько хозяев, по предварительному взаимному уговору. Общее число пар волов доходило тогда до 40. С хозяевами шли наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и кончался зимним Николаем, и за все это время наймит получал от хозяина рублей 8 или 10 серебром. В XIX веке чумацкая валка не выбирала уже ни атамана, ни кашевара; слушались того, кто уже ходил в дорогу и знал чумацкие тракты и обычаи. Пищу варили и волов в ночное время стерегли поочередно. Чумаки представляли собой зачаток национального украинского купечества, основанный на началах чисто товарищеской ассоциации. Их можно назвать прототипом самого купечества на днепровском Низу, ибо первые чумаки были и торговцы, и промышленники, и воины. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки составляли между собой «артели», а как воины входили в состав низового товарищества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.
|
|
|