Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Genotek ADs
  ВладимирММ, Моск. обл.
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

ВладимирММ

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений ВладимирММ

Тема: Добряковы
2.08.2025, 13:39

Из «Сведения о священно- церковнослужителях и их детях за 1784г»
Церковь Воскресения Христова в Дягилевых горах( из дневника smigv48
Тема: Приходские книги церквей Вельского уезда).

Священник Алексей Никифоров, 46 / 48 л.
Дети его:
- Иван, 10 / 12 л.,
- Никифор, 8 / 10 л.,
- Никифор же, 6 / 8 л,
- Александр, 4 / 6 л.
- Алексей, 2 / 4 л.
- Макарий, 1 г.,


Тема: Осиповы
12.07.2025, 10:29

Дед Осипов:
В 1910-1911гг учитель школы в с.Талицкое Красноярского уезда
В 1911-1928гг учитель и завуч средней школы №4 г.Канск ( с перерывами: 1-я мировая война, гражданская война)
В 1928-1934гг учитель и завуч школы №3 г. Канск
В 1934-1944гг – учитель и завуч неполной средней школы №69 (66). Находилась в ведении ж/д. Была лучшей на Томской ж/д школой для детей железнодорожников.
В 1944-1950гг - директор Топкинского технического техникума. Кемеровская обл. Кузбасс, г.Топки, ул. Заводская 11.


Тема: Сиземские
10.04.2025, 10:17

Фотография Анатолия Фёдоровича Сиземского, внука Ираклиона Николаевича Сиземского. Поделился пользователь alehandro.[url=https://files.vgd.ru/102257/l7D15squ6ZyWBabGgbpsJaznXaVrRSjB/65.05._2022_034_obrabotano.jpg][ Анатолий Фёдорович (1863-1951) - священник Великорецкой церкви Грязовецкого уезда. Двоюродный брат моего прадеда.

Тема: Мальцевы
27.12.2024, 10:13

Переписная книга г. Тотьмы и Тотемского уезда 1646 г. Книга переписная г. Тотьмы и Тотемского уезда переписи И.С. Вяземского 1646 г. РГАДА ф.1209 оп.1 д.15049
https://forum.vgd.ru/6043/
Николы Чудотворца Угрешский монастырь Леонидова пустыня в Важской верховине на реке Реже
церковь Боголепное преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
дьячек Стенька Карпов
вкладчик Оничка Степанов
да на коровьем дворе живет дворник Фалька Леонтьев

Того ж монастыря
Деревня Бурниха на реке Ваге
двор служен Семейки Федорова, старинный монастырский
Богдашка Гаврилов
Ивашко Прохоров
бобыль Игнашка Федоров
двор пуст Томилка Кондратьева, умер в 143 году

Деревня Колтыринская на реке Ваге
Гришка Ермолин
Климко Добрынин
бобыль Костка Исаков
бобыль Игнашка Антонов

Деревня Росахина на реке Реже
Марчко Конанов
Еремка Максимов
Фетка Васильев
бобыль Лучка Степанов
Андрюшка Степанов
Никифорко Васильев

Деревня Погорелиха на реке Реже на Верхотине
Савка Игнатьев
сын его Васка
Пашко Игнатьев
сын его Афонька
двор пуст Антипки Саввина, умер в 146 году
бобыль Ивашко Федотов

И всего за Николы Чудотворца Угрешским 2 двора, а в них 2 старца да 2 человека слуг. Да в монастыре в Леонидове пустыне церковь да 2 кельи, людей в них тож. Да на коровьем дворе дворник, да в д. Бурнихе двор служен. Андрей в деревнях крестьянских 11 дворов, людей в них тож, бобыльских 5 дворов, людей в них тож, да пустых 2 двора

В Тотемском же уезде у Галецкого рубежа сыскано посадная Слобоцкой Высенской волости у Бабьего озерка пустыня новая

Монастырь Николы Чудотворца
церковь мученицы Христовой Парасковьи, нарицаемой Пятницей
На коровьем дворе живет былой поп Михайло
дьячек Мартынко Власов
наемный работный человек Онашка Григорьев Устюжского уезда Городищенской волости нанят до Покрова 155 года


Тема: Мальцевы
31.10.2024, 9:45

Получил письмо, вроде от родственника:

Тема: Мальцев Владислав Валерьевич
Отправитель: 89154645083
Отправлено: 27 июля 2024 14:33
Получено: 29 июля 2024 10:13
Удалить | Спам | Цитировать
Мальцев Владислав Валерьевич - внук Леонида Афиногеновича Мальцева

Отправил сообщение на форуме и письмо на указанную э/почту с краткой информацией о связи с Леонидом Афиногеновичем Мальцевым. Сообщение на форум не прочитано. Письмо на э/почту без ответа. Не знаю, что думать по ситуации.

Тема: Добряковы
5.10.2024, 12:21

Из дневника opel45 Ельцова Ольга Петровна


https://forum.vgd.ru/post/1596...#pp2207442

15.ДОБРЯКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВич, 1917(?)~ январь 1930 (21.11.1883 - 1940-е годы). Окончил ВДС со званием студента. В 1904 - учитель Градинского земского училища Грязовецкого у., 10.12.1905 - рукоположен во священники к Богородице - Комельской ц., был законоучителем местной церковно-приходской школы , а также Михайловского и Крутецкого женских училищ, 1.10.1916 - переведён в Софийский собор, позже настоятель Покровской ц.


Тема: Добряковы
29.08.2024, 17:17

http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=4989

Добряков Константин Фёдорович
Годы жизни
1829 г.

Послужной список
Священник Дягилево-Горской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В мае 1868 г. переведён к Явенгской Покровской церкви того же уезда. Умер 6 августа 1881 г.

Жена Манефа Иванова (1829). Сын Варфоломей (1852).

Дягилегорская Воскресенская церковь

Явенгская Покровская церковь

Источники
ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12386. Л. 223. Исповедные ведомости священно-церковнослужителей и их семейств Вологодской епархии за 1853 г. (выписки Г.В. Смирновой, подготовка текста Е.В. Ржаницыной)

ВЕВ. - 1868, №12, с. 410; 1875, №4, с. 57; 1881, №18, с. 250.


Тема: Добряковы
29.08.2024, 16:41

Из анализа найденных документов можно сделать выводы: Жена Никифора Алексеева Добрякова, Ирина Иванова, была дочерью пономаря Рождества Богородицы на Малой Сизьме церкви Ивана Авраамова (Сиземского) Фамилия их сыну Николаю Никифорову дана по матери или месту рождения - Сиземский. Эта фамилия – семинарская.

Тема: Добряковы
29.08.2024, 16:39

У Никифора Алексеева известны четыре сына и две дочери. Сыновья записаны с фамилиями: Сергий - Добряков, а Николай, Алексей, Афанасий - Сиземский. Прапрабабушка Алек-сандра Ираклионовна Сиземская происходит от Николая Никифорова Сиземского (1796).

Тема: Добряковы
29.08.2024, 16:38

Никифор Алексеев, ключевая фигура линии «Иванычи», имел фамилию Добряков и родился в селе Дягилевые Горы Вельского уезда. Отец его – священник Воскресенской Дягилегорской церкви Алексей Никифоров Добряков (1739). А жил и служил Никифор при Богородицкой на Малой Сизьме церкви. Обычно, уезжали к «невесте с местом».

Тема: Сиземские
25.03.2024, 20:23

Л. 484об.-485. Ведомость о церкви Кадниковского у церкви Воскресния Христова, что в Дягилеве за 1852 год. Выписка Д.А.Пшеницына
Пономарь Алексей Никифоров Сиземский 49 лет, природою Вологодского уезда Сиземской Богородской церкви, умершего пономаря сын. Обучался ВДУУ в приходском классе, а в 1815 году ноября 16 дня произведен к сей церкви на пономарское место с посвящением в стихарь и грамоту имеет. Чтение, пение катехизис знает изрядно. Поведения хорошего. Заштатному дьячку ( моё примеч - Малевинский Макар Алексеев) племянник. Судим и штрафованию не был. Жена – Анна Яковлева 49 лет. Дети их: кончивший курс ВДС 2 разряда Галактион – 23 лет, Елизавета – 19 лет, Агния – 16 лет, Аристарх – 12 лет, ученик ВДУУ нисшего отделения, на содержании отца.

Л. 485об.-486. Заштатные и сиротствующие.
Бывший дьячек сей церкви Макар Алексеев Малевинский 66 лет, троежен, получает пособие из Вологодского духовного попечительства. Пономарю дядя. Жена – Анна Евтихиева – 39 лет. Дети их: Григорий – 16 лет, ученик Вельского духовного училища нисшего отделения, получает казенное пособие, Александра – 13 лет, Савел – 11 лет, ученик Вельского духовного училища 1 приходского класса, Фелицата – 8 лет, Парасковья – 6 лет, Евтихий – 2 лет.



Тема: Малевинский
25.03.2024, 11:04

Л. 484об.-485. Ведомость о церкви Кадниковского у церкви Воскресния Христова, что в Дягилеве за 1852 год. Выписка Д.А.Пшеницына
Пономарь Алексей Никифоров Сиземский 49 лет, природою Вологодского уезда Сиземской Богородской церкви, умершего пономаря сын. Обучался ВДУУ в приходском классе, а в 1815 году ноября 16 дня произведен к сей церкви на пономарское место с посвящением в стихарь и грамоту имеет. Чтение, пение катехизис знает изрядно. Поведения хорошего. Заштатному дьячку ( моё примеч - Малевинский Макар Алексеев) племянник. Судим и штрафованию не был. Жена – Анна Яковлева 49 лет. Дети их: кончивший курс ВДС 2 разряда Галактион – 23 лет, Елизавета – 19 лет, Агния – 16 лет, Аристарх – 12 лет, ученик ВДУУ нисшего отделения, на содержании отца.

Л. 485об.-486. Заштатные и сиротствующие.
Бывший дьячек сей церкви Макар Алексеев Малевинский 66 лет, троежен, получает пособие из Вологодского духовного попечительства. Пономарю дядя. Жена – Анна Евтихиева – 39 лет. Дети их: Григорий – 16 лет, ученик Вельского духовного училища нисшего отделения, получает казенное пособие, Александра – 13 лет, Савел – 11 лет, ученик Вельского духовного училища 1 приходского класса, Фелицата – 8 лет, Парасковья – 6 лет, Евтихий – 2 лет.




Тема: Малевинский
25.03.2024, 10:09


Раньше писал:
"По моим сведениям, дьячек Малевинский Макар(1786-?) - сын пономаря Богородицкой Малосиземскойц Алексея Ильина(до1743-до 1865) и Дарьи Фёдоровой. Другой сын их - пономарь той же ц Никифор Алексеевич(1763-?) получил фамилию Сиземский и является моим пращуром."
---
Оказалось, что здесь ошибка.

По последним сведениям, Малевинский Макар Алексеев и Никифор Алексеев - братья. Их отец - священник Воскресенской Дягилегорской церкви Алексей Добряков. Фамилия Никифора Алексеева не Сиземский, а Добряков, но дети его получили фамилию Сиземские.

Тема: Сиземские
23.03.2024, 11:23

Сиземский Николай
образование: уволен из 2 класса ДУ
11 марта 1887 г. определён псаломщиком Богословской Янгосорской (Малоянгосорской) церкви Вологодского уезда. Умер 12.9.1891.
ВЕВ. - 1887, №8, с. 87; 1891, №21, с. 321.
Дата последнего обновления: 09.01.2017


Тема: Сиземские
17.03.2024, 11:23

Сиземский Николай Никифорович (1795 - 1876)
Родился в 1795г. Сын пономаря Богородицкой Малосиземской церкви Никифора Алек-сеевича Добрякова. Получил фамилию Сиземский по матери Ирине Иановой (Сиземской).
Пономарь Пустораменской Николаевской церкви Кадниковского уезда Вологодской епар¬хии.

Жена Парасковья Ивановна(1795).
Дети: Ираклион(1814), Философ(1822), Олимпиада(1835).

Умер 20 августа 1876 г.

ВЕВ. - 1876, №19, с. 348.


Сиземский Ираклион Николаевич (1814 - 1898)
Родился в 1814г. Сын пономаря Пустораменской Николаевской церкви Николая Никифо-ровича Сиземского.

Окончил высшее отделение Вологодского духовного училища.

В 1834г был определён дьячком Дягилегорской Воскресенской церкви Кадниковского уезда. В 1837г. был перемещён на место дьячка к Бель¬тяево-Слободской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологод¬ской епархии.
1884 г. марта 26 дня объявлено за 50-ти летнюю беспорочную службу архипастырское благословение пр. Израилем.
2 августа 1894 г. уволен за штат по старости. 1895 г. марта 4 дня награж¬ден золотою медалью за свыше 50-летнюю беспорочную службу для ношения на шее на Аннинской ленте.

Имел земли 7 ½ деятин в пустоше Ивачиха.

Женат два раза, в старину говорили - двоежён.

1-я жена, Спасская Евдокия Ивановна(1818-1866).
Дети:
Фёдор(1836-1895), псаломщик Георгиевской Рубежской церкви;
Александра(1838-до1911), замужем за диаконом Режской Николаевской церкви Афиноге-ном Мальцевым;
(Ольга?) Фива/Фивея(1842), замужем за диаконом Крестовоздвиженской Каменской церкви Хри¬софором Сосниным;
Василий(1845-1917), священник Ошлапецкой Сретенской церкви Яренского уезда; Иван(1847);
Надежда(1849-1922), замужем за псаломщиком Спасо-Евфимиевской церкви Дмитрием Грачёвым;
Анна(1855), замужем за письмоводителем земского начальника в Кадникове Сергием Чернозёмовым.

2-я жена, Сергиевская Александра Варсанофьевна(1845-1916). Имела 12 десятин земли.
Дети:
Александр(1867) - в Устюжском уезде при Крестовоздвиженской Близьгородской церкви, его жена - Авенирова Мария Константиновна. Был сослан на поселение в Томскую губ;
Николай(1870), на военной службе в 1891г;
Евдокия(1872);
Павел(1875), псаломщик Бельтяево-Слободской Воскресенской церкви.

Умер в 1898г. Похоронен в 3-х м от алтарной стены Воскресенской церкви.

ВЕВ. - 1876, №18, с. 331; 1884, №9, с. 111; 1898, №9.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Клировая ведомость Кадниковского уезда церкви Николая Чудо-творца, что в Пустораменье за 1852 г. (выписка Д.А.Пшеницына).
ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д.525. Клировая ведомость Кадниковского уезда Воскресенской Бельтя¬евской Слободской церкви за 1895(выписка Д.А.Пшеницына).




Тема: Сиземские
17.03.2024, 11:09

Л. 768об.-769об. Клир вед Кадн у Воскресенской Бельтяевской Слободской церкви за 1895 год. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 525.
Зашаттные и сироствующие.
Псаломщик Ираклион Николаев Сиземский 81 год, родился при Пустораменской николаевской ц кадн у умершего пономаря Николая Сиземского сын. По исключении из высш отд вдуу 1834 г марта 14 дня был определен на дьяческое место к Дягилегорской воскр ц кадн у и посвящен в стиарь пр. стефаном еп виу. 1837 г. дек 1 дня перемещен на таковую же долж к сей ц. 1884 г. марта 26 дня объявлена ему за 50-ти летнюю беспорочную службу архипастырское благословение пр. израилем еп витотемским. Уволен в за штат в 1894 г. по старости и дряхлости. 1895 г. марта 4-го дня награжден золотою медалью за свыше 50-летнюю беспорочную службу, для ношения оной на шее на Аннинской ленте. Имеет земли 7 ½ дес.в пустоше ивачихе. Поведения очень хорошего. Ни с кем в родстве. Судим и штрафован не был. В семействе его: жена (вторая) Александра Варсонофиева 50 лет, родилась при Спасо-Евфимиевской сямженской церкви, умершего дьячка Варсонофея сергиевского дочь. Имеет земли 12 ½ дес. в пуст. Власихе. Дети их: евдокия 23, павел 20 по увольнении из 3 кл вду исправляет долж псаломщика при сей церкви, в качестве ружного от прихожан, Николай 25 в 1891 г поступил в военную службу, ал-др 28 по решению волог окружного суда сослан на поселение в Томскую губернию. Дети его (Сиземского Ираклиона – Д.П.): Федор 58. находится псаломщиком при георг рубежск ц кадн у., Василий 49 нах свящ-ком при Ошлапецкой Сретенской церкви Яренского уезда, Александра 55 лет, находится в замужестве за диаконом Афиногеном Мальцевым при Николаевской Режской церкви Тотемского у., Фива 53, нах взам за диаконом христофором Сосниным, при крестовозд каменск ц кадн у.. Надежда 45 нах взам за псаломщ дмитрием грачевым при спасо-евфим сямженск ц кадн у., Анна 40 нах взам за письмоводителем зем начальника в кадн у Сергием Черноземовым…


Тема: Сиземские
13.01.2024, 11:54

Моя прапрабабушка Александра Ираклионовна была Сиземской. Я долго разрабатывал линию Сиземских. Дошёл до начала 18 века, прорабатывая три линии: «Алексеичи», «Никитичи» и «Филиппычи». Нашёл общих предков - Иван, Прохор, Андрей, Авраам. Все происходят из села Сизьма.

Неожиданно обнаружил, что ключевая фигура нашей линии «Алексеичи» Никифор Алексеев имел фамилию Добряков и родился в селе Дягилевые Горы. Отец его – священник Воскресенской Дягилегорской церкви Алексей Никифоров Добряков (1739). А служил он в Богородицкой на Малой Сизьме церкви. Сыновья Никифора записаны с фамилиями: Сергий - Добряков, а Николай, Алексей, Афанасий - Сиземские. Прапрабабушка Александра происходит от Николая Никифорова Сиземского (1796).

Возникают вопросы. Как появилась фамилия «Сиземский» вместо «Добряков» у Николая Никифорова? Как Никифор попал на службу в Богородицкую на Малой Сизьме церковь? Чьей дочерью была его жена Ирина Иванова (1775), не место ли её отца занял Никифор?

Ответ на эти вопросы может прояснить связь Никифора Алексеева Добрякова с Сиземскими и их родоначальником, попом Богородицкой Малосиземской церкви Авраамом Прохоровым.


Что мне известно.

1. Алексей Никифоров (Добряков) 36 л. (1739), священник Воскресенской в Дягилевых горах церкви.
В клировой ведомости 1775г по Воскресенской в Дягилевых горах церкви указаны:
священник Алексей Никифоров (Добряков) 36 л., в чтении и пении изряден, в школах не был, женат, состояния хорошего, дети: Иван, 5 л. Никифор, 3 л. Никифор, 1 г.
О жене не сообщается. Фамилия не указана.

2. Иван Авраамов (1736 - 1811), пономарь Богородицой Малосиземской церкви. Его жена – Феодосия Андреева (1735). Сыновья - священник Пётр, диаконы Никита и Иван служили в Николаевской Большесиземской церкви. Дочь Агриппина. Хотелось бы видеть ещё и дочь Ирину Иванову (1775), но она в найденных документах не указывается.

Клировые ведомости разных церквей г. Вологды и Вологодского уезда за 1775г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.3080. - 600 л.) . Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Сизьме церковь, л.462об-463. Пономарь Иван Аврамов 38 л., посвящен в стихарь, в чтении и пении посредственен, женат, состояния худого; дети: Василий, 6 л. Адриан, 4 л.
Из метрических книг за 1781 и 1790гг. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Сизьме. Пономарь Иван Аврамов.
3. Никифор Алексеев Добряков (1796 -?), пономарь Рождества Богородицы на Малой Сизьме церкви.
Метрические книги церквей Вологодского уезда за 1795г (ГАВО, ф.496, оп.8, д.51). Рождества Богородицы на Малой Сизьме церкви.
л.207: Пономарь Никифор Алексеев.
л.208: Вышеописанной Рождественской церкви у пономаря Никифора Алексеева родилась дочь Агапия. Восприемница – свояч[ен]ица его Агриппина Иванова. Из записи следует, что Агрипина – сестра жены Никифора, Ирины Ивановой
В исповедных ведомостях Вологодского уезда за 1810 год по церкви Рождества Богородицы, что на Малой Сизме, на 1810г указан пономарь Никифор Алексеев. Жена его Ирина Ивановна 37. Дети их Агафия 15, Николай 14 (1796), Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6 (1804), Афана¬сий 3, Иван 2, Марфа полугода.
Фамилия Сиземский в доку¬менте не ука¬зана, но дети Никифора, далее носят фамилию Сиземские.

Клировые ведомости о священно- церковнослужителях по отдельным церквям Вологодского уезда за 1814 год. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.6899. - 72 л). № 60. Богородская на Малой Сизьме церковь, л.33.
Пономарь Никифор Алексеев Добряков, 39 л., Вельского уезда, Воскресенской церкви, что в Дягилевых горах, попов сын. Посвящен в 1792г и грамоту имеет. Обучался в Вологодской семинарии в высшем грамматическом классе. Катехизис знает, читать и петь умеет, состояния не худого, штрафован не был.
Жена Ирина Иванова, 37 л.
У них дети: Алексей, 10 л. Афанасий, 7 л. Иван, 6 л. - все выучены словесному. Агриппина 13 л., не учена. Николай не указан, очевидно жил отдельно и был уже на службе с местом.

4. Николай Никифоров Сиземский, пономарь Николаевской в Пустораменье церкви.
В метрической книге Николаевской в Пустораменье церкви за 1817г указаны: Пономарь Николай Никифоров 25 (1792), жена Параскева Иванова 25, дети: Филицата 3, Ираклион 2.

Из анализа найденных документов следует, что женой Никифора Алексеева Добрякова была Ирина Иванова (Сиземская), дочь пономаря Рождества Богородицы на Малой Сизьме церкви Ивана Авраамова Сиземского. Фамилия их сыну Николаю Никифорову дана по матери - Сиземский. Эта фамилия – семинарская. Никифор женился "с местом", получил: жену - Ирину Иванову, место её отца - пономаря ивана Авраамова,фамилию Сиземский для сына.

Когда обнаружилась первоначальная фамилия «Добряков», сначала стало обидно что «пропадают» хорошо разработанные линии Сиземских. Но нет, не зря они проработаны. Сиземские – матримониальная линия пра…бабушки Ирины Ивановой Сиземской.



Тема: Мальцевы
5.12.2023, 13:46

Загадка Симеона

1. bobroff написал:
Устюжский Архиерейский Дом. РГАДА 1206-2-282. Челобитные церковнослужителей и прихожан архиепископу Иосифу о назначении на церковные должности, приговоры мирских обществ об избрании церковнослужителей и памяти архиепископа Иосифа об довлетворении челобитных. 1702 г. 71л.
59. Тотемского уезда Угрежского монастыря Режской волости выбрали в попы к церкви к Боголепному Преображению Всемилостивого Спаса и Николая Чюдотворца
Вологодского уезда Сенженской (Сяменженской) трети Бельпольевы (Бельтяевы) Слободы Воскресения церкви дьячка Семена Васильева

2. Falleg-heimur написала https://forum.vgd.ru/6043/145994/ :
Николо-Угрежский монастырь. Показаны в 1719г:
священник Симеон Васильев 45 дети его: Василий 15 Иван 3 Аким ½
дьячек Осип Михайлов Воронин 25

3. «с Урала» написал https://forum.vgd.ru/post/6043/145994/p4604472.htm#pp4604472
ГАВО. Ведомость о церквях, о священниках Великоустюгской епархии конец 17 века. 1724г. Фонд № 883. Оп.1. Д. 81. л37.https://forum.vgd.ru/post/232/74209/p3668428.htm#pp3668428(nvrom1)
Режской волости в Леванидове пустыни церковь Николая Чудотворца.
Священник Симон Питиримов, 46. Василий, 20, Иван, 8, Яким, 6, Иван же, 3.
Дьячок Иосиф Михайлов Воронин, 30. Иван, 4.
18 дворов.
Тут же ваш предок Иоанн Симеонов (1721), священник Режской Николаевской ц.

Поп (в 1702г) Семен Васильев, священник Симеон Васильев(г/р1674) и священник Симон Питиримов(г/р1678) несомненно один и тот же человек.

Думаю, дьячек Воскресенской Бельтяевской церкви Семен Васильев, которого в 1702г «выбрали в попы к церкви к Боголепному Преображению Всемилостивого Спаса и Николая Чюдотворца» Угрежского монастыря, происходит из «Режской волости Леванидовой пустыни». Пустынь эта после польско-литовского разорения перешла от Спасо-Суморина к Николо-Угрешскому монастырю.
Василий(г/р до 1644), отец Семена/Симеона/Симона (г/р 1674-78), видимо, служил в Режской Николаевской церкви. А сына он женил на невесте «с местом» дьячка Воскресенской Бельтяевской церкви.

Почему в 1724г Симон назван «Питиримов»? Это – фамилия или дедическое прозвание?
Сын Симеона, Иван(1721), показан без фамилии. Другой сын, Василий(1704), показан Поповым. Сын Иоанна Симеонова, Логин(1744), стал Поповым. Сын Логина Иванова, Макарий(1764) показан Поповым. С 1812 г сын Макара, Стефан(1795) стал Мальцовым/Мальцевым.


Тема: Добряковы
25.09.2023, 9:21

Диакон Феодор Добряков (1810-1868).
На должности дьячка Доровской Ильинской церкви Грязовецкого уезда.
ВЕВ 1868 317-18, с 413.
У него сын Алексей Фёдорович Добряков.

Тема: Добряковы
11.08.2023, 10:02


ВКонтакте
Галина Ключникова
23 дек 2021
Добряков- мой прадед,

.
ЯРЕНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
28 ноя 2021 в 11:22 Госорганизация
Рубрика «Листая старые подшивки».

Летопись Яренской Градской Покровской церкви. Часть 1.

Продолжаем рубрику «Листая старые подшивки», в которой будут опубликовываться самые интересные и значимые события по истории Яренского уезда-Ленского района на основе материала из подшивок газет, журналов и документов, находящихся в фондах Яренского краеведческого музея.

Наверно, все жители Ленского района обращали внимание на Яренскую старую каменную пустую церковь, расположенную в конце улицы имени Братьев Покровских. Она была построена в 1795 году на средства купца Аммоса Ивакина и наречена во имя Покрова Пресвятой Богородицы, это была городская (Градская) церковь, все прихожане города Яренска были приписаны к ней. На втором холодном этаже имелся престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на нижнем тёплом этаже – во имя Святителя Стефана Великопермского. Покровской церкви также принадлежала каменная, отдельно стоящая, колокольня с храмом под ней во имя Святого Иоанна Предтечи. Надо отметить, что колокольню начали строить в 1821 году на средства купца Андрея Новосёлова, но не достроили по причине его смерти и из-за отсутствия средств, так как денег, оставленных Новосёловым, не хватило, колокольня была достроена в 1852 году на средства прихожан Яренской Градской Покровской церкви. Следует добавить, что в советское время в помещении Покровской колокольни соорудили котельную и убрали верхнюю её часть, Яренск потерял один из красивейших памятников церковной архитектуры.
В Яренском краеведческом музее в архивных документальных фондах находится «Церковная летопись Яренской Градской Покровской церкви» Эта летопись повествует о событиях, происходящих в Покровской церкви за 1868-1911 годы. Составили эту летопись священники Яренской Градской Покровской Николай Доброумов и Евгений Добряков.
Предлагаю вашему вниманию самые интересные и значимые события по истории Яренска и уезда из этой «Летописи…» При работе с документом сохранён текст и стиль повествования. Надо заметить, что «Летопись…» составлена разными людьми, поэтому и почерк, соответственно, разный, иногда не совсем читаемый и разборчивый, но всё же, большую часть «Летописи…» удалось расшифровать и прочитать.
Итак, самые интересные события из Летописи Яренской Градской Покровской церкви:

«…Прихожане состоят главным образом из государственных крестьян, есть также и чиновники и мещане, также военные из выслужившихся солдат, здешних уроженцев. Раскольников в сем приходе нет. Наличные члены церковного причта на 1867 год: священник Николай Доброумов, диакон Константин Попов, дьячок Константин Ядрихинский…»



Тема: Добряковы
11.08.2023, 10:00

Священник Александр Константинович Добряков : [некролог] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1912. – № 10. – С. 246-248. – В конце подпись: Д. К. П.
Добряков А. К. (1858–1912) – священник Христорождественского собора в г. Грязовце.


Тема: Добряковы
9.08.2023, 9:45

Crotik49
Тема: Черновичок
9.08.2023, 6:42
Исповедники. На данном кладбище покоятся и пастыри, не канонизированные, но бывшие настоящими исповедниками в лихие годы богоборчества. Назову троих таковых батюшек – это священники Николай Александрович Добряков (1883 – 1939), Анатолий Михайлович Городецкий (1884 – 1944) и Александр Беляев. Отец Николай начинал как священник кафедрального собора, затем был переведён в Покровскую Козлёнскую церковь, став её последним настоятелем до закрытия. После этого стал служить в Богородицком кладбищенском храме, но в качестве регента правого хора. Только когда все священники Богородской церкви были арестованы, отец Николай приступил к совершению самого главного подвига в своей жизни – сделать всё, чтобы продолжалась духовная жизнь в этом храме. Только чудом его не тронули. Он был больным человеком, страдал тромбофлебитом ног, но даже это не могло заставить его прекратить своё служение. Во время одной из служб случился сердечный приступ, его увезли в больницу, где батюшка и отошёл ко Господу.


Тема: Добряковы
8.08.2023, 11:39

http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=4989

Добряков Константин Фёдорович

ГОДЫ ЖИЗНИ. 1829 г.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Священник Дягилево-Горской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В мае 1868 г. переведён к Явенгской Покровской церкви того же уезда. Умер 6 августа 1881 г.
Жена Манефа Иванова (1829). Сын Варфоломей (1852).
Дягилегорская Воскресенская церковь
Явенгская Покровская церковь

ИСТОЧНИКИ
ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12386. Л. 223. Исповедные ведомости священно-церковнослужителей и их семейств Вологодской епархии за 1853 г. (выписки Г.В. Смирновой, подготовка текста Е.В. Ржаницыной)
ВЕВ. - 1868, №12, с. 410; 1875, №4, с. 57; 1881, №18, с. 250.


Обновлено 10.01.2018



Тема: Благовещенск
24.07.2023, 17:51

Безуспешно пытаюсь узнать судьбу братьев деда Осипова Николая Александровича, Сергея, Иннокентия, Григория, Аникиты.

Осипов Николай Александрович родился в с. Вятское-на-Амуре в 1887г. Его отец - священник Вятской Покровской церкви Александр Александрович Осипов, мать – Ольга Аникитовна (Петухова).

Дед оставил записки, в которых пишет ««…Братья Иннокентий, Григорий и Аникита от¬кололись от семьи и рассеялись по Дальнему Востоку. Я их очень редко видел. Один из братьев ходил на пароходе матросом, два других работали на золотых приисках. О судьбе братьев я узнавал случайно …Брат Сергей устраивается в магазин Чурина («И.Я Чурин и Ко») мальчиком – подро¬стком, мать уходит на пароходе коком.
Все мои детские и юношеские годы протекали в г. Благовещенске…»

Дед стал учителем и жил в г. Канск Красноярского края и г.Топки Кемеровской обл.

Дедушка поддерживает отношения со старшим братом Сергеем Осиповым, который остаётся жить в Благовещен¬ске. Братьями ведётся переписка. Осталась фотография Сергея Александровича, подписанная на обороте - «остров Лангр».

Три острова в заливе Счастья, Удд, Лангр, Кевос находятся напротив впадения Амура в Охотское море. Они переименованы в Чкалов(Удд), Байдуков(Лангр), Беляков(Кевос) в честь беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток.
О. Лангр – скалистый. На нём в 30- 40-х годах находился погранпост 65-го морского погранотряда, причал, катера и несколько домов. На о. Байдуков находился усилительный пункт линии подводного кабеля связи.

Осипов Сергей Александрович умер в 1934-39гг.




Тема: Сиземские
24.07.2023, 14:20

ТемCrotik49
а: Щекины
24.07.2023, 2:57

Александра Афанасьевна Сиземская ( Щекина)

Валентина Зосимовна metvalent

Моя пра...бабушка Александра Афанасьевна Сиземская (Щекина) - дочь Афанасия Сидоровича Щекина, пономаря Черевковской Успенской церкви. Ее муж, Николай Никитович Сиземский, по окончании Вологодской семинарии в 1833 году приобрел билет, по которому он обязан был взять в жены Александру Щекину, затем со свидетельством о бракосочетании д.б. явиться к благочинному, либо непосредственно в консисторию в Вологду, где получает направление на должность священника Вешкурской Христорождественской ц. ( место, которое покинул в декабре 1832 г. старший брат Александры, Алексей, овдовевший и молодым ушедший в монастырь). Прямая линия Щекиных мне известна: дед Захария (Захара) Щекина Семен Сидоров сын Щекин - крестьянин из Вотложемского стана, отец- Степан Семенович Щекин половник Васильевской церкви из Вондокурья, Захарий Щекин в церковь пришел через Троицкий Телеговский монастырь. Женские линии тоже мною проработаны. Единственным светлым пятном остается жена Афанасия- Дарья Васильевна. У меня к Вам большая просьба: не могли бы Вы, если территориально проживаете в Вологде, посмотреть МК Сольвычегодского уезда Черевковскую ц. на предмет поиска брака Афанасия и Дарьи? Предположительно 1805-1803г.. Спасибо за любой ответ.
С уважением,
Валентина Зосимовна


Тема: Добряковы
9.07.2023, 10:40

Фотография Сергея Александровича Добрякова

Тема: Добряковы
9.07.2023, 10:36

Надежда Беляева. Сыктывкар.2019г

Уходящая Русь Сергея Добрякова

Сергей Алексеевич родился 8 октября 1924 года, как он писал – в семье служащих. В автобиографиях и учетных листках Добряков указывал место своего рождения – село Вомын Корткеросского района. При этом всегда уточнял, что по национальности он русский. Как же его родители попали в наш край, кем они были? Добряков утверждал, что отец был счетным работником, а мать – учительницей. На самом деле Сергей Алексеевич принадлежал к роду священников Добряковых; в Вологодской губернии было немало служителей клира с этой фамилией. Прадед художника Константин Добряков, уроженец Кадниковского уезда, был священником Воскресенской церкви в Дягилевых Горах, а потом в Явенгской Покровской церкви. После его смерти в 1881 году, в Явенге осталась жить «в собственном доме и на собственном пропитании» его вдова – Манефа Ивановна.

Сыновья Константина Добрякова продолжили династию. Александр окончил Вологодскую духовную семинарию и стал священником Уфимской Ильинской церкви Устюженского уезда. Евгений преподавал в Явенгской церковно-приходской школе, затем, в 1880 году, был рукоположен в священника Покровской церкви в городе Яренске, где снискал славу и уважение паствы: за хорошую службу его наградили набедренником, скуфьей, камилавкой и наперсным крестом от Святого Синода.

Zerkov-v-yarenske.jpg

Покровский храм в Яренске

Помимо церковного служения, Евгений Константинович, дед художника, был учителем в Яренской женской прогимназии и городском училище, духовником земской больницы (с 1916 года духовником по благочинному округу), а в 1910-м выбран депутатом по городским налогам с недвижимых имуществ. В Яренске сохранился, правда, в «урезанном» виде, дом Добряковых. Яренские жители вспоминали о Евгении Константиновиче как об умном и образованном человеке; он вел подробные записи о жизни Яренска, о политссыльных, с которыми много общался по долгу службы. Наверно, по этой причине на семью Добряковых периодически писались доносы в губернское жандармское управление с обвинениями в «либерализме».

dom-dobryakovyh-yarensk-1986.jpg

Дом Добряковых в Яренске

Старший сын священника Константин Евгеньевич – известный яренский врач, («совесть района» – называют его нынешние жители). Он заведовал городской земской больницей, а после революции переехал в Великий Устюг, работал хирургом, основал фельдшерско-акушерский техникум, организовывал краеведческое общество.

Младший сын Евгения Константиновича – Алексей Евгеньевич, отец художника, родился в 1891 году. В 1908-м он окончил первый класс Вологодской духовной семинарии, а в 1910 году отправился служить псаломщиком в церковь села Гришинское (или по-коми, Вомын) Усть-Сысольского уезда. Каменная одноэтажная Благовещенская церковь была построена на средства прихожан незадолго до его приезда, в 1902 году. При ней образовали самостоятельный приход – Гришинский, с причтом, состоявшим из двух человек: священника и псаломщика, содержавшихся за казенный счет. Через четыре года Алексей Добряков был посвящен в стихарь, что позволяло ему стать чтецом или певцом в храме. В селе в то время уже действовала школа грамотности, начальное училище, библиотека. Скорее всего, супруги Добряковы после перипетий гражданской войны перешли на более безопасные профессии.

Сохранилась фотография 1918 года, на которой, по утверждению известного краеведа Н.А. Митюшёвой, запечатлены две учительницы Гришинской школы 1-й ступени, одна из которых мать художника Екатерина Александровна Добрякова (слева), а вторая — родная тетя Прометея Чисталева, Рипсилия Александровна Анисимова (справа).

sleva-mat-D.-v-schkole-1-stupeni.jpg

Здесь же, в Вомыне, 8 октября 1924 года у Добряковых родился сын Сергей. Село Вомын расположилось на правом берегу Вычегды, в устье ручья Ягшор. Позднее, незадолго до смерти, Сергей Алексеевич написал картину, посвященную родным местам, где он провел первые годы жизни – «Вычегда под Вомыном». Это вид на высокий берег, на просторную гладь реки. У воды расположились домики рыбаков, у берега стоят моторные лодки; справа высится могучий кедр. Все дышит суровостью и покоем.

DSC_0481.jpg

С.А. Добряков. Вычегда под Вомыном. 1988. Из фондов НГРК

В Вомыне Добряковы после рождения сына Сергея долго не задержались, в середине 1920-х годов семья переехала в Сыктывкар. Помимо Сергея в семье рос старший брат Борис (впоследствии участник войны, инженер-капитан I ранга, заместитель начальника Севастопольского высшего морского училища), сестра Раиса и сестры-близнецы Вера и Надежда. Сохранилась фотография 1948 года, где снята вся большая семья Добряков.
jO3cJ0nBstE.jpg

В верхнем ряду в центре — Сергей с сестрами-близнецами Верой и Надеждой. В нижнем ряду слева направо: брат Борис, родители Екатерина Александровна и Алексей Евгеньевич

В том же 1948 году ушел из жизни отец семейства, Алексей Евгеньевич, а в следующем году – мать, Екатерина Александровна. Их внучка, дочь художника Виктория Сергеевна рассказывает, что в семье не было принято ходить на кладбище, где они были похоронены, и до недавнего времени она и не знала, что происходит из рода священников. Говорить об этом в советское время Добряков считал, скорее всего, опасным. И вообще был немногословным.

В Сыктывкаре Сергей поступил в среднюю школу № 2. Он с детства любил рисовать, некоторое время посещал изостудию. Интересно, что в аттестате напротив предметов «рисование» и «черчение» стоят прочерки. Возможно, эти дисциплины просто тогда не преподавались.

Десятилетку Сергей закончил в грозном 1942 году и в августе был призван в ряды Красной Армии. После курсов Велико-Устюжского пехотного училища в феврале 1943-го его отправили на Западный фронт, в 128-ю отдельную стрелковую бригаду. Почти сразу, 3 марта, при наступлении на деревню Погринка Орловской области Добряков получил слепое осколочное ранение в грудную клетку. После госпиталя он попал в 1551-й зенитный артиллерийский полк. Часть, в которой он служил, была прикомандирована к известной французской эскадрилье «Нормандия-Неман»; с ней он и прошел до конца войны, который встретил в Кенигсберге.

DSC_0672.jpg

Прощание. Из серии «Нормандия-Неман». 1968. Из фондов НГРК

DSC_0675.jpg

Братья по оружию. Из серии «Нормандия-Неман». 1967. Из фондов НГРК

В конце 60-х годов Сергей Алексеевич обратился к военным страницам своей биографии, пробовал сделать трехчастную композицию по воспоминаниям о военной службе, но отказался от этой идеи. Остались два графических эскиза к задуманной работе. На одном из них солдат, стоящий рядом с советским и французским летчиками, удивительно похож на самого художника. Позднее, уже в 1985 году Добряков написал картину «На русской земле», запечатлевшую сцену у могилы французского пилота, на которой по летчицкой традиции поставлен винт самолета.

wForSO9RWcU.jpg

На русской земле. 1985. Из фондов НГРК

В авиационном полку Добряков сразу показал себя «как отличник боевой и политической подготовки, способный руководить подразделением». Он не раз удостаивался благодарностей, был назначен командиром отделения и дослужился до звания старшего сержанта. В мае 1944 года, будучи командиром управления 3-й батареи, Сергей Алексеевич был награжден медалью «За боевые заслуги». После Победы еще долгих два года Добряков служил чертежником штаба 65-й Артиллерийской дивизии, которая была расквартирована в Польше, попутно оформляя армейские клубы. В апреле 1947 года С.А. Добрякова демобилизовали. Помимо медали «За боевые заслуги», а его наградном списке медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», а также польская военная награда – медаль «Победы и Свободы».

После демобилизации Добряков съездил в Ленинград для ознакомления с «обстановкой» в институте имени И.Е. Репина и училище имени В.И. Мухиной – двух самых сильных художественных учебных заведениях в стране. После военной службы показалось невозможным сесть на студенческую скамью. Сергей решил «пойти своим путем», самостоятельным. Он говорил впоследствии: «У меня была убежденность, что самообразованием могу много достичь». Надо упомянуть, что это касалось не только художественного творчества. Добряков сам освоил игру на гитаре и пианино, подбирал на слух мелодии и аккомпанировал себе.

Kudyaschev-Mityuschev-Dobryakov-1950.jpeg

Художники, участники войны: Г.В. Кудяшев, П.М. Митюшев, С.А. Добряков. 1950

Вернувшись в родной город, начинающий художник поначалу работал в Республиканском краеведческом музее: он оформлял экспозиции, совместно с В.Г. Постниковым создал большой фриз; в силу своей изобретательности и смекалки пробовал производить скульптуры из мастики. В то время коллекция произведений русского и зарубежного искусства, привезенная в Коми область подвижником Д.Т. Яновичем, хранилась в краеведческом музее; только в 1952 году она была передана Художественному музею (ныне Национальная галерея Республики Коми). Добряков не упускал возможности как следует изучить технику и приемы известных художников, рассматривал, как написаны картины, как они скомпонованы, копировал работы старых русских и западных мастеров. Когда в 1949 году в Сыктывкаре образовалось Товарищество художников, он сразу вступил в него, попав в оформительский цех. Одновременно молодой художник оттачивал мастерство в студии при Союзе художников Коми АССР, где занятия вели более опытные художники: как местные (В.В. Поляков, М.П. Безносов), так и московские (П.Э. Бендель, Г.Г. Филипповский – оба из репрессированных). Многому научили поездки на творческие дачи, где была возможность познакомиться с работой столичных художников, перенять их опыт.

ulG2sGH9m0I.jpg

Советская улица в Сыктывкаре. 1953. Местонахождение неизвестно

Неустанная, упорная работа, наблюдательность и любознательность Добрякова привели к стремительному росту его художественного мастерства. Началом своей творческой деятельности сам Сергей Алексеевич называл 1949 год. А уже в марте 1951-го он принял участие в Отчетной художественно-промышленной выставке Товарищества художников, проходившей в фойе филармонии, через полгода – в республиканской художественной выставке, наряду с ведущими художниками Коми края. Добряков представил несколько этюдов маслом, посвященных речной навигации – «Ремонт катеров», «Катер на сплаве», «Вечер на запани», «Пристань у береговых складов» – и первую картину «Весной на берегу парка». Картина была отмечена коллегами как профессиональная работа, выделяющаяся неплохими живописными качествами и интересным композиционным подходом. Этюды же, писал Безносов, «закончены, проработаны и не замучены, при этом верны и приятны по цвету».

Примечательно обращение Добрякова к теме катеров: скорее всего, сказался его опыт работы рулевым. «Речная» тема стала одной из ведущих в творчестве художника. Многие из его программных работ были связаны с рекой: это «К новому месту работы» (1953), «В непогоду на сплаве» (1955), «Смена» (1961), «Затон» (1978), «Печорский рейд» (1985) и многие другие. Речные судна Добряков хорошо знал и даже смастерил моторную лодку, на которой вывозил семью на природу. В этой лодке всё, кроме мотора, было сделано его руками.

Na-Vychegde.-1982.-Yarenskii-kraevedcheskii-muzei.jpg

На Вычегде. 1982. Яренский краеведческий музей

Zaton.-1978.jpg

Затон. 1978

Etyud.-Iz-chastnoi-kollekzii.jpg

Этюд. Из частной коллекции

Ix2JEAUP0HA.jpg

С. Добряков на лодке, сделанной своими руками

1953 год стал переломным в судьбе Сергея Алексеевича. Его послали на Академическую дачу в Вышний Волочёк, где он работал над своей первой крупной вещью – картиной «К новому месту работы». Молодые специалисты (так первоначально называлось полотно), подплывающие на катере, смотрят на берег с надеждой. Суровость северной реки, волны, порожденные ветром, низкое небо в тучах предрекают нелегкие испытания. Но полотно, несмотря на темные краски, наполнено внутренним трепетом, подспудным оптимизмом, желанием добиться успеха – тем, чем так дороги нам старые советские фильмы.

K-novomu-mestu-raboty.jpg

К новому месту работы. 1953. Из фондов НГРК

Эта картина стала определенной вехой в жизни живописца: она экспонировалась на Выставке произведений художников РСФСР 1953 года в Москве. Для человека без специального художественного образования с таким небольшим творческим стажем – удивительное достижение. Благодаря этому Сергея Алексеевича приняли в кандидаты в члены Союза Художников Коми АССР – в 1954 году. А уже в 1958-м он стал полноправным членом Союза.

Но не только это произошло в 1953 году. Добряков во время работы на академической даче встретил свою любовь. Белокурая русская красавица Галина Духинова, москвичка, работавшая ткачихой с 13 лет, подрабатывала на даче натурщицей. Ей было тогда всего 20 лет, а она уже была увековечена на станции метро «Киевская».

wByLbLoQTsg.jpg

Только что открытую станцию украсили большим количеством мозаик и живописных полотен. На своде в лепных медальонах разместились фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. Среди них есть панно «Ученые-химики», на котором справа стоит, полуобернувшись, молодая девушка. Галина Васильевна потом говорила дочерям: «Вот умру, а там останусь, сможете на меня посмотреть».

Добряков сразу же сделал предложение Галине и приехал с ней в Сыктывкар. На следующий год родилась первая дочь – Алла, позднее – Виктория. Сергей Алексеевич хотел именно дочерей: побывав на войне, он боялся, что сыновья станут «пушечным мясом» в случае межгосударственных конфликтов (воспоминания об ужасах войны были живы; Добряков не смотрел военные фильмы, да и с военной тематикой в творчестве у него не задавалось). В семье сохранились ранние портреты жены, написанные художником с большой любовью. Галина Васильевна всю жизнь прожила в Сыктывкаре, помогала мужу в работе (особенно это сказалось в создании гобеленов), пережила мужа на 24 года и ушла из жизни в 2013-м.

Но вернемся в 1950-е годы. Следующая славная страница биографии Добрякова – работа на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, будущей ВДНХ, в 1955-1957 годах. Выставка была перестроена и преобразована после войны, павильоны стали напоминать дворцы, в том числе павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР», в котором Добряков с коллегами из других республик оформлял залы Коми АССР, Вологодской области, Карелии. Наиболее значимой работой Сергея Алексеевича на ВСХВ стало обширное панно, посвященное Коми республике. Она была отмечена как дирекцией павильона, так и Советом Министров Коми АССР. Именно тогда преобладающими чертами творческого почерка сыктывкарского художника стали монументальность и лаконичность, появились работы, написанные темперой.

К середине 1950-х годов относится и начало сотрудничества Добрякова с Коми книжным издательством: он работал над книгами Александра Рекемчука «Берега», Анатолия Знаменского «Ухтинская прорва» (1958), детскими изданиями. С.А. Добряков оформил книги Ивана Изъюрова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Геннадия Юшкова, Геннадия Федорова, Нины Куратовой и других коми писателей и поэтов. Стараниями Добрякова был оформлен старый аэропорт. Помимо этого он создал витражи для магазина «Детский мир», который находился на улице Орджоникидзе, а также два больших панно «Полярная ночь» и «Северяне» для столичного кинотеатра «Октябрь». Многие старожилы вспоминают, что эти панно стали ярким событием в жизни города; жители ходили в кинотеатр специально, чтоб полюбоваться ими. Где сейчас эти работы?

DSC_0131.jpg

Воркута. 1956. Из фондов НГРК

В Заполярье Сергей Алексеевич впервые побывал в 1955 году. Невзирая на сильные морозы, бытовые трудности, он побывал в геологических партиях, в стойбищах оленеводов, у охотников, воркутинских шахтеров, написав множество этюдов. На республиканской выставке Добряков показал свои этюды, живописующие тундру и Полярный Урал. Тема Севера – основополагающая в его творчестве, ей посвящены вышеупомянутые панно, масштабные произведения «На земле предков», «Север. Праздник», «Коми охотники», «Встречающие», «Дороги геологов», «Красные партизаны». Эти произведения наиболее известны, они принимали участие в коми республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках. Они пронизаны сдержанной романтикой сурового края, покорившегося человеку, единению человека с природой, духовной преемственности поколений.

IMG_5579.jpg

Коми охотники. 1964. Из фондов НГРК

Na-zemle-predkov.jpg

На земле предков. 1969. Из фондов НГРК

Znak-olenevodov.-1982.-Iz-fondov-NGRK.jpg

Знак оленеводов. 1982. Из фондов НГРК

Особняком стоит небольшая, но яркая работа Добрякова «У древних стен» (1959): за мощной крепостной стеной на фоне голубого неба высится старинный храм. Всегда было интересно, что это за храм, где он находится. В последнее время тайна этого произведения приоткрылась. В 1958 году Сергей Алексеевич работал в Доме творчества художников и скульпторов в Переславле-Залесском.

Здесь плодотворно трудились многие художники со всей России. Это старинный русский город в Ярославской области, входящий в Золотое Кольцо России. На высоком берегу Плещеева озера стоит старинная обитель – Горицкий монастырь, получивший свое название от расположения на возвышенности – «горице». Он был основан еще при Иване Калите, но основные, сохранившиеся до наших дней постройки, были возведены в XVII-XVIII веках, в том числе каменная ограда с башнями и сам пятиглавый Успенский собор, запечатленный Добряковым – с большой апсидой и двумя приделами с отдельными куполами. К сожалению, собор не действует и поныне.

Dobryakov.jpg

У древних стен. 1959. Из фондов НГРК

Конечно, создать, и тем более выставить такую работу на выставке 1959 года можно было только во время хрущевской оттепели. Изображение церквей, однако, не редкость на работах Сергея Алексеевича. Мало кто замечает, например, белую церковь с колокольней вдали, на холме, в военной картине «На русской земле». Надо заметить, что вера и верования давно занимали воображение художника.

В его программной картине «На земле предков» (1969) изображены геологи, набредшие в горах на древнее языческое капище с деревянными идолами. Похожий идол присутствует на портрете С.А. Добрякова, написанном Борисом Лейфером. Необычная работа «Знак оленеводов», созданная Добряковым в 1982 году по воспоминаниям о поездке в Ямало-Ненецкий автономный округ, также представляет свидетельства древних культов кочевых народов.

P1100140.jpg

Б.Лейфер. Портрет художника С.А. Добрякова. 1978. Из фондов НГРК

По сибирским впечатлениям Добряков написал картину-видение «Берег Мангазеи» (1987). Мангазея – первый русский заполярный город, основанный в Сибири в начале XVII века. «Златокипящая вотчина государева», стоявшая на пути из Московии в Сибирь, и богатевшая на торговле и пушном промысле, в результате нескольких пожаров была уничтожена и запустела. Добряков на своем полотне показывает нам берег реки, на котором стоял древний купеческий город, в северном небе смутно проглядывают деревянные постройки: кремль-детинец, церкви, гостиный двор, жилые дома – некое подобие ушедшего на дно озера града Китежа.

jZ4c68Tx9z0.jpg

Берег Мангазеи. 1987. Из фондов НГРК

В Доме творчества в Переславле Добряков познакомился с В. Хрящевым, художником-мозаичистом, который работал вместе с Павлом Кориным (Корин известен как автор неоконченной картины «Реквием. Русь уходящая», где представлены представители русского духовенства, а в 50-е годы он был знаменит своими мозаиками и витражами для Московского метро). Вероятно, именно эта встреча подтолкнула Добрякова заняться новым для себя и для коми искусства видом монументального искусства. Первая созданная сыктывкарским художником мозаика «Лесоруб» увидела зрителей на республиканской выставке в 1961 году. Потом были «Домна Каликова» и «Пастух-оленевод» (1962), «Победа» и «Северные игры» (1963), «Шахтер» (1965), «В.И. Ленин», созданный к 100-летнему юбилею вождя.

Panno-Sever.-1966.-tempera-holst.jpg

Подготовительный эскиз к мозаике «Север». 1966. Из фондов НГРК

Но наиболее известные сыктывкарцам мозаики мы ежедневно видим на улицах города. В первую очередь – это мозаичные панно на фасаде Института биологии Коми научного центра («Богатство земли – народу. Достижения науки – человеку»). Это, кстати, первая мозаика в Сыктывкаре. Еще одно панно находится на торце жилого дома № 17 по улице Куратова, в этом доме проживал сам Добряков. На нем изображены сцены праздника оленеводов, в чем-то повторяющие трехчастную мозаичную композицию «Северные игры». С легкой руки Добрякова Сыктывкар обрел мозаики по улице Советской, а также по Коммунистической, исполненные уже другими художниками.

800px-Institute_biol.jpg

В 1970-е годы Сергей Алексеевич увлекся новой для себя техникой. Он вручную создавал гобелены вместе со своей женой Галиной Васильевной. Большие, тканные из отбеленной и крашеной пеньки композиции были посвящены Северу: «Тундра», «Морошка», «Свадьба оленеводов». Гобелены отличаются интересной композицией, изобретательным ракурсом, монохромным колоритом. И опять – это был первый опыт создания художественных гобеленов в республике.

P1100121.jpg

Свадьба оленеводов. 1981. Из фондов НГРК

За свое многолетнее творчество Сергей Алексеевич Добряков получил медаль «За трудовое отличие». В 1961 году ему присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Коми АССР, в 1987 присудили Государственную премию имени Виктора Савина. В том же году прошла первая и последняя при его жизни персональная выставка. 3 октября 1989 года художника не стало. На седьмой зональной выставке «Художники Севера» в том же году творчество художника было представлено двумя работами, созданными годом ранее: «Ульяново» и «Уходящая Русь Николая Клюева».

Uhodyaschaya-Rus-N.Klyueva.-1988.jpg

Уходящая Русь Николая Клюева. 1988. Из фондов НГРК

Поэт Николай Клюев, заново открытый советскими читателями только в 1977 году, соединял в своих стихах народное крестьянское творчество и религиозность русского народа. Добряков написал его образ подобно иконе с клеймами. В среднике – Клюев, в клеймах – небольшие композиции, раскрывающие понимание «Уходящей Руси»: церкви, старинные города и села, деревянные дома, работающие в поле и дома крестьяне, а вместе – ощущение обстоятельности, покоя, тишины, связи времен, вечности. Всё то, что составляло ценность и для самого Сергея Добрякова.


скоро

Возрастное ограничение 0+


Тема: Добряковы
9.07.2023, 10:32

ngrgkomi.ru Национальная галерея республики Коми

Виртуальная выставка "Уходящая Русь Сергея Добрякова"
01 октября 2019 - 31 декабря 2019
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти художника Сергея Алексеевича Добрякова. Добряков не смог получить художественного образования – помешала война, но, благодаря своим способностям, упорству и трудолюбию, стал настоящим профессионалом в изобразительном искусстве. Его талант был воистину многогранен: Сергей Алексеевич занимался станковой и монументальной живописью, мозаикой, декоративно-прикладным искусством – и в каждом виде его работы вызывали интерес и признание.

Dobryakov-5.jpg

Тема: Добряковы
21.06.2023, 13:04

Из дневника smigv48

Пономарь Николаевской в Перебатине церкви Сергей Никифоров Добряков 23 л., природой Вологодского уезда, Богородской церкви, что на М. Сизьме, пономарский сын. Посвящен в 1816 г. и грамоту имеет. Читать умеет, поёт не твёрдо. В семинарии не обучался. Состояния хорошего, штрафован не был.
Жена Надежда Михайлова, 19 л., той же церкви умершего диакона дочь



Тема: Добряковы
21.06.2023, 12:55

. Выписка Дмитрия Пшеницына
В исповедных ведомостях Вологодского уезда за 1810 год по церкви Рождества Богоро-дицы, что на Малой Сизме, священника Василья Дмит¬риева с причётниками…на 1810г указан пономарь Никифор Алексеев.
Фамилия Сиземский в доку¬менте не ука¬зана, но все дети Никифора далее носят фамилию Сиземские. Жена ево Ирина Ивановна 37, дети их Агафия 15, Николай 14 (1796), Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6 (1804), Афана¬сий 3, Иван 2, Марфа полугода.

Из анализа найденных документов следует, что фамилия Сиземский дана Николаю Никифорову:
- по матери, Ирине Ивановой, дочери пономаря Николаевской Большесиземской церкви Ивана Аврамова (Сиземского).
- по месту рождения при Малосиземской церкви.