Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Пьянковы

История рода

← Назад    Вперед →Модератор: XX34AP
XX34AP
Модератор раздела

XX34AP

Киров, Россия
Сообщений: 81
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 210
История раскулачивания семьи

До 1907 года мои прадед Сергей Степанович и дед Иван Сергеевич Пьянковы, жившие в деревне Пьянки Уржумского уезда Вятской губернии - ранее починок Пьянков, основанный предком в 1811 году, помимо сельского хозяйства занимались и торговлей. Ездили на ярмарки, продавали скобяные товары, деревянные чашки и ложки, глиняные куклы и свистульки, которые, наверное, сами и изготовляли, вот в кого у меня «очумелые ручки»! Прибыль не покрывала затрат, к торговле все Пьянковы, видимо, не способны. Дед окончил начальную школу в сельце Лазаревском, и, судя по архивным документам, писал вполне грамотно и красиво. С 1917 по 1921 года он два года трудился в квасильном отделении Лазаревского винзавода, потом за честность и добросовестный труд был выдвинут коллективом на должность секретаря завкома. Старший сын Виктор руководил работой пионерского звена деревни Пьянки, «проводил беседы и выписывал справки», как видим, семья вполне лояльно относилась к Советской власти, что не помешало последней в 1929 году лишить их избирательных прав, а в 1930 – раскулачить.
Дальше из жалобы деда прокурору: «В 10 часов вечера 7 февраля сего года прибыли в моё хозяйство члены Лазаревской коммуны III Интернационала и объявили о неуплате налога в сумме 553 рубля 50 коп. Если не уплачу, то у них имеется постановление бедноты деревни раскулачить моё хозяйство и выдворить меня из дома», что эта «беднота» и сделала. Дед повторно платить отказался - налог был уже оплачен, и семью с пятью детьми и престарелыми родителями 73-х лет выставили на мороз, а сам он решил добиваться справедливости и написал ходатайство в Нолинский ОкрИК(окружной исполнительный комитет), а односельчане – коллективное письмо в поддержку, но 15 мая 1930 года пришёл ответ – в восстановлении отказать.
Формулировки Лазаревской коммуны тоже достойны пера: «Принимая во внимание, что хотя торговля прекращена в 1907 году, но живут они на ранее нажитое от торговли имущество и кулацкое хозяйство. Прозбу отклонить». Ещё один перл: «До революции занимался торговлей, выезжал на ярманки, держал постоянного батрака, нанимал временных рабочих на жатву, давал взаймы деньги, хлеб, сельхозоборудование, занимался перепродажей зерна, закабалял бедноту посредством сельхозмашин. После революции ростовщик, спекулянт и эксплотатор чужого труда». Как же им не хотелось возвращать награбленное – земельные угодья, полукаменный дом с постройками по страховой оценке 1700р., две лошади, две коровы, восемь овец, две телеги, тарантас, молотилка, веялка, жнейка и жатка!
В 1931 году раскулачили брата жены - Гонина Дмитрия Николаевича, как бывшего торговца кустарными изделиями (семья 7 человек, из них трудоспособны двое мужчин и одна женщина), и односельчанина Сикова Ивана Гордеевича как арендатора мельницы, одного из подписавших коллективное письмо в защиту деда. Эти оказались более предусмотрительными – Сиков успел продать лошадь за 400р., прирезал скот и распродал имущество «с целью опролетаризироваться» и сбежал, а у Гонина всё сгорело, толи сам поджёг, чтоб не досталось «врагу», толи беднота постаралась.
Дед целый год скрывался в лесу, с января 1931 года стал в зимнее время работать в Семенихинском леспромхозе в должности младшего десятника, а летом – плотогоном. По справкам с места работы с 23.07 по 14.10.1931г. «плыл на плоту» клевальщиком от Сарапула до Саратова, с 16.10 по 19.11.1931г.- от Саратова до Сталинграда; в 1932г. – топорщиком, в 1934г. всё ещё плотогоном на Воробьёвском рейде. Больше справок, характеристик и ответов в деле нет, но в своей автобиографии папа написал, что отец его до самой смерти в 1942г. работал в Плотбищенском мехлесопункте треста «Вятполянтрест», и хотя избирательные права им вернули в 1935 году, реабилитирована была вся семья только в 1991 году. Когда смотрела в архиве эти дела, была просто поражена, сколько людей было репрессировано, сколько судеб сломано!

Прикрепленный файл: 30.jpg
---
Ищу сведения о Поповых из Хабаровского края, переселенцах из Вятской губернии; и о Блинове, сосланном оттуда же в Сибирь в 1840г.
Лайк (5)
XX34AP
Модератор раздела

XX34AP

Киров, Россия
Сообщений: 81
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 210
Вот ещё несколько интересных фактов из истории этого рода я нашла, роясь в МК архива.
Папины предки были православными, хотя жена Андрея Фомича - Мокрида Яковлевна в 1809 году одна из всей семьи ушла в раскол. Возможно, сказалась тяжёлая болезнь, в 1811 она умерла от чахотки, и отпета была почему-то по православному обряду. Покаялась и вернулась в лоно прежней церкви? - опять загадка, которую уже не разгадать. Сын их Степан Андреевич в 1811 по указу Земской палаты вместе с женой и четырьмя детьми был переселён из Нолинского тоже в Уржумский уезд, основал починок Пьянков, вырастил всех своих девятерых детей и, если верить ИР, имел трёх жён - Маремьяну Трифоновну, Марину Стефановну и Евдокию Калиновну, последняя была на 19 лет его моложе. Допускаю, что Маремьяна могла как-то трансформироваться в Марину, но я не нашла в МК не только записей о втором и третьем венчании, хотя он мог венчаться и в приходе невесты, но и записей о смерти предыдущих жён! Уже я заказывала некоторые дела по второму разу - глаз "замыливается", могла и пропустить; уже, перефразируя Пушкина, "архивны юноши толпою на Аню чопорно глядят и про неё между собою неблагосклонно говорят". И я их понимаю - потягай-ка эти неподъёмные фолианты с полки на полку, но простите, если обнаглею и закажу ещё раз, мой перфекционизм не даёт мне покоя. Если бы ещё дела были сшиты по приходам, а не по годам, что предпочтительно для статистиков и краеведов, но крайне неудобно для потомков, пытающихся составить свои родословные.
Вот ещё две выявленные неувязки - у Степана Петровича Пьянкова все дети, кроме прадеда Сергея, умерли в младенчестве, включая полугодовалую Анну. Но что интересно, записи о её рождении именно в этой семье нет, зато есть другая о рождении в это же время дочери Анны в родственной семье. Возможно, это один и тот же ребёнок, и священник просто ошибся, только вот когда - при записи рождения или смерти?
Пока я копалась в архивной пыли, разыскивая следы трёх жён, то попутно выявила интересные, хотя и печальные факты о судьбе предка по боковой линии - Пьянкова Прокопия Климентьевича1762г.р. У него было уже 6 дочерей, когда его жена умерла при родах долгожданного наследника, тоже умершего в 4 мес. Горемыка женился на вдове из соседней деревни и сам скончался через 3 года в возрасте 42 лет, оставив своих дочерей круглыми сиротами. Мачехе было, наверное, не до них, всех по бедности замуж выдать не удалось, и, по крайней мере, двое из них сбились с пути праведного - приносили почти каждый год по незаконнорожденному, умиравшему в младенчестве ребёнку, вот уж судьба-злодейка!
Сколько же можно сделать неожиданных и, возможно, не очень достоверных открытий, просто пролистывая архивные дела. Вообще, мне кажется, что история, особенно древняя, многогранна и неоднозначна, вызывает много споров, разногласий и разночтений; любой летописец и исследователь волен трактовать события и факты по своему. Правд много, истина одна, помрём - узнаем, может быть.
---
Ищу сведения о Поповых из Хабаровского края, переселенцах из Вятской губернии; и о Блинове, сосланном оттуда же в Сибирь в 1840г.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модератор: XX34AP
Вверх ⇈