Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Продолжение поиска. Часть 3. Поиск в Верхотурье.

В теме приведено отредактированное описание первоначального поиска по Верхотурью, которое создавалось в процессе поиска.

← Назад    Модератор: rubikon
rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 11. Начало поиска по Верхотюрью.

Начало поиска по Верхотурью , вернее «первые шаги» в этом направлении поиска были связаны с поиском фамилии «Белокуровы» в обычном поисковике Яндекса, где в выдаче была ссылка на семитомный труд «Пермская летопись с 1263 по1881 годы.»
Это труд Василия Никифоровича Шишонко краеведа, фольклориста, этнографа, педагога, врача, общественного деятеля.

И вот в томе «Третий период. С 1645-1676 гг.» на стр. 831,855,839,844 упоминаются
беломестные казаки Евтифей (Евтихий) Михайлов и его брат Сидор Белокуровы.

По тексту можно понять, что жили Евтифей (Евтихий) Михайлов и его брат Сидор Белокуровы в 1668 году в Камышловской слободе и, если предположить, что было им тогда 20-30 лет от роду, то родились они примерно между 1640 и 1650 годами.

Так же поиском был найден и другой источник: «Переписная книга Верхотурского уезда» от 1710 года по Камышловской слободе
РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539
где изложено следующее :

«…Двор. А в нем живет казачей бобыль Евтифей БЕЛОКУРОВ 63 лет. Жена Федосья 60 лет. Сын Василей 19 лет, записан в солдаты. Дочь Овдотья 10 лет…» http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1539.htm

Похоже, что это именно тот Евтифей, что есть в «Пермской летописи» так как по годам получается он 1647 года рождения, даже, если учесть, что возраст зачастую писали «со слов».

И в том же документе по Тамакульской слободе читаем:

«…Двор. А во дворе живет беломесной казак Иван Михайлов сын БЕЛОКУРОВ 45 лет. Жена у него Елисавета 42 лет. И детей у него нет…».
http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1539.htm

По информации в сети дети у Ивана двое:
Михаил и Федор.
http://www.kurgangen.ru/name/familii_dalmat_I/

Это из публикации М. Телякова «История Долматовских фамилий . Часть I (от А до Л)» по работе В. Г. Барахвостова «Из записной книжки».

Можно предположить, что Иван был 1665 , а его сыновья 1680-1690 годов рождения.

«…Село Тамакульское лежит при слиянии двух незначительных речек – Суварыша и Атяш, в 179 верстах от Екатеринбурга и в 49 верстах от Камышлова. Название свое село получило от озера того же имени, при котором в 1686 г. была первоначально основана слобода Тамакульская с острогом, в силу грамоты от царей Иоанна и Петра Алексеевичей..»
http://dalmatovo.pro/sela-dalm...skoe-selo/

Немного истории:

« …В XV-XVII веках на юге Русского государства рубежи защищали различные группы служилого населения. По данным французского офицера на русской службе Маржерета, к началу XVII века служили «государеву службу» 5-6 тысяч казаков.
Кроме того, еще 8-10 тысяч вольных казаков присоединялись к русской армии по царскому приказу.
В казаках на юге служили отряды сторожевых, полковых, донских, волжских, терских казаков, черкесов, поместных атаманов, беломестных атаманов, беломестных казаков
»
http://pereformat.ru/2013/01/belomestnye-kazaki/

«… белый цвет традиционно означал «никому не подвластного, свободного от должностей и податей, также нечто радостное, щастие приносящие» (белый царь, белая земля)…«россияне приняли сии же наименования», в частности, «казаки в Сибири, получающие вместо жалования землю, называются потому беломестными казаками, понеже они не платят с них никаких податей в казну», т.е. владея «белой» – свободной от налогов землей…»
http://pereformat.ru/2013/01/belomestnye-kazaki/

По информации от Участников Форума, в деревне Нагибино прихода Георгиевской церкви Тамакульской слободы в Ревизиях 1833 и 1850 годов часто встречаются Белокуровы.

К сожалению, фонды Пермского архива, где есть эти метрические книги, не оцифрованы и просмотр этих дел пришлось отложить на «лучшие времена».

Пришло время попробовать найти информацию по Тамакульской слободе и деревне Нагибиной.

Оказалось, что Исповедная роспись Георгиевской церкви Тамакульской слободы за 1809 год и еще Метрические книги за 1810, 1812, 1819, 1822 годы, именно по деревни Нагибина, есть в архиве Екатеринбурга, он же Свердловский архив (сокращенно ГАСО).

«Исповедка» , а еще у таких документов есть название – «духовная роспись» содержит перечень всех членов семьи с указание из родственных отношений, возраста и пометки были или не были на исповеди.

Кстати, последнее бывает очень важным т.к. на исповедь ходили в период Великого поста

«… Великий пост …«Великая Четыредесятница») — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи;…» Википедия

т.е. происходило это перед Пасхой и отсутствие на исповеди могло означать, что этих людей просто не было в этой деревне в этот период.

В генеалогии не стоит оставлять в «тылу» непроработанные «источники».
По крайней мере, если поиск по документам Тамакульской слободы ничего не даст, то это тоже результат, а в генеалогии так бывает в 99 % случаев.

Так как поиск "следов" Белокуровых велся по "разным" направлениям,то:
Ранее были найдены следы Дмитрия Иванова Белокурова в метрической книге прихода Михайло-Архангельской церкви села Берикуля Кийского уезда за 1823 год.

Поиск в том регионе был связан с тем, что Белокуровы были среди переселенцев в Соколовскую волость Ишимского уезда Тобольской губ. именно из Томской губернии, но на момент начала этого поиска каких либо сведений касающихся того, что Дмитрий Иванов Белокуров переселился из районов Пермской губернии в Томскую губернию не было.

Были только косвенные предположения, что часть Переселенцев в Томскую губернию могла выйти из районов Пермской губернии, но были ли среди них были Белокуровых на тот период было неизвестно.



rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 12. Поиск в Тамакульской слободе - "исповедка " 1809 г.

Просмотр «Исповедной росписи Георгиевской церкви Тамакульской слободы за 1809 г.» дал следующий результат:

«…Роспись пермской Епархiи Камышловскаго Уезда Тамакульской слободы Егорьевской цѣркви Священниковъ Прокопья Иконникова Петра Чиркова i Михаила Кубасова обретающiхся прионой цѣркви в приходѣ нижеявлѣнных чиновъ людямъ сообъявленiемъ коегождо имяни обытiи ихъ Восвятую Четырѣ дѣсятницу У исповеди и святыхъ Таин Причастiя ктожъ исповедались токмо инѣпричастились и кто жъ неисповедался.

…Иван Петров Белокуров - 40
жена ево Палагия Дмитриева - 41
Дети их Игнатей - 18
Дмитрий - 15
…»

Цифры в тексте это количество лет на момент исповеди в 1809 году .
ir_1809_belokurovy_tamakulskaya_sloboda._d._nagibina_gaso_f.6_o.2._d.432_l.1343ob_chb_-_fragment.jpeg
ГАСО Ф. 6. оп. 2. д. 432
https://drive.google.com/file/...sp=sharing
https://drive.google.com/file/...sp=sharing

Если посчитать год рождения Дмитрия , то получается 1794 года, тогда как найденный ранее в Соколовской волости Ишимского уезда - «Дмитрей» согласно Рекрутским спискам 1835 года по той же Соколовской волости – 1789 года рождения.
Различие в 5 лет.


В генеалогии принято считать, что наиболее точные года рождения указаны в метрических книгах, хотя и там бывают отклонения , но не более чем на полгода, а вот в «исповедках» и Ревизиях эти отклонения бываю и десять и более лет.

Разницу в пять лет примем как «несущественную» и необходимо найти еще признаки которые позволят «точно» считать , что установленные в «исповедке» Георгиевской церкви Тамакульской слободы 1809 года, Дмитрий и отец его Иван и найденные ранее Дмитрей и отец его Иван, одни и те же люди.

В Списке окладной книги за 1830 год Иван указан как « умре» , а по возрасту Ивана Петрова Белокурова в Исповедной росписи - 40 лет в 1809 году, сложно что то предположить, но умереть человек мог в любом возрасте.

Находка сведений в Исповедной росписи значимая, но требующая дальнейшей проверки.

Известно, что у найденного ранее Дмитрея жену звали Пелагея Матвеева и, по Ревизии 1850 г.
https://drive.google.com/file/...sp=sharing
получается , что родилась она в 1789 г.
Тоб. арх. Ф. И-154,оп. 8 д. 677,
а умерла в возрасте 79 лет в 1868 году.
https://drive.google.com/file/...sp=sharing

Найти сведения о ее рождении сложно, но вот брак Дмитрея и Пелагеи вполне возможно.

Для начала можно предположить примерный период когда это произошло .

Мужчина мог вступать в брак, вероятно с 16-17 лет, фраза «вероятно» по той причине, что в 1830 г. Николай I установил допустимый возраст для вступления в брак: 18 лет для юношей и 17 для девушек,
Вот первая граница периода для поиска брака и вторая граница это рождением первого, или какого знаем, ребенка - 1817 г. т.е. искать надо между « с небольшим запасом» 1811 и 1817 годами .

Поиски привели на сайт Шадринского архива где есть фонд

ГАШ Ф. 272 Георгиевская церковь с.Тамакульского Камышловского уезда Пермской губернии оп.1 дел постоянного хранения за 1802-1918 гг. http://gash.archives.kurganobl.ru/Zerkov_do17.html

в котором есть Ревизские сказки 1810-1850 гг. по Тамакульской слободе, но Михаил Теляков, автор книги « История Долматовских Фамилий»
https://drive.google.com/file/...sp=sharing
посоветовал обратить внимание на «Обысковые тетради».

Это важный документ который составлялся перед заключением брака - «Брачные обыски».

«…Брачный обыск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака …» Википедия.

Обысковые тетради» в Шадринском архиве не оцифрованы и поиск возможен по обычному запросу в архив на поиск в том числе и по Ревизским сказкам, хотя последние, по информации архива, это Ревизии по церковнослужителям и искомых Белокуровых , если конечно они не были «церковнослужителями» там точно нет.

Так же был просмотр в ГАСО метрических книг по Тамакульской слободе за 1819 г. , но он ничего не дал.

Сведений о каких либо Белокуровых в этих МК нет совсем, но рождение, брак или смерть могли и не случиться в этого год, что вполне вероятно.




Примечание :

В последующем поиске был просмотр Метрических книгах Георгиевской церкви с. Тамакульского 1809, 1811, 1813 гг.
Результат приведен в теме "Белокуровы в Тамакульской и Камышловских слободах."
https://forum.vgd.ru/post/9914/174856/p5431347.htm#pp5431347


rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 13. Поиски в Пермском архиве.

Поиски продолжились в Пермском архиве.

Архив оцифровал и выложил в свободный доступ большой объём Метрических книг, Ревизских сказок и других документов по Пермской губернии, но то, что было необходимо, не оцифровано.

Необходимые для просмотра это -
Ревизские сказки Камышловского уезда, куда входила Тамакульская слобода с д. Нагибина за 1834 год - 8-ая Ревизия.

Причина обращения к РС 1834 года по Тамакульской слободе, тогда как «найденный» Дмитрей встретился в 1823, 1824, 1827 годах в Томской губернии в районе Кийска (Мариинска) за почти 1500 км. от Пермской губернии, заключается в том что,

Ревизские сказки это один из основных документов учета населения России в части уплаты налогов/ податей/окладов.
Принцип учета был простой - если откуда-то убыл крестьянин с семьей, то где то он «должен» был прибыть, а «государство» в лицо «казенной палаты» , которая и вела этот учет, «отражала» в Ревизиях «перемещения» крестьян по России.
Ревизия 1834 следовала за Ревизией 1815-16 годов и следовательно в ней могла быть запись куда выбыли Белокуровы за период между этими Ревизиями, если конечно это событие действительно было.


Номера фонда, описи и дела для просмотра - Пермский архив Фонд 111 оп. 1 д. 2726.

Ревизская сказка Тамакульской волости. 1834 г.» 568 листов.
В результате найдено следующее:
rs_1834_belokurovy_d._nagibinoi_perm.arh._f.111_o.1_d.2726_l.264.jpg
«… В д. Нагибина:
Иван Петров Белокуров - 48
Ивана Петрова сын Дмитрий - 19
Сии .. переведены по разрешению Пермской казенной палаты Томскую губернию и того же уезда в Кулыонскую волость в 1823 году
…»
https://drive.google.com/file/...drive_link

И это уже более веские «доказательства», что это искомые Белокуровы, хотя все равно нужны еще подтверждения.

«Кулыонская волость» это, вероятно, искаженная при записи «Колыонская волость» с волостным центром с. Колыон.
Колыон , что в «двух шагах» от тех мест где ранее «обнаружены» записи в МК о Дмитрее Белокурове в 1823, 1824 и 1827 годах.
11_karta_raiona_mariinska.jpg
Возраст указанный в Ревизии приведен по Ревизии 1815-16 годов, и по Ивану дает почти тот же год рождения, что и по Дмитрию «почти» тот же что по «исповедке» 1809 года, а именно 1797 вместо 1794.
Расхождение в возрасте по Исповедке и РС является типичной ситуацией.

Те ли это Белокуровы ?
Вероятность очень большая, но ожидается ответ из Шадринского архива, где, если повезет, найдется «брачный обыск» по браку Дмитрия Иванова Белокурова с Пелагией Матвеевой.

Некоторый промежуточный итог поисков.

- Место выхода Белокуровых из Томской губернии в 1830 году определено – регион села Кийского ныне г. Мариинск и вероятно из деревни Укольская, ныне урочище Уколь.
- Место откуда они вышли в Томскую губернию в 1823 году так же определено – Тамакульская волость Камышловского уезда деревня Нагибина.
- Перспектива поиска - выяснить откуда и когда Белокуровы появились в Тамакульской слободе т.е. откуда они пришли в эти края.

Можно принять за версию, что это потомки вот тех Белокуровых, о которых написано в самом начале этого текста, а именно:

- «Пермская летопись с 1263 по1881 годы.» В. Н. Шишонко «Третий период. 1645-1676 гг.» упоминаются беломестные казаки Евтифей (Евтихий) Михайлов и его брат Сидор Белокуровы.
- «Переписной книге Верхотурского уезда» от 1710 года» (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539)



rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 14. Шадринский архив.

Продолжение поиска документов.

Ответ из Шадринского архива «почти» подтвердил, что найденный в д. Нагибина Дмитрий Иванов Белокуров это именно искомый Дмитрей .
brak_(brachnyi_obysk)_dmitriya_belokurova_i_krivonogovoi_pelagei_ga_shadrinsk_f._272_op._1_list_58.jpg
В архивной справке Шадринского архива указано следующее:

«… В документах архивного фонда Георгиевской церкви в с. Тамакульском Камышловского уезда в обысковой тетради за 1814 г. значится:
...1814-го года октября 12-го числа Тамакульской слободы деревни Нагибиной крестьянин Димитрей Иванов Белокуров объявил священнику Петру Чиркову с причетником что желает он вступить в законное супружество самопроизвольно Четкаринского прихода деревни Буньковой крестьянина Михаила Кривоногова сестрой девкой Палагией первым браком пред венчанием свидетели были тысятской Семен Белокуров что оные жених и невеста совершенных лет и с благословления родителей
…».
https://drive.google.com/file/...drive_link

Имя невесты теперь известно –«Палагия», но для полного подтверждения нужно установить имя её отца.
Вероятно, что должно быть Матвей, но это еще нужно выяснить.

В тексте архивной справки указано место проживанию семьи невесты и имя и фамилия брата невесты :
«…Четкаринского прихода деревни Буньковой крестьянина Михаила Кривоногова сестрой девкой Палагией…»

В Пермском архиве в фонде Ф.111 оп. 1 в д. 2719 есть Ревизская сказка 1834 года по Комаровской волости , куда входили села Четкаринское и Буньково.

Дело не оцифровано, а следовательно просмотр возможен только в оригинале.

rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 15. Пермская летопись - Камышловская слобода.
Глава 16. Белокуровы в Пермской летописи.

Выделены в отдельную тему Дневника :

" Белокуровы в "Пермской летописи-Третий период 1645-1676"
В теме рассматривается упоминание фамилии в документе о разборе земельного спора жителей Калиновской и Камышловской слобод изложенном в труде Шишонко В.Н. «Пермская летопись с 1263 по 1881 годы.»

Пермская летопись - Камышловская слобода
https://forum.vgd.ru/post/9914/179607/p5500496.htm#pp5500496

Белокуровы в Пермской летописи
https://forum.vgd.ru/post/9914/179607/p5500503.htm#pp5500503


rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 17. Ревизские сказки 1744 и 1762 гг. по Верхотурью.

Основным документом дальнейшего поиска были Ревизские сказки 1744 года – 2 –ая по счету Ревизия, и 1762 года это 3-я Ревизия.

До этого была Ревизия 1719 -1727гг., но её «следов» не нашлось, а вот Ревизская сказка 1734-1735 гг. есть в Свердловском архиве ф. 38 оп. 1 дело 18 и, вполне вероятно, и является именно 1-ой Ревизией по этому региону.

Ревизская сказка 1744(48) года РГАДА Ф. 350 оп. 1 д. 900 Тамакульская слобода лист 799 ( кадр 807) номер записей с 34196 по 34201 включительно
https://drive.google.com/file/...drive_link
написано следующее:

« … Написанной в прежней переписи Михайло Иванов сын Белокуров двадцати девяти - 29
после переписи рожденной у него брат прежней переписи умершего отца
его Ивана Белокурова сын Федор семнадцати -17

Написанной в прежней переписи Яков Белокуров сорока двух – 42
после переписи рожденыя у него дети
Лука семнадцати -17
Иван одиннадцати – 11
Петр девяти – 9
…»

В этой Ревизии души «женского полу» ещё не указывали.

Ревизская сказка 1762 года РГАДА Ф. 350 оп. 1 д. 908 Тамакульская слобода лист 635 ( кадр. 638)
https://drive.google.com/file/...drive_link
написано следующее:

«Михайло Иванов сын Белокуров -29 -46
У него брат написанной в последней ревизии
Федор холост 14-34

У Михайла жена Марья Артемеева дочь 40 лет взята в замужество старинная Красноярской слободы у крестьянина Артемья Вдовина

дочери
Катерина 30 лет взятой в замужество той Тамакульской слободы деревни Мартыновой у крестьянина Ивана Кочегарова

дочери девицы
Офимья – 14
Наталья -12

Яков Белокуров 42 - умер в 1748 году
У него дети написанные в последнюю ревизию
Лука – 17 -35
Иван – 11 – отдан в рекруты в 1755 году
Петр – 9 -26

У Луки жена Лукерья Иванова дочь тридцати лет взята в замужество старинная той Тамакульской слободы деревни Мартыновой у крестьянина Ивана Новоселова
У них дети вновь рожденные
Федор 12
Яков - 5

Дочери девицы
Катерина тринадцати лет
Агафья шести лет
Агафья же двух месяцев

У Петра жена Василиса Никитина дочь двадцати пяти лет взята в замужество старинная той Тамакульской слободы деревни Падериной у крестьянина Никиты Макарихина

Дочери девицы
Дарья четырех лет
Дарья же двух лет
….»

Примечание:
в тексте первая цифра это возраст по предыдущей Ревизии т.е. 1744 (48), а вторая цифра это возраст на момент данной Ревизии т.е. 1762 года.
У жен получается, что если брак был до предыдущей Ревизии, то возраст указан по предыдущей т.е. 1744(48), а если брак был после , то возраст указан на момент проводимой т.е. на 1762 год.
Фраза в тексте «старинная» относится к понятию «коренная» жительница или «старожилка» данного села или деревни/

Из этих двух документов выделим следующих Белокуровых:

- Михайло Иванов сын Белокуров - примерно 1715 года рождения, вероятно это сын Ивана Михайлова Белокурова 1665 года рождения ( которому 45 лет по Переписи 1710 г.)
- Яков Белокуров – примерно 1706 года рождения , но пока не понятно чей он брат, или сын.
- Петр Белокуров - примерно 1736 года рождения - сын Якова.



rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Глава 18. Яков Белокуров.

Остаётся найти в Свердловском архиве в Ревизии 1734-35 годов сведения о семьях Белокуровых, и тогда, возможно, будет понятна родственная связь Якова с остальными Белокуровыми.

Интерес к Якову обусловлен следующим обстоятельством -

сын Якова – Петр 26 лет по Ревизии 1762 года т.е. вероятно 1736 года рождения, и предположительно он отец Ивана Петрова Белокурова , который есть в Исповедной росписи 1809 года села Тамакульского Георгиевской церкви по д. Нагибина.

Исповедные ведомости приходов Камышловского уезда за 1809 год.
ГАСО Ф. 6 оп. 2 д. 432

«…Роспись пермской Епархiи Камышловскаго Уезда Тамакульской слободы Егорьевской цѣркви Священниковъ Прокопья Иконникова Петра Чиркова i Михаила Кубасова обретающiхся прионой цѣркви в приходѣ нижеявлѣнных чиновъ людямъ сообъявленiемъ коегождо имяни обытiи ихъ Восвятую Четырѣ дѣсятницу У исповеди и святыхъ Таин Причастiя ктожъ исповедались токмо инѣпричастились и кто жъ неисповедался…
Текстовый документ - https://docs.google.com/docume...ue&sd=true

Исповедная роспись Георгиевской церкви Тамакульской слободы за 1809 год
ГАСО Ф.6 оп. 2 д. 432
где значится семья Белокуровых

Иван Петров Белокуров 40 лет

жена его Пелагия Дмитриева 41 года

а так же в числе других

сын их Дмитрий 15 лет.

Ссылка на лист документа. https://drive.google.com/file/...drive_link

Иван Петров Белокуров и сын его Дмитрий это те кто в 1823 году ушли в Томскую губернию, о чем известно из Ревизской сказки 1834 года по Камышловскому уезду .
https://drive.google.com/file/...drive_link

« Ревизская сказка Тамакульской волости. 1834 г.» 568 листов. Пермский архив Фонд 111 оп. 1 д. 2726.

Промежуточный итог этого этапа поиска:

Яков Белокуров ( без отчества) - самый первый документально подтвержденный Предок автора этих строк - Пра7дед , 30-ти лет согласно Ревизской сказки 1734-1735 гг. проживал в д. Володиной / Володинской Камышловской слободы Верхотурского края.
Источник :
ГАСО Ф.38 оп.1 д. 18 «Ревизская сказка крестьян разночинцев и других жителей Белоцлуцкой, Камышловской, Красноярской, Пышминской и Тамакульской слободы за 1734-1735 гг.»

Сыновья Якова ( установленные) :

- Лука 1727 г.р.,
- Иван 1733 г.р.
- Петр 1735 г.р.
Сыновья Петра ( установленные):

- Порфирий 1780 г.р.,
- Семен 1781 г.р.,
- Иван 1769 г.р.
Сыновья Ивана ( установленные) :

- Игнатей 1791 г.р.,
- Дмитрий 1788 г.р. - (Пра4дед автора)

Дальнейшее родство:

У Дмитрия, а в данном тексте часто писалось ДмитрЕй, было десять детей и одним из них - сын Антип 1821 г.р.,
у которого
– сын Павел 1850 г.р. у которого
– сын Пантелеймон 1875 г.р. - (Прадед,) и вот у него :
– сын Иван 1899 г.р. (Дед автора этого текста).

Там же в Камышловской и в Тамакульской слободах проживали еще Белокуровы, что указано в «Переписной книге Верхотурского уезда 1710 г. » РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539, а так же в «Пермской летописи. Третий период 1645-1676 гг.» Шишонко В.Н., о чем написано в предыдущих главах этой темы, но связать их с выше означенным Яковом пока не получилось.

Место выхода Белокуровых до их появления в Верхотурье не установлено, что и является на сегодня целью дальнейших генеалогических изысканий.

По мнению некоторых исследователей исход переселенцев в Камышловскую и другие слободы в середине 17 века мог быть из районов Важского / Шенкурского уездов Архангельского края, что и требует подтверждения или опровержения в части, касающейся Белокуровых.

Яков Белокуров указан без отчества / патронима в Ревизии 1734-1735 годов и по мнению Коновалова Ю.В. , исследователя из Уральского историко-родословного общества ( УИРО), Яков мог быть без прозвания/фамилии и был принят ко двору и взял фамилию хозяев двора.

Если в Ревизской сказке 1734-1735 годов Якову 30 лет, то в Ревизии 1719 года вполне мог быть «подходящий» по возрасту Яков или без «прозвания» , ну или, что не исключено, с другим «прозванием», что уже конечно будет сложнее его идентифицировать как искомого.
Далее - есть Перепись Льва Мироновича Поскочина с которой и предстоит ознакомится на следующем этапе поиска.

В одной из групп по генеалогии в проекте Familio была создана инициативная группа, которая выкупила фото полной версии этой Переписи и выложила её на ресурсе для генеалогов «Родная Вятка».
https://rodnaya-vyatka.ru/?ysclid=lslsy6sqkc77308849
Вот с этим документом и предстоит дальнейшая работа.




Примечание к Главе 8 :
Тема Якова Белокурова разработанная при последующем поиске :
" Белокуровы в Тамакульской и Камышловских слободах."
https://forum.vgd.ru/post/9914/174856/p5430956.htm#pp5430956



rubikon
Модератор раздела

rubikon

Москва
Сообщений: 627
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 811
Дополнение.

Фамилия «Белокуровы» в некоторых первоисточниках (по рассматриваемому региону).

В книге Е. Н. Шумилова «Тимошка Пермитин из деревни Пермяки» в разделе «Пермские фамилии» такой фамилии нет.
https://ct4.ucoz.ru/index/g064_b/0-1610

В «Словаре Пермских фамилий» В.Н. Поляковой такой фамилии так же нет.
https://vk.com/doc16599883_641...ZaEXvybPxD

В «Истории Долматовских фамилий» Михаила Телякова читаем:

«…БЕЛОКУРОВ - По данным В. Шишонко, в Камышловской сл. в конце 17 в.
проживали беломестные казаки Евтифей Михайлов и его брат Сидор
Белокуровы. Предком Белокуровых в Тамакульской слободе был беломестный
казак Иван Михайлов Белокуров 45 лет (перепись 1710 г.). В 1744 г. в слободе
проживали его сын Михайло с братом Федором, Яков Белокуров с сыновьями
Лука, Иван, Петр
…»

http://www.kurgangen.ru/name/familii_dalmat_I/

В книге А. Г. Мосина «Словарь Уральских фамилий» читаем:

«…Белокур (Белокурой) — прозвище от белокурый — «светлорусый, беловолосый, светловолосый, белявый, блондин»; (шутл.) «белобрысый» (Даль).
В документах конца XVII в. сохранились сведения о живших в Камышловской сл. беломестных казаках Евтихии (Евтифее) Михайловиче и Сидоре Белокуровых (см.: Шишонко III. С.831,835).
В д. Нагибиной фамилию носили крестьяне; встречается в Далматовском, Пышминском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).
15.5. Нагибина деревня, приход Георгиевской церкви Тамакульская слобода, она же Лягушина (1869, 1908, 1923)
…»
Источник сайт Оксаны Корневой okorneva.ru


На сайте «Поколение Пермского края» приведен анализ «Упоминания фамилий в записях метрических книг», где фамилия БЕЛОКУРОВЫ встречаются только 1 (один) раз.
Источник : сайт pokolenia.permkrai.ru

Мнение Коновалова Ю.В. (УИРО) изложенное в личной переписке с автором :

«…Фамилия в Западной Сибири редкая, для начала XVIII века – единичная.
Видимо, связано с тем, что слово «белокурый» в отношении светловолосых здесь не употреблялось. Блондины дали начало фамилиям Беловы, Белых, Белавины…
Первое упоминание фамилии (точнее – прозвания) «Белокуров» - в известном деле 1702 года.
В переписи Поскочина ни в Верхотурском, ни в Тобольском уезде таковая не встречается.
Но это не значит, что носителей прозвания в это время здесь не было.
Для того периода указывать в документах прозвания были вовсе не обязательно. В некоторых местностях более половины жителей проходили вообще без фамилий (прозваний).
Такое характерно как раз для юго-восточной части Верхотурского уезда – Белослудской, Камышловской, Красноярской и Тамакульской слобод.
Кроме того, в некоторых семьях использовались несколько прозваний и в разных документах они, соответственно, записаны по разному
…»

Объективности ради, надо отметить, что фамилия «Белокуровы» встречается в «Переписной книги переписи дворянина Андрея Ивановича Парфентьева 1710 года»
https://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1525.htm

«…Деревня Короткая над озером
…Двор а в нем живет пашенной крестьянин Прокопей Артемьев сын (фамилию не видно) сказал себе от роду 40 лет (л. 388) у него жена Дарья 30 дети Афонасей 20 Иван 17 Мирон 3 Михайло полутора году у сына ево Афанасия жена Матрона 25 у него ж дочь Мавра 2 у другова сына жена Евдокия 21 у него ж пасынки Ананий Федоров сын Белокуров 6 да патчерица Наталья 12…
»

Мнение Коновалова Ю.В. (УИРО) изложенное в личной переписке с автором :

«…Ананий Федоров Белокуров в переписи 1710 года. Его отчим – Прокопий Артемьев Овсяников. Но в ревизии 1719 года Ананий написан с прозванием «Белоруковых» (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1587. Л.642 об.). В той же Шадринской слободе, в деревне Иванищевой также известен бобыль Белоруков в 1719 и 1744 гг. Скорее всего, Ананий написан в 1710 году Белокуровым по ошибке (обычное дело). В 1744 году ни Анания, ни его отчима не показано.
Овсяниковых и Белоруковых в крестьянской книге Шадринской слободы 1702 года нет. Видимо, появляются здесь между 1702 и 1710 гг


Белокуровы в источнике - «Переписная книга Верхотурского уезда 1710 года» (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539)
https://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1539.htm#_ftnref1

«…(л.247)
Беломестные ниже сего.
…Двор. А во дворе живет беломесной казак Иван Михайлов сын БЕЛОКУРОВ 45 лет. Жена у него Елисавета 42 лет. И детей у него нет
…»

«…(л.422)
Бобыли. … Двор. А в нем живет казачей бобыль Евтифей БЕЛОКУРОВ 63 лет. Жена Федосья 60 лет. Сын Василей 19 лет, записан в салдаты. Дочь Овдотья 10 лет…»

Пояснение к термину «беломестные казаки»

Существует ряд научных исследований по этой теме.
Ниже приведены выдержки из публикации в сети «Беломестные казаки в Сибири XVII - первой трети XVIII в.» д.и.н. В. Д. Пузанова.

«…XVII в. в слободах и острогах юга Сибири появляется особая категория служилых людей по прибору — беломестные казаки. Часто эта группа служилых людей изучается как исключительно сибирское явление, вне общего российского контекста. Между тем подобная категория служилых людей известна на юге России в первой половине XVII в. и упоминается в Соборном Уложении 1649 г. Беломестные казаки являлись одной из групп служилых людей по прибору которые по замечанию В.О. Ключевского являлись «соединительным звеном» между верхушкой московского общества — служилыми людьми по отечеству и тяглыми, жилецкими людьми…

…В 1620 — 1640 гг. на юге Верхотурского и Туринского уездов власть проводит строительство слобод с крестьянским населением, которое должно было решить проблему снабжения хлебом сибирских гарнизонов. Первоначально слободы населялись исключительно крестьянами, однако позднее в 1630 гг. в результате резкого увеличения военной опасности на юге Сибири, в слободах начинается строительство острогов, а так как сами гарнизоны городов Сибири были немногочисленны, поэтому пришлось решить проблему защиты слобод другим способом.

… с 1640-х гг. «приказчики, как правило, привлекали на поселение наряду с крестьянами и беломестных казаков» … Конным казакам был назначен оклад по 4 рубля с четью, а за хлеб дана пашня 12 десятин по 4 десятины в поле. Беломестным пешим казакам было велено служить с пашни и за денежное и за хлебное жалование…».
https://reenactor.ru/ARH/PDF/P...g895206161

О том же в первоисточнике «Пермская летопись. Третий период 1645-1676 гг.» Шишонко В.Н. на стр. 812 указано следующее:

«…Поселившимся крестьянамъ, и бҌломҌстнымъ казакамъ, и захребетникам.. и охочимъ и гулящимъ людямъ была дана льгота на пять лҌтъ, а затҌмъ, по истеченiи сего срока, приказывалось обложить ихъ оброкомъ въ казну по 40 алтынъ съ десятины въ годъ; а беломестнымъ казакамъ приказывалось служить безденежно за данную имъ землю…»
← Назад    Модератор: rubikon
Вверх ⇈