 | KulakovSСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения KulakovS (19)Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 21:58
Иван Михайлович Кабештов (1827 — не позднее 1918). Моя жизнь и воспоминания, бывшего до шести лет дворянином, потом двадцать лет крепостным.
Иван Михайлович Кабештов (1827 — не позднее 1918), незаконнорожденный сын саратовского дворянина и крепостной крестьянки — известный во второй половине XIX и начале XX в. на юге России хозяйственный деятель, почетный член Общества сельского хозяйства Южной России, популяризатор практических знаний по сельскому хозяйству и животноводству. Кабештов был одним из инициаторов создания «Общества взаимопомощи служащим по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной промышленности» (1900). Опубликованные в этой книге воспоминания Кабештова охватывают конец 1820-х — первую половину 1850-х гг. и составляют лишь первую часть задуманного автором жизнеописания.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/1827-1918.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 20:49
Крестьянин Николай Иванович Заборский (1887—1953). Летопись села Зачачье, Холмогорского уезда, Архангельской губернии
Рукопись составлена Николаем Ивановичем Заборским (1887—1953), крестьянином села Зачачье, Холмогорского уезду Архангельской губернии (ныне Емецкий Район Архангельской обл.). См. о нем: Гунн Г. Две реки — два рассказа. М., 1976. С. 71—72. Повествование Г.П. Гунькина (Г. Гунн — один из его литературных псевдонимов) о посещении Н.И. Заборского относится к 1951 г.; он же четверть века спустя получил от сына Н.И. Заборского «конторскую книгу», случайно оставшуюся в доме после распродажи всей библиотеки (Там же. С. 77—78). Впоследствии Г.П. Гунькин передал эту, никак не озаглавленную автором, рукопись в Древлехранилище им. В.И. Малышева Пушкинского Дома РАН. Рукопись представляет собой частично сшитую тетрадь. В начале это четыре отдельных листа оберточной бумаги размером приблизительно 35 х 20 см, исписанных карандашом и не закрепленных в блоке. Потом следует тетрадь из 24 листов более плотной оберточной бумаги в среднем размером 25 х 20 см, тетрадь из 14-ти листов приблизительно того же формата, еще 14 сшитых в тетрадь листов 28 х 24 см (но есть среди них и 23 см по высоте), тетрадь в 30 листов подобного же формата нарезки, после чего формат увеличивается до 37 см по высоте и укрупняется до шести тетрадей, 194-й лист которых — последний в этом варианте «писчего материала». Конец рукописи пишется карандашом (иногда красным) уже на сшитых в тетрадь листах линованной (по преимуществу) бумаги, канцелярских бланках. Последняя запись была сделана на л. 216 (по архивной пагинации) и датирована 4 апреля 1953 г., еще четыре листа остались незаполненными. Возможно, Н.И. Заборский чувствовал уже, что не вернется к этим записям, и в конце последней поставил свою подпись. Все тетради сшиты в единый блок и вложены в картонный переплет, оклеенный зеленой «мраморной» бумагой, с матерчатым корешком и наугольниками. Публикуемая «летописная» часть текста занимает малую толику всего повествования (24 листа из 216): с 1946 г. «летопись» превращается в «дневник», т.е. меняет свою жанровую отнесенность — и постепенно ставшие почти ежедневными эти записи заполнили остальное бумажно-обёрточное пространство импровизированной книги. При публикации сохраняются некоторые, не всегда грамматически правильные, написания автора; не прочитывающиеся по внешним краям листов слова заменены многоточиями; слова, написанные автором сокращенно, раскрываются в скобках; оставшиеся непрочтенными фрагменты текста отмечаются пометой [нрзб).
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/18871953.html
|
Тема: Отдельные крестьянские родословные 25.07.2016, 11:41
Родословие крестьянского рода Фроловых - владельцев "Кутузовской избы" Крестьянский род Фроловых - это род владельцев избы, расположенной в подмосковной д. Фили. В ней 1-2 сентября 1812 г. находилась штаб-квартира генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова; здесь же состоялся Военный совет русского генералитета, решивший, как показали последующие события, исход военной кампании в пользу России. С той поры среди местного населения эта изба стала называться Кутузовской.
Поколенная роспись рода Булачевых - Фроловых - Скачковых (конец ХVII - начало ХХ в.):
Поколение I 0 - Мартемьян (Мартьян) Семенов Булачев (Булычев) (1630 - уп. 1710); жена - Пелагея Тимофеева (1630 - уп. 1710).
Поколение II 0/1 - Епистимия (1660 - уп. 1718), вдова священника церкви Покрова в Филях Ивана Анисимова (умер в 1704 г.); 0/2 - Алексей (1667/1668 - уп. 1721); жена - Пелагея Фролова (1670/1678 - уп. 1718); 0/3 - Иван (1684 - уп. 1742); жена - Авдотья Ларионова (1685/1688 - уп. 1742).
Поколение III 0/1/1 - Анна (1698 - уп. 1710); 0/2/2 - Кузьма (1691/1692 - уп. 1742); жена - Марфа Ефимова (1698 - уп. 1742); 0/2/3 - Мартын (1694/1696 - уп. 1718), «увечен и нем»; 0/3/4 - Фрол (1706/1709 - 1770), был поверенным при Генеральном межевании земли в 1766 г; жена - Акулина Константинова (1712 - 1765); 0/3/5 - Матвей (1712/1716 - уп. 1742); жена - Маланья Ильина (1716/1717 - уп. 1742); 0/3/6 - Егор (1722/1725 - уп. 1783); жена - Прасковья Пименова (1732/1734 - уп. 1797).
Поколение IV 0/2/2/1 - Кузьма (1727 - уп. 1742); 0/2/2/2 - Иван (1730 - уп. 1742); 0/2/2/3 - Илья (1733 - уп. 1742); 0/3/4/4 - Козьма (1732 - уп. 1742); 0/3/4/5 - Михаил (1747/1753 - 13.02.1813), в его избе состоялся Военный совет русского генералитета 1 сентября 1812 г. и размещалась штаб-квартира генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. жена - Пелагея Петрова (Иванова) (1750/1754 - уп. 1799).
Поколение V 0/3/4/5/1 - Авдотья (1768/1769 - уп. 1775); 0/3/4/5/2 - Максим (1770/1772 - 1815); жена - Авдотья Михайлова (1772/1774 - уп. 1824); 0/3/4/5/3 - Иван (1775 - 1821); жена - Авдотья Дмитриева (1782 - уп. 1824); 0/3/4/5/4 - Акулина (1776/1779 - уп. 1814), солдатская вдова; 0/3/4/5/5 - Михаил (1784/1787 - 1846); жена - Федосья Васильева (1789/1790 - уп. 1834).
Поколение VI 0/3/4/5/2/1 - Василий (1791 - уп. 1798); 0/3/4/5/2/2 - Василий (1799 - уп. 1802); 0/3/4/5/2/3 - Варвара (1804/1805 - уп. 1816); 0/3/4/5/2/4 - Матрена (1805/1806 - уп. 1812); 0/3/4/5/3/5 - Прасковья (1802 - уп. 1816); 0/3/4/5/3/6 - Иван (1803/1805 - 25.08.1858). В ревизской сказке 1850 г. впервые указано прозвище (фамилия) Скачков; жена - Пелагея Михайлова (1803/1806 - уп. 1863); 0/3/4/5/3/7/ - Матрена (1805/1809 - уп. 1834); 0/3/4/5/3/8 - Марья (1808 - уп. 1812); 0/3/4/5/3/9 - Дмитрий (1809 - 1813); 0/3/4/5/3/10 - Егор (уп. 1812); 0/3/4/5/3/11 - Екатерина (1813 - уп. 1824); 0/3/4/5/3/12 - Ирина (1817/1818 - уп. 1834); 0/3/4/5/3/13 - Елена (1821/1822 - уп. 1834); 0/3/4/5/4/14 - Татьяна (1808 - уп. 1816); 0/3/4/5/5/15 - Авдотья (1816 - уп. 1824); 0/3/4/5/5/16 - Симеон (1821 - уп. 1824); 0/3/4/5/5/17 - Михаил (1825/1826 - уп. 1872); а)жена Ольга Васильева (1825 - 29.01.1861). Брак зарегистрирован 22 октября 1851 г. Ранее была замужем за крестьянином деревни Фили Иваном Кузьминым; б) жена Ульяна Демионова (Семенова) (1826 - уп. 1872). Брак зарегистрирован в июле 1862 г.; 0/3/4/5/5/18 - Агриппина (1831 - уп. 1834).
Поколение VII 0/3/4/5/3/6/1 - Василий (1826/1827 - 1863); жена - Ирина Яковлева (1828 - уп. 1873). Брак зарегистрирован в 1851 г.; 0/3/4/5/3/6/2 - Федор (1828/1829 - уп. 1849). Сдан в рекруты в 1849 г.; 0/3/4/5/3/6/3 - Яков (1831/1832 - уп. 1853). Сдан в рекруты в 1853 г.; 0/3/4/5/3/6/4 - Евдокия (1838/1839 - уп. 1850); 0/3/4/5/3/6/5 - Тимофей (1841/1842 - уп. 1901); жена - Марфа Васильева (1838/1839 - уп. 1901); 0/3/4/5/3/6/6 - Акулина (1844/1845 - уп. 1863); 0/3/4/5/3/6/7 - Иван (2.08. 1849 - уп. 1914); жена - Любовь Васильева (1859 - уп. 1901); 0/3/4/5/5/18/8 - Илья (28.08.1852 - 2. 09.1852); 0/3/4/5/5/18/9 - Василий (14.08.1852 - ?); 0/3/4/5/5/18/10 - Василиса (1854 - уп. 1873); 9/3/4/5/5/18/11 - Акулина (1855 - 1856); 0/3/4/5/5/18/12 - Фекла (22.09.1857 - 29.10.1859); 0/3/4/5/5/18/13 - Михаил (30.11.1862 - 30.11.1862); 0/3/4/5\5/18/14 - Дарья (1863 - уп. 1873); 0/3/4/5/5/18/15 - Петр (1866 - уп. 1868).
Поколение VIII 0/3/4/5/3/6/1/1 - Вавила (28.08.1852 - уп. 1901); жена - Екатерина Андреева (1857 - уп. 1901); 0/3/4/5/3/6/1/2 - Феодосия (28.05 1855 - ?); 0/3/4/5/3/6/1/3 - Егор (уп.1856); 0/3/4/5/3/6/1/4 - Абрам (янв. 1858 - 7.04.1858); 0/3/4/5/3/6/1/5 - Ефимия (26.03.1859 - уп. 1872); 0/3/4/5/3/6/1/6 - Феодосия (1862 - уп. 1863); 0/3/4/5/3/6/1/7 - Егор (1864 - уп. 1914); 0/3/4/5/3/6/5/8 - Егор (1868 - уп.1872); 0/3/4/5/3/6/5/9 - Прасковья (1870 - уп. 1872); 0/3/4/5/3/6/5/10 - Анна (1871 - уп. 1872); 0/3/4/5/3/6/5/11 - Алексей (1878 - уп. 1921); 0/3/4/5/3/6/5/12 - Павел (1881 - уп. 1926).
Поколение IX 0/3/4/5/3/6/1/1/1 - Марья (1882 - уп. 1901); 0/3/4/5/3/6/1/1/2 - Сергей (1885 - уп. 1925); 0/3/4/5/3/6/1/1/3 - Александр (1892 - уп. 1913); 0/3/4/5/3/6/1/1/4 - Александра (1896 - уп. 1901).
Прочитать статью об этом крестьянском роде можно по ссылке: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/blog-post_98.html
|
Тема: Крестьянская родословная 25.07.2016, 11:03
Вот, может кому интересно будет)
Родословие крестьянского рода Фроловых - владельцев "Кутузовской избы" - https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/blog-post_98.html
Цель данной статьи - дать подробный социогенеалогический анализ крестьянского рода Фроловых - владельцев избы, расположенной в подмосковной д. Фили. В ней 1-2 сентября 1812 г. находилась штаб-квартира генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова; здесь же состоялся Военный совет русского генералитета, решивший, как показали последующие события, исход военной кампании в пользу России.
|
Тема: Кулибин Иван Петрович 25.07.2016, 10:49
Может интересно будет кому)
Жизнеописание знаменитого «нижегородского Архимеда», русского механика-изобретателя - Ивана Петровича Кулибина (1735-1818), писаная им самим:
Нижегородской купец, Иван Кулибин, с из-детства обучался от своего отца торговать хлебным небольшим торгом и сидел в лавке мушнаго ряду, а между тем имел охоту смотреть колоколенные часы и другия подобныя тому штуки, и как пришел в возраст до 17-ти лет, увидел в соседстве у свекра своего деревянные часы с большими дубовыми колесами, у котораго по дружеству оные выпросил к ceбе в дом и начал с тех делать ходовой ярус, который по первенству в действие привесть не мог, начал другие, вырезывая зубцы ножем и оные поставил на ходу один точию ходовой ярус.
Потом имел я случай быть в Москве за гражданским делом и по охоте своей ходил к одному часовому мастеру раз до пяти, и был у него времени по получасу и по часу, и видел стенные и карманные часы в починке, у котораго купил испорченную pезальную колесную машину, да токарной манинкой лучковой станок
По приезде в дом, в свободное время оную машину починил и начал учиться делать с кокушкою деревянные часы, прорезывая к боку зубцы особливым манером и по совершенству оные продал; потом делал деревянные круга и отдавал вольяшникам отливать по ним медныя колеса, при том же сделал токарный с колесом станок и часть других инструментов, отдавая кузнецам отковывать из стали по образцам штучки и в оном станке медныя колеса, и сделал с кокушкою-ж часы медные; потом купил старые порченные карманные часы и начал их разбирать и опять собирать и то делал многократно, потом взял у купца старые карманные часы почистить и, оные разобрав, перетеръ штуки платом и прочистил в скважнях спицею, потом собрал и с того начал брать, которые немного невредны часы стенные и карманные в починку, а когда перемежится починка, тогда делал стенные медные с кокушкою, которых всего мною сделано, — одни деревянные, да трои медные, между тем починивались и с курантами стенные и столовые, всякие карманные, простые и репетишные часы уже и много порченные, оттого имел и пропитание. А между тем, старался выдумывать, какие пристойнее сделать часы, которые бы представить к поднесению ея императорскому величеству, всемилостивейшей государыне, и начал рисовать на картах рисунки, чтоб быть часам яишною фигурою, а с каковым действием, о том будет ниже сего, на которых рисунках по мнению своему и утвердила. В одно время между разговоров, по знакомству с Черноярским купцом Михаилом Андреевичем Костроминым, который жительство имеет в городе Нижнем, объявлено ему от меня было обстоятельно, который, как скоро услышал, принял меня в согласие и утвердился на моем одном замышленном деле и положил со мною словесный договор на таком основании, чтоб делать мне помянутые часы и для сочинения оных какия потребуются машины и инструменты моею выдумкою, также для вспоможения нанять работника, который у меня учился прежде, все на его, Костромина, коште, а во время делания часов и инструментов со стороны в починку часов ни у кого не брать, от чего имел я прежде пропитание, но содержать и дом мой на его-ж коште, а по совершенству оных часов представить ко двору ея императорскаго величества, всемилостивейшей государыни, с ним, Костроминым, обще. И во всем том с ним говоре положились во власть всевышняго Бога и начал я делать принадлежащие инструменты и оные часы с нанятым работником от октября месяца 1764 года, а когда оных часов часть пришед к сделанию по случаю увидел я электрическия силы машину и, по согласию с ним же, купцом, таковую-ж элeктpизaцию сделал; потом стал искать разными опытами, как полировать стекла зрительных труб, которыем сделал особливую машину и чрез тое сыскал оныем полировку, потом сделал две трубки зрительныя, длиною по три аршина, да один посредственной собранный из пяти стекол микроскоп. А как уже часы стали приходить к совершенству, по случаю получил я для посмотрения зрительной телескоп с металными зеркалами аглинския работы, который разобрав как в стеклах, так и в зеркалах, стал искать к солнцу зажигательныя точки и снимать отдаленную от тех зеркал и стекол до зажигательных точек меру, по которым бы можно было познать, каковою вогнутостию и выпуклостию для стекол и зеркал потребуется сделать медныя формы для точения на песке зеркал и стекол оных, и со всего того телескопа сделал рисунок; потом стал делать опыты, как бы против того составить металл в препорцию, а когда твердостию и белостию стал выходить на оной сходственн, из того по образцу налил зеркал и стал их точить на песке нареченных и уже сделанных випуклистых формах и из тех точеных зеркал начал делать опыты, какием бы способом найти такую-ж чистую полировку, в чём и продолжалось не малое время и, выпробовав одно зеркало в полировке на медной форме, натирая оную сожженным оловом и деревянным маслом, и так тем опытом из многих сделанных зеркалъ вышло одно большое зеркало и другое противное малое в препорции и помощию Божиею сделал такой же телескоп и, по совершенству оных часов, также телескопа, микроскопа и эликтризации, приехавши с ним, Костроминым, в Санктъпетербург марта 29-го дня 1769 года, представлен я был с ним же, купцом, к его высочеству государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу. Его высочество соизволил жаловать обоих нас к ручки и изволил смотреть часы и в них действие, притом же электризацию и реченныя вещи. Месяца апреля в первый день сего-ж 1769 году, с реченным же купцом обще был я представлен ея императорскому величеству, всемилостивейшей государыне, и поднес часы и реченныя вещи. Ея императорское величество щедрою своею десницею соизволила часы принять и изволила жаловать меня с тем купцом к ручке, и высочайшим своим зрением соизволила смотреть в оных часах действие, которое происходит в прообразование Воскресения Христова, нижеследующим порядком: в доходе каждаго часа внутрь корпуса отворяются створныя двери, внутри онаго яйца представляется в подобие зала, в котороем противу дверей поставлен на пример полатки в подобие гроба Господня гроб и в него затворенная малая дверь, а к двери привален камень; по сторонам онаго гроба стоят с копьями два стража; по отворении реченных дверей, чрез полминуты вдруг является в подобие ангел, от того являния камень отвалится и дверь в гроб разрушается, а столящие стражи вдруг ниц падают, чрез полминуты приходят к ангелу две жены в подобие мироносиц и с их явлением надпевает звоном голос стиха: „Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", трижды; потом в корпусе вдруг двери затворяются и cиe действие бывает пред каждым часом, и оной стих выходит перед пробитием осьми часов по полуночи за каждыем часом и дейсвтвием, а переменяется по пробитии четырех часов по подолудни, пред пробитием же пятаго часа по полудни даже до осьмаго часу по полуночи за каждым часом и действием выходит голос другаго стиха: „Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость", по однажды за часом.
А по совершении реченнаго действия и по пробитии двенадцати часов, выходит голос один раз в сутки сочиненнаго канта, во время высочайшаго шествия ея императорскаго величества в низовые города прошлаго 1767 году маия в 22-й день, и продолжается оной кант минуты с четыре, а когда потребно будетъ пустить какой ни есть из тех трех голосов, голос на оные поставляется рукою стрелки, а по прошествии голоса оную стрелку обращать рукою на свое место.
Величиною оные, часы противу средства гусинаго и утинаго яйца.
Бьют часы и четверти каждую четверть, имеют лицевую доску со стрелками, как и у карманных.
Заводить должно каждые сутки. Ход сделан с галиимским силендаром и все оное вышеписанное худежество продолжалось с октября месяца 1764 года по 1769 год марта по 1-е число, на его, купца Костромина, коште.
Источник: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/02/blog-post_8.html
|
Тема: Романовы 25.07.2016, 10:36
Родословная императора Николая Александровича.
По русским родословным традициям, род ведется по прямой мужской линии. Именно по отцу передается потомству фамилия и отчество. В соответствии с этими традициями, родословная императора Николая Александровича должна начинаться не с боярина Андрея Кобылы, а с графа Гая и его сына Элимара I, графа Ольденбургского. Николай Александрович будет в 25 колене этого рода.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html
|
Тема: "Дом Романовых" прописался в Интернете. 25.07.2016, 10:34
Родословная императора Николая Александровича.
По русским родословным традициям, род ведется по прямой мужской линии. Именно по отцу передается потомству фамилия и отчество. В соответствии с этими традициями, родословная императора Николая Александровича должна начинаться не с боярина Андрея Кобылы, а с графа Гая и его сына Элимара I, графа Ольденбургского. Николай Александрович будет в 25 колене этого рода.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html
|
Тема: Жизнеописание изобретателя И. П. Кулибина (1735-1818) 25.07.2016, 10:11
Жизнеописание знаменитого «нижегородского Архимеда», русского механика-изобретателя - Ивана Петровича Кулибина (1735-1818), писаная им самим.
Нижегородской купец, Иван Кулибин, с из-детства обучался от своего отца торговать хлебным небольшим торгом и сидел в лавке мушнаго ряду, а между тем имел охоту смотреть колоколенные часы и другия подобныя тому штуки, и как пришел в возраст до 17-ти лет, увидел в соседстве у свекра своего деревянные часы с большими дубовыми колесами, у котораго по дружеству оные выпросил к ceбе в дом и начал с тех делать ходовой ярус, который по первенству в действие привесть не мог, начал другие, вырезывая зубцы ножем и оные поставил на ходу один точию ходовой ярус.
Потом имел я случай быть в Москве за гражданским делом и по охоте своей ходил к одному часовому мастеру раз до пяти, и был у него времени по получасу и по часу, и видел стенные и карманные часы в починке, у котораго купил испорченную pезальную колесную машину, да токарной манинкой лучковой станок
По приезде в дом, в свободное время оную машину починил и начал учиться делать с кокушкою деревянные часы, прорезывая к боку зубцы особливым манером и по совершенству оные продал; потом делал деревянные круга и отдавал вольяшникам отливать по ним медныя колеса, при том же сделал токарный с колесом станок и часть других инструментов, отдавая кузнецам отковывать из стали по образцам штучки и в оном станке медныя колеса, и сделал с кокушкою-ж часы медные; потом купил старые порченные карманные часы и начал их разбирать и опять собирать и то делал многократно, потом взял у купца старые карманные часы почистить и, оные разобрав, перетеръ штуки платом и прочистил в скважнях спицею, потом собрал и с того начал брать, которые немного невредны часы стенные и карманные в починку, а когда перемежится починка, тогда делал стенные медные с кокушкою, которых всего мною сделано, — одни деревянные, да трои медные, между тем починивались и с курантами стенные и столовые, всякие карманные, простые и репетишные часы уже и много порченные, оттого имел и пропитание. А между тем, старался выдумывать, какие пристойнее сделать часы, которые бы представить к поднесению ея императорскому величеству, всемилостивейшей государыне, и начал рисовать на картах рисунки, чтоб быть часам яишною фигурою, а с каковым действием, о том будет ниже сего, на которых рисунках по мнению своему и утвердила. В одно время между разговоров, по знакомству с Черноярским купцом Михаилом Андреевичем Костроминым, который жительство имеет в городе Нижнем, объявлено ему от меня было обстоятельно, который, как скоро услышал, принял меня в согласие и утвердился на моем одном замышленном деле и положил со мною словесный договор на таком основании, чтоб делать мне помянутые часы и для сочинения оных какия потребуются машины и инструменты моею выдумкою, также для вспоможения нанять работника, который у меня учился прежде, все на его, Костромина, коште, а во время делания часов и инструментов со стороны в починку часов ни у кого не брать, от чего имел я прежде пропитание, но содержать и дом мой на его-ж коште, а по совершенству оных часов представить ко двору ея императорскаго величества, всемилостивейшей государыни, с ним, Костроминым, обще. И во всем том с ним говоре положились во власть всевышняго Бога и начал я делать принадлежащие инструменты и оные часы с нанятым работником от октября месяца 1764 года, а когда оных часов часть пришед к сделанию по случаю увидел я электрическия силы машину и, по согласию с ним же, купцом, таковую-ж элeктpизaцию сделал; потом стал искать разными опытами, как полировать стекла зрительных труб, которыем сделал особливую машину и чрез тое сыскал оныем полировку, потом сделал две трубки зрительныя, длиною по три аршина, да один посредственной собранный из пяти стекол микроскоп. А как уже часы стали приходить к совершенству, по случаю получил я для посмотрения зрительной телескоп с металными зеркалами аглинския работы, который разобрав как в стеклах, так и в зеркалах, стал искать к солнцу зажигательныя точки и снимать отдаленную от тех зеркал и стекол до зажигательных точек меру, по которым бы можно было познать, каковою вогнутостию и выпуклостию для стекол и зеркал потребуется сделать медныя формы для точения на песке зеркал и стекол оных, и со всего того телескопа сделал рисунок; потом стал делать опыты, как бы против того составить металл в препорцию, а когда твердостию и белостию стал выходить на оной сходственн, из того по образцу налил зеркал и стал их точить на песке нареченных и уже сделанных випуклистых формах и из тех точеных зеркал начал делать опыты, какием бы способом найти такую-ж чистую полировку, в чём и продолжалось не малое время и, выпробовав одно зеркало в полировке на медной форме, натирая оную сожженным оловом и деревянным маслом, и так тем опытом из многих сделанных зеркалъ вышло одно большое зеркало и другое противное малое в препорции и помощию Божиею сделал такой же телескоп и, по совершенству оных часов, также телескопа, микроскопа и эликтризации, приехавши с ним, Костроминым, в Санктъпетербург марта 29-го дня 1769 года, представлен я был с ним же, купцом, к его высочеству государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу. Его высочество соизволил жаловать обоих нас к ручки и изволил смотреть часы и в них действие, притом же электризацию и реченныя вещи. Месяца апреля в первый день сего-ж 1769 году, с реченным же купцом обще был я представлен ея императорскому величеству, всемилостивейшей государыне, и поднес часы и реченныя вещи. Ея императорское величество щедрою своею десницею соизволила часы принять и изволила жаловать меня с тем купцом к ручке, и высочайшим своим зрением соизволила смотреть в оных часах действие, которое происходит в прообразование Воскресения Христова, нижеследующим порядком: в доходе каждаго часа внутрь корпуса отворяются створныя двери, внутри онаго яйца представляется в подобие зала, в котороем противу дверей поставлен на пример полатки в подобие гроба Господня гроб и в него затворенная малая дверь, а к двери привален камень; по сторонам онаго гроба стоят с копьями два стража; по отворении реченных дверей, чрез полминуты вдруг является в подобие ангел, от того являния камень отвалится и дверь в гроб разрушается, а столящие стражи вдруг ниц падают, чрез полминуты приходят к ангелу две жены в подобие мироносиц и с их явлением надпевает звоном голос стиха: „Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", трижды; потом в корпусе вдруг двери затворяются и cиe действие бывает пред каждым часом, и оной стих выходит перед пробитием осьми часов по полуночи за каждыем часом и дейсвтвием, а переменяется по пробитии четырех часов по подолудни, пред пробитием же пятаго часа по полудни даже до осьмаго часу по полуночи за каждым часом и действием выходит голос другаго стиха: „Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость", по однажды за часом.
А по совершении реченнаго действия и по пробитии двенадцати часов, выходит голос один раз в сутки сочиненнаго канта, во время высочайшаго шествия ея императорскаго величества в низовые города прошлаго 1767 году маия в 22-й день, и продолжается оной кант минуты с четыре, а когда потребно будетъ пустить какой ни есть из тех трех голосов, голос на оные поставляется рукою стрелки, а по прошествии голоса оную стрелку обращать рукою на свое место.
Величиною оные, часы противу средства гусинаго и утинаго яйца.
Бьют часы и четверти каждую четверть, имеют лицевую доску со стрелками, как и у карманных.
Заводить должно каждые сутки. Ход сделан с галиимским силендаром и все оное вышеписанное худежество продолжалось с октября месяца 1764 года по 1769 год марта по 1-е число, на его, купца Костромина, коште.
Автобиография, писанная около 1769 г. рукою самого И. П. Кулибина. Была обнаружена в бумагах статс-секретаря Козицкаго. Русская старина, 1873. – Т. 8. - № 11. https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/02/blog-post_8.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:54
Записки солдата Памфила Назарова, в иночестве Митрофана (1792—1839 гг.).
Эти записки представляют собой жизнеописание крестьянина Тверской губернии, который попал в рекруты в 1812 году, прошел в сражениях пол-Европы, а после окончания военной службы вернулся в родную губернию, где принял монашеский постриг.
Вот что писал о Назарове В. И. Лѣствицынъ. в "Русской старине" в 1878 году:
"Назаровъ поступилъ въ военную службу въ сентябрѣ великаго 1812 года, 20-ти-лѣтнимъ безграмотнымъ крестьянскимъ парнемъ Корчевскаго уѣзда, Тверской губерніи, а отставку получилъ въ 1836 году. Въ теченіе этого промежутка онъ исколесилъ большую часть Европы и участвовалъ во многихъ сраженіяхъ, при чемъ нѣсколько разъ былъ раненъ и даже изувѣченъ. За это онъ былъ щедро награждаемъ знаками отличія и уволенъ съ пенсіей 80 руб. асс. въ годъ; но хотя въ эпоху ланкастерскихъ школъ и выучился грамотѣ, письму и ариѳметикѣ, однако до офицерства не дошелъ. И такъ служба его не была особенно блистательна.
Но за то Назаровъ оставилъ записки о своей военной службѣ, которыя, кромѣ происхожденія отъ простаго солдата, замѣчательны тѣмъ, что нисколько не похожи на записки, веденныя лицами изъ другихъ сословій, потому что послѣднія болѣе или менѣе наполнены исторіею, государственными и военными соображеніями, вообще общественнымъ интересомъ, между тѣмъ какъ у Назарова ничего такого нѣтъ и онъ занимается исключительно разсказомъ о себѣ и своихъ обстоятельствахъ; при этомъ, такъ какъ онъ былъ «однимъ изъ толпы» солдатской, то въ запискахъ его рисуются многія черты послѣдней. Соображая же, что Назаровъ всегда отличался честностью, правдивостью надобно полагать, что и черты солдатскаго быта, имъ приводимые, точны и истинны. Въ частности же о военныхъ дѣйствіяхъ, которыхъ касается Назаровъ, почерпающій свѣдѣнія изъ недоступной другимъ солдатской бесѣды, сообщаетъ немало любопытнаго, а черты поля битвы послѣ сраженія, находящiяся въ тѣхъ случаяхъ, когда Назаровъ былъ раненъ, даже очень интересны.
Записокъ Назарова осталось нѣсколько списковъ. Старѣйшій по извѣстности списокъ Корчевскій, посланный Назаровымъ въ 1839 году своимъ деревенскимъ родственниками которые сдѣлали его довольно извѣстнымъ въ своей мѣстности, такъ что наши Корчевскіе знакомые безъ большого труда могли достать его. Въ Ярославлѣ извѣстнѣйшій списокъ — собственный Назарова, который, за недавнею смертію этого старца, поступилъ въ собственность Спасскаго монастыря.
Къ запискамъ мы присоединили нѣсколько писемъ разныхъ лицъ къ Назарову и отъ Назарова къ нѣкоторымъ родственникамъ и знакомымъ, потому что они продолжаютъ знакомство читателя съ Назаровымъ еще на 5 лѣтъ послѣ записокъ и вмѣстѣ поясняютъ процессъ, какъ изъ стараго, закаленнаго въ бояхъ солдата, выработывается типъ книжнаго начетчика и даже ревнителя по благочестію"
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/03/17921839.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:52
Жизнеописание Александра Петровича Березина (1723—1799) - крестьянина Ярославской губернии, ставшего купцом 1-й гильдии и городским головой Санкт-Петербурга.
"Сокращенная жизнь покойного Санкт-Петербургского купца первой гильдии Александра Петровича Березина, писанная по его воле незадолго до кончины сего Богом благославеннаго мужа и наконец, согласно образу его жизни и деяний вновь сочиненная Н.Н., в память потомства его, по соизволению любезнейшей его дочери и зятя С.-Петербургскаго второй гильдии купца Петра Яковлевича и супруги его Пелагеи Александровны Туфановых, урожденной Березиной, в 1807 году, Января."
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/04/blog-post_26.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:48
Воспоминания пелымского старожила - крестьянина Антона Васильева Казанцова, возрастом 130 лет.
"Крестьянин Антон Васильев Казанцов родился в царствование Императора Петра Перваго, между ясачными Вогулами, в то время, еще не говорившими по Русски (Дед Антона Казанцова, Иван, уроженец города Казани, жил 60 лет, и поселился в Пелыме, — сын его, отец Антона, Василий, родился уже в Пелыме и жил более 80 лет.); в простоте сельской жизни Казанцов вел себя скромно, осторожно; не входил в сообщество людей буйных, был трудолюбив и воздержен, не знал горячих напитков до 50 лет; по силам же своим мог работать за трех и четырех человек; ходил за сохою в поле, а по лесам за звериною добычею, и в свое время, известен был под именем зажиточнаго; но когда уже дожил до 100 лет, то по неволе отстал от работ,обеднел и стал кормиться уже трудами детей и внуков."
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/05/130-i.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:46
Николай Николаевич Шипов (1802 - после 1881). "История моей жизни и моих странствий".
Автобиография крепостного крестьянина из Выездной слободы, близ города Арзамаса, которому суждено было побывать во многих странствиях, как по России, так и в других странах, в том числе и на Святой земле.
Рассказ Шипова оканчивается 1862 годом. Из последующей за тем жизни его следует упомянуть о том, что он, будучи уже преклонных лет, совершил в 1866 году вторичное путешествие в Иерусалим; в 1868 году отправился в Ташкент, где прожил до 1876 года, когда возвратился к родным своим в Нижегородскую губернию. Во время печатания автобиографии, в 1881 году, Николай Николаевич Шипов находился в С.Петербурге.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/06/1802-1881.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:45
Воспоминания Артынова Александра Яковлевича (1813—1896) - крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда (в двух частях).
Публикации первой части предпослано следующее предисловие: «Издаваемые здесь записки крестьянина села Угодич Ростовского уезда Ярославской губернии А.Я. Артынова, нам кажется, должны иметь особенную цену в глазах современников. Не много имеется у нас подобных воспоминаний, писанных бесхитростною и правдивою крестьянскою рукой. В нашей исторической литературе раздаются голоса о "прошлом", печатаются воспоминания людей высокопоставленных, более или менее близко стоявших к "кормилу правления". Здесь ни о каком государственном "всеведении" и речи нет. Здесь пишет человек, которому известен только маленький уголок Русской земли, но зато известен он ему доподлинно хорошо, как в настоящем, так, особливо, в прошедшем. Автор знакомит читателя с жизнью городского и сельского общества более чем за полвека до нашего времени. В его рассказах восстают исчезнувшие обычаи, изменившиеся нравы. Деятели, давно забытые, являются перед глазами читателя в живо очерченных рассказах. Так, например, личность монаха Мартирия с первых же страниц записок Артынова представляет нам уже живейший интерес. Сам автор — человек глубоко верующий и отчасти даже увлекающийся верой ко всему "чудесному"... Но это нисколько не мешает ему быть глубоко правдивым в его повествованиях о своей долгой жизни, которую он, кажется, вновь переживает в своем описании. Вручая нам свою рукопись, А.Я. Артынов не имел и помышления, что она будет когда-либо напечатана, тем менее он рассчитывал на появление ее на страницах такого почтенного журнала, как "Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских". Автор писал свои воспоминания, как и множество других своих произведений, исключительно для самого себя, и нам с большим трудом удалось склонить его к напечатанию предлагаемых "Воспоминаний". "Боюсь, — говорил он, — что скажут про это? Вот, дескать, мужик захотел писать свои воспоминания!.. И то мне в жизни немало досталось за бумагомаранье. Надо мной издевались, считали мои писания большим грехом или пустяками, да и теперь, пожалуй, сочтут за то же самое. Правда, во всю жизнь отнесся ко мне сочувственно в печати один только человек — это В. И. Лествицын, который написал кое-что доброе и для меня приятное про мои исследования о старине в "Ярославских губернских ведомостях"; кажется, тем дело и кончится!.." А нам думается, кончится дело несколько иначе. Оно получит тот желательный исход, что почтенные труды А.Я. Артынова по собиранию "сказаний и преданий" о своем родном крае не будут забыты, по крайней мере у нас — на севере Руси, или, говоря определеннее, в нашей Ростовско-Ярославской области. Посвящая более полувека всё свободное от сельских занятий время на собирание сказок, преданий, легенд и т.д., А.Я. Артынов приобрел богатые материалы для изучения своей родной местности. Этому почтенному труду он отдался ещё в то время, когда грамотности в народе почти совсем не было, когда он имел свое миросозерцание, "когда у него еще были живы предания", так энергически вытесняемые у нас новейшею народною школой. А.Я. Артынов записывал рассказы старожилов, горожан и крестьян, делал извлечения из рукописных книг когда-то знаменитых библиотек Хлебникова, Трехлетова, Марокуева и др. В его руках были две знаменитые рукописи: Хлебниковым Ростовский летописец XVII века и рукопись бывшего владельца села Угодич стольника Мусина-Пушкина (XVII—XVIII вв.). Эти рукописи заключали в себе такие подробности, которые, как видно из воспоминаний Артынова и сделанных им извлечений, были поистине замечательными. Нельзя не пожалеть о том, что А.Я. Артынов (тогда еще человек молодой и малоопытный в святом деле изучения своей родины) не потрудился эти рукописи записать дословно и ограничился лишь тем, что извлекал из них вкратце содержание, не удерживая "языка" подлинных рукописей. Он хотел было истребить и эти выписи вместе с другими своими бумагами, но благодаря случайному знакомству с М.П. Погодиным удержался от этого "поступка", который был бы весьма неприятен для истории нашего края. Покойный Погодин объяснил Артынову значение его выписок и просил продолжать свой труд. Но довольно... Читатель сам увидит, насколько мы были вправе высоко ценить воспоминания самого Артынова. — Заметим, что, печатая их, мы строго держались оригинала подлинной рукописи, исправляя лишь орфографические ошибки, и только в некоторых местах позволили себе сделать необходимые примечания. В заключение обращаем внимание читателей на приложения к воспоминаниям Артынова. Все они представляют тоже немалый интерес; особенно любопытно с историческо-легендарной стороны описание села Угодич, родины почтенного автора».
Вторая часть «Воспоминаний...» доведена до 1852 г. и обрывается буквально на полуслове, что заставляет предположить, что «Воспоминания...» были опубликованы далеко не полностью. Какие-то причины не позволили А.А. Титову продолжить их публикацию. Возможно, что ими явилась сомнительная репутация Артынова как знатока и собирателя «ростовской старины». В предисловии ко второй части Титов повторил приведенное выше предисловие к части первой, дополнив его биографическим очерком Артынова, в котором были пересказаны факты опубликованной ранее первой части «Воспоминаний...». В конце нового «Предисловия» Титов дал характеристику мемуариста как краеведа и собирателя: «В свободное время от занятий Артынов принялся за оставленное было им любимое занятие: он опять, как сам выражается, стал ездить на своем любимом коньке, т.е. писать о ростовской старине и приводить в порядок свои бумаги. В следующем (1848 г.) Александра Яковлевича посетили гр. А.К. Сиверс, Д.А. Чапский и и.С. Аксаков, посланные правительством для собирания статистических сведений, причем Ив[ан] Сергеевич, увидев написанную автором "Воспоминаний" историю с. Угодич, лично исправил ее и послал для напечатания в "Ярославских губернских ведомостях", а вскоре после этого Артынов познакомился с редактором "Ярославских губернских ведомостей" Ф.Я. Никольским, известным библиоманом Е.В. Трехлетовым и другими лицами. История с. Угодич была, конечно, напечатана и в свою очередь послужила поводом тоже к истории: угодичский старшина Истомин, прочитав ее в ведомостях, ночью вызвал А.Я. Артынова на сельский сход, где не только всячески бранил его за бумагомарание, но за напечатание статьи грозил даже телесным наказанием и ссылкой. Чем бы всё это дело кончилось, Бог весть, если бы за А.Я. Артынова не вступился именитый ростовский купец П.В. Хлебников, любитель старины и в свою очередь имевший хорошее собрание рукописей; Хлебников написал обо всём случившемся окружному начальнику Пороховщикову, который приехал в Угодичи и сделал весьма внушительный выговор старшине и сходу за невнимание к труду Артынова, а приехавший вскоре после этого происшествия в Ростов граф Стенбок советовал даже Артынову писать о случившемся Императорскому Археологическому обществу, но автор "Воспоминаний", боясь последствий такого донесения в отношении бывших своих врагов, оставил дело без последствий, удовлетворясь лишь публичным позором, перенесенным старшиной и его сообщниками. Вскоре после этого у А.Я. Артынова родилась мысль всецело посвятить себя изучению истории Ростова Великого, благо материалов под руками у него было много; за приведение в исполнение задуманного Александр Яковлевич немедленно и принялся...».
Последние 44 года жизни Александра Яковлевича Артынова не отраженны в его воспоминаниях. Эти годы он занимался мелочной торговлей, служил на должности старосты Богоявленской церкви села Угодич и стал известен как краевед и собиратель местного фольклора.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/18131896.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:42
Федор Дмитриевич Бобков (1831/1832 - 1898). Из записок бывшего крепостного человека, ставшего состоятельным купцом 1-й гильдии.
Публикация записок Ф.Д. Бобкова была предварена вступительной заметкой М. Ф. Чулицкого: "Ф. Д. Бобков, бывший крепостной дворовый человек штабс-капитана П.Н. Глушкова, родился в деревне Крапивново, Юрьевецкого уезда Костромской губернии, в 1831 или в 1832 году и умер в Москве в 1898 году. Пятнадцати лет он был вытребован из деревни в Москву, где постоянно проживали его господа, Глушковы. Через несколько лет он был сделан лакеем и оставлен у Глушковых в услужении по найму и после 19 февраля 1861 до 1865 года, когда получил должность помощника начальника станции на железной Дороге. Впоследствии он занялся постройками и подрядами и умер довольно состоятельным человеком в звании купца 1-й гильдии. Читать и писать он выучился самоучкой при помощи малограмотного брата еще в деревне, когда ему было лет 14. Имея страстное желание учиться, он не смел заикнуться об учении. Ему оставалось только читать. И он читал все, что только попадалось ему под руку. Пользуясь господской библиотекой и доставая книги у разных лиц, он наряду с романами читал и Гумбольдта, и Бокля, и популярную медицину, и механику. Принимаясь за чтение книги, он всегда добросовестно дочитывал ее до конца, хотя бы и не понимал ее. Одновременно со страстью к чтению у него появилась потребность и к писанию. Он завел дневник, ежедневно нося в него все, на чем останавливалось его внимание, что производило на него впечатление. Дневник этот он добросовестно вел до конца своей жизни. Кроме того, он писал статьи, пьесы, драмы и стихи. Стихов писал он много и писал их чуть ли не каждый день. Выдержка из его стихов поставлена в виде эпиграфа в книге [Г.А.] Джаншиева «Эпоха великих реформ». После смерти Бобкова остался целый сундук его писаний. В моем распоряжении был дневник до 1882 г. Мною сделаны лишь краткие извлечения из этого громадного количества листов, написанных хотя и понятным языком, но заключающих в себе много лишнего балласта в виде поэтических описаний природы и личных его любовных похождений. Дневник интересен с двух точек зрения. Он рисует, во-первых, бытовую сторону крестьян и помещиков того времени и описывает отношения между господами и крестьянами. Во-вторых, в нем мы знакомимся со взглядами простого человека на пережитые им события того времени. Конечно, самым интересным в этом отношении является год освобождения крестьян от крепостной зависимости. Описывая события 1861 года, он приводит слышанные им слова и речи Погодина и других видных деятелей того времени. Бобков, замечу в заключение, был настоящий русский человек."
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/18311832-1898.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:36
Савва Дмитриевич Пурлевский (1800—1868). Воспоминания крепостного.
"Это подлинная автобиография крепостного из зажиточной, потом обедневшей семьи, автобиография крестьянина, мыкавшего горе бедным парнем, бегавшего за Дунай, возвратившегося по Всемилостивейшему манифесту, окончившего свою жизнь в Москве купцом 2-й гильдии, агентом одного большого завода, человеком, известным всему биржевому и торговому кругу и всеми уважаемым; подлинная хроника, писанная им самим на склоне дней".
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/05/1800-1868.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:33
"Воспоминания крепостной старушки А.Г. Хрущовой" (1786—1872).
Воспоминания Авдотьи Григорьевны Хрущовой записаны с ее слов ее воспитанницей и госпожой Варварой Николаевной Волоцкой, урожденной Нефимоновой.
В.Н. Волоцкая писала о старушке: "Сам глава дома, отец мой, относился к ней с полным почтением. Мать моя искренно ее любила и уважала. Мы же, дети помещичьи, ей, крепостной, иногда целовали руки и смотрели на нее почти так, как если б она была нам родной бабушкою. Против последнего названия старушка постоянно протес-говоря: "Что это? Ведь я девушка; как же у меня могут быть внучата?" Когда одна из моих сестер вышла замуж и, живя с мужем в столице, в 1844 году со страхом ожидала первых родов, то наша Дунинька, как мы ее называли, сказала моим родителям: "Она еще такой птенчик, и на чужой стороне, при мне было бы менее страшно. Отпустите-ка меня в Петербург!" Ее отпустили. Железных дорог тогда еще было. Чтобы не причинить господам большого расхода, она поехала на долгих, тащилась пятнадцать дней и вытерпела прямо мучительную езду. Возвратясь домой, она говорила: "Ну, слава Богу, хотя я много натерпелась дорогой, но зато насмотрелась на мою голубушку и ее ребеночка, обрадовала ее и сама успокоилась, что ей живется недурно, а на прощанье все-таки поклонилась в ноги ее мужу, чтобы он ее любил и берег!" После освобождения крестьян Дунинька осталась в нашем доме, но, к сожалению, уже в качестве инвалида, так как к этому времени она успела постепенно ослепнуть. Поневоле оставив свои обязанности домоправительницы, она заплакала. "Вот уже я стала никуда не годна!" Однако и слепая, она не оставалась праздною: попросит завязать чулок или шнурочек на рогульке и работает. Несмотря на слепоту и престарелый возраст, она осталась чистоплотною, деликатною и тактичною. Нравственная чистота ярко отпечатлевалась на ее лице, оставшемся до конца девственным, благородным и миловидным. Окружавшая ее тьма изредка освещалась яркими и приятными видениями, то светского, то религиозного содержания. Так, однажды представился ей Спаситель, благословением поощрявший ее к терпению; она протянула к нему руки и радостно говорит мне: "Как будто я не слепая: вот-вот Он стоит передо мной!" Во время болезни ее барыни (моей матери) Дунинька пыталась ощупью приблизиться к ней, чтобы оказать посильную помощь; но, случалось, иногда при этом сама натыкалась на мебель и стены. Когда же барыня скончалась, слепая няня сперва всю ее обшарила, чтобы убедиться, что умершую одели как следует, а потом трижды перекрестила ее и сказала. "Ну, слава Богу, теперь и я умру спокойно. Прощай, моя матушка, скоро увидимся!" Действительно, верная няня ненадолго пережила свою бывшую воспитанницу. Она кончалась с молитвою на устах через пять месяцев, в возрасте свыше 80 лет, в 1872 году, в Ярославле. По начитанности и развитию она стояла выше большинства своих современников даже из помещичьего класса. К ее добрым качествам бедует добавить и бескорыстие: около 40 лет распоряжаясь хозяйством в зажиточном доме, она ничего не нажила. Было ею сбережено только 86 рублей, полученных от членов нашей семьи в виде подарков на именины и праздники. Но и эти последние ее деньги она отдала одной девушке, которой нужна была шуба по случаю наступающей зимы, и, отдавая, говорила: «Зачем мне деньги? Я, слава Богу, сыта и одета».
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/06/17861872.html
|
Тема: Крестьянские мемуары 25.07.2016, 9:29
Воспоминания крепостного крестьянина Леонтия Автономовича Травина (1732—1818):
"Божиим милосердием облагодетельствованного Леонтия Автономова сына Травина, уроженца из бедного состояния родителей, происшедшего в достоинство благородства, бывшие с 1741 г. в жизни его обстоятельства и приключения, для сведения и пользы собственно потомкам его описанные самим им"
Леонтий Автономович — автор самых ранних по времени написания крестьянских записок. Родившись крепостным, он сумел из «самого подлого сословия» выслужиться и к 54 годам получить права личного дворянина. Как явствует из содержания его записок, они были составлены в 1806—1808 гг.
Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/05/17321818-54.html
|
|
|