Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  Rebench
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

Rebench

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Сообщения Rebench (1)

Тема: Славянск Изюмского уезда Харьковской губернии
31.07.2010, 17:17

По паспорту Иванковская Нина Васильевна 1932 года рождения. Место рождения: Наманганская область, Янги – Курганского района, Узбекской ССР.
То, что сохранилось в памяти:
Маленькую Нину года в 3 до войны, в коммуну №3, города Славянска принесла женщина по имени Оля, 25 – 30 лет. Вместе с нею были два мальчика школьного возраста 1 – 3 класса. В городе были коммуны № 1,№5, может быть и еще.
До войны эта женщина навещала Нину в коммуне. В этом детдоме пробыли года 2, после чего перевели в другой детский дом номер 11 им. Воровского. Сталинская область Харциский район поселок Зуевка.
В начале войны - подготовительный класс. Когда началась война, детей бросили. В детском доме было много детей. Склады растаскивали местные жители: одеяла, матрацы, подушки, продукты. Дети оставались разных возрастов, были совсем маленькие. Питались картошкой и селедкой, которую варила, возможно, нянечка. Так закончилось лето. Осенью, когда немцы подошли совсем близко к Зуевке, встал вопрос об эвакуации детей.
- Мимо шли отступающие солдаты, беженцы, а дети детского дома говорили им: возьмите с собой портреты Сталина.
Для эвакуации был командирован комиссар. Детей быстро собрали. Малышей посадили на повозки. Всех отправили на станцию. Малышей поместили в пульман (большие) – специальный вагон. Остальные разместились по товарным вагонам.
Ярким воспоминанием остался хлеб, который давали в вагоне, с душистым подсолнечным маслом. Хотелось еще, но больше никто не давал.
Кинулись составлять списки, кто в каком вагоне. Оказалось, что документы забыли в детском доме. Возращение за документами было невозможно. Немец шел по пятам.
Позднее выяснилось, что документы сгорели. Так дети остались без точных метрических данных.
Комиссар инструктировал детей на случай бомбежки, и когда она началась, дети прятались под нарами, между мешками с мукой и другими продуктами. А когда дети стали выбегать из своих укрытий, то увидели ослепительно голубое небо над головой и пролетающего низко – низко немца, со смеющимся лицом. Крыши на вагоне уже не было. Загорелся вагон с ранеными, который, стоял на параллельном пути. Слышались стоны. Старшим комиссар приказал брать малышей с пульмана и бежать в поле. Нине достался Котька Ефимов.
Помнит Нина и Витю Воронцова, мальчишку ее лет. Во время бомбежки они вместе спрятались под крыльцом станции, а там нашли мешок со всякой всячиной: валенками, колбасой, сливочным маслом. Притащили мешок воспитательнице. Та сразу надела валенки, было уже холодно, Нина и ее спутник поделили между собой сливочное масло. Правда после бомбежки нашлись хозяева мешки и то, что сохранилось, пришлось вернуть законным владельцам. Валенки вернули. Поездка была очень долгой пути, были часто разбиты. Где-то 3 месяца. Попадали под бомбежку несколько раз. Когда ехали, часто не было воды – колодцы были отравлены. Убранные поля хлопка, недозрелые коробки дети принимали за орехи. Тутовые деревья – кричали –хлеб растет. Очень обрадовались, что объявили, что подъезжают к Ташкенту- городу хлебному, где булки на деревьях растут. В Ташкенте выгрузили маленьких и больных. Остальных повезли в Наманганскую область село Пап.
Здесь детям и дали новые кому фамилии, кому отчества, кому дни рождения. Мама помнит, что воспитательница сказала: Иванковская звучит красивее, чем Ивановская, так и записали. Отчество тоже может быль неточным, год рождения тоже примерный. Осталось у мамы ощущение, что в семье ее были еще дети. Хочется узнать, почему до войны мама попала в детский дом, кто были предки и что с ними случилось? Может кто сможет чем-нибудь помочь?!