 | PSRomanСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения PSRoman (3)Тема: «Аресту подлежат все харбинцы...» 23.03.2025, 13:39
Оржельский Николай Антонович (1888) Дата рождения: 1888 г. Место рождения: Донская обл., Маньково-Калитвенской слободы Пол: мужчина Национальность: русский Профессия / место работы: артист Иркутского радиокомитета Место проживания: г. Иркутске Партийность: б/п Дата расстрела: 16 октября 1938 г. Место смерти: г. Иркутск Мера пресечения: арестован Дата ареста: 14 марта 1938 г. Осуждение: 28 августа 1938 г. Осудивший орган: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР Статья: по 58-10, 58-11 УК РСФСР Приговор: ВМН (расстрел) Дата реабилитации: 23 января 1959 г. Реабилитирующий орган: Военным трибуналом ЗабВО Архивное дело: 9017 Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Иркутской обл. https://ru.openlist.wiki/%D0%9...%87_(1888)
В1910 г. Н. А. Оржельский поступает в тогда еще Императорский Мариинский театр в амплуа хориста и уже в 1912 г. получает от С. Дягилева приглашение отправиться вместе с Ф.И.Шаляпиным в заграничное турне. Н.А. Оржельский поет в Париже,поет в Лондоне, возвращается вновь на мариинскую сцену. Был произведен в солисты (драматический тенор) и вскоре ушел добровольцем (вместе с пятью братьями) на Первую мировую войну,в полку был правофланговым. В затишье между боями Н.А. Оржельский пел. “Браво!” — кричали ему немцы. Дослужился до чина капитана и получил золотое георгиевское оружие за храбрость. В 1919 покидает Петроград и выступает в Омске, в 1920 в Иркутске в "Симфопере" , затем в Чите. Эмигрировал в последовавшие годы Гражданской войны, с мая 1922 года прибыл в Харбин, на протяжении многих лет успешно выступая с ариями из 24 мировых опер (одно из лучших исполнений Канио в опере "Паяцы", Баяна в "Руслане и Людмиле", Рудольфа в "Богеме"), создал Товарищество оперных артистов на паях, обучал пению в художественной студии "Лотос" в Харбине, с так называемой "труппой Оржельского" ездил с концертами по станциям КВЖД до 1930 г.
В 1931 году принял решение вернуться на родину, до 1934 года выступал в составе оперной труппы, работал солистом в г. Иркутске в радиокомитете - в 1936 году на базе Иркутского Радиокомитете создали оперную труппу, в составе Николая Оржельского, Анатолия Журавлева, Бориса Иванова. И именно эту труппу объявили детищем "врагов народа": балетмейстер Александр Манковский, дирижер Брауэр (выступавший с Шаляпиным) и Николай Оржельский были впоследствии арестованы и расстреляны. В рамках операции" по разгрому шпионско-диверсионных континентов" НКВД СССР на основании оперативного приказа за №00593 от 20 сентября 1937 г., Н.А. Оржельский в марте 1938 года был арестован вместе со "всеми харбинцами" - вернувшимися в 1935 году на территорию СССР сотрудниками КВЖД, в 1938 году по упрощённому порядку ведения дел на основании приговора Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР 28 августа 1938 г.по обвинению по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР — "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти..." приговорён в ВМН - расстрелу.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 4.03.2025, 3:19
PSRoman написал:[q] Добрый день, буду глубоко признателен всем участникам за помощь с харбинскими фотографиями Николая Антоновича Оржельского и Василия Григорьевича Воинова!
"Кто в Харбине не знал Василия Григорьевича Воинова, этого прекрасного человека и хорошего артиста, с которым связана целая эпоха в деле харбинской оперы. Приземистая фигура в Желсобе [Железнодорожное Собрание] за рюмкой водки в обеденное время зычно грохотала бархатным басом, всегда что-то налаживая, устраивая, объясняя и успокаивая. Вместе со своим другом Оржельским, со своим закадычным «Антонычем», Василь Григорьевич священнодействовал, устраивая оперные дела. – “Спаси, Бог!..” – гремел его бас в князе Хованском. Воинов в любой опере был на месте и везде и всегда он нравился публике. Как человек богемы, он, по отзывам товарищей, был совершенно незаменим. Выручить из беды, помочь, приласкать – всё это он умел проделывать так, что едва ли кто-либо мог с ним соперничать. Старая традиционная артистическая публика, которая сжилась с Харбином за целый ряд оперных сезонов, привыкла считать Василия Григорьевича Воинова чем-то вроде своего предводителя. ЛИНГВА"
Шаляпин местного разлива ЛЕГЧЕ ЛЕБЕДИНОГО ПУХА " Гун-бао". Ноябрь 1931 года.[/q]
Даже проживали они оба поблизости в Новом городе на Сунгарском/Сунгарийском проспекте, проходившему от Большого до Железнодорожного проспекта - , Воинов В. в номерах гостиницы Версаль, а Н. Оржельский в домах КВЖД ...
В рамках операции" по разгрому шпионско-диверсионных континентов" НКВД СССР на основании оперативного приказа за №00593 от 20 сентября 1937 г., Н.А. Оржельский, будучи одним из солистов иркутского Радиокомитета в марте 1938 года был арестован вместе со "всеми харбинцами" - вернувшимися в 1935 году на территорию СССР сотрудниками КВЖД, в том же 1938 году по упрощённому порядку ведения дел на основании приговора Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР 28 августа 1938 г.по обвинению по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР — "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти..." приговорён в ВМН - расстрелу. Расстрелян палачами НКВД в Иркутске вместе с другими музыкантами и артистами Радиокомитета (Брауэром, Бесеневичем, Слободынюком, Калиновским и Монковским)16 октября 1938.
 |
Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) 3.03.2025, 20:46
Добрый день, буду глубоко признателен всем участникам за помощь с харбинскими фотографиями Николая Антоновича Оржельского и Василия Григорьевича Воинова!
"Кто в Харбине не знал Василия Григорьевича Воинова, этого прекрасного человека и хорошего артиста, с которым связана целая эпоха в деле харбинской оперы. Приземистая фигура в Желсобе [Железнодорожное Собрание] за рюмкой водки в обеденное время зычно грохотала бархатным басом, всегда что-то налаживая, устраивая, объясняя и успокаивая. Вместе со своим другом Оржельским, со своим закадычным «Антонычем», Василь Григорьевич священнодействовал, устраивая оперные дела. – “Спаси, Бог!..” – гремел его бас в князе Хованском. Воинов в любой опере был на месте и везде и всегда он нравился публике. Как человек богемы, он, по отзывам товарищей, был совершенно незаменим. Выручить из беды, помочь, приласкать – всё это он умел проделывать так, что едва ли кто-либо мог с ним соперничать. Старая традиционная артистическая публика, которая сжилась с Харбином за целый ряд оперных сезонов, привыкла считать Василия Григорьевича Воинова чем-то вроде своего предводителя. Ведь это он когда-то развёл знаменитое “стоп-сигнальное” племя, которое купалось на Сунгари, загорало, набирало силы на зиму, наливало мускулы и нервы здоровьем. Племя это вполне напоминало племя африканских дикарей – до того все были черны, белозубы и веселы. А Василь Григорьевич был всех веселее, здоровее и белозубее и зычно командовал своим басом: “Ныряй!” А зимой начиналась тяжёлая театральная работа, напряжённый труд артиста, труд закулисный, невидимый для публики. И Василий Григорьевич так же умело и охотно принимался за этот труд, как пил водку за обедом и как нырял и загорал в “Стоп Сигнале” за Сунгари. Первый удар постиг его на пароходе, где-то у “островов”, чуть ли не под тропиками, во время гастрольной артистической поездки. Возвратившись в Харбин, всё ещё больной, он шутливо уверял, что “ничего, кривая вывезет!..” Время шло, а Воинов не поправлялся, только слегка подлечивался, чтобы опять заболеть. Не было прежнего могучего здоровья, прежнего благодушного и милого характера, позволяющего на всё смотреть сквозь пальцы и пренебрегать всеми жизненными невзгодами. Но Василий Григорьевич всё ещё храбрился. – Вот поеду в Россию, там стационарное лечение, хороший уход, хорошие доктора, хорошие больницы… А главное, всё это бесплатно. С тем и поехал в Россию, в Хабаровск, чтобы бесплатно вылечиться – известно, какие "миллионы" у русского актёра и каковы его текущие счета. Прошёл год и два, о Воинове доносились смутные и плохие слухи. Одно время он собирался в Харбин, его с нетерпением ждали, даже чуть ли не приготовили ему комнату. Но он не ехал и не ехал. И вот теперь объявление в траурной рамке, объявление о кончине “дорогого мужа, оперного артиста Василия Григорьевича Воинова”. Мир его праху, пусть будет ему земля легче лебединого пуха! ЛИНГВА"
Шаляпин местного разлива ЛЕГЧЕ ЛЕБЕДИНОГО ПУХА " Гун-бао". Ноябрь 1931 года.
 |
|
|