Заворонежская слобода
Историческая родина: с. Заворонежское Мичуринского района
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 19:56 18 ноября 2024 23:24 Заворонежское - село в Мичуринском районе Тамбовской области. Пригород г. Мичуринска. Расположено на левом берегу р. Лесной Воронеж, отсюда название. Местные, мичуринцы, говорят, что сегодня Заворонежское - столица цыган. Говорят, что там одни цыгане цыганами погоняют. А когда-то это село было родиной моих предков... Разбежались, разъехались потомки заворонежских однодворцев кто-куда... Не знаю, остались ли там еще какие-то коренные жители. В селе родились: Кострикин Виктор Константинович (1935 - 2018), писатель и журналист. Хабаров Валерий Иосифович (р. 1944), российский художник, член Союза художников СССР. Волокитин Петр Матвеевич (03.04.1901 - 1941), полковник Красной армии, начальник разведки 13-й армии в 1941 г. Фролов Александр Павлович (1921 - 1994), советский ас, герой Советского Союза. Все четверо - из коренных заворонежцев. В 1874 году в Ильинской церкви Заворонежской слободы венчался Иван Владимирович Мичурин, в честь которого в 1932 году переименуют Козлов в Мичуринск. В начале 1900-х в Заворонежской слободе священствовал Федор Андреевич Ивановский (1873-1938), будущий епископ Юрьево-Польский, Хрисогон. | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 21:15 18 ноября 2024 23:00 Слобода полковых казаков за рекой ВоронежЗаворонежское до Революции называлось Заворонежской слободой. Всегда было пригородом г. Козлова. А поскольку село расположено через реку, то, так получилось, что в состав города оно не вошло. Считается, что Заворонежская слобода была основана в 1638 г. Точно это неизвестно, но вполне вероятно. Первопоселенцами Заворонежской были полковые казаки г. Козлова. В Заворонежской размещалась отдельная сотня. В Википедии написано, что якобы слободу основали черкасы "по главе с гетманом Фоминым". Не знаю, откуда эта легенда, но вероятно, что нашу слободу путают с селом Панским. До конца 17 века Панская слобода называлась "Заворонежской черкасской", а Заворонежское часто "Полковой слободой за рекой Воронежем". После основания слободы казаки построили в ней деревянную церковь в честь Дмитрия Солунского. Из писцовой книги письма и меры князя Данилы Несвицкого г. Козлова и уезда 1650-52 гг. (РГАДА ф. 1209 оп 1 д 1015, лл. 34об-35об): [q] «И всего в Заворонежской слободе полковых казаков девяноста три двора, а людей в них двесте девяноста три человека. А под дворы даны им места в длину по дватцати сажень, л.35 а поперег по десяти сажень, а под гумна против усады их в длину и поперег по дватцати сажень человеку, а на выпуск дватцать десятин. Пашни паханые добрые земли тысяча сто четвертей да дикого поля на пашню две тысячи сто четвертей. И обоего пашни паханые и дикого поля на пашню с церковною землею три тысячи двесте четвертей в поле, а вдву потому ж. Пятидесятником по сороку четвертей, десятником по тритцати четвертей, редовым казакам по дватцати четвертей человеку, а к церкве дватцать четвертей. Сена меж поль и по заполью и по дубравам и по ржавцам и по конец л.35об поль шесть тысяч пятьсот копен. А лес Воронежской и Хобоцкой з городскими и с уездными людьми вопче.»[/q]
Служили заворонежские казаки, как и козловские, "государеву конную службу". Служба казаков называлась в документах то "полковой", то "городовой". Как писалось в летописце начала царства Ивана Грозного про казаков: "казаки во всякое дело пригодятся". Вооружены предки заворонежцев были государевыми пищалями. У некоторых также были рогатины. Служило большинство на "меринках" - это разряд боевых лошадей русской породы, ниже рангом, чем мерины. Рядовые казаки имели дачи в 20 чет "в поле, а в дву потому ж". Т.е. всего в 60 чет, или очень условно 30 га. В то время на Руси была трехпольная система сельского хозяйства. Дачи эти не имели статуса поместий, а принадлежали "прибору". Казак пользовался пашней пока служил в казачьей сотне. Сыновья казака не наследовали статус и землю отца, а должны были, как "вольные охочие люди", приискивать себе службу и судьбу. Такая практика была актуальна для всех служилых людей "по прибору". Жили казаки, как и было возможно в лесостепи, в избах с соломенной крышей, на подобие украинских хат-мазанок. Пищали обычно выдавались из казны, но могли быть и свои. Рогатины у всех были собственные. Коней покупали сами, за свой счет, кто что мог себе позволить. А служили "с земли без жалования". Т.е. денежного жалования у них, в отличие, например, от стрельцов, не было. Только земельная дача. Набирали в казаки "вольных охочих людей". Люди должны были быть не в тягле и не состоять ни за кем в крепости или кабале. Должны были быть "прожиточными" (т.е. достаточно обеспеченными), семейными (на Черте обычно не приветствовались холостяки), крепкими и здоровыми, а также владеть боевыми навыками для полковой и станичной и сторожевой службы. Совсем неумеющие ничего тоже не приветствовались - обучать никто не будет, все давалось в семье. На коня и сразу в строй... Желательно было знать "систему", чтобы сразу можно было полноценной служить. Обычно это были родственники других приборных служилых людей, часто из казаков. Но были, конечно, и случаи, когда среди казаков обнаруживали беглых. Тогда их обычно сыскивали и возвращали помещику. В 1648 г. в Козлове вспыхнуло восстание. Заворонежских казаков как будто в документах о восстании не упоминают. В 1650-е годы в Заворонежскую прибыло много новых казаков. Часто это было связано с тем, что прежние верстались в дети боярские, и освобождалась вакансия. В 1675 году многие козловские казаки были верстаны поместными и денежными окладами при разборе думного дьяка Семена Титова. Были повестаны и заворонежцы. Однако меньшими окладами, чем козловцы. Тем не менее, статуса детей боярских они не получили, так и продолжали называться полковыми казаками. Несмотря на это, к концу 17 века бывшие казачьи дачи постепенно стали переходить сыновьям и внукам. Служба заворонежских и козловских казаков уже считалась "городовой", а земли нередко в документах называются "поместьями". В период первой ревизии 1719-1722 гг. заворонежские казаки, как и многие другие служилые люди Козловского уезда, были положены в подушный оклад и стали однодворцами. | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 21:58 Церкви: Дмитриевская и Ильинская Еще в 17 веке в слободе была построена деревянная Дмитриевская церковь, в честь излюбленного казаками Дмитрия Солунского. В 1818 г. в слободе был открыт новый приход - Ильинский. Ильинскую церковь Заворонежской слободы не стоит путать с городской, козловской. Церковь Илии Пророка появилась в Заворонежской в связи с упразднением в Козлове женского Ильинского монастыря в конце 18 века. Деревянную церковь из монастыря перенесли в Заворонежскую. Церкви в селах в 17-18 вв. часто строили "по-клетски", т.е. это была обычная изба с крестом. Возможно, такая была в Заворонежской, и поэтому местные жители выкупили себе деревянную церковь из Ильинского монастыря. Но в начале 19 века представительница рода козловских купцов Силантьевых построила на месте деревянной каменную церковь. Возможно, какое-то время функционировало две церкви: старая Дмитриевская, и новая Ильинская. До 1830-х в метриках по Заворонежской не упоминается Ильинская церковь. А затем "пропадает" Дмитриевская. Согласно историко-статистическому описанию Тамбовской епархии за 1911 г. в Заворонежской Ильинской церкви было три пристола: пророка Илии (20 июля), Димитрия мироточивого (Дмитрия Солунского; 26 октября) и Николая Чудотворца (6 декабря). До начала 20 века к приходу Заворонежской церкви относилось село Мановицы. 19 февраля 1930 г. 85% местных жителей проголосовали за закрытие церкви. Фотография заворонежской Ильинской церкви 1909 г. | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 22:51 18 ноября 2024 23:00 Дурная слава... "Воровская слобода""Хороша наша деревня - только улица грязна. Хороши наши ребята -только славушка дурна..." - Эпиграф к статье о Заворонежской слободе из Козловской газеты за 12 июля 1901 г. Если верить корреспонденту Козловской газеты с псевдонимом П-Р-рь, то Заворонежская слобода на весь уезд пользовалась дурной славой, - в ней орудовала банда "колесников". Через Заворонежскую в Козлов проходила одна из основных дорог, и проезжающим по ней ночью уездным крестьянам трудно было избежать встречи с местными бандитами. Кто-то подозревал местных молодцев, особенно тех, кого вскоре отправляли на службу в армию, кто-то живших под Козловом цыган. Выяснить, кто был членом банды так и не удалось. Волостные старосты, со слов корреспондента, из страха за свою жизнь, покрывали виновников и все обыски делали формально. Из Козловской газеты от 12 июля 1901 г.: [q] "Песню эту (эпиграф выше) наши заворонежские малые любят распевать под гармонику. И они правы: Заворонежская деревня действительно хороша, зато улицы - сплошные моря грязи из которой ноги не вытащишь; хороши и заворонежские ребята, да только такую они приобрели славу, что по крестьянскому выражению "надо бы хуже, да некуда". Запоздавший в городе мужик, которому путь лежит через Заворонежскую слободу, обыкновенно крестится и молится всем угодникам Божьим, чтобы они помогли ему по добру по здорову выбраться из "хорошей" деревни. Изредка молится им и немужик, проезжающий на паре или тройке, ныряя из ухаба в ухаб, по направлению от булацкого тракта... Ночь, темно, как в смоляной бочке. Едут несколько крестьянских телег. Плохия лошаденки переступают с ноги на ногу, подумывая о дальней дороге, да и признаться, что животы у них не тем набиты, чтобы скакать во весь дух или мчаться рысью. Возницы - кто курить, кто слегка дремлет. "Тпр-ру!" - останавливает свою лошадь передний. "Что служилось?" - кричат сзади. "Колесо свалилось". "Эка ты, малый, должно чеку плохо вставил". Начинаются поиски колеса. Сначала ищет один хозяин его, потом все вместе. На дороге, по которой ехали. не оказывается. Возникает предположение, что оно скатилось с насыпи вниз ( дорога - шоссированная насыпь). Ищут там, но там не находят. "Головушка бедная!" - жалуется мужик. - "Что теперь без колеса делать?" ... "Караул!" - кричит другой мужик, подошедший к своей телеге после поисков. - "Мужики, ведь это грабеж! И у меня колес нет! Сняли разбойники, сняли!" "А у меня соль да "газ" вытащили", - заявляет третий. Все кидаются к телегам и в редкой не находят какого-нибудь недочета. Тут мужики догадываются, что первое колесо было "штука" заворонских малых, разыгранная для отвлечения глаз, в целях удалить возниц от телег. ...Прием воровства колес, а потом и покупок из телег, самый простой, хотя и затяжной. Более сложный, но зато быстродействующий заключается в работе толпою, конечно, опять таки ночью. "Стой! Эта лошадь наша!" - схватываются трое или четверо за узду и за вожжи. "Как ваша?" - спрашивает мужик и устремляется на грабителей с кулаками или палкой. Те в рассыпную, но дело сделано - внимание мужика отвлечено и двое запасных малых обшарили в телеге все, что было ценного на их взгляд. ... Вот каковы заворонские ребята и почему о них составилась дурная слава. Нельзя сказать, чтобы внешние причины, например бедность, вынуждали заворонских ребят к воровству или грабежу. Заворонец, прежде всего, не беден, по крайней мере, условия жизни его таковы, что он не может быть беден. Под рукой у него город, ежедневные заработки и ручным трудом, и на лошади. Огородная овощь, ягоды яйца, молоко, сметана, масло - все это находит в городе прекрасный сбыт и дает прекрасный доход. Корень зла лежит не в бедности, а в нравственной распущенности, создававшейся почти столетиями. На распущенность влияло многое: отсутствие хорошей школы с просвещенными и деятельными учителями, церковные смуты, тянувшиеся целыми десятилетиями из-за определения в церковь другого священника, неудачное назначение пастырей, которые поддерживая "односвященство", сами того не замечая, вносили раздор и нравственную расшатанность во весь быт и строй громадного общества Заворонежской слободы". Справедливости ради обязывает на сказать, что теперь эти условия изменились или, по крайней мере, изменяются к лучшему. Школа исполняет свое призвание и с каждым годом делает свои завоевания... Поэтому есть надежда, что когда-нибудь и Заворонежская слобода вместо "воровской" получит название "тихой и мирной". О кражах и открытых грабежах на дороге мы не слыхали давно, но после пожара в апреле часто стали повторяться кражи из риг, хаток, амбаров и даже жилых изб. Лошадей и другую скотину мужики начали сковывать цепями... Эти случаи ночных похождений одни объясняют присутствием цыган, другие - шалостями все тех же "ребят". [/q] | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 22:59 18 ноября 2024 23:02 Из воспоминаний Марии Шемета, внучки заворонежца Якова Ивановича Кастрикина. [q] «На этом месте (сейчас улица Красноармейская) жил мой дед Кострикин Яков Иванович и дед моего деда, с этого поместья начинался наш род. Берега реки были густо поросшими лесом, в котором, по воспоминаниям старожилов, водились волки. За маленьким добротным каменным домиком с соломенной крышей на краю Заворонежской слободы простирался обширнейший луг, отсюда и прилепилось прозвище к моим предкам «Луговы». Сейчас на родовом поместье располагаются семь домов с приусадебными участками вместе с нашим...Когда-то, как и во многих поместьях, здесь располагался постоялый двор – проводили ночь крестьяне, приехавшие с сельхозпродуктами из окрестных сёл, чтобы рано утром попасть на козловский рынок. В небольшой комнатке на полу им стелилась солома, где они и спали. На костре во дворе готовили пищу. Время было голодное. «Дайте маленькому Ванечке кашки», – иногда просила у постояльцев пятилетняя хозяйская дочь Маша, нянчившая годовалого братика….На каждой улице было всего-то по одному-два колодца, а выстиранное бельё в любое время года полоскали в реке, пользовался популярностью гужевой транспорт, но в основном приходилось преодолевать большие расстояния пешком… Для растопки печи из соседних сёл привозили на продажу головёшки – обугленные куски дерева. Печь топили мусором с полей и высушенным навозом. За продуктами ходили в магазин под народным названием «Потребиловка» ...Рядом находился ресторан, где особо торжественно отмечались красные даты календаря. Через дорогу располагалась «Пивная», в которой предлагала отпробовать бодрого напитка семья Козычевых ...На колхозных полях выращивались капуста, помидоры, горох и даже арбузы. Воду для полива привозили в бочках из реки. Вдоль крутых берегов склоняли до воды свои пушистые ветви ракитовые кусты. ...За углом на улице Поповке (Ленина) была пекарня. ...Умели и веселиться заворонежцы после трудового дня. При свете луны устраивали они посиделки. Собирались обычно под столбом от радио. Улицы тогда не освещались, как, впрочем, и сейчас. Всегда находился виртуозный гармонист и звонкоголосые певуньи. Такой дружной компанией прогуливались они по улицам села, нарушая тишину ночного царства. ...бывало и так, что засидится чья-то дочь в девках. Тогда усаживал её отец в телегу и, громко крича «Кому на́долбу*?», возил по улицам. Авось, кому-то и приглянется девица. »[/q]
Источник: Шемета. М. Памяти нашей Вальсок//Александр. Литературно-Исторический журнал. 23.02.2017 Электронное издание. Источник: http://alexlib.ru/obshchestvo/...j-valsok/) | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 23:06 Из воспоминаний Виктора Константиновича Кострикина: [q] «Из горницы дома, где я родился в 1935 году и прожил до переезда в город почти одиннадцать лет, церковь была отчётливо видна. Она ведь стояла как раз напротив, через улицу Поповку (Ленина), сразу после маленькой семилетки, среди могучих тополей..., а за тополями - школа Зелёная: так её, давно существующую только на семейных фотографиях, называют и сегодняшние слобожане-заворонежцы. Только храм я видел уже искалеченным. С центральной луковицей-куполом без креста, свисавшего,.. нет, скорее, повешенного верхней перекладиной на обрывке толстой железной цепи. Цепь эта, когда налетал ветер или гроза гремела, тревожно скрипела об остатки кровли… На краю слободы, неподалёку от Панского леса, стояла на возвышении Воронова школа, будет в ней одно время, уже при мне, детдом, а прежде, до революции - небольшая обитель Боголюбского монастыря. Рядом - пруд, монахи рыбу в нём разводили. Пруд этот вроде бы, по слободской краеведческой мифологии, не что иное, как древний оборонительный ров. Более отчётливо помню Козловский вал. Я его облазал вдоль и поперёк семи-восьмилетним школьником, а было это уже во время войны, в 42-м….Зенитная пушка стояла у нас на огороде, а зенитчикам родители отдали на постой комнаты дома. ...То, что Заворонежская слобода была поселением казачьим, я достоверно узнал только с появлением сравнительно недавних письменных краеведческих источников. Зато о казачьих корнях своего отца и всего его фамильного корня Кострикиных (по-уличному - Колчановых) осведомлён был с младенческой поры. ...- С Дона твой предок, - говорил отец. - И его отец с дедом оттуда. Козлов строили во времена царя Михаила Фёдоровича, деда Петра Великого… И дом наш дед по- казачьим традициям артельно ладил… Ещё о казачьей Заворонежской слободе. Это уже из семейной легенды. Конец лета 1919 года. Гражданская война. Козлов впервые за время своего существования на карте России становится прифронтовым городом. 22 августа Донской 4-й корпус генерала Мамонтова при драматических обстоятельствах прорывается в тылы Красной Армии, на целую неделю, до конца месяца, захватывает Козлов, учиняет в городе грабёж и расправу над представителями местной большевистской власти. Заворонежскую слободу казаки-донцы не тронули, наверное, признали своими по крови и истории. Мой родительский дом, тогда один из "справных", к тому же в центре слободы и под боком Большой тамбовской дороги, облюбовал какой-то военный казачий чин со своим отрядом. ...Родные улицы слободы - Поповка, Жидковка, Слободка, Решетовка, Возделиновка - эти и другие старые, полузабытые названия напомнят мне коренные заворонежцы, когда будем вспоминать прошлое слободы».[/q]
Источник: Кострикин В. Статья «Слобожане» //Мичуринская правда. 15 января 2011. https://michpravda.ru/articles...hane-33734 | | |
| OlgaKob | Наверх ##
18 ноября 2024 23:14 Из рассказа заворонежца Владимира Александровича Фролова о его деде, герое Первой Мировой войны, Павле Алексеевиче Родюкове. [q] «Это мой дедушка по маминой линии, участник Первой мировой войны, унтер-офицер, полный георгиевский кавалер, фронтовой разведчик Павел Алексеевич Родюков...Стало понятно, почему лицо героя показалось знакомым, — копию портрета автор этих строк видел в экспозиции Мичуринского краеведческого музея...Родился Павел Родюков в 1887 году* в Заворонежской слободе Козловского уезда. Основным родом его занятия было изготовление и починка колёс. Представителей этого забытого ныне ремесла называли колесниками. Первая мировая война застала Павла Родюкова уже вполне зрелым человеком. В свои неполные тридцать лет Павел Алексеевич отличался хорошей физической подготовкой, что не раз помогало ему в боях с противником. Так, во время штыковой атаки он получил серьёзное ранение, но ему хватило мужества и сил поразить своих противников и выйти живым из кровопролитной схватки. Конечно, такая самоотверженность и воинский дух не могли остаться не замеченными командованием. Всего наград, объединённых Георгиевской лентой, на портрете 1906 года мы видим в количестве шести: два золотых и два серебряных креста, а также две медали «За храбрость». Чуть ниже мундир унтер-офицера украшает нагрудный знак «За отличную стрельбу» третьей степени. Первый золотой Георгиевский крест Павел Родюков, согласно воспоминаниям внука, получил за вывод своего подразделения из окружения. Командир был убит, и Павлу Алексеевичу пришлось взять на себя такую колоссальную ответственность. Его подвиг позволил избежать больших потерь личного состава подразделения. По рассказам Владимира Александровича, вторым золотым Георгиевским крестом Павел Родюков был награждён за взятие «языка». Бесстрашный воин вплавь перебрался через реку Висла на сторону, где располагался противник. Там Павел Александрович, замаскировавшись, в течение двух суток наблюдал за местностью. Ему улыбнулась удача — практически навстречу без всякого сопровождения шёл немецкий командир...Павел Родюков, проявив ловкость и армейскую смекалку, сумел захватить противника в плен и переправить на сторону, где базировалось его подразделение. В результате подвига Павла Родюкова удалось добыть ценные сведения. Первая мировая война множественными ранениями на всю жизнь оставила память о себе на теле Павла Алексеевича. Однако это не помешало ему в мирное время продолжить заниматься ремеслом колесника. Но уже после революции 1917 года героя Империалистической войны избрали председателем Заворонежского сельсовета. В августе 1919 года в город Козлов вошли казаки под командованием генерала-лейтенанта Константина Мамантова ...Конечно же, главе сельсовета было бы несдобровать, и Павел Алексеевич, опытный разведчик, вместе со своими помощниками успел скрыться в Булатовском лесу, а свою семью отправил к родственникам. — Испуганные местные жители показали мамантовцам дом, в котором пряталась семья деда, — вспоминает предание о тех страшных событиях Владимир Александрович.— Казаки подогнали туда броневик с пулемётом. В доме же в это время находилась мама Павла и его дети. Однако, предчувствуя беду, она своевременно укрылась с ребятишками в подполе. Броневик открыл огонь, изрешетив тем самым дом, но зато все остались живы. Так удалось спастись Павлу Алексеевичу и его семье во время трагических событий, имевших место в нашем городе в разгар Гражданской войны. Шло время, и в середине 1920-х годов советская власть сочла Павла Родюкова зажиточным крестьянином и его решили раскулачить. Лишившийся лошади, дома и всех своих боевых наград, герой Первой мировой войны был заключён под стражу. Но он не падал духом, хотя такая несправедливость его сильно возмущала. Павел Алексеевич написал письмо на имя председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Михаила Калинина. Михаил Иванович распорядился освободить героя Первой мировой войны, вернуть ему всё имущество и награды, последнее однако так и не было сделано… Из всех знаков отличия Павла Родюкова остался только подвязанный верёвочкой серебряный крест, который он всегда носил на шее. ...Умер Павел Алексеевич в 1954 году. Похоронен на кладбище в Заворонежском».[/q]
* 4.01.1887 ст. стиль, в семье Алексея Михеевича Родюкова и его жены Прасковьи Александровны (автор дневника). Источник: Еремин Д. «Полный кавалер»//Мичуринская правда. Эл. Версия. 25 августа 2020 г.//https://michpravda.ru/articles/society/2020-08-25/polnyy-kavaler-27490 | | |
|