Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Атапины

Предки по отцовской линии.

    Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 27 28 29 30 31 32 Вперед →
Модератор: vikatap
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
На протяжении нескольких лет я внимательно читал сообщения форума и черпал из них самую разную и весьма полезную информацию. Благодаря сведениям о предках, размещенным мною в базе данных сайта, удалось найти дальних родственников. Успехи в выращивании древа в значительной степени зависели от познаний, приобретенных на сайте. Возможно, рассказ о перипетиях пути, пройденного мною, позволит кому-либо из генеалогов-любителей сделать свою дорогу прямее.
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
Полтора десятка лет назад мне, как и многим, были известны лишь минимальные сведения о предках. Я знал имя и отчество деда, которого застал в живых, и со слов отца имя и отчество прадеда. Именно вопрос о прадеде, заданный мною отцу, и был первым генеалогическим действием. Нельзя сказать, чтобы я не интересовался своим происхождением, но многие годы до вопроса, заданного отцу, и столько же, если не больше, после этого вопроса, я никаких активных деяний по исследованию своей родословной не предпринимал. А зря. Очень многое из того, что мне с трудом удалось выяснить в архивах, я мог бы просто спросить.
Словом, интерес к генеалогии бывает активным и пассивным. Как в анекдоте, когда человеку ответившему: «Да», - на вопрос интересуется ли он политикой, задают следующий: «По телевизору или депутат?» «Депутатом» я стал благодаря Интернету. Многочисленные примеры воссоздания родословной на различных ресурсах, в том числе и на ВГД, доступность разнообразной информации, физически удаленной, возможность общения со знающими людьми – все это позволяло искать корни с надеждой на успех.
Как и рекомендуют методички по генеалогическому поиску, лучшую из которых написал глубокоуважаемый Сергей Владимирович Кочевых, я начал с домашнего архива. В бумагах покойного отца я обнаружил «Листок по учету кадров» собственноручно заполненный дедом. Удача!
Биографию отца я знал, но для полноты картины заказал в Витебском госархиве его «Листок по учету кадров». Оказалось, не зря. О том, что отец до Лесотехнической академии окончил Лисинский лесотехнический техникум, я и не слышал.
Следующим был прадед. Место рождения – село Усть-Щербедино Балашовского уезда – мне было известно. Отняв на удачу 23 года от рождения деда, я послал запрос в Саратовский архив. Получил счет, оплатил, и через некоторое время мне прислали ответ, что Атапин Иван Леонтьевич в метрической книге за 1870 год не значится. То же я проделал с 1871 и 1872 годами, и только в 1873 году запись о рождении нашлась, а в ней и имена родителей прадеда - прапрадеда и прапрабабушки. Нужно сказать, что в те времена ГАСО работал быстрее: результаты можно было получить за два-три месяца. Тем не менее, поиск длился около двух лет.
Одновременно я пытался уточнить дату смерти прадеда. Со слов отца я знал, что он умер в первую блокадную зиму Ленинграда. Базы данных о погибших блокадниках тогда не были еще опубликованы в сети, «Книга Памяти, Блокада, 1941–1944, Ленинград» была мне не доступна, и я позвонил на Пискаревское кладбище. Однажды, мы с отцом, будучи в Питере, ходили туда и ничего не нашли. А звонок оказался удачным только благодаря информационным технологиям. Дело в том, что в фамилии прадеда была допущена ошибка: он значился как Атонин, и поиск по фамилии ничего не дал. Но милая девушка, разговаривавшая со мной по телефону, поискала по имени-отчеству и дате рождения. И нашла! Огромное ей спасибо! Позже, явившись в архив Пискаревки лично, я получил от пожилой сотрудницы, справлявшейся по книге, ответ, что таковой не значится. От славной же девушки я узнал еще и адрес последнего места жительства Ивана Леонтьевича. Он мне очень пригодился в дальнейших поисках.
А пока продолжалась работа с ГАСО. Надобных метрических книг не оказалось, но нашлись ревизские сказки последних семи ревизий. Кладезь информации: полные списки семьи с указанием возраста всех ее членов. Древо начало разрастаться, озадачив меня своей шириной. И тут я решил себя ограничить: только прямая линия. Впрочем, если кто-то из родственников пожелает узнать своих предков, с удовольствием помогу. Пока, правда, все интересуются только пассивно.
Перескакивая через ревизии, я исследовал прямую линию вплоть до четвертой, последней из имеющихся в Саратове. Результат – 9 колен, пра(7 раз)дедушка. Сказки 1-3 ревизий хранятся в РГАДА. Но приобретя кое-какой опыт, я понял, что писать туда, с просьбой найти сведения о предках где-нибудь, если не бессмысленно, то дороговато обойдется. И занялся я поиском административной принадлежности села в XVII веке. Материалы 4-й ревизии показали, что в 1782 году село относилось не к Саратовщине, а числилось за Новохоперской округой Тамбовского наместничества.
Внимательно изучив эту же сказку 4-й ревизии, я обнаружил в ней два села, Карели и Сокольники, из которых сыновья моего пращура брали жен. Их удалось найти на географической карте. Оба находились возле Моршанска – ныне райцентра Тамбовской области. Это позволило предположить, что удельные крестьяне Атапины когда-то были переселены в Усть-Щербедино из окрестностей села Морши, так назывался в те времена Моршанск.
Двумя годами ранее, из переписки с блестящим пензенским топонимистом Михаилом Сергеевичем Полубояровым, я узнал о существовании "Шатской писцовой книги Федора Чеботова 131 года о владениях великой старицы Марфы Ивановны в Верхоценской волости". 131 год - это 7131 от Сотворения мира, стало быть, от Р.Х. 1622/23. Марфа Ивановна - мать первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, ставшая монахиней. Книга опубликована в "Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии" (Вып. 37. Тамбов, 1893 г., с.73-144) и представляет собой описание мест, принадлежащих ей, с которых она получала оброк от тех, кому сдавала бортные, водные и иные ухожаи. Местность у реки Карай, где позже возникло Усть-Щербедино, оброчили жители сел, которые сейчас называются Алкужи и Пеньки. Это опять рядом с Моршанском.
Уже в этом году я обнаружил свою фамилию в выписках из «Писцовых книг писца князя Кропоткина 1674-1678 гг. по Верхоценской дворцовой волости Тонбовского уезда», опубликованных В. А. Могильниковым в ЖЖ. Об этой публикации я прочел на ВГД. Оказалось, что среди жителей нескольких «старых» сел Верхоценской волости, в которой располагалось село Морша, довольно много Атапиных. Особенно если прибавить к счету очень похожие: Ачапин, Агапин и еще некоторые. Причем, нашел я там не только свою фамилию, но и другие, в частности: Селиверстов, Кабанов, Ланкин, которые до сих пор встречаются в Усть-Щербедино. Все это подтверждает предположение о том, что новые села, в частности в Залесском стане, к которому и относилось Усть-Щербедино, населялись жителями «старых» верхоценских сел [Как позже оказалось, Усть-Щербедино к Залесскому стану не относилось, но об этом ниже].
Еще одно открытие, связанное с той же сказкой 4-й ревизии, обескуражило. В заголовке указано двойное название села: Усть-Щербедино Карай тож. Это внесло в поиски большую путаницу. На первый взгляд все понятно: село находится на реке Карай в том месте, где в него впадает река Щербедина. Но рек с названием Карай в близлежащей округе три: Мокрый Карай и Сухой Карай, которые при слиянии дают просто Карай и являются притоком Хопра. А также Карай, берущий начало рядом с истоком Мокрого Карая, но впадающий в Ворону. Еще больше населенных пунктов с названием Карай. По самым скромным подсчетам штук семь. И среди них в описях РГАДА нет ни одного со вторым названием Усть-Щербедино. Пришлось действовать методом исключения: я отбросил села имеющие иные вторые названия: Карай – Пущино, Карай – Салтыково и проч. В результате, осталось два села Карай, оба новопоселенные, оба в Залесском стане. Но они не удельные.
Лайк (4)
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6880
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 10789
Добрый день, Виктор!
Замечательное начало у Вашего рассказа. 101.gif Прекрасный слог, легко читается. СПАСИБО!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
Здравствуйте, Елена!
Спасибо на добром слове. Но пока это и начало, и конец.
Теперь все ответы на мои вопросы в РГАДА. Собирался туда поехать в июне текущего года, чтобы поспеть до августовских каникул и ремонта, но последний начали раньше. Ремонт затянулся, а по его окончании на сайте архива появилось объявление, что материалы фонда 350 оцифровываются и недоступны…
mari2347

mari2347

Нижний Новгород
Сообщений: 3245
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4423

vikatap написал:
[q]
пока это и начало, и конец.
[/q]

Очень жаль, хорошее всегда быстро заканчивается. А я собралась читать продолжение. confuse.gif Желаю Вам, найти всю информацию о Ваших предках и поделиться с нами. biggrin1.gif
---
-------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6880
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 10789
Ну что тут скажешь... dntknw.gif Жаль, что все откладывается в долгий ящик. sad.gif Были тут бурные обсуждения на сайте - будут ли оцифрованные материалы из РГАДА в свободном доступе, нет... Наверняка, пожалуй, никто этого сейчас сказать не сможет. А вдруг расщедрятся и таки дадут доступ к ним? Может и ехать тогда не придется?
Удачи Вам, Виктор! И новых интересных находок. 101.gif
___________________

Почитала сейчас последние новости про РГАДА, оптимизма у меня поубавилось... Эт я про доступ к ним через интернет.
Тем более, желаю Вам удачи! Чтобы поскорее фонд отцифровали, парк ПК обновили и чтобы в книгах этих нашлась нужная Вам инфа!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
Я писал выше о том, что в архиве Пискаревского кладбища мне сообщили последний адрес жительства прадеда. Это в Питере, проспект Энгельса, дом 24, кв. 9. Хорошая зацепка, а 1200 км. для генеалога не круг. Но ни поиски ногами на проспекте в районе Светлановской площади, ни попытки расспросить местных жителей, оказавшихся на редкость неразговорчивыми, ничего не дали. Пришлось поработать головой.
Для начала, продлив нумерацию домов, существующую на карте 1913 года, я определил местоположение дома по Энгельса, 24. Получается, что это второй дом от перекрестка улицы Нежинской с Выборгским шоссе (так раньше назывался проспект Энгельса). Сейчас этого дома нет, а на его месте стоит дом № 34, через дорогу от ТЦ «Светлановский». Но нашлась в сети немецкая аэрофотография, сделанная 9 сентября 1942 года, на которой это место видно.
Потом я написал в информационный центр ГУВД по г. Санкт-Петербургу и получил оттуда копию листка убытия в связи со смертью. Листок составлен 31 декабря 1941 года, в нем указан год рождения прадеда - 1873, и последнее место работы - трест «Ленгортоп», служащий.
Трудиться в 68 лет Иван Леонтьевич стал, видимо, потому что работники помоложе ушли на фронт. Вот что написано в интернетовской статье «Теплоснабжение Ленинграда в период Великой Отечественной войны», при подготовке которой использованы фрагменты книги В.И. Демидова «Тепла Вам и света»: — СПб.: Издательство «Лицей», 1998. – 256 с.: «В мирное время управление треста, опираясь на шесть межрайонных топливных контор, плюс транспортную контору, разветвленную систему складов, около трех тысяч рабочих и служащих, вполне справлялось с возложенной на него задачей — снабжением организаций и населения дровами. Однако война парализовала работу треста. В блокаду дровами отапливались почти все ленинградцы. А вот снабжать ими — и не только из-за дефицита — становилось все труднее. Формально-статистически численный состав треста уменьшился вдвое. Но ведь в армию призвали тренированных, крепких, опытных и сноровистых мужчин, а заполнили ополовиненный штат «Ленгортопа» слабосильные женщины». Ну и старики, как в нашем случае. Возможно, именно там работал Иван Леонтьевич и до пенсии. Логично было бы вернуться, когда возникла нужда, на старое место работы.
Архив «Ленгортопа» хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга на Варфоломеевской, 14. Фонд 9682, одна опись, и всего-то 187 дел. Вряд ли там и личные дела 3 тысячного коллектива, хотя ознакомиться с этим фондом все же необходимо. В архивном путеводителе указано, что трест ликвидирован в 1955 году, но мне удалось обнаружить Решение Ленгорсовета от 23 июля 1973 г. N 655 «Об утверждении проекта детальной планировки города Сестрорецка», где говорится о выносе за пределы проектируемого района Сестрорецкого дровяного склада треста "Ленгортоп" (в соответствии с решением Исполкома Ленгорсовета от 4 сентября 1972 года N 861). Получается, что в 1972-73 годах трест еще существовал? Тогда и архив по личному составу должен был остаться в нем. В городской архив сдают дела ликвидированных организаций.
Наверное, все дело в том, что Топливно-энергетическое управление Ленгорсовета, в состав которого входил ликвидированный трест, продолжало существовать. Сейчас его правопреемником является государственное унитарное предприятие «ТЭК СПб» на Малой Морской, 12. Как подобраться к их архивам? Они на мое письмо не ответили.
Следующим шагом было письмо в жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга, которое прислало мне выписку из архивной домовой книги за блокадный период по адресу: пр-т Энгельса, дом 24, кв. 9. В справке под № 1 числится Иван Леонтьевич, а далее и другие члены его семьи. Дата прописки - 10 октября 1933 года. Из личного листка по учету кадров моего деда известно, что его мать, а моя прабабушка Федора Степановна умерла в 1933 году. В одной из самых хлебородных российских областей в этот год свирепствовал голод. От голода и уехал прадед с сыном и его семьей после смерти прабабки в Ленинград.
В этой справке из жилагентства указано, что работал прадедушка в Центральном котлотурбинном институте счетоводом. На мой запрос в их архив заместитель генерального директора по кадрам ответил:
«К сожалению, в документах архива ОАО "НПО ЦКТИ" имеется акт об уничтожении дел от 07.10.1941 года на основании устного распоряжения Районного отделения НКВД.
В связи с уничтожением документов, опись дел по личному составу составлена с 1939 по 1951г.г.
В этой описи Атапин Иван Леонтьевич не числится».
В этом ответе следует обратить внимание, во-первых, на факт уничтожения документов. Я позже и из других ленинградских архивов получал ответы, что документы не сохранились. Но без уточнения почему.
Во-вторых, что в 1939 году прадед в ЦКТИ уже не работал.

Но вернемся к справке питерского Жилищного агентства. Кроме прадеда в ней присутствуют:
2. гр-н Атапин Петр Иванович, 29.06.1904, уроженец села Усть-Щербедино Романовского района Саратовской обл. Прописан постоянно с 10.10.1933 г., выбыл на учебные сборы, дата выписки не читается, вновь прописан постоянно с 03.07.1940 г., выписан в РКК 06.12.1941 г.
(место работы – столовая № 36 Приморского пищеблока)
3. гр-ка Атапина Анна Климовна, 10.12.1906, , уроженка с. Усть-Щербедино Романовского района Саратовской обл. Прописана постоянно с 10.10.1933 г. Выписана 19.05.1942 г., эвакуирована.
(место работы – артель Труд. рабочая).
4. гр-н Атапин Федор Петрович, 03.01.1925 г., уроженец села Усть-Щербедино Романовского района Саратовской обл., значится в по квартирном списке с 10.10.1933 г., прописан по достижении 16 лет с 02.03.1941г., выписан 06.05.1942, эвакуирован.
(учащийся 96 школы)
5. Атапин Сергей, 24.12.1937, значится в по квартирном списке с 10.10.1933 г., даты убытия нет.
6. Атапин Николай, 06.01.1930 г., значится в по квартирном списке с 10.10.1933 г., даты убытия нет.
7. Атапин Анатолий Петрович, 16.07.1937, значится в по квартирном списке, даты убытия нет.

По всей видимости, это члены семьи младшего брата моего дедушки Петра. Вызывает сомнение только год рождения Сергея Атапина – 1937. Как же он тогда числится в списке с 1933 года. Скорее всего, это ошибка, можно предположить, например, 1927 год. В ОБД «Мемориал» ни Петр Иванович, ни его старший сын Федор Петрович, который по возрасту мог воевать, погибшими не числятся. Нужно было искать.
И я нашел. Свидетельство о смерти Петра Ивановича, там же в ОБД "Мемориал". Как и у прадеда неправильно написана фамилия, на этот раз Аттапин, с двумя "Т".
Лайк (1)
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
В семье деда было три сына, старший – мой отец, средний – Виктор – был летчиком и 5 октября 1942 года пропал без вести после выполнения боевого задания. Не смотря на письма в архивы, поиски в мемуарной литературе, попытки связаться с однополчанами, почти тридцать лет узнать ничего не удавалось. До тех пор пока в газете «Известия» от 01.04.1970 под рубрикой «Слово о подвиге народном» не появилась статья секретаря Нижнедевицкого райкома партии Воронежской области Николая Евдокимовича Болдырева «Сильнее смерти».

В ней рассказывалось о том, как в октябре 1942 года в окрестностях села Верхнее Турово фашисты обнаружили экипаж подбитого самолета. В ответ на предложение сдаться летчики открыли огонь. Тогда фашисты подожгли скирду соломы, в которой они укрылись.

Татьяна Никитична Слукина, которая участвовала в погребении погибших, в кармане гимнастерки одного из них нашла обгоревший комсомольский билет. Он был выдан Выборгским райкомом ВЛКСМ города Ленинграда Атапину Виктору Владимировичу, 1921 года рождения. После освобождения Татьяна Никитична отдала билет в местный райком комсомола, но в скором времени погибло в пожаре и здание райкома.

Позже Т.Н. Слукина рассказала о гибели летчиков красным следопытам Верхнетуровской школы, которые под руководством своего учителя Василия Гавриловича Занина и разыскали их имена.

Статью из газеты я разместил на сайте ОБД «Мемориал». Сейчас там после моих, а по всей видимости и не только моих, писем создателям сайта, в ЦА МО и в министерство обороны, появилась замечательная рубрика «Доп. информация», где можно публиковать различные факты о погибших.

Одна беда: я не знаю точную дату его рождения, только год. Из газетной статьи известно место выдачи комсомольского билета, и я написал в Петербургский центральный госархив историко-политических документов. Там просмотрели списки принятых, журналы регистрации, книги учета выдачи комсомольских билетов за 1930-1940-е годы и ничего не нашли. Это удивительно: в документах комсомольского и партучета, как правило, порядок.

Выборгский райвоенкомат Петербурга ответил, что сведений о нем не имеется. Правда, нашлись документы о мобилизации 1 сентября 1941 года и демобилизации 28 июня 1946 года моего отца. Искали, спасибо им.

Специализированный отдел накопления, хранения и выдачи документов Саратовского областного ЗАГСа вообще ничего не ответил.
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6880
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 10789
Добрый день, Виктор!
Очень сложная задача, но если попытаться...
Октябрь 1942. Нижний Туров. Какие соединения были задействованы? Номера войсковых частей и по ним искать в ЦАМО. Все, что завязано на ЦАМО, если не искать самому, превращается в почти не возможное. Но если другие зацепки Вами уже проверены.
Опять же, если найдется номер полка, эскадрильи - искать где он учился...
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1523
Здравствуйте, Елена!
Все это известно: 7-ой авиаполк, 51-ой авиадивизии дальнего действия. Окончил ШМАС (школу младших авиаспециалистов) в 1940 году. У меня есть два ответа из ЦА МО, но они хранят личные дела только офицеров. Точная дата рождения мне не известна. Впрочем, известны все места жительства, потихоньку переписываюсь, недавно с Дальнего Востока прислали ответ, что нужных мне документов нет.
    Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 27 28 29 30 31 32 Вперед →
Модератор: vikatap
Вверх ⇈