«Не вернется никто и никогда – здесь сгниете» Советская Молдавия пережила три волны депортаций, которые коснулись сотен тысяч человек.Первая волна депортаций. 1941 годТерритория Бессарабии вошла в состав СССР в 1940 году. В новосозданной Молдавской Cоветской Социалистической Республике зачистки начались практически сразу. СССР находился на пороге войны, и его руководство хотело быть уверенным в крепости границ и лояльности местных властей.
Первыми, уже в 1940 году, пострадали участники Сфатул Цэрий — чиновники, священники, врачи, поддержавшие объединение с Румынией в 1918 году. Большинство из них были высланы в дальние уголки России. Например, священник Александр Балтага был депортирован в Татарстан, несмотря на то, что ему тогда было 80 лет. В 1940 году также прошла одна из немногих депортаций по этническому признаку — 124 тыс. бессарабских немцев репатриировали в Германию.
Но первая массовая волна депортаций прокатилась по МССР в 1941 году. Подготовка к выселениям началась заранее. 11 ноября 1940 года вышел приказ НКВД СССР с требованием выявить все «антисоветские элементы». В поименные списки, составленные на местах, должны были войти все бывшие собственники земли, фабриканты, белогвардейцы, коммерсанты, лидеры политических партий, те, кто сотрудничал с румынской Сигуранцей, а также мэры почти всех населенных пунктов, включая гагаузские и болгарские.
31 мая 1941 года уполномоченный ЦК ВКП(б) и СНК СССР по МССР Серго Гоглидзе направил лично Сталину отчет, в котором просил разрешения срочно выслать из страны «определенные элементы». Уже в июне разрешение Москвы было получено. НКВД Кишинева разослало по местным силовым органам подробные инструкции о проведении депортаций. Операция была назначена на 12 июня 1941 года и должна была завершиться в течение 24 часов, чтобы избежать волнений.
Выселяли в ночь с 12 на 13 июня. По официальному распоряжению, разрешалось брать с собой по 100 кг вещей на семью — деньги, одежду, продукты, посуду. На сборы отводилось два часа. На деле, по воспоминаниям самих депортированных, на сборы большинству давали не более 40 минут, и взять с собой разрешали не больше 40 кг. Деньги и ценные предметы зачастую отбирали солдаты. Все прочее имущество — дом, земля, скот — было конфисковано в пользу государства или колхозов.
Согласно отчету, направленному Сталину, Молотову и Берии, уже 13 июня
из МССР за одну ночь были высланы 24 360 человек. Больше всего депортированных вывезли из
Кишинева, Бельц, Тараклии. Выселяли семьями, однако по пути к местам ссылки членов семей разделяли. Около 8 тыс. мужчин распределили по трудовым лагерям.
Матерей с детьми — по спецпоселениям в Казахстане, а также Омской и Новосибирской областях.Вторая волна депортаций. Операция «Юг» 1949 годРасправившись с основными «антисоветскими элементами» в 1941 году, после войны местные власти столкнулись с другой проблемой: коллективизация шла слишком медленно. Следующая волна массовых депортаций прошла под знаменем борьбы с «кулаками», зажиточными крестьянами.
Операция, впоследствии получившая название «Юг», фактически началась с докладной записки министра внутренних дел МССР Федора Тутушкина главе общесоюзного МВД Сергею Круглову. В своем письме от 12 октября 1948 года Тутушкин указывает на то, что «остатки румыно-молдавских буржуазно-националистических, кулацко-бандитских и спекулятивных элементов» сопротивляются «модернизации» сельского хозяйства.
Согласно постановлению, подписанному 6 апреля 1949 года, за пределы МССР —
в Казахстан,
Алтайский край, Курганскую, Тюменскую и
Томскую области РСФСР — предполагалось выслать более 11 тыс. кулацких семей или 40 850 человек.
Основным же поводом для депортаций становились гектары земли, коровы и куры: крестьяне с 1944 года платили повышенный налог со своих хозяйств, а потому автоматически попадали в «черные» списки.
В результате операции «Юг» с территории Бессарабии было выслано 34 270 человек , из них — 13 651 женщин и 11 245 детей.
Третья волна депортаций. Операция «Север» 1951 год«Свидетели Иеговы» стали мишенью советского механизма репрессий по нескольким причинам. Члены этой организации отрицали власть государства: они отказывались проходить службу в армии и участвовать в выборах. Режим воспринимал их мировоззрение как антисоветское и потенциально опасное для нацбезопасности.
Примечательно, что по тем же причинам «Свидетелей Иеговы» подвергали репрессиям и при румынской власти.
19 февраля 1950 года всесильный министр нацбезопасности СССР Виктор Абакумов издал распоряжение «О депортации 1670 человек из МССР». Речь шла о 670 семьях, прихожанах религиозного культа «Свидетели Иеговы». Координировать операцию поручили первому секретарю ЦК Компартии Молдавии Леониду Брежневу. Операция получила название «Север» и, по предложению Сталина, была проведена с марта по апрель 1951 года.
Депортациям подверглись члены этого религиозного сообщества и из других союзных республик: Украинской ССР (2020 семей), Эстонской ССР (130 семей), Литовской ССР (48 семей), Белорусской ССР (153 семьи) и Латвийской ССР (27 семей).
25 марта 1951 года министр нацбезопасности МССР генерал-майор Мисуров одобрил списки «свидетелей» для депортаций. Туда были включены «свидетели» из 14 районов страны, преимущественно северных. Из 2684 человека, предложенных к депортациям, 790 — дети.
Операция «Север» началась на территории МССР 1 апреля 1951 года в четыре утра и продлилась до восьми вечера. В общей сложности депортировали
2724 человека, в том числе 846 детей.
Так, 9 октября 1951 года появляется указ президиума Верховного Совета СССР о том, что депортированные «свидетели» должны остаться на территориях севера «навечно». Их обязали периодически отмечаться в полиции и запретили покидать районы.
https://newsmaker.md/rus/novos...mol-33511/