| rostoff90 Модератор раздела
Ростов-на-Дону Сообщений: 79 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 149 | Наверх ##
24 января 13:36 22 сентября 1893 г. на имя приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа говорилось, что 16 сентября 1892 г. в г. Хабаровку прибыло 16 семей старообрядцев, крестьян Саратовской губ., Аполишинской волости, Хвалынского уезда, с. Дёмкина. Они с разрешения приамурского генерал-губернатора весной 1893 г. стали селиться в местности «Красная Речка» по р. Уссури и образовали из себя д. «Николо-Александровку», в 10 верстах от г. Хабаровка. Старообрядцы поселились 13 семьями. Остальные из них находились в Хабаровке для заработков; к ним присоединились и старые жители крестьяне и запасные нижние чины, имевшие свои долги и хозяйство, поселившиеся с 1881 г. на «Красную Речку». Изъявили желание селиться там 153 души (3). По воспоминаниям внучки первопоселенца Тита Здутова, Нины Лукиничны, храм возвели в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как только построили жилые дома, на высоком берегу Уссури. Первым священником в этом приходе был о. Иоанн Мартемьянович Емельянов до 1910 г., вторым священником служил о. Артемий Евстафьевич Соловьёв. Таким образом, на нынешней территории Хабаровска в начале ХХ в. активно действовал разрешённый властями Приморской обл. по согласованию с Министерством внутренних дел приход Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию).
До 1917 г. в местности Красная Речка располагалось с. Николо-Александровское, основанное в 1893 г. переселенцами-старообрядцами Саратовской губернии. Здесь жили семьи Здутовых, Сыркиных, Сызранцевых, Горбуновых, Смирновых, Мартыновых, Головановых, Тишковых, Бандуковых, Баранниковых, Овчинниковых, Скоробогатовых. К 1902 г. общество имело около 3 400 десятин удобной земли, улица и постройки раскинулись на три версты по всей береговой полосе, перерезанной заливами. В 63 дворах проживали 179 мужчин и 159 женщин — всего 338 человек, из них четвертая часть — белокриницкие старообрядцы (81 человек).
Николо-Александровское производило впечатление зажиточного села. Помимо крепких домов во дворах имелись конюшни, сараи для скота, амбары, бани, ледники и погреба. Красивые дома с тесовыми крышами состояли из двух или трех комнат помимо кухни и сеней. На три двора приходились один плуг или соха, и каждая семья имела телеги, сани, лодки. Старообрядцы имели 79 десятин распаханной земли, из которых 54 десятины занимали огороды и 1,5 посевы овса. Земледельческая культура у сельчан не была развита, но большое значение имели сенокосы, необходимые для содержания главного средства их жизни — лошадей. Еще держали коров и свиней, сеяли овес и немного пшеницы, возделывали огороды, разводили сады. Летом в тайге собирали орехи, пилили дрова и возили в город на продажу. Купцы-старообрядцы Эрязовы снабжали деревню зерном, чумизой, просом, мукой. Браки заключали только с представителями своей веры.
|