Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  fylymon
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

fylymon

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Сообщения fylymon (25)

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 22:17

Вот, просветился немножко (из Википедии):

"Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви. Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 года (в некоторых районах до 1921 года)"

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 22:14

Конечно разузнаю, а может быть и пораньше, чем там буду, если мне соизволят ответить.
Я так понимаю, нужен полный заголовок и период записей. Подскажите примером, как это приблизительно выглядит.


Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 21:21

Елена, если под МК Вы имеете в виду Метрические Книги ПЦ, то одну такую я встречал в историческом музее Чашник в 2007 г.
Она была выставлена как экспонат, даже полистал ее немножко, древность все-таки, но удивился, что она не из ближней округи. Такого нас. пункта в ближнем окружении не знал, потому и спросил, как попала сюда. Ответ - люди принесли. 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 11:35

Спасибо, Елена. Пока повременим. Пытаюсь сам раскопать-разгрести суету и хаос таких недавних 90-х. 101.gif
Это тоже история, и не менее интересная, чем древность. В процессе этих раскопок можно разузнать и больше...

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 10:33

Удивительна Ваша настойчивость в розыске по архивам. Мне это не дано. 101.gif
Но есть у меня мечта - разыскать и прочесть личное дело отца. Когда-то мне приходилось из него выписывать некоторые сведения для своей анкеты - это капля в море, другое было для меня... недоступно.
Там и описана моя генеалогия. Такое вот существует направление поиска. 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
18.06.2012, 0:54

Обратите внимание на исторические изыски составителей 101.gif
Попытаюсь прочесть про похождения Череи между строк реестра энциклопедии.

Черея до 1924 года - в РСФСР. Далее, 24-31 годы. Это уже райцентр в БССР.

Предполагаю, что подобные "Поименные списки церквей и молельных домов в районе..." составлялись во всех районах по делу "государеву", а не по инициативе районного начальства. Это или глобальная административная реформа, или нечто другое.
Авось и найдутся такие списки 24-25 годов в... неком архиве.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
16.06.2012, 23:44

И еще такой интересный факт о "переименованиях".

Костел Св. Луки в Чашниках, после восстания (в нем был штаб восставших), долго оставался закрытым.
В нем, в конце 19 века организована православная церковь - Николаевская.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
16.06.2012, 23:31

Обнаружил интересное для Вас по этой ссылке http://shtetle.co.il/Shtetls/chashniki/chashniki_syn.html

Может быть Вам известно в каком году Черея (и не только Черея) перешла административно в Чашникский район Витебской области.

Там есть такие ключевые слова - "в именном списке церквей...". Приводятся и два архивных документа 1924 и 1925 годов.

"Как следует из архивных документов, синагога все же была занята раньше указанного срока:
в «Именном списке церквей и молитвенных домов, расположенных на территории Чашникского района»,
датированном 7 октября 1924 г., отмечалось, что в Чашниках есть девять синагог..."
(9) - Государственный архив Витебской области (ГАВО)- Ф. 118. – Оп. 4. – Д. 11. – Л. 6.
(10) - ГАВО – Ф. 2356. – Оп. 1. – Д. 31. – Л. 42





Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
7.06.2012, 14:12

Надеюсь этим летом побывать в тех краях. Обязательно заеду и в Черею.
Не только посмотреть и разузанать, но и окунуться и внести свою лепту.

Из памяти раннего детства.
Этот бугорок возле высокого, кирпичного "дома". Что это была церковь, я не мог ни знать,
ни понимать по малолетству своему.
Горка перед ним почти "лысая", истоптанная, сейчас трава. На ней, у дороги, перед "домом" - люди, лошади, телеги.
Может быть это было базарное место. Лотков и прочего... или не было, или в памяти не зацепилось.
Кроме базарчика это была и остановка общественного транспорта того времени.
А может быть и не базар - и других "путешественников" подвозили к этому месту на повозках со всей округи.
Нас подвезли сюда на телеге, а дальше уже ехать на грузотакси. Так это в те времена называлось.
Армейский автомобиль. С кузовом, тент с маленькими окошками, в которые ничего не видно - высоко.
Две скамейки по бортам, люди. В середине багаж: мешки, корзины плетеные... И на мешках сидели тоже.
Дороги... да какие дороги, колея, ямы и рытвины. Пыль, потому открыто только окошко впереди.
Тошнота, меня поднимали к этому окошку, под ветерок. Это путешествие почему-то для меня было тяжелое.
Так отложилось в памяти, вымотало оно меня, малыша. И это бесконечное, нестерпимое ожидание - "ну када уже паедем?",
сидя на чем-то у стены "дома". Возможно болела голова, в памяти только "дискомфорт".
И только теперь сообразил.
Напротив, ниже по дороге, недалеко, стоял еще один кирпичный дом.
Для тех мест каменные дома редкость великая, все деревянные, потому и записалось где-то в подкорке.
Мама меня водила в сторону того дома в "кустики". Почему так далеко? Пацана, который и без штанов
мог бы там бегать, как нередко и бывало.
Вот и осенило, - потому что сидели мы в долгом ожидании возле церкви... колхозного склада...

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
7.06.2012, 14:06

Рядом с храмом там дом старый и большой - Воскресная школа, может быть в ней вторая...
Или придел внутри...

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
7.06.2012, 14:03

Храмы. Чашникское благочиние Витебской епархии
http://vitebsk.orthodoxy.ru/index.php/eparhia.html

Храм Преображения Господня
Чашники, пер. Мира,2.тел: (02133) 2-15-08. Настоятель: Владимир Коляда.

Храм Святых преподобномучениц Елисаветы Федоровны и инокини Варвары
Чашники, пр-т Мира, 2. тел: (0295)132-483.

Храм Святого праведного Иоанна Кронштадского
д. Краснолуки, ул. Советская,18.

Храм св. Архангела Михаила
д. Черея, ул. Минская, 4.

Еще пример из тех мест в современности. Названы два храма по одному адресу.
Но церковь в Чашниках одна и в народе зовется "церковь".
Для меня это новость 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
6.06.2012, 20:38

Не зная точного определения понятия "придел", я имел в виду не новую "комнату" внутри или "пристройку" снаружи.
Мне кажется, главное - алтарь и то, что еще обязательно необходимо, а не перегородки.
Есть правила присутствия только избранных за алтарем...
Как же вписаться в правила, если за алтарем вход в церковь? Хотя, решение всегда находится, пусть с неудобствами, пусть с некими малыми нарушениями. Да и времена были другие...

Если еще раз взглянуть на фото церкви, этот вход на востоке сегодня символичен, сохранение исторического вида снаружи.
И тропинки никакой к новому крыльцу нет. Я стоял на улице, это шоссе. Даже калитки в заборе с этой стороны нет. Эх, не дали мне 10 минут, чтобы обойти, не один я был, жаль, впредь надо бы быть настойчивей.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
6.06.2012, 12:16

Прочел где-то на ветке Ваш пост, Елена, о Вашем отношении, как модератора, к сообщениям "вне заголовка" темы.
В этом я с Вами солидарен.
Многие модераторы на форумах блюдут солдафонщину (строго по теме, разговорчики мне тут!) на ветках.
Считаю это неверным в принципе.

Кроме того, сайт этот генеалогический. Понятное дело. Дерево, архивы, документы, возможность розыска
в общени, все сухо, лаконично...
Все это "буква".
Но не лишнее, и даже важное, в генеалогии, кроме "буквы", еще и "дух" времени.
Без него дерево жизни предков сухое. А с ним - и пчелки начинают летать среди ветвей, и листочки колышатся,
и цветочки, и обломаные ветром времени ветви, и все четыре поры года... Дерево оживает...

Это тоже перкликается с "Мишлохой".

Позволю себе еще вне заголовка.
О трасянке, и тарашкевице - две вехи в моей жизни.
Первая. Призыв в армию и авральное избавление от трасянки - жизнь заставит.
Вторая. Возвращение к ней. Не намеренно, самопроизвольно. Тем более, что в нашем полиязыковом обществе
моя трасянка принимается нормально, а иногда выглядит и весьма оригинально. 101.gif
Кончно, это не постояное употребление, иногда...
И наоборот, непрятие трасянки именно на "родных" форумах. Находятся и такие, которые весьма и весьма недовольны...
родной речью. (?)

Зачем это пишу? Иногда проскочит у меня и тут. Во первых - это тот самый "дух".
Иначе - это якобы грамматические ошибки, и кажущееся пренебрежение к собеседнику.
Это не так.
Отнесу это к несовершенству нашей письменности и, разумеется, к моему несовершенству излагать.
И никакие смайлики не помогают услышать звучание тем собеседникам, кто незнаком... 101.gif
Заранее прошу извинить меня.

О причинах поселения евреев в родных местах - это только мысль навскидку.
Не претендую, сложная, архисложная тема, и развивать ее не мне, да и не здесь.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
5.06.2012, 20:20

Почти все, или просто все, местечки были населены евреями.
Мне кажется, я знаю почему так. Когда-то наткнулся в Интернете на указ Папы (13 век) о защите евреев, и если пристегнуть к нему доминиканские монастыри, на которые была возложена и эта миссия в том числе, то можно сделать весьма интересный вывод.

Их культура многое полезное привнесла в общество местного населения, как бы это не замалчивалось. 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
5.06.2012, 18:45

Спасибо Вам, Елена, за ссылки, по лентяйству своему, сам бы не нашел.

Расказать есть еще много всякого. Впишется ли в современные представления, не рано ли?
Сплошь, и рядом с храмами в Интернете о коммуннистах-нехристях, таих-сяких.
Не все, не везде и не всегда.
(ни в каких партиях даже не отметился)

Как бы это пояснить.
С дошкольных лет уже был научен, что не все можно делать, не все, что знамо, можно рассказывать,
и суждения свои лучше семь раз отмерить, прежде чем выдавать на гора.
Такая вот ноша, тяжелая, полсотни лет прошло, можно, конечно, и поведать.
Может быть, Как-нибудь, под настроение.

"Мишпоха"...
Она имеет право быть. Для меня, то нечеловеческое в родных местах - совсем рядом, впритирочку,
поэтому и отношение свое, особое.
А тему взаимопроникновения ментальностей народов по соседству жития лучше оставить докторам соответствующих наук
(не знаю каких). 101.gif

С преподавателями общественных нам повезло больше. Старушка уже, рекомендовала литературу к реферату...
Найдешь карточку в ящичке-каталоге. "Нету у нас такой книги, это ошибка, нету" - и прямо тут же вырывают карточку.
Нету, значит, и никогда не было, но над рефератом то работать надо.
А где есть? Не догадаетесь, - в райкомовской библиотеке, разумеется, без учета выдачи-приема.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
4.06.2012, 17:43

Вернусь к фото внутреннего убранства храма. И к своим словам, по которым Вы меня приняли за богослова. 101.gif
Согласен, соответствует, и слишком пафосно без контекста. Попробую объясниться сочиненной для этого притчей,
ибо не знаю, как еще это назвать.

Стоит лес, живет себе, не тужит. Пришел человек. Устроил жилище. На участке леса спилил деревья,
сжег, выкорчевал, вспахал, засеял... Новая, чуждая культура в гармонии леса. Летят года, столетия. Человек ушел.
Заброшенное поле не покроется в одночасье травушкой-муравушкой. На пашне сначала вырастут бурьян, лопухи и колючки.
Спустя время появятся кусты, потом подлесок. А через десятилетия зашумит на месте поля лес.
И будет этот лес таким же, как и тот, вековой, что растет вокруг поля.

Не выкорчевать исконного ни миссионерством, ни пролиткультом, ни высокими тенологиями,..
ни вымыванием совести, ни гламуром...

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
4.06.2012, 17:33

Земляки и даже больше. 101.gif
Дед Халимон, именно так его звали все. Семья жила в д. Глуховино.
За черейским озером есть оз. Чемерица, а рядом была деревенька, исчезла в начале 60-х.
Дальше, в сторону Антополья, - д. Чемерица.
Глуховино, по расположению, хотя это и не указано в списке деревень Воскресенского прихода,
относилась к этому приходу. К успенскому приходу относились деревни с другой стороны, компактно.
По словам мамы, дед был грамотным. Знал языки всех, кто проживал в округе. И...
Далее мне не совсем понятны слова мамы.
Священником он не был. кроме крестьянских занятий... Читал... и на похоронах тоже...
Непонятно, активный прихожанин при доверии со стороны свяшеннослужителей и прихожан?
Или добровольно-самозванно исполнял обязанности,.. когда церковь была закрыта - скорее так.
Конец пятидесятых, шестидесятые, церкви закрыты, а на похоронах сутками читают - стоит разузнать про такую нелегальщину.
Что из чашникской действующей церкви приезжали - маловероятно. Это целую экспедицию снаряжать надо было.

Я деда не помню. Но помню его похороны.
Мне тогда неполных пять лет. Книга в деревянном переплете обтянутая кожей со сломанной обложкой,
кожа не дает ей развалиться, и с цветными картинками на всю страницу - "сюжеты об адском огне".
Читали не по этой книге, эту я штудировал, вроде по русски, вычурными большими буковками, но непонятно было, 101.gif
Чтец, беспрестанно читающий... Столы с кутьей...
Домашнюю обстановку помню, занавесь, оделяющуюю спаленку, лавы, Фотографии в больших рамках на стенах,
подпечек в котором прятали мою маму от полицааев и немцев. Я боялся этой дырки, или меня припугнули, чтобы не лез туда.
Пристройка мрачная, без потолка и окон, бочки-кадушки, всякая огородная всячина, жернова каменные, куры тут же...
Люди, проходящие мимо дома и цепляющие плечом за ставни, они гремят - тут повыше и посуше пройти.
Огород на бугорке.

По этому бугорку год назад и нашел место, где стоял дом деда. Все распахано-запахано. Никаких признаков того,
что полсотни лет тому здесь была деревня. Кроме запущенного, заросшего маленького кладбища невдалеке.

Иногда летом, уже недорослем, приезжал на недельку к тетке в д. Гора, там два брата и сестра, весело.
Встречные взрослые дяденьки и тетеньки называли меня, чужака, Халимоном, наверное настолько похож я на его,
а деда тогда уже десяток лет, как схоронили...

Расписал вот маленько, уклад жизни тамошно-тогдашний. Это и есть история, не все же о царях, князьях и канцлерах.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
4.06.2012, 0:15

Извините, еще один прокол, уже в цитате
Осваиваюсь. 101.gif .

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
4.06.2012, 0:03


elena_krd написал:
[q]
[/q]

Все мы с возрастом становимся и философами и богословами.
И вскользь, оффтопом. Филимон - это мой дед, из черейской округи.
Здесь, на ветке, представлен фрагмент "немецкой" советской карты. На ней в Черее показано три храма.
На эпоху съемки (указано внизу за рамкой трапеции), не году издания, этому можно верить.
У церквей особый статус при картографировании. Большинство из них не только визуальный ориентир, но и "цифровой".
Это необходимо, скажем, в неких военно-прикладных задачах.
А те карты... В первые месяцы войны в "плен" попали около трех миллионов листов карт.
Спасибо немцам, сохранили, и выложили в свободном доступе.
Крупнее карты на Черейские места нет, они не делались, только ближе к границе.

Стоит написать и такое. Может быть кто-то из неких местных властей прочтет.
Чтобы установить точное местоположение утраченной церкви, можно обратится в геодезичесую службу того региона,
и, при наличии "цифровых" данных, они смогут указать место с точностью до одного метра в худшем случае.
Это несложно и нетрудоемко, используя ГЛОНАСС или GPS.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 22:28

Возрождение из праха.
Какую великую силу веры таят в себе человеки.

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 17:25

И еще.

Мне действительно неизвестно как обустраивались внутри церкви.
Многое я узнал из этой ветки.
А знание ориентировки храмов по сторонам света - это от профессии. 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 17:21

Вот еще фото.
Только не ужасайтесь. Это реставраторы так постарались. Сохранили вид старины. Открытые участки древней кладки кирпичной и новодел местами показан. 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 16:58

Церковь Св. Архангела Михаила, Черея (август 2011)
(файл весом поменьше) 101.gif

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 15:12

Церковь Св Архангела Михаила В Черее (август 2011)

Тема: Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
3.06.2012, 15:04

Добрый день.
С интересом прочел Ваш дневник, Елена. Проникся уважением ко всем участникам. Захотелось помочь хотя бы малым.
Это фото я сделал в августе 2011 года в 2 часа пополудни.
Обратите внимание на положение солнца - оно уже перешло полдень и находится на половине пути от юга к западу.
Фасад церкви со входом и колокольня обращены на восток.
Церковь изначально строилась как униатская, потому все в ней "наизнанку" по отношению к православным канонам.
Церкви православные имеют строгую ориентировку по сторонам света, и в плане обязательно - форма креста.
Колокольня всегда с запада, алтарь на восточной стороне, по оси компас можно проверять.

Представим устройство алтаря во времена униатства, потом во времена униатства и православия в одном здании,
и далее во времена православия.
Для православных - алтарь должен быть где-то у входа (???).
Алтарь униатов на западе - Не ломать же его во времена "двоевластия".
Способ один - придел и освящение придела во имя Воскресения христова - Воскресенский православный придел
в Михайловской и официальное название церкви в епархии (не забываем - идет борьба, это принципиально).
Не говорю уже о приятии или неприятии такой церкви првославными в те смутные времена.
(это и объясняет появление второй, "канонической", православной церкви в маленьком местечке - церкви Успения Богородицы)
Такая вот версия. Понимаю, это только рассуждения, а Вам нужна ссылка на документ, и желательно епархиальный.

Мы чаще всего и не знаем полного названия церкви даже с двумя приделами.
В "ходу" у служителей церкви, для краткости, одно название, а у народа, по памяти народной, может быть и другое.
(например, Елоховская церковь (на Елоховке) - в народе, и Патриарший собор - официальное)

Сохранилось в памяти народной (а также древнее и потому привлекательнее и почетнее) - Михайловская церковь.
Думается, это на фоне недавних политических, межконфессиональных и межнациональных споров она освящена
после открытия именем Св. Архангела Михаила (изначальное, отнюдь не переименование).

Историю храмов Белоруссии никак не получится расписать полно и достоверно не учитывая политических,
межкофессиональных и межнациональных обстоятельств конкретной эпохи, как бы нам этого не хотелось.
Конечно, можно об этом и не распространяться подробно и категорично, но - "три пишем, а семь в уме держим".