Как я искал Предков "моих" Васильевых - Омских мещан
В данном тексте рассматривается история поиск Предков Алексея Алексеева Васильева 1862 года рождения, крестьянина д. Богдановой, причисленного в мещане г. Омска в 1897 г.
rubikonМодератор раздела  Москва Сообщений: 627 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 811 | Наверх ##
28 сентября 11:27 12 декабря 15:22 Предисловие к истории поиска.Первоначальный поиск начинался с попыток установить возможные сведения о Иване Пантелеймоновиче Белокурове, который доводится автору этого текста - Дедом. Описание поиска изложено в темах дневника - Начало поиска. Часть 1. Первые шаги.https://forum.vgd.ru/post/9914/180401/p5521457.htm#pp5521457Продолжение поиска. Часть 2. Переселение в 1830 г.https://forum.vgd.ru/post/9914/176492/p5526020.htm#pp5526020Продолжение поиска. Часть 3. Поиск в Верхотурье.https://forum.vgd.ru/post/9914/174298/p5425867.htm#pp5425867…Согласно документам о рождении Ивана Пантелеймоновича Белокурова, он родился он в 1899 году в селе, она же станица, Полуденское / Полуденская, которое так же обозначается иногда, как Полуденное или Полудино. Этот населенный пункт расположен рядом с железной дорогой между г. Петропавловском и г. Омском примерно в 40 км восточнее города Петропавловска ( ныне это Северный Казахстан).  Источник: ГАСО Оп. 1 д. 227 Л. 164-164об https://drive.google.com/file/...sp=sharingНайденная информация о рождение Ивана Пантелеймоновича Белокурова в селе Полуденском в 1899 году дала повод начать поиск брака Пантелеймона Павлова и Параскевы Алексеевой Белокуровых, соответственно приходящихся автору – ПраДедом и ПраБабкой. В итоге поиска в Центральном государственном архиве Казахстана в Ф.843 оп. 1 д. 206 была обнаружена запись о браке в МК за 1898 г. прихода Михаило-Архангельской церкви села Полуденского Пантелеймона Павлова Белокурова и Параскевы Алексеевой Васильевой. « ... 29 Июля… Ишимского округа, Соколовской волости, деревни Альшанки крестьянин Пантелеймон Павлов Белокуров православного вероисповедания первым браком – 23 (года) … Омская мещанская дочь, девица Параскева Алексеева Васильева, православного вероисповедания – 17 (лет)…» Источник: ЦГА РК Ф.843 оп. 1 д. 206 лист 78 об 79. https://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharing Фото церкви в селе Полуденском где был освящен брак Пантелеймона Белокурова и Параскевы Васильевой в 1898 году и где в 1899 году крестили их сына Ивана. По причине того, что Параскева Алексеева Васильева записана в МК, как «… Омская мещанская дочь…», то дальнейший поиск сведений о Васильевых был в Омском архиве в документах «Мещанской управы» - Мещанского управления г. Омска. (ГИАОО ф. 184 оп.1 д. 4), в результате чего был получил скан листа книги «Посемейного списка мещан г. Омска» где указано следующее: «… Васильев Алексей Алексеев причислен 26 февраля 1897 года Семейство Васильева Алексея жена Прасковья 37 лет Дочь Прасковья 15 лет ( в столбце «Отметка о убыли» пометка -«замужем»)…»  ГИАОО ф. 184 оп.1 д. 4 лист 89 об. 90 https://drive.google.com/file/...sp=sharingВ начале поиска было предположение о том где далее искать следы Васильевых, а именно: - было предположение, что, вполне вероятно, невесту Параскеву Алексееву Васильеву могли «взять» из той же деревни Альшанки где проживала семья её жениха - Белокуровы. При этом Васильевы могли только числиться мещанами в г. Омске, выйдя из крестьянского общества и там же в Омске платили налоги. Выплатили свои долги перед крестьянским обществом, получили «добро» на выход и «перешли» в другое сословие став уже мещанами, а не крестьянами, но вот в Переписи 1897 года по д. Альшанка и деревнях рядом с ней, а так же в Ревизской сказке 1858 г. по Соколовской волости Ишимского уезда «похожих» Васильевых, увы, не нашлось и поиск был отложен до «лучших времен» … | | Лайк (2) |
rubikonМодератор раздела  Москва Сообщений: 627 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 811 | Наверх ##
28 сентября 14:09 Поиск Васильевых по архиву Омска – часть 1.«Лучшие времена» в поиске наступили о чем и изложено далее. Но, для начала небольшое «компьютерное» отступление и даже с «участием» искусственного интеллекта (ИИ), а именно: в рамках совместного большого проекта Яндекса и многих, но, увы, не всех архивов России, выполнена индексация / распознавание рукописного текста содержащегося в документах архивов с использованием самообучающегося искусственного интеллекта или как еще сейчас говорят – «нейро сети». https://yandex.ru/archive Эти документы с индексированным текстом выложены в свободный доступ в интернете с возможностью поиска по ключевым словам в распознанном тексте. Поиск начался по фамилии « Васильев», имени « Алексей» и отчеству « Алексеев», но если учесть, что в те времена отчества, а правильнее говорить «патронимы», не имели окончаний типа «ВасильевИЧ» или «АлексеевИЧ», то в выдаче поиска были и «Васильевы» и «Алексеевы» и как фамилии и как отчества / патронимы, что несколько усложняло выбор «нужного» результата из списка найденных. Использование вариантов «точных» сочетаний фамилии, имени, отчества и отбор результатов в выдаче поиска по годам создания документов, а в нашем случае это МК –метрические книги, в которых осуществлялся поиск, принесло свои первые результаты, а именно:• В 1880 году 11 января в МК прихода Николаевской церкви с. Черноозерского обнаружена запись о браке: «… Январь 11… Житель деревни Богдановой крестьянин Алексей Алексеев Васильев православного исповедания, первым браком – 19 (лет) … Невеста деревни Сибирская Саргатка крестьянка Параскева Андреева Домаратских, православного исповедания, первым браком – 21 (год)…»  ГИАОО Ф. 16 оп. 6 д. 50 с.418 https://drive.google.com/file/...sp=sharingПроверка по возрасту и годам рождения в записи о браке и в «Посемейных списках мещан г. Омска» дала возможность «осторожно» предположить, что это брак Родителей искомой нами Параскевы Алексеевой Васильевой, а именно: Возраст невесты Параскевы Андреевой Домаратских – 21 год, что дает 1859 год рождения, а по «Посемейным спискам мещан г. Омска» Параскеве – 37 лет, а причисление в мещанское сословие было в 1897 году, то получаем 1860 год рождения, что «почти» совпадает с рассчитанным выше годом рождения.Для подтверждения того, что это действительно искомые нами, нужно было найти запись о рождении самой Параскевы Алексеевой Васильевой, коей на момент брака с Пантелеймоном в 1898 году было 17 лет, а на момент причисления Васильевых в 1897 г. в мещанское сословие, согласно «Посемейного списка мещан г. Омска» - 15 лет, что дает или 1881 или 1882 года рождения, что хоть и отличается от года брака Родителей Параскевы -1880 г., но не настолько что бы исключить вероятность того, что это действительно они, тем более что отклонения в «рассчитанных» годах рождения незначительные. Предположение о строгом соблюдении норм и правил православия, связанных с браком и рождением детей, дает нам возможность с той или иной точностью рассчитать период в котором надо искать запись о рождении ребенка после вступлении в брак, а именно: брак был 11 января 1880 года и, вполне вероятно, что в октябре стоит искать запись о рождении, что и было сделано уже без использования ИИ (искусственного интеллекта), а «по старинке» - смотреть своими глазами текст документов. • В 1880 году 17 октября в МК прихода Николаевской церкви с. Черноозерского обнаружена запись о рождении : «… 17…19 (Октября) … Параскева – деревни Богдановой крестьянин Алексей Алексеев Васильев и законная жена Параскева Андреева оба православные… [восприемники] той же деревни крестьянин Павел Терентьев Васильев (*) и той же деревни крестьянская девица Евдокия Алексеева Васильева (**)…»  ГИАОО Ф. 16 оп. 6 д. 50 с.407 https://drive.google.com/file/...sp=sharingПримечание : (*) - Павел Терентьев Васильев – дядя Алексея Алексеева Васильева т.е. брат его отца - Алексея Терентьева Васильева ; (**) - Евдокия Алексеева Васильева –родная сестра Алексея Алексеева Васильева; ( данная информация была установлена позднее). Важное замечание : при работе с Первой частью МК «О родившихся» стоит обращать внимание на «восприемников» (по современным понятиям - крестные) т.к. их роль / значение в таинстве крещения было очень значимым и, абы кого, в восприемники не звали, а следовательно по фамилиям восприемников можно было предположить к какой фамилии могла принадлежать мать родившегося ребенка т.к. не исключено, что кто-то из восприемников мог быть ей близкий родственник. Стоит так же обращать внимание на пометки на полях документов, к примеру: интересная приписка на полях МК с нечитаемым текстом, но с указание года «1898», что вполне могло быть отметкой о выдаче выписки из МК о рождении Параскевы перед её вступлением в брак именно в 1898 году. Найденные сведения дают большую уверенность в том, что з аписи о браке Алексея Алексеева Васильева и Параскевы Андреевой Домаратских, как и сама запись о рождении Параскевы Алексеевой Васильевой, имеют самое прямое отношение к искомым нами Васильевым. | | Лайк (1) |
rubikonМодератор раздела  Москва Сообщений: 627 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 811 | Наверх ##
28 сентября 14:42 Поиск Васильевых по архиву Омска – часть 2.В продолжении поиска интересно было поискать записи о рождении самих Родителей Параскевы - Алексея Алексеева Васильева и Параскевы Андреевой Домаратских (в замужестве Васильевой). Если в первом случае поиск шел по «проторенной» уже ранее дорожке, то вот в случае поиска рождения Параскевы Андреевой Домаратских возникли интересные «сложности» так как ИИ (искусственный интеллект) распознавал / индексировал написание фамилии «Домаратских» в совершенно «невозможных» вариантах словосочетаний, что и усложнило поиск и, как ни странно, облегчило поиск т.к. фамилия редкая и «варианты» в выдаче поиска были «почти» все «нужные», но как оказалось позднее – в документах архива оказалось две родовые «линии» Домаратских, но, с большой долей вероятности, не связанных друг с другом. Найдено следующее: • 1853 год 5 ноября в МК прихода Михаило-Архангельской церкви с. Крупянского обнаружена запись о браке: «… 5 (Ноября)- Деревни Сибирской Саргатки, вновь причисленный поселенец Андрей Михайлов Домарацкий жених православного вероисповедания – 45 (лет) … той же деревни вдова крестьянская жена Мавра Николаева Чебакова православного вероисповедания – 35 (лет)…»  ГИАОО Ф.16 о.2 д.167 с.63 https://drive.google.com/file/...sp=sharingНевеста Андрея Михайлова Домарацкого – Мавра Николаева Чебакова указанная как вдова, была ранее замужем за Лаврентием Савельевым Чебаковым, что выявлено из Ревизской сказки 1850 года по деревне Сибирская Саргатка Крупянской волости Омского округа Тобольской губернии где указана вся семья Чебаковых. Тоб. арх. Ф154 о.8. д. 540 FS 7577793 к.93 it3 https://drive.google.com/file/...sp=sharing • В 1860 году 23 июня в МК прихода Михаило-Архангельской церкви с. Крупянского обнаружена запись о рождении: «… 23-27 ( Июня) - Параскева – той же волости (Крупянской) деревни Сибирская Саргатка крестьянин Андрей Михайлов Домаратцкий и законная жена его Мавра Николаева оба православного вероисповедания… [восприемники] той же волости и деревни крестьянин Степан Митрев Пушкарев, оставшаяся солдатская жена Фекла Савельева Шипицына…»  ГИАОО Ф.16 о.2 д. 205 стр. 192 https://drive.google.com/file/...sp=sharingГИАОО Ф.16 о.2 д. 2 стр. 471 (копия) Опять же, интересная приписка на полях МК с нечитаемым текстом, но с указанием года «1898», что вполне могло быть отметкой о выдаче выписки из МК о рождении Параскевы перед вступлением в брак её дочери именно в 1898 году, хотя, не исключаю, что писарь просто перепутал двух «Параскев» и выдал две выписки из МК- человеческий фактор, однако. • В 1862 году 2 октября в МК прихода Петро-Павловской церкви с. Серебрянского обнаружена запись о рождении: « … 2 - 4 – Алексей – Деревни Богдановой крест. Алексей Терентьев Васильев и законная его жена Ирина Петрова, оба православные… (восприемники) Села Серебрянского крест. Матфей Архипов Мо[зже]рин и деревни Богдановой кр. дочь девица Дарья Лукина Васильева…»  ГИАОО Ф.16 о.2 д.221 с.1004 https://drive.google.com/file/...sp=sharingИ, опять же, интересная приписка на полях МК с нечитаемым текстом, но с указание года «1898», что вполне могло быть отметкой о выдаче выписки из МК о рождении Алексея перед его вступлением в брак именно в 1898 году.
Некоторый итог поиска: - изначальная цель поиска была следующая - найти дату и место рождения Параскевы Алексеевой Белокуровой в замужестве, Васильевой в девичестве (1880 г.р.), – матери Ивана Пантелеймоновича Белокурова (Деда автора) ,что и было найдено. - вместе с этим установлены и родители Параскевы Алексеевой – Алексей Алексеев Васильев (1862 г.р.) - и Параскева Андреева Домарацкая (1860 г.р.), а так же установлены и Родители Параскевы Андреевой - Андрей Михайлов Домарацкий (вероятно 1808 г.р.) и Мавра Николаева Чебакова (вероятно 1818 г.р.). Дальнейшие темы будут посвящены поиску мест выхода Васильевых и Домарацких т.е. откуда и когда они пришли в Сибирь. Для представления где находятся населенные пунктов, названия которых встречаются в тексте, ниже приведены фрагменты карты с сайта www.etomesto.ru Фрагменты «Маршрутная карта Западной Сибири 1843 года» http://www.etomesto.ru/map-atl...=73.503821 Название нас. пункта «Альшанка» вписано автором т.к. изначально на карте на указано. | | Лайк (2) |
rubikonМодератор раздела  Москва Сообщений: 627 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 811 | Наверх ##
28 сентября 15:40 12 декабря 15:01 Поиск самых дальних Предков Васильевых или откуда они пришли в Сибирь В предыдущей теме представлены "ближайшие" Предки по линии Васильевых и вот теперь интересно, «докопаться» до максимально удалённой временной точки, а возможно и места откуда вышли Васильевы и пришли в районы указанные на карте в предыдущей теме.Одним из основных источников генеалогической информации являются Ревизские сказки. Напомню, что всего в России было проведено десять Ревизий - первая в 1719 году и последняя в 1858 году. Подробнее можно почитать об этом в Википедии, отмечу только, что основная цель Ревизий - это налогообложение населения. Следует обратить внимание, что возраста персон указанных в ревизиях иногда отличались от «реальных» их возрастов, особенно это касалось первых ревизий, а вот в самой первой ревизии 1719 года многие, попросту говоря, не участвовали т.е. скрылись и пришлось проводить дополнительные ревизии вплоть до 1727 года. Отец Параскевы Алексеевой Васильевой (Белокуровой в замужестве) – Алексей Алексеев Васильев родился в 1862 году 2 октября о чем есть запись о рождении в МК прихода Петро-Павловской церкви с. Серебрянского : « … 2 - 4 – Алексей – Деревни Богдановой крест. Алексей Терентьев Васильев и законная его жена Ирина Петрова, оба православные… » ГИАОО Ф.16 о.2 д.221 с.1004 https://drive.google.com/file/...sp=sharingИз этого документа установлено, что отца Алексея звали Алексей, а уже его Отца - Терентий, что следует из его отчества / патронима « Терентьев» и приписаны они были в д. Богдановой. Ниже изложены в хронологической последовательности, начиная с 10-ой Ревизии 1858 года, сведения о Васильевых - прямых Предках Алексея Алексеева Васильева, но в данном тексте приведены сведения, только о его прямых Предках и Потомках по мужской линии. Примечание: значение цифр обозначающих возраст персон в тексте следующее: - первая цифра - возраст по предыдущей ревизии с указанием полных лет и полных или не полных месяцев; - вторая цифра возраст по данной / текущей ревизии с указанием полных лет и полных или не полных месяцев; - у женщин (правая часть разворота ревизии) указывался возраст на момент данной / текущей ревизии.• Ревизская сказка 1858 года по Тобольской губернии, Омского округа, Серебрянской волости д. Богдановой : « … Прокопий Епимахов Васильев - 66 – 10 ½ - умер в 1854 году… … Прокопия Епимахова 3 сын Терентий – 41- 4 ½ - 48 -10 ½ - Терентья Прокопьева 2 жена Степанида Архипова – 30 … … Терентья от 1 жены сын Алексей - 22-4 ½ - 29 ½ - Алексея Терентьева жена Ирина Петрова – 28 – 6…»   Источник : Тоб. арх. Ф154 о.8. д. 771 листы 89об- 90, 90об – 91 FS 7577796 к.87,88 it2 https://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharing• Ревизская сказка 1850 года по Тобольской губернии, Омского округа, Серебрянской волости д. Богдановой : «… Прокопей Епимахов Васильев – 50 ½ - 66 ½ … … Прокопия Епимахова 4 й сын Терентий - 25 – 41 – Терентья Прокопьева жена Анисья Федорова – 37… … Терентья сын Алексей - 6 – 22 – Алексеева Терентьева жена Ирина Петрова – 21…»   Источник : Тоб. арх. Ф154 о.8. д. 549 листы 4об – 5, 5об-6 FS 7577709 к. 93, 94 it3 https://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharing• Ревизская сказка 1834 года по Тобольской губернии, Омского округа, Серебрянской волости д. Богдановой - не сохранилась.• Ревизская сказка 1816 года по Тобольской губернии, Омского округа, Серебрянской волости д. Богдановой : «… Епифан Васильев - 54 -58 Епифана Васильева сын Прокопей – 28 ½ - 32 ½ - Прокопьева жена Лукерья – 35… … Прокопья Епифанова дети - … Терентей – 3 – 7 … »   Источник : Тоб. арх. Ф.154 о.8 д.338 л.663,664 на FS нет. https://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharingСтоит обратить внимание на отчество / патроним Прокопея, которое по Ревизии 1858 и 1850 годов записано как « Епимахов», и происходит от имени его отца - Епимах.Имя «Епимах» есть в святцах / месяцеслове. Это перечень всех известных Церкви святых в соответствии с календарем, то есть под каждым числом дается список святых, память которых приходится на данный день. Так память о мученике Епимахе приходится на 12 и 13 ноября и 24 марта. https://azbyka.ru/days/menology/name/epimahВ Ревизии 1816 года Епимах Васильев записан переписчиком как «Епифан Васильев». Скорее всего переписчик записал имя в привычном для него звучании – «Епифан», а не «Епимах» То, что это «ошибка», понятно из имен сыновей Епимаха / «Епифана» указанных в данной и последующих ревизиях. А вот в предыдущей Ревизии 1795 года имя Епимаха указано правильно.• Ревизская сказка 1795 года Тобольского наместничества, Омской округи, Серебрянской волости д. Богдановой : «... Епимах Васильев – 26 – 39 у него жена Фекла Абрамова -36 – 49 присланная из России Нижегородской губернии села Избыльца деревни Кожуховой князя Лобанова крестьянина Абрама Иванова дочь у них дети Написанные в последнюю пред сим ревизии Прокопей - ½ - 13 ½ Авдотья 3-16 …»  Источник : Тоб. арх. Ф154 о.8. д. 45 FS 7576336 к.61 it3 https://drive.google.com/file/...sp=sharing• Ревизская сказка 1782 года Тобольской губернии ведомства города Тары Крупянского села деревни Богдановой : «… Деревни Богдановой Приведенные из России посельщики и положенные в подушной оклад с 1775 году мая 31 числа … Епимах Васильев - 18 – 26 У него жена Фекла Абрамова - 17 – 36 присланная из России Нижегородской губернии села Избыльца деревни Кожуховой князя Ивана Ивановича Лобанова крестьянина Абрама Иванова дочь У них дети рожденные после ревизии Прокопей – (-) - ½ дочь Авдотья - (-) - 3…»    Источник : Тоб. арх.Ф.154 о.8 д. 34 FS 7576333 к. 95, 98, 99. It1 https://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharinghttps://drive.google.com/file/...sp=sharingИтог поиска:Установлено место выхода Васильевых – Епимаха с женой Феклой Абрамовой, а именно: Нижегородская губерния, село Избылец, деревня Кожухово. Положение в подушных оклад т.е. начало уплаты налогов по новому месту приписки и, скорее всего, и дальнейшей жизни – 31 мая 1775 года. Важное замечание :Изначально, когда смотрел Ревизскую сказку 1782 года, то по привычке «пробежался» по возрастам персон, помня что первая цифра это возраст по предыдущей ревизии, а она была в 1763 году, а вторая цифра – возраст по данной ревизии т.е. 1782 и тут столкнулся вот с такой "проблемой" у мужчин и женщин разница в возрастах по "текущей" 1782 г. и "предыдущей" 1763 г. ревизии разная - у мужчин 8 лет, а у женщин 19 лет. 19 лет "подходит" под года проведения ревизий, а вот 8 лет сильно «не подходит».В чем дело ? Оказалось, что в «шапке» таблицы на первой странице и далее в тексте по этой деревне указано у мужчин - "по последней ревизии в подушной оклад написаны были" , и далее в тексте - " …положенные в подушной оклад с 1775 году мая 31 числа…»
и вот тут все "сходится", примерно, 7 лет разница. У женщин запись была "стандартная" - "по последней ревизии..." и " на лицо...". Для справки : "Подушная подать была введена Петром I в 1724 году. Налогом облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста..." (с)Предположение:Было предположение, что вместе с Епимахом и Феклой могли быть переселены на новое место с Нижегородской губернии и их Родители, но просмотр Ревизской сказки 1782 г. по д. Богдановой, увы, не подтвердил этого предположения. Если же предположить, что Родители Епимаха и Феклы остались на прежнем месте жительства, то не исключил, что сведения о них могут быть в Ревизской сказке 1782 г. по Нижегородской губернии, д. Кожухово. Это Ревизская сказка (ЦАНО Ф. 60 оп. 239а д. 32 FS 7492379) есть на сайте «мормонов» - FamilySearch, но родителей Епимаха и Феклы там нет. Можно было бы и остановиться на этом, но посмотрев на наличие первоисточников по Нижегородскому уезду, как и в свободном доступе в сети так и в том же РГАДА (Российский государственный архив древних актов), где находятся три первые Ревизии – 1719, 1744 и 1762 и то что было «до» Ревизий, пришел к решению, что чуть позже возвращусь к поиску.Для представления где находятся деревни Кожухово Верхнее и Нижнее и село Избылец, приведен фрагмент карты 1800 г. Эти деревни находились рядом с городом Горбатов.  Примечание :При дальнейшем поиске было установлено, что жена Епимаха - Фекла Абрамова до переселения в Омскую губернию из Нижегородской была замужем за Игнатеем Павловым (1721 г.р. - умер в 1777 г., что указано в РС 1782 г.). От их брака сын – Федор Игнатьев 1774 г.р. [1.0.] Брак посельщика деревни Богдановой Епимаха Васильев первым браком с вдовой Феклой Абрамовой установлен по МК 1777 г. Свято-Димитриевской церкви села Битиинского (Бетеинского) ИАОО Ф. 16 оп. 2, д. 2, стр. 698 https://forum.vgd.ru/post/9796/175649/p5434920.htm#pp5434920 | | Лайк (2) |
|